Научная статья на тему 'Религиоведение, теология и религиозное образование в высшей школе Киргизстана: история и современное состояние'

Религиоведение, теология и религиозное образование в высшей школе Киргизстана: история и современное состояние Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религиоведение / теология / религиозное образование / Киргизия / religious studies / theology / religious education / Kyrgyzstan / higher education

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бочков Павел Владимирович, Осмонова Динара Аскарбековна

Статья посвящена обзору истории и современного состояния теологического, религиозного и религиоведческого образования в рамках высшей школы Киргизской Республики с момента обретения государственной независимости и до настоящего времени. Несмотря на то что теология как самостоятельная научная дисциплина еще не представлена в номенклатуре паспортов научных специальностей ВАК Киргизии в действующей редакции, вопросами теологического и религиозного образования занимается немалое количество работников науки и образования, представителей религиозных конфессий и верующих. Являясь светским государством, в то же время Киргизстан имеет весьма глубокие исламские корни, вследствие чего подавляющее большинство жителей республики, исповедуя традиционный ислам, являются мусульманами-суннитами ханафитского мазхаба матуридийского вероубеждения. Исповедуя традиционную исламскую религию, общество также проявляет достаточно устойчивый спрос на получение систематических религиозных знаний не только в рамках начального, но и высшего религиозного образования. При этом немалая часть желающих пройти обучение и стать мусульманскими священнослужителями получает религиозное образование в дальнем зарубежье. Это обстоятельство также несет ряд проблем — от вопроса государственного признания такого образования на территории республики до проблем, связанных с угрозами, исходящими от представителей исламского фундаментализма и ряда деструктивных и террористических организаций. Современная высшая школа в Киргизстане предлагает получение религиоведческих знаний в рамках соответствующей подготовки религиоведов. Кроме того, действует ряд совместных межгосударственных проектов в области теологического образования, что является основой для его поступательного развития в рамках высшей школы республики и надеждой в будущем привести к созданию паспорта научной специальности «теология» в контексте ее правового регулирования и занятия ею достойного места в области социальных и гуманитарных наук Киргизской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Бочков Павел Владимирович, Осмонова Динара Аскарбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious Studies, Theology and Religious Education in Higher Education in Kyrgyzstan: History and Current State

The article is devoted to an overview of the history and current state of theological, religious and religious studies education within the framework of higher education in the Kyrgyz Republic from the moment of gaining state independence to the present day. Even though theology as an independent scientific discipline is not yet represented in the current edition of the nomenclature of passports of scientific specialties of the Higher Attestation Commission of the Kyrgyz Republic, a considerable number of scientists and educators, representatives of religious denominations and believers are involved in the issues of theological and religious education. Being a secular state, at the same time, Kyrgyzstan has very deep Islamic roots, because of which most of the inhabitants of this republic, professing traditional Islam, are Sunni Muslims of the Hanafi madhhab of the Maturidi faith. Professing the traditional Islamic religion, society also shows a stable demand for systematic religious knowledge not only within the framework of primary but also higher religious education. At the same time, a considerable part of those who want to undergo training and become Muslim clergy receive religious education in foreign countries. This circumstance also poses several problems — from the issue of state recognition of such an entity on the territory of the republic to problems associated with threats emanating from representatives of Islamic fundamentalism and a number of destructive and terrorist organizations. Modern higher school in Kyrgyzstan offers the acquisition of religious knowledge as part of the appropriate training of secular religious scholars. In addition, the country has a number of joint interstate projects in the field of theological education, which is the basis for its progressive development within the framework of the higher education of the republic and the hope in the future to lead to the creation of a passport for the scientific specialty “theology” in the context of its legal regulation and its taking its rightful place in the field of social and human sciences of the Kyrgyz Republic.

Текст научной работы на тему «Религиоведение, теология и религиозное образование в высшей школе Киргизстана: история и современное состояние»

Бочков Павел Владимирович €>

священник, доктор теологии, профессор кафедры теологии и христианской коммуникации

E-mail: frpavel@inbox.ru

Межрегиональная академия управления персоналом

03039, Украина, Киев, ул. Фроментовская, 2

Осмонова Динара Аскарбековна В

доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой религиоведения и теологии

E-mail: osmonova.dinara@yandex.com

Киргизский национальный университет им. Жусупа Баласагына

720033, г. Бишкек, ул. Фрунзе, 547, Киргизская Республика

Религиоведение, теология и религиозное образование в высшей школе Киргизстана: история и современное состояние

Статья посвящена обзору истории и современного состояния теологического, религиозного и религиоведческого образования в рамках высшей школы Киргизской Республики с момента обретения государственной независимости и до настоящего времени. Несмотря на то что теология как самостоятельная научная дисциплина еще не представлена в номенклатуре паспортов научных специальностей ВАК Киргизии в действующей редакции, вопросами теологического и религиозного образования занимается немалое количество работников науки и образования, представителей религиозных конфессий и верующих. Являясь светским государством, в то же время Киргизстан имеет весьма глубокие исламские корни, вследствие чего подавляющее большинство жителей республики, исповедуя традиционный ислам, являются мусульманами-суннитами ханафитского мазхаба матуридийского вероубеждения. Исповедуя традиционную исламскую религию, общество также проявляет достаточно устойчивый спрос на получение систематических религиозных знаний не только в рамках начального, но и высшего религиозного образования. При этом немалая часть желающих пройти обучение и стать мусульманскими священнослужителями получает религиозное образование в дальнем зарубежье. Это обстоятельство также несет ряд проблем — от вопроса государственного признания такого образования на территории республики до проблем, связанных с угрозами, исходящими от представителей исламского фундаментализма и ряда деструктивных и террористических организаций. Современная высшая школа в Киргизстане предлагает получение религиоведческих знаний в рамках соответствующей подготовки религиоведов. Кроме того, действует ряд совместных межгосударственных проектов в области теологического образования, что является основой для его поступательного развития в рамках высшей школы республики и надеждой в будущем привести к созданию паспорта научной специальности «теология» в контексте ее правового регулирования и занятия ею достойного места в области социальных и гуманитарных наук Киргизской Республики.

