Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ: ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ'

РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ: ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
73
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религиозная идентичность / православие / католичество / поликонфессиональность / культурная традиция / духовность / religious identity / orthodoxy / catholicism / polyconfessionality / cultural tradition / spirituality
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ: ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ»

Одиноченко В.А.

к.филос.н., доцент, Гомельский государственный университет, Кафедра философии и специальных

исторических дисциплин

РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ: ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ

Ключевые слова: религиозная идентичность, православие, католичество, поликонфессиональность, культурная традиция, духовность.

Keywords: religious identity, orthodoxy, catholicism, polyconfessionality, cultural tradition, spirituality.

Способ постановки проблемы религиозной идентичности в Беларуси был задан еще в начале ХХ в. Парадиг-мальными в этом смысле являются положения эссе «Кто мы такие?» (1915) одного из классиков белорусской литературы Максима Богдановича: «Кто вы такие? Что вы за народ? Так спрашивают у нас, простых людей. Но мы и сами не знаем. Вокруг все говорят: я - поляк, я - литвин, я - еврей. А мы даже имени своего народа забыли. Вот и отвечаем: я -православный, я - католик. Однако это название нашей веры, а не нашего народа. Католики иногда пробуют называть себя поляками, потому что вера у них та же. Но достаточно только услышать польскую речь, чтобы убедиться, что это не такой народ, как мы. Другие, слишком православные, называют себя русскими. Но если взглянуть на русских из-под Москвы или из-под Киева, то во многом увидим разницу между нами и ими... Мы - третий народ русского корня, зовёмся белорусами, и страна наша называется Беларусь. Есть среди нас православные, есть и католики, но народ из нас один, потому что у всех одна речь, одни обычаи, одни песни, одна одежда, один образ жизни»1.

Здесь обозначена схема рассмотрения проблемы белорусской идентичности, которую используют и сейчас. Во-первых, указывается на необходимость осознания своей национальной принадлежности. В начале ХХ в. значительная часть жителей белорусских земель определяли себя просто как «местные» (бел. «тутэйшыя»). Следует отметить, что национальное самосознание белорусов в современном виде было сформировано в БССР, и это оказало влияние на его характер. Сейчас в Беларуси есть четкое осознание своей национальной принадлежности. Согласно последней переписи (2019), назвали себя белорусами 84,9% опрошенных. В настоящее время актуальной задачей является наполнение национальной идентификации конкретным содержанием.

Во-вторых, одним из препятствий для формирования национальной идентичности белорусов в начале ХХ в. была укорененная в массовом сознании схема «православный - русский, католик - поляк». В условиях современной Беларуси она постепенно преодолевается, в том числе и благодаря усилиям самих религиозных организаций. Легче это сделать католической церкви в силу ее характера, который следует уже из названия (от греч. katholikos - всеобщий). После Второго Ватиканского собора (1962-1965) богослужение в католических храмах ведется на национальных языках, в Беларуси - все в большей степени на белорусском. Живущие в Беларуси поляки, действительно, воспринимают католичество как «свою» веру, которая связывает их с Польшей. Тем не менее, священники и епископы постоянно говорят в проповедях, что христианство обращено ко всем людям, независимо от национальности.

Разграничение религиозной и национальной идентичности для белорусской православной церкви осложняется тем, что она является частью Русской православной церкви, для которой большое значение имеет идея патриотизма. Проблема состоит в установлении соотношения между российским и белорусским патриотизмом. В то же время руководство православной церкви подчеркивает свое уважение к белорусской национальной культуре. Патриарх Кирилл во время своего визита в Беларусь в 2009 году привел слова белорусского классика Якуба Коласа: «Нет у человека ничего прекраснее и дороже родины. Человек без родины - нищий человек»2.

В начале ХХ в. на белорусских землях религия являлась дезинтегрирующим фактором, поскольку связывалась с национальной принадлежностью. То, что православие трактовалось как «русская» вера, а католичество - как «польская», во-первых, противоречило природе христианства, которое является мировой религией и, во-вторых, разделяло белорусов по религиозному признаку. И все это являлось продолжением традиции борьбы за влияние на белорусских землях со стороны России и Польши, которые стремились использовать религию в своих политических целях. В Российской империи государственной религией было православие, те, кто в XIX в. стремился возродить Речь Посполи-тую, противопоставляли ему католичество. Эти две христианские конфессии задавали различную пространственную ориентацию для белорусской культуры: на Восток и на Запад и, соответственно, различную идентификацию их приверженцев.

