Научная статья на тему 'ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, ВЫБОРЫ И ПРОТЕСТЫ В БЕЛОРУССИИ'

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, ВЫБОРЫ И ПРОТЕСТЫ В БЕЛОРУССИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
180
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛОРУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ЛУКАШЕНКО / ВЫБОРЫ / ПРОТЕСТЫ / МИССИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мудров Сергей Александрович

В статье проанализировано отношение Белорусской православной церкви (БПЦ) к выборам и протестному движению в Белоруссии. Президентские выборы 2020 г., на которых было объявлено о победе президента А. Лукашенко, вызвали неоднозначную реакцию в белорусском обществе. В стране начались массовые протесты, при подавлении которых были зафиксированы факты насилия и жестокости со стороны представителей силовых структур. Белорусская православная церковь, являясь наиболее многочисленной религиозной организацией в стране, предпочла в целом остаться в стороне от политических баталий. Тем не менее отдельные священники публично выражали свои политические предпочтения, а также говорили о необходимости честных выборов и недопустимости жестокости и насилия. В первые недели после выборов церковь избрала путь миротворчества, призывая к прекращению насилия, а также оказывая деятельную помощь пострадавшим. В целом можно отметить, что действия и слова представителей БПЦ исходили из понимания духовного и социального характера миссии церкви, с осознанием того факта, что политическая и идеологическая составляющая не могут и не должны иметь приоритетный характер в этой миссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORTHODOX CHURCH, ELECTIONS AND PROTESTS IN BELARUS

The article analyzes the attitudes of the Belarussian Orthodox Church towards the election and the protest movement in Belarus. The 2020 presidential election, where A. Lukashenko's victory was declared with more than 80% of the popular vote, caused a mixed reaction in the Belarussian society. The mass protests occurred in the country; during the suppression of these protests, the facts of violence and cruelty on the part of the national security forces were recorded. The Belarusian Orthodox Church, being the most numerous religious organisation in Belarus, preferred in general to stay away from the political turmoil. None the less, some priests publicly expressed their political preferences; they also spoke about the need for fair elections and the inadmissibility of cruelty and violence. In the first weeks after the election, the Church chose the path of peacemaking, calling for an end to the violence, as well as providing active help to the victims. It is outlined that the actions and words of the representatives of the Belarusian Orthodox Church proceeded from the understanding that the mission of the Church is of a spiritual and social nature, while the political and ideological component cannot and should not have a priority character in this mission.

Текст научной работы на тему «ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, ВЫБОРЫ И ПРОТЕСТЫ В БЕЛОРУССИИ»

ОБЩЕСТВО И РЕЛИГИЯ

УДК 316.74:2 Сергей МУДРОВ

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, ВЫБОРЫ И ПРОТЕСТЫ В БЕЛОРУССИИ

Статья поступила в редакцию 03.03.2021

Аннотация. В статье проанализировано отношение Белорусской православной церкви (БПЦ) к выборам и протестному движению в Белоруссии. Президентские выборы 2020 г., на которых было объявлено о победе президента А. Лукашенко, вызвали неоднозначную реакцию в белорусском обществе. В стране начались массовые протесты, при подавлении которых были зафиксированы факты насилия и жестокости со стороны представителей силовых структур. Белорусская православная церковь, являясь наиболее многочисленной религиозной организацией в стране, предпочла в целом остаться в стороне от политических баталий. Тем не менее отдельные священники публично выражали свои политические предпочтения, а также говорили о необходимости честных выборов и недопустимости жестокости и насилия. В первые недели после выборов церковь избрала путь миротворчества, призывая к прекращению насилия, а также оказывая деятельную помощь пострадавшим. В целом можно отметить, что действия и слова представителей БПЦ исходили из понимания духовного и социального характера миссии церкви, с осознанием того факта, что политическая и идеологическая составляющая не могут и не должны иметь приоритетный характер в этой миссии.

Ключевые слова: Белорусская православная церковь, Лукашенко, выборы, протесты, миссия.

Президентские выборы 2020 г. в Белоруссии стали неординарным событием в истории страны. Впервые за многие годы на высший государственный пост претендовали не только представители «традиционной» (и малопопулярной) оппозиции, но и люди, находившиеся в стороне от оппозиционных партий и движений и даже в свое время работавшие на А. Лукашенко и созданную им систему. О намерении баллотироваться на должность главы государства заявили, помимо многих других претендентов, Виктор Бабарико - руководитель одного из крупнейших банков «Белгазпромбанка»; Валерий Цепкало, ранее занимавший должности замести-

© Мудров Сергей Александрович - к.социол.н., доцент кафедры социальных коммуникаций Полоцкого государственного университета. Адрес: Республика Белоруссия, Но-вополоцк, ул. Блохина, 29. E-mail: s.mudrov@psu.by

Данная статья написана в рамках проекта «Религия в постсоветском нациестроитель-стве». Проект финансируется Фондом Балтийских и Восточно-Европейских исследований (Ostersjostiftelsen), Швеция (61/2017). DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope42021161171

теля министра иностранных дел, посла Белоруссии в США и директора «Парка высоких технологий», а также независимый блогер Сергей Тихановский.

