Научная статья на тему 'ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КЫРГЫЗСТАНА НА ПУТИ РАЗВИТИЯ'

ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КЫРГЫЗСТАНА НА ПУТИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / КЫРГЫЗСТАН / ИСЛАМ / МЕДРЕСЕ / КОНЦЕПЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИСЛАМСКИЙ ИНСТИТУТ / ПРЕДМЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шеров Шайырбек Бийжанович, Таиров Кубанычбек Абдилазизович, Жумашова Гулзада Султановна

В статье рассматривается развитие исламского религиозного образования в истории Кыргызстана за последние 30 лет. Согласно исследованию, религиозное исламское образование делится на 3 этапа: первый этап - 1991-2000 гг.., второй этап - 2000-2006 гг.., третий этап - 2006-2010 гг.. и четвертый - 2011-2020 гг. Проанализированы особенности развития исламского образования на каждом этапе. Кроме того, был проанализирован процесс реализации принятой Правительством концепции «Реформы религиозного образования и религиоведения». Были освещены попытки Комиссии по делам религий и Духовного управления мусульман включить светские предметы в учебные программы медресе и институтов. В течение 30 лет предмет «История религиозной культуры» вводился в средних школах в пилотном режиме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шеров Шайырбек Бийжанович, Таиров Кубанычбек Абдилазизович, Жумашова Гулзада Султановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAMIC EDUCATION OF KYRGYZSTAN ON THE WAY OF DEVELOPMENT

The article examines the development of Islamic religious education in the history of the Kyrgyz Republic over the past 30 years. According to the study, religious Islamic education is divided into 3 stages: the first stage - 1991-2000, the second stage - 2000-2006, the third stage - 2006-2010, and the fourth - 2011-2020. The features of the development of Islamic education at each stage are analyzed. In addition, the process of implementation of the concept of “Reform of religious education and religious studies” adopted by the Government of Kyrgyzstan was analyzed. The attempts of the Commission on Religious Affairs of the Kyrgyz Republic and the Spiritual Directorate of Muslims of Kyrgyzstan to include secular subjects in the curricula of madrasahs and institutes were highlighted. For 30 years, the subject “History of Religious Culture” has been introduced in secondary schools on a pilot basis.

Текст научной работы на тему «ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КЫРГЫЗСТАНА НА ПУТИ РАЗВИТИЯ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72

УДК 372.82 https://doi.org/10.33619/2414-2948/72/48

ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КЫРГЫЗСТАНА НА ПУТИ РАЗВИТИЯ

©Шеров Ш. Б., ORCID: 0000-0002-7221-6906, канд. ист. наук, Баткенский государственный университет, г. Баткен, Кыргызстан, [email protected] ©Таиров К. А., ORCID: 0000-0003-3735-7479, Баткенский государственный университет,

г. Баткен, Кыргызстан, kuban [email protected] ©Жумашова Г. С., канд. ист. наук, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, nilu [email protected]

ISLAMIC EDUCATION OF KYRGYZSTAN ON THE WAY OF DEVELOPMENT

©Sherov Sh., ORCID: 0000-0002-7221-6906, Ph.D., Batken State University, Batken, Kyrgyzstan, [email protected] ©Tairov K., ORCID: 0000-0003-3735-7479, Batken State University, Batken, Kyrgyzstan, kuban [email protected] ©Zhumashova G., Ph.D., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, nilu [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается развитие исламского религиозного образования в истории Кыргызстана за последние 30 лет. Согласно исследованию, религиозное исламское образование делится на 3 этапа: первый этап — 1991-2000 гг.., второй этап — 2000-2006 гг.., третий этап — 2006-2010 гг.. и четвертый — 2011-2020 гг. Проанализированы особенности развития исламского образования на каждом этапе. Кроме того, был проанализирован процесс реализации принятой Правительством концепции «Реформы религиозного образования и религиоведения». Были освещены попытки Комиссии по делам религий и Духовного управления мусульман включить светские предметы в учебные программы медресе и институтов. В течение 30 лет предмет «История религиозной культуры» вводился в средних школах в пилотном режиме.

