Научная статья на тему 'Религиозная ситуация в Республике Беларусь'

Религиозная ситуация в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
468
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / БЕЛОРУССКИЙ ЭКЗАРХАТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сергеев Николай Максимович

Автор показывает, как на фоне современной политики Минска активизировался прозелитизм Ватикана, различные течения протестантизма, априори направленные против православия. Это связано с достаточной пассивностью Белорусской православной церкви и её Минского экзархата. Данные тенденции отрицательно сказываются на положении Московского патриархата на постсоветском пространтсве и «Русского мира» в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The religious situation in the Republic of Belarus

The author shows how in the context of the current policy of Minsk Vatican intensified proselytism, various currents of Protestantism, a priori against Orthodoxy. This is connected with quite a passive position of the Belarusian Orthodox Church and its Minsk Exarchate. These trends negatively affect the position of the Moscow Patriarchate on the post-Soviet space as well as a «Russian world» in general.

Текст научной работы на тему «Религиозная ситуация в Республике Беларусь»

УДК 28 (476)

Религиозная ситуация в Республике Беларусь

Николай СЕРГЕЕВ

После распада Союза ССР и ухода в прошлое советской политической системы в Республике Беларусь, как и в других союзных республиках, образовалась идеологическая пустота, обусловленная отсутствием в обществе объединяющей идеи. Исторически на территории Белоруссии действуют несколько соперничающих религиозных конфессий, отношения между которыми в течение столетий были далеко не безоблачными. Сегодня доминирующей религией в Республике Беларусь является греко-кафолическая (православная). Православными считают себя большинство верующих граждан страны. Несмотря на ортодоксальные принципы организации автокефальной Русской православной церкви, Белорусский экзархат РПЦ предпочитает в своей деятельности использовать второе название -Белорусская православная церковь (БПЦ), которое власти республики рассматривают как официальное.

Второй по численности и влиянию конфессией в республике является Римско-католическая церковь (РКЦ), которая традиционно является не только религиозной организацией, но и последовательным проводником польского и в целом западного влияния на территории страны. Римско-католическая церковь в достижении своих целей действует довольно изощрёнными методами, используя многовековой опыт католических орденов (прежде всего иезуитов), а также средства современной массовой информации в целях экспансии католицизма.

Специально стоит отметить развитие в Белоруссии в последнюю четверть века различных направлений протестантизма. И если в советское время

СЕРГЕЕВ Николай Максимович - представитель Института стран СНГ в Республике Беларусь. E-mail: rujansergeev@mail.ru

Ключевые слова: Республика Беларусь, Русская православная церковь, Белорусский экзархат.

58

OBOGPEBATEflb-OBSERVER

11/2016

баптисты, пятидесятники и прочие протестанты относились властями к разряду сектантов, то в суверенной и независимой Республике Беларусь они не только были избавлены от этого ярлыка, но и получили зелёную улицу для своей проповеднической деятельности.

В последние годы в Белоруссии всё более заметным становится славянское родноверческое движение. Представители этого направления ведут довольно активную деятельность, находящую отклик в первую очередь в молодёжной среде. По понятным причинам это вызывает немалую настороженность у представителей христианских конфессий.

Особенности взаимоотношения власти и Русской православной церкви на территории БССР

В исторической литературе довольно широко представлено мнение, что в советское время Белоруссия была самой атеистической республикой СССР. Однако отношения Советского государства и Русской православной церкви на территории БССР нельзя расценивать как однозначно недружественные, тем более враждебные.

За время существования Советского Союза были различные периоды взаимоотношения церкви и государства - от крайне неприязненного до вполне лояльного. Если в межвоенный период господствующей выступала официальная доктрина воинствующего атеизма, то в послевоенное время в республике многое изменилось.

В годы Великой Отечественной войны, как известно, Русская православная церковь стала активным участником всенародной борьбы против гитлеровского нашествия, что повлекло за собой изменение отношения советского государства к православному вероисповеданию. Это нашло своё отражение в восста-

новлении по инициативе И. В. Сталина Московской патриархии и деятельности Патриарха Московского и всея Руси.

В послевоенное время значительно оживилась религиозная жизнь и в Белоруссии. В государственной политике республиканских властей стали заметны тенденции к веротерпимости. Это проявилось в заметном увеличении православных приходов, количестве действующих церквей и священников.

Так, если в 1945 г. в Белорусской ССР имелось 705 действующих церквей, то уже к 1948 г. их число увеличилось до 1050.

Для подготовки священнослужителей в 1947 г. была восстановлена Минская духовная семинария в Жировичах (Гродненская область).

На территории республики стали действовать три православных монастыря: Жировичский -Успения Божией Матери (мужской), Полоцкий -Спасо-Евфросиниевский и Гродненский -Рождества Пресвятой Богородицы (женские) [1].

Одновременно многие памятники православной архитектуры брались под охрану государства.

1 http://botan.cc/uchebnlk/istorlya/11/by001/p003.html

В 1953 г., например, постановлением Совета министров БССР статус охраняемого государством получил шедевр древнерусского зодчества XII в. Благовещенская церковь в Витебске [2].

Иным было отношение государственных органов БССР к Римско-католической церкви, что явилось прямым следствием сложного, а нередко и откровенно враждебного отношения католического клира к Советскому государству. В послевоенные годы многие католические иерархи и священнослужители в разной степени поддерживали подпольно-террористическую деятельность польской Армии Крайовой на территории западных регионов БССР [3] и крайне отрицательно относились к произошедшему воссоединению Западной Белоруссии с БССР в составе СССР (1939 г.). Многие ксёндзы проводили среди верующих католиков активную антисоветскую и антирусскую пропаганду.

Подобная позиция вызывала соответствующую реакцию со стороны советских властей, что вело к сокращению количества действующих костёлов и числа католических священнослужителей.

Так, если в 1946 г. на территории БССР насчитывалось 238 действующих католических храмов, то к 1951 г. оставалось 154.

В период с 1945 по 1951 г. по подозрению в связях с польским террористическим подпольем и за активное проведение антисоветской агитации органами государственной безопасности было арестовано около 180 ксёндзов, что составляло около 75% от их общего числа в Белоруссии [1].

Таким образом, в первый послевоенный период (1945-1953 гг.) в Белорусской ССР (как и в целом в СССР) между государственной властью и Русской православной церковью выстраивались приемлемые отношения. Что же касается Римско-католической церкви и протестантских общин, то настороженное отношение советских государственных органов к этим конфессиям в немалой степени было связано с нахождением их религиозно-духовных центров на Западе (Ватикан, США), следствием чего была антисоветская настроенность значительной части ксёндзов и пастырей.

Лояльное отношение в 19451953 гг. советских партийных и государственных органов к Русской православной церкви было обусловлено стремлением ослабить влияние Римско-католической церкви, а следовательно, и Ватикана в западных районах БССР. При этом перед республиканским уполномоченным Совета по делам Русской православной церкви В. С. Меньковым (занимал должность в 1946-1949 гг.) была поставлена задача по содействию возврату белорусского населения в православие.

В июле 1947 г. Меньков получил указание от секретаря ЦК Коммунистической партии Белоруссии М. Т. Иовчука «предложить правящему архиерею назначить более подготовленных православных священников в районы, где имелось сильное влияние ксёндзов, для борьбы с ними и работы среди белорусского населения».

2 ЬИр: //еуйеЬ8к.сот/тк1/Благовещенская_церковь

3 http://zapadrus.su/slavm/ispubsm/317—xx-.html

Понимая всю сложность поставленной задачи и невозможность её решения без поддержки из Центра, ЦК КПБ направил письмо на имя И. В. Сталина, в котором предлагалось рекомендовать через Совет по делам Российской православной церкви Патриарху и Синоду послать на территорию западных областей БССР хорошо подготовленных священников, разрешить открыть в Гродно духовную семинарию, пойти на открытие церквей в тех районах, где они были закрыты или пе-

ределаны польскими властями до 1939 г. в костёлы [4].

В первые послевоенные годы партийное и советское руководство БССР, действуя в русле общей государственной политики, рассматривало Русскую православную церковь на территории республики в качестве важного если не союзника, то попутчика в деятельности, направленной на ограничение сети Римско-католической церкви и снижение влияния Ватикана на население западных регионов Белоруссии.

Период гонений на религиозные общины в БССР

С приходом в 1953 г. на пост первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва произошло существенное изменение государственной политики в области религии. Это было вызвано, с одной стороны, опасениями в верхних эшелонах партийного руководства, связанными с религиозным возрождением, которое стало проявляться в регионах страны, включая Белоруссию. С другой - в партийных верхах всё более зрели убеждения в возможности построения в СССР коммунистического общества, в котором не было места религиозному мировоззрению. Помимо того, православное мировоззрение объективно представляло собой идейную оппозицию идеологии КПСС. Поэтому ликвидация религиозного мировосприятия у населения определялась в качестве одной из главных задач работы

партийных органов. Как обещал Н. С. Хрущёв, «в конце 80-х годов я покажу вам последнего попа».

В то же время антирелигиозная борьба в рассматриваемый период велась иными методами, нежели в 20-30-х годах XX столетия. Она, как правило, носила идеологический характер и не преследовала цель физического уничтожения духовенства. При этом антирелигиозная пропаганда достигла небывалого размаха. Деятельность органов государственной безопасности в отношении церкви становится менее заметной и более тонкой, а на первый план выходят партийные органы.

