Научная статья на тему 'КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО БЕЛАРУСИ: ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО БЕЛАРУСИ: ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
932
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религия / религиозность / конфессиональная самоидентификация / религиозная активность / межконфессиональные отношения / religion / religious / confessional identity / religious activities / inter‑confessional relations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Е.В. Шкурова

В статье представлены основные характеристик религиозного поля Беларуси. На основе сопоставления данных национальных и международных социологических исследований, а также результатов социологического опроса населения выявляются основные характеристики динамики конфессиональной самоидентификации белорусов, их принадлежности к религиозно‑ мировоззренческим типам, религиозной активности и отношения к конфессиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONFESSIONAL SPACE IN BELARUS: CHARACTERISTICS AND PECULIARITIES OF INTERACTION

The article presents the main characteristics of the religious field in Belarus. The main characteristics of the dynamics of Belarusians confessional self-identification, their belonging to religious and ideological types, religious activity and attitudes towards confessions are revealed. based on a comparison of the data of national and international sociological studies, as well as the results of a sociological survey of the population.

Текст научной работы на тему «КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО БЕЛАРУСИ: ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

УДК316.74:2 (476)

Е. В. ШКУРОВА,

кандидат социологических наук, доцент, Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО БЕЛАРУСИ:

ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В статье представлены основные характеристик религиозного поля Беларуси. На основе сопоставления данных национальных и международных социологических исследований, а также результатов социологического опроса населения выявляются основные характеристики динамики конфессиональной самоидентификации белорусов, их принадлежности к религиозно-мировоззренческим типам, религиозной активности и отношения к конфессиям.

Ключевые слова: религия, религиозность, конфессиональная самоидентификация, религиозная активность, межконфессиональные отношения.

A. V. SHKUROVA,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Institute of Sociology of NAS of Belarus, Minsk

THE CONFESSIONAL SPACE IN BELARUS: CHARACTERISTICS AND PECULIARITIES OF INTERACTION

The article presents the main characteristics of the religious field in Belarus. The main characteristics of the dynamics of Belarusians confessional self-identification, their belonging to religious and ideological types, religious activity and attitudes towards confessions are revealed. based on a comparison of the data of national and international sociological studies, as well as the results of a sociological survey of the population.

Keywords: religion, religious, confessional identity, religious activities, inter-confessional relations.

Динамика социально-экономических, политических и культурных трансформаций, которые пережило белорусское государство с момента получения независимости, отразилась и на состоянии религиозной сферы. Изменению подверглись и сами религиозные институты, и характер религиозности населения, и статус религии в социальной системе.

Значение религии в современной общественной системе опосредуется влиянием культурно-исторических, социально-политических и формально-юридических условий. В первую очередь роль религии обусловлена исторической динамикой социальных процессов: секуляризации - десекуляризации, глобализации и локализации. Специфика религиозного поля современной Беларуси связана с особенностями исторического присутствия религий и конфессий на ее территории, сопряженного как с религиозными миграциями (например,

миссионерские миссии или религиозные гонения), так и с социально-экономическими и политическими факторами, характеризующимися вхождением Беларуси на протяжении всей истории в крупные государственные образования, которые формировали и закрепляли свой специфичный религиозный ландшафт.

Сегодня религиозное пространство Беларуси представлено многообразием конфессий: 1) традиционно доминирующими - православие (992 г.), католицизм (1387 г.); 2) культуроформирующими для страны в силу срока и конструктивности присутствия -евангелическо-лютеранская церковь (XVII в.), ислам (1397 г.), иудаизм (XIV в.); 3) имеющими длительную (более двух веков) историю пребывания на территории страны - старообрядческая церковь (1685 г.), греко-католическая церковь (1596 г.), пресвитерианская церковь (XVII в.); 4) присутствующими в Беларуси с XX в. - христиане адвентисты седьмого дня (1906 г.), христиане веры евангельской (1910-е гг.), евангельские христиане-баптисты (1922 г.); 5) относительно новыми для Беларуси, но при этом имеющими собственную историю - армянская апостольская церковь (1996 г.), католики латинского обряда (2007 г.), реформатская церковь (1996 г.), иоганская церковь (1996 г.), новоапостольская церковь (1996 г.), христиане полного Евангелия (1996 г.), христиане веры апостольской (1996 г.), церковь Христова (1996 г.), мессианские общины (1996 г.), прогрессивный иудаизм (1996 г.), свидетели Иеговы (1996 г.), мормоны (1996 г.), гаудиа-вайшнавы (1996 г.), бахаи (1996 г.), буддизм (2015 г.) [1, 2].

