Научная статья на тему 'Религиозная идентичности молодежи: операционализация понятия'

Религиозная идентичности молодежи: операционализация понятия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
507
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / YOUTH / IDENTITY / SOCIAL IDENTITY / RELIGIOUSNESS / RELIGIOUS IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пучков Александр Сергеевич

В статье проанализированы концептуальные подходы изучения понятия «идентичность». Рассмотрены виды идентичностей индивида и условия их соотношения с религиозной идентичностью молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conceptual approaches to the study of notion "identity" are analyzed. The types of individual identity and conditions of their correlations with religious youth identity are considered.

Текст научной работы на тему «Религиозная идентичности молодежи: операционализация понятия»

Фшшш нну к и

РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ: ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ

А. С. Пучков

THE YOUTH RELIGIOUS IDENTITY: THE OPERATIONALIZATION OF THE CONCEPT

Puchkov A. S.

The conceptual approaches to the study of notion "identity" are analyzed. The types of individual identity and conditions of their correlations with religious youth identity are considered.

Key words: youth, identity, social identity, religiousness, religious identity.

В статье проанализированы концептуальные подходы изучения понятия «идентичность». Рассмотрены виды идентичностей индивида и условия их соотношения с религиозной идентичностью молодежи.

Ключевые слова: молодеть, идентичность, социальная идентичность, религиозность, религиозная идентичность.

УДК 316.346.32-053.6/.347

Операционализация понятия представляет собой специфическую научную процедуру установления связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий и является обязательным условием построения системы социальных показателей и требует разработки и введения промежуточной концептуальной модели, которая состоит из понятий, образующих определенную иерархию и опосредующих связь исходного понятия с системой показателей (10).

«Религиозная идентичность молодежи» раскрывается через детальное рассмотрение взаимосвязанных, своего рода второстепенных понятий, таких как: молодежь как социальная группа; идентичность как базовая научная категория рассматриваемого понятия; социальная идентичность - как интегра-тивную систему личности; религия и религиозность как совокупность религиозных свойств сознания, поведения, отношений.

Анализ работ ученых Б. Дейч, И. Кона, В. Лисовского, В. Добрынина, В. Боряз, С. Иконниковой указывают на то, что молодежь, находясь в ситуации жизненного самоопределения, не обладая четкими социальными ориентирами, является наиболее уязвимой социальной группой для воздействия всех как положительных, так и отрицательных процессов, происходящих в современном обществе (1).

В современных социологических словарях дается следующее определение молоде-

жи (от англ. youth) - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, которая выгодно отличает ее от других групп населения. В. Павловский отмечается, что молодежный возраст колеблется от 13-14 до 29-30 лет (11).

Это подтверждается словами А. Мудрика: «Только молодое поколение способно преодолеть идеологические и психологические стереотипы, сформировать новые системы ценностных ориентации, создать идеалы гражданского общества будущего» (9). Для этого у молодых людей есть все объективные предпосылки: творческий характер мышления и деятельности, высокая социальная и экономическая мобильность, психологическая гибкость, стремление к поискам ответов на смысло-жизненные вопросы, желание практически воплощать в жизнь систему новых ценностей, открытость к восприятию новых нетрадиционных массивов знания и т. п.

Г. Абрамова считает, что благодаря своему инновационному потенциалу молодежь обновляет опыт предшествующих поколений, участвуя в совершенствовании и преобразовании общества. И, наконец, каждое поколение призвано передать унаследованный и обновленный опыт последующим поколениям (3). Тем самым осуществляется развитие молодежи, а также обеспечивается сохранение целостности и воспроизводства общества. Именно поэтому молодежь является фактором как ускорения, так и торможения общественного развития.

Одна из специфических особенностей молодежи заключается в накоплении социокультурного опыта в процессе социализации и социальной адаптации в условиях самостоятельной жизнедеятельности. Поэтому, вполне справедливо заметить, что в процессе становления социальной зрелости молодежи важнейшим остается вопрос становления идентичности нового поколения, неотделим его от социализации личности. В ходе

чего индивид усваивает нормы своей группы таким образом, что посредством формирования его собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности (7). Этот факт имеет особое значение, так как сегодняшняя молодежь является завтрашним будущим всего государства в целом.

Понятие «идентичности» ввел психоаналитик Э. Эриксон, который характеризовал ее как процесс «организации жизненного опыта в индивидуальное Я» (13). По мнению американского ученого, основной функцией личностной структуры является адаптация, процесс становления и развития идентичности, которая «оберегает целостность и индивидуальность опыта человека, дает ему возможность предвидеть как внутренние, так и внешние опасности и соизмерять свои способности с социальными возможностями, предоставляемыми обществом». Более того, «идентичность имеет определенную «организующую» функцию в развитии личности» (6).

