Научная статья на тему 'Религиозная ситуация в Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике в период 2014–2022 гг.'

Религиозная ситуация в Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике в период 2014–2022 гг. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религиозная ситуация / поликонфессиональность / Украинская православная церковь Московского патриархата / Донецкая Народная Республика / Луганская Народная Республика / religious situation / multi-confessionalism / Ukrainian Orthodox Church (Moscow Patriarchate) / Donetsk People’s Republic / Lugansk People’s Republic

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Яна Владимировна Комар, Александр Анатольевич Пригарин

Анализируется актуальная религиозная ситуация в ДНР и ЛНР на протяжении всего периода существования этих государственных образований: законодательный и культурно-антропологический аспекты в динамике трансформационных 2014–2022 гг. Большая часть материалов относится к периоду 2014–2016 гг. и ориентирована на формирование включенности религиозного и/или церковного на начальном этапе конфликтной ситуации. Источниками послужили материалы публичной сферы: официальные документы УПЦ МП, нормативно-правовая база ДНР/ЛНР, статистические материалы, новостные сообщения и заявления УПЦ МП, проповеди и интервью, комментарии, записи блогов и форумов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Яна Владимировна Комар, Александр Анатольевич Пригарин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious situation in the Donetsk People’s Republic and the Lugansk People’s Republic in 2014–2022

In the article, the authors analyze the religious situation in the territories of the Donetsk People’s Republic (DPR) and the Lugansk People’s Republic (LPR), studying both the legislative and cultural-anthropological aspects of this issue. Particular attention is paid to considering the position of the Ukrainian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate (UOC-MP), due to the fact that it is the largest and most influential autocephalous local Orthodox church in the Donbass. The authors also describe the situation regarding other confessions, new religious movements, Old Believers, alternative Orthodoxy, and the Ukrainian Orthodox Church of the Kyiv Patriarchate. Most of the materials refer to the period 2014–2016, which is characterized by active military operations and examples of the involvement of religion and the church in the conflict. The sources are materials from the public sphere: official documents of UOCMP, the legal framework of DPR and LPR, statistical materials, results of sociological surveys, news reports and statements of UOC-MP, sermons and interviews, comments, blog and forum posts. An additional source was observations of one of the authors of the “lived religion” in the Donbass, which made it possible to demonstrate examples of both an individual religious experience and collective forms of the living religion. The constitution and laws were quite balanced in terms of religious views on the situation in the republics, unlike the first drafts. According to the legal framework of DPR and LPR, religion is separated from the state, but at the same time the idea of a leading religion is found in the documents. The change of states (Ukraine, DPR/LPR) entailed a reformatting of attitudes in society towards other religions, movements, and groups. Evidence of this is the cessation of activities, for example, of Pentecostals, or the fading of the functioning of Buddhists. On the one hand, UOC-MP retained its advantage in terms of the number of parishes and parishioners, and the representation of parishes in the Donbass. On the other hand, since this is the largest and most influential autocephalous local Orthodox Church, it suffered the most during both military and political events (destruction of buildings, damage to property, image). In the period 2014–2016, which is characterized by active military operations, examples of the involvement of religion and the church in the conflict situation are numerous and ubiquitous.

Текст научной работы на тему «Религиозная ситуация в Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике в период 2014–2022 гг.»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 497. С. 89-97 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 497. рр. 89-97

Научная статья

УДК 94(477.62) "2014-2022"

doi: 10.17223/15617793/497/9

Религиозная ситуация в Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике в период 2014-2022 гг.

Яна Владимировна Комар1, Александр Анатольевич Пригарин2

1 Краснодарский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Краснодар, Россия,

komaryana2006@gmail.com 2 Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, prigarin.alexand@gmail.com

Аннотация. Анализируется актуальная религиозная ситуация в ДНР и ЛНР на протяжении всего периода существования этих государственных образований: законодательный и культурно-антропологический аспекты в динамике трансформационных 2014-2022 гг. Большая часть материалов относится к периоду 2014-2016 гг. и ориентирована на формирование включенности религиозного и/или церковного на начальном этапе конфликтной ситуации. Источниками послужили материалы публичной сферы: официальные документы УПЦ МП, нормативно-правовая база ДНР/ЛНР, статистические материалы, новостные сообщения и заявления УПЦ МП, проповеди и интервью, комментарии, записи блогов и форумов.

Ключевые слова: религиозная ситуация, поликонфессиональность, Украинская православная церковь Московского патриархата, Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика

Для цитирования: Комар Я.В., Пригарин А.А. Религиозная ситуация в Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике в период 2014-2022 гг. // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 497. С. 89-97. doi: 10.17223/15617793/497/9

Original article

doi: 10.17223/15617793/497/9

Religious situation in the Donetsk People's Republic and the Lugansk People's Republic in 2014-2022

Yana V. Komar1, Aleksandr A. Prigarin2

1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Krasnodar, Russian Federation,

komaryana2006@gmail.com 2Russian State University for the Humanities, Moscow, Russian Federation, prigarin.alexand@gmail.com

Abstract. In the article, the authors analyze the religious situation in the territories of the Donetsk People's Republic (DPR) and the Lugansk People's Republic (LPR), studying both the legislative and cultural-anthropological aspects of this issue. Particular attention is paid to considering the position of the Ukrainian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate (UOC-MP), due to the fact that it is the largest and most influential autocephalous local Orthodox church in the Donbass. The authors also describe the situation regarding other confessions, new religious movements, Old Believers, alternative Orthodoxy, and the Ukrainian Orthodox Church of the Kyiv Patriarchate. Most of the materials refer to the period 2014-2016, which is characterized by active military operations and examples of the involvement of religion and the church in the conflict. The sources are materials from the public sphere: official documents of UOC-MP, the legal framework of DPR and LPR, statistical materials, results of sociological surveys, news reports and statements of UOC-MP, sermons and interviews, comments, blog and forum posts. An additional source was observations of one of the authors of the "lived religion" in the Donbass, which made it possible to demonstrate examples of both an individual religious experience and collective forms of the living religion. The constitution and laws were quite balanced in terms of religious views on the situation in the republics, unlike the first drafts. According to the legal framework of DPR and LPR, religion is separated from the state, but at the same time the idea of a leading religion is found in the documents. The change of states (Ukraine, DPR/LPR) entailed a reformatting of attitudes in society towards other religions, movements, and groups. Evidence of this is the cessation of activities, for example, of Pentecostals, or the fading of the functioning of Buddhists. On the one hand, UOC-MP retained its advantage in terms of the number of parishes and parishioners, and the representation of parishes in the Donbass. On the other hand, since this is the largest and most influential autocephalous local Orthodox Church, it suffered the most during both military and political events (destruction of buildings, damage to property, image). In the period 2014-2016, which is characterized by active military operations, examples of the involvement of religion and the church in the conflict situation are numerous and ubiquitous.