Таким образом, современное конфессиональное пространство Беларуси -исторически сложившаяся совокупность религиозных традиций, которая сформировала поликонфессиональную среду общества. Судить о ее количественном составе возможно в первую очередь на основе официальных данных органов государственного управления о государственной регистрации религиозных организаций (табл. 1). Согласно сведениям Аппарата уполномоченного по делам религий при Совете министров Республики Беларусь, конфессиональная ситуация в Республике Беларусь за последние 10 лет не претерпела заметных изменений [2]. Традиционно в стране численно преобладают (по состоянию на 01.01.2021) общины Православной церкви (1714), протестантских церквей евангелического толка (978 для 10 религиозных организаций1), Римско-католической церкви (499). По количеству зарегистрированных субъектов им на порядок уступают общины Старообрядческой церкви (34), Греко-католической церкви (16), Евангелическо-лютеранской церкви (25), Свидетелей Иеговы (27), различных ветвей иудаизма (41), ислама (24). В целом большая часть религиозных организаций имеет довольно длительную историю пребывания на территории Беларуси.

1 В перечне зарегистрированных конфессий Республики Беларусь к евангелическим церквям можно отнести следующие: Реформатская церковь (1), Церковь Евангельских христиан-баптистов (281), Новоапостольская церковь (20), Пресвитерианская церковь (1), Церковь Христиан веры евангельской (524), Церковь Христиан полного Евангелия (64), Церковь христиан веры апостольской (11), мессианские общины (3), Церковь христиан Адвентистов Седьмого Дня (73).

Таблица 1. Количество религиозных общин, имеющих государственную регистрацию Республики Беларусь

Конфессия Количество религиозных общин по состоянию на 1 января

1991 1996 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Православная церковь 603 938 1399 1431 1473 1509 1545 1567 1594 1615 1643 1659 1670 1687 1698 1709 1714

Старообрядческая церковь 23 32 33 32 32 32 32 33 33 33 33 34 34 34 34 34 34

Римско-католическая церковь 222 372 440 457 467 470 475 479 483 488 491 493 495 497 499 498 499

Католики латинского обряда 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Греко-католическая церковь 11 13 14 14 14 15 15 15 15 15 15 15 15 15 16 16

Реформатская церковь 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Лютеранская церковь 5 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 26 25 25

Евангельские христиане-баптисты 108 192 267 268 269 272 275 286 287 287 288 289 280 281 281 281 281

Иоганская церковь 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Новоапостольская церковь 17 21 21 21 21 21 21 21 21 21 21 21 21 21 21 20

Пресвитерианская церковь 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Христиане веры евангельской 119 311 493 494 500 501 505 512 517 520 522 524 521 521 524 524 524

Христиане полного Евангелия 21 54 54 54 55 55 55 59 59 59 59 59 59 60 62 64

Христиане веры апостольской 8 9 9 9 9 9 10 10 10 10 10 10 11 11 11 11

Церковь Христова 6 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

Мессианские общины 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3

Адвентисты седьмого дня 12 34 74 73 72 72 72 73 73 73 73 73 73 73 73 73 73

Свидетели Иеговы 11 26 26 26 26 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27

Мормоны 3 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4

Иудейская религия 3 10 29 29 29 30 35 36 42 38 38 39 38 38 39 38 36

Прогрессивный иудаизм 5 17 17 17 16 17 17 10 14 14 14 14 14 14 15 15

Мусульманская религия 2 20 24 24 25 25 25 25 25 25 25 25 24 24 24 24 24

Бахай 3 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

Кришнаиты 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6

Армянская апостольская церковь 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 4 5

