новниками и правоохранительными органами, а также одними группами мусульманского духовенства против других).
Эта запретительная деятельность в отношении ваххабизма сочетается с поощрением «традиционного» ислама: развитием исламской инфраструктуры (строительством мечетей, разбивкой мусульманских кладбищ, созданием сети средних и высших религиозных учебных заведений с выдачей дипломов государственного образца и т.п.); организацией и частичным финансированием паломничества к святым местам ислама; публикацией исламской литературы распространенных в России мазхабов (толков, направлений) - ханафитского и шафиитского, - одним словом, с гарантированной реализацией для российских мусульман принципа свободы совести. И в богатой палитре российских «фрагментов» ислама есть группы «единобожников» (араб, муваххидун), которых называют «ваххабитами». Вполне вероятно, что когда-нибудь и их станут называть «традиционными мусульманами»... Однако полагать, что в этой области все проблемы уже решены, было бы преждевременно. Пожалуй, главная проблема здесь - отсутствие должного взаимопонимания и, соответственно, сотрудничества между экспертным сообществом востоковедов и исламоведов, религиозными объединениями, правозащитными организациями, правоохранительными органами.
«Двадцать лет религиозной свободы в России».
М., Мос. Центр Карнеги, 2009, с. 262-287.
В. Зорин, А. Рудаков,
политологи
РЕЛИГИИ И КОНФЕССИИ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
В Приволжском федеральном округе насчитывается 58 конфессий. Часть из них являются мировыми религиями - это христианство, ислам. Эти религии наиболее крупные по численности и имеют более развитую по сравнению с другими конфессиями организационную структуру и материальные возможности.
Большую часть верующего населения региона составляют христиане. Основная масса христиан придерживается православного направления этой религии и является сторонниками самой крупной на территории региона религиозной организации - Рус-
ской православной церкви. Православные преобладают среди верующих в подавляющем большинстве субъектов РФ, входящих в состав Приволжского федерального округа. Отличной является ситуация лишь в Татарстане и Башкортостане: прихожане Русской православной церкви и мусульмане составляют примерно равные по численности группы населения. К Русской православной церкви относится большинство русских, мордвы, марийцев, удмуртов, коми-пермяков, чувашей, кряшен, бесермян, а также проживающих в ПФО украинцев и белорусов. От Русской православной церкви в XVII и XX вв. откололся ряд конфессиональных групп, которые тем не менее не отдалились существенно от православия в своей догматике. К группам, отделившимся в XX в. и существующим на территории ПФО, относятся сторонники «истинно православной церкви», «истинно православные христиане», последователи Российской православной церкви (бывшей Российской православной свободной церкви) и Христианской православной независимой поместной церкви. Все эти группы очень малочисленны и состоят преимущественно из русских. Гораздо многочисленнее в Приволжском федеральном округе старообрядцы. Старообрядцы делятся на поповцев и беспоповцев, и каждая их этих ветвей достаточно широко представлена в Поволжье. Среди старообрядцев подавляющее большинство - русские, однако есть и представители других народов, к примеру удмурты, чуваши и др. В Приволжском федеральном округе имеется и небольшое число последователей разных маргинальных групп, которые в разное время отделились от православия и далеко отошли от основ его вероучения и общехристианской догматики в целом. К этим группам относятся сторонники Богородичного Центра, официально известного под названием Православной церкви Божией Матери «Державной» (Кировская, Нижегородская, Саратовская, Оренбургская области, Башкортостан), трезвенники-чуриковцы (Пензенская область), молокане (Оренбургская и Самарская области).
Помимо православия в Приволжском федеральном округе имеются и такие направления христианства, как монофизитство, католицизм и протестантизм. Сторонники католицизма встречаются во всех областях ПФО. Этническими католиками на территории Приволжского округа являются поволжские немцы, люди с польскими, литовскими, западноукраинскими корнями. В регионе распространено и значительное число различных протестантских
конфессий. Спецификой ситуации вокруг религиозных организаций протестантского типа в целом по России является то, что по количеству зарегистрированных религиозных объединений и организаций, зарегистрированных в стране, на первом месте находится Русская православная церковь, а на втором месте - протестантские организации. В Приволжском федеральном округе также налицо эти общероссийские тенденции: протестанты представлены довольно широко и активно развиваются. Но, несмотря на большое число разнообразных протестантских конфессий, совокупная численность всех их последователей сравнительно невелика в ПФО.