Ключевые слова: религиоведение, теология, религиозное образование, Киргизия.

Для цитирования: Бочков П.В., Осмонова Д.А. Религиоведение, теология и религиозное образование в высшей школе Киргизстана: история и современное состояние // Теология: теория и практика. 2024. Т. 3. № 2. С. 93-106. DOI: 10.24412/2949-3951-2024-0130

Pavel V. Bochkov ©

Priest, Dr. Hab., ThDr., PhD., Professor of the Chair of Theology and Christian Communication

E-mail: frpavel@inbox.ru

Interregional Academy of Personnel Management

Fromentovskaya st., 2, Kyiv, Ukraine, 03039

Dinara A. Osmonova CS)

Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Department of Religious Studies and Theology

E-mail: osmonova.dinara@yandex.com

Jusup Balasagyn Kyrgyz National University

Frunze st., 547, Bishkek, Kyrgyz Republic, 720033

Religious Studies, Theology and Religious Education in Higher Education in Kyrgyzstan: History and Current State

The article is devoted to an overview of the history and current state of theological, religious and religious studies education within the framework of higher education in the Kyrgyz Republic from the moment of gaining state independence to the present day. Even though theology as an independent scientific discipline is not yet represented in the current edition of the nomenclature of passports of scientific specialties of the Higher Attestation Commission of the Kyrgyz Republic, a considerable number of scientists and educators, representatives of religious denominations and believers are involved in the issues of theological and religious education. Being a secular state, at the same time, Kyrgyzstan has very deep Islamic roots, because of which most of the inhabitants of this republic, professing traditional Islam, are Sunni Muslims of the Hanafi madhhab of the Maturidi faith. Professing the traditional Islamic religion, society also shows a stable demand for systematic religious knowledge not only within the framework of primary but also higher religious education. At the same time, a considerable part of those who want to undergo training and become Muslim clergy receive religious education in foreign countries. This circumstance also poses several problems — from the issue of state recognition of such an entity on the territory of the republic to problems associated with threats emanating from representatives of Islamic fundamentalism and a number of destructive and terrorist organizations. Modern higher school in Kyrgyzstan offers the acquisition of religious knowledge as part of the appropriate training of secular religious scholars. In addition, the country has a number of joint interstate projects in the field of theological education, which is the basis for its progressive development within the framework of the higher education of the republic and the hope in the future to lead to the creation of a passport for the scientific specialty "theology" in the context of its legal regulation and its taking its rightful place in the field of social and human sciences of the Kyrgyz Republic.

Keywords: religious studies, theology, religious education, Kyrgyzstan, higher education.

For citation: Bochkov P.V., Osmonova D.A. Religious Studies, Theology and Religious Education in Higher Education in Kyrgyzstan: History and Current State. Theology: Theory and Practice, 2024, vol. 3, no. 2, pp. 93-106. DOI: 10.24412/2949-3951-2024-0130

елью данной статьи является обобщение информации об истории становления и современном состоянии таких научных дисциплин, как религиоведение и теология, и религиозного образования в рамках высшей школы Киргизской Респу-

Научная новизна заключается в обобщении актуальных данных и сведений об истории религиоведения, теологии и религиозного образования в высшей школе Кир-гизстана по состоянию на 2024 г. Несмотря на отсутствие паспорта специальности «теология» в перечне научных специальностей ВАК Киргизской Республики, существует государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 531600 «Теология» на уровнях бакалавриата и магистратуры, который успешно реализовывается в ряде вузов республики. Кроме того, в Киргизстане существует большой запрос со стороны граждан на получение как светского религиоведческого, так и теологического конфессионально ориентированного образования.

Введение

На волне распада Советского Союза Киргизская Республика провозгласила суверенитет 31 августа 1991 г., после чего в стране приступили к государственному строительству, что отразилось на всех сферах общественной жизни, в том числе и на образовании.

Высшая школа Киргизстана своей традицией наследует советскую высшую школу и развивается синхронно с российской, часто являя полное единство по ключевым вопросам науки и образования. Это также касается и научной специальности «религиоведение». К примеру, паспорт научной специальности «философия религии и религиоведение» (шифр специальности 09.00.14), утвержденный постановлением президиума Национальной аттестационной комиссии при президенте Киргизской Республики от 30 марта 2023 г. № 126, практически идентичен российскому паспорту научной специальности 09.00.14 «Философия религии и религиоведение». В то же время необходимо отметить, что в Киргизстане наука и образование развиваются сообразно успехам, достигнутым в социально-экономической сфере страны, и, как и повсеместно на постсоветском пространстве, имеют собственные тенденции развития и проблемы [Добаев, Мавлянов, 2016. С. 27-36].

Религиозное образование в Киргизстане

Согласно статье 1 Конституции Киргизской Республики, Киргизстан является светским государством, при этом имея весьма глубокие исламские корни, вследствие чего подавляющая часть населения страны (более 80%) [Усенов] исповедуют традиционный ислам и являются мусульманами-суннитами ханафитского мазхаба матуридий-ского вероучения.

