Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО ПОЛОЖЕНИЯ БЕЛАРУСИ: ПРОБЛЕМА АКТУАЛЬНОСТИ'

КОНЦЕПЦИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО ПОЛОЖЕНИЯ БЕЛАРУСИ: ПРОБЛЕМА АКТУАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
155
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пространство культуры / промежуточное положение белорусской культуры / культурная идентификация / религиозная специфика культуры / поликонфессиональность / cultural space / intermediate position of Belarusian culture / cultural identification / religious specificity of culture / polyconfessional
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО ПОЛОЖЕНИЯ БЕЛАРУСИ: ПРОБЛЕМА АКТУАЛЬНОСТИ»

Одиноченко В.А.

к.филос.н., доцент, Гомельский государственный университет

adzin28@gmail.com

КОНЦЕПЦИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО ПОЛОЖЕНИЯ БЕЛАРУСИ: ПРОБЛЕМА АКТУАЛЬНОСТИ

Ключевые слова: пространство культуры, промежуточное положение белорусской культуры, культурная идентификация, религиозная специфика культуры, поликонфессиональность.

Keywords: cultural space, intermediate position of Belarusian culture, cultural identification, religious specificity of culture, polyconfessional.

В условиях современной Беларуси концепция промежуточного положения является одним из возможных способов самоосмысления. Эта концепция сформировалась в начале ХХ в. в период национального возрождения, и ее авторами являются выдающиеся деятели белорусской культуры. Наиболее последовательно она была изложена в работе Игната Абдираловича (Кончевского) «Извечным путем» (1921). В ней белорусские земли описаны как место межкультурных столкновений: «Беларусь от Х века и до сих пор фактически является полем борьбы двух направлений европейской ... культуры - западного и восточного. Граница обоих влияний, разделяя славянства на два состояния, проходит через Беларусь, Украину и скрывается в балканских краях»1. Характерным является вывод, который Абдиралович делает из идеи о промежуточном положении Беларуси: «Десятивековое колебание свидетельствует о том, что белорусы ... не смогли искренне приобщиться ни к одному, ни к другому направлению. Мы не стали народом Востока, но не приняли и культуры Западной Европы»2. Таким образом, ставится проблема о неопределенности культурной принадлежности Беларуси, которая актуальна и сейчас. Однако изменился характер данной проблемы и, как следствие, пути ее дальнейшего решения.

Мы исходим из того, что актуальность (от лат. actualis - действенный) - это способность быть пригодным для решения тех проблем, которые возникают перед человеком и обществом. Сейчас, в ситуации радикальной трансформации, когда меняются привычные схемы поведения и восприятия мира, актуальным становится осмысление самого этого изменения, его причин, характера и направленности.

Таким образом, когда мы говорим об актуальности концепции промежуточного положения Беларуси, то ставим вопрос в практическом плане: насколько данная концепция может послужить ориентиром для деятельности?

В начале ХХ в. промежуточное положение Беларуси означало нахождение между Польшей и Россией. И задача состояла в том, чтобы белорусы осознали себя как особый народ, отличный от своих соседей с востока и запада.

Сейчас же в условиях наличия самостоятельного белорусского государства проблема приобрела ярко выраженный практический характер и сводится не к самоидентификации, осознанию себя белорусами, а к выработке путей экономического, политического и культурного развития.

В то же время, следует подчеркнуть, что и сейчас перед белорусским обществом остро стоит проблема самоидентификации. Нужно учитывать, что она имеет свою традицию и наработанные схемы рассуждений. Современные исследователи во многом опираются на работы деятелей белорусской культуры начала ХХ в. Показательным для нас в контексте постановки проблемы культурного самоопределения является название статьи одного из классиков белорусской литературы Максима Богдановича «Кто мы такие?» (1915) и те положения, которые в ней содержатся. Богданович писал: «Кто вы такие? Что вы за народ? Так спрашивают у нас, простых людей. Но мы и сами не знаем. Вокруг все говорят: я - поляк, я - литвин, я - еврей. А мы даже имени своего народа забыли ... Мы - третий народ русского корня, зовемся белорусами, и страна наша называется Беларусь. Есть среди нас православные, есть и католики, но народ из нас один, потому что у всех одна речь, одни обычаи, одни песни, одна одежда, один образ жизни»3.