Президентская кампания с момента ее официального объявления в мае 2020 г. вызвала большой общественный интерес, а также повысила градус конфликтных настроений в обществе. Недопуск Тихановского к регистрации в качестве претендента для сбора подписей, а также отказ в регистрации в качестве кандидатов в президенты Цепкало и Бабарико привели к аккумуляции ресурсов вокруг Светланы Тихановской - жены блогера, выдвинувшейся в президенты вместо своего мужа. Именно Тихановская, поддержанная штабами Бабарико и Цепкало, стала основным оппонентом Лукашенко на выборах 2020 г., получив, по официальным данным, немногим более десяти процентов голосов.

Результаты выборов, объявленные с традиционными для Лукашенко «восьмьюдесятью процентами» поддержки, усилили негодование и протесты среди части белорусского общества, - той части, которая была несогласна с методами избирательной кампании и озвученными цифрами. Ответ власти на вспышку протестного движения был жестким, а порой - жестоким1. В условиях гражданского противостояния и роста напряженности взоры многих людей обратились к церкви - как к институту, который, пользуясь высоким доверием в обществе, призван играть роль миротворца, транслятора справедливости и примирения [Безнюк 2006; Котляров и Земляков 2004]. Вполне естественно, что в условиях растущей поляризации и враждебности основные конфессии Белоруссии не обошли вниманием выборы-2020, озвучивая свои позиции как на республиканском, так и на региональном уровне.

В данной статье проанализировано отношение Белорусской православной церкви (БПЦ) - крупнейшей религиозной организации в стране 2 - к событиям, связанным с президентскими выборами 2020 г. При подготовке статьи были исследованы публичные выступления иерархов и священников, заявления Синода БПЦ, а также проведены экспертные интервью с несколькими представителями церкви, вовлеченными в рассматриваемые события.

Православная церковь и избирательная кампания

Среди исследователей сложилось несколько основных мнений и подходов к определению роли и места Православной церкви в белорусском государстве и обществе. Разнообразие мнений порождено различной интерпретацией получаемой информации и доступом к источникам информации. Часть исследователей утверждает, что БПЦ является «заложником государства», которое использует церковь в своих интересах. Сторонники иного подхода подчеркивают определенное влияние церкви, сложившуюся продуктивную систему взаимоотношений с государством и возможность для церкви (пусть и частичную) достичь поставленных целей [Ворса 2016; Озимко 2018; Низович 2019; УазИеуюЬ 2015; Векш 2016; МЫшу 2017].

1 13 августа 2020 г. министр внутренних дел Белоруссии Ю. Караев извинился за травмы случайных людей на акциях протеста.

2 73% жителей Белоруссии считают себя православными (Pew Research Center 2017); число общин БПЦ составляет более половины всех религиозных общин в стране (1709 из 3389).

Вопросы участия духовенства БПЦ в политике и избирательных кампаниях регулируются Социальной концепцией Русской православной церкви (принятой в 2000 г.) и документом «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний», принятым Архиерейским собором РПЦ в 2011 г. В этом документе обозначена недопустимость участия лиц в священном сане и монашествующих «в предвыборной агитации и их членство в политических организациях»1. Если священник, монах или мирянин выражает собственные политические убеждения, он должен говорить «только лично от себя или от имени той или иной группы единомышленников, но не от имени Церкви». Не допускается излагать личные политические взгляды с церковного амвона, а также предоставлять для политических мероприятий церковные помещения. В то же время считается уместным призывать граждан к осмысленному участию в голосовании, а политиков - к «проведению честных выборов, к снижению накала политических страстей, к заботе о мире, солидарности и согласии в обществе»2. Примечательно, что Православная церковь признает право на мирные протесты и мирное гражданское неповиновение.

Анализируя отношение БПЦ к избирательному процессу 2020 г., необходимо разделять официальный уровень (иерархи) и уровень рядовых священников. За несколько месяцев, предшествовавших выборам, со стороны иерархов было сделано только два заявления. Одно из них прозвучало от лица предстоятеля Церкви митрополита Павла (Пономарева), возглавлявшего БПЦ с 25 декабря 2013 г. до 25 августа 2020 г. Второе - от почетного патриаршего экзарха митрополита Филарета (Вахромеева), управлявшего Минской епархией/Белорусским Экзархатом в 1978-2013 гг. Особенность этих заявлений заключалась в следующем. Митрополит Павел примерно за полторы недели до выборов признал «заметное обострение» общественно-политической ситуации в стране, но попросил людей воспользоваться правом на выбор «не на баррикадах и митингах, а на избирательных участках»3. Митрополит Филарет воздержался от оценки политической ситуации, но подчеркнул важность мира, отметив, что «мы - одна семья», и что «брат не должен поднимать руку на брата». Почетный экзарх призвал всех соблюдать закон и слушать голос своей совести4.