Государственное законодательство всецело гарантирует свободу вероисповедания. Закон Киргизской Республики от 16 декабря 1991 г. № 656-Х11 «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Киргизской Республике» регулирует и вопросы, свя-

Ц

занные с образованием и деятельностью религиозных организаций, в том числе и вопрос религиозного образования. В последующие годы был издан ряд законодательных и подзаконных актов, которые реформировали и существенно пополнили нормативно-правовую базу, регулирующую сферу государственно-конфессиональных отношений в целом. Так, согласно указу президента Киргизской Республики от 14 ноября 1996 г., был утвержден ряд положений, касающихся деятельности религиозных организаций, в том числе и «Временное положение о религиозном обучении» [Указ Президента Кыргызской Республики...]. В 2008 г. с целью усиления контроля за деятельностью иностранных религиозных организаций и предупреждения распространения религиозного экстремизма был принят новый закон — «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Киргизской Республике» [Закон Кыргызской Республики.]. Последовательно реализуя нормы законодательства, обеспечивающие надлежащее функционирование религиозных объединений, было принято решение о необходимости реформирования системы светского религиоведческого и религиозного образования. С этой целью в рамках «Концепции государственной политики Киргизской Республики в реи лигиозной сфере на 2014-2020 годы» [Концепция государственной политики.] в 2016 г. была разработана «Концепция реформирования религиоведческого и религиозного образования в Киргизстане». «Одной из основных целей концепции является стандартизация учебной программы религиозных образовательных организаций, принятие единой учебной программы и введение светских предметов» [35, с. 373]. Конечно же, главным образом данная концепция касалась вопроса исламского религиозного образования в Киргизстане, имеющего собственную историю становления и развития [КР-дагы Исламий диний билим..., 2019. Б. 41].

На момент разработки концепции, в 2016 г., в Киргизстане действовало «92 медресе, 10 высших религиозных учебных заведений (в Киргизстане есть 92 религиозных учебных заведения, функционирует — 71), однако ни одно из них не имеет государственной сертификации. Отсутствуют стандарты религиозного образования, учебные программы не унифицированы. В некоторых учебных заведениях обучение сводится к заучиванию сур Корана и изучению процедур культовых обрядов. Результаты аттестации религиозных учебных заведений, проведенной Духовным управлением мусульман Киргизстана в феврале 2016 года, выявили очень низкий уровень знаний у педагогических кадров, так, из 384 только у 177 (46%) преподавателей уровень знаний соответствовал предъявляемым требованиям» [Осмонова, 2016. С. 76]. Посредственный уровень подготовки существенной части преподавательского состава исламских учебных заведений рядом исследователей объяснялся прежде всего отсутствием государственной сертификации, единых стандартов религиозного образования и учебных программ.

Это положение вещей привело к тому, что религиозное образование в таком формате, по сути, являлось теологическим образованием религиозной формы и было связано прежде всего «с подготовкой религиозных кадров, обучением и распространением религии среди населения религиозными организациями. Обучение религии при несветской форме осуществляется под управлением или контролем определенной религиозной организации для узкопрофессиональной подготовки служителей культа с

целью привлечения обучаемого в религиозное объединение» [Курбанова, 2023. С. 175]. В отрыве от светской религиоведческой системы и обучения гуманитарным предметам, обязательным для высшей школы, уровень образования оставался на низком уровне. «В некоторых учебных заведениях обучение сводится к заучиванию сур Корана и изучению практики культовых обрядов. В стране лишь 20% исламских духовных служителей, по отчетам казыятов, имеют базовое религиозное образование, полученное в медресе и исламских институтах» [Кашаф, 2017. С. 166].

Ситуация изменилась в 2017 г., когда Исламский университет Киргизстана, учредителем которого является Духовное управление мусульман Киргизстана, приказом Министерства образования и науки КР № 936/1 от 7 июля 2017 г. получил лицензию на ведение образовательной деятельности в сфере образования. Таким образом, университет получил возможность выдавать своим выпускникам дипломы государственного образца. «В настоящее время в КИУ есть кафедры теологии и естествознания, арабского языка и шариата. Исламский университет Киргизстана, флагман религиозных школ Киргизстана, готовит высокообразованных священнослужителей и религиозных специалистов в области ислама. Выпускники КИУ получат диплом по «арабскому языку и шариату» по специальности ''религия в сфере религии''» [Шеров, Таиров, Жумашова, 2021. С. 374].

По оценкам исследователей, в «с 2011 по 2020 г. количество общеисламских учебных заведений достигло 114, в том числе 104 медресе, 9 институтов и 1 университет. Количество студентов превысило 8000 человек» [Там же. С. 376]. Нельзя также не упомянуть и то, что довольно большое число студентов получают религиозное образование за рубежом, в исламских вузах Ближнего Востока, Персидского залива, Северной Африки [Образование граждан КР в зарубежных исламских...]. В настоящее время уже очевидно, что исламское образование в Киргизстане требует реформирования, и это отражено и в ряде экспертных публикаций [Осмонова, 2019. С. 58-63; Курбанова, 2023. С. 430-436].

Киргизстан является многонациональным и многоконфессиональным государством. Помимо ислама, около 7% населения исповедуют православное христианство. Для духовного окормления верующих в пределах Киргизстана действует Бишкекская и Киргизстанская епархия Русской православной церкви, в составе которой пребывают около 40 приходских общин и храмов. Своих религиозных высших учебных заведений епархия не имеет, отправляя студентов для обучения в духовные учебные заведения — академии и семинарии России, Украины, Узбекистана и др.