Началом тотального наступления в СССР на религию стало постановление ЦК КПСС от 4 октября 1958 г. «О записке Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным

4 http://www.lib.vsu.by/xmlui/bitstream/handle/123456789/7937/%D0%92%D0%B0%D1% 81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD%2 0%D0%9 0.%D0%93.. pdf?sequence=1&isAllowed=y

республикам "О недостатках научно-атеистической пропаганды"» [5]. В этом постановлении всем партийным и государственным органам, профсоюзным и другим общественным организациям предписывалось развернуть широкую кампанию по искоренению «религиозных пережитков» из жизни советского общества.

Однако дело не ограничивалось только одной атеистической пропагандой. Антирелигиозная кампания предполагала также подрыв финансового и имущественного положения Русской православной церкви. Постановлением правительства СССР значительно повышались налоги на земельные участки и строения, принадлежащие церкви [6, Д. 5], резко возрастало налогообложение духовенства, свечных мастерских, производства церковной утвари и издания богослужебной литературы [7]. Наносился удар также по монастырям и церковным учебным заведениям. В соответствии с постановлением правительства «О монастырях в СССР» от 16 октября 1958 г. № 1159 уполномоченному Совета по делам РПЦ по БССР было поручено изучить вопрос о сокращении количества монастырей на территории Белоруссии.

До конца 1959 г. под разными предлогами (антисанитария) были закрыты женские Спасо-

Евфросиниевский (Полоцк) и Рождества Пресвятой Богородицы (Гродно) монастыри [8].

Одновременно под жёстким давлением оказалось и единственное в Белоруссии духовное учебное заведение Русской православной церкви - Минская духовная семинария. С учащимися и желающими поступить в семинарию представителями партийных и комсомольских организаций проводилась «идеологическая и разъяснительная работа», в результате которой количество абитуриентов и обучающихся в семинарии постоянно сокращалось. Всё это привело к тому, что Минская духовная семинария с 1964/1965 учебного года была исключена из числа действующих учебных заведений Московского патриархата [6, Д. 49].

В 1957 г. на территории Белоруссии вновь началось закрытие и даже уничтожение храмов, что привело начиная с 1959 г. к массовому закрытию православных церквей. Перед партийными и советскими органами была поставлена задача по резкому сокращению действующих церковных общин.

Вот как характеризовался размах антирелигиозной борьбы в БССР в письме заведующего отделом пропаганды и агитации ЦК КПБ А. Т. Кузьмина (лето 1964 г.): «Борьба против религиозных пережитков ведётся в республике неустанно и при-

5 Постановление ЦК КПСС от 7 июля 1954 г. «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах её улучшения» // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 1956-1960. М.: Политиздат, 1985. Т. 8.

6 Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 951. Оп. 3.

7 Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.: Республика, 1995.

8 Грыгор'ева В.В. и др. Канфесй на Беларуа (кан. XVIII - XX ст.) // навук. рэд. У. I. Навщт. Мшск, 1998.

обретает наступательный характер. За 1962 год прекратило свою деятельность свыше 100 церквей, а за последние 3 года около 500 церквей» [6, Д. 66].

В развернувшейся антирелигиозной войне церкви не только закрывались и превращались в хозяйственные постройки различного назначения, но и непосредственно уничтожались. Это делалось несмотря на то, что многие церковные сооружения являлись памятниками архитектуры и представляли собой большую культурную ценность.

Так, в апреле 1957 г. в Витебске был взорван православный Николаевский собор, там же властями был совершён беспримерный по бессмысленности акт вандализма. В городе был разрушен один из старейших храмов на Руси - Благовещенская церковь XII в.

В начале 1961 г. витебские власти во главе с председателем горисполкома Н. И. Сабельни-ковым добились выведения Благовещенской церкви из числа охраняемых памятников истории и архитектуры и приступили к подготовке взрывных работ.

Пытаясь предотвратить уничтожение памятника древнерусского зодчества выдающийся учёный, директор Института истории материальной культуры (археологии) АН СССР академик Б. А. Рыбаков направил письмо в правительство БССР следующего содержания: «По сведениям, поступившим в Институт археологии, местные органы советской власти Витебска намечают сломку древней Благовещенской церкви. Институт надеется, что эти сведения не соответствуют действительности. Если же они имеют какие-либо основания, институт заявляет решительный протест. Благовещенская церковь является редчайшим памятником древнего зодчества XII века, давно вошедшим во все труды по истории искусства Древней Руси... Снос

Благовещенской церкви был бы ничем не оправданным актом неуважения к древностям своего народа и государственным ценностям Родины».

Одновременно видный советский реставратор и архитектор П. Д. Барановский направил 15 декабря 1961 г. первому секретарю ЦК КПБ К. Т. Мазурову телеграмму: «В Витебске местные власти собираются уничтожать Благовещенскую церковь -памятник мирового значения. Вы, как первое лицо республики, должны этому помешать!»

После Барановский с группой учёных спешно приехал в Витебск. Однако никакие доводы не смогли остановить действия партийных вандалов. Учёного с мировым именем со товарищами буквально выставили из города, заявив вдогонку, чтобы они «не мешали строить новую жизнь». Через три дня простоявший столетия шедевр древнерусского зодчества был варварски разрушен. А спустя всего месяц Совет министров БССР постановил взять под охрану. руины Благовещенской церкви [3].

В 1968 г. ленинградским археологом, профессором М. К. Каргером были произведены раскопки и частичная разборка обломков Благовещенской церкви, а в 1977 г. была произведена консервация руин храма.

Уже в постсоветское время, в 1993-1998 гг., по проекту белорусского архитектора Г. А. Лаврец-кого Благовещенская церковь была восстановлена с использованием современных материалов «в облике XII века» [9].

Хрущёвская «оттепель» обернулась в Белоруссии для Русской православной церкви настоящим атеистическим погромом.

Только за 1960-1964 гг. в Белоруссии прекратили свою деятельность 508 православных храмов, что составляло почти 54% от общего числа церквей, действовавших на территории Белорусской Советской Социалистической Республики в начале 1960 г.

9 http ://dic.academic .т^к .nsf/ruwiki/1284262

В 1965 г. в пределах Белорусской ССР насчитывалось 420 православных храмов. Большинство из них (312) находилось в западных регионах, в центре и на востоке республики уцелело лишь 108 церквей. За хрущёвский период количество православных священнослужителей сократилось практически в два раза [8].

Для второй половины 60-х - первой половины 80-х годов отношение Советского государства к церкви продолжало оставаться крайне отрицательным, что находило своё выражение в дальнейшем наступлении на религиозную жизнь как таковую. Важнейшим направлением деятельности Компартии Белоруссии являлась массированная атеистическая пропаганда, теоретическим обоснованием которой выступало положение о создании в СССР к 70-м годам «общества развитого социализма», в котором не предусматривалось места для религиозной жизни. И дело не ограничивалось только пропагандой - продолжалось закрытие православных церквей, католических костёлов, протестантских

молитвенных домов и действующих религиозных общин.

К 1986 г. в Белорусской ССР оставалось 369 православных церквей, 86 зарегистрированных католических приходов. При этом десятки католических приходов, не имея регистрации и ксёндзов, продолжали вести полулегальную религиозную деятельность [10].

К началу перестройки все религиозные конфессии в БССР подошли сильно ослабленными, но всё же религиозная жизнь окончательно не прекратилась. И как только со стороны властей перестал действовать атеистический пресс, то практически сразу наступило религиозное возрождение, основной пик которого пришёлся уже на суверенную Республику Беларусь. В стране развернулось масштабное строительство православных храмов, католических костёлов и молитвенных домов различной конфессиональной направленности, сопровождаемое ростом числа соответствующих религиозных общин.

Религиозные конфессии Республики Беларусь

Несмотря на то что Республика Беларусь является светским государством, граждане которого вправе «самостоятельно определять своё отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой» (Конституция РБ, ст. 31) [11], в настоящее время между белорусским

государством и такими религиозными организациями, как РПЦ (БПЦ), РКЦ и в какой-то степени иудейскими общинами, установились разной степени партнёрские отношения.

При этом государство призвано соблюдать принцип религиозного нейтралитета, в соответствии с которым все «религии и вероисповедания равны перед законом» (ст. 16).

10 http://www.slideshare.net/GalinaSventukhovska/1960-1980-55387200

11 http://www.pravo.by/main.aspx?guid=2101

В то же время в данной статье содержится немаловажное уточнение, направленное на ограничение деятельности на территории республики нетрадиционных религиозных течений: «взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учётом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа» [11].

Принято считать, что Белоруссия является в большинстве своём православной страной и что другие религиозные течения не оказывают сколь-либо заметного влияния на общественную жизнь республики, и особенно на политический курс современного белорусского государства. Однако подобное мнение представляется довольно поверхностным и не отражает реалии современной религиозной жизни.

По чисто формальным признакам Республика Беларусь является многоконфессиональным государством, в котором, по сведениям уполномоченного по делам религий и национальностей, официально действуют 26 религиозных конфессий и направлений. Общая численность религиозных организаций различной конфессиональной направленности достигла 3488 [12].

При этом наиболее крупной религиозной организацией является Русская православная церковь в лице её Белорусского экзархата (Белорусская православная церковь).

Второй по величине является Римско-католическая церковь, которая в последние годы не только зна-

чительно активизировала свою миссионерскую деятельность, но и всячески пытается расширить своё «гуманитарное» влияние в белорусском обществе.

Помимо РПЦ и РКЦ в республике зарегистрированы и официально действуют различные протестантские деноминации, иудаистские, исламские, индуистские и некоторые другие религиозные общины. Все они в какой-то степени составляют конкуренцию православной церкви, но главными религиозными соперниками православию в Белоруссии выступают Римско-католическая церковь и официально действующие протестантские течения.

