Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСЛАМСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСЛАМСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исламский фундаментализм / исламский экстремизм / исламский радикализм / институционализация / политический ислам / Islamic fundamentalism / Islamic extremism / Islamic radicalism / institutionalization / political Islam

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Канаев А.Б.

Исламская религиозная идентификация кыргызстанского общества, характеризуется следующими моментами: во-первых, исламские принципы начинают входит в общественно-политическую жизнь кыргызского населения страны; во-вторых, исламские принципы получают свое воплощение в повседневной жизнедеятельности у подавляющего большинства населения и, что характерно, ислам занимает большое место в общественном сознании молодежи; в-третьих, идет процесс самоидентификации всех слоев общества; в-четвертых, процесс секуляризации, который был недавно определяющим в жизни кыргызстанского общества, сегодня заметны религиозная духовность в стыке с научной духовностью; впятых, проявления прозелитизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS OF ISLAMIC RELIGIOUS IDENTIFICATION

The Islamic religious identification of the Kyrgyz society is characterized by the following points: firstly, Islamic principles are beginning to enter the socio-political life of the Kyrgyz population of the country; secondly, Islamic principles are embodied in the daily life of the overwhelming majority of the population and, characteristically, Islam occupies a large place in the public consciousness of young people; thirdly, there is a process of selfidentification of all strata of society; fourthly, the process of secularization, which was recently defining in the life of the Kyrgyz society, today religious spirituality is noticeable in conjunction with scientific spirituality; fifthly, manifestations of proselytism.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСЛАМСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ»

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Канаев А.Б.

доктор политических наук, и.о,проф., декан факультета «Юриспруденции»

Кыргызско-Казахского университета

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСЛАМСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ

ИДЕНТИФИКАЦИИ

Аннотация: Исламская религиозная идентификация кыргызстанского общества, характеризуется следующими моментами: во-первых, исламские принципы начинают входит в общественно -политическую жизнь кыргызского населения страны; во-вторых, исламские принципы получают свое воплощение в повседневной жизнедеятельности у подавляющего большинства населения и, что характерно, ислам занимает большое место в общественном сознании молодежи; в -третьих, идет процесс самоидентификации всех слоев общества; в-четвертых, процесс секуляризации, который был недавно определяющим в жизни кыргызстанского общества, сегодня заметны религиозная духовность в стыке с научной духовностью; в-пятых, проявления прозелитизма.

Ключевые слова: исламский фундаментализм, исламский экстремизм, исламский радикализм, институционализация, политический ислам

В современный период принятие другой веры, становится явлением в жизни мусульман/ христиан, католиков и др. в кыргызстанском обществе. На современном этапе происходят определенные взаимодействия отдельных политических институтов кыргызстанского общества и религии. При этом крайне опасную политизацию религии представляет собой: религиозно-политический экстремизм, радикальный ислам, и терроризм. В подавляющем большинстве случаев они ассоциируются с исламом.

На этом уровне бессмысленно спорить, что лучше, религия или атеизм. И то, и другое органически вплетается в измененную картину мира. Не замечать этого, значит, способствовать эволюции политизации процессов по схеме исламский фактор, исламский фундаментализм - исламский радикализм - исламский экстремизм. Причем явление не ограничивается узкими национальными рамками, отсюда меры предупреждения и управления конфликтами также должны быть транснациональными. Фундаментализм не обязательно равнозначен политическому радикализму или экстремизму. Фундаментализм - это призыв вернуться к истокам веры, к первоначальной чистоте религии. Поборники мусульманского фундаментализма (по-арабски салафийя, от салаф - предки), тоже стремятся вернуться к истокам своей религии, очистить ислам от искажающих его наслоений, внесенных временем, нечестивыми правителями и погрязшей в роскоши элитой. Можно выделить две формы фундаментализма: 1) оборонительный, который призван сохранить и уберечь, очистить веру; 2) наступательный, агрессивный. Наступательность исламского фундаментализма представляет исламский радикализм (сокращенно-исламизм), который во главу угла ставит принцип джихада - это усилия, вплоть до вооруженной борьбы, защитить свою веру. Джихад для воинствующего исламизма - это борьба с Западом как с врагом ислама. При этом фундаментализм (салафийя) выступает для них идейным основанием, но не главным и не единственным. Фанатики-террористы меньше всего думают об очищении ислама, корни их ненависти к Западу, в первую очередь, к США, носят не религиозный, а культурно-цивилизованный психологический и геополитический характер. В современных условиях исламские модернисты, обосновывая необходимость сохранения гуманистических ценностей религии, не отрицают возможности новой

трактовки ее догматов, адаптацию мусульманской идеологии и практики к реальностям жизни, научно- технологическому и социальному прогрессу.