Буддизм 1 1 1 1 1 1

Всго 1092 2009 2953 3003 3062 3106 3162 3210 3251 3280 3314 3337 3337 3358 3375 3389 3395

Специфика культурно-исторического формирования религиозного поля обусловливает особенности государственной политики в отношении регулирования религиозной сферы. Границы такого регулирования определяются правовой системой, которая в Республике Беларусь строилась с учетом поликонфессиональной специфики общества, в силу чего в национальном законодательстве нашли отражение нормы, учитывающие влияние религиозных организаций на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа [3, 4].

Оценка особенностей религиозного поля не может ограничиваться исключительно объективными параметрами состава зарегистрированных общин. Черты религиозной ситуации определятся в первую очередь характеристиками включенности социальных субъектов в систему религии, называемой религиозностью. Формирование ее характеристик в современном социальном пространстве закономерно связано с особенностями установления белорусской государственности, когда в 1990-е гг. происходит резкий рост как численности религиозных общин, так и количества их последователей, который стабилизируется к 2000-м гг. Естественно, эти процессы актуализировали научный интерес к изучению религии и степени вовлеченности в нее.

Изучение религии и религиозности в Беларуси представлено рядом как национальных (Дунаева И. Н. [5], Новикова Л. Г. [6, 7], Морозова С. А. [8], Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь и др.), так и международных проектов («Исследование европейских ценностей» (European Values Study) [9], «Изучение мировых ценностей» (World Values Surveys) [10]), а также международными индексами в рамках реализации международных программ [11].

Исследование специфики религиозности в 1990-х-2000-х гг. в Беларуси преимущественно связано с измерением двух показателей: мировоззренческая позиция и конфессиональная принадлежность. Особенностью национальных проектов стало понимание религиозности как вовлеченности в религию с дифференциацией ее позиций в дихотомии «верующий - неверующий», дополненной промежуточными позициями. По данным исследований можно судить, что существенных количественных изменений в структуре идентификации с религиозно-мировоззренческими типами не происходит (табл. 2).

Таблица 2. Показатели динамики идентификации населения с религиозно-мировоззренческими типами с 1994 по 2006, % [5; 6, с. 89; 8, с. 78; 12, с. 32; 13, с. 78]

Тип мировоззрения 1994 1997 1998 2004 2006

Религиозный 40,8 84,5 49,4 82,8 47,5 86,8 52,5 90,9 58,9 87,7

Квазирелигиозный 43,7 6,8 8,1 4,2 4,9

Колеблющийся 26,6 31,2 34,2 23,9

Нерелигио зный 14,3 17,2 13,2 7,8 12,3

Всего 98,8 100 100 98,7 100

Изучение исповедных предпочтений осуществлялось на основе самоидентификации респондентов с позициями перечня конфессий, в который включались основные традиционные для данного региона конфессии: православие, католицизм, иудаизм, ислам, иногда - буддизм, и обобщенно некоторые новые религиозные образования (как например, язычество, ориенталистские культы и т. п.). Здесь тенденции схожи (табл. 3): существенной динамики в численности населения, причисляющего себя к традиционным конфессиям, не наблюдается, а движение происходит преимущественно в рамках самих религиозно-мировоззренческих типов.

Таблица 3. Динамика конфессиональной самоидентификации в различных мировоззренческих группах, % [8, с. 80; 13, с. 80]

«Относите ли Вы себя к какой-либо конфессии?» Верующие Квазиверующие Колеблющиеся Неверующие