Перед тем как рассмотреть положение РПЦ, РКЦ и протестантских конфессий, обратим внимание на степень религиозности населения республики, которая в значительной мере носит культурно-ори-ентационный характер.

Так, по данным социологических исследований Информационно-аналитического центра при Администрации Президента [13], абсолютное большинство населения Белоруссии (94,5%) относит себя к определённой религиозной конфессии. При этом из конфессионально определившихся православными считают себя 84%, католиками -8,5%, а 2% приходится на другие конфессии; 5,5% не относят себя ни к каким религиозным течениям.

При этом на вопрос веры в Бога положительно ответили 65% опрошенных, в сверхъестественные силы - 3%. Не смогли однозначно определить своё отношение к вере 23% респондентов, 9% указали, что не являются верующими. Согласно результатам исследований, наибольшее число верующих

12 http://www.belarus21.by/Articles/1439296790

13 Республика Беларусь в зеркале социологии. 2014 // URL: http://iac.gov.by/reseach.html

11/2016

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER

65

(74%) проживает в западных регионах Белоруссии - Брестской и Гродненской областях.

Таким образом, для современного населения Белоруссии характерно существенное количественное различие между конфессиональным самоопределением граждан (94,5%) и числом верующих в Бога (65%). Эти данные свидетельствуют о том, что при конфессиональном самоопределении белорусского населе-

ния решающую роль играет куль-турно-цивилизационный выбор граждан.

Несложные расчёты позволяют сделать вывод, что порядка 80% жителей соотносят себя с православием и являются если не действительными, то потенциальными сторонниками «Русского мира». И в этом случае во многом определяющее значение имеет позиция в этом вопросе иерархов РПЦ в Белоруссии.

Русская православная церковь (Белорусская православная церковь)

Русская православная церковь (Белорусская православная церковь) является самой мощной религиозной организацией на территории Белоруссии.

На начало 2016 г. РПЦ в Белоруссии имела в своём составе 14 епархий с соответствующими архиепископами (епископами) во главе.

В их числе епархии: Минская и Заславская, Полоцкая и Глубокская, Пинская и Лунинецкая, Могилёвская и Мстиславская, Брестская и Кобрин-ская, Гомельская и Жлобинская, Новогрудская и Слонимская, Гродненская и Волковысская, Туровская и Мозырская, Витебская и Оршанская, Борисовская и Марьиногорская, Слуцкая и Солигорская, Молодечненская и Столбцовская, Лидская и Сморгонская [14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Белорусский экзархат РПЦ в своём составе имеет 1643 православных прихода, из которых 1612 обладают правом юридического лица, 35 монастырей, 15 православных братств и 10 сестри-честв. В настоящее время на территории Белорус-

сии действуют 1535 православных храмов, ещё 194 находятся в стадии строительства [12].

Всего служение совершают 15 архиереев, 1691 священник, 216 дьяконов, 432 монашествующих и иноков.

Русская православная церковь в Белоруссии ведёт широкую религиозно-просветительскую деятельность с использованием средств массовой информации. В республике выходит довольно много различных по форме и направленности печатных и сетевых православных изданий.

Наиболее полно церковную жизнь отражают официальный портал Белорусской православной церкви [14] и информационный портал «¡оЬог. Ьу» [15].

Практически у каждого православного прихода имеются интернет-страницы. В настоящее время в стране нет православных радиостанций и те-

14 http://www.church.by/belorusskiy-ekzarhat/belorusskaja-pravoslavnaja-cerkov-v-konce-20-паЛа1е-21^оМу

15 http://sobor.by

леканалов, но на Государственном радио и телевидении выходят соответствующие программы.

Одним из крупнейших издательских и духовно-просветительских центров Белоруссии является издательство Белорусского экзархата, которое ежегодно выпускает сотни наименований книг богословской, исторической, духовно-нравственной и просветительской направленности [16].

Белорусский экзархат Русской православной церкви (БПЦ) управляется Минской экзархией, во главе которой находится Патриарший экзарх всея Белоруссии. Таковым до конца 2013 г. являлся митрополит Филарет (Вахромеев). Решением Священного синода Русской православной церкви от 25 декабря 2013 г. Патриарший экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет был «почислен на покой в связи с достижением 75-летнего возраста». При этом Синод наделил митрополита Филарета званием «Почетного Патриаршего Экзарха всея Белоруссии».

Новым Патриаршим экзархом всея Белоруссии тогда же был избран митрополит Рязанский и Михайловский Павел (Пономарёв), который после реорганизации БПЦ (разукрупнение епархий), произведённой в октябре 2014 г. по решению Священного синода РПЦ, стал именоваться митрополитом Минским и Заславским, Патриаршим экзархом всея Белоруссии [14].

Внешне здание Белорусской православной церкви выглядит довольно впечатляюще. При определённых обстоятельствах БПЦ может стать одним из главных факторов белорусско-российского единства и распространения идеи «Русского мира» в Республике Беларусь. Но это может быть только в случае преобладания общерусских воззрений в церковной среде, по крайней мере среди иерархов БПЦ. Однако надо признать, что эпоха гонений на цер-

ковь со стороны атеистического государства оставила глубокий след в сознании православных иерархов. Весь советский период, за исключением только «сталинской церковной оттепели», помыслы отцов православной церкви были направлены на её сохранение и выживание. Положение усугублялось ещё и тем обстоятельством, что главные духовные центры Русской православной церкви (Киево-Печерская, Псково-Печерская, Троице-Сергиев-ская лавры и др.) располагались вне территории Белоруссии, находились под контролем партийных и советских органов и зачастую использовались как музеи.

Что касается зарубежных духовных центров русского православия (Палестина и Греция), то для советских граждан, включая высших иерархов Русской православной церкви, они были практически недоступны. Одним из основных условий выживания РПЦ в СССР была лояльность к Советскому государству. И это притом, что в партийных кругах РПЦ порой называли единственной легальной антисоветской организацией [17], исчезновение которой, по мнению партийных чиновников, было делом времени.

Всё это привело к тому, что к концу советского периода среди православных церковных иерархов существенное место стали занимать фигуры, способные ладить с любыми властями. После развала СССР это негативно отразилось на целостности Русской православной церкви на своей канонической территории.

16 http://izdatsovet.by/izdatelstvo-belorusskogo-ekzarxata

17 http://pravmisl.ru/index.php?id=225&option=com_content&task=view

В новоявленных суверенных государствах часть православных иерархов под воздействием националистических властей оказались проводниками русофобских идей, что привело к расколу православной церкви на Украине, в Молдавии и Эстонии.

Подобные разрушительные веяния (пусть и в более слабой форме) были и в Белоруссии. Они до конца не преодолены до сих пор. С первых дней существования суверенной Республики Беларусь в правящих кругах возникла идея автокефализа-ции, или автономности, белорусской части Русской православной церкви [18]. По расчётам инициаторов подобной идеи, первым шагом в этом направлении должно было стать преобразование Минско-Белорус-ской епархии РПЦ в Белорусский экзархат Русской православной церкви, который одновременно стал именоваться Белорусской православной церковью. Последнее наименование особенно понравилось белорусским властям, так как, с одной стороны, создавало впечатление, что БПЦ уже не часть РПЦ, а сама по себе «самостийная цар-ква», а с другой - само название «Белорусская православная церковь» должно было приучать паству к мысли, что православная церковь в Белоруссии существует самостоятельно.

Вторым шагом в направлении «самостийности» БПЦ стало навязчивое намерение перевести богослужение на белорусскую «мову». Речь шла не только о языке проповедей, но и о переводе на «мову» богослу-

жебной литературы. Этого добивались те откровенно русофобские силы, которые находились у власти в Белоруссии и довлели в белорусском общественном сознании сразу после развала СССР. В то время со стороны властей и русофобству-ющей публики на церковных иерархов оказывалось сильнейшее давление, чтобы толкнуть их на путь церковного раскола и автокефализации БПЦ. Нашлись люди и внутри Белорусского экзархата как среди иерархов, так и среди рядовых клириков. При этом особую активность на этом поприще проявляло созданное в 1992 г. по инициативе «свядо-мой» интеллигенции белорусско-язычное православное братство «Во имя Трёх виленских мучеников».

Возглавлявший с 1978 г. православную церковь в Белоруссии митрополит Филарет оказался в довольно сложном положении. Если в советское время государство хоть и было атеистическим и считало церковь «легальным антисоветским учреждением», но при этом оно, конечно, не требовало от православной церкви в Белоруссии каких-либо русофобских или раскольничьих действий, то в новоявленной Республике Беларусь положение стало принципиально иным. Едва ли не в мгновение ока власть имущие «обрели веру в Бога», но при этом во властных кабинетах всё навязчивее звучала мысль об автокефалии БПЦ. Последняя, в принципе, не нуждалась ни в какой «самостийности» и отрыв БПЦ от материнской Русской православной церкви способен был нанести колоссальный

18 http://news.21.by/society/2009/12/22/428203.html

ущерб позициям православия на территории Белоруссии и привести к церковному расколу. Но «церковных самостийщиков» подобная будущность не только не смущала, она как раз являлась и является их целью.