Keywords: religious situation, multi-confessionalism, Ukrainian Orthodox Church (Moscow Patriarchate), Donetsk People's Republic, Lugansk People's Republic

© Комар Я.В., Пригарин А.А., 2023

For citation: Komar, Ya.V. & Prigarin, A.A. (2023) Religious situation in the Donetsk People's Republic and the Lugansk People's Republic in 2014-2022. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 497. pp. 89-97. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/497/9

Введение

В большинстве случаев религия рассматривается как свойство социальной среды, как элемент идентичности (осознаваемые как важные уровни самоопределения), форма солидарности (братья по вере), отчужденности (то, что «нас» отличает от «них»). Тема религии и войны/насилия стала актуальной в 1970-1980-е гг., что несомненно было связано с рядом геополитических событий: события на Ближнем Востоке, Ирландский вопрос, война в Афганистане. В 2000-х гг. крушение небоскребов в США и последующие ответные меры военного, политического и экономического характера заставили пересмотреть подходы к вопросу религии и религиозности в области философии, теологии и академизма. Среди зарубежных авторов отметим Чарльза Глока, Родни Старка, Рене Жирара, Вальтера Буркерта, Р. Шварца, Г. Авалоса, Д. Штерна, Р. Эпплби, Ч. Се-ленгута, М. Юргенсмейера, М. Киттса, М. Джерри-сона. На постсоветском пространстве междисциплинарный подход к вопросу взаимоотношения религии и насилия практически не представлен фундаментальными работами, но среди исследований последних лет следует отметить работы К.В. Цеханской, А. Зыгмонт, Р. Арзуманян.

В советском и постсоветском пространстве вопрос религии и атеизма был актуален на протяжении как ХХ, так и начала ХХ1 в. Ломка государственных институтов, политические преобразования однозначно приводят к социально-культурным трансформациям, что существенно влияет на устои былой повседневности в сформировавшемся обществе. Именно в такой ситуации оказалась часть населения Донецкой и Луганской областей Украины в 2014 г. Данный период отмечен разрушением привычных политических и общественных институций, крушением традиционного экономического базиса и хозяйственных укладов, нарушением социальных связей в жизни населения, изменением вектора внешних приоритетов, изменением в области повседневного и публичного быта. Не последнюю роль в этих трансформациях сыграли вопросы предыдущей религиозности и ее воспроизводства в новых условиях, в прифронтовых обстоятельствах. Показательны положение священнослужителей, их «миссии» в совершенно непривычных условиях, особенности церковно-приходской жизни православных общин.

В этом контексте цель данной статьи - проанализировать религиозную ситуацию на территориях ДНР и ЛНР, изучив как законодательный, так и культурно-антропологический аспекты данного вопроса. Особое внимание уделим рассмотрению положения Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) в силу того, что по численности в приходах верующих, представленности приходов на Донбассе это самая крупная и влиятельная автокефальная по-

местная православная церковь. В работе также приводятся некоторые данные и аналитика по другим конфессиям, новым религиозным движениям, старообрядчеству, альтернативному православию и Украинской православной церкви Киевского патриархата. Большая часть материалов относится к периоду 2014-2016 гг., который характерен активными военными действиями и примерами включенности религиозного и церковного в конфликтную ситуацию здесь наиболее продемонстрированы.

Круг источников включает материалы публичной сферы: официальные документы УПЦ МП, нормативно-правовая база ДНР/ЛНР, открытые статистические материалы, результаты социологических опросов, новостные сообщения и заявления УПЦ МП, опубликованные на соответствующих представительских сайтах, проповеди и интервью, комментарии, записи бло-гов и форумов. Отдельно, как источник, следует отметить визуальные материалы, размещенные на различных площадках: социальные сети, видео хостинги, новостные издания. Дополнительным источником служат собственные наблюдения автора «проживаемой религии» на Донбассе, что дает возможность продемонстрировать примеры как индивидуального религиозного опыта, так и коллективных форм проживания религии.

Конфессиональная история региона

Первые православные церкви стали появляться в регионе в начале Х1Х в., а к 1925 г. в Донецкой губернии уже было зарегистрировано 535 православных приходов1. Другие народы, населяющие эти земли, поддерживали свои религиозные традиции. Для дореволюционного Донбасса были характерны и небольшие протестантские общины: лютеранские, баптистские и менонитские. В Донецком крае были представлены иудейские общины. Религиозный центр мусульман располагался в городе Макеевка, где была построена школа и медресе. Под Енакиево компактно проживала община поповских старообрядцев. Такая религиозная палитра сохранялась до 1925 г. Донбасс, как и другие регионы, попал под ряд церковных репрессий со стороны большевистской власти, направленных на уничтожение духовной элиты.

Религиозное возрождение религиозной жизни приходиться на 1990-е гг. (преддверие распада СССР и независимость бывших союзных республик). В конце 1990 г. УПЦ МП получает независимость и самостоятельность в своем управлении. Согласно Уставу Русской Православной Церкви, УПЦ является самоуправляемой церковью, обладая правами широкой автономии. Возрождение коснулось не только православия, Донбасс захлестнула поликонфессиональность, при этом речь идет не только о традиционных религиях -христианство (во всем конфессиональном многообра-

зии), мусульманство, иудаизм, протестантизм. Открытие страны (Украины) и привлекательность региона (экономический и человеческий потенциал) привлекли сюда новые конфессии, ранее неизвестные, центры которых располагались за границей (Новоапостолькая церковь, Церковь Христова, «Слово жизни», Церковь христиан веры Евангельской, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), союз «Церковь Бо-жия»). Подобные организации существовали в виде миссий, союзов и объединений, удовлетворяя не только духовные потребности населения, но и создавая экономико-социально-корпоративные общины. Параллельно появились различного рода эзотерические и псевдодуховные культы.

