станцами тремя языками - казахским, русским и английским. Что ж, это еще одно свидетельство того, что Назарбаев всегда правильно улавливает дух времени. Не столь логичным представляется указание президента изучить вопрос о переводе казахской письменности на латинскую графику. Назарбаев считает, что это позволит стране продвинуться в международное пространство. А вот замечательный казахский поэт и ученый О. Сулейменов, для которого язык - орудие производства, в интервью нашему журналу сказал, что, по его убеждению, кириллица более отвечает специфике казахского языка, чем латиница. Однако не будем вмешиваться в этот спор. Лишь пожелаем, чтобы в нем родилась истина.
«Эхо планеты», М., 2007 г., № 33, с. 16-18.
А.К. Избаиров
РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА В КАЗАХСТАНЕ
Многие ученые, исследуя современные особенности ислама в Казахстане, часто используют понятие «исламское возрождение». Сегодня мы сталкиваемся с новыми явлениями и процессами в жизнедеятельности исламской общины. Речь идет о новом этапе исламизации. Ярче всего этот процесс проявился в сфере официального ислама. В 1990 г. в Казахстане было создано самостоятельное мусульманское духовное управление (муфтият). Создана сеть исламского образования, в том числе высшее учебное заведение Исламский институт с двухгодичным обучением в г. Алматы, который к 1996 г. закончили 300 человек, распределенные имамами в мечети страны, при ряде мечетей создаются курсы по подготовке низшего звена священнослужителей, религиозным просветительством занимаются в кружках и воскресных школах. В них обучают арабской письменности и основам ислама. Кроме того, студенты направляются на учебу в зарубежные страны. Так, в 1996 г. 80 человек учились в известном исламском университете Аль-Азхар в Египте, 100 студентов - в Турции, 20 - в Пакистане. Таким образом, можно выстроить такую хронологическую последовательность, выделяя при этом четыре этапа развития ислама в Казахстане:
1-й этап (1989-1993). Этот этап непосредственно связан с получением независимости и резким всплеском этнического и конфессионального самосознания. Особенностью этого этапа стало об-
разование Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) и противостояние различных религиозных группировок. Этот этап показал как этнические, так и региональные особенности ислама в Казахстане. Отличительной его особенностью является то, что начинают восстанавливаться мечети, создаются мусульманские учреждения, у части населения растет интерес к исламу в фундаменталистской форме. Но самой главной отличительной чертой стало усиление влияния внешнего фактора. В этот период в среде мусульман начинают обнаруживаться определенные признаки разногласия в ритуалах, в понимании некоторых теологических вопросов. 2-й этап (1993-1997) в развитии «исламского фактора» на постсоветском пространстве можно условно охарактеризовать как «инерционную» фазу. В этот период наблюдается наплыв различных исламских учений из мусульманских стран, расширение и укрепление связей с зарубежными исламскими центрами, идет постепенная кристаллизация системы мусульманского образования, появляется новая прослойка исламского духовенства. Важной особенностью этого этапа стало определенное разделение мусульман. Так, одни стали придерживаться более ортодоксальной формы ислама, другие - протурецкой линии, третьи - просуфийского ислама и т.д. Многие люди не были готовы к адекватному восприятию исламского вероучения в его ортодоксальной форме. Этот факт был обусловлен длительным отстранением людей от центров исламского мира. Возникший после независимости религиозно-политический «вакуум» под влиянием внутренних и внешних факторов стал постепенно заполняться разного рода исламскими учениями. Из-за нехватки подготовленных кадров духовенства их место заполняли люди, придерживающиеся различных форм ислама. В сфере мусульманского образования особенно сильно усилилось турецкое влияние. 3-й этап (1997-2000) характеризовался новой религиозной активностью мусульман в регионе. Появление различных фундаменталистских, суфийских движений и течений, например, пакистанское движение «Таблиги джамагат» и др. 4-й этап (2000-2004). Если до этого этапа государство пыталось, официально придерживаясь политики невмешательства в религиозную сферу, регулировать этот процесс принятием разного рода законов, в основном осуждением антиконституционных действий тех или иных религиозных объединений, то четвертый этап характеризовался тем, что в сфере религиозных отношений усиливаются контрольно-надзорные функции государственных органов. Существу-
ет масса пробелов как в правом аспекте, так и в сфере государственного управления религиозными отношениями. Так, многие государственные органы, уполномоченные в религиозных вопросах, на практике не знают, кто и за какой спектр несет ответственность, и создается определенная неразбериха, а в управлении и в регулировании религиозных отношений наблюдается факт еще большего усложнения религиозной сферы.
