УДК 94(47).084.9
РЕЛИГИОЗНАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА РУБЕЖЕ 1950 - 1960-х ГОДОВ
М. В. Иошкин
Кафедра «История и философия», ФГБОУ ВПО «ТГТУ»; ¡а'ккгп. [email protected]
Ключевые слова и фразы: крещение; молодежь; религия; ритуалы; христианство.
Аннотация: На основе материалов Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области дана характеристика религиозной активности молодежи на рубеже 1950 - 1960-х гг. Приведена информация по всем конфессиям, их направлениям и течениям. Исследованы как действовавшие официально, так и незарегистрированные религиозные общины данного периода. Сохранение религиозных настроений у представителей поколения, сформировавшегося в советских условиях, признано одной из наиболее специфических черт социального облика советской молодежи.
В современной историографии все более заметно внимание к объективному изучению взаимоотношений советского государства и церкви в конце 1950-х -начале 1960-х гг., когда вопреки общей атмосфере так называемой «оттепели» в религиозной политике государства возобладали конфронтационные тенденции [1 - 5]. Началось кропотливое изучение архивного материала, отражающего религиозные общественные настроения и противодействие им в Тамбовской области [6 - 8]. Дадим характеристику религиозной активности молодежи Тамбовской области на рубеже 1950 - 1960-х гг., прежде всего, на основе переписки органов власти по вопросам атеистической пропаганды, справкам и докладным запискам уполномоченного Совета по делам о религиозных культах при Тамбовском облисполкоме.
Среди самих священнослужителей (по данным 1960 г.) относительно молодыми людьми были родившиеся в 1926 - 1930 гг. - семь человек, 1930 - 1936 гг. -пять человек (из 64) [9. Д. 11831. Л. 30]. «Уменьшение влияния церквей идет не только за счет сокращения количества служителей культа, но и за счет их малой подвижности, как стариков», - удовлетворенно писал уполномоченный [9. Д. 11831. Л. 30]. По-прежнему фиксировалось немало случаев венчания молодежи, в том числе комсомольцев (табл. 1). В 1961 г. только в областном центре было зафиксировано 105 венчаний, 62 венчания состоялось в Мордовском районе, 68 - в Тамбовском районе [9. Д. 11870. Л. 24]. Венчания в 1961 г. составили 5,3 % от численности зарегистрированных браков [9. Д. 11870. Л. 25]. Наблюдался определенный рост числа крещений (см. табл. 1). В целом по области ежегодно около 30 % родившихся подвергались процедуре крещения [9. Д. 1427. Л. 89].
Определенное представление о живучести религиозных настроений среди молодежи дают и цифры исповедывавшихся детей: в 1955 г. их насчитали 15909, 1956 г. - 15535, 1957 г. - 12452, 1958 г. - 11025, 1960 г. - 10108 [9. Д. 11589. Л. 40].
Удельный вес браков с венчанием в церкви и крестившихся младенцев среди родившихся в Тамбовской области в 1955 - 1960 гг. [9. Д. 11589. Л. 39; Д. 11831. Л. 41-42]
Год Зарегистрировано браков органами ЗАГС Число
венчаний родившихся крестившихся
1955 15349 1629 34446 10879
1956 15741 1760 35148 10912
1957 16676 1818 36439 11987
1958 17074 1409 36248 8091
1959 16957 1537 35611 11025
1960 17221 1091 34367 9974
Обращает на себя внимание факт весьма высокой религиозности населения городов области. Однако называть ее более высокой по сравнению с религиозностью сельской молодежи вряд ли стоит. В сельской местности этого периода доступность храмов была значительно меньшей (табл. 2), однако, в некоторых населенных пунктах отмечалась повышенная религиозность населения. Так, в селе Корели в 1957 - 1960 гг. все родившиеся были крещены, все вступавшие в брак венчались в церкви, все умершие хоронились со священником [9. Д. 11589. Л. 110].