1 Багдановiч М. Хто мы такя? // Багдановiч М. Поуны збор творау / Рэд. У. М. Конан. - Мшск: Навука i тэхнжа, 1995. - Т. 3. -

С. 126.

2

25-28 сентября 2009 года состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Беларусь // Беларуская думка. 2009. - № 10. - С. 11.

В БССР борьба за влияние между православием и католичеством потеряла свой смысл, поскольку официальная политика была направлена на то, чтобы вывести религию как таковую за пределы общественного пространства. Религия рассматривалась как суеверие и пережиток прошлого, считалось, что ее приверженцами являются преимущественно неграмотные женщины пожилого возраста. Поэтому когда человек называл себя верующим, это означало в том числе и противопоставление официальной политике, а также предполагало готовность к жертвам. В 30-е годы за религиозную активность можно было поплатиться жизнью, в 80-е - учебой и работой.

Религиозная принадлежность в СССР рассматривалась как показатель отсталости и противопоставлялась атеистическим взглядам, которые признавались характерными для современного человека. При этом население Беларуси почти поголовно отмечало Пасху, что считалось просто данью традиции. Христианское содержание праздника не акцентировалось, все сводилось к застолью с булками и крашенными яйцам. Это оказало влияние на формирование религиозной идентичности после распада Советского Союза.

В постсоветской Беларуси происходит смена идентичности, условно говоря, советской на белорусскую. Сложность процесса состоит в том, что первая уже не работает, вторая еще полностью не сформирована. Поэтому в современной Беларуси актуальным является установление соотношения религиозной и других видов идентичности.

Необходимо прежде всего осмыслить сам характер проблемы. Смена идентичности в современной Беларуси имеет не только социальную, но и культурную направленность и связана с формированием национального мировосприятия. Для ее понимания продуктивно выделить пространственный и временной аспект.

Советские люди жили в стране, занимающей огромное пространство, которое включало в себя такие разнородные в культурном, этническом и религиозном отношении территории как Прибалтика и Средняя Азия. Идентификация осуществлялась именно с этим пространством, белорусы воспринимали себя как граждан великой страны. Современная Беларусь - это средняя по размерам страна, находящаяся в центре Европы, с преобладанием титульной нации и связанной с этим культурной однородностью.

Во временном аспекте важным элементом жизни советского общества была устремленность в будущее. Причем утверждалось, что она (эта устремленность) имеет глобальный характер и охватывает весь мир. Согласно официальной идеологии, жители БССР, как и жители других советских республик, находились в авангарде движения к коммунизму. Его построение было философски обосновано. Утверждалось, что оно опирается на знание законов исторического развития. В соответствии с этими законами религия должна была отмереть.

Следует учитывать, что у советской и современной белорусской религиозной идентичности разные механизмы формирования посредством официальной идеологии. В СССР идентификация осуществлялась по схеме «современность-отсталость», сохранение религии объяснялось пережитками, ее отрицание - действием исторических законов. Сейчас же религия рассматривается, во-первых, как часть национальной культурной традиции, поэтому религиозная идентификация выводится из культурной, во-вторых, утверждается, что религия является основой традиционной морали.

Отметим, что в современной Беларуси имеются различные тенденции развития, в соответствии с которыми интерпретируется традиция. Поэтому ведется борьба за национальную историю. Выделяют такие ее этапы как Полоцкое и Туровское княжества, Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, Российская империя, БНР, БССР, Республика Беларусь.

В зависимости от политических и культурных предпочтений делается акцент на значимости одного из этих периодов для национальной традиции. В соответствии с этим осуществляются ходы по формированию идентичности, в том числе и религиозной.

Мы рассмотрим установки, имеющие официальный характер. В современной Беларуси идентификация в ее различных видах является частью государственной политики по формированию суверенного государства.

В качестве яркого примера, иллюстрирующего ее направленность, приведем начало Государственного гимна Республики Беларусь:

«Мы белорусы - мирные люди,

Преданные сердцем родной земле,

Искренне дружим, укрепляем силы

Мы в трудолюбивой, свободной семье».

Здесь подчеркивается миролюбие, патриотизм белорусов, их сплоченность, желание свободно жить и работать на родной земле.

