Научная статья на тему 'Религиозная ситуация в Центральном федеральном округе как часть регионального социально-политического процесса: современное состояние и перспективы развития в условиях модернизации российского общества'

Религиозная ситуация в Центральном федеральном округе как часть регионального социально-политического процесса: современное состояние и перспективы развития в условиях модернизации российского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1317
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПАРТНЕРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ДИАЛОГ / СТАБИЛЬНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Исаев Алексей Владимирович

Автор приходит к выводу, что религиозная ситуация, являясь частью единого социально-политического процесса региона и духовно-идеологической ситуации в обществе, представляет собой обобщающую характеристику целого комплекса религиозных проявлений в определенный момент времени, в их взаимосвязи между собой и с социальной целостностью (социумом). Религиозная ситуация способна привести как к социально-политической стабильности региона, так и к ее дестабилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозная ситуация в Центральном федеральном округе как часть регионального социально-политического процесса: современное состояние и перспективы развития в условиях модернизации российского общества»

УДК [322:2](470.3)

ИСАЕВ А.В. Религиозная ситуация в Центральном федеральном округе как часть регионального социально-политического процесса: современное состояние и перспективы развития в условиях модернизации российского общества

Автор приходит к выводу, что религиозная ситуация, являясь частью единого социально-политического процесса региона и духовно-идеологической ситуации в обществе, представляет собой обобщающую характеристику целого комплекса религиозных проявлений в определенный момент времени, в их взаимосвязи между собой и с социальной целостностью (социумом). Религиозная ситуация способна привести как к социально-политической стабильности региона, так и к ее дестабилизации.

Ключевые слова: государство, религиозные организации, регион, социально-политический процесс, модернизация, партнерство, гражданское общество, политический институт, диалог, стабильность, политическая система, религиозность, религиозная ситуация.

Общество XXI века как в мировом, так и в региональном масштабе во многом позиционирует себя как бесконфликтное. В социально-политическом процессе стало общепринятым рассматривать идеологических противников как партнеров в поиске взаимовыгодного решения.

В Российской Федерации в условиях не только экономического, но и социокультурного кризиса диалогический и толерантный подход к решению многих социально-политических проблем также приобретает свою актуальность. Это объясняется модернизацией* современного российского общества, в процессе которой государство как основной субъект политической системы занимает ведущие позиции. Не случайно об этом говорил В.И. Пантин, отмечая активную роль государства в инициировании, определении направленности и осуществлении модернизационного процесса на всех его стадиях и выделяя при этом «посредника», соединяющего три сферы политической системы: ядро, по-средующую и внешнюю оболочки. По его

мнению, «в центре стоит символическая фигура автократа (царь, император, генсек, президент). Внешняя оболочка - это во всех случаях народ. Между ними - слои посредования, которые в отдельных случаях могут раскрываться как в военно-бюрократическую иерархию, так и в патримониальное «старшинство», как в ступени (и степени) ортодоксии, так и в близость-удаленность от деспота»1.

Интерпретируя выводы В.И. Пантина, мы также полагаем, что ядром в процессе модернизации общества является государство, его сущностной «оболочкой» - народ, однако посредующим институтом, по нашему мнению, является гражданское общество, одним из ведущих субъектов которого является Русская Православная Церковь. Поэтому, как верно подмечает Р.Д. Курбанов, привычные дихотомические схемы «церковь - государство» или «государство - общество» кажутся несколько устаревшими. Сегодня речь идет о трихотомии «религиозные институты - государство -гражданское общество»2.

