Научная статья на тему 'Баптизм в российских регионах. Возникновение и развитие церкви евангельских христиан-баптистов в Тамбовском крае'

Баптизм в российских регионах. Возникновение и развитие церкви евангельских христиан-баптистов в Тамбовском крае Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1393
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / БАПТИЗМ / ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ВЕРУЮЩИЙ / УБЕЖДЕНИЯ / ЦЕРКОВЬ / РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПРОПОВЕДНИК / КОНФЕССИЯ / ДЕНОМИНАЦИЯ / RELIGION / BAPTISM / EVANGELIC CHRISTIANS / RELIGIOSITY / BELIEVER / BELIEFS / CHURCH / RELIGION SCIENCE / TAMBOV REGION / PREACHER / CONFESSION / DENOMINATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Миронова Екатерина Игоревна

Статья посвящена истории возникновения и развития церкви евангельских христиан-баптистов в Тамбовском регионе, анализу причин, по которым баптистское вероучение некогда укоренилось в российской почве, а впоследствии распространилось, несмотря на длительные периоды непринятия и противоборства, и продолжает активно укореняться в лоне российской религиозной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Миронова Екатерина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Баптизм в российских регионах. Возникновение и развитие церкви евангельских христиан-баптистов в Тамбовском крае»

УДК 1:286

БАПТИЗМ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦЕРКВИ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ В ТАМБОВСКОМ КРАЕ1

© Екатерина Игоревна МИРОНОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, магистрант кафедры философии, e-mail: tania_pronina@mail.ru

Статья посвящена истории возникновения и развития церкви евангельских христиан-баптистов в Тамбовском регионе, анализу причин, по которым баптистское вероучение некогда укоренилось в российской почве, а впоследствии распространилось, несмотря на длительные периоды непринятия и противоборства, и продолжает активно укореняться в лоне российской религиозной культуры.

Ключевые слова: религия; баптизм; евангельские христиане; религиозность; верующий; убеждения; церковь; религиоведение; Тамбовская область; проповедник; конфессия; деноминация.

В нашей стране проживают представители разных национальностей и вероисповеданий, что обусловливает культурное и религиозное многообразие российского народа. Действующая Конституция РФ определяет Российскую Федерацию как светское государство. Конституция гарантирует свободу совести, свободу вероисповедания. Интерес к религии со стороны общества сейчас особенно заметен. Это связано с проводимой в настоящее время внутренней политикой государства в религиозной сфере, что привело к усилению влияния религиозного фактора в социально-культурной жизни, а также к активизации деятельности религиозных организаций по распространению своих учений. Поэтому изучение особенностей отдельных религиозных течений, распространенных на территории российского государства, грамотное и адекватное их освещение особенно значимы для современного религиоведения.

На сегодняшний момент самой крупной и влиятельной конфессией в Российской Федерации является Русская православная церковь (Московский патриархат). Другим крупнейшим направлением христианства в нашей стране является протестантизм, представляющий собой множество самостоятельных церквей и направлений.

Евангельские христиане-баптисты — основная деноминация, придерживающаяся

1 Статья выполнена в рамках проекта «Нетрадиционные религиозные движения и системы традиционных ценностей: на примере Тамбовского региона» по федеральной целевой программе «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2010-2013 гг.

баптистского вероучения на территории России и иных стран постсоветского пространства. Используемое понятие «русский баптизм», по сути, означает данную деноминацию. Поэтому для удобства изложения, согласно устоявшемуся в отечественном религиоведении подходу, термин «российский баптизм» в историческом контексте будет применяться для обозначения евангельско-баптистского движения в целом.

«История баптистов достойна описания», - так заметил однажды профессор Йельского университета Кеннет С. Латуретт [1, с. 5]. К нашей стране это замечание имеет особое отношение, поскольку, несмотря на то, что исторически баптизм существует в России полторы сотни лет, изучение его происхождения и эволюции для российского религиоведения остается актуальным. Внимание государства и восприятие народом данного религиозного течения всегда было неоднозначным и противоречивым. В связи с этим также по-прежнему актуальной остается и задача по выявлению причин, по которым баптистское вероучение некогда укоренилось в российской почве, а впоследствии распространилось, несмотря на длительные периоды непринятия и противоборства, и продолжает активно укореняться в лоне российской религиозной культуры.