1 Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах (02.02.2011). URL: http://pravminsk.by/doc/obshhecerkovnye-dokumenty/praktika-zajavlenij-i-dejstvij-ierarhov-duhovenstva-monashestvujushih-i-mirjan-vo-vremj a-predvybornyh-kampanij -problema-vydvizhenij a-duhovenstvom-svoih-kandidatur-na-vyborah (дата обращения: 02.03.2021)

2 Там же.

3 Обращение митрополита Павла к белорусскому народу в преддверии выборов главы государства (31.07.2020). URL: http://church.by/pub/obrashenie-mitropolita-minskogo-i-zaslavskogo-pavla-patriarshego-ekzarha-vseja-belarusi-k-belorusskomu-narodu-v-preddverii-vyborov-glavy-gosudarstva-2 (дата обращения: 02.03.2021)

4 Обращение митрополита Филарета к белорусскому народу в преддверии выборов Президента Республики Беларусь (31.07.2020). URL: http://church.by/pub/obrashenie-mitropolita-filareta-k-belorusskomu-narodu-v-preddverii-vyborov-prezidenta-respubliki-belarus-2 (дата обращения: 02.03.2021)

В ходе избирательной кампании подавляющее большинство священников БПЦ избегали политических заявлений и публичной поддержки одной из сторон. Исключение составили в основном те представители духовенства, которые и ранее не скрывали своих политических предпочтений. Например, протоиерей Федор Пов-ный - настоятель Всехсвятского прихода в Минске, - выступая по телевидению, высоко оценил достижения А. Лукашенко, отметив, что «диктатура никогда не будет давать бесплатное образование». Отец Федор объяснил, что для него нынешняя Белоруссия является сильным суверенным государством1, а кандидаты в президенты «предлагают белорусам программы слома, а не развития страны»2.

В то же время публичные высказывания духовенства против Лукашенко практически отсутствовали. Правда, протоиерей Сергий Лепин - многолетний руководитель Синодального информационного отдела и пресс-секретарь БПЦ (2011 - ноябрь 2020 гг.), - признавал, что «были случаи, когда священнослужители публично высказывались не в пользу иных кандидатов, а таким образом, что их выступления можно было расценить как протест против власти действующей - прежде всего против насилия и пыток, совершенных акторами, представляющими эту власть»3. Действительно, в большинстве случаев священники, решившие сказать свое слово, выступали против лжи и насилия, что отражало общую озабоченность в белорусском обществе. По словам иерея Алексея Залицаева, еще в период предвыборной агитации люди приходили в храм с вопросами о недопуске к выборам альтернативных кандидатов, а также выражали свое несогласие с тем, что государство «не считается с их мнением»4. Несколько священников сочли возможным поддержать публикацию «Православные против фальсификаций». Но вряд ли это можно считать выступлением против Лукашенко. Хотя символическое присутствие двух цветов на рисунке этой публикации - красного и белого - можно интерпретировать как созвучие с бело-красно-белым флагом, ставшим символом оппозиции. Диакон Дмитрий Павлюкевич из Гродно, опубликовавший на своей странице в «Фейсбук» цитаты из Библии, аргументировал свой поступок следующим образом:

1 «Я люблю Беларусь и пойду голосовать досрочно, потому что доверяю государству» -настоятель храма в честь Всех Святых. 30.07.2020. URL: https://ont.by/news/ya-lyublyu-belarus-i-pojdu-golosovat-dosrochno-potomu-chto-doveryayu-gosudarstvu-nastoyatel-hrama-v-chest-vseh-svyatyh (дата обращения: 02.03.2021)

2 «Нам не предлагают программы развития Беларуси, а только программы слома»: протоиерей Федор Повный - о предвыборной кампании (30.07.2020) URL: https://ont.by/news/nam-ne-predlagayut-programmy-razvitiya-belarusi-a-tolko-programmy-sloma-protoierej-fedor-povnyj-o-predvybornoj-kampanii (дата обращения: 02.03.2021)

3 Мудров С. «Наши священники были у изоляторов на Окрестина». Об отношении Белорусской Православной Церкви к протестам. 06.09.2020. URL: https://www.pravmir.ru/nashi-svyashhenniki-byli-u-izolyatorov-na-okrestina-ob-otnoshenii-belorusskoj-pravoslavnoj-czerkvi-k-protestam/ (дата обращения: 02.03.2021)