В 1961 году в качестве наиболее неприемлемых с точки зрения коммунистических идеологов проявлений религиозности приводились примеры венчания комсомольских активистов в Ракшинском районе, совместного хранения комсомольского билета и религиозной литературы в Избердеевском районе, отказов от службы в армии в Ламском и Тамбовском районах [9. Д. 11870. Л. 25].
О приверженности определенной части тамбовской молодежи православным традициям свидетельствует регулярное поступление выпускников тамбовских школ в семинарии. На вопрос «Почему после десятилетки Вы не пошли на производство, где создаются материальные ценности, богатства нашей страны?», как правило, следовал ответ: «А разве церковь не служит государству? Церковь живет в государстве и мы, служа в церкви, делаем большое дело» [9. Д. 1427. Л. 89].
В 1960 году, в частности, подали заявления и уехали учиться в Московскую и Ленинградскую семинарии Валерий Филатов из Тамбова, Лев Цивонин из Мичуринска, Георгий Житов из Моршанска и Александр Алексеев из села Арте-мовки Жердевского района. Уговорить их не поступать в семинарии пытались представители партийных и советских органов разных уровней, но, как отмечал уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви и религиозных культов при Тамбовском облисполкоме А. Заворыкин, «упорство их не было сломлено» [9. Д. 1427. Л. 97].
В Мордовском районе за пять лет (1955 - 1959 гг.) пять выпускников средних школ поступили учиться в духовные учебные заведения [9. Д. 11625. Л. 22].
В 1959 году приехавший на каникулы семинарист Минской духовной семинарии Н. Г. Попов организовал шествие сопровождающих для дарения Н.-Юрьев-ской церкви двух икон. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви и религиозных культов при Тамбовском облисполкоме расценил это крайне негативно, отобрал у Н. Г. Попова справку об отпуске и направил уполномоченному по делам Русской Православной Церкви и религиозных культов при Совете Министров Белорусской ССР отрицательную характеристику на Н. Г. Попова. Более того, прокурору Тамбовской области была дана рекомендация при-
Состояние религиозности населения в Тамбовской области [9. Д. 11831. Л. 41 - 42]
Наименование Годы
обрядов и треб 1955 1956 1957 1958 1959 1960
Зарегистрировано органами ЗАГС рождений 34446 35148 36439 36248 35611 34367
Число крестившихся 10879 10912 11987 8091 11025 9974
Зарегистрировано органами ЗАГС браков 15349 15741 16676 17074 16957 17221
Венчалось в церкви 1629 1760 1818 1409 1537 1091
Зарегистрировано органами ЗАГС смертей 12491 12351 13702 12033 13224 12746
Число погребений в церкви 2586 2977 2726 2333 3637 3322
Число
исповедовавшихся за год взрослых 131679 191470 138829 132825 153741 131731
Число
исповедовавшихся за год детей 15909 15535 12452 11025 10108 8300
Число
присутствующих у заутрени на Пасху 107035 111822 102722 88033 98464 90490
Число
приложившихся к плащанице 166070 175486 151946 142446 150942 138791
Число освященных куличей 105395 105424 94373 102113 94805 81129
влечь Н. Г. Попова к ответственности по ст. 124 УК РСФСР, однако, прокурор не нашел ничего криминального в действиях Н. Г. Попова [9. Д. 11589. Л. 46-47].
Особое беспокойство партийных, комсомольских и государственных органов вызывало широкое празднование религиозных праздников, связанное с невыходом верующих на работу. Так, 21-22 сентября 1959 г. в селе Чемляк никто не работал: праздновали Рождество Богородицы. В населенных пунктах, расположенных на территории колхоза им. Ленина Жердевского района в течение года отмечалось 24 религиозных праздника, каждый из них был связан с двух-, трехдневными массовыми гуляньями и невыходом на работу [9. Д. 11625. Л. 21].