Российскому баптизму дало жизнь сочетание культурно-исторических предпосылок и социально-экономических условий, сложившихся во второй половине XIX в. Среди предпосылок исследователи выделяют: кризис официальной церкви и духовные поиски в православной среде (проводят прямую ли-

нию от стригольников к баптистам), собственной логики общественного развития (народный протест против православия-самодержавия, социальные противоречия, результаты аграрной реформы), историческое и культурное влияние европейской Реформации (деятельность Библейских обществ, миссий, немецких колонистов; перевод Библии).

С 1882 г. на Тамбовщине существует Церковь евангельских христиан-баптистов как самостоятельное религиозное сообщество [2, с. 56]. Земля Тамбовская издревле славилась религиозным многоцветием. Тамбовщину называют «колыбелью духовного христианства» и религиозного диссидентства. Тамбовская область являлась одним из центров молоканства и хлыстовства, группы скопцов были зафиксированы здесь еще в начале 30-х гг. Х1Х в.

Евангельское христианство наиболее интенсивно стало развиваться на Тамбовщине с XVIII столетия. В эту эпоху Тамбовская губерния стала родиной молоканства. Народные проповедники из села Горелое Илларион Побирохин и Семен Уклеин организовали ряд общин духовных христиан-молокан, которые представляют одно из самых традиционных и самобытных направлений евангельского христианства [2]. Молоканство стало социальной почвой для возникновения евангельско-баптистского движения на Тамбовщине.

Первым обращенным в баптистскую веру на Тамбовской земле принято считать крестьянина Ивана Николаевича Малина, жителя села Донское. И.Н. Малин был членом общины молокан. В начале 80-х гг. XIX столетия он познакомился с пионером баптистского движения в России - Ильей Андреевичем Голяевым, жителем города Балашова, который впоследствии стал председателем Союза баптистов России. От него И.Н. Малин принял крещение. После обращения он начал трудится по устройству общины в селе Донское.

В 1883 г. И.Н. Малин приезжает в село Горелое, где распространяет новое учение «о Христе как о личном Спасителе, о Духе Святом как Утешителе людей»1. Первым кре-

1 Цветкова Т.М. История развития Тамбовской общины евангельских христиан-баптистов с 1895-1970 // Материалы архива Церкви евангельских христиан-баптистов г. Тамбова. 1970. С. 1.

стившимся стал молоканин Василий Андреевич Кавергин. Так в Горелом появились первые баптисты. Через десять лет их община насчитывала уже 40 человек. «Новую веру» православное окружение восприняло враждебно, собрания много раз прерывались приходом урядников, полиции и священников. Однажды во время богослужения пришедший с тремя солдатами урядник произвел обыск помещения на предмет нецензурной литературы. Ничего не найдя, они отобрали все Библии и Евангелия. Через два дня книги были возвращены, за исключением Евангелия В.А. Кавергина, которое было зарубежного издания. Оно было опечатано и отправлено в Тамбов на имя земского начальника. А самого владельца привлекли к уголовной ответственности за хранение и чтение «ерес-ной» литературы. История так описывает произошедший позже суд: уликой было опечатанное Евангелие, из которого после оглашения обвинения пришедший православный священник зачитал некоторые места, сравнивая с собственной Библией, все фрагменты совпали, после этого земский начальник прекратил заседание за недостатком улик2.

В 1903 г. от известного служителя Федора Прохоровича Балихина в реке Цна г. Тамбова принимает крещение сын И.Н. Малина -Павел Иванович Малин (1881-1949 гг.), ставший в последствии одним из самих влиятельных организаторов тамбовских общин баптистов начала XX столетия. В 1908 г. он работал на Первом Всероссийском съезде молодежи христиан-баптистов в Москве, где «стал свидетелем обсуждения великих дел Божиих, проявляющихся через юных верных слуг Христовых»3. Уже тогда его проповеди начинают печататься в изданиях Союза: в «Братском листке», № 11 за 1908 г. на первой странице помещен его труд «Слово предостережения».