4 Костарнова Н. «В такие дни священники призваны быть миротворцами». Иерей Алексей Залицаев - о событиях в Белоруссии. 18.08.2020. URL: https://www.pravmir.ru/v-takie-dni-svyashhenniki-prizvany-byt-mirotvorczami-ierej-aleksej-zaliczaev-o-sobytiyah-v-belarusi/ (дата обращения: 02.03.2021)

Я был автором картинки и текста [«Православные против фальсификаций, унижения личности и давления на личность»] с тремя цитатами из Библии [«не лгите и не обманывайте друг друга», «возлюби ближнего твоего», «не обижай»], которые разместил на своей личной страничке в фейсбу-ке. Этой публикацией начали делиться другие люди. То, что цитаты из Священного Писания о недопустимости лжи, насилия и унижений вызвали отклик у православных людей, а тем более у священников, не может являться чем-то удивительным. Это же Библия, с которой по умолчанию согласен каждый православный христианин... В то же время в использовании мной белого и красного цветов не было желания вызвать ассоциации с бело-красно-белым флагом. Я не агитировал ни за одну из сторон; думаю, что большинство священников волновал нравственный аспект вопроса1.

Протоиерей Сергий Лепин признал, что инициатива была воспринята некоторыми настоятелями и иерархами «с опаской», а отдельные участники решили отозвать свои подписи — либо «на всякий случай», либо «по прямому требованию властей». Несколько человек присоединились к этой инициативе после выборов, что, «с точки зрения некоторых», могло быть расценено как «непризнание работы Центральной избирательной комиссии и оспаривание результатов выборов». Сам о. Сергий утверждал, что БПЦ выступает за все честное, в том числе и выборы, и фальсификация выборов является уголовным преступлением, «с точки зрения Уголовного кодекса нашего государства и, разумеется, это грех - обмана, лжесвидетельства и воровства»2. Диакон Димитрий Павлюкевич отметил, что не может согласиться с мнением, что заявления «не лги» являются политическим манифестом, поскольку, если принять такую точку зрения, то следует признать, что «Десять Заповедей -это не нравственный, а политический манифест, что само по себе абсурдно»3.

Церковь после президентских выборов

В первые дни после выборов в Белоруссии происходили столкновения протестующих с ОМОНом; также были отмечены факты провокаций со стороны протестующих и случаи насилия и жестокости со стороны силовиков. В контексте поствыборной ситуации только два иерарха БПЦ выступили с открытыми письменными заявлениями: архиереи из Бреста и Гродно (областных центров с самым высоким уровнем протестов). 15 августа 2020 г. архиепископ Брестский Иоанн выразил особую обеспокоенность о «безосновательно задержанных», а также попросил обе стороны «охладить пыл, не брать греха на душу»4. Гораздо более жестким было

1 Интервью с диаконом Дмитрием Павлюкевичем (по эл. почте). 31.08.2020.

2 Мудров С. «Наши священники были у изоляторов на Окрестина». Об отношении Белорусской Православной Церкви к протестам. 06.09.2020. URL: https://www.pravmir.ru/nashi-svyashhenniki-byli-u-izolyatorov-na-okrestina-ob-otnoshenii-belorusskoj-pravoslavnoj-czerkvi-k-protestam/ (дата обращения: 02.03.2021)

3 Интервью с диаконом Дмитрием Павлюкевичем (по эл. почте). 02.09.2020.

4 Обращение архиепископа Брестского и Кобринского Иоанна к православным верующим Брестской епархии. 15.08.2020. URL: https://pravbrest.by/archives/9718 (дата обращения: 02.03.2021)

заявление (14 августа) архиепископа Гродненского Артемия, подчеркнувшего, что «кровь жертв и тяжкие страдания людей в эти дни - на совести тех, кто сознательно сам убивал либо принуждал других убивать Правду!»1. Владыка Артемий не стал уточнять, о какой правде идет речь, но, учитывая контекст заявления, можно предполагать, что он говорил о фальсификациях на выборах. Буквально через два дня, на воскресной проповеди 16 августа 2020 г., архиепископ Артемий выступил еще более жестко, заявив, что «наши люди становятся как звери», и приведя при этом несколько примеров избиений и унижений со стороны «силовиков». Он также подверг критике старшее поколение и учителей, говоря, что им нужно стоять на коленях «за всю фальсификацию, всю ложь, которую давали нашим детям. За БРСМ2, за комсомол, за все, что было атеистическое». В результате такого воспитания, по мнению гродненского владыки, «воспитанники с цепи сорвались», стали невменяемыми и «жаждут крови»3. Эти слова прозвучали диссонансом в среде белорусского епископата: прочие иерархи БПЦ предпочли воздержаться от подобных оценок. Примечательно, что даже такие жесткие заявления не привели к немедленной отставке архиепископа Артемия: он продолжал управлять Гродненской епархией до июня 2021 года.