Анализ научной литературы показывает, что практически все более поздние исследования данной проблематики так или иначе соотносятся с концепцией Э. Эриксона. Современное определение идентичности гласит: идентичность (от лат. identicus - тождественный, одинаковый) есть осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей. Идентичность обусловливает способность индивида к ассимиляции личностного и социального опыта, поддержанию собственной цельности и субъектности в подверженном изменениям внешнем мире.

По существу, идентичность представляет собой осознание субъектом социальной коммуникации принадлежности к уникальной системе ценностей, составляющих внутренний (мотив) и внешний (поступок) облик того или иного социума. Как правило, индивид принадлежит к нескольким микро- и макрогруппам. Идентификация может функционировать в зависимости от социальных ожиданий и вопреки им. В одних случаях этот механизм поднимает человека до вершин человечности, в других - опуска-

Религиозная идентичности молодежи:

ет до самых темных глубин человеческой низости.

Идентичность рассматривается как сложное, личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с тремя основными уровнями анализа человеческой природы:

1) на индивидуальном уровне идентичность определяется как результат осознания человеком собственной временной протяженности, представление о себе как о некоторой относительно неизменной данности, о человеке того или иного физического облика, темперамента, задатков, имеющем принадлежащее ему прошлое и устремленном в будущее;

2) на личностном уровне идентичность определяется как ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, задающее некоторую тождественность самому себе (13);

3) на социальном уровне идентичность определяется как тот личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами и тем самым помогает процессу Я-категоризации, то есть характеристикам, благодаря которым мы делим мир на похожих и непохожих на себя.

На основании концепции идентичности ученые В. С. Агеев и В. А. Ядов изложили представление о двух основных составляющих идентичности - персональной и социальной. Однако можно встретить более дробную ее детализацию, в основном касающуюся социальной ипостаси идентичности и имеющую в качестве основания для своего выделения те или иные виды социализации (7).

Важно также отметить, что социальная идентичность зависит не только от межгрупповых различий, но также и от внутри-групповой гомогенности - группа должна не только отличаться от других групп, но и члены группы должны быть максимально сходны между собой. Современные исследования показывают, что восприятие группы как гомогенной повышает социальное отличие группы и таким образом усиливает социальную идентичность ее членов.

понятия

Противопоставляя личную и социальную идентичность, исследователи часто оставляют в тени тот факт, что индивид принадлежит не к какой-либо одной группе, а, как правило, к большому числу микро- и макрогрупп. В силу этого возникает интерференция, взаимовлияние тех систем ценностей, норм и стандартов поведения, которые приняты в этих группах. Более того, часто эти системы норм и ценностей, в силу внешних обстоятельств, приходят в противоречие друг с другом, и индивид оказывается перед внутренним выбором.

По словам Г. Тэджфела «индивид не только включает в свой Я-образ общие характеристики собственных групп членства, но и усваивает нормы и стереотипы поведения, им свойственные, самоопределяясь как член некоторой социальной категории». Идентичность включает представление о себе, о его определенном социальном статусе, национальности, вероисповедании, имеющем или не имеющем отношение к различным социальным организациям (8).

Процесс становления социальной идентичности завершается тем, что человек приписывает себе усвоенные нормы и стереотипы своих социальных групп, они становятся внутренними регуляторами его социального поведения. В системе идентичностей ситуативные (социальные, политические, международные) отличаются как от примордиаль-ных (гендерных, расовых), так и от традиционных, долговременных (этнических, религиозных) идентичностей не только своей длительностью, но и механизмом формирования.

Единый процесс дифференциации / идентификации приводит к формированию социальной идентичности, которая в самом общем смысле есть результат процесса сравнения «своей» группы с другими социальными объектами. Именно в поисках позитивной социальной идентичности индивид или группа стремятся самоопределиться, обособиться, утвердить свою автономность.

Интерес ученых к «религиозной идентичности молодежи» обусловлен изменениями, произошедшими в жизни общества,

государственной политике в области религии, которые вызвали лавинообразный рост интереса как молодежи, так и большей части общества к религии и оккультизму в различной степени и прогрессивности. Источниками религиозных верований по-прежнему остались: страх человека перед природными и социальными силами, господствующими над людьми; неуверенность в будущем, стремление защитить себя, своих родных и близких, поскольку социум сегодня не предоставляет ощущения защищенности в полной мере; неудовлетворение социумом потребностей человека (эмоциональных, социальных или духовных), а также кризисные обстоятельства его личной жизни и многое другое (2).

