Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ И КОМПОРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ В КЫРГЫЗСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ'

РЕЛИГИОЗНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ И КОМПОРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ В КЫРГЫЗСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
модернизация / религиозные процессы / атеизм / религия / кришнаиты / церковь / postmodernism / religious processes / atheism / religion / Hare Krishna / church

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Канаев А.Б.

в научной статье рассматриваются вопросы религиозного модернизация в Кыргызской Республике. Советское атеистическое религиоведение определяло религиозный модернизм как «один из способов приспособления религии и теологии к новым общественно-историческим условиям, к изменившемуся сознанию верующих». Главной причиной существования религиозного модернизма является попытки религии «приспособиться» к существующим современным общественным отношениям, и таким образом «продлить существование» религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS MODERNIZATION AND COMPORATIVE ANALYSIS OF THE RELIGIOUS SITUATION IN THE KYRGYZ SOCIETY

The scientific article deals with the issues of religious modernization in the Kyrgyz Republic. Soviet atheistic religious studies defined religious modernism as "one of the ways to adapt religion and theology to new socio-historical conditions, to the changed consciousness of believers." The main reason for the existence of religious modernism is the attempts of religion to "adapt" to existing modern social relations, and thus "prolong the existence" of religion.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ И КОМПОРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ В КЫРГЫЗСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Канаев А.Б.

доктор политических наук, и.о. профессора, Кыргызско-Казахский университет, Кыргызстан, г.Бишкек

РЕЛИГИОЗНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ И КОМПОРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ В КЫРГЫЗСТАНСКОМ ОБЩЕСТЕ

Аннотация: в научной статье рассматриваются вопросы религиозного модернизация в Кыргызской Республике. Советское атеистическое религиоведение определяло религиозный модернизм как «один из способов приспособления религии и теологии к новым общественно-историческим условиям, к изменившемуся сознанию верующих». Главной причиной существования религиозного модернизма является попытки религии «приспособиться» к существующим современным общественным отношениям, и таким образом «продлить существование» религии.

Ключевые слова: модернизация, религиозные процессы, атеизм, религия, кришнаиты, церковь

В последние годы меняются технологии и процессов регулирования в межконфессиональном кыргызстанском обществе. Этот процесс обуславливается религиозным модернизмом мировых религий.

Религиозный модернизм - это парадигмальное понятие, которое устанавливает взаимосвязь, характер взаимодействия между религией как целостной динамичной духовно-социальной подсистемой и обществом как социальной системой, находящейся в процессе модернизации.

В разных религиозных конфессиях процесс религиозного модернизма протекает по-разному. В христианстве модернизму наиболее подвергнуты протестантские конфессии. Можно сказать, что многие из них являются детищем этого модернизма.

Модернизм проявляется в разных сторонах религиозной жизни. Он присущ не только верующим, но и самим религиозным организациям. Наиболее ярко религиозный модернизм проявляется в обрядовой сфере.

Большой проблемой современного православия является вопрос о способе совершения таинства крещения. Православные каноны чётко и однозначно предписывают совершать это таинство исключительно через полное троекратное погружение крещаемого в воду, в противном случае совершающий иным способом крещение священник, согласно 50-му Апостольскому правилу должен быть извержен из сана. Однако повсеместно распространилась практика обливательного и окропительного крещения, заимствованная от католиков. Такое крещение с точки зрения «современного» человека гораздо более «безопасно» и удобно, особенно для младенца. Только старообрядцы и сегодня твёрдо придерживаются древней православной практики обязательного полного троекратного погружения при крещении.

Ссылаясь на «занятость» современных верующих и их «неспособность» выдержать достаточно продолжительные православные богослужения, духовенство существенно сокращает их. И, следует отметить, что в целом такую модернизаторскую тенденцию поддерживает епископат.

Модернизация религиозной жизни имеет далеко идущие последствия

Начинаясь в обрядовой сфере, она неизбежно тянет за собой часто радикальный пересмотр некоторых догматических и нравственных положений. У некоторых протестантских конфессий (в частности, у англичан) это проявляется в практике женского священства, признании т.н. «однополых браков», что коренным образом противоречит

традиционным христианским представлениям. Эти явления особенно широко распространены на Западе, хотя проявляются и в Восточной Европе.