Митрополит Павел, предстоятель БПЦ, занял более осторожную, дипломатичную позицию: 14 августа, выступая на торжественной закладке храма в одном из районов Минска, владыка обратился к Лукашенко с просьбой «сделать все возможное, чтобы остановить насилие». Экзарх призвал жителей Белоруссии не поддаваться на провокации, содержащие призывы к насилию, а стремиться сохранить мир4. Кроме этого, митрополит принес извинения всем, кто был «оскорблен» его поздравлениями Лукашенко в связи с победой на выборах5. С другой стороны, в коротком интервью 28 августа, уже после отставки с поста экзарха, митрополит высказался в более провластном тоне. Так, он призвал верующих действовать в соответствии с Конституцией и Евангелием, но «не путем забастовок и каких-то митингов». Владыка Павел назвал выходы на митинги «не православным и не консти-

1 Обращение архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия к клиру и пастве Гродненской епархии. 14.08.2020 URL:

https://orthos.org/eparhiya/bishop/speech/2020/08/14/obrashchenie-arhiepiskopa-grodnenskogo-volkovysskogo-artemiya-k (дата обращения: 02.03.2021)

2 Белорусский республиканский союз молодежи — провластная молодежная организация.

3 Слово архиепископа Артемия о насилии в Белоруссии. 16.08.2020 - 15.20. URL: https://orthos.org/media/video/2020/08/16/slovo-arhiepiskopa-artemiya-o-nasilii-belarusi (дата обращения: 02.03.2021)

4 Патриарший Экзарх: обращаюсь к главе государства и прошу сделать все возможное, чтобы остановить насилие. 14.08.2020. Доступ: http://church.by/news/patriarshij-ekzarh-obrashajus-k-glave-gosudarstva-i-proshu-sdelat-vse-vozmozhnoe-chtoby-ostanovit-nasilie ((дата обращения: 02.03.2021)

5 Мудров С. «Наши священники были у изоляторов на Окрестина». Об отношении Белорусской православной церкви к протестам. 06.09.2020. URL: https://www.pravmir.ru/nashi-svyashhenniki-byli-u-izolyatorov-na-okrestina-ob-otnoshenii-belorusskoj-pravoslavnoj-czerkvi-k-protestam/ (дата обращения: 02.03.2021)

туционным методом»1, даже невзирая на то, что для православных нет запрета на участие в ненасильственных акциях, включая мирные протесты и гражданское неповиновение.

Символические акции против насилия прошли в нескольких храмах по всей Белоруссии. Например, в Покровском кафедральном соборе Гродно в течение всего Успенского поста (14-27 августа) каждый час днем бил колокол. Это было сделано для того, чтобы призвать, как пояснил настоятель собора протоиерей Георгий Рой, к «миру и гражданскому согласию, ...положить конец неоправданному насилию, жестокому избиению людей и нечеловеческим пыткам». Кроме этого, колокол звонил один раз во всех церквях Гродно в 18.00 14 августа2. Символизм звучащего колокола стал не только напоминанием о жертвах насилия, но и призывом к состраданию и молитве.

Заявление Синода БПЦ и другие выступления

Официальная реакция БПЦ на поствыборные события последовала почти через неделю после голосования 9 августа. Заявление Синода, опубликованное 15 августа, отличалось взвешенностью и дипломатичностью, в то же время отражая переживания по поводу происходящих в стране событий. Подчеркивая внеполитич-ность церкви, Синод отметил, что «Церковь всегда была с людьми». Неделя после выборов была названа «временем народного потрясения»; при этом Синод говорил о пострадавших с обеих сторон: о раненых «сотрудниках правоохранительных органов» и «избитых и искалеченных в следственных изоляторах». Белорусские епископы выразили надежду, что власть прекратит насилие и «услышит голоса обиженных и невинно пострадавших в период противостояния, а проявивших зверство и жестокость - предаст законному суду и осуждению». Важно отметить, что Синод признал страдания «огромного количества невинных людей»3.

Примерно через неделю после синодального заявления было опубликовано разъяснение Отдела по взаимоотношениям церкви и общества под названием «Об участии верующих в политической и общественной жизни». Судя по тексту, разъяснение потребовалось главным образом для того, чтобы суждения из Гродно не воспринимались как мнение всей Белорусской церкви. В документе подчеркивалось, что заявления духовенства отражают их личное мнение, а не позицию БПЦ. Дистанцируясь от политических акций, авторы «Разъяснений.» все-таки обозначили осуждение церковью «любых форм насилия» и выразили надежду «на прове-

1 Митрополит Павел об уходе с поста главы БПЦ: «Настало время передать эстафетную палочку другому - более молодому, энергичному». 26.08.2020. URL: https://www.kp.by/daily/217174/4276903/?ibclid=IwAR30StCaaeDzmVN9V0R45tHUlFIbpt9IC HcUgpw-JadkXH6bascxIyEqyHg (дата обращения: 02.03.2021)

2 Информация предоставлена протоиереем Георгием Роем.