После распада СССР Русская православная церковь оставалась и остаётся до сих пор единственным общерусским (объединяющим весь «Русский мир») религиозно-цивили-зационным институтом. Ведь православные верующие, приходя в храм БПЦ Московского патриархата, видят лики общерусских святых (княгини Ольги, Александра Невского, Сергия Радонежского...) и тем самым ощущают свою принадлежность к великому «Русскому миру». Поэтому распространение цивилизационных ценностей «Русского мира» является главной светской миссией Русской православной церкви. Это обстоятельство как раз и делает РПЦ и её священноначалие объектом непрерывных нападок со стороны недругов «русской цивилизации», в том числе и в Белоруссии.

За тысячелетнюю историю пребывания православной церкви на Западной (Белой) Руси, по крайней мере половина этого времени приходится на период её гонений и притеснений со стороны польско-католических и советских властей. История свидетельствует, что православная церковь в Белоруссии имеет колоссальный исторический опыт служения Руси и православной вере в самых неблагоприятных условиях,

только вот к собственно БПЦ это, похоже, не относится. Уж больно нетвёрдыми в принципиальных вопросах нередко оказываются священнослужители БПЦ и чересчур болезненно-пугливо ими воспринимаются нападки со стороны недругов православия и «Русского мира».

В этом отношении показательна реакция настоятеля крупного минского храма во имя Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерея Игоря Коростелёва на выпады со стороны антирусских кругов. «Нас часто называют "акупацый-най царквой" ("оккупационной церковью". - Авт.). Говорят, что если мы не служим на белорусском языке, значит, мы русифицируем народ», - жаловался о. Игорь церковному порталу «¡оЬог.Ьу» [19].

Таким образом, вместо того чтобы дать достойный отпор русофобам и недругам православной веры (ведь русофобия и неприязнь к православию явления практически тождественные), протоиерей Игорь Коростылёв, по сути, проявляет недопустимое для православного пастыря мягко-душие. И это притом, что о. Игорь Коростылёв возглавляет в Белорусском экзархате отдел по взаимодействию с казачеством [20].

Что касается митрополита Филарета, то проводимая им линия носила не только излишне гибкий, но и сугубо оборонительный, точнее оправдательный, характер. Но так как владыку Филарета всё-таки трудно заподозрить в каких-то антирусских настроениях, то надо полагать, что его политика была продиктована стремлением оградить БПЦ от какой-либо конфронтации с кем бы то ни было. Однако сугубо оборонительная позиция всегда про-

19 Аверьянов-Минский К., Мальцев В. Белорусский национализм против русского мира. М.: ММО «С1Б-ЕМО», 2015. С. 137.

20 http://www.religare.ru/50_66632.html

игрышна и неизбежно ведёт хоть и к ползучей, но сдаче позиций. Поэтому за время управления Белорусским экзархатом митрополитом Филаретом были созданы предпосылки для превращения БПЦ в так называемую «самоуправляемую» церковь, от которой до автокефалии остаётся всего один шаг.

Несмотря на то что БПЦ является организационной структурой Российской православной церкви, митрополит Филарет добился того, что рукоположение в епископы в подведомственном ему Белорусском экзархате производилось исключительно из «местных кадров». Кроме того, в делопроизводстве БПЦ и проповедях стала активно использоваться белорусская «мова» [21]. Причём в последнем случае «мова» буквально навязывалась прихожанам, так как последние в подавляющем своём большинстве выступали против так называемой белорусизации церковной жизни, и уж тем более против отрыва от Русской православной церкви.

С установлением в Республике Беларусь в 1996 г. государственного белорусско-русского двуязычия темпы белорусизации в БПЦ замедлились, но этот процесс не был свёрнут.

Продолжается деятельность по переводу на «мову» православной литературы. Уже переведены Деяния апостолов, Евангелие, молитвослов, литургия святого Иоанна Златоуста и другая литература.

Никакого практического смысла с точки зрения проповеди православия подобные действия не имеют, так как подлинно родным языком для православных людей в Белоруссии является рус-

ский язык, и вся эта затея с переводами нужна исключительно для демонстрации «самостийничест-ва» БПЦ.

Этой же цели служат и «Воскресные проповеди» приближённого к Лукашенко настоятеля крупнейшего минского храма Всех Святых протоиерея Фёдора Повного, с которыми он еженедельно выступает по государственному телеканалу ОНТ. В 2004 г. протоиерей Повный вёл свои телепроповеди на русском языке, но спустя несколько лет вдруг «свядомо» прозрел и резко перешёл на «мову».

Одновременно в недрах Белорусского экзархата шли процессы, призванные организационно подготовить уход БПЦ из-под омофора Московского патриархата. Среди части белорусских иерархов (надо полагать, при негласном одобрении со стороны митрополита Филарета) вынашивалась идея предоставления БПЦ статуса так называемой «самоуправляемой» церкви. Но после отправки митрополита Филарета в почётную отставку (декабрь 2013 г.) дело застопорилось. Казалось, что вновь назначенный Святейшим патриархом Кириллом экзарх, митрополит Павел вообще отправит мечтания о «самостийности» в утиль. Но обстоятельства начали складываться совсем в ином ключе. Вначале была проведена реорганизация Белорусского экзархата, было увеличено количество епархий (до 15) и, соответственно, епископов (теперь их 16), а затем была предпринята попытка изменить статус БПЦ в направлении «самостийности».

Спустя год после вхождения в должность Экзарха всея Белоруссии, митрополит Минский и Заслав-

21 https://www.gazeta.ru/social/2013/12/25/5819477.shtml

ский Павел, выступая 16 декабря 2014 г. на собрании духовенства Минской митрополии, заявил, что произведённое разукрупнение епархий является «формой эффективного управления, когда Белорусский экзархат придёт к самоуправлению по примеру Украины, Эстонии и т. д.».

А далее последовала прямая заявка на будущую «самостийность»: «Смотрите, в Эстонии два епископа - самоуправляемая церковь, в Латвии два епископа - самоуправляемая, в Молдове пять епископов - самоуправляемая, у нас 16 епископов - мы несамоуправляемая. Где-то даже обидно становится» [22].

Данный посыл вызвал бурные рукоплескания у присутствующих на собрании священнослужителей, в результате в итоговом документе собрания духовенства Минской митрополии появился следующий пункт: «Просить Митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии ходатайствовать перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Священным Синодом о предоставлении Белорусской православной церкви статуса самоуправляемой Церкви в составе Московского патриархата по образцу Латвии, Молдовы и Эстонии».

Может возникнуть вопрос: а при чём здесь «самостийные» устремления? Ведь речь идёт о самоуправляемой церкви в составе Московского патриархата. Но дело в том, что об истинных намерениях очень часто свидетельствуют оговорки. Несомненно, митрополита Павла

трудно заподозрить в незнании границ канонической территории Русской православной церкви. Однако на упомянутом собрании духовенства из уст экзарха позвучало следующее странное заявление: «Сегодня Русская православная церковь, которая находится территориально в границах Российской Федерации, это, сами понимаете, мощная церковь, Украинская православная церковь тоже мощная церковь, а третья-то идёт - Белорусская!» [22].

Таким образом, экзарх ничтоже сумняшеся раздробил Русскую православную церковь и развёл РПЦ по суверенным квартирам. И это притом, что предстоятель Русской православной церкви неоднократно напоминал несведущим, в том числе и самым высокопоставленным чиновникам, что он является Патриархом всея Руси, а не Российской Федерации. Понятие же Русь в территориальном отношении (как бы это кому ни нравилось) вбирает в себя современные Россию, Белоруссию, Украину и некоторые другие близлежащие от них территории. В смысле же культурно-цивилизаци-онном Русь (помимо России, Белоруссии и Украины) - это и всё огромное Русское зарубежье. Нынешний же русофобский психоз на Украине и частично в Белоруссии является серьёзной умственно-психической патологией.

Из оговорки же владыки Павла вытекает, что в сознании по крайней мере части белорусского православного священноначалия БПЦ уже существует сама по себе, вне рамок РПЦ. Соответственно, статус «само-

22 http://www.belmy.by/mobile.html?n=20698

управляемой церкви» должен стать, по расчёту церковных «самостийников», решающим шагом в направлении автокефалии, так как предполагает полную самостоятельность практически во всех сферах деятельности.

Что касается белорусских властей, то они вполне благосклонно смотрят на «самостийные» тенденции внутри Белорусского экзархата. Более того, А. Лукашенко дал понять, что его весьма бы устроило максимальное отдаление БПЦ от Московского патриархата. Конечно, на официальном уровне подобный вопрос никем не ставится, но подобная потаённая мысль нередко просматривается в его выступлениях.

Так, выступая 7 января 2015 г. в Минском кафедральном соборе, А. Лукашенко одобрительно высказался об объявленном накануне намерении экзарха превратить БПЦ в «самоуправляемую церковь»: «Для митрополита Павла это уже второе Рождество в Белоруссии. Сан Патриаршего экзарха он получил как раз накануне светлого праздника в 2014 году. За это время митрополит успел не только заслужить доверие местной паствы, но и начал отстаивать в Московском патриархате право Белорусской православной церкви на самоуправление» [23].

Кроме того, есть основания предполагать, что именно со стороны минского официоза идёт подталкивание БПЦ в направлении автокефалии. На подобный вывод наводит, в частности, состоявшийся в октябре 2010 г. визит А. Лукашенко в Стамбул и его встреча с констан-

тинопольским, или вселенским, патриархом Варфоломеем, когда он «подробно проинформировал о том, как в Республике Беларусь складываются отношения власти с православной церковью, и пригласил патриарха Варфоломея посетить Беларусь» [24].