Религиозный модернизм вызывает протест ортодоксально настроенных верующих и зачастую становится причиной расколов в религиозных конфессиях.

1. Религиозный модернизм обычно рассматривается с конфессиональной точки зрения. Так, исследовались модернистские тенденции в православии (соответственно, речь идет о православном модернизме или модернизации православия), в католичестве (католический модернизм), в протестантизме (протестантский модернизм) и т.д. Интегративное понятие «религиозный модернизм» пользуется гораздо меньшей популярностью.

Характерной чертой религиозных процессов в Кыргызской Республике является резкий рост религиозного сознания населения, что наглядно показали результаты социологического исследования, проведенного Институтом стратегического анализа и прогноза (ИСАП) при КРСУ летом 2006 г. в двух южных областях страны (Ошской и Джалал-Абадской), двух северных (Чуйской и Иссык-Кульской), а также в городе Бишкеке. Подавляющее большинство (90,7 %) респондентов ответили, что верят в Аллаха (причем 87,9 % из них имеют высшее образование). Значительная часть (35,85 %) полностью следуют религиозным законам и постоянно исполняют мусульманские обряды. Свыше половины опрошенных (69,7 %) заявили, что соблюдают религиозные обряды, хотя и не всегда, а 74,65 % - что имеют дома Коран.

По данным Государственного агентства по делам религий при Правительстве КР в Кыргызстане на сегодняшний день действуют 1648 мечетей, 46 православных храмов, иудейская и буддийская община, а также 30 христианских храмов, в том числе 15 протестантского направления. Всего в стране функционируют около 1800 исламских и 300 христианских организаций. Точное количество сект и религиозных течений неизвестно до сих пор. В Кыргызстане также действуют сатанисты, Белая Церковь, кришнаиты, церковь Муна, представители Фалунгуня и представители прочих сект. Кроме того, подпольно действуют организации экстремистского толка, такие, как Хизбут-Тахрир, Исламское движение Узбекистана (ИДУ), Акромия1.

Деятельность официальных исламских религиозных лидеров

Неэффективное использование религиозного потенциала государством в решении проблем нравственности в обществе, укреплении авторитета власти через официальное духовенство явно свидетельствуют об отсутствии, какой-либо долгосрочной стратегии в отношении религии. Политическое «заигрывание» некоторых чиновников религиозным «ресурсом», а также проектирование чуждых для понимания народа «размытых» идей на основе заповедей народного эпоса Манаса или идей Тенгрианства, может негативно повлиять на стабильность в Кыргызстане, единство его народа.

Рост популярности ислама, особенно среди молодежи, вызывает опасения спонтанности и бесконтрольности этого процесса. Низкой же грамотностью сельского населения в сфере ислама, некоторые силы, прикрываясь религиозными лозунгами, могут воспользоваться в борьбе за власть. А отсутствие общепризнанного духовного авторитета среди мусульман Кыргызстана, внутренние интриги и борьба между различными идеологическими течениями и группировками в Муфтияте, ведут к расколу их на группы и формированию религиозных организаций независимых от него.

Деятельность неофициальных исламских религиозных лидеров

В эпоху глобализации Кыргызстан оказался включенным и в мировые религиозные процессы. На данный момент в политическом русле республики полномасштабно работает пока только одна непризнанная официально исламская партия: Хизбут-Тахрир Аль Ислами. Неудивительно, что сохранившийся в Центральной Азии ислам оказался неготовым и

1 Хизбут-Тахрир, Свидетели Иеговы запрещены на территории Российской Федерации.

55

неспособным противостоять своим же радикальным течениям. Сказались отсутствие системы классического (догматического) религиозного образования, дефицит интеллектуального слоя среди духовенства. Например, в Кыргызстане только 30 - 40 % имамов имеют специальное теологическое образование. Сегодня вокруг Бишкека, все плотнее охватывая столицу, образовался пояс новостроек, именно здесь, среди бедной части населения - аутсайдеров общества, процветает безработица и социальная несправедливость, именно здесь, находят почву радикальные идеи. Уверен, что через несколько лет мы заговорим о факторе «Мусульманской Улицы», которая будет представлять бедные слои населения и где деление будет проходить по признаку «мы и они». Раньше говорили об интересах рабочего класса, крестьянства и интеллигенции, сейчас это ушло в прошлое. Сегодня идентификация простого народа все больше связывается с Исламом. И в политической борьбе за электорат некоторые «светские» политики могут использовать религиозный «исламский» ресурс.