Таким образом, комплексный анализ этой проблемы выявили несколько нерешенных и негативных моментов: 1) отсутствие или невыработанность этнокультурных исламских традиций и религиозная безграмотность основной части населения. Следствие этого -уход некоторой части населения в ряды различных внешне этно-ориентированных религиозных организаций; 2) доминирующее влияние в религиозных и религиозно-образовательных процессах внешнего фактора и дефицит высокообразованных религиозных авторитетов и кадров; 3) в условиях большого многообразия религиозного пространства сильные внутренние противоречия между представителями различных исламских направлений; 4) стремление различных религиозных групп к доминантному положению (реализация своих определенных амбициозных целей), в отдельных случаях в противовес официальному духовенству. С сожалением приходится констатировать, что у казахстанцев отсутствует устойчивый иммунитет общественного сознания к идеологическому влиянию радикализма и экстремизма. В этой связи на должна актуализироваться задача поиска и активного применения адекватных государственных и общественных мер противодействия распространению идеологии религиозно-политического экстремизма, представляющего угрозу личной, общественной безопасности и конституционному строю. Вместе с тем, создание действенного механизма противодействия экстремистским проявлениям - это не задача одного дня и отдельно взятого органа, а общенациональная государственная задача, к решению которой должны приложить свои знания и опыт все заинтересованные структуры.
По мнению аналитиков, «борьбу с экстремизмом, прикрывающимся религиозной догматикой, рекомендуется проводить в целом в четырех аспектах: 1-й - идеологическая работа, это так называемая контрпропагандистская деятельность. На современном этапе основной упор в борьбе с проявлениями экстремизма был сделан на силовые методы. Однако уже ясно, что с проявлениями религиозного экстремизма нужно бороться, прежде всего, методом
установления информационно-просветительского режима. Борьба с религиозным экстремизмом и терроризмом может быть эффективной только с организацией тесной связи между общественными и государственными организациями, духовными центрами и силовыми ведомствами. Все это требует разработки программы по информационно-просветительской политике государства в религиозной сфере, которая включает широкое освещение религиозных вопросов, прежде всего, широкое информирование населения относительно классической интерпретации положения о «джихаде» и условий применения «такфира» (обвинение в неверии). 2-й - повышение активности духовенства в целях дискредитации в глазах общественности антиисламской направленности деятельности радикальных религиозных организаций.
В этом случае следует способствовать формированию авторитетных личностей (мусульманских богословов), стоящих на позициях мазхаба Абу Ханифы, грамотно могущих трактовать его классические постулаты. 3-й - формирование идеологической платформы традиционного ислама в Казахстане на позициях маз-хаба Абу Ханифы.
Одной из опасных тенденций на сегодняшний день является проявление отдельных моментов «фитны» (хаос, смута) в исламе, прежде всего, это оппозиционные проявления по отношению к ДУМК. Любое негативное проявление против ДУМК (как официального учреждения) должно расцениваться как «фитна», как греховная категория. Считаем, что для нашей республики в этом случае наиболее подходящей формой является обращение к плеяде богословов (например, Курбан али Халиди, Шарип молда, Шайкан кари и пр.) и казахской интеллигенции конца XIX - начала XX в. Анализ исторических и религиозных работ, а также концептуальных взглядов богословов-ханафийа и представителей казахской национальной интеллигенции данного периода позволят понять роль ислама в развитии национального самосознания казахского народа, осознать феномен «теоретического казахского ислама», создать основы для обращения к историческому богатому наследию народа, которое отличается высоким уровнем самодостаточности. Широкие контакты с представителями «просвещенного» ислама способствовали в свое время открытию первых медресе в городах Омск, Оренбург, Семипалатинск, Уральск, где наряду с основами ислама велось обучение светских дисциплин. Выпускники медресе продолжили образование в высших учебных заведениях
Казани, Москвы, Петербурга и других городов. Впоследствии они составили основу казахской интеллигенции - просветителей, писателей и поэтов, врачей, инженеров. Благодаря им были изданы первые учебники на национальном языке, газеты и журналы, художественные произведения, внесшие неоценимый вклад в духовную жизнь народа. Двенадцать казахов были избраны депутатами Государственной думы различных созывов, состояли в различных фракциях, в т.ч. мусульман. Будучи образованными и прогрессивными людьми своего времени, они стояли у истоков создания первых политических партий... Это Абай (Ибрагим) Кунанбаев, Шокан (Мухамеджан) Валиханов, Ыбрай Алтынсарин, Шакарим Кудай-берген, Ахмед Байтурсынов, Алихан Букейханов, Мыржакип Дула-тов, Магжан Жумабаев, Султан-махмуд Торайгыров, Мустафа Шо-кай, Мухамеджан Тынышпаев и др.