В результате проведенного исследования литературы, посвященной религиозным учреждениям в направлении ислама, мы пришли к выводу о том, что наблюдается тенденция к изменению традиционной религии в потребностям бытовой жизни и радикализационное изменение норм морали в религии, основанной на идее демократизации, которая не допускает проявлениями насилия, экономического, политического характера правонарушениям, что ведет к неминуемому ведению диалога для взаимодействия религиозных отношений с нерелигиозными, преследующую цель укрепления и усиления духовных отношений.

Современная система международных отношений имеет, в основном, светский характер. Тем не менее, религиозные воззрения того или иного народа играют определенную (а иногда и весьма существенную) роль как во внутриполитической жизни отдельных стран, так и в развитии межгосударственных связей. Многие факты свидетельствуют о том, что в последние десятилетия XX в. в различных странах мира имеют место усиление религиозности населения и активизация религиозных движений. Растет число международных религиозных организаций и фондов, а также религиозных движений, орденов, партий и сект, деятельность которых имеет международный характер. Некоторые межнациональные и межгосударственные конфликты носят явно религиозную окраску. В центре каждой цивилизации - религия, определяющая образ жизни ее последователей. Все это дает повод сделать вывод, что религиозный фактор становится важной составляющей международной жизни.

«Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ)1 — головная организация части ближневосточных повстанческих групп исламского толка, созданная 15 октября 2006 г. Непризнанные государство и международная исламисткая суннитская террористическая организация, действующая преимущественно на территории Сирии, фактически с 2013 г. как непризнанное квазигосударство (провозглашённое как всемирный халифат 29 июня 2014 г.) с шариатской формой правления и штаб-квартирой (фактически столицей) в сирийском городе Эр -Ракка. Помимо Сирии и Ирака, ИГ или подконтрольные ему группировки также участвуют в боевых действиях в Афганистане, Алжире, Пакистане, Ливии, Египте, Йемене, Нигерии, ведут террористическую деятельность в некоторых других странах. Запрещена в России и ряде стран.

Государство обеспечивает эффективность и стабильность религиозной модели светского государства, можно акцентировать, что в условиях демократизации общественной среды государство выполняя свои функциональные обязанности, проводит свои мероприятия и выполняет законодательные акты. На современном этапе развития кыргызстанского общества крайнюю опасность представляют, как политизация ислама, так и пропаганда нетрадиционных религиозных учений (общества Кришны, Бахай, Церкви единения Муна, детей Христовых, Хизбут - Тахрир-аль Ислами 2 и т.д.). В ходе исследования нами была предпринята попытка дифференцировать проявления «политического ислама», «фундаментализма», «исламизма», «политического экстремизма», «радикализма», «терроризма», «религиозного экстремизма». На основе анализа следует выделить следующие группы его истоков: социально-экономические (бедность, неграмотность, психологические патологии), геополитические (географические факторы, негативное влияние Запада -процесс глобализации); политические (терроризм, проявление политического конфликта), низкий уровень политической свободы; идеологические (пропаганда насилия).

1 Запрещенная на территории Российской Федерации террористическая организация.

2 Запрещенная на территории Российской Федерации террористическая организация.

53

В ходе исследования по данному параграфу нами были сделаны следующие выводы: в нашей стране религиозный фундаментализм не имеет сколько-нибудь политического веса; Кыргызстан многонациональное, поли-конфессиональное государство, поэтому ни одна из религий не может взять на себя роль господствующей; в отличие от других центрально-азиатских государств здесь отсутствует интеллектуальная религиозная элита, имеющая авторитет среди населения. Как в исламе, так и в других религиях мира, имеются «теневые стороны». Под их знаменем развертываются определенные конфликты, вплоть до войн.