Что же касается иных религиозных организаций, то по состоянию на 2012 г. в Киргизстане функционировали «2 церкви староверов, 4 католические общины. Активную деятельность проводят 311 религиозных организаций, из них: 49 — баптистских, 21 — лютеранских, 43 — харизматических, 53 — пятидесятнических церквей и др. религиозных течений. Кроме этого, существуют 16 протестантских организаций, 24 зарубежных христианских миссии, 14 новых религиозных движений» [Рустемова, 2013. С. 171; Маликов, 2012. С. 3]. На начало 2021 г. в Государственной комиссии по делам религий Киргизской Республики прошли учетную регистрацию 404 христианского направления, а также 12 общин бахаи, 1 иудейская и 1 буддистская общины [Концепция государствен-

ной политики.]. Несмотря на столь существенное количество различных религиозных объединений, среди них нет ни одной организации высшего религиозного образования.

Религиоведение в Киргизстане

Религиоведение в Киргизстане имеет собственную историю, начало которой ведется с возникновения «в Киргизском государственном университете межвузовской кафедры научного атеизма в 1964 г.» «и произошедшей в это же время концентрации научно-исследовательской деятельности по проблемам религии в Академии наук Киргизской ССР» [Иванова, 2017. С. 177-178]. В последующие годы религиоведение, как и повсеместно общественные науки в СССР, было встроено в государственную политику по пропаганде научного атеизма [Иванова, 2018. С. 82].

В 1995 г. Министерством образования, науки и молодежной политики Киргизской Республики был утвержден государственный образовательный стандарт, в результате которого религиоведение и культурология были объединены в один предмет, вследствие чего религиоведение стало преподаваться в составе культурологии [Лукашов, Омурова, 2009. С. 13].

В отличие от религиозного или теологического образования религиоведение — светская дисциплина, и она не конфессионально ориентирована. «Религиоведение сосредоточено на религии как социокультурном феномене, изучая ее возникновение, развитие, функционирование, взаимосвязь с другими аспектами культуры без привязки к определенной религиозной точке зрения. <...> Религиоведение оперирует логикой, разумом и научными методами, такими как исторический анализ, аналогии, сравнительное изучение и т. д. <...> Религиоведение стремится к трансляции знаний о религиях, их истории, культуре и взаимосвязи с обществом. <...> Религиоведение исследует все религиозные традиции в равной степени, учитывая их разнообразие и изменчивость» [Маматкулов, Ниязов, 2024. С. 118].

Насущная потребность в профессиональных религиоведах обусловлена необходимостью иметь специалистов, имеющих «глубокое представление о всех религиях мира и ограничение его знаниями одной религиозной традиции будет противоречить принципам мировоззренческого нейтралитета и равноудаленности от той или иной идеологии и религии» [Осмонова, 2022. С. 157-158]. В связи с этим подготовка религиоведов в рамках высшей школы должна проходить «в духе толерантности и веротерпимости, уважительного отношения к представителям других культур и конфессий, умению налаживания между ними диалога» [Там же. С. 158].

В 1998 г. в Киргизстане, в г. Бишкеке, была основана первая кафедра религиоведения, до сих пор успешно работающая в составе Института социально-гуманитарных наук Киргизского национального университета им. Ж. Баласагына. Основателем и руководителем (в 1998-2023 гг.) являлась кандидат философских наук профессор Омурова Толкун Омуровна. С 2006 г. кафедра религиоведения является выпускающей кафедрой. Студенты обучаются религиоведению согласно утвержденной образовательной программе и изучают религию с позиций академического светского религиоведения.

При этом при изучении религии используется междисциплинарный подход, благодаря чему она рассматривается с позиций философии, истории, социологии, психологии, антропологии и т. п. По состоянию на 2009 г. «в практике вузов (равно как и других светских учебных заведений) Киргизстана «религиоведение» изучается только в Киргизском национальном университете им. Ж. Баласагына, так как в Госстандарте по образованию такой предмет отсутствует. Будучи самостоятельным курсом, теперь он входит частично в ''культурологию'', где даются лишь общие сведения о религии» [Лу-кашов, Омурова, 2009. С. 13]. С 2017 г. кафедра носит наименование «религиоведения и теологии». Помимо религиоведческих курсов, студенты изучают арабский язык, благодаря чему имеют возможность более углубленного изучения исламского мира [Осмоно-ва, Бекматов, 2022. С. 220-223].

В Киргизско-Российском Славянском университете им. Б. Ельцина в 1999 г. была основана кафедра ЮНЕСКО по изучению мировой культуры и религий при содействии ООН по образованию, науке и культуре. С сентября 2023 г. кафедра была объединена с кафедрой философии и стала называться кафедрой философии и религиоведения им. академика А.Ч. Какеева. Кафедра является выпускающей, осуществляет подготовку бакалавров по направлению «религиоведение» и магистров по профилю «политика и религия» в рамках основной образовательной программы «Религиоведение».

В гуманитарном институте «Арашан» при Ошском государственном университете на факультете религиоведения, в составе которого имеется кафедра религиоведения и общеобразовательных дисциплин, ведется подготовка по специальности «теология» (среднее профессиональное; бакалавриат).