3 Обращение Синода Белорусской православной церкви к народу Республики Беларусь о прекращении народного противостояния. 15.08.2020. URL: http://church.by/news/obrashenie-sinoda-belorusskoj-pravoslavnoj-cerkvi-k-narodu-respubliki-belarus-o-prekrashenii-narodnogo-protivostojanija (дата обращения: 02.03.2021)

дение расследования компетентными органами всех вопиющих случаев проявления жестокости»1.

Следует отметить, что тема насилия и жестокости не стала доминирующей для всех иерархов БПЦ. Например, архиепископ Новогрудский Гурий (Апалько) в своем заявлении, опубликованном 19 августа и посвященном в первую очередь Успенскому посту и празднику Преображения Господня, говорил о важности - в контексте происходящих событий - покаяния и молитвы2. Епископ Борисовский Вениамин (Тупеко) в обращении 24 августа предпринял попытку отыскать духовные корни кризиса, но в то же время отметил, что должна быть ответственность за происходящее в стране и «виновные в пролитии крови и насилии, а также подстрекатели к противостоянию должны понести законное наказание»3. Буквально через два дня - 26 августа - он уже обращался к верующим как новоизбранный глава БПЦ. Размышляя еще раз о важности покаяния, поста и молитвы, владыка Вениамин обозначил причины «скорбных событий» в Белоруссии: «сердца наши склонились в недобрую сторону» и «свет Христов не смог воссиять в это темное время, когда проявился грех беззакония»4.

Среди духовенства, публично выступившего в поддержку Лукашенко и его действий, следует отметить протоиерея Андрея Лемешонка из Свято-Елизаветинского монастыря в Минске. Во многом приводимые им аргументы были созвучны аргументации других представителей пропрезидентской стороны. Не отрицая факты насилия после выборов, о. Андрей возложил ответственность за случившееся на «провокаторов». По мнению о. Андрея, Лукашенко «болеет за страну», а во время эпидемии коронавируса президент «не закрыл церкви и дал нам молиться». Для о. Андрея важное преимущество Лукашенко как руководителя заключается еще и в том, что он имеет свое мнение, независим и не слушает, что скажет «дядя за океаном»5.

Практическая помощь

В практическом плане представители БПЦ оказывали деятельную помощь пострадавшим - как в Минске, так и в регионах. Например, митрополит Павел наве-

1 Об участии верующих в общественно-политической жизни. Разъяснение синодального отдела Белорусской православной церкви по взаимоотношениям церкви и общества. 21.08.2020. URL: http://church.by/news/ob-uchastii-verujushih-v-obshestvenno-politicheskoj-zhizni (дата обращения: 02.03.2021)

2 Обращение архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия к пастве Новогрудской епархии. 21.08.2020. URL: https://www.slonves.by/obrashhenie-arhiepiskopa-novogrudskogo-i-slonimskogo-guriya-k-pastve-novogrudskoj-eparhii/ (дата обращения: 02.03.2021)

3 Епископ Вениамин предостерегает от гнева и мстительности и призывает к единению в молитве и любви. 24.08.2020. URL:

http://www.sobor.by/page/Episkop_Veniamin_predosteregaet_ot_gneva_i_mstitelnosti_i_priziva et_k_edineniyu_v_molitve_i_lyubvi?fbclid=IwAR0xnZ8 (дата обращения: 02.03.2021)

4 Епископ Вениамин: сейчас совершается духовная борьба за наше отечество (26.08.2020) URL: http://church.by/news/episkop-veniamin-sej chas-sovershaetsj a-duhovnaj a-borba-za-nashe-otechestvo?fbclid=IwAR28-15WE0zHw3PPv0tAk87ywgoM (дата обращения: 02.03.2021)

5 Собрание в Свято-Елисаветинском монастыре. 18.08.2020. URL: https://www.facebook.com/churchby.info/videos/321881342345477/ (дата обращения: 02.03.2021)

щал раненых и избитых людей в больнице. А священники помогали с необходимыми вещами/одеждой тем, кто находился в изоляторах временного содержания (ИВС). Общие объемы и география этой помощи неизвестны; достоянием общественности стали сведения о помощи в Минске и в Гродно. Как пояснил протоиерей Сергий Ле-пин, «около центров изоляции на Окрестина и Володарского (в Минске) присутствовали наши священники. Мы держали руку на пульсе, и если бы это понадобилось, то священников появилось бы больше»1. В Гродно священники передавали задержанным в ИВС воду, еду и туалетные принадлежности, а социальный отдел Гродненской епархии занимался духовно-психологической помощью пострадавшим2.