В 1910 г. 13 июня было подано в полицию заявление на регистрацию общин баптистов. 10 октября того же года полицию уведомили о том, что община переходит из дома

2 Цветкова Т.М. История развития Тамбовской общины евангельских христиан-баптистов с 1895-1970 // Материалы архива Церкви евангельских христиан-баптистов г. Тамбова. 1970. С. 2.

3 Цветкова Т.М. История развития Тамбовской общины евангельских христиан-баптистов с 1895-1970 // Материалы архива Церкви евангельских христиан-баптистов г. Тамбова. 1970. С. 3.

Малиных в новый дом в центре города Тамбова на улицу Частную.

Приезжий баптистский проповедник Тимофей Резцов из Царицына описывал в 1909 г. атмосферу этих домашних богослужений в журнале «Баптист»: «Близ Тамбова, в селе Донское, были большие собрания с множеством слушателей из православных. Поток молитвы, благодарность Богу сливались в общий благоговейный гимн хвалы дивному имени Бога, Спасителя нашего. Подобные собрания проходили в селе Куксово Тамбовского уезда и в селе Рыбное Моршан-ского уезда» [3, с. 16]. По его свидетельству, собрания посещали и православные священники.

6 ноября 1911 г. при тамбовской общине была основана воскресная школа для моло-

дежи1.

Многолетний руководитель Российского союза баптистов, известный овцевод из Ставрополья Дей Мазаев вел торговые дела с тамбовским купечеством и заодно принимал участие в служении местных баптистских общин. Московский фабрикант Кирилл Савельев, управляющий имением князей Гагариных в Тульской губернии Николай Одинцов были частыми гостями тамбовских баптистов.

В июле 1917 г. в Тамбов впервые приезжает «патриарх русского баптизма» Василий Павлов (1854-1924 гг.) известный проповедник, богослов, историк. По приглашению тамбовской интеллигенции Малин и Павлов устраивали в Нарышкинской читальне серии духовно-просветительских собраний.

Около 1920 г. Малин был официально рукоположен на пресвитерское служение одним из старейших основоположников баптистского движения в России Павловым Василием Гурьевичем.

В 1923 г. П.И. Малин представил Союз баптистов СССР на Третьем Всемирном конгрессе баптистов в Стокгольме. Незадолго до этого он был избран членом Совета баптистского Союза.

Распространителями евангельской веры на Тамбовщине во второй половине XIX в. были представители высшей русской аристо-

1 Цветкова Т.М. История развития Тамбовской общины евангельских христиан-баптистов с 1895-197Q // Материалы архива Церкви евангельских христиан-баптистов г. Тамбова. 197Q. C. 2-3.

кратии. Родовое имение Петербургского графа Василия Пашкова (1832-1902 гг.) в селе Матчерка Моршанского уезда обрело всероссийскую известность не только как образец благоустроенного процветающего хозяйства, но и как очаг евангельского движения. Наряду с открытием школ, больниц, приютов, владелец имения регулярно устраивал духовно-просветительские собрания в окрестных селах и деревнях для проповеди Евангелия. Единоверцами Пашкова были родители известного наркома иностранных дел Василий и Георгина Чичерины. Их дом в центре Тамбова и большое имение в селе Покровское Козловского уезда благодаря евангельской деятельности Чичериных превратились в места христианской проповеди и благотворительности [4].

В 1924 г. в Тамбове появляется церковь Евангельского союза И.С. Проханова. Руководил ими Григорий Григорьевич Филенко. Община евангельских христиан развивалась параллельно общине баптистов.

Начало 1930-х гг. ознаменовано повсеместными репрессиями. Решением тройки ОГПУ от 22 июля 1933 г. за активную духовно-просветительскую деятельность П.И. Малин был приговорен к пяти годам высылки в районы Крайнего Севера. Но, несмотря на это, собрания баптистской общины продолжались до 1935 г. Общиной руководила Наталья Устиновна Плотникова.