По причине отсутствия официальных данных о структуре прихожан (пол, возраст, численность) в подобного рода конфессиях и организациях не представляется возможным построение динамических рядов, а, следовательно, отследить количество прихожан сложно. Согласно открытым источникам, возраст большинства прихожан в подобного рода конфессиях, миссиях и организациях коррелируется в промежутке 30-50 лет, это люди с высоким уровнем образования, интеллигенция, определенную нишу занимает молодежь (до 20-25%) как наиболее динамичная и пластичная группа.

В 2015 г. на территории Украины фонд «Демократические инициативы имени Илька Кучерива» и социологическая служба «Ukrainian Sociology Service» провели совместное исследование. Для понимания ситуации уточним, что на тот момент времени уже существовали ДНР и ЛНР и исследование проводилось только в части Донецкой области, Луганская область и АР Крым были исключены. Несмотря на то что главной целью исследования было выяснить отношение людей к церквям и проверить толерантность к созданию единой Помесной православной церкви, показатели по регионам дают представление о процентном соотношении верующих. В Донецкой области большинство верующего населения (55%) относили себя к УПЦ МП, тогда как на Галичине 67% населения считали себя верующими Греко-католической церкви [1].

Положение религиозных организаций

в республиках (нормативно-правовой аспект)

Период 2014-2016 гг. - это время первоначального становления новых государственных образований Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, активных военных противостояний. С течением времени поменялась расстановка сил в регионе, изменился формат политической конъюнктуры (военизированные отряды самообороны преобразовались в легитимную политическую силу ДНР/ЛНР), была заложена законодательная база республик.

Статья 9 Конституции ДНР гласит, что «в Донецкой Народной Республике признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, никакая религия и

идеология не могут устанавливаться в качестве государственных или обязательных» [2]. Согласно статье 4 Закона ДНР «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» от 24 июня 2016 г. «Донецкая Народная Республика - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» [3]. Согласно сложившейся исторической традиции, ведущая духовная роль на юго-востоке ее Украины принадлежит УПЦ МП. Там же в преамбуле Закона ДНР «О свободе вероисповедания...» указывается значимость церкви в истории ДНР, «принимая во внимание особую роль православия в истории Донецкой Народной Республики, в становлении и развитии ее духовности, нравственности и культуры.». Этот же закон гарантирует возможность исповедовать религию индивидуально, совместно или не исповедовать никакой религии; возможность смены религиозных убеждений. В законе прописан порядок государственной регистрации религиозных организаций и постановки на учет уже созданных религиозных групп. Кроме этого, в законе предусматриваются контроль и мониторинг всех мероприятий, проводимых религиозными объединениями.

Вот лишь некоторые показатели религиозного многообразия региона по состоянию на 1 января 2013 г.: на территории Донецкой области с правом юридического лица действовало 738 православных общин (УПЦ МП), 139 баптистских общин (Всеукраинский союз объединений евангельских христиан-баптистов), общин адвентистов седьмого дня (49), мусульманских общин (37). Наибольшее количество харизматических организаций было сосредоточено в Донецкой области, среди них, например, Церковь Полного Евангелия, Украинская христианская евангельская церковь, Церковь живого Бога и др. [4]. После 2014 г. в силу военных действий и политических изменений в регионе изменилась расстановка сил в духовной жизни. Конфессиональная структура региона стремительно изменилась и продолжает изменяться. Все ранее отмеченное религиозное многообразие свелось к нескольким основным религиям. Большинство культов или прекратили существовать, или перешли к подпольной деятельности.

Буддизм. До 2014 г. Донецкая область по числу приверженцев буддизма в Украине была на первом месте. Здесь вели свою деятельность общины различных направлений с 1990-х гг. В Украине действовало 59 буддийских организаций, и 20 из них находилось в Донбассе (Донецкая и Луганская области) [5]. С началом военных действий руководители и активные представители общин выехали с Донбасса, создали собственные проекты в других областях. Групп, желающих взять на себя развитие буддизма в рамках республик, пока не нашлось. Буддийская жизнь в регионе в стагнации [6].

Ислам. Духовное управление мусульман ДНР возглавляет муфтий Ринат Айсин, в Донецке также функционирует мечеть «Ахать Джами» [7].

Иудаизм. По оценкам члена общины и руководителя «Хевра Кадиша» Давида Юсимова, в Донецке живет 3-5 тысяч евреев. Помимо синагоги работает школа, общинный центр, имеется еврейское кладбище [8].

Протестантство. Резко сократилось количество протестантских общин. Одна из причин сокращения численности - сложная процедура регистрации, официально действуют только харизматы, адвентисты седьмого дня, пятидесятники, баптисты.

Христианство. В ДНР и ЛНР продолжают действовать римо-католические общины, общины староверов и православных. Наиболее обширная сеть храмов и самая многочисленная паства у УПЦ МП. В результате военных действий епархии оказались территориально разделены между Украиной и ДНР и ЛНР (таблица, рис. 1).

Епархии и приходы УПЦ МП на территории ДНР и ЛНР2

Название епархии Районы

Горловская и Славянская епархия (ДНР) Северные районы Донецкой области: Александровский, Бахмутский, Добропольский, Константиновский, Лиманский, Покровский, Славянский, Шахтёрский, а также районы, которые находятся на территории ДНР (с особым порядком управления)

Донецкая и Мариупольская епархия (ДНР) Южные районы Донецкой области: Амвро-сиевский, Волновахский, Великоновосел-ковский, Докучаевский, Донецкий, Макеевский, Марьинский, Мариупольский, Новоазовский, Тельмановский, Торезский, Селидовский, Снежнянский, Харцызский, Ясиноватский

Луганская и Алчев-ская епархия (ЛНР) Территория г. Луганск, а также районы Новоайдарский, Перевальский, Славяносербский и Станично-Луганский

Ровеньковская и Свердловская епархия (ЛНР) Антрацитовский район, Краснодонский район, Лутугинский район, Свердловский район

Рис. 1. Карта территорий ДНР/ЛНР по отношению к Донецкой и Луганской областям Украины (по состоянию на 2020 г.)3

Положение религиозных организаций в республиках (культурно-антропологический аспект)

Сейчас в большинстве стран мира религия отделена от государства, но она существует как социальный ин-

ститут и государственные структуры и органы вынуждены сформировать свое отношение к таковой. Официально отношение к любой религии на уровне государства закреплено в нормах закона. В предыдущем разделе мы рассмотрели положение религиозных организаций с позиции нормативно-правовых документов. Проанализируем культурно-антропологический аспект положения религиозных организаций в обществе и то, как принятая законодательная база принятая, а в некоторых случая и полемика вокруг нормативных документов повлияли на отношение социума к религиозным организациям.