Правда, при этом возникает закономерный вопрос: а в чём, собственно, состоял смысл данной встречи? Ведь у Константинопольского патриархата нет в Белоруссии ни одного храма или прихода, а вселенский патриарх не обладает на международной арене или в транснациональных финансовых кругах таким влиянием, чтобы содействовать, к примеру, нормализации отношений Республики Беларусь с Евросоюзом или получению крупных денежных займов. Возможно, свет смогут пролить следующие обстоятельства. В 2008 г. к патриарху Константинопольскому Варфоломею обратился тогдашний президент Украины В. Ющенко с прошением помочь в создании и легализации (в качестве митрополии Вселенского патриархата) независимой от Московского патриархата «единой украинской поместной церкви», а в 2009 г. Ющенко с этой целью посетил Варфоломея в Стамбуле.

А если учесть, что в бытность Ющенко президентом Украины А. Лукашенко поддерживал с ним демонстративно дружеские отношения, а в январе 2009 г. на встрече с Ющенко в Чернигове публично выразил ему благодарность за продви-

23 http://ont.by/news/our_news/prezident-posetil-svyato-dyhov-kafedralnij-sobor-v-belarysi-vsegda-bydet-mi

24 http://www.maranatha.org.ua/cnews/r/76014

жение интересов Республики Беларусь на Западе, то правомерно предположить, что встреча Лукашенко с патриархом Варфоломеем произошла не без участия Киева. Нельзя исключать, что на встрече белорусского президента с патриархом Константинопольским одной из обсуждаемых тем была возможность полной самостоятельности БПЦ.

Между встречей Лукашенко с патриархом Варфоломеем и собранием духовенства Минской епархии прошло несколько лет, и это говорит о том, что «церковная самостийность» является не сиюминутной блажью некоей группы священнослужителей, а устойчивой совместной линией минского официоза и верхушки Белорусского экзархата.

После того как митрополит Павел заявил о намерении добиваться для Белорусского экзархата статуса «самоуправляемой церкви», в православном сообществе возникло серьёзное опасение, что БПЦ, а вместе с ней и Республика Беларусь, становятся на гибельный украинский путь. Среди православной общественности стали нарастать про-тестные настроения против церковной политики, способной привести к расколу Белорусской православной церкви, как это произошло на Украине.

Вот какое сообщение разместила 15 января 2015 г. «ВКонтакте» православная активистка С. Милютина: «Из Белоруссии пришли неприятные известия. Подруга пишет: "У нас, похоже, начинают осуществлять украинский сценарий. Сегодня подписывала письма о том, что не хочу отделения

нашей церкви от Русской православной. Одно письмо Патриарху Кириллу, другое - Лукашенко"».

Помимо этого, в епархиях БПЦ прошли собрания священнослужителей по вопросу возможного превращения в «самоуправляемую» церковь, и эта затея не нашла пока поддержки у клира. В итоге глава Белорусского экзархата вынужден был пойти на попятную и отказаться от требования о предоставлении БПЦ статуса «самоуправляемой» церкви.

18 января 2015 г. митрополит Павел сделал по государственному телеканалу ОНТ следующее заявление: «Я как епархиальный архиерей, как экзарх принял решение этот вопрос снять с повестки дня. В ближайшие 25, а может и 50 лет, возвращаться, наверное, не будем».

При этом владыка Павел заявил, что ничего полезного постановка вопроса о наделении БПЦ большей самоуправляемостью не принесла: «Весь этот ажиотаж или шум, кроме вреда, оказывается, ничего не принес. Это пожелание собрания Минской епархии вызвало со стороны огромного количества людей бурю негодования». И особо подчеркнул, что поддержка и одобрение этого пожелания (т. е. большей самостоятельности БПЦ) были со стороны, но основная масса людей оказалась категорически против [25].

Казалось бы, что в данном вопросе можно поставить точку, ведь упомянутый срок в 50 лет практически означает отказ от самостийных намерений. И всё же успокаиваться не стоит, ведь заказ на «самоуправляемость БПЦ» исходит от белорусских властей. Для чего же это нужно Минску? Ведь БПЦ, исходя из канона «всякая власть от Бога», занимает

25 http://sputnik.by/religion/20150119/1013702658.html

позицию полной лояльности властям.

Но судя по всему, официальному Минску одной лояльности недостаточно. БПЦ является структурой РПЦ и поэтому объективно, т. е. вне зависимости от настроений и желаний отдельных священноначальни-ков, выступает в качестве проводника идеи «Русского мира», так как Русская православная церковь является одной из несущих конструкций «русской цивилизации». Минский же официоз мыслит категориями сугубо региональными (говоря попросту - местечковыми) и для его понимания, похоже, недоступен общерусский (т. е. цивилизационный) подход к восприятию окружающей действительности.

Видимо, по этой причине Лукашенко рассматривает Белорусскую православную церковь как едва ли не казённое учреждение, обязанное следовать в русле политики, определяемой президентом и подчинёнными ему государственными учреждениями.

Так, выступая 7 января 2016 г. на рождественском богослужениии в Свято-Духовом кафедральном соборе в Минске, А. Лукашенко заявил, что не понимает тезиса об отделении церкви от государства и что БПЦ должна отдавать себе отчёт, что действует «в суверенном и независимом государстве»: «Сегодня церковь в Беларуси превратилась в один из оплотов нашего государства. Так где наша церковь? Конечно, в государстве. Мы не были суверенным независимым государством в такой степени, в какой являемся сейчас. Естественно, все институты власти и организации, в том числе церковь, должны приспосаб-

ливаться к этому, также совершенствоваться в этом направлении. Но ещё раз подчёркиваю, все мы, и церковь должны понимать - мы суве-ренны и независимы» [26].

Из этого следует, что, несмотря на неудавшуюся попытку превратить БПЦ в практически независимую от Московского патриархата «самоуправляемую» церковь, белорусские власти не намерены отказываться от ползучей «суверенизации» Белорусского экзархата, т. е. от линии, направленной на его отрыв от Русской православной церкви и превращения Белорусской православной церкви в религиозно-идеологическое ведомство существующего в Республике Беларусь политического режима.

Подобная будущность способна нанести самый серьёзный ущерб авторитету православной церкви и подорвать то высокое доверие, которое имеет в настоящее время БПЦ в белорусском обществе. Минским сановникам, видимо, невдомек, что уже более тысячи лет Русская православная церковь выполняет на восточнославянских землях помимо религиозной ещё и значимую культурно-цивилизационную миссию - последовательно отстаивает высокие ценности «Русского мира».

За прошедшие столетия земли современной Белоруссии бывали в разных государствах, и вне зависимости от того, как относились к русской церкви власть имущие и несмотря на самые тяжёлые невзгоды, православное духовенство в большинстве своём было твёрдо

26 http://president.gov.by/ru/news_ru/view/rozhdestvenskoe-bogosluzhenii-v-svjato-duxovom-kafedralnom-sobore-minska-12880

в верности Руси/«Русскому миру» и вере отцов. Именно поэтому авторитет православной церкви столь высок в белорусском обществе. Но чтобы существующее доверие не было подорвано, белорусскому православному священноначалию предстоит решать непростую задачу.

С одной стороны, оставаться достойными наследниками дела таких светочей западнорусского православия, как Афанасий Брестский и Георгий Конисский, а с другой -дать понять белорусским правящим

кругам, что Белорусская православная церковь не может быть идеологической обслугой государственного аппарата, так как призвана быть оплотом православия на западных рубежах Святой Руси. Но для того чтобы Белорусская православная церковь действительно стала твердыней православия на западе «Русского мира», необходимо, чтобы иерархи Белорусского экзархата осознали всю значимость возложенной на них духовно-исторической миссии. Однако в этом вопросе дела обстоят далеко не должным образом.

Римско-католическая церковь

Второй по величине религиозной конфессией в Белоруссии является Римско-католическая церковь (РКЦ), которая (по данным иерархов РКЦ) насчитывает 1,4 млн верующих, что составляет 15% населения республики. Наибольшее число верующих римо-католиков проживает в западных регионах (прежде всего в Гродненской области, где они составляют 60% населения), хотя католические приходы существуют на всей территории страны [27].

По сведениям уполномоченного по делам религий и национальностей РБ, в настоящее время в Белоруссии насчитывается 491 католическая община (РКЦ называет 619 приходов), которые объединены в четыре епархии: Минско-Могилёвскую, Пинскую, Гродненскую (все созданы в 1991 г.) и Витебскую (создана в 1999 г.) [12]. В апреле 1999 г. римской курией была создана Конференция католических епископов в Белоруссии, председателем которой в настоящее время является епи-

скоп Александр Кашкевич. В республике действуют 11 римско-католических миссий, 9 монастырей и 5 духовных учебных заведений.

На текущий момент РКЦ в Белоруссии принадлежат 488 действующих и 36 строящихся католических культовых сооружений.

В приходах РКЦ служат 414 священнослужителей, из которых 168 иностранные (в том числе 161 из Польши) граждане.

Римско-католическая церковь как религиозная организация имеет значительные экономические льготы, что позволяет ей вести по всей республике активное строительство костёлов, которые возводятся в том числе и в тех местностях, где католических храмов никогда не было, а количество католиков ничтожно мало.

В вопросе строительства культовых сооружений католические иерархи исходят их того, что появление костёлов неизбежно приведёт

27 http://www.cathoUc.by/2/belarus/dioceses.html

к возникновению католического прихода и распространению католицизма, так как строительство новых католических храмов способствует росту количества ксёндзов, подготовка которых в основном ведётся на территории Белоруссии.