Религиозные факторы относятся к числу особенностей определяющих или даже моделирующих облик той или иной цивилизации, следовательно - геополитическую карту мира [2]. В связи с этим, необходимо иметь в виду, что Кыргызстан является неотъемлемой частью региональной политики и стратегических интересов в первую очередь США, России и Китая. Присутствие же единственной на сегодняшний день в Центральной Азии военной американской базы в Кыргызстане, ставит его в один разряд с США как «дарульхарб» то есть страны войны для многих исламских политических движений и оправдывает их агрессивные действия перед лицом исламского мира, развязывая тем самым им руки.

Сегодня ислам в Кыргызстане можно разделить на официальный- традиционный и параллельный - политический и также сектантский, то есть ислам импортированный. Официальный ислам характеризуется консерватизмом и традиционностью, и в настоящее время переживает кризис. Можно сказать, что он не соответствует типу и уровню религиозного мышления, реалиям современного общества, но остается при этом влиятельным фактором общественного сознания. Параллельный ислам представлен неофициальными религиозными лидерами и группировками нетрадиционного для Кыргызстана течений ваххабитских или салафитскихджаммаатов, Хизбут-Тахрир, Ахмадия, Нуржилер, Сулеймания и другими.

Смена власти в Кыргызстане, произошедшая в марте 2005 г., способствовала внутриполитической дестабилизации в республике, росту влияния организованной преступности, новому переделу собственности. Это вызвало еще большее обострение укоренившихся социально-экономических проблем. Параллельно подверглись кадровым чисткам и реорганизациям специальные службы и правоохранительные органы, что заметно снизило их эффективность, которой они и так не особо отличались.

На сегодняшний день, очевидно влияние на население Кыргызстана, в особенности на молодежь регионов, так называемого движения «Таблигдаавата» (от арабского Даъва -призыв). На данный момент наша страна является самой активной, по части проповеди этого учения и количеству «дааватистов», среди стран Центральной Азии. Во многом этому способствовал обмен опытом и знаниями между «джамаатами» Кыргызстана и иностранных мусульманских государств. Но, зачастую, приняв участие в непродолжительном даавате и получив неполные или недостоверные знания об Исламе, мусульманин становится легкой добычей для радикальных исламских течений [3].

Начиная с 2005 г. и по настоящее время, США заметно активизировали свою политику в отношении Ислама в Кыргызстане. Программа, осуществляемая посольством США, не ограничивается только изучением Ислама, но также апробирует методы по созданию благоприятного «образа» политики США в регионе среди населения через мусульманских лидеров. Так на базе Американского агентства международного развития (ИБАГО) второй год действует программа «курсы по толерантности» мусульманских лидеров

Кыргызстана. Также готовится новый проект по привлечению на местах местных имамов и лидеров НПО дляпроведении курсов по предупреждению конфликтов. Через Американский Университет Центральной Азии (АУЦА), ИБАШ предоставляет различные гранты для изучения Ислама в КР.

Уровень обеспечения свободы вероисповедания

До сих пор Кыргызстан не имеет четкой правовой и законодательной базы, которая бы являлась инструментом идеологической защиты государства, общества от всевозможных сект. Возможность лавирования и размытость законов, позволяют различным сектам на его территории, таким, как например, Ахмадия или Церковь Муна функционирующими под другими названиями, находить различные пути для осуществления деструктивной деятельности.

Некоторые специалисты утверждают, что Закон «О свободе вероисповеданий» следует ужесточить. Но в то же время он должен соответствовать нормам международного права и ни в коем случае не сводить на нет свободу совести. Однако лидеры двух самых крупных конфессий в Киргизии, исламской и православной, настаивают на том, что запрет на деятельность сект - это не попрание прав и свобод человека, а защита граждан от произвола нечистоплотных личностей, возомнивших себя пророками божьими. Эксперты-теологи и представители духовенства считают, что за последние пятнадцать лет Кыргызстан превратился в рассадник запрещенных религиозных сект. Виной тому слишком либеральное законодательство.