Abstract. The article examines the development of Islamic religious education in the history of the Kyrgyz Republic over the past 30 years. According to the study, religious Islamic education is divided into 3 stages: the first stage — 1991-2000, the second stage — 2000-2006, the third stage — 2006-2010, and the fourth — 2011-2020. The features of the development of Islamic education at each stage are analyzed. In addition, the process of implementation of the concept of "Reform of religious education and religious studies" adopted by the Government of Kyrgyzstan was analyzed. The attempts of the Commission on Religious Affairs of the Kyrgyz Republic and the Spiritual Directorate of Muslims of Kyrgyzstan to include secular subjects in the curricula of madrasahs and institutes were highlighted. For 30 years, the subject "History of Religious Culture" has been introduced in secondary schools on a pilot basis.

Ключевые слова: религия, Кыргызстан, ислам, медресе, концепция, образование, Исламский институт, предмет.

Keywords: religion, Kyrgyzstan, Islam, madrasah, concept, education, Islamic institute, subject.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72

В последнее время в Кыргызстане в процессе формирования гражданского общества с резким повышением количества верующего населения, нехваткой кадров мусульманских священнослужителей назрела острая необходимость создания системы религиозного образования. Как результат этой потребности образованы исламские учебные заведения: Кыргызский исламский университет, исламские институты, медресе. Количество учащихся, в которых постоянно растет. Однако основной проблемой исламского образования является отсутствие в учебных программах отдельных предметов (светских) не религиозного характера. Это происходит из-за спонтанного развития религиозного образования, и как общественное явление оно вызывает нарекания и негативную реакцию у населения. Поэтому в данной ситуации очень важно дать ему правильную оценку. В настоящее время одной из основных проблем религиозного образования являются правильное понимание смысла религии, способность объективно оценить, научно проанализировать противоречия и субъективные факторы, и предложение научных рекомендацией в решении данных проблем.

Научное исследование религиозного образования состоит в изучении состояния и проблем исламских образовательных заведений, в повышении их уровней посредством реформы и не допущении противостояний. Сегодня Кыргызстан по количеству религиозных учебных заведений лидирует среди постсоветских центрально-азиатских республик [1].

Если до 1991 г. в Республике не было ни одного религиозного учебного заведения, то по данным Государственной комиссии при Правительстве по делам религий за 2020 г., в Республике функционируют 114 медресе и 9 высших исламских учебных заведений. Общее количество учащихся в религиозных учебных заведениях, обучающихся по исламскому направлению составляет более 8000 человек [2].

Как видно, одним из признаков возрождения исламской религии явилось повышение количества исламских учебных заведений и количество обучающихся в них. Однако в настоящее время наблюдаются значительные недостатки и нерешенные проблемы в качестве религиозного образования: учебные планы и программы не соответствуют требованиям государственного стандарта.

В 1991 г. был принят Закон Киргизской Республики "О свободе вероисповедания и религиозных организациях" и впервые была законодательно провозглашена и закреплена свобода вероисповедания, была упрощена процедура образования религиозных учреждений и получение религиозного образования. Одним из существенных положений закона явилось распространение на служителей культа норм трудового законодательства и прав собственности. Со дня принятия вышеупомянутого закона нормативно-правовая база перетерпела ряд изменений. 14 ноября 1996 г. были утверждены: «Временное положение о регистрации религиозных организаций», «Временное положение о регистрации миссий зарубежных религиозных организаций и лиц иностранного гражданства, прибывающих в Киргизскую Республику с целью религиозной деятельности» и «Временное положение о религиозном обучении» [3].

Однако чрезмерный либерализм вышеотмеченного закона привел к принятию в 2008 г. нового Закона Киргизской Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» более ужесточенного. Основной целью закона является предупреждение религиозно-экстремистских противоречий, усложнение государственной регистрации религиозных учреждений и организаций, регулирование правил паломничества и т. д.