В русле этих установок осуществляется религиозная политика государства. Основными ее направлениями являются, во-первых, соблюдение свободы совести, во-вторых, обеспечение равноправия религиозных направлений, зарегистрированных в стране, в-третьих, предотвращение конфликтов на религиозной почве, в-четвертых, налаживание диалога религиозных организаций с государством. Они отражены в нормах белорусского законодательства, а также в многочисленных высказываниях официальных лиц.

Показателем изменение религиозной ситуации в современной Беларуси является рост количества зарегистрированных религиозных общин. За период с 1988 г. по 2022 г. оно возросло более чем в четыре раза, с 765 до 3409. Соответственно, должно усиливаться влияние религии на жизнь общества и увеличиваться число людей, идентифицирующих себя в качестве верующих.

Мы назовем основные проблемы, которые видим в этом процессе. Во-первых, актуальным является анализ механизмов осуществления религиозной идентичности в современных условиях. Необходимо отказаться от жесткой увязки современности с процессом секуляризации, как это делалось ранее. С конца 80-х гг. в мире происходит процесс десекуляризации. В Беларуси, как и в других постсоциалистических странах, его характер определяется преодо-

лением атеистического наследия и налаживанием религиозной жизни. Несомненно, десекуляризация - характерная тенденция развития современного общества. Но также одной из основных черт последнего является наличие мировоззренческого плюрализма. Это предполагает для его членов возможность множества идентификаций относительно религии - верующий, атеист, скептик, агностик, индифферентно настроенный и т.д. Соответственно, религиозная идентификация в современном обществе имеет системный характер и соотносится тем или иным образом с иными установками по отношению к религии.

Проведенные в Беларуси социологические опросы свидетельствуют, что число тех, кто считает себя верующим, неуклонно увеличивается. Исследователи отмечают, что «если в 1988 г. к верующим себя относило до 15%, в 1990 г. -около 30% респондентов, то в конце 1990-х - начале 2000-х гг. о своей религиозности заявляло около 50% опраши-ваемых»1.

Регулярно проводятся исследования религиозности населения Беларуси Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь. Согласно им, в 2016 г. «абсолютное большинство населения (95%) относит себя к различным конфессиям: православной (84%), католической (8,5%), другим (2,5%)»2.

Таким образом, на основании приведенных выше данных можно сделать вывод, что Беларусь является одной из самых религиозных стран мира. Но, повторим, эти данные получены на основе религиозной самоидентификации респондентов. Это очень важно учитывать.

Необходимо задать вопрос, что означает идентификация себя как верующего в условиях современной Беларуси? По нашим наблюдениям, в большинстве случаев она обусловлена, во-первых, фактом крещения (хотя человек с жизнью религиозной организации никак не связан), во-вторых, культурной идентификацией респондентов. Распространено мнение, что православие - религия восточных славян, и поскольку человек считает себя белорусом, то и православным (соответственно, если это поляк, то называет себя католиком). Таким образом, мы имеем дело не с религиозной, а с культурной и социальной идентификацией. Регулярно в опросах повторяется парадоксальная ситуация, когда количество людей, назвавших себя православными, превышает количество тех, кто считает себя верующими.

Сошлемся в этой связи на результаты исследования значимости религии в оценках религиозного населения Беларуси, проведенного в 2012-2016 гг. Центром религиоведческих исследований факультета философии и социальных наук БГУ. В нем был сделан вывод о том, что «показатель значимости религии в среде религиозного населения Беларуси выражен достаточно сильно. Об этом говорит высокий процент признавших ценность религии в жизни, выразивших готовность к самоотдаче ради нее и невозможность отказа от нее. Но поскольку данные по этим показателям, во-первых, основаны на самооценках респондентов и, во-вторых, при более подробном анализе выглядят менее однозначно, можно предположить, что религия воспринимается респондентами в качестве хоть и значимой, но абстрактной ценности. Это может проявляться по крайней мере в двух позициях: либо в стремлении присоединиться к религии лишь как к общественно одобряемой норме, чтобы уже в статусе принадлежности осваивать (возможно, - а возможно, и нет) ее практическую программу, либо в абстрактном признании идеалов религии без намерения следовать им»3.

Мы считаем, что данная ситуация - результат переходного характера современного белорусского общества. После распада Советского Союза возникла потребность в новых способах идентификации, уже не посредством социальных (рабочий - колхозник - служащий), а посредством национальных и культурных характеристик. Религия же воспринимается как «духовный» элемент определенной культуры и в качестве такового используется как средство идентификации.