Из действующих католических учебных заведений наиболее активными являются Высшая духовная семинария Гродненской епархии РКЦ (с 1990 г. подготовлено около 200 священнослужителей) и Межепархиальная высшая духовная семинария имени Святого Фомы Аквинского в Пинске (подготовлено несколько десятков священнослужителей).

В настоящее время РКЦ развернула в Белоруссии широкую миссионерскую деятельность, причём не только в местах традиционного проживания польского населения; католическое богослужение ведётся на польском и полонизированном белорусском языках. При этом белорусская «мова» стала использоваться в католических службах не для того, чтобы сделать их более доступными для понимания местным населением, которое в обиходе говорит по-русски или на западнорусском наречии. РКЦ уделяет большое внимание продвижению идеи «польщизны/бе-ларусчыны» среди белорусской интеллигенции и молодёжи [28]. С этой целью РКЦ оказывает широкую поддержку такому прозападному культурно-историческому течению, как рыцарские клубы. Всего в республике работает несколько десятков рыцарских клубов, которые помимо исторической реконструкции занимаются романтизацией и популяри-

зацией западного рыцарства и средневекового католицизма.

Вершиной годового цикла религиозной жизни католиков являются традиционные июльские массовые паломничества к католической святыне (Будславская Икона Божией Матери) в Будславе (пос. в Мядель-ском районе Минской области). На это католическое религиозное действо собираются десятки тысяч человек из Белоруссии, Польши и Литвы.

Римско-католическая церковь уделяет серьёзное внимание освоению белорусского информационного пространства.

Минско-Могилёвская архиепархия издаёт журналы «Наша вера», «Аве Мария», информационный бюллетень «Каталщмя навшы», в Пинской епархии выходит журнал «Дыялог», а в Гродно - епархиальная газета «Слова жыцця» на белорусском, русском и польском языках.

Действует католическое издательство «Про Христо», выпускающее религиозную литературу на белорусском языке. По воскресеньям Государственное белорусское радио передаёт богослужения на белорусском языке из архикафедрального костёла Пресвятой Девы Марии в Минске. Первый канал Белорусского ТВ регулярно транслирует католические рождественские и пасхальные богослужения. Кроме того, осуществляется прямая передача праздничных богослужений из Ватикана.

Католический прозелитизм на канонической территории Русской православной церкви является заметной величиной, и при этом Римско-католическая церковь не видит необходимости в каком-либо ограничении своей миссионерской деятельности среди православного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 http: //www.belvpo.com/ru/20525.html

и православно ориентированного населения.

В то же время РКЦ нередко демонстрирует высокомерие и неприкрытое пренебрежение к религиозным чувствам православных. Особенно явственно это стало проявляться после последнего визита Лукашенко в Ватикан, который состоялся в мае 2016 г.

Сразу после встречи с папой римским Франциском Лукашенко заявил о своей идеологической близости с понтификом: «Это была в том числе личная встреча. Она прошла очень хорошо. Лучше не бывает. Мы близки с ним идеологически, у нас одинаковые принципы и взгляды на мироустройство, развитие» [29]. При этом Лукашенко особо подчеркнул, что папа Франциск согласился с тем, что «ему пора приехать в Беларусь».

1-2 июля 2016 г. в Будславе состоялись пышные празднования 25-летия основания Минско-Могилёвской католической митрополии. В качестве центральной фигуры этого действа выступал специальный посланник Ватикана, легат папы римского архиепископ Вены, кардинал Кристоф Шонбарн. 1 июля он встретился с министром иностранных дел В. В. Макеем, с которым обсудил «основные направления сотрудничества Республики Беларусь и Ватикана».

В связи с уже многократным приглашением Лукашенко папы римского в Белоруссию в католических и православных (естественно, с различным отношением) церковных кругах упорно циркулируют сведения о подготовке заключения договора (конкордата) между Республикой Беларусь и папой римским как главой Римско-католической церкви, сувереном Святого престола и государства Ватикан. При этом ут-

верждается, что текст белорусско-папского соглашения подготовлен и находится в стадии согласования сторон.

Проект конкордата нигде не публикуется и широкой общественности недоступен, но всё же стоит обдумать возможные последствия данного шага. Конкордат с Ватиканом, в отличие от подписанного в 2003 г. договора между Белорусским экзархатом Русской православной церкви, будет являться не внутренним соглашением о сотрудничестве между религиозной организацией и правительством Белоруссии, которое действует в рамках законодательства Республики Беларусь, а международным договором.

Заключение конкордата поставит РКЦ и БПЦ в неравные юридические условия, так как католическая церковь получит юридические гарантии и международную защиту, которых Русская православная церковь в республике не имеет. В случае договора со Святым престолом Римско-католическая церковь в юридическом смысле приобретёт доминирующий статус и особо привилегированное положение. Это резко увеличит уровень притязаний РКЦ в Белоруссии. Католические священнослужители уже сейчас активно высказывают интерес не только к благотворительной деятельности, но и к духовному опекунству силовых ведомств, системы образования, культуры, СМИ.

Кроме того, Римско-католическая церковь проводит линию на реанимацию униатства в Белоруссии. После 1991 г. такие попытки не еди-

29 http://nn.by/?c=ar&i=170568&lang=ru

ножды предпринимались русофоб-ствующими «свядомитами» при поддержке западноукраинских греко-католиков, действия которых носили откровенно провокационный характер.

К примеру, в ноябре 1990 г. группа униатов из Львова пыталась установить в Витебске на берегу Западной Двины крест в память об униатском архиепископе Иосафате Кунцевиче, который отличался крайней жестокостью и изуверством в насаждении унии на Западной Руси и за что был (заслуженно) убит в ноябре 1623 г. восставшими жителями Витебска.

На 1 января 2016 г. Белорусская греко-католическая церковь (БГКЦ) имела 15 зарегистрированных религиозных общин, 16 священнослужителей и два культовых сооружения -униатскую церковь в Полоцке и часовню в Могилёве. В Минске, Бресте и некоторых других городах действуют униатские душпастырские центры. Белорусская греко-католическая церковь находится под покровительством Украинской греко-католической церкви, епископы которой рукополагают священнослужителей БГКЦ, а в Ивано-Фран-ковской униатской семинарии проходят обучение семинаристы из Белоруссии.

По данным пресс-службы Апостольского визитатора, в республике около 10 тыс. верующих униатов. Насколько эта цифра соответствует подлинному положению дел, сказать сложно, но Ватикан не скрывает своей заинтересованности в распространении униатства на белорусской территории как конфессии, из-

начально враждебной православной вере и «Русскому миру».

Особенный всплеск антиправославной активности РКЦ и униатов наблюдается после встреч Лукашенко с папой римским.

Так, после последней встречи белорусского президента с понтификом со стороны Ватикана в отношении Белорусской православной церкви был совершён едва ли не провокационный выпад. Легат папы римского кардинал Кристоф Шонбарн во время католических радений в Будславе передал белорусским униатам «часть архиепископской одежды Иосафата Кунцевича, принявшего мученическую смерть в 1623 году», которая «станет объектом почитания и благословения для белорусских греко-католиков».

Об этом «священном» даре белорусскую общественность широко оповестило главное государственное информационное агентство БелТА.

Поражает дремучая историческая безграмотность и беспринципная всеядность белорусского официоза. Ведь достаточно открыть книгу известного белорусского православного деятеля архиепископа Афанасия Мартоса «Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни», чтобы убедиться, каким врагом и гонителем белорусского народа был униатский «святоша» Иосафат Кунцевич [30].

В Республике Беларусь много говорится о межконфессиональном согласии и уважительном отношении представителей различных религиозных конфессий друг к другу. С этой целью при уполномоченном по делам религий и национальностей действует Консультативный межконфессиональный совет, в ко-

30 http://www.kursmda.ru/books/belarus_athanasy_martos.htm

торый входят руководители и полномочные представители БПЦ, РКЦ, иудейской, мусульманской, старообрядческой и протестантских конфессий и направлений, а также чиновники различных государственных ведомств. При этом основным проводником идеи межконфессионального диалога выступает БПЦ.

В период с 1991 г. по инициативе митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего экзарха всея Белоруссии Филарета были проведены три представительные конференции по диалогу между христианами и мусульманами, христианами и иудеями, православными и католиками.

При этом БПЦ занимает излишне примирительную (на грани пораженческой) позицию в отношении миссионерской деятельности католиков и протестантов, которые не признают того обстоятельства, что Белоруссия является канонической территорией Русской православной церкви, определяя себя в качестве всемирных конфессий.

Поэтому католики и протестанты ведут назойливую религиозную агитацию, абсолютно не считаясь с чувствами православных верующих.

Как уже упоминалось, ярким примером этого является передача папским посланником карди-

налом Кристофом Шонбарном религиозным маргиналам из Белорусской греко-католической церкви такой «святыни», как части одежды Кунцевича. А то, что этот католический «святой» был жестоким гонителем православной веры, оставил на западнорусской/белорусской земле кровавый след и что подобный папский дар оскорбителен для православных людей, Ватикан не волнует.

Вот и получается, что ведущийся в Республике Беларусь межконфессиональный диалог какой-то уж совсем однобокий. Проявлять терпимость и понимание должны только православные, а остальных это как бы и не касается.

Оценивая деятельность РКЦ в Белоруссии, необходимо ясно представлять, что политика Римско-католической церкви носит (пусть и маскируемый) антиправославный характер, направлена как на усиление влияния католицизма, так и на продвижение идеи польщизны/беларусчыны. Последняя же предполагает расширение польско-католического культурного влияния в стране, полонизацию самосознания значительной части граждан и, как следствие, формирование широкого слоя так называемых «белорусов польской культуры», враждебно относящихся к «Русскому миру».