Еще одним крупным вузом, принявшим решение начать подготовку будущих религиоведов, стал Киргизско-Турецкий университет «Манас» (г. Бишкек). Кафедра религиоведения как часть факультета теологии возникла в 2011/2012 учебном году, и уже в 2015-2016 гг. состоялся первый выпуск бакалавров-религиоведов. Обучение ведется на киргизском и турецком языках и в целом «осуществляется в соответствии со стандартами, установленными Министерством образования и науки Киргизской Республики, а также в соответствии с уставом Киргизско-Турецкого университета «Манас»» [Отделение религиоведения]. Обучение в этом вузе религиоведению проходит по широкому спектру дисциплин, «связанных с религиозными науками, такими как история религий, религия и культура, философия, философия религии, психология религии, феноменология религии, мораль и ценности, антропология религии; а также по исламским дисциплинам, таким как тафсир, хадис, калам, история мазхабов, исламская юриспруденция, исламская история. Вместе с этим на кафедре преподаются общие и педагогические образовательные курсы, такие как педагогическая психология, измерение и оценка, социология образования, введение в образование, специальные методы обучения, религиозное образование, религиозное ораторское искусство, а также турецкий, киргизский, арабский и русский языки» [Там же]. Религиоведение преподается с более углубленным изучением исламских дисциплин. Выпускники имеют возможность трудоустройства в качестве преподавателей религиоведения в государственных общеобразовательных учебных заведениях при Министерстве образования и науки Киргизской

Республики, а также в государственных школах Турецкой Республики. Кроме того, выпускники могут работать в качестве специалистов в государственных и иных организациях, в том числе и муфтияте [Там же].

По состоянию на 2017 г. специальность «религиоведение» была сосредоточена в городах Бишкеке и Оше и представлена в Киргизском национальном университете имени Жусупа Баласагына, Киргизско-Турецком университете «Манас», Киргизско-Российском Славянском университете имени Б.Н. Ельцина, гуманитарном институте «Арашан» Ошского государственного университета [Иванова, 2017. С. 182].

В настоящее время востребованность религиоведов в Киргизстане достаточно очевидна, так как в программу общеобразовательных школ Киргизстана с 2022/2023 учебного года, согласно указу президента Киргизской Республики С. Жапарова, был введен предмет «история развития религий» [В школах Кыргызстана введут предмет.; Нусу-балиева, Курбанова, 2024. С. 563-571]. Еще до этого, с 2016 г., история религиозной культуры преподавалась в школах в 9-х классах в качестве экспериментальной дисциплины, сначала в 10 школах, а с 2018 г. — в 56 школах республики [Базаркулов, 2021. С. 186].

По состоянию на первую половину 2024 г. «в Киргизстане проводится подготовка специалистов по религиоведению и теологии в 9 государственных вузах республики в соответствии с утвержденными в 2021 г. Государственными образовательными стандартами по направлениям «Религиоведение» и «Теология». Основными приоритетами этих стандартов являются духовно-нравственное развитие и воспитание студентов» [Маматкулов, Ниязов, 2024. С. 117].

К большому сожалению, в Киргизской Республике нет диссертационного совета по специальности «религиоведение», что существенно сокращает темпы развития как научной дисциплины и исключает возможность подготовки профессиональных кадров высшей научно-педагогической аттестации для нужд религиоведческих научных и научно-образовательных организаций [Осмонова, 2017. С. 47]. Единичные случаи защиты степени PhD по направлению «Теология» в Киргизстане не только не решают эту проблему, но, напротив, вызывают не лишенные основания обвинения «в непрофессионализме, подлоге, профанации и дискредитации науки» [Иванова, 2018. С. 92-93].

Теология в Киргизстане

В отличие от Европы, где вся университетская система возникла в Средние века исключительно благодаря теологии и к настоящему времени имеет обширный опыт по правовому регулированию теологических факультетов в составе государственных вузов [Понкин, 2006], в Киргизстане теология находится в процессе своего становления. Во многом это обусловлено продолжающимся влиянием советского наследия в модели построения системы научных специальностей.

Теология является специальным предметом, направленным на изучение «религиозных доктрин, культов, образов религиозной жизни, фокусируясь на вероучении и внутренних аспектах религиозной практики. Теология основана на вере как основном инструменте познания религии, не прибегая к эмпирическим данным и экспериментам. Теология имеет миссию утверждения веры, подтверждения и обоснования

религиозных убеждений. Теология. углубляется в изучение одной конкретной религиозной системы, таких как исламская теология, христианская теология и т. д.» [Ма-маткулов, Ниязов, 2024. С. 118].

Начиная с первой половины 1990 гг. вопрос об организации кафедры теологии неоднократно поднимался. Не последнюю роль в этом сыграли гуманитарные, культурные и межгосударственные связи и взаимоотношения с государствами, население которых исповедует традиционный ислам суннитского толка.

«Первый факультет теологии в Киргизстане открылся в 1993 году в Ошском государственном университете. Факультет придерживается рекомендаций муфтията, что для Киргизстана актуален ислам ханафитского мазхаба матуридитской школы. Главная особенность открытых теологических учебных заведений, профинансированных Управлением по делам религий Турции, заключается в выдаче дипломов государственного образца» [Торогельдиев, 2018. С. 35].

В 2000 г. факультет теологии появился и в Арашанском гуманитарном институте при Ошском государственном университете [Иванова, 2017. С. 179]. Впоследствии факультет был переименован в факультет религиоведения.

Еще одним вузом, сумевшим реализовать проект по открытию факультета теологии (прежде всего исламоведения), стал уже упомянутый выше Киргизско-Турецкий университет «Манас»: «На основании соглашения, подписанного между Киргизстаном и Турцией 30 сентября 1995 года, было принято решение о создании факультета теологии. По решению Попечительского совета Киргизско-Турецкого университета «Манас» от 30 октября 2010 года с 2011/2012 учебного года начался учебный процесс» [Факультет теологии]. Еще один государственный вуз Киргизстана — Международный университет Киргизстана в 2015 г. открыл Высшую школу теологии с направлением подготовки бакалавров теологии [Рустемова, 2013. С. 35].