Кроме того, за годы Советской власти основной частью населения было потеряно само понимание того, что такое религия. Как правило, она сводится к чисто внешним чертам поведения - сходить в церковь, поставить свечку, освятить пищу и т.д. В настоящее время празднование Пасхи в Беларуси является почти повсеместным, но это даже не культурный, а социальный феномен.

Культурная идентичность основывается на принадлежности к определенной традиции. Тогда отнесение себя к той или иной религиозной организации базируется на установках типа «я христианин потому что соблюдаю традицию». Но это в лучшем случае, а чаще - «моя бабушка была верующей и говорила мне, что...». Человек выражает свою позицию искренне, но он в принципе не понимает, что означает быть верующим.

Социальная идентичность означает принятие человеком установок определенного общества. В современной Беларуси религия воспринимается как нечто духовное и социально одобряемое. Тогда отнесение себя к религиозной организации означает идентификацию, основанную на стремлении вписаться в существующий порядок вещей и, зачастую, использовать его для достижения собственных целей. Человек демонстрирует, что он достойный член общества, готов придерживаться принятых норм морали и думает не только «о земном», но и «о духовном», поэтому с ним можно иметь дело. Проблема состоит в том, что одной из основных характеристик христианства, которое рассматривается как основа духовности, является напряженность во взаимоотношениях с миром. Укажем на парадоксальность его моральных норм. Так, например, в Нагорной проповеди утверждается: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5,

1 Старостенко В.В. Религия и свобода совести в Беларуси: очерки истории : монография. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2011. - С. 39.

2 Республика Беларусь в зеркале социологии : сб. материалов социол. исслед. за 2016 г. / А.В. Папуша [и др.]; Информ.-аналит. центр при Администрации Президента Респ. Беларусь; под общ. ред. А.П. Дербина. - Минск: Белорус. Дом печати, 2017. -С. 104.

3 Карасева С.Г. Значимость религии в оценках религиозного населения Беларуси (по данным исследования 2012-2016 гг.) / С.Г. Карасева [и др.] // Философия и социальные науки. 2016. - № 3. - С. 88.

38-39). Очевидно, что смысл данной заповеди постигается только в контексте веры, которая является результатом личной встречи со сверхъестественным.

Что касается отнесения человеком себя к той или иной религии в силу традиции, то, как правило, оно основано на естественной религиозности, которая вырастает из потребностей повседневной жизни и характерна для язычества.

Нам следует учитывать, что до 1976 г белорусы жили в основном в селах, зависели от сил природы, что задавало определенный тип религиозности. Он определяется понятием «двоеверие», когда придерживаются как христианских, так и языческих обычаев. В белорусских селах почитали Христа, но не забывали также про Домовика, Перуна, Велеса. Наиболее массовым праздником, который отмечается вне дома, в современной Беларуси является Радоница. Люди идут на кладбища, едят там и пьют, а часть еды и питья отставляют на могилах. По сути это Весенние Деды. Дедами называют духов умерших предков, независимо от пола и возраста. Таким образом их кормят. Данный обычай является одним из проявлений культурной традиции. Однако он несовместим с христианским мировосприятием.

Говоря о религиозной идентификации, следует учитывать поликонфессиональность современной Беларуси. На начало 2022 года в стране было зарегистрировано 3409 общин, принадлежащих к 25 направлениям. Самыми многочисленными являются христиане, их общины составляют 97,2% от общего числа (православные - 50,2%, протестантские - 30,7%, католические (римско- и греко-) - 15,2%).

Однако число зарегистрированных религиозных общин, на наш взгляд, не отражает характера религиозной ситуации в стране, как и количество респондентов, заявляющих о своей принадлежности к той или иной религиозной организации. Следует учитывать различие в поведении приверженцев трех основных христианских конфессий, поскольку именно они составляют основную массу населения. В случае православных и католиков речь идет о прихожанах, которые могут посещать храм один-два раза в год и только на этом основании считать себя православными и католиками. Но большинство делает это только в силу факта крещения. Идентификация же себя как протестанта предполагает активное участие в жизни общины, старательное изучение Библии и регулярное (не менее двух раз в неделю) посещение богослужений.