1998 2006 1998 2006 1998 2006 1998 2006

К православию 77,4 81,7 58,3 74,3 61,8 72,7 14,9 28,3

К католичеству 14,8 11,9 6,0 8,1 7,8 7,5 0,7 0,5

К христианству в целом 2,5 1,5 11,9 4,1 9,0 1,9 5,2 2,2

К другим 1,6 2,4 1,5 4,0 0,6 1,5 0,8 0

Ни к какой 3,7 2,5 22,6 9,5 20,8 16,4 78,4 69,0

Всего 100 100 100,3 100 100 100 100 100

Систематическое исследование социальных проблем в Республике Беларусь с 2007 г. осуществлялось Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь в ходе ежегодных социальных мониторингов. С 2011 г. мониторинг включал блок, касающийся вопросов о религии. Методологической основой исследований являлось проведение социологических интервью «лицом к лицу» по месту жительства респондентов, в зависимости от качественных характеристик генеральной совокупности к участию в исследовании привлекались от 1500 до 2100 респондентов, проживающих в различных типах населенных пунктов Республики Беларусь (как правило, областные центры и г. Минск, а также отдельные районные города и сельские населенные пункты). Отбор респондентов осуществлялся на основе многоступенчатой комбинированной выборочной совокупности, квотной на этапе отбора респондентов с контролируемыми признаками пола и возраста (статистическая погрешность 2-3 %) [14].

Концептуальный базис исследования составляли показатели конфессиональной самоидентификации, самоотнесения к религиозно-мировоззренческим типам и осуществления отдельных видов религиозных практик (для приверженцев православия и католицизма). Согласно данным исследований, на протяжении нескольких лет конфессиональная идентификация населения сохраняет устойчивость, как и показатели принадлежности к религиозно-мировоззренческим типам (табл. 4) [14-19].

Таблица 4. Динамика конфессиональной самоидентификация населения Республики Беларусь с 2011 по 2017, %

Отнесение к конфессиям 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Принадлежат к той или иной конфессии в том числе: 93,5 94,5 93,5 94,5 94,5 95 94

к православию 81,0 83,0 81,0 84,0 83 84 84,5

к католичеству 10,5 10,0 10,5 8,5 9,5 8,5 8

к протестантизму 1,0 1,5 1,0 2,0 2 2,5 1,5

к иудаизму 0,5 0,5 0 0

к исламу 0,5 0,5 0 0

Не принадлежат ни к какой конфессии 5,0 5,5 5,0 5,5 5 5 4,5

Всего 98,5 100 98,5 100 99,5 100 98,5

Помимо исследования характеристик религиозности дополнительным компонентом исследований являлся блок вопросов, характеризующих особенности конфессионального согласия в Республике Беларусь. К нему относятся такие показатели, как:

• оценка наличия в стране дискриминации по религиозному признаку;

• оценка состояния межконфессиональных отношений;

• наличие в стране деструктивных религиозных организаций;

• оценка вероятности конфликтов на религиозной почве.

Характеризуя проблемы дискриминации по религиозному признаку, белорусы сходятся во мнении о преимущественном отсутствии таковой в стране: до 2013 г. число респондентов, отрицающих наличие дискриминации превышало 80 %, в 2013 г. - снизилось до 79 %, к 2015 г. - увеличилось более чем до 90 % и несколько снизилось к 2017 г. (рис. 1). По этим данным можно судить

78 76 74 72

2007 2008 2009 2010 201 1 201 2 2013 2014 201 5 2016 201 7

Рис. 1. Динамика численности респондентов, указавших на отсутствие в Республике Беларусь дискриминации по религиозному признаку, %

о стабилизирующем влиянии конфессиональной политики на отношение к проблемам религиозной дискриминации.

Солидарно белорусское население оценивает и характер межконфессиональных отношений: на протяжении 2011-2017 гг. они характеризуются как спокойные более чем 90 % респондентов; число тех, кто считает межконфессиональные отношения напряженными, за все годы не превысило 3,5 % (табл. 5).

Таблица 5. Динамика оценки характера межконфессиональных отношений, %

Характер межконфессиональных отношений 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Спокойные 93 94 95,5 93,5 94,5 94 94

Напряженные 2 2,5 2 1,5 1,5 2 3,5

Всего 95 96,5 97,5 95 96 96 97,5

Несмотря на общие положительные оценки состояния религиозной сферы, некоторые категории опрошенных выражают беспокойство относительно отдельных негативных тенденций происходящих в ней: более четверти респондентов с 2013 г. стабильно указывают на наличие в Республике Беларусь деструктивных религиозных течений (рис. 2).