В дни праздников Рождества Христова и Крещения 1959 - 1961 гг. властями было проанализировано посещение церквей в 14 населенных пунктах Тамбовской области. Об определенной лояльности к верующим молодежи, которая сама не посещала церкви, говорит большое число присутствовавших на богослужениях детей дошкольного возраста. Их родители справедливо считали, что в любой момент можно сослаться на верующих бабушек и дедушек, которые вопреки роди-
тельской воле и даже в тайне от них водили малышей в церкви. В то же время опрос тогдашних молодых людей - нынешних ветеранов показал, что, как правило, они знали про посещение детьми церквей, но даже в разговорах с детьми старались продемонстрировать свое «незнание».
Наиболее крупную старообрядческую общину составляли жители села Теки-но Сампурского района, где проходило венчание молодежи по старообрядческим нормам [9. Д. 11831. Л. 15].
Из числа зарегистрированных общин евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) самой большой была Тамбовская община, численность которой оставалась в изучаемый период стабильной (в 1956 г. - 158 человек, 1958 г. - 163, 1960 г. -156, 1961 г. - 155) [9. Д. 11589. Л. 1; Д. 11625. Л. 1]. Община регулярно проводила свои богослужения по четвергам, субботам и воскресеньям (дважды в день). Однако число молящихся заметно падало: если в 1957 г. на молениях в честь Рождества Христова присутствовало до 230 человек, то в 1959 г. - от 45 до 70 человек [9. Д. 11589. Л. 2]. На Пасху число молящихся в 1957 г. доходило до 650, а в 1959 г. не превысило 310 [9. Д. 11589. Л. 2]. Впрочем, нельзя не заметить, что как только атеистическое наступление замедлилось, число богослужений выросло: в 1960 г. оно было вдвое больше, чем в 1959 г. [9. Д. 11589. Л. 19].
Молодежь открыто общину не посещала. Исключение составил выпускник средней школы (1959 г.) Геннадий М., пришедший в общину следом за матерью [9. Д. 11589. Л. 2]. В 1960-1961 годы к нему присоединились еще два молодых человека [9. Д. 11589. Л. 22; Д. 11831. Л. 3]. Вместе с тем очевидно, что, по крайней мере, дети входящих в общину придерживались религиозных взглядов старших членов своих семей. Об этом, например, свидетельствует их участие в подвергшихся впоследствии запрету репетициях концертов церковной музыки на квартире у одного из членов общины [9. Д. 11589. Л. 4].
В Рассказовской общине ЕХБ среди активных членов самыми молодыми были три женщины в возрасте 35 - 40 лет [9. Д. 11589. Л. 5]. Стабильным в это время оставался состав Алкужинско - Борковской общины ЕХБ Моршанского района [9. Д. 11589. Л. 7]. В 1960 году три человека в ней приняли крещение. В начале 1961 г. община насчитывала 39 человек [9. Д. 11625. Л. 39].
Наиболее активной среди общин ЕХБ была община в селе Устье Моршан-ского района. За пятилетие (с 1956 по 1960 г.) она увеличилась с 52 до 115 человек. Хотя увеличение рядов было достигнуто здесь в основном за счет присоединения верующих из других сел, велась и индивидуальная работа по вовлечению в ряды общины. В ее состав входили трое мужчин в возрасте около 30 лет. Посещаемость богослужений в 1957 г. доходила до 195 человек, в 1959 г. не превышала 140 человек [9. Д. 11589. Л. 7-8], но в 1960 г. вновь выросла [9. Д. 11589. Л. 20]. В 1961 году численность общины достигла 121 человека. Увеличение общины произошло за счет прибывших из других областей [9. Д. 11625. Л. 7].
Из числа незарегистрированных наиболее заметной была деятельность истинных православных христиан (ИПХ) и молчальников. Обе конфессии признавались властями антисоветскими, так как они отличались неучастием в выборах в советы; отказом от участия в кампании сбора подписей под стокгольмским обращением Всемирного Совета мира; неуплатой налогов и отказом получать извещения о налогах; нежеланием работать на государственных предприятиях [9. Д. 11589. Л. 11].