Официальная точка зрения на роль религии в формировании белорусской национальной идентичности выражена в Преамбуле принятой в 2002 г новой редакции закона «О свободе совести и религиозных организациях». В ней сказано: «Настоящий Закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания... исходя из: ...признания определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа; духовной, культурной и исторической роли Католической церкви на территории Беларуси; неотделимости от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама»1.

Таким образом, культурная идентификация связывается с религиозной. В качестве конфессии, которая оказала определяющее влияние на формирование белорусского государства и культуры, называется православие. На наш взгляд, это не соответствует ни современной религиозной ситуации в Беларуси, ни религиозной традиции. Наиболее видные деятели белорусской культуры принадлежали как к православию, так и к католичеству и протестантству.

Мы считаем, что в условиях современной Беларуси поиск конфессии, которую можно было бы рассматривать в качестве духовного фундамента, порождает ненужную полемику. Крайне необдуманным являются претензии любого религиозного направления на ведущую роль в культурной традиции. Сразу же будет указано на их несоответствие историческим фактам.

Наиболее соответствующей традиции и современному состоянию Беларуси, на наш взгляд, является построение религиозной идентификация на основе принципов поликонфессиональности и толерантности. При этом возможна опора на белорусскую традицию. Приведем знаменитое положение Статута ВКЛ 1588 г.: «А также привилеем, присягой нашей решено мир между разными религиями оберегать. А так как в Речи Посполитой существует не малая рознь в отношении веры христианской, предупреждая то, чтобы по этой причине между людьми столкновения какие-либо вредные не начались, которые в иных королевствах ясно видим, обещаем то себе совместно за нас и за потомков наших на вечные времена под обязанностью присяги, под верою, честью и совестью нашей, что мы, которые являемся разными в вере, мир между собой сохранять, а в связи с разностью в вере и отличием в церквах крови не проливать»2.

Понимание религии и ее роли в обществе отражено в заключенном в 2003 году Соглашении о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской православной церковью (кстати, это единственное религиозное направление в стране, с которым такое соглашение заключено): «Государство признает, что: Церковь является одним из важнейших социальных институтов, чей исторический опыт, духовный потенциал и многовековое культурное наследие оказали в прошлом и оказывают в настоящем существенное влияние на формирование духовных, культурных и национальных традиций белорусского народа. Церковь признает, что государство является гарантом сохранения духовных и культурных традиций белорусского народа, в том числе исторически формировавшихся под влиянием Церкви»3. Проблему мы видим в декларативности положений, приведенных выше. Следует указать механизмы, посредством которых та или иная религиозная организация способна оказать влияние на формирование духовных, куль-

1 О свободе совести и религиозных организациях: Закон Респ. Беларусь, 17 декабря 1992 г., № 2054-Х11: в ред. Закона Респ. Беларусь от 22.12.2011 г. // Бизнес-Инфо / Профессиональные правовые системы, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2017.

2 Статут Вялжага княства Штоускага 1588: Тэксты. Давед. Камент // Беларуская Савецкая Энцыкл.; рэдкал.: 1.П. Шамякш (гал. рэд.) ^ шт.]. - Мшск: БелСЭ, 1989. - С. 364.

3 Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской православной Церковью. - : http://exarchate.by/ ге8оигсе/Би'0009Юи-0015

турных и национальных традиций белорусского народа. Также необходима конкретизация понятия «духовность» и ее показателей. Должно быть прояснено, что означает религиозная духовность, чем она отличается от светской и, главное, как влияет на поведение.

В современной Беларуси актуальным является расширение поля тех явлений, в соотношении с которыми формируется религиозная идентичность в стране. После распада Советского Союза и образования независимого белорусского государства произошло резкое увеличение количества связей с миром, а также усложнение их характера, причем, не только с ближайшими соседями, но и со странами, находящимися за тысячи километров. Так на поведение белорусских католиков оказывает влияние не столько религиозная ситуация в соседней Польше, сколько политика нынешнего папы Франциска, итальянца по национальности, выходца из Аргентины.

Также в условиях мировоззренческого плюрализма, присущего современного обществу, произошло формирование новых соотношений в религиозном самосознании: не только верующие - атеисты, но и верующие - агностики, христиане - мусульмане, христиане - кришнаиты, православные - католики и т.д. Поэтому религиозная идентификация приобретает системный характер, который в дальнейшем будет усиливаться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.