Среди деструктивных религиозных течений, наносящих вред жизни и здоровью людей, чаще всего указываются радикальный исламизм, Свидетели Иеговы, отдельные протестантские течения, экстремистские культы (сатанизм и т. п.).

Влиянием латентных противоречий в религиозной среде, а также особенностями религиозной обстановки в мире в целом объясняется и специфика динамики в оценках вероятности конфликтов на религиозной почве. Численность респондентов, допускающих возможность в Беларуси религиозных конфликтов, стабильно мала и не превышает 4 % с 2011 по 2016 гг. (табл. 6). А вот численность

35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30

25

20

15

10

5

0

2013 2014 2015 2016 2017

Рис. 2. Динамика численности респондентов, указавших на наличие в Республике Беларусь деструктивных религиозных течений, %

Таблица 6. Динамика оценки вероятности конфликтов на религиозной почве, %

Вероятность конфликтов на религиозной почве 2011 2014 2016 2017

Допускают 4 4 4 4

Считают маловероятным 26 40 46,5 46

Исключают 64 51 45 45

Всего 94 95 95,5 95

респондентов, однозначно исключающих вероятность таких конфликтов, устойчиво снижается (64 % в 2011 г., 51 % в 2014 и 45 % в 2016 и 2017 гг.) за счет соответствующего увеличения количества опрошенных, считающих наступление конфликтов маловероятным.

Наряду с национальными исследованиями, религиозная ситуация в Республике Беларусь изучалась в рамках международных проектов, где базовыми характеристиками религиозности населения выступали конфессиональная принадлежность, исследуемая на основе самоидентификации респондента с конкретной конфессией, и принадлежность к определенному религиозно-мировоззренческому типу, определяемая на основе самооценки (в категориях «религиозный», «не очень религиозный», «атеист») [20]. Доля респондентов, ассоциирующих себя с какой-либо конфессией, является довольно заметной: 52,2 % в 2000 г., 71,6 % - в 2008 г. и 66,8 % в 2018 г. Сохраняется и конфессиональная структура населения (табл. 7).

Таблица 7. Распределение ответов на вопрос «К какой религиозной конфессии Вы принадлежите?», %

Конфессия (исповедание) 2000 2008 2018

Православная церковь 84,9 86,0 88,9

Римско-католическая церковь 13,3 12,2 8,2

Протестантизм - 1,3 -

Христиане веры евангельской - - 1,1

Евангельские христиане-баптисты - - 0,9

Адвентисты седьмого дня - - 0,1

Свидетели Иеговы - - 0,4

Мусульманская религия (ислам) 0,4 0,2 -

Иудаизм 0,2 0,1 0,3

Индуизм - - 0,1

Другое 1,2 0,2 0,1

Всего 100 100 100,1

Не менее устойчив и характер принадлежности населения к религиозно-мировоззренческим типам. На протяжении почти двух десятилетий численность религиозного населения сохраняется в пределах выше 90 % (рис. 3).

В 2019 г. изучение вопросов религиозности населения осуществлялось Институтом социологии НАН Беларуси в рамках опроса «лицом к лицу»

Рис. 3. Распределение ответов населения на вопрос «Независимо от того, посещаете Вы церковь или нет, можете ли Вы сказать: я...», %

по репрезентативной случайной республиканской территориальной выборке с проверкой квот на последнем этапе (общий объем 1769 чел.). Исследование проводилось во всех регионах Беларуси с соблюдением пропорционального представительства по основным социально-демографическим характеристикам генеральной совокупности (полу, возрасту, образованию). Полученная выборочная совокупность является репрезентативной (ошибка выборки - 2,3 % при уровне значимости а = 0,05) по семи регионам республики (6 областей и г. Минск) и зонам проживания (областные центры (население свыше 250 тыс.), крупные города (от 100 до 250 тыс.), большие города (от 50 до 100 тыс.), города с населением от 10 до 50 тыс. и малые города с населением менее 10 тыс., поселки городского типа и сельские населенные пункты).