Члены обеих конфессий активно вовлекали в них своих детей. Причем нередкими были случаи отказов получать государственные пособия, предназначенные матерям-одиночкам, пенсии. Были и случаи воспрепятствования учебе детей в школах [9. Д. 11589. Л. 11-12].
В 1961 году в области насчитывалось девять групп ИПХ (149 человек) [9. Д. 11831. Л. 16]. Наиболее активно действовали баптисты Мичуринской город-
ской группы, в селах Турмасово, Моисеево Уваровского района, Воронцовка Моршанского района, в рабочем поселке Радищево Жердевского района, в селах Рысли и Погореловка Ракшинского района [9. Д. 11625. Л. 13]. Молодежи в них небыло, за исключением Воронцовской общины [9. Д. 11625. Л. 14].
К началу 1962 г. в области оставалось две крупных группы хлыстов (42 человека): в Рассказово и Жердевке [9. Д. 11831. Л. 16]. Группа хлыстов в селе Перевоз Жердевского района, насчитывавшая в 1957 г. 17 человек, к 1962 г. сократилась до 5 человек. Жили они традиционными семьями [9. Д. 11831. Л. 17].
Если в январе 1947 г. незарегистрированных групп верующих насчитывалось в области 72, то в начале 1960 г. - 40, в том числе число групп баптистского направления сократилось с 38 до 12, молокан - с 20 до восьми, групп ИПХ осталось восемь. Число групп других конфессий не сократилось, но внутри них резко уменьшилось число верующих. Так, на 1 января 1947 г. в области насчитывалось 273 субботника, на 1 января 1960 г. - 47 [9. Д. 11589. Л. 15]. Через год их число сократилось в области до 35 [9. Д. 11589. Л. 15].
Если на 1 января 1959 г. насчитывалось 11 групп молокан в количестве 331 человека, то на 1 января 1961 г. в восьми группах молокан было 242 человека. Активно вели свою деятельность группы молокан в селе Второе Уварово Уваров-ского района и Ржаксинские выселки Ржаксинского района. Остальные если и собирались, то для похорон [9. Д. 11625. Л. 14].
Группа иудействующих субботников действовала в г. Рассказово. За пять лет с 1956 по 1961 г. ее численность сократилась с 250 до 35 человек. Причем собиралась группа очень редко [9. Д. 11625. Л. 15]. Иудейская группа в Тамбове собиралась каждый раз в новом месте, властям место сборов установить не удавалось [9. Д. 11625. Л. 15].
Среди мусульманских общин наиболее активной была община села Энгура-зово Уваровского района. В ней сохранились традиционные мусульманские обычаи и обряды. Так, во время месячного поста Ураза Байрам родители не разрешали даже дошкольникам и школьникам принимать пищу от восхода до захода солнца, исключение делалось только для грудных и больных детей [9. Д. 11831. Л. 11]. По состоянию на 1 января 1961 г. в общине насчитывалось 170 человек [9. Д. 11625. Л. 12].
Несмотря на все трудности сохранения религиозных убеждений в условиях советского строя, в конце 1950-х - начале 1960-х гг. в Тамбовской области продолжали действовать религиозные общины разных направлений и течений. Молодежь в них не отличалась большой активностью. Вместе с тем для весьма заметной части молодежи религиозные настроения оставались важной составляющей мировосприятия. Само наличие религиозных настроений у представителей поколения, полностью выросшего в СССР, необходимо признать одной из специфических черт социального облика советской молодежи данного периода.
Список литературы
1. Кашеваров, А. Н. Экономический аспект антицерковной кампании Советского государства: 1958 - 1964 гг. / А. Н. Кашеваров // Новейшая история России. -2011. - № 1. - С. 123 - 129.