Первые нормативно-правовые документы, принятые в 2014-2015 гг., не отличаются выдержанным стилем и абстрагированием от ситуации или предпочтений. С одной стороны, их эмоциональность не отвечает вневременным юридическим нормам, а с другой стороны, такая редакция позволяет предметно рассмотреть текущую политическую ситуацию и привязку к конкретному политическому моменту. 7 апреля 2014 г. в пределах территории Донецкой области Украины была провозглашена Донецкая Народная Республика, также была принята Декларация о суверенитете. 11 мая 2014 г. на подконтрольных территориях ДНР состоялся референдум о самоопределении. Независимость ДНР была провозглашена уже на следующий день (12 мая теперь отмечается как День Республики. Через 4 дня, 16 мая была обнародована и принята конституция ДНР. Аналогичная ситуация наблюдалась и в Луганской Народной Республике: 27 апреля 2014 г. была провозглашена ЛНР в пределах территории Луганской области Украины, а 12 мая 2014 г. - независимость региона и создание Луганской Народной Республики (основанием послужили результаты референдума о самоопределении Луганской Народной Республики от 12 мая 2014 г.). Основным законом является Конституция, принятая 18 мая 2014 г. Временной промежуток между провозглашение республик и принятиями конституций очень короткий: для ДНР это 39 дней, для ЛНР и того меньше - 21 день. Таким образом, конституции были подготовлены и отпечатаны в кризисных экстренных условиях, когда военные действия набирали обороты, возникала непризнанная государственность и неизвестно, сможет ли она устоять в конфликте. Как показывает история, конституции со временем были отредактированы, изменялись, над правками работали опытные юристы в «кабинетной академической тиши».

Наиболее интересным для анализа является даже не первая и последующие редакции конституции, а сам проект конституции, опубликованный для обсуждения и внесения поправок. Примечательным является тот факт, что проект конституции на официальном сайте ДНР был размещен недолго и в последующем удален. Сейчас найти оригинал проекта полностью в открытых источниках не представляется возможным, доступны только выдержки. Части 2 и 3 статьи 9: «2. В Донецкой Народной Республике первенствующей и господствующей верой является Православная вера (Вера Христианская Православная Кафолическая Восточного Исповедания), исповедуемая Русской Православной

Церковью (Московский Патриархат). 3. Исторический опыт и роль Православия и Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) признаются и уважаются, в том числе как системообразующие столпы Русского Мира».

Такое утверждение православия в качестве первенствующей и господствующей конфессии происходит из того, что в Донбассе, который является многонациональным и многоконфессиональным краем, основная конфессия - православие (УПЦ МП). Превалирование одного религиозного контингента над всеми остальными дает право на постулирование и аксиоматизацию определенной доминирующей религии без ущемления права на исповедание иных. В статье 21 проекта Конституции ДНР говорилось: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.». И здесь же статья 21: «При этом ничто в настоящей Конституции не ограничивает Донецкую Народную Республику в праве проведения политики по защите населения от деятельности религиозных сект в соответствии с законом» [9].

В СМИ журналисты утверждали, что такое дополнение давало право не только на защиту «истинно православных ценностей», но также и на активный православный прозелитизм путем физического уничтожения «религиозных конкурентов» [10]. Таким образом, проект конституции отражал идею войны против неистинно сакральных ценностей. В СМИ и со стороны украинских властей периодически публиковалась информация, что жертвами со стороны властей ДНР и ЛНР стали представители религиозных общин (не относящихся к УПЦ МП). Сами же представители общин, комментируя религиозную ситуацию в Донбассе в 2014 г., говорят о том, что на ситуацию влияло много факторов: территория, где располагалась община; временной фактор; под чьей властью находилась территория и т.д. Из интервью пастора, волонтера и общественного активиста Сергея Косяка изданию «ОстроВ»: «Начиная с 2014 г. церкви на оккупированной территории переживали несколько волн своей религиозной деятельности и свобод. И это связано не только с временным фактором, но и территориальным. Например, в 2014 г. ситуация в Донецке и Горловке кардинально отличалась. Это зависело от того, какие на тот момент там были подразделения: Безлера или тот же "Восток". Я бы назвал 2014 г. - годом религиозного беспредела. Сейчас ситуация по форме кардинально изменилась, появилась видимость некой законности» [11].

Период 2014-2016 гг. характеризуется активными боевыми действиями, постоянно присутствуют жертвы как среди военных, так и мирных жителей. Среди основных чувств, испытываемых военными (частично и жителей), преобладали злость, враждебность, гнев, ненависть и прочие негативные деструктивные эмоции.

Злость проявлялась в виде открытой агрессии, она переходила в ненависть и заставляла людей переживать негативные чувства, которым необходим был выход. Преимущественно это выливалось в военное противостояние, поиск врага как вне, так и внутри республик. Происходила демонизация конкретных социальных структур, в частности религиозных, не относящихся к православию. Яркий пример - отношение к протестантам и, соответственно, выстраивание внутренней политики республик (поиск врагов и борьба с ними).

Протестантская община на Донбассе была достаточно многочисленна и влиятельна. На начальном этапе конфликта 2013-2014 гг. протестанты занимали общественно активную позицию. Они в открытую заявляли о необходимости сохранения мира и государственной целостности Украины и Донбасса в ее составе. Нельзя сказать, что они были единственными, кто так считал: общественное мнение было настолько неоднозначно, изменчиво, гибко и ситуативно, что обвинять кого-то в патриотизме или непатриотизме бессмысленно. Скорее, первостепенная причина неприятия кроется в подсознательной угрозе: опасность составляли не столько сами взгляды и идеологические несостыковки, сколько организованность и влиятельность группы.

Второй момент, который повлиял на неприятие протестантизма на территориях республик, - западофобия (отторжение всего, что может указывать на идеологическую/политическую связь с западным миром). Еще более ранняя история фракционирования украинского общества (выборы президента 2004 г., парламентские выборы) разделила его на восточное и западное. Параллельно шло медийное и политическое нагнетание обстановки со стороны как правящей коалиции и президента Украины, так и медиа. Вспомним пример речи президента Петра Алексеевича Порошенко, произнесенной в г. Одесса 14 октября 2014 г., в отношении жителей Донбасса: «.потому что у нас работа будет [у жителей территорий, подконтрольных Киеву] - у них нет [у жителей Донбасса, подконтрольных ДНР/ЛНР], потому что у нас пенсии будут - у них нет, у нас выплаты на детей, пенсионерам будут - у них нет, у нас дети пойдут в школы, в детские сады - у них они будут сидеть в подвалах. Потому что они ничего не умеют делать. И так, именно так, мы выиграем эту войну» (перевод с украинского. - Я.К.) [12].