По данным исследования конфессиональная структура белорусского общества существенно не изменилась (табл. 8): 89,7 % опрошенных идентифицируют себя с конкретными религиозными группами, наибольшей популярностью пользуются православие (76,6 %) и католицизм (10,6 %), на долю остальных конфессий приходится 2,5 % респондентов.

Количественные показатели принадлежности к религиозно-мировоззренческим типам сохраняют сложившуюся структуру (рис. 4): около трети респондентов уверенно отнесли себя к религиозным, почти половина демонстрирует разную степень религиозной включенности.

Одним из измерений религиозности выступает характер религиозной активности, показатели степени вовлеченности в которую традиционно ниже

0 5 10 15 20 25 30 35 40

Рис. 4. Принадлежность населения к религиозно-мировоззренческим типам по результатам ответа на вопрос «Считаете ли Вы себя верующим человеком?», %

по сравнению, например, с приверженностью религиозно-мировоззренческим типам или конфессиональной идентификацией (табл. 9). Наиболее стандартной практикой совершения культовых действий является эпизодическая -от случая к случаю и в связи с религиозными праздниками. Чаще всего основными религиозными практиками выступают посещение культовых учреждений (в целом - 82,3 %, не реже нескольких раз в месяц - 19,9 %) и совершение индивидуальных молитв (в целом - 56,6 %, не реже нескольких раз в месяц -24,1 %).

Значимой характеристикой стабильности религиозной сферы является показатель состояния межконфессиональных отношений. В основном жители Беларуси выражают уверенность в отсутствии дискриминации в стране по признаку

Таблица 8. Распределение ответов на вопрос «К какой религии (конфессии) Вы себя относите?», %

Конфессия (исповедание) 2019

Православие 76,6

Католицизм 10,6

Протестантизм 0,6

Иудаизм 0,6

Ислам 0,1

Другое 1,2

Ни к какой / нет ответа 10,3

Таблица 9. Частота совершения религиозных практик, %

Как часто Вы... Практически каждый день 1-2 раза в неделю 1-2 раза в месяц От случая к случаю По религиозным праздникам, значимым датам Никогда / нет ответа

Посещаете храм (церковь, костел, другие культовые учреждения) 1,5 7,1 11,3 31,4 31 17,7

Читаете молитвы дома, в быту 12,7 7 4,4 25,6 6,9 43,4

Читаете религиозные тексты 4,1 4,6 4,2 16,8 5,8 64,5

Соблюдаете посты 2,3 3,4 2,1 17,6 13 61,6

Причащаетесь (участвуете в Евхаристии) 1,3 3,1 4,2 17,7 13,9 59,8

Участвуете в коллективных религиозных действиях (богослужениях, молитвах, медитациях, других практиках) 1,7 4,6 4,8 15,4 14,9 58,6

конфессиональной (религиозной) принадлежности: на это указали 65,6 % опрошенных, 11,7 % отметили наличие дискриминации и 22,7 % затруднились определить свою позицию. Закономерно, что большее расположение население Беларуси выражает традиционным конфессиям (табл. 10), в первую очередь православию (положительно к его приверженцам относятся 90,6 %) и католицизму (71,6 %). В целом для представителей большинства конфессий отрицательные оценки суммарно не достигают 20 %. С большей осторожностью белорусы относятся к Свидетелям Иеговы (число отрицательных оценок 26,9 %) и некоторым евангелическим церквям (Христиане веры евангельской - 21,6 %, Евангельские христиане-баптисты - 21,2 %).