Чтобы укрепить позиции власти в сфере религиозной политики государства, необходимо иметь в виду те проблемы, которые являются главным препятствием в его эффективной работе. В первую очередь к их числу относится отсутствие у государства четкой идеологической составляющей, которая и определяет стратегию и целенаправленность его работы в религиозной сфере. И как результат, она характеризуется частым нарушением служебных полномочий, прежде всего, открытым вмешательством Агентства по делам религии в кадровые вопросы Муфтията, что вызывает недовольство представителей мусульманского духовенства и как следствие, негативное отношение к проводимой государством политике.

Толерантность и межрелигиозный диалог: влияние зарубежных религиозных центров и иностранных государств

Исторические свидетельства заставляют нас обратить внимание и на то, что религиозные факторы всегда играли существенную роль в политике государств, а миссионерская деятельность находилась в русле решаемых империями внешнеполитических задач и осуществляемой ими идеологической экспансии. В Кыргызстане активно и целенаправленно среди мусульманского населения, и в особенности среди национальной элиты, работают миссионерские протестантские церкви. Их деятельность наглядно свидетельствует о явных попытка влиять на внутреннюю политику страны путем «проталкивания» новообращенных во власть. Налицо также нарастающая острота межконфессиональных проблем, которые могут привести к конфликту на межрелигиозной почве, по причине миссионерской деятельности, направленной специально для кыргызов (Церковь Иисуса, Свидетели Иеговы, Церковь Муна), а также работы различных НПО и коммерческих организаций, созданных на средства от пожертвований христианских организаций, церквей, проталкивающих идею «евангелизации всего Кыргызстана».

Протестантские церкви - это хорошо обеспеченные организации, чаще всего имеющие штаб-квартиры в США. За последнее десятилетие было построено множество «церквей», число которых уже намного превышает число православных храмов. Наиболее крупные из протестантских сект - это Общество Свидетелей Иеговы (более 20 общин), пятидесятники, адвентисты седьмого дня, Церковь Иисуса Христа и другие. Наиболее одиозная организация

- Общество Свидетелей Иеговы. Это ярко выраженная секта, которая воздействует на психику, часто просто зомбируя человека.

Стоит отметить, что в учении иеговистов запрещены всякие виды переливания крови, что неоднократно приводило к смертям последователей этой секты. Например, ребенок умирал из-за того, что мать запрещала врачам перелить необходимую ему кровь. Кроме того, деятельность этой организации была запрещена в России несколько лет назад. В Кыргызстане, большей частью на севере, распространены баптистские и адвентистские церкви. Также широко представлены общины пятидесятников и евангельских христиан «духа апостолов», среди организаций, добившихся наибольшего роста, по крайней мере, насчитывающих тысячу приверженцев - Свидетели Иеговы, ряды которых пополняются ежегодно.

Начиная со времен перестройки, христианский прозелитизм в Кыргызстане ориентировался на разнообразные цели и корректировал свою стратегию. Первой целью был прозелитизм в собственном окружении, главным образом направленный на тех, кто уже был обращен в протестантство, но кому, по мнению миссионеров, крайне необходимо было дать более глубокое религиозное образование. Вторую цель представляли собой те, кто считал себя атеистами или заявлял о безразличии в вопросах религии. Третьей и главной целью в 1990-ые гг. были люди, принадлежавшие к христианству, но относившиеся к другим его ветвям, в особенности к православной церкви, а также, в меньшей степени, к католицизму и даже к некоторым переживавшим спад протестантским направлениям, таким, как лютеране. Последней и наиболее спорной целью действий во имя принципа универсальности христианства стало все мусульманское коренное население.