В сентябре 2015 г. правительство Кыргызстана создало рабочую группу в Министерстве образования и науки для разработки «Концепции реформы религиозного образования и религиоведения» [4]. В конце 2016 г. концепция была готова, и Государственная комиссия по

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72

делам религий вынесла концепцию на общественное обсуждение и провела встречи в Бишкеке и Оше [5].

По мнению экспертов, участвовавших в разработке концепции, в отличие от Египта, Пакистана, Саудовской Аравии и даже Турции, Кыргызстан является многонациональным, многоконфессиональным, демократическим и светским государством. В связи особенности нашего общество от религиозных служителей страны, требуется не только глубокое знание религии, но и общие знания в области социальных и гуманитарных наук. Они должны хорошо понимать принципы светского государства и демократические ценности. Потому что в будущем они будут играть ключевую роль в соединении государства и религии. Одной из основных целей концепции является стандартизация учебной программы религиозных образовательных организации, принятие единой учебной программы и введение светских предметов.

После введения единой учебной программы для всех постепенно будут добавляться светские уроки. Восемь предметов будут включены в медресе, а десять предметов — в религиозные университеты, перечень которых уточнен: математика, география, кыргызский язык, русский язык. язык, теория права, иностранный язык, история и обществоведение.

В ответ на требования Совета безопасности о повышении качества светского и религиозного образования Государственная комиссия по делам религий, Муфтият и Министерство образования и науки открыли богословский колледж в Киргизском государственном педагогическом университете им. Ишенаалы Арабаева в качестве пилотного проекта. Наряду с религиозным образованием, например, в современных медресе, здесь преподаются светские предметы. Этот колледж начал функционировать как модель интеграции религиозного и светского образования. Подростки после 9 класса по окончании экзамена студенты получают диплом государственного образца. Колледж работает по экспериментальному плану, и постепенно учебная программа этого колледжа должна быть введена во всех медресе страны [5].

Исламский университет Кыргызстана, учрежденный Муфтиятом, получил лицензию на ведение образовательной деятельности в сфере образования 7 июля 2017 г. приказом Министерства образования и науки КР №936/1. На основании лицензии Исламский университет Кыргызстана выдает выпускнику государственный диплом. В настоящее время в КИУ есть кафедры теологии и естествознания, арабского языка и шариата. Исламский университет Кыргызстана, флагман религиозных школ Кыргызстана, готовит высокообразованных священнослужителей и религиозных специалистов в области ислама. Выпускники КИУ получат диплом по «арабскому языку и шариату» по специальности «религия в сфере религии». Также работают во всех сферах религии, а также в университетах и посольствах, проводят религиозную пропаганду и вносят свой вклад в нашу страну.

Духовный управления мусульман Кыргызстана приложило большие усилия для реализации решений, принятых на заседании Совета обороны в 2014 г., для повышения качества религиозного образования, интеграции и распространение светского и религиозное образование. В октябре этого года Муфтият начал первое партнерство с общественным фондом АВЕП. Общественный фонд запустил первый в Кыргызстане проект «Медресе — профессиональное обучение в сельской местности», цель которого — обеспечить профессиональное образование, профессиональную подготовку и оказать студентам достойное место в обществе.

Первоначально для учителей медресе был организован ряд тренингов, посвященных методам преподавания, правилам управления и способам привлечения инвестиций или

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72

поддержки учреждения. С начала 2015 г. выбор медресе, расположенных в Чуе и Бишкеке, с учетом географических и основных условий, привел к отбору 5 медресе. Избранные медресе: Медресе Абдуллы бин Масуда, г. Бишкеке; Исламский институт «Коран-Нуру», г. Кара-Балта; Медресе Нур аль-Ислам, г. Токмок; Медресе Абдуллы бин Аббаса, село Арашан; Медресе Равза район Сокулук.

В зависимости от своего географического положения в проекте принимали участие 25 медресе из Чуйской и Бишкекской областей, с учетом того, что студенты из медресе, расположенных рядом с каждым медресе, также смогут учиться. Выбранных медресе, четыре профессии были выбраны как наиболее популярные в рынке труда. Эти профессии: «Повар», «шитье», «сварка» и «электрик» [3].