Пример антиевропейского репортажа об отношении Украины и Евросоюза с позиции российского телеканала дал «Первый канал» 30 ноября 2014 г.: «Украина, вместо углубления и расширения связей с Европой, пока получила лишь разрушенную экономику и гражданскую войну. Красивая сказка о европейской Украине рассеивается гораздо медленнее, чем дым от горящих на Майдане покрышек. Но европейские политики, не склонные к сантиментам, помогают расставаться с иллюзиями. На этой неделе министр иностранных дел Германии Франц-Вальтер Штайн-майер дал понять, что на присоединение Украины к ЕС уйдут долгие годы. Разочарование все чаще сквозит в словах его ярых активистов Евроинтеграции.» [13].

Патетические речи, несдержанность высказываний, несоблюдение регистра плюс заполитизованность медиа способствовали созданию у жителей региона образа Запада как врага. Речь идет только об идеологической стороне вопроса (взгляды, идеи, уклад жизни) на Западный мир, никто же не отказывается от европейских продуктов питания или благ материального мира в виде бытовой техники и машин.

Все вышесказанное выстраивалось в логический ряд умозаключений: враг - Украина, Украине помогает Запад, значит, Запад тоже враг, а протестантизм -это религия Запада, значит, протестанты тоже враги. Из интервью Петра Дудника, пастора церкви «Добрая весть»: «Они [боевики] четко обозначили, что есть одна правильная вера - русское православие, а все остальное - это американская вера. Значит, мы [протестанты] - пособники США» [14].

Упрощенная картина рассуждений, конечно, не стопроцентно отражает ситуацию с протестантами в регионе, мы прекрасно понимаем, что протестантизм -это совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций; что интеллигенция, просвещенные граждане понимали суть протестантизма и его корни в регионе, и поэтому находились активисты, которых возмущало гонение на протестантов.

В самих же республиках ситуация с протестантскими общинами тоже складывалась по-разному. В ДНР и ЛНР подходы к религиозным вопросам отличались. Считается, что в ЛНР отношение к протестантам было более лояльное, пока главой ЛНР был Плотницкий Игорь Венедиктович (04.11.201424.11.2017). Связывают это с тем, что сам И.В. Плотницкий придерживался взглядов одной из групп, представляющих нетрадиционное религиозное течение, «пятидесятников», а в докризисные времена сам проповедовал в Церкви Христиан Веры Евангельской в г. Луганск [15]. В ДНР отношения между протестантами и властью были более напряженные. Глава ДНР Захарченко Александр Владимирович (04.112014-31.08.2018) высказывался о своих религиозных взглядах в категоричной форме: «Я православный, хожу в церковь, для себя считаю, что единственная церковь для человека, который верит в Бога, - это Московского патриархата... Признаю 4 основные конфессии - это православие, это римо-ка-толицизм, это мусульманство и это иудаизм... С другой стороны, я буду жестко бороться с сектантством. Я не допущу... К сожалению, нашу страну наводнили всевозможные секты, всевозможные псевдорелигии... Я не хочу, чтобы мысли и умы само воспитание нашей молодежи и нашего народа попадет под эти псевдорелигии и сектантство» [16].

В результате западофобия (особенно в начале вооруженного конфликта) повлекла за собой выдворение всех инакомыслящих. Согласно отчету «О международной религиозной свободе за 2014 г. Украина» Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда Госдепартамента США фиксировало, что на территориях, подконтрольных ДНР и ЛНР, происходили военные преступления против протестантов, вплоть до физического уничтожения последних [17].

Со временем первоначальный эмоциональный и революционный запал уходит из нормативных документов. С юридической точки зрения запрета на осуществление религиозной деятельности нет, но существующая в республиках религиоведческая экспертиза создает площадку исключительно для деятельности православной церкви (при этом УПЦ МП освобождено от такой экспертизы). Например, на территории ЛНР на основании выводов религиоведческой экспертизы всем церковным общинам евангельских христиан было отказано в перерегистрации, что означает запрет на любую религиозную деятельность для этих общин, запрет и на богослужения в молитвенных домах, в том числе и на домашних собраниях. В случае нарушения запрета - штрафы и аресты [18]. Решение экспертизы является основанием для конфискации собственности религиозных общин. По данным USCIRF (Комиссия США по международной религиозной свободе), начиная с 2014 г. на территории Донецкой и Луганской областей регулярно происходил процесс конфискации церковных зданий [19]:

- молитвенный дом Церкви адвентистов седьмого дня (г. Горловка, ДНР) был конфискован 16.11.2016 г. и в дальнейшем передан в собственность коммунального предприятия;

- 2018 г. закрытие дома молитвы христиан-баптистов в г. Стаханов ЛНР;

- 10 июня 2018 г. закрытие храма Святого Духа УПЦ КП в г. Донецк;

- 6 июля 2018 г. конфискация молитвенного дома евангельской церкви «Новая жизнь» г. Макеевка.

Обыски, закрытие и конфискации относятся к области внутренней государственной политики ДНР и ЛНР, никакая религиозная организация не принимает в данном процессе участия, помня, что церковь отделена от государства. Интересным является последующее использование данных объектов: некоторые из них переданы в собственность коммунальных предприятий, в других располагаются военные части. УПЦ МП отказывалась принимать от представителей ЛНР и ДНР какие-либо помещения, ранее принадлежавшие любым другим конфессиям региона. Официально данная позиция была озвучена 1011 сентября 2014 г. в столице Норвегии г. Осло, где главы и представители церквей и религиозных организаций Украины и России собрались за круглым столом: «Как религиозные деятели мы особенно обращаем внимание на необходимость соблюдения в зоне конфликта права на свободу совести. Насильственные действия в отношении духовенства и верующих, храмов и молитвенных домов любой из действующих в Донецкой и Луганской областях конфессий недопустимы» [20].