Кыргызы составляют, в долгосрочной перспективе, главные цели христианского присутствия в Кыргызстане. Кыргызское население кажется легкой целью, так как большая его часть исповедует традиционный ислам, не обладая при этом глубокими теологическими познаниями. Таким образом, каждая кампания по обращению в веру приводит к росту числа общин, которые состоят исключительно из коренных жителей. Религиозные службы проводятся на местных языках (киргизском, узбекском, дунганском и т.д.), и несколько новых, совершающих культовые богослужения священников принадлежат к коренным национальностям.

Между проповедью и вербовкой

Общественность обеспокоена активной деятельностью миссионеров различных реакционных сект, особенно с учётом того, что руководители организаций протестантского толка, ставят своей целью сплошную евангелизацию населения республики. Опасения, прежде всего, связаны с тем, что в эти процессы вовлекается молодежь, самая подверженная влиянию часть общества [1].

За неполных 16 лет в Кыргызстане появились новые христиане кыргызы - прозелиты, то есть мусульмане, перешедшие в христианство протестантского толка, объединенные в свои общины. Появилась новая проблема - межконфессиональных отношений среди титульной нации. Опасность появления в будущем «ливанского» фактора налицо. Хотя проблема назревала давно, но ею никто серьезно не занимался.

Всем известен первый случай прямого столкновения между представителями мусульманского духовенства и христианского течения кыргызов-баптистов, произошедший в 2002 г. Между тем один из руководителей христиано-баптистских церквей РахатбекЧуйтиев, специально приехавший из Бишкека, утверждал, что баптистов можно хоронить среди мусульман, если они по национальности кыргызы. Подобные конфликты уже постоянно возникают в течение последних 5 -7 лет.

О том, что большинство религиозных лидеров различных конфессий не могут на цивилизованном уровне обсуждать самые острые вопросы их сосуществования на одной территории, свидетельствуют постоянные взаимные обвинения в некорректном отношении

друг к другу и к своим святыням. Едва ли не главным камнем преткновения между различными религиями является проблема миссионерства, всегда, как правило, уверенного лишь в своей правоте, а также прозелитизма, который можно считать тем же миссионерством, но уже с явным намерением переманить инаковерующих в свою религиозную организацию. Прозелитизмом является любая попытка обратить верующих одной религии в другую. Прежде всего, речь идет о ситуации, в которой некая община, уверенная в правоте и истинности своей религии, и по этой причине чувствующая ответственность за своих единоверцев, естественно, самым отрицательным образом относится к внешним попыткам увести своих членов в другую, «неправильную» религию. Сегодня прозелитизм в Кыргызстане является инструментом деструктивных сил, ведущих пропаганду в среде представителей других конфессий с явным намерением навязать свой образ мыслей и, в конце концов, переманить их в лоно своей религиозной организации.

Литература:

1. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. - М., 1982.

2. Аятолла Хаменеи. Свет исламской революции. Речи и выступления Руководителя Исламской Республики Иран. - М., 2000.

3. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сборник статей. - М., 1985.

References:

1. Ahmedov A. Social'naya doktrina islama. - M., 1982.

2. Ayatolla Hamenei. Svet islamskoj revolyucii. Rechi i vystupleniya Rukovoditelya Islamskoj Respubliki Iran. - M., 2000.

3. Islam: problemy ideologii, prava, politiki i ekonomiki. Sbornik statej. - M., 1985.

RELIGIOUS MODERNIZATION AND COMPORATIVE ANALYSIS OF THE RELIGIOUS SITUATION IN THE KYRGYZ SOCIETY

Kanaev A.B.

doctor of political sciences, acting, prof. Kyrgyz-Kazakh University, Kyrgyzstan, Bishkek

Abstract: The scientific article deals with the issues of religious modernization in the Kyrgyz Republic. Soviet atheistic religious studies defined religious modernism as "one of the ways to adapt religion and theology to new socio-historical conditions, to the changed consciousness of believers." The main reason for the existence of religious modernism is the attempts of religion to "adapt" to existing modern social relations, and thus "prolong the existence" of religion. Key words: postmodernism, religious processes, atheism, religion, Hare Krishna, church

Для цитирования: Канаев А.Б. Религиозная модернизация и компоративный анализ религиозной ситуации в кыргызстанском общесте// Архонт, 2023. № 4(37). С. 54-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.