ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА В ЕС В КОНТЕКСТЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ВЛАСТИ
1 2 Макаров Е.П. , Ермолаева А.С.
Email: [email protected]
1Макаров Егор Павлович - кандидат исторических наук, кафедра социологии, политологии и истории Отечества; 2Ермолаева Алена Сергеевна - студент, инженерно-экономический факультет, Самарский государственный технический университет, г. Самара
Аннотация: в данной научной статье речь пойдет о религиозной политике, а именно о заметности религии, об отношении церкви и государства. О том, как религия может быть связана с политикой, как одно влияет на другое.
Целью работы является изучение религии в разных государствах, понимания роли церкви. В статье также рассказывается об отличии церкви России от западных стран, о том, как стоит относиться к роли церкви в обществе.
Вдобавок имеется материал о значимости религии на протяжении многих лет, как менялось отношение верующих к ней, а также ответ на вопрос: «Может ли исчезнуть религия?».
Ключевые слова: религия, церковь, духовность, культура, государство.
RELIGIOUS POLICY IN THE EU, IN THE CONTEXT OF INTERACTION BETWEEN SOCIETY AND GOVERNMENT Makarov E.P.1, Ermolaeva A.S.2
Makarov Egor Pavlovich - Candidate of Historical Sciences, DEPARTMENT OF SOCIOLOGY, POLITICAL SCIENCE AND FATHERLAND HISTORY; 2Ermolaeva Alena Sergeevna - Student, ENGINEERING-ECONOMICAL FACULTY, SAMARA STATE TECHNICAL UNIVERSITY, SAMARA
Abstract: this scientific article focuses on religious policy, namely the visibility of religion, the relationship of church and state. How religion can be connected with politics, how one influences the other.
The aim of the work is to study religion in different states, understanding the role of the church. The article also tells about the difference between the church of Russia and the western countries, how to treat the role of the church in society.
In addition, there is material about the significance of religion over the years, how the attitude of believers towards it has changed, as well as the answer to the question: "Can religion disappear? ".
Keywords: religion, Church, spirituality, culture, state.
УДК 322.2
Англиканские священники отстаивали идею авторитарного стиля правления. Они хотели сохранить свои привилегии, так как согласно Акту о присяге и Акту о корпорациях, граждане, не принадлежавшие к англиканской церкви не могли занимать государственные должности, служить в местном самоуправлении и входить в корпорации. Так оставалось вплоть до 1828 г.
Англиканская церковь формировала мировоззрение подрастающего поколения, приводила общество к послушанию, контролировала образовательную и воспитательную деятельности. Но различия в морально-этической и социальной сторонах деятельности англиканской церкви породило ситуацию, в которой у граждан знакомых с обрядами и англиканской теологией, могло отсутствовать глубокое понимание веры приходящее через личностный опыт [1. С. 146-156].
В некоторых христианских странах церковь давно не претендует на важное место в государственной и общественной жизни. Количество прихожан уменьшается -например, в Великобритании в 2016 году воскресные службы регулярно посещали лишь 765 тысяч человек. В 1930 году считали себя христианами более десяти с половиной миллионов человек - это почти треть населения страны. А в 2010 году осталось лишь пять с половиной миллионов - примерно 11% [2. С. 218-230].
Так насколько же изменились отношения в Европе между церковью, прихожанами и государством?
Количество прихожан, которые посещают церковь, постоянно уменьшается. Но дело не только в статистике. Зато постоянно увеличивается количество христиан в южных государствах. Большое количество молодежи наоборот посещают церковь, потому что ее волнуют важные вопросы.
Что неожиданно: церковь начинают посещать большое количество беженцев. Очень многие из них принимают христианство. Есть преувеличения- люди становятся неверующими, что ведет к исчезновению религии. На самом деле это не так.
Большое количество беженцев исламского вероисповедания в Европе вызвало возрождение христианской религии, которая в последние 50 лет почти отсутствовало.
Религия меньше значила в период 40-70-х годов. Зато в 2000-х начинается возрождение религии. Как в мусульманских, так и в христианских конфессиях люди более внимательно стали относиться к своей религиозности. Как ни странно, изначально это относится к культурным традициям. Так что религия не перестанет существовать.
В Европе люди относятся к религии по-разному. Большинство европейцев думают, что религиозные организации оказывают помощь нуждающимся. Очень часто религия объединяет людей, укрепляет моральные нормы.
В Европе все стало разделено: из-за страха перед исламом происходит возрождение христианской Европы.
Но в России же наоборот возможно скорое столкновение государства и русской православной церкви.
По конституции в разных странах, также и в России, церковь не может влиять на дела государства. Что немаловажно, в Европе церковь претендует на первенствующую роль церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества. Они хотят создать клерикальное государство, при котором страной будет управлять церковь.
По конституции в европейских странах существует разделение церкви и государства. Считается, что большое влияние имеет католическая церковь. С другой стороны, отношения церкви и государства улучшаются, например, северные протестанты, англиканская церковь. Это они оказали сильное влияние на страны, которые не хотели изменений [3. С. 218-227].
Для примера подходит Греция: в ее конституции ясно указано место православной церкви в политическом устройстве страны. Аналогичная модель была обозначена во многих балканских государствах, там, где были сильны православные традиции, где церкви имели конституционную защиту. Но все равно в конституциях закреплено разделение церкви и государства. Эти церкви служат основой нации и являются важной частью национальной культуры и идентичности. Поэтому они сохраняют более высокий статус [4].
Существует очень тонкая грань между государством и церковью. Последняя не должна вмешиваться в управление государством, а должна поддерживать моральное состояние общества. Не должно присутствовать идолопоклонничество, а верить или нет - дело каждого человека. В интересах церкви привлечь большее количество верующих.
В основном, процент неверия среди молодежи в Европе оказался очень высоким -большая часть европейцев считают себя неверующими. В Чехии называют себя атеистами 91% молодых людей, а никогда не посещающих церковь-70%. В Польше же наоборот - только 17% не верят в Бога, а постоянно посещают 39%.
Религиозные убеждения - это тяжелая ноша. А молодежь в нынешнее время хочет жить проще, не задумываясь не о чем. Со временем, скорее всего, она изменит свои взгляды.
В Европе церковь трактует религиозные учения так, чтобы приобщить к вере в индивидуальном порядке, заботясь о внутреннем состоянии человека.
Церковь в России не такая, как в странах Европы. Она объединяет всех русских и является важным символом духовной культуры человека. Это и есть отличительная черта русской культуры [5. C. 436.].
Взаимоотношение церкви с властью не такое, как везде. В России очень важна духовность, ведь она защищена со стороны государства, Для нашей страны важно иметь суверенитет не только политический, но и культурный. В России власть защищает национальные интересы, что объединяет церковь и государство. Для всех важно сохранение независимости и самостоятельности России. В этом совпадают интересы церкви и государства: церковь контролирует духовное состояние людей, а государство - политическое. Таким образом, церковь не спорит с властью, а помогает ей.
Список литературы /References
1. Макаров Е.П. Англиканская церковь во внутриполитическом развитии Англии второй половины XVIII в. // Вояджер: мир и человек, 2018. № 11. С. 146-156.
2. Нуруллаев А.А. Религия и политика //"КМК", издание, 2006. C. 218-230.
3. Яблоков И.Н. Религия и политика // Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 2011. С. 218-227.
4. Васильева О., Журавский А., Кырлежев А. Концепция Государственной религиозной политики // Газета Протестант, 2013.
5. МчеловМ.П. Религия и общество // М.П. Мчелов. М.: Инфра-М, 2003. С. 436.