В Приволжском федеральном округе второй по численности приверженцев религией является ислам. По некоторым экспертным оценкам, в округе сосредоточено свыше 40% всех мусульман России. Как уже отмечалось, в Татарстане и Башкортостане ислам наряду с православием занимает преобладающие позиции. Мусульмане составляют значительную часть населения и в других субъектах Приволжского федерального округа. К примеру, в Оренбургской области они образуют не менее :/7 части населения, в Ульяновской области свыше - %, немало их в Пермской, Саратовской, Самарской областях, Удмуртии, есть они и в других субъектах Федерации.
Подавляющее большинство приверженцев ислама в округе, как и в стране в целом, придерживаются его суннитского направления. Шиитами частично являются живущие в некоторых городах и регионах азербайджанцы. Из четырех мазхабов (богословско-правовых школ) суннизма в Приволжском федеральном округе представлена в основном ханафитская школа (в Татарстане, Башкортостане, Мордовии, Пермском крае и др.). Ислам в Приволжском федеральном округе исповедуют главным образом живущие в нем татары, башкиры, казахи, азербайджанцы, узбеки, а также очень небольшие группы расселенных по соседству с татарами удмуртов, марийцев и чувашей.
Особенностью последних лет стало то, что в результате активной прозелитической деятельности исламистов в отдельных населенных пунктах некоторых республик и областей округа появились представители ваххабизма, относящегося к консервативной ханбалитской школе (Татарстан, Башкортостан, Мордовия, Пермский край и ряд других мест).
Все остальные религии, распространенные в ПФО, имеют лишь очень небольшое число сторонников. Иудаизм, исповедуемый верующими евреями, представлен в основном в крупных городских центрах региона. Большинство живущих в ПФО иудаи-стов придерживаются ортодоксальной ^ормы иудаизма (Самара, Нижний Новгород, Пермь, Ульяновск, Йошкар-Ола и др.), но есть и прогрессивные иудаисты (Самара, Пермь, Пенза, Ульяновск), а также иудаисты-хасиды (Саратов, Киров, Нижегородская область).
В последние годы в результате миссионерской деятельности в регионе появились небольшие группы буддистов (махайонисты, ламаисты), индуистов и даосистов. Появление последователей этих религиозных течений является нехарактерным для Приволжского округа.
В округе за последние годы появились организации, представляющие все направления индуизма, в том числе имеющие маргинальный характер и принадлежащие к так называемому неоиндуизму. Особенностью подобных организаций является то, что, несмотря на небольшое число активных членов, организации имеют достаточно разветвленную сетевую составляющую. К примеру, Международное общество сознания Кришны, число последователей которого составляет до сотни человек в той или иной ячейке, имеет свои представительства в более чем в 20 городах Поволжья.
Существенно выделяются по сравнению с другими культами по числу последователей так называемые «новые религии», среди которых Церковь сайентологии, сторонники культа Анастасии, учения Рерихов, а также четыре синкретических культа.
Исламская умма
в Приволжском федеральном округе
Оценивая в самом общем виде ситуацию в мусульманской общине России, мы уже отметили, что усилия государственных органов, которые были направлены на налаживание диалога и взаимодействия исламских Духовных управлений мусульман (в первую очередь Центрального Духовного управления мусульман России и европейской части СНГ, с одной стороны, и Духовного управления мусульман европейской части России и Совета муфтиев России - с другой), на прекращение распрей и разногласий, создание предпосылок для проведения объединительного съезда ДУМов и выборов Верховного муфтия России, не дали
сколько-нибудь ощутимых результатов. Отсутствие единства в мусульманской общине страны создает благоприятные возможности для расширения своего влияния различного рода радикальных и экстремистских направлений нетрадиционного для России толка ислама.
Ситуация в исламском сообществе на территории Приволжского федерального округа не является исключением. Несмотря на то что подавляющее большинство мусульманского населения округа сторонники ханафитского мазхаба и таким образом в догматическом отношении представляют собой единое целое, в организационном плане мусульмане ПФО в настоящее время разъединены. Часть из них подчиняется Центральному Духовному управлению мусульман России (ЦДУМ). Это мусульманские общины Самарской области, Удмуртии, большинство общин Ульяновской, Саратовской и Оренбургской областей, Пермского края, свыше половины общин Мордовии, 2/5 общин Башкортостана, небольшое число общин Пензенской области. Мусульманские общины Татарстана, Чувашии, подавляющее число общин Пензенской области, 3/5 общин Башкортостана, около половины общин Мордовии, 75 часть общин Оренбургской области в некоторых других регионах ПФО поддерживают созданный в противовес ЦДУМ Совет муфтиев России.