Вопрос, который поставил Богданович, актуален и сейчас, но на него должен быть дан ответ в соответствии с современными задачами, стоящими перед белорусским обществом. В условиях опасности культурной ассимиляции, которая существовала в начале ХХ в., Богданович подчеркивал отличие белорусов от поляков и русских. Теперь, когда возникло самостоятельное белорусское государство, стоит задача определения черт нашей культуры. Она не сводится только к выявлению культурной специфики, хотя, например, в искусстве проблема стоит именно таким образом. Объясняется это тем, что искусство стремится выявить новые аспекты реальности, увидеть ее в ином ракурсе.

Очевидно, что в современных условиях, когда набирают силу процессы глобализации, культура - это то, что отличает одну страну от другой и формирует национальное сознание. Ведь усиление подобия различных стран в об-

1 Абдзiраловiч I. Адвечным шляхам: Дасьледзшы беларускага сьветагляду. - Мшск: Навука i тэхнжа, 1993. - С. 44.

2 Там же.

3 Багдановiч М. Хто мы таюя? // Поуны збор творау / Рэд. У.М. Конан. - Мшск: Навука i тэхнжа, 1995. - Т. 3. - С. 126.

ласти экономики и политики является в настоящее время очевидным. Перед современной Беларусью стоит задача включения в мировые экономические и политические процессы. Несмотря на все трудности, в перспективе в стране постепенно будет сформирована демократия и экономика европейского типа. В то же время, по мере развития ее как самостоятельного государства, все в большей степени проявляется специфика культуры и очевидным становится ее отличие даже от культур ближайших соседей.

Отметим, что формирование специфических черт белорусской культуры является в условиях современной Беларуси процессом, который имеет целенаправленный и организованный характер. Культурные особенности выявляются и подчеркиваются как на уровне государственной политики, так и в культурологических исследованиях.

В последние тридцать лет вышел ряд работ, в которых говорится о промежуточном положении современной Беларуси. Одной из наиболее показательных из них является вышедший в 2006 г. сборник с характерным названием «Беларусь: ни Европа, ни Россия. Мнения белорусских элит». Он состоял из интервью с известными белорусами: учеными, политиками, бизнесменами, деятелями культуры, зачастую с прямо противоположными общественно-политическими взглядами и, соответственно, пониманием путей развития страны.

Основной вопрос, на который составители сборника хотели получить ответ, кто такие белорусы? Считалось, что это необходимо для выработки дальнейшего пути развития страны. По сути, речь шла о национальной идентичности и решении вопросов цивилизационного выбора. Авторы исходили из положения, что при отсутствии такового Беларусь может быть «растеряна и дезориентирована»1.

При этом была задана определенная система координат, в рамках которой респонденты должны были определить место Беларуси: Европа или Россия. Однако, на наш взгляд, сама эта система координат не соответствовала ситуации начала XXI века. Нельзя было соотношение Европы и России описывать через дихотомию «или-или».

Поэтому в принципе ожидаемым явилось то, что в полученных ответах преобладающей была негативная идентификация, которая отражена и в названии сборника: «ни Европа, ни Россия». Респонденты скорее говорили о том, чем белорусы не являются, чем кто они такие. И эта соответствовало состоянию белорусского общества начала XXI века: «Мнения респондентов скорее подтверждают, что становление белорусского самосознания только свершает-ся...При этом скорее идет процесс осознания отличия от других, чем определения того, что объединяет белорусов внутри самих себя, своего мира, своего социума»2.

Однако за то время, которое прошло после выхода сборника общественное сознание претерпело эволюцию, и в настоящее время ситуация имеет следующий вид: большинство белорусов четко осознают свою национальную принадлежность и могут назвать те черты характера, которые, считается, традиционно им присущи. Как правило, они имеют позитивную окраску, что объясняется стремлением создать такой образ народа, который бы послужил ориентиром для деятельности. Утверждается, что белорусам присущи такие черты как «толерантность, трудолюбие, самоуважение и независимость личности, терпеливость, нетерпимость ко всякому угнетению, высокая значимость семьи, обостренное восприятие справедливости, признание ценности нравственных добродетелей, человекомерность художественно-эстетических идеалов и гражданско-политической деятельности, практическая осуществимость народовластия, прав и свобод личности»3.

Проблема национального самоопределения очень актуальная для белорусов, и в настоящее время она осознается в обществе. Тем ни менее, ее наличие свидетельствует, по нашему мнению, не о культурной дезориентации, но, скорее, о том, что в условиях суверенного государства изменилась сама социальная реальность, и это необходимо учитывать в разных видах деятельности; экономической, политической, культурной и т. д.