Иерей Александр Кухта, который, вероятно, был первым православным священником, пришедшим к одному из минских изоляторов, описывает происходившие события следующим образом:

«Это была моя личная инициатива - пойти на улицу Окрестина [место расположения ИВС и ЦИП в Минске], но правящий архиерей знал, что я туда иду. Первоначально я был там в четверг [13 августа], чтобы помочь нуждающимся. Уже на месте я обнаружил, что моя помощь нужна волонтерам - встречать людей, выпускаемых из изолятора. Я провел там весь четверг; кроме меня, в тот день был еще ксендз. В другие дни у Окрестина было около пяти православных священников (время от времени). Некоторые из них общались с родственниками задержанных, другие развозили людей по домам. Был дежурный священник, который общался с собравшимися. Люди терялись, злились (действительно, они не могли найти своих родственников, иногда с воскресенья - 9 августа). Меня спрашивали, могу ли я попасть внутрь [изолятора] и передать лекарства [заключенным]. Нам удалось вместе с ксендзом добраться до тюремных ворот; мы сидели на лестнице и ждали. Я пытался передать вещи внутрь, хотя официально это было запрещено. Здесь мое священническое облачение оказалось особенно полезным. Насколько я знаю, то, что я передал (с машинами скорой помощи), было получено заключенными»3.

Как пояснил иерей Георгий Глинский, который также находился у изолятора на Окрестина, люди положительно воспринимали священников. Тем более, православное духовенство взяло на себя еще одну миссию - посещение раненых в больницах. Пострадавшим предлагалась как духовная, так и материальная поддержка (предметы первой необходимости, в том числе еда и одежда)4. Судя по имеющейся информации, священники принимали решение о визитах, не дожидаясь формальных распоряжений архиереев, но исходя из необходимости христианской помощи людям, оказавшимся в бедственном положении. Особо следует отметить, что эта

1 Мудров С. «Наши священники были у изоляторов на Окрестина». Об отношении Белорусской Православной Церкви к протестам. 06.09.2020. URL:https://www.pravmir.ru/nashi-svyashhenniki-byli-u-izolyatorov-na-okrestina-ob-otnoshenii-belorusskoj-pravoslavnoj-czerkvi-k-protestam/ (дата обращения: 02.03.2021)

2 Интервью с диаконом Дмитрием Павлюкевичем (по эл. почте). 31.08.2020.

3 Интервью со священником Александром Кухтой (по скайпу). 01.09.2020.

4 Интервью со священником Георгием Глинским (по телефону). 05.09.2020.

помощь предлагалась в ситуации, когда подобные действия могли быть неоднозначно восприняты представителями государственных структур.

Заключение

Белорусская православная церковь в условиях противостояния 2020 г. заняла взвешенную позицию, стремясь к сохранению мира и ненасильственному разрешению конфликта. Церковное руководство смогло принять и учесть тот факт, что среди верующих и духовенства БПЦ есть как сторонники, так и противники Лукашенко. Поэтому церковь старалась следовать «генеральной линии» умиротворения, признавая некоторые очевидные факты (насилие и жестокость на массовых демонстрациях и в изоляторах), но воздерживаясь от каких-либо политических оценок -например, о возможных фальсификациях на выборах или количестве голосов, полученных кандидатами в президенты.

Белорусские священнослужители в основном проигнорировали политические акции, но в то же время старались на словах и на деле поддерживать пострадавших и выступать против несправедливости. Символически это прозвучало в звоне церковных колоколов в гродненском Покровском соборе; практически воплотилось в помощи тем, кто находился в местах лишения свободы или в больницах. Заявления, имевшие политическую окраску, были очень немногочисленны. Наибольшую известность получила проповедь архиепископа Гродненского Артемия, подвергшего критике старшие поколения и официальный союз молодежи - БРСМ. Выступления критиков режима уравновешивались публичной поддержкой Лукашенко отдельными представителями духовенства. Например, протоиерей Андрей Лемешонок возложил на «провокаторов» ответственность за насилие в Белоруссии в дни после выборов 9 августа. При этом в официальных заявлениях Синода БПЦ и его отделов звучали преимущественно призывы к молитве и покаянию, хотя говорилось и о необходимости надлежащего расследования всех случаев насилия и пыток.

Подтверждая важность молитвенного подвига, Синод ввел в богослужебный оборот специальные молитвы за мир и белорусский народ, читаемые во всех православных храмах Белоруссии. Очевидно, для БПЦ духовное понимание миссии Церкви оказалось в условиях кризиса на первом месте, оттеснив иные, в том числе политические мотивы.

Список литературы

Безнюк Д. (2006) Государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь (социологический анализ). Минск: РИВШ, 2006. 216 с.

Ворса Д. (2016) Ретроспективный анализ нормативной правовой базы Республики Беларусь по вопросам взаимодействия государственных органов с Белорусской Православной Церковью в сфере образования. Вышэйшая школа, № 4. C. 48-51.

Котляров И., Земляков Л. (2004). Республика Беларусь в конфессиональном измерении. Минск: Издательство МИУ. 231 с.