Таблица 10. Межконфессиональные отношения в Беларуси, %

Как Вы относитесь к представителям следующих религий (конфессий)? Положительно Скорее положительно Скорее отрицательно Отрицательно Я мало знаю (ничего не знаю) о них / нет ответа

Православные 74,3 16,3 1,5 1 6,9

Католики 45,6 26 4,6 2,1 21,7

Мусульмане 18 22,8 10,9 6 42,3

Старообрядцы 21,7 18,2 4,1 3,8 52,2

Иудеи 15,7 19,8 7,1 5,4 52

Униаты (греко-католики) 16,5 18,3 4,5 3,4 57,3

Буддисты 13,9 18 5,1 5,9 57,1

Евангельские христиане-баптисты 10,9 13,6 9 12,2 54,3

Кришнаиты 10,6 13 6 7,1 63,3

Христиане веры евангельской (пятидесятники) 9,6 12,3 8,7 12,9 56,5

Адвентисты седьмого дня 9,3 10,6 8,6 11,9 59,6

Свидетели Иеговы 9,1 9,8 10,2 16,7 54,2

Мормоны 9 8,9 6 9,2 66

Таким образом, в связи со спецификой динамики религиозности в 1990-х-2000-х гг. ее изучение в Беларуси связано преимущественно с двумя показателями: мировоззренческой позицией и конфессиональной принадлежностью. Общие тенденции в интерпретации категории «религиозность» делают сопоставимыми данные исследований. Однако стоит отметить, что подобная трактовка религиозности ограничивает численность населения, которое можно отнести к категории «религиозное» только теми, кто однозначно верит в Бога. Такое ограничение снимается посредством расширительной трактовки религиозности, которая предполагает включение в число носителей религиозного сознания не только однозначно верующих в Бога, но и тех, кто находится в ситуации религиозного выбора, в связи с чем в указанном исследовании численность респондентов, считающих себя религиозными можно расширить за счет определения различных религиозно-мировоззренческих типов.

Приведенные показатели позволяют охарактеризовать религиозную среду белорусского общества как поликонфессиональную с умеренной степенью религиозности. Для белорусского религиозного поля характерно наличие устойчивых религиозных исторических доминант (православие, католицизм), конфессий, присутствующих на территории страны длительное время (лютеранство, иудаизм, ислам), постоянно воспроизводящейся подвижной среды аморфной религиозности и религиозных исканий. На протяжении периода развития белорусского общества религиозность населения сохраняет устойчивость в плане количественной структуры и конфессиональной самоидентификации. При этом ее изменение дифференцировано в рамках ряда религиозно-мировоззренческих типов. Межконфессиональные отношения в стране и их оценка населением носят устойчиво позитивный характер, однако на них сказываются общемировые тенденции политизации религиозной проблематики, а также негативное отношение к деятельности отдельных религиозных организаций.

Эти обстоятельства характеризуют важнейшие симптомы состояния религиозности и религиозной сферы. В современном обществе религиозность носит трансформирующийся характер, проявляющийся в рамках ряда религиозных традиций, что актуализирует вопрос о разработке научных моделей и механизмов интерпретации особенностей и характера этой трансформации. Влияние внешних факторов и внутренней трансформации на состояние религиозной сферы требует их учета при принятии решений в сфере конфессионального управления.

Список использованных источников

1. Канфесп на Беларуи (к. XVШ-XX ст.) / В. В. Грыгор'ева [и др.] - Мшск : Экаперспектыва, 1988. - 340 с.

2. Информация о конфессиональной ситуации в Республике Беларусь [Электронный ресурс] // Уполномоченный по делам религий и национальностей Респ. Беларусь. - Режим доступа: http://belarus21.by/Articles/1439296790/. - Дата доступа: 01.01.2021.

3. Конституция Республики Беларусь: 15 марта 1994 г. № 2875-ХП : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. [Электронный ресурс] // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь. - Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?guid=3961&p0= V19402875. - Дата доступа: 01.11.2020.

4. О свободе совести и религиозных организациях [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 17 дек. 1992 г. № 2054-XII (в ред. Закона Респ. Беларусь от 22 дек. 2011 г. № 328-3) // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь. - Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?guid= 3961&p0=V19202054. - Дата доступа: 01.11.2020.

5. Основные закономерности в религиозном сознании населения Республики Беларусь в современных условиях: Социологические исследования, учитывающие тенденции религиозного поведения населения и ценностные ориентации представителей различных христианских конфессий в период после Чернобыльской катастрофы / И.Н.Дунаева [и др.]. - Минск : БГУ, 1995. - 49 с.