Без суда и следствия в 1937 г. был расстрелян В.Ф. Березин - руководитель церкви города Рассказово, а его помощник П.В. Терехов был осужден на 10 лет лагерей, где он умер в 1942 г. Его реабилитировали посмертно в 1959 г. После их смерти обязанность руководить общиною была возложена на Терехову Антонину Трофимовну. В 1946 г. церковь была зарегистрирована и насчитывала 65 человек.

В 1958 г. А.Т. Тереховой запретили руководить общиной. Руководство общиной перешло на Желтову Анну Ивановну. А в 1959 г. община рекомендовала ее на исполнение обязанности пресвитера. До 1980 г. она исполняла обязанность руководителя общины2.

2 Цветкова Т.М. История развития Тамбовской общины евангельских христиан-баптистов с 1895-197Q // Материалы архива Церкви евангельских христиан-баптистов г. Тамбова. 197Q. C. 2-3.

В 1944 г. евангельские христиане и баптисты слились в один Союз, и в Тамбове создалась единая община, которая была зарегистрирована в феврале 1947 г. прошением 27 человек. Община собиралась на улице Широкой. С 1947 по 19З8 г. собрания проходили в доме на улице Кронштадской. Пресвитером был избран Угадов Владимир Владимирович, после - Черемухин Николай Андреевич, Горбунов Захар Михайлович, Горулько Василий Петрович, Вяткин Иван Степанович. После возвращения из ссылки в 1944 г. П. И. Малин был избран членом Президиума Всесоюзного Совета Евангельских христиан-баптистов СССР1.

В 196Q г. И.А. Малахова, участница экспедиции под руководством А. И. Клиба-нова, предпринятой в Тамбовскую область в 19З9 г., выявила динамику развития баптизма по собранным архивным данным, которые показали, что именно в послевоенные годы имел место относительный рост численности последователей данной общины: «В первом послевоенном 1946 г. группы евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) имелись в 2-х городах и 14-ти районах Тамбовской области. К лету 1947 г. на территории области насчитывалось 37 групп ЕХБ. Они имелись в З городах и 17 районах. Но уже в 1948 г. рост ЕХБ в целом по области приостановился. За весь год руководителям ЕХБ удалось создать лишь одну новую группу. На примере тамбовской общины прослеживается общая динамика развития баптизма Тамбовской области в послевоенные годы. В 1947 г. в тамбовской общине было крещено 44 новообращенных, в 1948 г. - еще 38, а дальше следует резкий спад: в 1949 г. - 8, в г. - З, в 19З1 г. -

6, в 19З2 г. - 6 и т. д. Концентрация ЕХБ наблюдалась там, где еще в начале XX в. развертывалась баптистская пропаганда. Центрами баптизма продолжали оставаться Моршанский, Тамбовский, Мичуринский районы. Показательно, что своих последователей руководители ЕХБ черпали на селе. Из общего числа последователей ЕХБ, составлявших в 1948 г. 1Q2Q человек, городских жителей было 243, а сельских 777» [З, с. 36].

1 Цветкова Т.М. История развития Тамбовской общины евангельских христиан-баптистов с 189З-197Q // Материалы архива Церкви евангельских христиан-баптистов г. Тамбова. 197Q. C. 1.

Также Малахова указывает на возрастной контингент и социальное положение в баптистских общинах: «Молодежь, как правило, оставалась в стороне от баптистского влияния, даже в пору его частичных успехов. Так, в 1948 г. 74 % состава баптистов относилось к лицам пожилого возраста. Остающиеся 26 % падали на лица среднего возраста и молодежь. Весьма показательно и то, что в 1948 г. 72 % баптистов составляли женщины. Менялся и социальный состав секты. В 1924-1926 гг. у руководства баптистской и евангельских сект на Тамбовщине стояли торговые дельцы, кулаки, кое-кто из так называемых бывших людей. Однако основную массу этих сект составляли трудовые крестьяне. Свыше 80-ти % состава баптистской и евангелистской сект приходилось на то время на бедняков и середняков. Но в среде колхозного крестьянства успех баптистской проповеди был весьма незначителен. К 1949 г. вырос в баптизме контингент инвалидов, пенсионеров, домохозяек, которые составили около 25 % участников секты. Начавшиеся с 1949 г. сокращение численности последователей баптизма происходило во все последующие годы и происходит в настоящее время, хотя и сравнительно медленно. Сейчас общая численность последователей ЕХБ в Тамбовской области составляет (округленно) 700 человек против 900 человек в 1949 г.» [5, с. 94].