социология и жизнь

Продолжая анализ данной цепочки, мы приходим к выводу, что системообразующим смыслом в ней является принцип партнерства, а ее трансформация может привести не только к позитивным, но к негативным последствиям. Так, например, исторический опыт показывает, что переход от одной фазы модернизации к другой сопровождался социальными потрясениями и катастрофами, характеризующимися ломкой основных социальных институтов, регулирующих поведение, а религиозный фактор использовался различными социальными и политическими группами в собственных интересах. Поэтому процесс модернизации общества обусловливает необходимость уравновешивания, стабилизации отношений между институциональными структурами (государством), гражданским обществом и традиционными структурами (религиозными объединениями). Этому будет способствовать соответствующая иерархия базовых ценностей (которую и несут традиционные конфессии), свидетельствующих не только о готовности общества к переменам, стремлении социальных групп стать субъектами изменений, но и о достаточно реалистическом представлении о цели движения, способах ее достижения3. К тому же, как нам видится, определение вектора модернизации российского общества должно быть сопряжено с последовательным формированием духовно-нравственных, научных, институциональных, процессуальных, нормативно-правовых, информационных, технологических, кадровых и других его компонентов, которые, актуализируясь, и обеспечат позитивный результат.

Следовательно, модернизация раскрывается как многомерный процесс перехода от традиционного общества к информационному, охватывающий все сферы жизнедеятельности человека. Модернизированное общество - это органическое единство гражданского общества и правового демократического государства, в котором принцип светскости предполагает многосторонние связи между различными социальными слоями, их ценностными установками и моралью. Это априори утверждает создание и развитие

консенсуальных (партнерских) взаимоотношений между политикой и религией, реально существующей на функциональном уровне, а также возможности взаимодействия государства и религиозных объединений, в котором принципиальное значение имеет деятельность религиозных организаций, особенно в субъектах Российской Федерации.

В этой связи важной задачей становится адекватная оценка религиозной ситуации и возможности ее влияния на региональный социально-политический процесс.

Разделяя взгляды Г.А. Выдриной, под религиозной ситуацией мы понимаем обобщающую характеристику комплекса религиозных проявлений в регионе, носителей религиозности, включающую в себя четко локализованную во времени и пространстве оценку состояния религиозности, дополненную информацией о факторах*, формирующих религиозную ситуацию.

Анализируя религиозную ситуацию в Центральном федеральном округе, мы обращаемся к опыту Орловской, Курской и Владимирской областей. По нашему мнению, религиозная ситуация в Орловской области спокойная и складывается под влиянием внешних факторов - этно-конфессионального состава населения региона и государственно-конфессиональных отношений. Мы отмечаем, что Орловская область - это мононациональный регион, где 95,32% населения составляют русские4. Развернутых социологических исследований по определению конфессиональной принадлежности населения Орловского региона не проводилось, однако, по данным УВД по Орловской области, 84% жителей города Орла считают себя верующими, 92% из которых причисляют себя к православному вероисповеданию, 1% - к протестантским религиозным организациям, 7% - к иным конфессиональным структурам5. Самым крупным и наиболее значимым религиозным объединением в регионе является Русская Православная Церковь, объединяющая наибольшее количество религиозных организаций православного вероисповедания (в 2002 году было зарегистрировано 95 приходов, в 2009 - 135). Это

№ 3 2010 г.

социология и жизнь

обусловлено особым духовным, культурным и историческим значением Орловс-ко-Ливенской епархии РПЦ в жизни региона. Однако, несмотря на данные обстоятельства, все большее влияние на религиозную жизнь области оказывают протестантские организации. Доля остальных религиозных организаций незначительна - всего по Орловской области на 31 декабря 2009 года было зарегистрировано 170 религиозных объединений (в 2007 -160). Межконфессиональных конфликтов нет и не предвидится.

Практика государственно-конфессионального диалога показывает, что органами государственной власти региона уделяется значительное внимание совершенствованию форм и направлений взаимодействия с религиозными организациями, развитию культурных традиций. Вопросы духовно-нравственного воспитания отражаются в таких областных целевых программах, как «Нравственное и патриотическое воспитание граждан на 2006-2010 годы», «Молодежь Орловщи-ны 2006-2010 гг.», «Культура Орловской области на 2006-2010 годы» и другие. Приходы Орловско-Ливенской епархии участвуют в реализации мероприятий федеральной программы «Культура России 2006-2010 гг.». Формы взаимодействия религиозных и светских организаций разнообразны:это проведение культурно-массовых мероприятий для населения; участие в работе комиссии по профилактике правонарушений и комиссии по делам несовершеннолетних, заседаниях клубов «Патриот», «Синяя птица»; благотворительные мероприятия; восстановление храмов; благоустройство святых источников; участие православных организаций в районной акции «Дорога в школу»; оказание материальной помощи сиротам, вручение новогодних и рождественских подарков; панихиды при перезахоронении воинов ВОВ; помощь малоимущим семьям и так далее.