Известно несколько случаев, когда здания переходили в коммунальную собственность города и в них размещались отделы записи актов гражданского состояния (ЗАГС) (например, здание общины мормонов в Кировском районе г. Донецк ДНР, здание общины мормонов в Пролетарском районе г. Донецк ДНР, молитвенный дом евангельской церкви «Новая жизнь» г. Макеевка ДНР). В этих случаях перед открытием

государственного учреждения приглашались православные священнослужители для проведения обряда освящения помещения [21]. При этом при передаче помещений военным для размещения части в них обряда освещения не совершалось. Относительно освящения домов или зданий нет никаких канонических установлений, но по сложившейся традиции освящают здания после капитальных ремонтов, осквернения или в случаях проявления «бесовской активности» (например, перемещение предметов, при внезапно появившихся фобиях у жильцов (боязнь заснуть без света)).

Выводы

Принятая конституция и законы были достаточно взвешенные в плане религиозных воззрений на ситуацию в республиках, в отличии от первых проектов. Согласно нормативно-правовой базе Донецкой и Луганской Народных Республик, религия отделена от госу-

дарства, но при этом в документах встречается идея ведущей религии. Смена государств (выход ДРН/ЛНР из состава Украины) повлекла за собой переформатирование отношения в обществе к другим религиям, течениям и группам. Свидетельством этого является прекращение деятельности, например, пятидесятников или буддистов.

С одной стороны, УПЦ МП сохранила свое преимущество в численности приходов и прихожан, представленности приходов в Донбассе.

С другой стороны, поскольку УПЦ МП - самая крупная и влиятельная автокефальная поместная православная церковь, она же больше всего и пострадала в ходе как военных, так и политических событий (разрушение зданий, порча имущества, имидж). В период 2014-2022 гг., который отмечен активными военными действиями, примеры включенности религиозного и церковного в конфликтную ситуацию многочисленны и повсеместны.

Примечания

1 Подсчитано авторами по: Центральный государственный архив общественных организаций Украины. Ф. 1. Оп. 20. Д. 2007. Л. 64; Государственный архив Донецкой области. Ф. Р-2375. Оп. 2. Д. 74. Л. 1-24.

2 Таблица составлена авторами по материалам официального сайта Московского патриархата «Русская православная церковь» (данные и приведенные названия по состоянию на 01.01.2014 г.). URL: http://www.patriarchia.ru/db/organizations/30968/ (дата обращения: 20.11.2023).

3 Карта составлена авторами на основании Закона Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (укр. «Про особливий порядок мкцевого самоврядування в окремих районах Донецько! та Лугансько! областей»; № 1680-VII вщ 16.09.2014), а также Постановления «О признании отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей временно оккупированными территориями» (укр. «Про визнання окремих райошв, мют, селищ i сш Донецько! та Лугансько! областей тимчасово окупованими територiями»; № 254-VIII вщ 17.03.2015). URL: https://web.archive.org/web/20190512074534/https:// zakon4.rada.gov.ua/laws/show/254-VIII (дата обращения: 20.11.2023).

Список источников

1. Бшьшкть населення Укра!ни вщносить себе переважно до Православно! церкви Ки!вського патрiархату // Демократичш шщативи. URL:

http://web.archive.org/web/20150417011320/http://dif.org.ua/ua/publications/press-relizy/bilshist-naselgo-patriarhatu.htm (дата обращения: 06.11.2023).

2. Конституция ДНР. Редакция 14.05.2014 // Народный Совет Донецкой Народной Республики. URL: https://dnrsovet.su/konstitutsiya/ (дата

обращения: 06.11.2023).

3. Закон ДНР № 140-IHC от 24.06.2016 «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». URL: http://mincult.govdnr.ru/doc/zakon-

dnr-o-svobode-veroispovedaniya-i-religioznyh-obedineniyah (дата обращения: 06.11.2023).

4. 1нформацшний звгт Мшкультури «Про стан i тенденцп розвитку релтйно! ситуацп та державно-конфесшних вщносин в Укра!ш за 2012 рж»

// Религиозно-информационная служба Украины (РИСУ). URL: https://risu.ua/informaciyniy-zvit-minkulturi-quot-pro-stan-i-tendenciji-rozvitku-religiynoji-situaciji-ta-derzhavno-konfesiynih-vidnosin-v-ukrajini-za-2012-rik-quot n62608/amp (дата обращения: 20.11.2023).

5. Карпатские горы и буддизм из Донбасса 23.05.2028 // Ukrainer.ru. URL: https://ukrainer.net/karpatskye-gory-y-buddyzm-yz-donbassa/ (дата

обращения: 20.11.2023).

6. Халиков Р.Х. Как буддизм ушел с Донбасса 05.04.2016 // Украинский институт стратегий глобального развития и адаптаций. URL:

https://uisgda.com/ru/yak_buddizm_pshov_z_donbasu.html (дата обращения: 06.11.2023).

7. Бредихин А.В. Национальные и религиозные проблемы в Донецкой и Луганской народных республиках // Россия и новые государства

Евразии. 2017. № 2 (35). С. 69-82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Юсимов Д. В донецкую синагогу приходят те же евреи, что и раньше. 13.12.2017 // Лехаим. URL: https://lechaim.ru/events/v-donetskuyu-

sinagogu-prihodyat-te-zhe-evrei-chto-i-ranshe/ (дата обращения: 20.11.2023).

9. Коростелев В. О примечательном в Конституции Донецкой Народной Республики. 18.05.2014 // Zakon.Ru. URL:

https://zakon.ru/blog/2014/05/18/o_primechatelnom_v_konstitucii_doneckoj_narodnoj_respubliki#comment_76345 (дата обращения: 20.11.2023).

10. Скоркин К. Во что верят «ЛНР» и «ДНР»? 15.10.2015 // Реальна газета. URL: https://realgazeta.com.ua/vo-chto-veryat-lnr-i-dnr/ (дата обращения: 20.11.2023).

11. Булатчик В. Религиозная несвобода. Чем отличается жизнь верующих в «ДНР» и «ЛНР». 13.06.2019 // ОстроВ. URL: https://www.ostro.org/general/politics/articles/570466/ (дата обращения: 20.11.2023).

12. В Интернете оказался фрагмент весьма эмоциональной речи президента Украины. 14.11.2014 // Телекомпания «Первый канал». URL: https://www.1tv.ru/news/2014-11-14/29072-v_internete_okazalsya_fragment_vesma_emotsionalnoy_rechi_prezidenta_ukrainy (дата обращения: 06.11.2023).