Протестантизм и политика

В религиозной жизни современной Белоруссии особое место занимают протестантские течения, которые являются наиболее быстро растущими конфессиями.

По данным уполномоченного по делам религий и национальностей, протестантские религиоз-

ные организации представлены 1057 религиозными общинами, 21 религиозным объединением, 22 миссиями, 5 духовными учебными заведениями, 14 религиозными направлениями [12].

Крупнейшим протестантским религиозным сообществом является Объединенная церковь христиан веры евангельской (ОЦХВЕ), которая включает свыше 55 тыс. верующих, 512 офици-

ально зарегистрированных и свыше сотни незарегистрированных действующих общин. Свыше 450 общин имеют собственные молитвенные дома [31]. ОЦХВЕ входит в международное пятидесят-ническое сообщество Всемирное братство Ассамблей Бога и объединяет более 67 млн верующих-пятидесятников во всём мире [32].

Пятидесятническое движение в Белоруссии представлено также христианами Веры апостольской (10 общин) и христианами Полного Евангелия (более 60 общин) [33].

Вторым по численности протестанским течением в Белоруссии является Союз евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), насчитывающий 312 общин и более 14 тыс. крещёных последователей [34].

Помимо пятидесятников и баптистов официально действует Адвентистская церковь, которая насчитывает более 70 общин во всех областных центрах и во многих районных городах [35].

Также в Белоруссии существуют два лютеранских течения - Евангелическо-лютеранская церковь в Республике Беларусь (около 20 общин) и Самостоятельная евангелическо-лютеранская церковь (11 общин) [36].

Христиане Полного Евангелия объединены в 44 общины, насчитывают 6 тыс. последователей и охватывают своей религиозной деятельностью 25 городов страны [37].

Новоапостольская церковь имеет 21 общину [38].

Помимо указанных в Белоруссии ведут миссионерскую деятельность Церковь Иисуса Христа

святых последних дней (мормоны), пресвитерианская церковь, «Свидетели Иеговы» и др.

Всего же за прошедшую четверть века число протестантских конфессий возросло практически в 5 раз (с 3 до 14), количество общин - в 3,7 раза (с 288 до 1057).

В данное время Белорусская православная церковь по количеству общин не имеет доминирующего положения по сравнению с западными христианским конфессиями - католицизмом и протестантизмом.

Так, если в настоящее время БПЦ имеет 1643 общины (если добавить 33 старообрядческие общины, то получим 1676 общин), то РКЦ (включая греко-католиков) и протестанты в совокупности имеют 1563 общины.

Всего протестантские течения объединяют в Белоруссии порядка 180 тыс. активно верующих, что на порядок меньше, чем православных, но являясь религиозным меньшинством, протестанты отличаются высокой миссионерской и социальной активностью, а также охватывающей всю республику религиозной инфраструктурой.

Исторически основной зоной распространения протестантских течений является Брестская и Гомель-

31 http://www.cxbe.by/obrazovanie/rasshirennoe_verouchenie/istoriya_proishozhdeniya_ pyatidesyatnicheskogo_dvi

32 http://encyclopedia.christian.by/cerkov-sluzhenie-missiya/135-assamblei-boga-vsemirnoe-bratstvo-assamblej-boga.html

33 http://www.invictory.com/news/story-17907-Минск.html

34 http://baptist.by

35 http://advents.by/category/about/today

36 http://www.selk.by/about-our-church/prihody

37 http://gospel.by

38 http://www.nak.by/o-tserkvi/gde-prohodyat-bogosluzheniya

ская области, но в последние годы происходит активное «освоение» ими Минской, Могилёвской и Гродненской областей. При этом миссионерская деятельность протестантов эффективно координируется в республиканском масштабе. До недавней поры у них была невысокая миссионерская активность в Минске, что, по мнению ряда исследователей, было сознательным шагом, обеспечивающим протестантским конфессиям в глазах республиканских властей и минских политических кругов облик малозначимых «сектантов».

Такая тактика позволила протестантам тихой сапой не только укорениться в белорусской провинции, но уже и в регионах составить заметную конкуренцию православной и католической церквям.

В последние годы ощутимо активизировались протестантские миссионеры и в столице. Особенно быстро растёт число пятидесятниче-ских приходов. При этом структура минских протестантских общин су-

щественно отличается от провинциальных. Если в провинции их основу, как правило, составляют большие породнившиеся между собой семьи, то в Минске и других крупных городах костяк протестантских общин составляют энергичные, кровно не связанные между собой неофиты, среди которых много молодёжи. Всё это придаёт минскому и в целом городскому протестантскому движению совершенно непатриархальный религиозно-культурный облик.

В настоящее время в Белоруссии происходит своеобразный конфессиональный переворот, когда религиозные группы (ОЦХВЕ, ЕХБ, адвентисты и др.), считавшиеся ещё четверть века назад сугубо сектантскими, превращаются в одно из наиболее влиятельных религиозных течений, которое не только энергично продвигает неправославное христианство, но и активно способствует вестернизации самосознания белорусского населения.

Родноверие

В последние годы в Белоруссии всё более заметным становится род-новерческое движение, которое стремится не только к возрождению старинных славянских обычаев и празднеств, но и к возвращению в жизнь общества старославянского миропонимания и верования [39]. И хотя в СМИ, особенно российских, можно найти немало материалов о деятельности родноверческих об-

щин, они в большинстве своём имеют информационную или обличительную направленность и поэтому нередко содержат откровенные небылицы. По этой причине основы родноверческого мировоззрения мало известны широкой общественности. Поэтому, чтобы дать оценку родноверческому движению в Белоруссии с точки зрения его полезности для «Русского мира», надо

39 http://zjiva-voda.do.am/publ/slavianskij_mir/rodnoverie_v_belorussii/3-1-0-252

хотя бы вскользь коснуться миро-возренческих основ родноверия.

Центральным понятием роднове-рия выступает Род, который представляется как Все-Бог, являющийся истоком и творцом всего сущего, отсюда и название «родноверие».

Выдающиеся советские и российские историки Б. А. Рыбаков [40] и Н. Р. Гусева [41] считали, что Род сродни ведийскому Рудре, при этом в русском языке имеется много важных слов с корнем «род-»: народ, родина, природа, родник, родить, рдяной (цвет), рудый (т. е. рыжий, красный) и т. д.

Род, он же Всевышний, един, но его действие проявляется в различных ликах/богах. Именно по этой причине существуют разные боги, но при этом все их имена относятся к Роду/Все-Богу, а все проявления каждого из богов (к примеру, в древнерусской летописи так и говорится «Перунъ есть многъ», т. е. многолик) одновременно являются проявлениями Всевышнего. Поэтому почитание одного из богов, к примеру Перуна или Велеса, является одновременно и почитанием Рода. В то же время каждый из богов, являясь ликом (гранью) Всевышнего, обладает и собственной самостью и волей.

Важнейшей составляющей родноверческого миропонимания является установленный Родом и многократно упоминавшийся в русских летописях закон Роты (ведийский rta). Рота - это порядок, который внёс Род в первородный хаос, Вселенский закон, организующий и поддерживающий мировое упорядоченное движение, благодаря которому возможно существование вселенной, человека и вообще живой природы. Рота установлена Родом и является высшим началом, в том числе и для богов. Богами-хранителями Роты выступают Перун и Велес [42].

Ещё одним ключевым понятием родноверия является Мировое Древо, которое видится в виде

вертикальной оси мироздания, соединяющей воедино три мира славянской мифологии: Явь (явный мир), Правь (мир светлых богов), Навь (мир тёмных богов) и удерживающей их вместе. По род-новерческим представлениям «велесовы внуки» (волхвы), растекаясь мыслью по Древу/Оси, получали возможность устанавливать связь с высшими силами. Об этом, в частности, говорится в «Слове о полку Игореве».

Одно из центральных мест в родноверии занимает Огонь, являющий собой зримую Божественную силу, которую можно видеть и ощущать. Огонь, по родноверческим представлениям, соединяет людей с богами, без него невозможна связь с горним миром. Ещё одной важной гранью родноверия выступает его нацеленность на справедливое общественное устройство, что выражается известной фразой из «Слова о полку Игореве»: «русичи - Даждьбожьи внуки», из которой следует, что каждый русский человек имеет право на достойную жизнь.

Современное родноверие представляет собой достаточно притягательное религиозно-мировоззренческое течение, имеющее хорошие виды на развитие. Важно, что многие последователи родноверия привержены идее «Русского мира» и придерживаются принципа «Русь и славянство».

В настоящее время белорусские родноверческие группы действуют самостоятельно (группа Веземара и др.) или в рамках некоторых общественных объединений общерусской направленности (клуб славянской культуры «Любомир», славянская этнографическая школа-студия «Сияние», славянский экологический центр «Лад» и др.) и ведут в рес-

40 Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1988. С. 768.

41 Гусева Н. Р. Древность: Арьи. Славяне. М.: Палея, 1996. С. 78-79.

42 Серяков М.Л. Вселенской закон. Незримая ось мироздания. М.: Яуза, Эксмо, 2005.

публике обширную просветитель-ско-этнографическую деятельность, направленную на возврат (с учётом современной действительности)

в повседневную жизнь восточнославянского населения Белоруссии исконных славянских и общерусских обычаев и мировоззрения.

Религиозная обстановка в Республике Беларусь, если её рассматривать с точки зрения поступательного развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве и общерусских интересов, складывается далеко не столь хорошо, как это иногда представляется со стороны.