Характерным явлением в общественно-политической сфере Кыргызской Республики стало то, что ислам, как религия, постепенно входит в общественное сознание народа. Возрождение ислама видно во всех сферах общественных отношений: в политике, культуре. Институционализация религии ислама четко вырисовывается в общественно-политической жизни во всех странах Центральной Азии. Ислам «вошел» в политический процесс кыргызстанского общества с определенной активностью. Это подтверждают политико-социологические исследования по проблемам исламской религиозной идентификации, а которых четко определены принадлежность большого количества людей, относящих себя к последователям ислама, в особенности, среди молодежи.

В целом перспективы кыргызстанского исламизма существенно ограничены не только из-за результативности репрессивных мер государства, но ввиду локализованного влияния подобных организаций территориальными, этническими и клановыми рамками. Тем не менее, нельзя исключить возможность роста радикального политического ислама в условиях ухудшения социально-экономической ситуации, в результате чего исламизм в жестко-авторитарном режиме может стать единственным каналом для выражения оппозиционных настроений.

С ростом оппозиции, в том числе религиозной, власть должна бороться неэффективными авторитарными методами. В современных условиях на политическую авансцену все более заметно выдвигается этнорелигиозный, или национально-религиозный, фактор. В одних обществах его этническую и религиозную составляющие трудно и даже невозможно расчленить, в других конфессиональная компонента отступает на задний план перед этнонациональной. Противоречия на этнорелигиозной почве, все чаще сопровождающиеся насилием, гражданскими войнами, потоками беженцев, стали важнейшей причиной дестабилизации и нередко дезинтеграции государств, возникновения межгосударственных конфликтов в различных регионах мира, несут с собой угрозу безопасности мирового сообщества.

Нахождение путей разрешения или смягчения этих противоречий - одна из самых актуальных задач, стоящих ныне перед человечеством, международными организациями, политическими партиями, гуманитарными науками. Одни политики, общественные деятели, ученые видят будущее человечества в сообществе «национальных государств». Они считают непреодолимой тягу народов к самоопределению и сознание «этнически чистых» государств, предрекая удвоение числа государств в мире уже в начале XXI в. Другие рассматривают федерализм с его принципами делимости государственного суверенитета и субсидиарности (то есть распределения полномочий в соответствии с компетенцией) вкупе с идеологией самоуправляющегося общества как предпочтительную и самодостаточную форму самоопределения этносов. На практике обе тенденции имеют шансы реализоваться.

Идет процесс урбанизации, население городов увеличивается не только за счет естественного прироста, но и в огромной степени за счет мигрантов из сельских районов. Безработица, нищета, разорение мелких предпринимателей, множит обездоленные слои города, особую группу среди которых составляет молодежь.

Мировоззрение этих слоев неоднородно: большинство индифферентно к политике, но есть экстремистские настроения, огромное влияние имеют земляческие, этнические, традиционалистские религиозные представления. В этом главная причина подъема волны исламизма. Необразованность, в том числе и в религии, безнадежность существования в сложившейся социально-экономических условиях, политическая неискушенность в соединении со стремлением отомстить за свои страдания первому попавшемуся, эти и другие факторы приводят к тому, что часто стихийный протест выливается в погромы, обращается против символов роскоши ресторанов, отелей, шикарных магазинов и т.п. Психологической, основой такого протеста выступает идеализированная картина раннего ислама. Золотой век ислама изображается как царство равенства, благополучия, взаимопомощи мусульман, поэтому установление истинно мусульманской власти» призвано восстановить существовавший в прошлом лозунг мусульманских революционеров. Для достижения этих целей часть людей объединяется в различные группы, создают определенную среду, формируют многочисленные неправительственные политические организации (НПО) в мусульманском мире. Эти легальные и нелегальные политические группы, организации, ассоциации, объединения имеют разнообразный характер: фундаменталистский, просветительский, экстремистский, военизированный, призывающий к установлению исламских республик и т.п. Следует подчеркнуть сравнительно малую роль в их деятельности мусульманского духовенства.