На 2017 г. лишь пять вузов Киргизстана предоставляли возможность получить специальность по направлению «Теология». Ими являлись: Киргизский национальный университет имени Жусупа Баласагына, Киргизско-Турецкий университет «Манас», Киргизский государственный университет имени И. Арабаева, Международный университет Киргизстана, Ошский государственный университет [Иванова, 2017. С. 182].

Помимо Высшей школы при Киргизском государственном университете им. И. Арабаева функционирует теологический колледж, в котором студенты приобретают среднее теологическое образование и после успешно сданных экзаменов получают диплом государственного образца. Колледж работает по экспериментальному плану, предполагается, что в будущем «учебная программа этого колледжа должна быть введена во всех медресе страны» [Шеров, Таиров, Жумашова, 2021. С. 374].

По состоянию на март 2024 г. в Киргизстане было «зарегистрировано 3436 мечетей, 51 религиозная благотворительная организация и 38 других. Есть областные казыяты, ДУМК [(Духовное управление мусульман Киргизстана)], 14 религиозных учебных заведений, в том числе Исламский университет и Исламский колледж. Функционируют 162 медресе» [Госкомрелигий озвучила количество мечетей.].

Современные угрозы, связанные с радикализацией ислама, распространение экстремистских и террористических идей среди верующих заставили обратить внимание и на специальную подготовку священнослужителей. Благодаря диалогу представителей традиционного ислама (ДУМК) и государства на базе Киргизского государственного университета им. И. Арабаева был «создан «Институт обучения и переподготовки руководящего состава ДУМК», получена лицензия Министерства образования и науки Киргизской Республики. Институт ежегодно планирует обучать 15 человек и готовить кадры для работы в ДУМК по специализированной углубленной программе, сочетающей светские и религиозные знания на базе высшего образования. Выпускники получат дипломы государственного образца с углубленным изучением религии. Государственный стандарт МОиНКР по теологии предусматривает в средних религиозных учреждениях 6 светских предметов и в высших учебных заведениях — 10» [Торогельдиева, 2018. С. 36].

Заключение

Подводя итог вышесказанному, нужно отметить, что религиоведческое, теологическое и религиозное образование в Киргизстане после обретения Киргизской Республикой независимости прошли собственный самобытный путь в рамках действующего государственного законодательства. При этом в процесс обеспечения слаженного и комплексного подхода к проблеме были вовлечены не только государственная правотворческая машина, но и широкие слои общества — религиоведы, священнослужители, общественные деятели. Кроме того, не последнее место в реализации программ по обучению в рамках высшей школы религиоведению и теологии, равно как и специальному религиозному образованию, имела опасность радикализации религиозных организаций, распространение исламского фундаментализма, которые несут несомненную угрозу как общественно-политическому устройству, так и развитию гражданского общества [Егупов, 2005]. Планомерно развивая нормативно-правовую базу и образовательную практику, следует отметить, что «государственная политика по развитию исламского образования только [в настоящее время находится] на начальном этапе, [в то же время] следует учесть, что в республике отсутствует собственная теологическая школа и мусульманская интеллигенция лишь на начальном этапе своего формирования. Это вызывает необходимость развития качественного теологического и исламского образования и дальнейшего исследования процесса формирования исламского образования в республике» [Торогельдиева, 2018. С. 40].

Как видим, несмотря на большое количество практических шагов, высшая школа Киргизстана остро нуждается в развитии собственной научной школы, издании современных учебников и учебно-методических пособий по религиоведению и теологии, углублению международных религиоведческих связей, в создании собственного диссертационного совета и паспорта научной специальности «теология». Потенциал, талантливые ученые-профессионалы и способные молодые исследователи живут и работают в Киргизстане и при соответствующей государственной поддержке как религиоведение, так и теология получат нужное и последовательное развитие.

Литература

Базаркулов С.О. Поиск обучения религии в школах Кыргызстана // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2 (87). С. 184-186.

В школах Кыргызстана введут предмет «история развития религий». URL: https://ru. sputnik. kg/20220608/kyrgyzstan-predmet-religiya-shkola-ukaz-zhaparov-1065054820.html (дата обращения: 10.06.2024).

Госкомрелигий озвучила количество мечетей и медресе в Кыргызстане. URL: https://ru. sputnik. kg/20240327/kyrgyzstan-mecheti-goskomreligiy-religiya-1083761916.html (дата обращения: 10.06.2024).

Добаев К.Д., Мавлянов А.С. Наука в Кыргызстане: основные тенденции и проблемы развития // Известия Кыргызской академии образования. 2016. № 1 (37). С. 27-36.

Егупов А.В. Исламский радикализм на постсоветском пространстве: идеологические и организационные аспекты: специальность 23.00.02 «Политические институты, процессы и технологии»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Краснодар, 2005.

Закон Кыргызской Республики от 31 декабря 2008 года № 282 «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике». URL: https://cbd.minjust.gov.kg/202498/ edition/1061634/ru (дата обращения: 10.06.2024).

Иванова И.И. Религиоведческое образование в Киргизии: зарождение, развитие, перспективы // Религия и история: материалы V Международной научно-практической конференции, Минск, 20-22 апреля 2017 года. Минск: Белорусский государственный университет, 2017. С. 177-182.

Иванова И.И. Теологические вузы Кыргызстана в системе подготовки религиоведов: из опыта религиозно-секулярной образовательной интеграции // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты: сборник статей, Владивосток, 12-14 сентября 2017 года. Выпуск 14. Владивосток: Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН, 2018. С. 78-99.

Кашаф Ш.Р. Диссеминация опыта институциональной организации исламского образования во внешнеполитическом контексте взаимодействия России, Турции и стран Центральной Азии // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 1. С. 160-172.