13. Как выглядит украинская мечта всего через год после Майдана? 30.11.2014 // Телекомпания «Первый канал» URL: https://www.1tv.ru/news/2014-11-30/30112-kak_vyglyadit_ukrainskaya_mechta_vsego_cherez_god_posle_maydana (дата обращения: 20.11.2023).

14. Шаповал Е. Протестанты из Донбасса. Протестанты оказались одной из наиболее патриотичных социальных групп на охваченном войной востоке страны. 23.03.2016 // Медиахолдинг «Новое время». URL: https://nv.ua/publications/v-donbasse-protestanty-okazalis-odnoj-iz-naibolee-patriotichnyh-sotsialnyh-grupp-104809.html (дата обращения: 20.11.2023).

15. Рябинин А. Игорь Плотницкий насаждает в Луганске сектантские учения. 21.10.2016 // Комсомольская правда. URL: https://www.kuban.kp.ru/daily/26622/3640371/ (дата обращения: 20.11.2023).

16. Захарченко знает только 4 религии. 21.05.2015 // Фраза. URL: https://fraza.com/video/223295-zaharchenko_znaet_tolko_4_religii_nikakim_ buddizmam_induizmam_i_sintoizmam_v_dnr_ne_mesto (дата обращения: 20.11.2023).

17. Report on International Religious Freedom. Ukraine. 2014 // U.S. State Department. Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor (14 October 2015). URL: https://2009-2017.state.goV/j/drl/rls/irf/2015/eur/256253.htm (дата обращения: 20.11.2023).

18. В «ЛНР» запретили евангельские церкви - арестами угрожают даже за домашние собрания. 17.10.2018 // Вчасно. URL: https://vchasnoua.com/donbass/58158-v-lnr-zapretili-evangelskie-tserkvi-arestami-ugrozhayut-dazhe-za-domashnie-sobraniya (дата обращения: 20.11.2023)

19. Religious Freedom Abuses Continue in Crimea and Eastern Ukraine 14.10.2015 // United States Commission on International Religious Freedom. URL: https://www.uscirf.gov/news-room/op-eds/atlantic-council-made-moscow-religious-freedom-abuses-continue-crimea-and-eastern (дата обращения: 20.11.2023).

20. Комюшке круглого столу Церков i релшйних оргашзацш Украши та Роси. 12.09.2014 // Украшська Православна Церква. URL: https://news.church.ua/2014/09/12/komyunike-kruglogo-stolu-cerkov-i-religijnix-organizacij-ukrajini-ta-rosiji/ (дата обращения: 20.11.2023).

21. В Донецке «заселили» очередную церковь мормонов. 08.10.2017 // Ведомости Донбасса. URL: https://dnews.dn.ua/news/650876 (дата обращения: 20.11.2023).

References

1. Demokratichni initsiativi. (n.d.) Bil'shist' naselennya Ukraini vidnosit' sebe perevazhno do Pravoslavnoi tserkvi Kiivs'kogo patriarkhatu. [It is

important to bring the majority of the population of Ukraine to the Orthodox Church of the Kiev Patriarchate]. Demokratichni initsiativi. [Online] Available from: http://web.archive.org/web/20150417011320/http://dif.org.ua/ua/publications/press-relizy/bilshist-naselgo-patriarhatu.htm (Accessed: 06.11.2023).

2. People's Council of the Donetsk People's Republic. (2014) Konstitutsiya DNR. Redaktsiya 14.05.2014 [Constitution of the DPR. Revision of May

14, 2014]. [Online] Available from: https://dnrsovet.su/konstitutsiya/ (Accessed: 06.11.2023).

3. Ministry of Culture of the Donetsk People's Republic. (2016) Zakon DNR № 140-IHC ot 24.06.2016 "O svobode veroispovedaniya i religioznykh

ob"edineniyakh" [On Freedom of Religion and Religious Associations. Law of the DPR No. 140-IHC of June 24, 2016]. [Online] Available from: http://mincult.govdnr.ru/doc/zakon-dnr-o-svobode-veroispovedaniya-i-religioznyh-obedineniyah (Accessed: 06.11.2023).

4. Religiozno-informatsionnaya sluzhba Ukrainy (RISU) [Religious Information Service of Ukraine (RISU)]. (2012) Informatsiyniy zvit Minkul'turi

"Pro stan i tendentsii rozvitku religiynoi situatsii ta derzhavno-konfesiynikh vidnosin v Ukraini za 2012 rik" [About the state and trends in the development of the religious situation and state-confessional issues in Ukraine for 2012. Information report of the Ministry of Culture]. Religiozno-informatsionnaya sluzhba Ukrainy (RISU) [Religious Information Service of Ukraine (RISU)]. [Online] Available from: https://risu.ua/informaciyniy-zvit-minkulturi-quot-pro-stan-i-tendenciji-rozvitku-religiynoji-situaciji-ta-derzhavno-konfesiynih-vidnosin-v-ukrajini-za-2012-rik-quot_n62608/amp (Accessed: 20.11.2023).

5. Ukrainer.ru. (2023) Karpatskie gory i buddizm iz Donbassa [Carpathian Mountains and Buddhism from Donbass]. Ukrainer.ru. 23 May. [Online]

Available from: https://ukrainer.net/karpatskye-gory-y-buddyzm-yz-donbassa/ (Accessed: 20.11.2023).

6. Khalikov, R.Kh. (2016) Kak buddizm ushel s Donbassa [How Buddhism left Donbass]. Ukrainskiy institutstrategiyglobal'nogo razvitiya i adaptatsiy

[Ukrainian Institute of Global Development Strategies and Adaptations]. 05 April. [Online] Available from: https://uisgda.com/ru/yak_buddizm_pshov_z_donbasu.html (Accessed: 06.11.2023).

7. Bredikhin, A.V. (2017) Natsional'nye i religioznye problemy v Donetskoy i Luganskoy narodnykh respublikakh [National and religious problems in

the Donetsk and Lugansk people's republics]. Rossiya i novye gosudarstva Evrazii. 2 (35). pp. 69-82.

8. Yusimov, D. (2017) V donetskuyu sinagogu prikhodyat te zhe evrei, chto i ran'she [The same Jews come to the Donetsk synagogue as before].

Lekhaim. 13 December. [Online] Available from: https://lechaim.ru/events/v-donetskuyu-sinagogu-prihodyat-te-zhe-evrei-chto-i-ranshe/ (Accessed: 20.11.2023).