Во все времена значимость религии в общественном развитии являлась одной из важных тем теоретического наследия классиков социологии М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, К. Маркса, П. Сорокина, П. Бергера, Т. Лукмана, Ю. Хабермаса, Ю. Каза-нова, их подходы и концепции в исследовании структуры и функционирования общества, легли в основу современных теорий кризиса традиционных религий и церковных институтов.

По мнению М. Мчедлова, религия -сложный социальный и культурно-исторический институт. Он включает в себя системы: религиозного сознания (верований), религиозного культа (обрядов), религиозных организаций (учреждений) и выполняет в обществе ряд функций: смысло-полагания, компенсаторную функцию социальной интеграции, коммуникации, социального контроля, мировоззренческую и др. (5). Многообразие форм и масштабов проявления религиозности столь велико, что социологам предпочтительно рассматривать религию в качестве естественного проявления социальной жизни, а не патологического отклонения от ее законов.

Религиозность в науке понимается как мировоззренческая ориентация индивида и группы, выражающаяся в совокупности религиозных свойств сознания, поведения, отношений. Представляемая как определенная форма или степень религиозного сознания,

опыта и поведения индивидов внутри того или иного религиозного сообщества, она подразумевает весь комплекс психологических переживаний, связанный с рациональным и иррациональным опытом постижения религии. Степень религиозности выражается в уровне интенсивности религиозных свойств индивида и группы. Формирование религиозной идентификации оказывается чрезвычайно важной как для определения эволюционного контекста исторических судеб общества, так и отражает острые процессы сакрализации и секуляризации в масштабе сохранения безопасности всего Российского общества.

В формировании религиозной идентичности немалую роль играет сила исторической инерции. К осознанному выбору представителей данной общности добавляются подсознательные инстинктивные установки, приводящие в действие механизм воспроизводства этноконфессиональных и религиозных традиций и предпочтений. В результате среди представителей каждой общности распространяются общие, подчас бессознательные стереотипы восприятия окружающей среды.

Традиционно в большинстве исследований религиозная идентичность представляется как двухуровневый феномен, когда выделяются групповая (коллективная, социальная) и индивидуальная (личностная) идентичности индивида. Однако, на наш взгляд, наиболее правомерен подход, предложенный И. Ялом: «бытие человека можно условно представить виде трех сфер: социальной (сфера межгрупповых и межличностных отношений), сферы личности и сферы индивидуальности, которая включает мир внутренних глубинных переживаний. Именно из этого следует, что религиозная идентичность индивида содержит в себе три взаимосвязанных уровня:

1) доминирование культурно-традиционной составляющей в идентичности относится, главным образом, к религиям «традиционным» - тем, которые за несколько веков стали неотъемлемой частью культуры того или иного народа;

2) культурно-традиционный аспект религиозной идентичности предстает в качестве маркера этнической или этноконфессиональной идентичности, а также играет важную роль в межкультурных коммуникациях;

3) конфессиональная составляющая выражается в принятии ценностной иерархии, существующей в самой религии. Основой конфессиональной составляющей являются религиозный опыт и догматические элементы религиозного сознания (8).

При формировании религиозной идентичности молодежи социальная идентичность проявляется в переживании сопричастности и единения с группой, с которой он имеет одни религиозные ценности и установки, систему религиозных норм и ориен-таций, переживает религиозную картину мира, разделяет систему смыслов и символов данной религии. В соответствии с этим можно говорить, что данный уровень идентичности обусловливается последовательностью событий межличностных и групповых взаимодействий религиозной общности, посредством реализации нормативно-ценностной базы религии и религиозных практик. Эта событийная последовательность формирует соответствующую последовательность эмоционально-чувственных переживаний и опыта взаимодействия со сферой сакрального, систему самовосприятия верующего в соответствии с заданными религиозными образами человека.

Личностная идентичность проявляется в совокупности переживаний верующего, которые раскрывают внутреннее значение религии для его жизни и социальной жизнедеятельности, это система отношений качеств, характеристик, действий и поступков верующего с нормативно-ценностной базой религии, а также с совокупностью ожиданий и оценок со стороны его значимого религиозного окружения. Все это в итоге обусловливает личностный уровень функционирования религиозного самосознания, его структуру и динамику. Другими словами, личностная идентичность верующего - это индивидуализируемое, перенесенное на

личностный план социальное бытие, для религиозного мировоззрения опосредованное отношениями с сакральной (трансцендентной) реальностью.

Субъектная идентичность (экзистенциальный уровень религиозной идентичности) - это совокупность переживаний верующего на уровне непосредственного религиозного опыта взаимодействия с сакральной реальностью. Здесь религиозные переживания, переживания отношений с религиозными персонажами раскрывают непосредственную связь данного конкретного человека со смыслом его жизни. Они предстают как столкновение человека с предельными аспектами его существования, к которым следует отнести и столкновение с сакральным и потусторонним. Этот уровень идентичности можно образно обозначить как место, где человек остается наедине с самим собой, со своим внутренним миром, сокровенными, глубинными переживаниями: место или сферу, имеющие отношение к предполагаемой духовной целостности человека (7).