Концепция государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 20212026 годы. URL: https://cbd.minjust.gov.kg/430711/edition/1098958/ru (дата обращения: 10.06.2024).

КРдагы Исламий диний билим берYYHY реформалоо: жетишкендиктер жана кыйынчылыктар. Баяндама. [Geneva]: Булан институту, 2019. Б. 1-41.

Курбанова Н.У. О некоторых проблемах теологического и религиозного образования в Кыргызстане // Шамовские чтения: сборник статей XV Международной научно-практической конференции: В 2 ч., Москва, 21-25 января 2023 года. Ч. 1. М.: 5 за знания, 2023. С. 430-436.

Лукашов В.А., Омурова Т.О. Совершенствование методики преподавания религиоведения // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2009. Т. 9. № 3. С. 13-15.

Маликов К. Религиозная ситуация в Кыргызстане: анализ и перспективы развития. Бишкек, 2012.

Маматкулов Ш.И., Ниязов Б.А. Сходства и различия направлений религиоведения и теологии в высших учебных заведениях Кыргызской Республики // Современная наука: от теории к практике: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 марта 2024 года. Пенза: Наука и Просвещение, 2024. С. 116-120.

Нусубалиева Е.Ш., Курбанова Н.У. К вопросу внедрения предмета «история развития религий» в школах Кыргызстана: состояние и проблемы // Бюллетень науки и практики. 2024. Т. 10. № 2. С.563-571.

Образование граждан КР в зарубежных исламских учебных заведениях: ситуационный анализ. URL: https://prevention.kg/wp-content/uploads/2019/02/Report-Religious-Education-in-Russian.pdf (дата обращения: 10.06.2024).

Осмонова Д.А. Взаимодействие религии и образования: опыт подготовки религиоведов в КНУ им. Жусупа Баласагына // Вестник Кыргызского Национального Университета имени Жусупа Баласагына. 2022. № 1 (109). С. 156-163.

Осмонова Д.А. Реформирование исламского образования в Кыргызстане // Образование и духовная безопасность. 2019. № 1 (7). С. 58-63.

Осмонова Д.А. Состояние и перспективы мусульманского образования в Кыргызстане // Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию медресе «Галия», Уфа, 9-10 ноября 2016 года. Уфа: Издательство «Мир Печати», 2016. С. 75-79.

Осмонова Д.А. Сущность, специфика и проблемы религиоведческого образования (на примере КНУ им. Ж. Баласагына) // Образование и духовная безопасность. 2017. № 1 (1). С. 43-48.

Осмонова Д.А., Бекматов Н.К. Потенциал арабского языка в духовно-нравственном воспитании студентов-религиоведов кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2022. № 7. С. 220-223.

Отделение религиоведения. URL: https://manas.edu.kg/ru/theology/religious_studies (дата обращения: 10.06.2024).

Понкин И.В. Теологический факультет государственного университета: Европейский опыт правового регулирования. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рустемова А.Б. Роль религии в развитии современной Киргизии // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2013. № 23 (683). С. 169-175.

Торогельдиева Б.М. Государственная политика Кыргызской Республики в становлении исламского образования: состояние и тенденции // Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века: Материалы XI Международной научно-практической конференции, посвященной 230-летию ЦДУМ России, Уфа, 23-24 октября 2018 года. Уфа: Издательство «Мир Печати», 2018. С. 30-40.

Указ Президента Кыргызской Республики «О мерах по реализации прав граждан Кыргызской Республики на свободу совести и вероисповедания» от 14 ноября 1996 г. № УП 319. URL: https:// cbd.minjust.gov.kg/5-2954/edition/315541/ru (дата обращения: 10.06.2024).

Усенов А. Религиозная политика в Кыргызстане: анализ достижений и проблем. URL: https:// cabar.asia/ru/religioznaya-politika-v-kyrgyzstane-analiz-dostizhenij-i-problem (дата обращения: 10.06.2024).

Факультет теологии. URL: https://www.manas.edu.kg/ru/theology (дата обращения: 10.06.2024).

Шеров Ш.Б., Таиров К.А., Жумашова Г.С. Исламское образование Кыргызстана на пути развития // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. № 11. С. 372-377.

References

Bazarkulov S.O. Search for teaching religion in schools of Kyrgyzstan. The world of science, culture and education, 2021, no. 2 (87), pp. 184-186. (In Russian)

Concept of state policy of the Kyrgyz Republic in the religious sphere for 2021-2026. URL: https://cbd. minjust.gov.kg/430711/edition/1098958/ru (access date: 10.06.2024). (In Russian)

Decree of the President of the Kyrgyz Republic "On measures to implement the rights of citizens of the Kyrgyz Republic to freedom of conscience and religion" dated November 14, 1996 No. UP 319. URL: https://cbd.minjust.gov.kg/5-2954/edition/315541 /ru (date of access: 10.06.2024). (In Russian)

Department of Religious Studies. URL: https://manas.edu.kg/ru/theology/religious_studies (access date: 10.06.2024). (In Russian)

Dobaev K.D., Mavlyanov A.S. Science in Kyrgyzstan: main trends and development problems. News of the Kyrgyz Academy of Education, 2016, no. 1 (37), pp. 27-36. (In Russian)

Education of citizens of the Kyrgyz Republic in foreign Islamic educational institutions: situational analysis. URL: https://prevention.kg/wp-content/uploads/2019/02/Report-Religious-Education-in-Russian.pdf (access date: 10.06.2024). (In Russian)

Egupov A.V. Islamic radicalism in the post-Soviet space: ideological and organizational aspects: specialty 23.00.02 "Political institutions, processes and technologies". Abstract of the dissertation for the degree of candidate of political sciences. Krasnodar, 2005. (In Russian)