2. Панков, Г. О политике Советского государства в отношении Русской православной церкви на рубеже 50 - 60-х годов / Г. Панков // Религия и демократия: на пути к свободе совести : сб. ст. / под ред. П. Адельгейма. - М., 1993. - Вып. 2. -С. 17 - 231.
3. Слезин, А. А. Коммунистическое «министерство молодежи» в духовной сфере жизни послевоенного советского общества / А. А. Слезин, А. А. Беляев // Политика и общество. - 2009. - № 12. - С. 30 - 34.
4. Слезин, А. А. Провинциальный комсомол в системе взаимоотношений советского государства и Русской Православной Церкви (1940-е - начало 1960-х гг.) / А. А. Слезин, А. А. Беляев // Политика и общество. - 2010. - № 1. - С. 22 - 29.
5. Шкаровский, М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: государственно-церковные отношения в СССР в 1939 - 1964 годах / М. В. Шкаровский. - М. : Крутицкое Патриаршее Подворье, 2000. - 400 с.
6. Иошкин, М. В. Атеистическая деятельность комсомола Тамбовской области в 1960-1961 гг. / М. В. Иошкин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 9, ч. 1. - С. 63-64.
7. Слезин, А. А. Тайные методы борьбы с религией в Тамбовской области на рубеже 1950 - 1960-х гг. / А. А. Слезин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 9, ч. 2. - С. 169 - 172.
8. Чеботарёв, С. А. Тамбовская епархия 40 - 60-х гг. ХХ века / С. А. Чеботарёв. - Тамбов : Изд-во ЮЛИС, 2004. - 379 с.
9. Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО). - Фонд П-1045. - Опись 1.
The Tambov Region Youth's Religious Activity in the 1950 - 1960s
M. V. Ioshkin
Department "History and Philosophy", TSTU; ioshkin. [email protected]
Key words and phrases: baptism; Christianity; religion; rituals; youth.
Abstract: On the basis of materials of the State archive of socio-political history of the Tambov region the religious activity of youth in the 1950 - 1960s is characterized. The information on all religions, their directions and trends is provided. Both official and non-registered religious communities of this period have been investigated. Preservation of religious sentiments among the representatives of the generation who lived in the Soviet conditions is considered to be one of the most peculiar features of the Soviet youth.
Die Religiöse Aktivität der Jugend des Gebietes Tambow auf der Grenze der 1950er - 1960er Jahre
Zusammenfassung: Aufgrund der Materialien des Staatlichen Archives der sozialpolitischen Geschichte des Gebietes Tambow ist die Charakteristik der religiösen Aktivität der Jugend auf der Grenze der 1950er - 1960er Jahre angegeben. Es wird die Informationen über allen Konfessionen, ihren Richtungen und den Strömungen gebracht. Es werden sowohl nict offiziell, als auch nicht registrierten religiösen Gemeinden der gegebenen Periode untersucht. Die Erhaltung der religiösen Stimmungen bei den Vertretern der Generation, in den sowjetischen Bedingungen gebildet wurde, wird als eine der spezifischen Charakteristiken der sozialen Gestalt der sowjetischen Jugend anerkennt.
Activité religieuse de la jeunesse de la région de Tambov la veille des années 1950 - 1960
Résumé: A la base des matériaux des archives de l'histoire socio-politique de la région de Tambov est donnée la caractéristique à l'activité religieuse de la jeunesse la veille des années 1950 - 1960. Est citée l'information sur toutes les concessions, leurs directions et tendances. Sont étudiées les communautés religieuses officielles et celles non enregistrées de cette période. La conservation des états d'esprit religieux des représentants de la génération formée dans les conditions soviétiques est envisagée comme un trait spécifique de l'image sociale de la jeunesse soviétique.
Автор: Иошкин Михаил Викторович - аспирант кафедры «История и философия», ФГБОУ ВПО «ТГТУ».
Рецензент: Пирожков Геннадий Петрович - доктор культурологии, кандидат исторических наук, профессор кафедры «Связи с общественностью», ФГБОУ ВПО «ТГТУ».