Низович Д. (2019) Предпосылки и содержание социально-культурной деятельности Православной церкви в Республике Беларусь. Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. статей. Минск: РИВШ. С. 380-388.

Озимко К. (2018) Образ Русской Православной Церкви в оппозиционных СМИ Белоруссии. Наука, образование и культура, № 8 (32). С. 56-58.

Уполномоченный по делам религий и национальностей (н.д). Информация о конфессиональной ситуации в Республике Беларусь. URL: https://belarus21.by/Articles/1439296790 (дата обращения: 02.03.2021)

References

Bekus, N. (2016) On the political mission of Orthodoxy in Belarus and its consequences for the church and state, in Michal Wawrzonek, Nelly Bekus and Mirella Korzeniewska-Wiszniewska. Orthodoxy Versus Post-Communism: Belarus, Serbia, Ukraine and the Russkiy Mir. Cambridge Scholars Publishing.

Beznyuk, D. (2006) Gosudarstvenno-konfessional'nyye otnosheniya v Respublike Belarus (sotsiolog-icheskiy analiz) [State-confessional relations in the Republic of Belarus (sociological analysis)]. Minsk: RIVSH. 216 p.

Kotliarov, I. and Zemliakov, L. (2004). Respublika Belarus v konfessionalnom izmereniyi [The Republic of Belarus in Confessional Dimension]. Minsk: Izdatelstvo MIU. 231 pp.

Mudrov, S. (2017) Church-State relations in the post-Communist world: the cases of Belarus and Estonia. Journal of Church and State. Vol. 59, Issue 4, pp. 649-671.

Ozimko, K. (2018) Obraz Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi v oppozitsionnykh SMI Belarusi [Image of the Russian Orthodox Church in the opposition mass-media of Belarus]. Nauka, obrazovaniye I kultura. No 8 (32), pp. 56-58.

Nizovich, D. (2019) Predposylki i soderzhaniye sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti Pravoslavnoy tserkvi v Respublike Belarus [Preconditions and content of social and cultural activity of the Orthodox Church in the Republic of Belarus]. Historical and psychological- pedagogical sciences: collection of research articles. Minsk: RIVSH, pp. 380-388.

Pew Research Center (2017) Religious Belief and National Belonging in Central and Eastern Europe. URL: https://www.pewforum.org/2017/05/10/religious-belief-and-national-belonging-in-central-and-eastern-europe/ (accessed: 15.03.2021)

Upolnomochenny po delam religy i natsionalnostey. Informatsiya o konfessionalnoy situatsii v Respu-blike Belarus [Plenipotentiary on Religions and Nationalities. Information on confessional situation in the Republic of Belarus]. URL: https://belarus21.by/Articles/1439296790 (accessed: 02.03.2021)

Vasilevich, N. (2015) Unequal by default: Church and state in Belarus in the period of consolidated authoritarianism, in 'Civil society in Belarus 2000-2015. Collection of texts'. East European Democratic Centre. Warsaw 2015, pp. 97-128.

Vorsa, D. (2016) Retrospektivnyy analiz normativnoy pravovoy bazy Respubliki Belarus' po voprosam vzaimodeystviya gosudarstvennykh organov s Belorusskoy Pravoslavnoy Tserkov'yu v sfere obrazovaniya [Retrospective analysis of the legal basis of the Republic of Belarus on the issues of interaction of governmental institutions with the Belarusian Orthodox Church in the sphere of education]. Vysheishay shkola, No 4, pp. 48-51.

The Orthodox Church, Elections and Protests in Belarus

Received 03.03.2021

Author: Mudrov S., Candidate of Science (Sociology), Associate Professor at the Department of Social Communications of Polotsk State University. Address: ul. Blokhina, 29, Novopolotsk, Republic of Belarus. E-mail: s.mudrov@psu.by

Abstract. The article analyzes the attitudes of the Belarussian Orthodox Church towards the election and the protest movement in Belarus. The 2020 presidential election, where A. Lukashenko's victory was declared with more than 80% of the popular vote, caused a mixed reaction in the Belarussian society. The mass protests occurred in the country; during the suppression of these protests, the facts of violence and cruelty on the part of the national security forces were recorded. The Belarusian Orthodox Church, being the most numerous religious organisation in Belarus, preferred in general to stay away from the political turmoil. None the less, some priests publicly expressed their political preferences; they also spoke about the need for fair elections and the inadmissibility of cruelty and violence. In the first weeks after the election, the Church chose the path of peacemaking, calling for an end to the violence, as well as providing active help to the victims. It is outlined that the actions and words of the representatives of the Belarusian Orthodox Church proceeded from the understanding that the mission of the Church is of a spiritual and social nature, while the political and ideological component cannot and should not have a priority character in this mission.

Key words: Belarussian Orthodox Church, Lukashenko, elections, protests, mission.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope42021161171

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.