Пандемия COVID-19 стала одним из крупнейших сбоев в истории системы образования. Он влиял более 190 стран и 1,6 миллиарда учащимся [2].

11 марта 2020 г. Всемирная организация здравоохранения объявила о пандемии COVID-19 и ее глобальном распространении. 12 марта правительство Кыргызстана объявило о запрете массовых мероприятий. C 16 марта детские сады, школы и вузы страны закрыли на карантин и перевели на онлайн-обучение. В связи с пандемией корона вируса и объявленным в стране чрезвычайным положением, режимами чрезвычайной ситуации в некоторых районах ученики школы были вынуждены в четвертом квартале учиться на дому. Для реализации онлайн обучение Министерство образования и науки КР начало переводить учебные материалы в электронный формат и предоставлять их ученикам через телевидение и Интернет. Всего над видео уроками работали более 200 учителей. Занятия транслировались на каналах «Илим билим», «5 канал», «Санат», «Пирамида». Видео уроки, электронные книги, расписание ТВ уроков, дополнительная литература, задания, развивающие игры и тесты загружено на портал oku.edu.gov.kg. Также размещен в приложении «МЕГА 24». Кроме того, было возможности учиться на источниках kitep.edu.gov.kg, lib.kg, www.ibilim.kg, www.testing.kg и т. Обратная связь со школьниками осуществлялась через приложения Zoom, Google classroom, Telegram, WhatsApp [2].

Во время пандемии более 8000 подростков, обучающихся в 114 религиозных исламских учебных заведениях, не было создана как созданные для государственных учебных заведений платформу, веб-сайт, теле образование и т. д. Полностью прервана преподавание гражданских и религиозных предметов в медресе, исламских институтах, где общественные предметы редко включаются в образовательные программы. Это означает, что право на образование более 8000 студентов в стране было нарушено. Следует отметить, что трудоустройство выпускников религиозных учебных заведений стало серьезной проблемой, поэтому большинство студентов — это дети из малообеспеченных семей.

Новые общественно-политические ситуации и демократические процессы в республике изменили отношение к религии и религиозным образовательным учреждениям. Изменился и их юридический статус, возрос авторитет и влияние в разные стороны общественной жизни. За 30 лет возросло их число, и пройдены несколько основных этапов развития:

-первый этап: 1991-2000 гг. В эти годы за счет вакфов иностранных и местных религиозных людей образовано 17 медресе, 3 Исламских института. Однако качество образования было очень низким, преподавались только религиозные предметы;

-второй этап: 2000-2006 гг. На этом этапе образовано 30 медресе, 4 Исламских института и Кыргызский исламский университет. В эти годы для Исламского университета,

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72

Исламским институтам и медресе со стороны Духовного управления мусульман Кыргызстана была разработана специальная учебная программа, включающая светские предметы, хотя они не соответствовали государственному стандарту;

—третий этап: 2006-2010 гг. В этот период количество Высших исламских заведений достигло 9, а количество медресе увеличилось до 57. Сегодня Кыргызстан лидирует по количеству религиозных учебных заведений среди центрально-азиатских республик. С увеличением количества Исламских институтов и медресе в стране усиливаются попытки интеграции светского и религиозного образования. В этом направлении Министерством образования и науки, Фондом Евразия Центральной Азии, Духовным управлением мусульман Кыргызстана и независимыми экспертами были разработаны концепции по введению в школьную программу предмета «религиоведения». Кроме этого, в этот период Муфтиятом разработано специальное Положение и Учебная программа по налаживанию работы дааватистов и их подготовке;

-четвертый этап: С 2011 г. по 2020 г. количество обще исламских учебных заведений достигло 114, в том числе 104 медресе, 9 институтов и 1 университет. Количество студентов превысило 8000 человек. На этом этапе была принята «Концепция реформы религиозного образования и религиоведения». Одним из ее успехов стало внедрение в пилотных школах «История религиозной культуры». По инициативе Государственная комиссия по делам религий, Муфтията и Министерство образования и науки открылся богословский колледж в Киргизском государственном университете им. И. Арабаева в качестве пилотного проекта. Кроме того, Исламский университет Кыргызстана, учрежденный Муфтиятом, получил лицензию на ведение образовательной деятельности в сфере образования 7 июля 2017 г. приказом Министерства образования и науки КР.