Ислам как мировая религия на современном этапе получила свое активное развитие во всемирном масштабе, в том числе в странах Центральной Азии, конкретно, в Кыргызской Республике. Хронологически ислам вошел в кыргызское общество, начиная сХУ-ХУ11 вв. как религия. Активно пропагандировалась исламские принципы в Х1Х-ХХ вв. В условиях Советской власти религия ислама, как и другие религии подвернулись ожесточенным нападкам, последствием которого были уничтожены исламские религиозные организации, а служители оказались, одни - за границей, другие — репрессированы. Ислам, как и другие религии в Советском Союзе, оказался вне государственного закона. С обретением политической независимости, в Кыргызстане была определена политика, которая заключалась в том, что все религии и культы находятся вне государства и что государства будет помогать религиозным организациям в их деятельности по обеспечению населения принципам повышенной нравственности, морали, исламскими принципами. Как показывают политико-социологические исследования последних десяти лет, исламские принципы, их законы получают свое развитие среди населения, в особенности, среди как студенческой, и так в подавляющей части как городской, так и сельской молодежи. В стране идет процесс религиозной идентификации, на принципах исламских принципов. Исламский бум в Кыргызстане, с одной стороны, повышает религиозную духовность населения, что мы считаем нормальным явлением, способствующим формированию нравственно-моральных устоев исламского вероучения. С другой стороны, исламское возрождение подталкивает к появлению негативно настроенных политических сил, направляющих свои партийные программы на создание единого исламского халифата в центрально-азиатском пространстве. Отсюда - религиозный экстремизм, терроризм, которые могут привести эти независимые страны Центральной Азии, в том числе в Кыргызстан к состоянию неуравновешенности политического обустройства, к опасности гражданских войн.

Политизация ислама в центрально-азиатских странах может создать политическую нестабильность, которая может создать определенный очаг международной обеспокоенности и привести к проявлениям международного терроризма.

Независимые государства Центральной Азии, в числе, Кыргызстан, должны найти эффективные пути решения с религиозными организациями вопроса о том, как быть в дальнейшем с возрождением ислама. При этом определить конституционные права религий, в том числе, ислама. Очень важно, на наш взгляд, не заигрывать с религиозными организациями. Во-первых, определить их место в государственном устройстве; во-вторых, использовать исламские положительные принципы как основу философии жизни, образ и стиль жизни населения, дать положительные рекомендации, обеспечивающие формирование новых ценностных оценок. В образовательном процессе на всех уровнях обеспечить надлежащими пособиями, раскрывающими суть религий, в том числе, ислама, во-третьих, поскольку в Кыргызстане существует множество религиозных конфессий, то политика государства должна идти по пути обеспечения их равенства, не ущемляя те или иные религиозные объединения; в-четвертых, центрально-азиатским государственным органам в том числе Кыргызстану, быть готовыми в отражении международного терроризма; в-пятых, в порядке рекомендации странам Центральной Азии - обеспечить легитимность, а также институционализацию религиозных конфессий, найти оптимальные варианты, стыковки с различными видами миссионерской деятельности по части религий; в-шестых, странам Центральной Азии, в том числе Кыргызстану, обеспечить нахождение в мировом сообществе и с так называемыми мусульманскими странами, двухсторонние и многосторонние отношения с ними в экономике, политике, культуре, в котором будут партнерство и добрососедские отношения.

Одним из главных факторов роста религиозного самосознания с обретением независимости Кыргызстаном стало изменение самого общества, учреждение демократических норм в отношении религиозного мировоззрения и культовых учреждений.

Как отмечают исследователи, публикующие материалы религиозного характера: «Сам вопрос выбора веры, обычно называемой свободой совести, на практике приобрел весьма ограниченный статус - стал правом выбирать любую религию, но исключил широкую возможность не выбирать никакой. Люди не то, чтобы боятся проявлять свое неверие, а стараются не афишировать его. И если заявление о своей конфессиональной принадлежности или вообще религиозности прежде считалось определенным актом мужества, то теперь смелость нужна для того, чтобы публично причислить себя к атеистам или же религиозно индифферентным. К тому же религия стала еще предметом моды. И как всякая мода, она вошла в неспособное к самооценке массовое сознание».

При существующей ситуации в религиозной сфере особую опасность представляет распространение и укрепление идей религиозного экстремизма и фундаментализма. Пытаются делать погоду ваххабисты, хизбуттахрировцы, иные секты и группы, нанося ущерб здоровью, нравственности, правам и законным интересам граждан, а также другим, защищаемым законом интересам личности, общества и государства.