Имея в своем арсенале множество положительных моментов, а также свою культурную преемственность, это учение и на современном этапе должно служить развитию цивилизации и культуры, являясь преградой к проявлению различного рода экстремистской деятельности. 4-й - связан с комплексом мероприятий специальных и правоохранительных органов республики, в том числе силовые меры, уже к конкретным моментам проявления террористической деятельности. Как показывает анализ, несмотря на наличие в Казахстане государственных структур, функционально ответственных за недопущение религиозной радикализации общества (Комитет по делам религии Министерства юстиции, акиматы, маслихаты и др.) и Духовного управления мусульман, основная работа по реальному противодействию распространению экстремизма на территории нашего государства осуществляется, в основном, силовыми структурами. В условиях внешнего доминирования и неразвитости местных официальных религиозных структур одной из актуальных проблем является отсутствие национального религиозно-образовательного центра.
В целях создания механизма идейно-пропагандистского противодействия распространению экстремизма считаем возможным высказать следующие предложения: 1. Разработать Концепцию государственной религиозной политики в Республике Казахстан (на уровне постановления Правительства РК), где поднималось бы положение «об особой роли ислама (школы Абу Ханифы) в истории и культуре Казахстана»; 2. Под эгидой Национальной академии наук (религиоведы, филологи, историки) организовать исследование
трудов богословов-ханафийа и представителей казахской национальной интеллигенции XIX - начала XX в. в целях определения феномена «казахского ислама»; 3. Духовному управлению мусульман Казахстана (ДУМК) в целях формирования идеологической платформы традиционного ислама Казахстана, в противовес новым радикальным тенденциям, в рамках ханафитского мазхаба рассмотреть положение о важности «таклида» (следование традициям) для казахстанского общества и апеллировать к этим ценностям. В условиях широкого религиозного многообразия Казахста-на нужно следовать традициям «таклида» школы Абу Ханифы. Это единственно возможный вариант сохранения национальной и религиозной целостности государства, против всякого рода проявлений экстремизма; 4. Создать собственную систему и сеть конфессионального образования. Такие центры, как «Нур-Мубарак» в Алматы, мечети «Нур-Астана» (г. Астана), «Машкур Жусуп» (г. Павлодар), на наш взгляд, могли бы стать центрами подготовки отечественных кадров в сфере духовного образования, которое являлось бы проводником национальных духовных интересов и ценностей. 5. Шире привлекать представителей ДУМК (с приданием им реальных полномочий при производстве религиоведческой экспертизы при процедуре регистрации исламских религиозных организаций на местах. Реализация перечисленных мер будет способствовать обеспечению национальных интересов страны соответственно новым вызовам современности. Позволит адекватно реагировать на угрозы национальной безопасности со стороны религиозного экстремизма и терроризма, регулировать религиозные отношения в условиях его огромного многообразия, а также способствовать выработке стойкого иммунитета против проникновения радикальных идей в духовную жизнь казахстанцев.
«Хабарлары», Алма-Ата, № 3 (259), май-июнь 2007 г., с. 116-120.
Наталья Пулина, Камиль Маматов,
журналисты
НОВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ МОГУТ ПРИВЕСТИ КИРГИЗИЮ К ОЧЕРЕДНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Президент Киргизии в сентябре 2007 г. во второй раз за год обратился с посланием к народу и парламенту. К. Бакиев начал вы-