Исходя из анализа проблем и состояния исламского религиозного образования в Киргизской Республике и их совершенствования попытаемся предложить следующие практические рекомендации:

-Через аккредитование, лицензирование и стандартизацию учебных образовательных программ Исламских религиозных учебных заведений сократить их количество;

-При организации современного исламского образования необходимо формировать систему, охватывающую национальные особенности, культуру, традиционную религию (ханафизм) и адаптировать к жизни гражданское общество;

-В высших и средних религиозных учебных заведениях на основе всемирной практики делить на специализированные направления предметы: исламское право, правоведение, арабский язык, исламская цивилизация и т. д.;

-В создании институтов, основанных на современных исламских идеях, поддержать деятельность официально зарегистрированных исламских учебных центров, советов мусульманских ученых групп, анализирующих задачи религиозного образования;

-Для решения проблем в кругу религиозного исламского образования создать совет, состоящий из исследователей высшей квалификации, религиоведов, правоведов, социологов, религиозных и общественных деятелей;

-Присоединив в правовое пространство Кыргызской Республики формирующиеся исламское образовании необходимо интегрировать в него светские дисциплины и по потребности Муфтията и региональных религиозных организаций создать механизм разделения выпускников высших исламских учебных заведений;

-Для онлайн обучения в религиозных учебных заведениях, создать платформ вебсайтов, теле образование и т. д.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72

Список литературы:

1. Шеров Ш. Б. Формирование религиозно-исламского образования в Кыргызстане: состояние и проблемы // Известия вузов Кыргызстана. 2018. №4. С. 119-122.

2. Текущий архив ГКДР КР на 1 январь 2021 г.

3. Указ Президента Кыргызской Республики «О мерах по реализации прав граждан Кыргызской Республики на свободу совести и вероисповедания». 1996. 14 нояб. №УП. 319.

4. Концепция «Религиозной политики Кыргызской Республики сфере на 2014-2020 гг.» Утвержденным Указом Президента КР от 14 ноября 2014 года №203.

5. Религиозное образование в Кыргызстане: медресе нуждаются в срочной реформе. Доклад Булан института инноваций для укрепления мира. Бишкек. 2017. С. 10-12.

References:

1. Sherov, Sh. B. (2018). Formirovanie religiozno-islamskogo obrazovaniya v Kyrgyzstane: sostoyanie i problemy. Izvestiya VUZov Kyrgyzstana, (4), 119-122. (in Russian).

2. Tekushchii arkhiv GKDR KR na 1 yanvar' 2021 g. (in Kyrgyz).

3. Ukaz Prezidenta Kyrgyzskoi Respubliki "O merakh po realizatsii prav grazhdan Kyrgyzskoi Respubliki na svobodu sovesti i veroispovedaniya" (1996). 14 noyab. № UP. 319. (in Kyrgyz).

4. Kontseptsiya "Religioznoi politiki Kyrgyzskoi Respubliki sfere na 2014-2020 gg." Utverzhdennym Ukazom Prezidenta KR ot 14 noyabrya 2014 goda № 203. (in Kyrgyz).

5. Religioznoe obrazovanie v Kyrgyzstane: medrese nuzhdayutsya v srochnoi reforme. Doklad Bulan instituta innovatsii dlya ukrepleniya mira (2017). Bishkek, 10-12. (in Kyrgyz).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 10.09.2021 г. 14.09.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Шеров Ш. Б., Таиров К. А., Жумашова Г. С. Исламское образование Кыргызстана на пути развития // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №11. С. 372-377. https://doi.org/10.33619/2414-2948/72/48

Cite as (APA):

Sherov, Sh., Tairov, K., & Zhumashova, G. (2021). Islamic Education of Kyrgyzstan on the Way of Development. Bulletin of Science and Practice, 7(11), 372-377. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/72/48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.