Как правило, промежуточное положение Беларуси описывается в рамках теории локальных цивилизаций. При этом исходят из того, что основу последних составляют духовные ценности, которые выражаются, прежде всего, в той или иной религии. Поэтому говорят о столкновении на белорусских землях восточного православия и западных католичества и протестантства. Аргументы для такой постановки вопроса берутся из истории. Территория Беларуси длительное время находилась на перекрестке интересов двух государств: православной России и католической Польши, которые стремились использовать религию в своих политических целях. Особенно очевидным это стало в XIX - начале XX вв. Как правило, принятие белорусами православия склоняло их в сторону России, а католичество - в сторону Польши. Об этом писал Янка Купала: «Кроме политической и экономической зависимости, была и вторая причина, что ослепила мировоззрение белоруса, - это религиозная распря двух христианских обрядов в нашем крае: католичества и православия ... Эта борьба двух вер не только делит белорусов на две части по религии, но, самое важное, убивает в их сознание и чувство национального единства. Белорусу-католику внушают, что раз он католик, то он поляк, и не должен брататься с теми, кто другой веры; белорусу православному говорят, что раз он православный, то он россиянин, и католика-белоруса должен остерегаться, так как он - поляк»4.

В годы советских атеистических репрессий подобное противопоставление потеряло свой смысл, поскольку официальная политика была направлена на то, чтобы вывести религию как таковую за пределы культурного пространства. Религия рассматривалась как суеверие и пережиток, считалось, что ее сторонниками являются преимущественно неграмотные женщины пожилого возраста.

1 Беларусь: ни Европа, ни Россия: мнения белорусских элит / Под ред. В. Булгакова. - Варшава: Архе, 2006. - С. 11.

2 Там же. - С. 13.

3 Бабосов Е.М. У истоков белорусской национальной идем // Беларуская думка. 2016. - № 10. - С. 81-82.

4 Купала Я. Вера i нацыянальнасць // Збор творау : у 7 т. - Мшск: Навука i тэхшка, 1976. - Т. 7. - С. 212-213.

Кроме того, история религии советского периода на территории Беларуси дает примеры как жестоких преследований, так и удивительного сотрудничества и взаимной поддержки различных конфессий. В настоящее время это является одной из основ межрелигиозного диалога в стране, который осуществляется весьма успешно.

Рассуждая о промежуточном положении современной Беларуси, отметим, что для нас по-прежнему значимость имеют координаты «Запад-Восток». Однако следует подчеркнуть условность этой дихотомии: нет сомнения, что наш восточный сосед Россия по своей культуре - европейская страна. Также Европа, которая условно определяется как «Запад» в культурном плане очень неоднородна, и в этом - одна из ее характерных черт. Более содержательно наше современное положение можно определить как нахождение между Россией и странами Евросоюза.

Но в условиях глобализации мир стал сложным и разнообразным. Он не описывается через дихотомии «Восток-Запад», «Север-Юг», «Европа-Азия». Кроме того резко уменьшилась значимость географического положения той или иной страны. Принадлежность к Европе предполагает принятие определенной системы ценностей: личности, установки на инновации, демократии, прав человека, рыночной экономики и т.д.

В этой связи возникает еще один аспект понимания пространства культуры. Прежде всего, следует помнить, что оно отлично от плоскости, и у него помимо горизонтального, выражающего расположенность объектов, есть еще и вертикальное измерение, задаваемое ценностями и смыслами. Именно оно определяет специфику той или иной культуры.

При этом, как правило, считается, что ее фундаментом является религия, так как в ней ценности имеют трансцендентный характер и, соответственно, обладают наибольшей аксиологической значимостью. На наш взгляд, в современном обществе этот тезис должен быть уточнен. Мы считаем, что продуктивной является трактовка культуры как сложной многоуровневой системы, каждый из элементов которой оказывает влияние на формирование и развитие целого. В условиях современного общества религия - это лишь одна из сфер культуры. Помимо нее существует экономика, политика, мораль, искусство и т.д. Они также оказывают влияние на формирование ценностных ориентаций и специфику той или иной культуры.