Характерным является также сужение сферы территориального влияния евангельского христианства-баптизма. В 1947 г. баптистские общины были представлены в 22 районах и городах Тамбовской области. В 60-е гг. они имелись уже в 16 районах и городах области.

Малахова обращает внимание на тенденции развития баптизма, в частности исключительное преобладание женского контингента над мужским и постарение возрастного состава общины, опираясь на то, что молодежь среди евангельских христиан-баптистов Тамбовской области составляет 5-6 %, и на то, что имеются общины, состоящие почти исключительно из женщин, как, например, рассказовская община, где из 60 членов общины мужчин всего шестеро.

Существенный вклад в изучение жизни и деятельности баптистских общин в бывшем Козловском уезде (Козлов - ныне город Ми-

чуринск) внес также Э.Я. Боград в главе «Современное сектантство в Мичуринском районе», по результатам этой же экспедиции. Он отмечает, что, согласно официальной статистике 1910 г., баптизм здесь был представлен всего тремя семьями. В 1915 г., когда баптизм быстро расширял свои ряды и уже составил вторую по численности организацию среди Церквей Тамбовской губернии, на территории Козловского уезда они значились только в трех пунктах. Наибольшее распространение баптизма в Козловском уезде наблюдается в 20-е гг. XIX столетия.

Распространение «евангельской веры» среди населения Козловского уезда многим обязано проповеди тех лиц, которые, побывав в Германии во время Первой мировой войны, познакомились там с этой верой и привезли ее в Козлов. Предание уверяет, что организатор Церкви Волков Василий Федорович с вероучением баптистов ознакомился в германском плену в 1919 г. Стал членом церкви баптистов в 1921 г. в Германии. Перед отъездом из Германии, как члену общины баптистов, ему было наставление - соблюдать свою веру, проповедовать данное вероучение [6, с. 121].

В 1918 г. в село Ранино Козловского уезда прибыла т. н. «солдатская миссия», проводившая миссионерскую работу в действующей армии. В эту «миссию» входили многие проповедники баптизма, которые ставили на лугу большие палатки на 100-150 человек, в каждой палатке велась проповедь.

Одновременно в Козлов и Козловский уезд приезжали русские проповедники баптизма из Тамбова, Поволжья (Голяев). В селе Ранино пресвитером баптистской общины был А.Ф. Широбоких, который также уверовал в германском плену, в 1916 г. В России уверовали его семья и многие из соседей.

В общине появляются местные Козловские проповедники, которые выезжают и в другие уезды. Например, среди молодежи села Рассказова Тамбовского уезда проповедовал Козловский баптист Зайцев [6, с. 122].

Проповеди, очевидно, привлекали многих, о чем свидетельствуют данные о том, что в 1923-1924 гг. в Козлове на служения баптистов собиралось до 400 человек, в т. ч. множество иноверцев [6, с. 122].

В одной из бесед со старожилами Э.Я. Бограду удалось выяснить одну из при-

чин роста популярности баптистов в Козловском уезде в первые годы советской власти. Это было время обострения в Козловском уезде «классовой борьбы» между деревенской беднотой и зажиточными крестьянами. И порой эта борьба в деревне в те годы выражалась в религиозной форме, когда богатые люди находили свою опору в православии и пользовались поддержкой православных священников, а часть бедных крестьян реагировала на этот союз православной церкви с кулачеством разрывом с церковью и переходом в оппозиционный церкви баптизм. Проживавший в селе Ранино баптист, Сухарев Василий Иванович (1884 г. рождения), рассказывает: «У кого хлеба не хватало, те и шли в эту баптистскую веру. А кто побогаче, так те смеялись: «Безлюдье, нашли себе нового Бога!» [6, с. 122].