Таким образом, ведущими факторами, оказывающими прямое* влияние на религиозную ситуацию и, как следствие, на региональный социально-политический процесс, являются внешние, к которым

относятся Конституция государства, обеспечивающая правовое решение религиозного вопроса, вероисповедная политика органов власти, национальный и конфессиональный состав населения, общественное мнение о религии и деятельности религиозных организаций, позиция средств массовой информации, межконфессиональные и государственно-конфессиональные взаимоотношения.

Как и Орловскую, Курскую область также можно отнести к «православному» ре-гиону6, где в настоящее время зарегистрированы 2074 некоммерческие организации (по количеству НКО на душу населения область занимает первое место в Черноземье и второе - в ЦФО), из которых 330 - религиозные. 284 организации принадлежат РПЦ Московского Патриархата, 16 - евангельским христианам-баптистам. В области также зарегистрировано 9 старообрядческих общин, 6 - Адвентистов Седьмого Дня, по две общины «Истинно православной церкви», иудеев, Христиан веры евангельской (пятидесятники), новоапостольской церкви, «Свидетелей Иеговы». По одной общине - римо-като-ликов, мусульман, последователей «Общества сознания Кришны», филаретовс-кого раскола, евангелистов-христиан7. В процентном соотношении к общей численности населения православные составляют 90%, мусульмане - 0,6%, евангельские христиане-баптисты - 0,4%, старообрядцы - 0,3%, пятидесятники - 0,2%, свидетели Иеговы - 0,16%, Адвентисты Седьмого Дня - 0,12%, иудеи - 0,07%, католики - 0,03%, остальные конфессии насчитывают не более 100 последователей8.

С развитием гражданского общества у власти и религиозного сообщества объективно возрастает необходимость углубления конструктивного диалога и сотрудничества с религиозными организациями в решении общественно значимых задач. В этой связи с 1996 по 2005 год в Курской области была реализована программа изучения православной культуры, с 2006 по 2010 год - программа духовно-нравственного и патриотического воспитания. Опыт реализации этих программ показал их жизненность и востребованность в шко-

лах и других образовательных учреждениях. Вследствие этого в 2010 году была принята областная целевая программа «Воспитание детей и молодежи Курской области на 2010-2015 годы».

Можно констатировать, что сложившаяся как в Орловской, так и в Курской областях религиозная ситуация спокойна. Конфликтов на религиозной почве нет. Это обусловлено существующим национальным и конфессиональным составом, особой, ориентированной на специфику региона системой взаимоотношений религиозных институтов и государства в формах, наиболее соответствующих гражданскому обществу. Следует отметить, что в Белгородской, Брянской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Липецкой, Московской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской областях также разработаны и действуют региональные программы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию населения. Для координации деятельности администраций, общественных и религиозных организаций и жителей областей по духовно-нравственному просвещению и патриотическому воспитанию в некоторых регионах ЦФО созданы областные центры нравственно-патриотического воспитания молодежи.

Во Владимирской области с целью развития диалога власти и Церкви практикуется проведение совещаний, семинаров, «круглых столов» с руководителями религиозных и национальных организаций по таким темам, как «Взаимодействие государства, общества и религиозных объединений в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи», «О мерах по предупреждению межнациональных конфликтов, борьбе с этническим и религиозным экстремизмом». Вместе с тем данный регион представляет собой поликонфессиональную среду, где достаточно активно функционирует множество религий. Здесь зарегистрировано 355 религиозных организаций, принадлежащих к 16 конфессиям: это Русская Православная Церковь (Московского Патриархата) - 77,4%, Российская Пра-

вославная Автономная Церковь - 4,3%; Церковь Адвентистов Седьмого Дня -3,4%; Евангельские Христиане-Баптисты - 2,7%, Христиане веры евангельской (пятидесятники) - 2,3%; Русская Православная Старообрядческая Церковь - 1,7%; евангельские христиане - 1,4%; иудаизм, ислам, Христиане веры евангельской, Свидетели Иеговы - по 0,6%; римско-католическая Церковь, армянская апостольская Церковь, евангелическо-люте-ранская Церковь, Общество сознания Кришны (Вайшнавы) - по 0,3%.