6. Новикова, Л. Г. Религиозность в Беларуси на рубеже веков: тенденции и особенности проявления (социологический аспект). - Минск : БТН-информ, 2001. - 132 с.

7. Беларусь после «религиозного бума»: что изменилось? / И. И. Пирожник [и др.] // Социология. - 2006. - № 4. - С. 46-55.

8. Новикова, Л. Г., Морозова С. А. Динамика религиозности населения и межконфессиональных отношений в Беларуси: с рабочего стола социолога // Актуальные проблемы современного белорусского общества (2005-2010 гг.). - Минск : БГУ, 2011. - С. 75-86.

9. European Values Study: Participating countries 1990; 1999 [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.europeanvaluesstudy.eu/page/survey-1990.html; http://www.europeanvaluesstudy.eu/ page/survey-1999/. - Date of access: 01.11.2020.

10. Inglehart, R., C. Haerpfer, A. Moreno, C. Welzel, K. Kizilova, J. Diez-Medrano, M. Lagos, P. Norris, E. Ponarin & B. Puranen et al. (eds.). 2014. World Values Survey: All Rounds - Country-Pooled Datafile Version [Electronic Resource]. Madrid: JD Systems Institute. - Mode of access: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSDocumentationWVL.jsp/. - Date of access: 01.11.2020.

11. Шкурóва, Е. В. Опыт исследований религиозности в белорусской среде: социологические подходы / Е. В. Шкур0ва // Журн. Белорус. гос. ун-та. Социология. - 2019. - № 2. - С. 139-148.

12. Новикова, Л. Г. «Религиозный бум» в Беларуси: миф или реальность // Социология. -1999. - № 2. - С. 29-36.

13. Социально-географические тенденции изменения конфессиональной структуры населения Беларуси / И. И. Пирожник [и др.] // Вестн. БГУ. Сер. 2. Химия. Биология. География. -2007. - № 1. - С. 76-83.

14. Особенности культового поведения белорусов и их мнение о межконфессиональных отношениях // Республика Беларусь в зеркале социологии : сб. материалов социол. исслед. за 2011 г. / Информ.-аналит. центр при Администрации Президента Респ. Беларусь. - Минск : Бизнесофсет, 2012. - С. 44-46.

15. Особенности культового поведения белорусов и их мнение о межконфессиональных отношениях // Республика Беларусь в зеркале социологии : сб. материалов социол. исслед. за 2012 г. / Информ.-аналит. центр при Администрации Президента Респ. Беларусь. - Минск : Бизнесофсет, 2013. - С. 42-44.

16. Развитие этноконфессиональных процессов в Республике Беларусь // Республика Беларусь в зеркале социологии : сб. материалов социол. исслед. за 2014 г. / Информ.-аналит. центр при Администрации Президента Респ. Беларусь. - Минск : Безнесофсет, 2015. - С. 96-103.

17. Особенности этнокофессиональных процессов в современной Беларуси // Республика Беларусь в зеркале социологии : сб. материалов социол. исслед. за 2015 г. / Информ.-аналит. центр при Администрации Президента Респ. Беларусь. - Минск: ИАЦ, 2016. - С. 111-118.

18. Особенности этноконфессиональной и языковой ситуации в Беларуси // Республика Беларусь в зеркале социологии : сб. материалов социол. исслед. за 2016 г. / Информ.-аналит. центр при Администрации Президента Респ. Беларусь. - Минск : ИАЦ, 2017. - С. 99-108.

19. Республика Беларусь в зеркале социологии : сб. материалов социол. исслед. / Информ.-аналит. центр при Администрации Президента Респ. Беларусь. - Минск : 2018. - С. 55-64.

20. Шкурóва, Е. В. Религия / Е. В. Шкурова // Ценностный мир современного человека : проект «Исследование европейских ценностей», волна-2019 / Д. Г. Ротман [и др.] ; под ред. Д. М. Булынко, Д. Г. Ротмана. - Минск : БГУ, 2019. - С. 114-143.

Поступила 23.03.2021 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.