Faculty of Theology. URL: https://www.manas.edu.kg/ru/theology (access date: 10.06.2024). (In Russian)

Ivanova I.I. Religious studies education in Kyrgyzstan: origin, development, prospects. Religion and history: materials of the V International Scientific and Practical Conference, Minsk, April 20-22, 2017. Minsk: Belarusian State University, 2017, pp. 177-182. (In Russian)

Ivanova I.I. Theological universities of Kyrgyzstan in the system of training religious scholars: from the experience of religious-secular educational integration. Freedom of conscience in Russia: historical and modern aspects: collection of articles, Vladivostok, September 12-14, 2017. Issue 14. Vladivostok: Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, 2018, pp. 78-99. (In Russian)

Kashaf S.R. Dissemination of experience in institutional organization of Islamic education in terms of foreign relations between Russia, Turkey and Central Asia. State and municipal management. Scientific notes of SKAGS, 2017, no. 1, pp. 160-172. (In Russian)

Kurbanova N.U. On some problems of theological and religious education in Kyrgyzstan. Shamovsky readings: collection of articles of the XV International Scientific and Practical Conference: At 2 o'clock, Moscow, January 21-25, 2023. Part 1. Moscow: 5 for knowledge, 2023, pp. 430-436. (In Russian)

Law of the Kyrgyz Republic of December 31, 2008 No. 282 "On freedom of religion and religious organizations in the Kyrgyz Republic." URL: https://cbd.minjust.gov.kg/202498/edition/1061634/ru (access date: 10.06.2024). (In Russian)

Lukashov V.A., Omurova T.O. Improving methods of teaching religious studies Vestnik KRSU, 2009, vol. 9, no. 3, pp. 13-15. (In Russian)

Malikov K. Religious situation in Kyrgyzstan: analysis and development prospects. Bishkek, 2012. (In Russian)

Mamatkulov Sh.I., Niyazov B.A. Similarities and differences in the areas of religious studies and theology in higher educational institutions of the Kyrgyz Republic. Modern science: from theory to practice: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference, Penza, March 25, 2024. Penza: Science and Education, 2024, pp. 116-120. (In Russian)

Nusubalieva E.Sh., Kurbanova N.U. On the issue of introducing the subject "history of the development of religions" in schools of Kyrgyzstan: state and problems. Bulletin of Science and Practice, 2024, vol. 10, no. 2, pp. 563-571. (In Russian)

Osmonova D.A. Essence, specificity and problems of religious studies education (on the example of KNU named after Zh. Balasagyn). Education and spiritual safety, 2017, no. 1 (1), pp. 43-48. (In Russian)

Osmonova D.A. Interaction between religion and education: the experience of training religious scholars in KNU named after Zhusup Balasagyn. Bulletin of the KNU named after Zh.Balasagyna, 2022, no. 1 (109), pp. 156-163. (In Russian)

Osmonova D.A. Reforming of the Islamic Education in the Kyrgyz Republic. Education and spiritual security, 2019, no. 1 (7), pp. 58-63. (In Russian)

Osmonova D.A. State and prospects of Muslim education in Kyrgyzstan. Ideals and values of Islam in the educational space of the 21st century: Materials of the International scientific and practical conference dedicated to the 110th anniversary of the Galia madrasah, Ufa, November 9-10, 2016. Ufa: Publishing House "Print World", 2016, pp. 75-79. (In Russian)

Osmonova D.A., Bekmatov N.K. The potential of the Arabic language in the spiritual and moral education of students of religious studies of the Kyrgyz national university named after Zhusup Balasagyn. Science, New technologies and Innovations in Kyrgyzstan, 2022, no. 7, pp. 220-223. (In Russian)

Ponkin I.V. Theological Faculty of the State University: European experience of legal regulation. Moscow: Publishing House of the Orthodox St. Tikhon's Humanitarian University, 2006. (In Russian)

Reforming Islamic religious education in the Kyrgyz Republic: achievements and challenges. Report. Geneva: Bulan Institute, 2019. P. 1-41. (In Kyrgyz)

Rustemova A.B. Status of Religious Ideology in Modern Kyrgyzstan. Vestnik of Moscow State Linguistic University, 2013, no. 23 (683), pp. 169-175. (In Russian)

Sherov, Sh., Tairov, K., & Zhumashova, G. Islamic Education of Kyrgyzstan on the Way of Development. Bulletin of Science and Practice, 2021, vol. 7, no. 11, pp. 372-377. (In Russian)

The State Committee for Religions announced the number of mosques and madrassas in Kyrgyzstan. URL: https://ru.sputnik.kg/20240327/kyrgyzstan-mecheti-goskomreligiy-religiya-1083761916.html (access date: 10.06.2024). (In Russian)

The subject "history of the development of religions" will be introduced in schools in Kyrgyzstan. URL: https://ru.sputnik.kg/20220608/kyrgyzstan-predmet-religiya-shkola-ukaz-zhaparov-1065054820. html (access date: 10.06.2024). (In Russian)

Torogeldieva B.M. State policy of the Kyrgyz Republic in the development of Islamic education: state and trends. Ideals and values of Islam in the educational space of the 21st century: Materials of the XI International scientific and practical conference dedicated to the 230th anniversary of the Central Spiritual Educational Institution of Russia, Ufa, October 23-24, 2018. Ufa: Publishing House "Print World", 2018, pp. 30-40. (In Russian)

Usenov A. Religious policy in Kyrgyzstan: analysis of achievements and problems. URL: https://cabar. asia/ru/religioznaya-politika-v-kyrgyzstane-analiz-dostizhenij-i-problem (access date: 10.06.2024). (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.