Данные СМИ, анализы специалистов по религии, выводы аналитиков констатируют, что члены этой партии приступили к активной реализации своих стратегических планов, умело используя социально-экономические трудности переходного периода, выступая среди населения с подстрекательскими призывами на почве нетерпимости религиозных взглядов, особое внимание уделяя привлечению молодежи в свои ряды и негативно влияя на нее.

Так в печати на основании пресс-конференции Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики была размещена информация зам. председателя Службы национальной безопасности Кыргызской Республики, что к взрывам в городе Ош и на рынке «Оберон» (город Бишкек) причастны члены религиозно-политической

организаций «Исламское движение Туркестана» (ИДТ) (бывшая ИДУ). Появились ростки религиозной нетерпимости, и в средствах массовой информации прошли сообщения о публичных спорах между последователями различных религий. Существует возможность возникновения конфликтных ситуаций локального характера, вызванные активной деятельностью некоторых новых для Кыргызстана религиозных организаций в относительно монорелигиозной среде на местах. Отдельные миссионеры, невзирая на этническую принадлежность, очень активны в своей деятельности по привлечению новых сторонников. Активные методы работы миссионеров вызывают непонимание и раздражение у населения, традиционно придерживающегося одной религии. Реально возникает ситуация, ведущая к нестабильности в обществе.

Для дальнейшего совершенствование религиозной модели в нашей стране, как считает соискатель, прежде всего необходимо усиление государственной политики посредством формирования партнерских отношений между государством и религиозными организациями, а также партнерских отношений между гражданским обществом и религией. Отношения между ними должны определяться взаимной ответственностью их институтов, наличием своеобразной «обратной связи» между собой, которые и будут способствовать совершенствованию во всех аспектах взаимодействия.

Для демократической культуры религиозной модели, считает соискатель, сегодня характерен стереотип мышления, основанный на диалоге, который означает, прежде всего, согласование интересов представителей разных позиций путем разумных компромиссов, не выходя при этом за рамки морали и права. Одним из элементов демократической культуры в формировании и совершенствовании религиозной модели являются переговоры как технологии управления религиозной модели общества. Сегодня многие исследователи считают, что в современном мире технология, основанная на насилии, редко приводит к позитивному урегулированию. В настоящее время технологии переговоров в урегулировании тех или иных «неустройств» в религиозной модели в нашем обществе приобретают исключительно развитые и разнообразные формы переговоров.

Литература:

1. Солтоноев Б. Кыргыз тарыхы. - Бишкек, 2003.

2. Социально-политические представления в исламе: история и современность. -М., 1987.

3. Социальный облик Востока. - М., 1999.

4. Станкевич Г.П. Религия, человек, общество, 2007.

5. Старовик П. Православие. Русская православная церковь// Вестник КарГУ. -Караганда, 2005.

6. Султаналиева А.К. Ислам в Казахстане: история, этничество, общество. -Алматы, 1998.

7. Сыдыков О. Тарых кыргыз Шадмания. Кыргыз санжырасы. - Фрунзе, 1990.

8. Сюкияйнен Л. Ислам против ислама: Об исламской альтернативе экстремизму и терроризму// Центральная Азия и Кавказ, 2002. № 3(21).

9. Сюкияйнен Л. Ислам против исламского экстремизма// Азия и Африка сегодня, 2003. № 2. С. 8-12.

10. Сюкляйнен Л. Исламская политико-правовая культура и демократизация в мусульманском мире: конфликт или совместительность. - М., 2006.

11. Текущий архив Госагентства по делам религий при Правительстве КР. Отчеты за 2008 г.

12. Тодуа З. Радикальный ислам в Узбекистане: этапы становления и перспективы развития// Центральная Азия и Кавказ, 2005. № 1(37). С. 42.

13. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. - М., 1976. - 414 с.

14. Тоталитарные секты, свобода совести, здоровье и безопасность// Безопасность, 1997. № 1, 2. С. 113-125.

15. Чериков С. Кыргызстан - полигон террористического интернационализма, 2013.

16. Чотаева Ч. Роль ислама в общественно-политической жизни Кыргызстана// Центральная Азия и Кавказ, 2003. № 6(30).