В контексте глобальных социокультурных преобразований не только общество изменяется под воздействием религии, но и сама религия трансформируется под влиянием социальных факторов. Наблюдается двойственная тенденция: с одной стороны, активизируется процесс утрачивания религией своего социального влияния, а с другой - растет многообразие форм религиозной жизни, сопровождаемое поисками нового смысла религии и стремление к достижению более глубокого сотрудничества и взаимопонимания между различными религиями.

Реальная жизнь высвечивает новые грани и аспекты старых проблем, порождает новые конфликты и противоречия, носящие как объективный, так и субъективный характер. Подтверждают эту мысль многие социальные явления, процессы и проявления нетерпимости, носящие религиозный характер или, по крайней мере, религиозную окраску, привлекшие серьезное внимание в последнее время. Использование авторитета религии в целях политического экстремизма

наблюдается не только в исламской среде, но и в других религиозных организациях. Подобные факты говорят и о важности правильного методологического подхода при исследовании роли религиозной идентичности в социальной жизни (5).

Религиозная идентичность является частью социальной иденичности молодежи, может развиваться как вовне, в сторону коммуникаций с обществом, так и внутрь - в сторону обретения индивидуального мистического опыта. И тот и другой векторы развития несут отражают гражданскую позицию, реализуемую в общественном взаимодействии. Религиозная идентичность молодежи складывается на индивидуально личностном уровне и социальном, структурно представляет собой «поле социального». Человек по природе своей социален и потому включен в общественное бытие и конкретно в государственную структуру, в которой осуществляются его права и свободы, реализуется стремление быть уникальной личностью.

Анализ научной литературы показывает, что религиозная идентичность молодежи является частью общей идентичности и представляется в двух аспектах:

1) как теоретический конструкт, способ репрезентации и идеализации объекта исследования (выражение современного среза социального бытия конфессий через соотнесение представителей этих конфессий с себе подобными и с остальным миром).

2) как понятие, близкое понятию самосознание, самоотождествление индивида с той или иной религией через осознание того, что он разделяет вероучение, культ и организационные формы данной религии.

В данной статье нами были проанализированы составляющие понятия «религиозная идентичность молодежи», подтверждающие наличие и необходимость дальнейшего рассмотрения исходного понятия в современном научном знании. В результате проведенного исследования мы видим, что процесс становления религиозной идентичности молодежи коррелирует со всеми видами идентичности: социальной, индивидуальной, субъективной, но прежде всего с этнической. В процессе своего становления религиозная идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами социально-психического развития молодого человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боряз В. Н. Молодежь: методологические проблемы исследования. - Л., 1973.

2. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. - М., 1972.

3. Громов И. А., Иконникова С. Н., Лисовский В. Т. Молодежь в обществе // Человек и общество: социальные проблемы молодежи: уч. записки ЛГУ. - Вып. 6. - Л., 1969.

4. Добрынина В. И. Воспитание личности -управляемый процесс/ // Социальное управление и молодежь. - Вып. 3. - М., 1969.

5. Дробижева Л. М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Советская этнография. - 1985. - № 5.

6. Дробижева Л. М. Ценности и символы в контексте новых концепций этничности // Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1994.

7. Кублицкая Е. А. Особенности религиозности в современной России // Социологические исследования. - № 4. - Апрель, 2009.

8. Рыжова С. В. Русское самосознание и эт-ничность в православном дискурсе 90-х гг.: толерантность и экстремизм // Религия и идентичность в России. - М.: Восточная литература, 2003.

9. Социология молодежи / под ред. В. Т. Лисовский. - СПб. 1996. - С. 332.

10. Цыба В. Т. Концептуальное обоснование операционализации и измерение // Социоло-гич. исследования. - 1984. - № 2.

11. Чистякова Н. А. Социальная работа с молодежью // Основы социальной работы / отв. ред. П. Д. Павленок. -М.: ИНФРА-М, 2007.

12. Чупров В. И., Зубок Ю. А, Уильямс К. Молодежь в обществе риска / Ин-т соц.-полит. ислед. - М.: Наука, 2003.

13. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Изд-во «Пресс», 1996.

Об авторе

Пучков Александр Сергеевич, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», аспирант кафедры политологии и социологии. Сфера научных интересов - идентичность,

структура, функции, особенности религиозной идентичности молодежи, социокультурные особенности молодежи. k0sm0s@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.