Кроме того, положение об определяющей роли религии в формировании ценностной иерархии относится только к тем религиям, которые исходят из «вертикальной» структуры реальности. В христианстве мир делится на рай, «этот мир» и ад. Соответственно, принимается вертикальная структура моральных ценностей: человек может «возвыситься», но также и «пасть». Однако в белорусской религиозной традиции распространенными были языческие представления, согласно которым боги, хотя и помещались на небо, но являлись частью «этого» мира. Поэтому здесь моральные ценности определялись не религиозными установками, но характером повседневной деятельности.

Также необходимо учитывать, что определение вертикального измерения пространства белорусской культуры в его религиозном аспекте требует учета тех проблем, которые здесь встречаются. Беларусь является традиционно по-ликонфессионной страной, причем большая часть конфессий существует на ее землях давно, и они могут быть определены как традиционные.

На 1 января 2019 года, по данным Аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей Республики Беларусь, в стране были зарегистрированы следующее религиозные общины различных направлений:

Наименование конфессии Количество

Православная церковь 1698

Старообрядческая церковь 34

Римско-католическая церковь 499

Католики латинского обряда 1

Греко-католическая церковь 15

Реформатская церковь 1

Лютеранская церковь 26

Евангельские христиане баптисты 281

Новоапостольская церковь 21

Пресвитерианская церковь 1

Христиане веры евангельской 524

Христиане полного Евангелия 60

Христиане веры апостольской 11

Церковь Христова 5

Мессианские общины 3

Адвентисты седьмого дня 73

Свидетели Иеговы 27

Мормоны 4

Иудейская религия 39

Прогрессивный иудаизм 14

Мусульманская религия 24

Бахаи 5

Кришнаиты 6

Армянская апостольская церковь 2

Буддизм 1

Всего 3375

То, что современная Беларусь является ярко выраженной поликонфессиональной страной, влияет и на характер ее промежуточного положения. Православная церковь ориентируется на Россию. Тем более что Белорусская православная церковь не является самостоятельной, это часть Русской православной церкви, имеющая статус экзархата. Католическая церковь в Беларуси традиционно ориентируется на Польшу. Однако в последнее время в ней все более настойчиво подчеркивается ее наднациональный характер. В настоящее время на белорусских католиков все большее влияние оказывает деятельность харизматического папы Франциска. Что касается довольно многочисленных и активных протестантов современной Беларуси, то они ориентированы на страны Скандинавии и США. Там находятся их единоверцы, и оттуда они получают поддержку.

Также отметим, что на белорусских землях осуществлялась Реформация, причем, довольно успешно, пока ее не остановили иезуиты. Протестантскими проповедниками были такие известные деятели белорусской культуры как Сымон Будный и Василий Тяпинский. Поэтому протестанты также могут сослаться на свою долгую традицию на белорусских землях.

На наш взгляд, концепция промежуточного положения в современных условиях должна быть соотнесена с концепцией Беларуси как европейского государства. Последняя становится все более распространенной в обществе. Причем ею пользуются на противоположных концах политического спектра. Один из основных лозунгов белорусской оппозиции: «Беларусь - в Европу!». Но об этом же, правда, как о фактическом положении дел и подчеркивая стремление развивать отношения со всеми странами, прежде всего, с Россией, заявляют белорусские власти. Приведем в этой связи высказывание А.Г. Лукашенко: «Беларусь - европейское государство, которое ценит свой суверенитет и последовательно реализует миролюбивую многовекторную внешнюю политику»1.

Таким образом, актуальность концепции промежуточного положения Беларуси обусловлена прежде всего теми процессами, которые происходят в стране. Основным из них является формирование самостоятельного государства, что предполагает необходимость определить свое место в мире, а также наладить отношения с ближайшими соседями.

В заключение отметим, что любые рассуждения должны исходить из реальной ситуации. Если мы исходим из промежуточного положения современной Беларуси, то необходимо учитывать его ассиметричный характер. В пространственном плане мы гораздо более связаны с Россией, чем со странами Евросоюза, поскольку, чтобы попасть в последние, необходима виза, с Россией же фактически отсутствует граница. Во временном плане будущее Беларуси связывается с модернизацией. И это предполагает сближение с Европой. Однако в этом же направлении движется и Россия. Но она при этом подчеркивает свою специфику как великой державы, что также оказывает влияние на осознание в Беларуси своего промежуточного положения.

1 Вручение верительных грамот послами зарубежных государств. - http://president.gov.by/ru/news_ru/view/vruchenie-veritelnyx-gramot-poslami-zarubezhnyx-gosudarstv-19559/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.