17. Шаршеналиев У.А. Религиозный мир современного Кыргызстана// Вестник КГНУ. Серия 5, 2005. Вып. 2.

18. ЩаповаЯ.Н. Религии мира. - М.: Просвещение, 1994.

19. Ыйык Куран. Маанилеринин кыргызча котормосу. - Бишкек, 2009.

20. Экстремизм в Центральной Азии/ Булханов К.Н., Карин Е.Т. - Алматы, 2000.

References:

1. Soltonoev B. Kyrgyz taryhy. - Bishkek, 2003.

2. Social'no-politicheskie predstavleniya v islame: istoriya i sovremennost'. - M., 1987.

3. Social'nyj oblik Vostoka. - M., 1999.

4. Stankevich G.P. Religiya, chelovek, obshchestvo, 2007.

5. Starovik P. Pravoslavie. Russkaya pravoslavnaya cerkov'// Vestnik KarGU. - Karaganda, 2005.

6. Sultanalieva A.K. Islam v Kazahstane: istoriya, etnichestvo, obshchestvo. - Almaty, 1998.

7. Sydykov O. Taryh kyrgyz SHadmaniya. Kyrgyz sanzhyrasy. - Frunze, 1990.

8. Syukiyajnen L. Islam protiv islama: Ob islamskoj al'ternative ekstremizmu i terrorizmu// Central'naya Aziya i Kavkaz, 2002. № 3(21).

9. Syukiyajnen L. Islam protiv islamskogo ekstremizma// Aziya i Afrika segodnya, 2003. № 2. S. 8-12.

10. Syuklyajnen L. Islamskaya politiko-pravovaya kul'tura i demokratizaciya v musul'manskom mire: konflikt ili sovmestitel'nost'. - M., 2006.

11. Tekushchij arhiv Gosagentstva po delam religij pri Pravitel'stve KR. Otchety za 2008 g.

12. Todua Z. Radikal'nyj islam v Uzbekistane: etapy stanovleniya i perspektivy razvitiya// Central'naya Aziya i Kavkaz, 2005. № 1(37). S. 42.

13. Tokarev S.A. Religii v istorii narodov mira. - M., 1976. - 414 s.

14. Totalitarnye sekty, svoboda sovesti, zdorov'e i bezopasnost'// Bezopasnost', 1997. № 1, 2. S. 113-125.

15. CHerikov S. Kyrgyzstan - poligon terroristicheskogo internacionalizma, 2013.

16. CHotaeva CH. Rol' islama v obshchestvenno-politicheskoj zhizni Kyrgyzstana// Central'naya Aziya i Kavkaz, 2003. № 6(30).

17. SHarshenaliev U.A. Religioznyj mir sovremennogo Kyrgyzstana// Vestnik KGNU. Seriya 5, 2005. Vyp. 2.

18. SHCHapova YA.N. Religii mira. - M.: Prosveshchenie, 1994.

19. YjykKuran. Maanilerinin kyrgyzcha kotormosu. - Bishkek, 2009.

20. Ekstremizm v Central'noj Azii/ BulhanovK.N., Karin E.T. - Almaty, 2000.

CURRENT PROBLEMS OF ISLAMIC RELIGIOUS IDENTIFICATION

Kanaev A.B.

Doctor of Political Sciences, acting, prof. Dean of the Faculty of Jurisprudence, Kyrgyz-Kazakh University.

Abstract: The Islamic religious identification of the Kyrgyz society is characterized by the following points: firstly, Islamic principles are beginning to enter the socio-political life of the Kyrgyz population of the country; secondly, Islamic principles are embodied in the daily life of the overwhelming majority of the population and, characteristically, Islam occupies a large place in the public consciousness of young people; thirdly, there is a process of self-identification of all strata of society; fourthly, the process of secularization, which was recently defining in the life of the Kyrgyz society, today religious spirituality is noticeable in conjunction with scientific spirituality; fifthly, manifestations of proselytism. Key words: Islamic fundamentalism, Islamic extremism, Islamic radicalism, institutionalization, political Islam

Для цитирования: Канаев А.Б. Актуальные проблемы исламской религиозной идентификации// Архонт, 2023. № 3(36). С. 52-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.