Современная насыщенность конфессионального пространства и разнообразие его составляющих свидетельствует, с одной стороны, о высокой степени религиозной свободы, достигнутой в регионе за годы демократических преобразований. С другой стороны, такая свобода создает предпосылки для возникновения и обострения противоречий, в том числе и межконфессиональных, что обусловлено официальной регистрацией таких религиозных организаций, как Римско-католическое религиозное объединение Церкви Святого Розария г. Владимира, Владимирская христианская (харизматическая) церковь «Лоза», Церковь «Часовня у Голгофы», «Международное Братство Уэсли-анской Церкви в Российской Федерации» и другие.

Вместе с тем религиозная ситуация в регионе остается стабильной. Это объясняется высокой степенью толерантности населения и сложившимся «православным консенсусом». Православие в сознании людей представляется религией, роль которой в социально-политической жизни России достаточно высока.

Итак, религиозная ситуация представляет собой самоорганизующийся процесс синергического типа, который определяется внутренними детерминантами и состоянием самой системы. Она динамично меняет свои параметры и характер с каждой сменой общественно-политического строя, факторов влияния, приоритетов, самих субъектов, их взаимоотношений и функциональной направленности. Поэтому для обеспечения бесконфликтности в обществе религиозную ситуацию

№ 3 2010 г.

целесообразно рассматривать как часть социально-политического процесса на общегосударственном и региональном уровнях.

В перспективе партнерство государства и религиозных объединений в рамках системы «религиозные институты -государство - гражданское общество» будет способствовать социально-политической стабильности всей страны, спокойной религиозной ситуации, углублению процессов демократизации, упрочению институтов гражданского общества; созданию действенных механизмов включения потенциала религиозных объединений в разработку и внедрение социально значимых программ и инновационных проектов, формированию общественного социального заказа; улучшению имиджа областей ЦФО среди регионов России и на международной арене.

* В данном контексте модернизация рассматривается нами как процесс формирования в политической системе способности постоянно адаптироваться к меняющимся условиям, целям и задачам, создавать новые политические институты, модернизировать прежние с тем, чтобы обеспечить контроль над ресурсами, политическую стабильность, создавая в то же время каналы для эффективного диалога между обществом и государством, формируя демократический тип взаимодействия.

1 Пантин В.И. Волны политической модернизации в истории России / В.И. Пантин, В.В. Лапкин // Полис. 1998. № 2. С. 42.

2 Курбанов Р.Д. Власть и нравственность в правовом государстве / Р.Д. Курбанов // Среднерусский вестник общественных наук. №1. 2008. С. 50-55.

3 Модернизация в России и конфликт ценностей / Отв. ред. С.Я. Матвеева. М., 1994.

*Под факторами формирования религиозной ситуации мы понимаем те внутренние или внешние силы, создающие повышенный интерес к религии в конкретном регионе, задающие направленность развития религиозного мировоззрения, то есть определяют динамику роста верующих, ее изменчивость или стабильность.

4 По данным Всероссийской переписи населения в 2002 году.

5 Официальный сайт УВД Орловской области / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.uvd.infoorel.ru/vote.php

*Опосредованное, но тем не менее существенное влияние на религиозную ситуацию оказывает общая социально-экономическая и общественно-политическая ситуация в стране или регионе, деятельность политических партий и общественных движений.

6 См.: Лункин Р.Н. «Русские» регионы России: степень православности и политические ориентации / Р.Н. Лункин // Социс. № 4. 2008. С. 27-36.

7 Секты - угроза культуре // «Курская правда» № 493 (24334), 27 июля 2007 г.

8 Когай Е.А., Кульсеева Т.Г., Пасовец Ю.М., Телегин А.А. Социокультурный портрет Курской области. Курск, 2008. С. 130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.