Конечно, первостепенное значение для оживления религиозной пропаганды различных религиозных течений и групп в послеоктябрьский период имели ликвидации советской властью господствующего положения православной церкви и провозглашение свободы совести. Однако период наибольшей активности баптистов в Козловском уезде относится ко времени окончания Гражданской войны, и начало его связано с переходом советской власти от политики военного коммунизма к нэпу. К 1926-1927 гг. в Козловском уезде имелось уже 10 баптистских групп, которые объединили 350 человек и входили в одну общину с центром в Козлове. В молитвенном доме собиралось до 150-200 баптистов. Во главе общины стоял совет из семи человек. Четверо из них были торговцы. Община имела широкие связи не только с Тамбовом, но Саратовом, Тбилиси.

Э. Я. Боград констатирует, что основное ядро общины баптистов Мичуринского района, их наиболее ревностные члены составляли именно те лица, которые уверовали и приняли баптистскую веру в период 19261930 гг. В эти годы развитие баптизма было связано с фактом известного оживления капиталистических элементов в городе и деревне: наибольшая половина совета Козловской общины баптистов состояла в 19261927 гг. из торговцев. Примечательно, что мичуринские баптистские проповедники враждебно отнеслись к колхозам. Пятилетний план хозяйственно-культурного строи-

тельства в годы первой довоенной пятилетки они в своих проповедях сравнивали со строительством библейской Вавилонской башни: «В Вавилоне тоже строили башню и не достроили, также и большевики начали строить свой пятилетний план и не достроят его, ибо скоро конец мира» [6, с. 123].

На протяжении 1930-х гг. состав мичуринских баптистов сильно поредел и молитвенные собрания мало кого привлекали, в эти годы заметно снизилась проповедническая активность баптистских руководителей в Мичуринске. Молитвенный дом баптистов перестал функционировать. А произошло это в связи с тем, что в СССР началась активная реализация антирелигиозной программы. Так, баптистский молитвенный дом города Мичуринска был конфискован со всем имуществом, а старейшины были сосланы в ссылку (из которой многие и не вернулись). После конфискации дома, члены Церкви начали собираться в селе Турмасово, крещение проводили в реке Каменке.

Несколько оживилась деятельность баптистских руководителей лишь в конце 1940-х гг., т. е. в послевоенное время, причем проповедь их получила отклик лишь в отдельных населенных пунктах. В Мичуринске, например, напротив, имело место сокращение числа баптистов. Если к началу 1930-х гг. численность баптистов в одном Мичуринске доходила до 150-200 человек, то в 1948 г. в селе Стаево, на станции Коче-товка и в самом городе их насчитывалось всего 62 человека (17 мужчин и 45 женщин) [6, с. 124].

В отдельных населенных пунктах наблюдалось увеличения числа баптистов в послевоенные годы (1948-1956 гг.). Материалы, собранные по Мичуринскому району показывают, что по сравнению с 1948 г. общее число баптистов в Мичуринском районе увеличилось к 1952 г. всего на 3 человека и составило 65 человек. За восемь лет, с 1952 г. по 1960 г., число баптистов увеличилось в Мичуринском районе на 34 человека. Этот рост происходил неравномерно, не во всех населенных пунктах, где имелись баптисты [6, с. 124].

Ну, что же все-таки привлекло людей принять веру Евангельских Христиан Баптистов, при каких обстоятельствах и под каким родом воздействия? Это стало известно при

собеседовании, которое проводилось с некоторыми членами турмасовской группы баптистов. Одна из активных, хотя и с небольшим стажем, турмасовских баптисток рассказала: «Раньше, бывало, я в воскресенье говорю мужу: «Пойдем в церковь». Пойдем мы и на часы смотрим - хоть бы не опоздать в театр, или спешим скорее в кино. Да что же это за вера была?! Умер муж. Восемь лет была без мужа. Двое детей осталось. Трудно было». В это время и пригласили ее баптисты на собрание, окружили вниманием и заботой, познакомили с мужчиной, который вскоре стал ее мужем. Но бывает и так. Женщина, 45 лет, малограмотная. Вопросы, связанные с религией, ее не интересовали. Но вот случилось несчастье. Муж ее оставил. Турмасовские баптисты стали советовать посещать их собрания, говорили о чистоте и нравственности членов общины. Сейчас эта женщина баптистка: «ведь баптисты не пьют, не гуляют». Она регулярно посещает собрание, чтобы Библию послушать [6, с. 126].