Белорусская православная церковь, обладая мощной и разветвлённой структурой и доминирующим духовным влиянием в обществе, при твёрдой общерусской позиции священноначалия могла бы (и должна в конечном итоге) выступать в качестве нерушимой цивилизационной скрепы двух стран: Белой Руси и России, дополняющих друг друга в рамках «Русского мира».

В условиях, когда официальный Минск хотел бы видеть БПЦ в качестве собственного церковно-идеологического ведомства, священноначалию Белорусского экзархата требуется серьёзная (направленная в первую очередь на укрепление довольно ослабленного православно-русского духа) поддержка со стороны Московского патриархата, которая позволит Белорусской православной церкви оставаться неподвластной диктату государственного аппарата Республики Беларусь и быть верной своему предназначению - служению православию и Руси/«Русскому миру».

Римско-католическая церковь за всё более чем 600-летнее пребывание (с 1385 г.) на территории современной Белоруссии никогда не была чисто религиозной организацией и всегда преследовала политические цели. Причём политическая сторона деятельности РКЦ на западнорусских/белорусских землях всегда имела антиправославную и антирусскую направленность и была нацелена на то, чтобы «на Руси не было Руси».

Подобную политику РКЦ проводит в Республике Беларусь и в настоящее время, являясь одним из основных проводников пресловутой «польщизны». И если белорусские власти всерьёз полагают, что РКЦ озабочена укреплением белорусской государственности, то они серьёзно заблуждаются. Римско-католическую церковь при всём внешнем христианском благочестии её иерархов (опыта иезуитского лицемерия им не занимать) интересует исключительно максимальное отдаление (если не отрыв) Республики Беларусь от России и втягивание Белоруссии в зону влияния новоявленной Речи Посполитой.

Что касается протестантских течений, то, несмотря на своё бурное развитие, они не являются активными проводниками какой-либо политической линии. Но нельзя исключать, что по мере нарастания религиозного веса протестантских конфессий со стороны сил, враждебных (внутрибелорусских и внешних) «Русскому миру», не будут предприниматься попытки направить их конфессиональную энергию в антироссийское и русофобское русло, так как основные их религиозные центры находятся в США и других западных странах, то поэтому никак нельзя исключать подобного хода событий. При

этом протестанты в Белоруссии в подавляющем большинстве своём по национальности белорусы, т. е. русского в широком смысле (восточнославянского) происхождения, то по крайне мере у части из них идея многоконфессионального «Русского мира» может вызвать понимание. Однако само собой это не произойдёт, над этим необходимо работать.

Родноверие в Белоруссии находится в зачаточном состоянии. Поэтому преждевременно говорить о нём как о сложившемся религиозном течении. Важно то, что большинство довольно малочисленных пока белорусских род-новерческих групп привержены единству Руси и восточнославянского мира. В связи с этим необходимо оценивать деятельность приверженцев роднове-рия в Белоруссии исходя из общерусских интересов.

Библиография • References

Аверьянов-Минский К., Мальцев В. Белорусский национализм против русского мира. М.: ММО «CIS-EMO», 2015.

[Averjanov-Minskj K, Mal'cev V. Belorusskij nacionalizm protiv russkogo mira. M.: MMO «CIS-EMO», 2015]

Гусева Н. Р. Древность: Арьи. Славяне. М.: Палея, 1996. - 180 с.

\GusevaN. R. Drevnost': Ar'i. Slavjane. M.: Paleja, 1996. - 180 s.]

Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 951. Оп. 3. Д. 5. Переписка с Советом по делам РПЦ, с епархиальными управлениями и другими учреждениями о деятельности церкви (20 декабря 1955-19 сентября 1956 г.).

[Nacional'nyj arhiv Respubliki Belarus'. F. 951. Op. 3. D. 5. Perepiska s Sovetom po delam RPC, s eparhial'nymi upravlenijami i drugimi uchrezhdenijami o dejatel'nosti cerkvi (20 dekabrja 1955-19 sentjabrja 1956 g.)]

Национальный архив Республики Беларусь. Фонд 951. Оп. 3. Д. 49. Материалы о деятельности монастырей. Отчеты, анкеты, списки, переписка (10 марта -10 июня 1961 г.).

[Nacional'nyj arhiv Respubliki Belarus'. Fond 951. Op. 3. D. 49. Materialy o dejatel'nosti monastyrej. Otchety, ankety, spiski, perepiska (10 marta -10 ijunja 1961 g.)]

Национальный архив Республики Беларусь. Фонд 951. Оп. 3. Д. 66. Материалы о регистрации и снятии с учета церквей, молитвенных домов, монастырей, духовенства. Справки, сведения, анкеты, списки, переписка (28 ноября 1963-31августа 1964 г.).

[Nacional'nyj arhiv Respubliki Belarus'. Fond 951. Op. 3. D. 66. Materialy o registra-cii i snjatii s ucheta cerkvej, molitvennyh domov, monastyrej, duhovenstva. Spravki, svedenija, ankety, spiski, perepiska (28 nojabrja 1963-31avgusta 1964 g.)]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПоспеловскийД. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.: Республика, 1995. - 511 с.

[Pospelovskj D. V. Russkaja Pravoslavnaja Cerkov' v HH veke. M.: Respublika, 1995. - 511 s.]

Постановление ЦК КПСС от 7 июля 1954 г. «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах её улучшения» // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 1956-1960. М.: Политиздат, 1985. Т. 8. - 574 с.

[Postanovlenie CK KPSS ot 7 ijulja 1954 g. «O krupnyh nedostatkah v nauchno-ateisticheskoj propagande i merah ejo uluchshenija» // Kommunisticheskaja

partija Sovetskogo Sojuza v rezoljucijah i reshenijah s#ezdov, konferencij i plenumov CK. 1956-1960. M.: Politizdat, 1985. T. 8. - 574 s.] Республика Беларусь в зеркале социологии. 2014 // URL: http://iac.gov.by/re-seach.html

[Respublika Belarus' v zerkale sociologii. 2014 // URL: http://iac.gov.by/reseach. html]

Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1988. - 784 с. [Rybakov B. A. Jazychestvo Drevnej Rusi. M.: Nauka, 1988. - 784 s.] Серяков М. Л. Вселенской закон. Незримая ось мироздания. М.: Яуза, Эксмо, 2005. - 356 с.

[Serjakov M. L. Vselenskoj zakon. Nezrimaja os' mirozdanija. M.: Jauza, Jeksmo, 2005. - 356 s.]

Грыгор'ева В.В. и др. КанфесИ на Беларус1(кан. XVIII-XX ст.) // навук. рэд.

У. I. Навшш. М1нск, 1998. http://botan.cc/uchebnik/istorlya/11/by001/p003.html http: //advents.by/category/about/today http: //baptist.by

http: //dic .academic .ru/dic .nsf/ruwiki/1284262

http://encyclopedia.christian.by/cerkov-sluzhenie-missiya/135-assamblei-boga-

vsemirnoe-bratstvo-assamblej-boga.html http: //evitebsk .com/wiki/Благовещенская_церковь http: //gospel.by

http: //izdatsovet.by/izdatelstvo-belorusskogo-ekzarxata

http://news.21.by/society/2009/12/22/428203.html

http://nn.by/?c=ar&i=170568&lang=ru

http://ont.by/news/our_news/prezident-posetil-svyato-dyhov-kafedralnij-sobor-v-

belarysi-vsegda-bydet-mi http://pravmisl.ru/index.php?id=225&option=com_content&task=view http://president.gov.by/ru/news_ru/view/rozhdestvenskoe-bogosluzhenii-v-svjato-

duxovom-kafedralnom-sobore-minska-12880 http://sobor.by

http://sputnik.by/religion/20150119/1013702658.html

http://www.belarus21.by/Articles/1439296790

http://www.belmy.by/mobile.html?n=20698

http://www.belvpo.com/ru/20525.html

http://www.catholic.by/2/belarus/dioceses.html

http://www.church.by/belorusskiy-ekzarhat/belorusskaja-pravoslavnaja-cerkov-v-

konce-20-nachale-21-stoletij http: //www.cxbe.by/obrazovanie/rasshirennoe_verouchenie/istoriya_

proishozhdeniya_pyatidesyatnicheskogo_dvi http://www.invictory.com/news/story-17907-Минск.html http://www.kursmda.ru/books/belarus_athanasy_martos.htm http://www.lib.vsu.by/xmlui/bitstream/handle/123456789/7937/%D0%92%D0 %B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD%20 %D0%90.%D0%93..pdf?sequence=1&isAllowed=y http://www.maranatha.org.ua/cnews/r/76014

11/2016

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER

85

http://www.nak.by/o-tserkvi/gde-prohodyat-bogosluzheniya http: //www.pravo.by/main.aspx?guid=2101 http://www.religare.ru/50_66632.html http: //www.selk.by/about-our-church/prihody

http://www.slideshare.net/GalinaSventukhovska/1960-1980-55387200 http: //zapadrus.su/slavm/ispubsm/317-xx- .html

http://zjiva-voda.do.am/publ/slavjanskij_mir/rodnoverie_v_belorussii/3-1-0-252 https://www.gazeta.ru/social/2013/12/25/5819477.shtml

Л

Л

Начата подписка на 2017 г. на журнал «Обозреватель-ОЬвегуег» в каталоге «Газеты и журналы» агентства «РОСПЕЧАТЬ»:

47653 - на полугодие 36789 - на год

V

J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.