9. Korostelev, V. (2014) O primechatel'nom v Konstitutsii Donetskoy Narodnoy Respubliki [About the remarkable things in the Constitution of the

Donetsk People's Republic]. Zakon.Ru. 18 May. [Online] Available from:

https://zakon.ru/blog/2014/05/18/o_primechatelnom_v_konstitucii_doneckoj_narodnoj_respubliki#comment_76345 (Accessed: 20.11.2023).

10. Skorkin, K. (2015) Vo chto veryat "LNR" i "DNR"? [What do the "LPR" and "DPR" believe in?]. Real'na gazeta. 15 October. [Online] Available from: https://realgazeta.com.ua/vo-chto-veryat-lnr-i-dnr/ (Accessed: 20.11.2023).

11. Bulatchik, V. (2019) Religioznaya nesvoboda. Chem otlichaetsya zhizn' veruyushchikh v "DNR" i "LNR" [Religious unfreedom. How is the life of believers in the "DPR" and "LPR" different?]. OstroV. 13 June. [Online] Available from: https://www.ostro.org/general/politics/articles/570466/ (Accessed: 20.11.2023).

12. Pervyy kanal [Channel 1]. (2014) V Internete okazalsya fragment ves'ma emotsional'noy rechi prezidenta Ukrainy [A fragment of a very emotional speech by the President of Ukraine appeared on the Internet]. Pervyy kanal [Channel 1]. 14 November. [Online] Available from: https://www.1tv.ru/news/2014-11-14/29072-v_internete_okazalsya_fragment_vesma_emotsionalnoy_rechi_prezidenta_ukrainy (Accessed: 06.11.2023).

13. Pervyy kanal [Channel 1]. (2014) Kak vyglyadit ukrainskaya mechta vsego cherez god posle Maydana? [What does the Ukrainian dream look like just a year after the Maidan?]. Pervyy kanal [Channel 1]. 30 November. [Online] Available from: https://www.1tv.ru/news/2014-11-30/30112-kak_vyglyadit_ukrainskaya_mechta_vsego_cherez_god_posle_maydana (Accessed: 20.11.2023).

14. Shapoval, E. (2016) Protestanty iz Donbassa. Protestanty okazalis' odnoy iz naibolee patriotichnykh sotsial'nykh grupp na okhvachennom voynoy vostoke strany. [Protestants from Donbass. Protestants turned out to be one of the most patriotic social groups in the war-torn east of the country]. Novoe vremya. 23 March. [Online] Available from: https://nv.ua/publications/v-donbasse-protestanty-okazalis-odnoj-iz-naibolee-patriotichnyh-sotsialnyh-grupp-104809.html (Accessed: 20.11.2023).

15. Ryabinin, A. (2016) Igor' Plotnitskiy nasazhdaet v Luganske sektantskie ucheniya [Igor Plotnitsky instills sectarian teachings in Lugansk]. Komsomol'skayapravda. 21 October. [Online] Available from: https://www.kuban.kp.ru/daily/26622/3640371/ (Accessed: 20.11.2023).

16. Fraza. (2015) Zakharchenko znaet tol'ko 4 religii [Zakharchenko knows only 4 religions]. Fraza. 21 May. [Online] Available from: https://fraza.com/video/223295-zaharchenko_znaet_tolko_4_religii_nikakim_buddizmam_induizmam_i_sintoizmam_v_dnr_ne_mesto (Accessed: 20.11.2023).

17. U.S. State Department. Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor. (2015) Report on International Religious Freedom. Ukraine. 2014. [Online] Available from: https://2009-2017.state.gov/j/drl/rls/irf/2015/eur/256253.htm (Accessed: 20.11.2023).

18. Vchasno. (2018) V "LNR" zapretili evangel'skie tserkvi - arestami ugrozhayut dazhe za domashnie sobraniya [Evangelical churches have been banned in the "LPR"; arrests are threatened even for home meetings]. Vchasno. 17 October. [Online] Available from: https://vchasnoua.com/donbass/58158-v-lnr-zapretili-evangelskie-tserkvi-arestami-ugrozhayut-dazhe-za-domashnie-sobraniya (Accessed: 20.11.2023)

19. United States Commission on International Religious Freedom. (2015). Religious Freedom Abuses Continue in Crimea and Eastern Ukraine. [Online] Available from: https://www.uscirf.gov/news-room/op-eds/atlantic-council-made-moscow-religious-freedom-abuses-continue-crimea-and-eastern (Accessed: 20.11.2023).

20. Ukrains'ka Pravoslavna Tserkva [Ukrainian Orthodox Church]. (2014) Komyunike kruglogo stolu Tserkov i religiynikh organizatsiy Ukraini ta Rosii [Communique of the round table of the Churches and religious organizations of Ukraine and Russia]. [Online] Available from: https://news.church.ua/2014/09/12/komyunike-kruglogo-stolu-cerkov-i-religijnix-organizacij-ukrajini-ta-rosiji/ (Accessed: 20.11.2023).

21. Vedomosti Donbassa. (2017) V Donetske "zaselili" ocherednuyu tserkov' mormonov [Another Mormon church was "settled" in Donetsk]. VedomostiDonbassa. 08 October. [Online] Available from: https://dnews.dn.ua/news/650876 (Accessed: 20.11.2023).

Информация об авторах:

Комар Я.В. - канд. ист. наук, доцент кафедры "Философия, история и право" Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Краснодар, Россия). E-mail: komaryana2006@gmail.com Пригарин А.А. - д-р ист. наук, ведущий научный сотрудник, профессор Учебно-научного центра социальной антропологии Российского государственного гуманитарного университета (Москва, Россия). E-mail: prigarin.alexand@gmail.com

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

Ya.V. Komar, Cand. Sci. (History), associate professor, Financial University under the Government of the Russian Federation (Krasnodar, Russian Federation). E-mail: komaryana2006@gmail.com

A.A. Prigarin, Dr. Sci. (History), leading researcher, professor, Educational and Scientific Center of Social Anthropology of the Russian State University for the Humanities (Moscow, Russian Federation). E-mail: prigarin.alexand@gmail.com

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 29.11.2023; одобрена после рецензирования 15.12.2023; принята к публикации 29.12.2023.

The article was submitted 29.11.2023; approved after reviewing 15.12.2023; accepted for publication 29.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.