Таким образом созидалась баптистская Церковь в Мичуринске. Основным составом мичуринских баптистов были люди преклонного возраста. Немногочисленная молодежь, которая была среди баптистов, это в основном те, кто стал членом в результате религиозного воспитания в семье. Так, Мажный Иван Петрович (1927 г. р.), машинист депо станции Кочетовка, вступил в членство в 1943 г. Его жена (1931 г. р.) вступила в общину в 1950 г. Баптистом Мажный стал вследствие религиозного воспитания в семье. Его отец был руководителем Церкви баптистов; две сестры, живущие в других городах, также являются членами церкви ЕХБ.

Вслед за Э.Я. Боградом приходим к следующим выводам о состоянии мичуринских групп баптистов: небольшой рост Церкви, наблюдаемый в 1950-1960 гг., далеко не покрывает ее убыли даже по сравнению с ее состоянием в конце 1930-х гг.

В 1960-е гг. тамбовское объединение общин, как и всероссийский союз, переживает раскол.

В это время в Тамбовской области насчитывалось 7 зарегистрированных церквей ЕХБ, которые объединяли 470 человек. В городе Тамбове - 169 человек (пресвитер М.А. Цветков), в Мичуринске - 72 человека (пресвитер И.М. Пенин), в Моршанске - 128

(пресвитер Е.И. Путилин), в Рассказово - 49 человек (А.И. Желтова), в г. Серповое Мор-шанского района - 24 (Я.С. Новиков), в с. Рысли Моршанского района - Ф.П. Сорокин и в с. Моисеево Уваровского района - 30 (руководитель И.М. Носов) [7].

«Раскольников» в Тамбове возглавили И.Н. Числин (1927 г. р.), В.П. Решетов (1930 г. р.), в Мичуринсокм районе -

A.Ф. Широкобоких (1903 г. р.), в Моршан-ском районе - Т.Н. Просанов. Имеются данные о том, что И.Н. Числин принимал участие в знаменитом нелегальном сборе сторонников подпольного центра Совета церквей ЕХБ в Туле 14 марта 1970 г. [8].

Незарегистрированных общин в Тамбовской области в это время было пять, общей численностью 106 человек. В городе Кирсанов и п. Вячки Кирсановского района - 19 (руководитель - А.Ф. Ермаков), с. Большая Ржакса Ржаксинского района - 20 (А.П. Дроков), п. Радищево Жердевкого района - 10 (А. Татариков), в Тамбове - 35 (И.Н. Числин,

B.П. Решетов), г. Мичуринск - 22 (А.Ф. Широкобоких) [8].

Руководством Уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Тамбовской области неоднократно предпринимались попытки по объединению отделенных с регистрированными общинами ЕХБ. Привлекались руководители общин к работе по объединению, как меры воздействия применялись разъяснительные беседы, совместные молитвенные собрания. Как указано в протоколе о проводимой работе по объединению «раскольников» с «зарегистрированным обществом ЕХБ», к требованию примкнуть к зарегистрированной общине отвечали отказом, ссылаясь на неимение специального указа на то от Совета церквей ЕХБ [7, с. 3].

Политика генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Андропова в середине 1980-х была направлена на беспощадное искоренение всякого инакомыслия и религиозного диссидентства. Осенью 1984 г. с наступлением сумерек по Тамбову и области прокатилась волна обысков с целью изъятия у верующих литературы «клеветнического и антисоветского содержания». Через полгода на скамье подсудимых оказались проповедники незарегистрированных баптистских Церквей:

И. Толстопятов, И. Числин, В. Решетов, А. Пудовкин.

В 1986 г. тамбовская община ВС ЕХБ насчитывала 132 человека, пресвитером был Г.С. Мукин. В общине отделенных было 35 человек, руководителем продолжал быть И.Н. Числин. В это время в Сосновском районе образуются новые группы верующих ВС ЕХБ, под руководством З.Н. Каменской, в пгт Дмитриевка Никифоровского района -группа из 7 членов, в с. Шехмань Петровского района - 8 человек, в г. Котовске - 8 человек, в с. Подгореловка Моршанского района -9, в с. Павлодар Жердевского района - 11 (М.Е. Долженко) и группа из 9 человек [9].

В настоящее время в Тамбовской области существуют 9 зарегистрированных церквей (2 в Тамбове, в Кирсанове, Моршанске, пгт Первомайске, Кирсанове, Рассказове, Мичуринске, р. ц. Дмитриевка) и 3 группы, всего численностью 589 человек.

На базе церковных объединений в Тамбове и области работают молодежные миссии и клубы. Все церкви накопили значительный библиотечный фонд. Церковь евангельских христиан-баптистов города Тамбова более десяти лет регулярно организует тематические вечера, встречи и собрания в Домах культуры города и области. Подобные мероприятия направлены на повышение духовного и культурного уровня населения.

В первой церкви города, которая носит название «Истина» сегодня 215 членов. Большая часть - представители старшего поколения, преобладают женщины. При церкви действуют детская воскресная школа, два хора, четыре домашние группы по изучению Библии, молодежная группа изучения Библии, молодежный евангелизационный клуб. Летом проводятся детские и молодежные лагеря. Церковь организовывает помощь и посещение тюрем, интернатов, наркологического реабилитационного центра. Построено новое здание церкви, освященное в 2003 г. С момента появления до наших дней тамбовские баптисты являются активной частью Всероссийского евангельского движения и мирового христианского сообщества.

1. Цит. по Торбет Р. История баптизма на западе. Одесса, 1996.

2. История Евангельских христиан-баптистов в СССР. М., 1989.

3. Баптист. 1909. № 11.

4. Попов В.А. История баптизма на Тамбовщине // К 105-летию легализации русского баптизма. М., 2010.

5. Малахова И.А. Религиозное сектантство в Тамбовской области в послеоктябрьский период и в наши дни // Современное сектантство и его преодоление. М., 1961.

6. Боград Э.Я. Опыт изучения современного сектанства в Мичуринском районе // Современное сектанство и его преодоление. М., 1961.

7. Информация уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР «О проводимой работе в целях объединения «раскольников» с зарегистрированными об-

ществами «ЕХБ» от 9 октября 1970 г.» // ГАТО (Гос. арх. Тамбовской области). Ф. Р-5220. Д. 314. С. 1-2.

8. Сведения уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР о фактических действующих религиозных объединениях за 1973 г. // ГАТО. Ф. Р-522. Д. 326.

С. 6.

9. Уполномоченный Совет по делам религий при Совете Министров СССР. «Список сектантских формирований и групп в городах и районах области за 1986 г. // ГАТО. Ф. Р-5220. Д. 382. С. 1-3, 5-6.

Поступила в редакцию 20.04.2011 г.

UDC 1:286

BAPTISM IN RUSSIAN REGIONS. OCCURRENCE AND DEVELOPMENT OF EVANGELIC CHRISTIAN-BAPTISTS IN TAMBOV REGION

Ekaterina Igorevna MIRONOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate for Master’s Degree of Philosophy Department, e-mail: tania_pronina@mail.ru

The article is devoted to the history of occurrence and development of evangelic Christian-Baptists in Tambov region, analysis of reasons, due to which the Baptist teaching was grew strong in Russia, and consequently it spread in spite of long periods of struggle and non-acceptance, and it continues rooting in Russian religious culture.

Key words: religion, Baptism; evangelic Christians; religiosity; believer; beliefs; church; religion science; Tambov region; preacher; confession; denomination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.