Кроме того, функционируют несколько независимых муф-тиятов. Усилия самих исламских организаций, которые направлены на объединение, пока результата не имеют. Противоречия даже порой усугубляются, что связано с борьбой за влияние над уммой. Проявляется это периодически в разных регионах округа и достаточно активно. Подавляющее число мусульманских общин на территории России находится в ведении того или иного духовного управления. Духовные управления представляют собой выборные органы, которые призваны осуществлять руководство важнейшими сферами религиозной жизни общины (уммы). В их ведении находятся мечети, духовные учебные заведения, подготовка и назначение служителей культа, исламское просвещение населения и организация паломничеств.
Мусульманская община Приволжского федерального округа разделена принадлежностью к разным духовным центрам, имеющим свою инфраструктуру и территориальную сферу деятельности. Мусульманское сообщество Приволжского федерального округа (ПФО) является наиболее многочисленным и организованным
среди семи «окружных» умм России. В нем проживают 5850 тыс. этнических мусульман (18,7% всего населения), что составляет 40,4% от числа всех российских приверженцев ислама. В двух регионах ПФО - Татарстане и Башкортостане - этнические мусульмане составляют большинство населения.
Мусульмане ПФО объединены в 2069 мусульманских организаций (58,5% от числа всех зарегистрированных в стране), которые входят в 24 централизованные структуры. Собственные ДУМы созданы в каждом из 14 регионов ПФО, причем в Башкортостане, Оренбургской и Ульяновской областях существует сразу по три таких структуры, а в Татарстане, Мордовии и Пензенской области - по две. Среди мусульман ПФО доминируют народы Поволжской уммы, доля которых достигает 96,5% (5600 тыс.). К Кавказской умме принадлежит 2,5% приволжских мусульман (140 тыс.), к Среднеазиатской - 0,9% (53 тыс.) и к Внешней - 0,1% (8 тыс.). Самыми крупными этническими группами Поволжской уммы являются татары (4000 тыс.), башкиры (1350 тыс.) и казахи (228 тыс.).
Мусульмане ПФО расселены как в городах, так и сельской местности, местами образуя значительные по площади районы компактного проживания. В округе можно найти также несколько малых и средних городов с преобладанием мусульманского населения, однако ни в одном из крупных городов мусульмане не доминируют.
Самые исламизированные регионы ПФО - республики Татарстан и Башкортостан - составляют ядро Казанского и Уфимского полюсов Поволжской уммы, замыкая на себя большинство региональных мусульманских сообществ округа. В зоны их влияния не входят только тяготеющая к Москве Нижегородская умма и географически отдаленная от Казани и Уфы Саратовская.
Татарстан и Башкортостан являются единственными регионами ПФО, в которых этнические мусульмане составляют большинство населения. Третье и четвертое место по уровню ис-ламизации занимают Оренбургская и Ульяновская области, доля мусульман в населении которых заметно превышает среднероссийскую. В перечень 20 самых «мусульманских» регионов России по четырем позициям (доле мусульманского населения и мусульманских организаций, количеству мусульманских организаций и численности уммы) попадают также республики Удмуртия и Мордовия, Пермский край, Самарская, Саратовская, Нижегородская и
Пензенская области. Республики Чувашия и Марий Эл, а также Кировская область имеют относительно малочисленные исламские сообщества, которые тем не менее ведут довольно активную деятельность.
Следует иметь в виду, что межконфессиональных противоречий и конфликтов среди традиционных конфессий, которые требовали бы немедленного практически-политического реагирования, сегодня в России не существует. Однако это не означает, что такое состояние может продлиться долго при отсутствии на сегодняшний день концептуальной основы государственно-церковных отношений. Пока что сообщество не смогло дать государству внятной концепции конфессиональной политики. Нет ответа на ключевые вопросы: каким образом интегрировать различные религиозные группы в структуру гражданского и политического общества и как государству отвечать на вызовы религиозного экстремизма?
В.Ю. Зорин, А. В. Рудаков.
«Межнациональные и межконфессиональные отношения в Российской Федерации: Проблемы раннего предупреждения и профилактики деструктивных явлений», Н. Новгород, 2008 г., с. 123-130.
Ренат Набиев,
доктор исторических наук Айваз Фазлиев, историк (КГУ, Казань)
ФЕНОМЕН «ФОРМАЛЬНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ» В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
В последнее время при решении множества мировых проблем, в том числе и в области межнациональных отношений, влияние религиозного фактора в историческом процессе значительно возросло. В ряде регионов планеты и нашей страны религия и духовная общность не только способствуют консолидации этносов, но и, наоборот, усиливают влияние религиозной розни внутри одних и тех же этнических групп. История России знает немало драматических страниц взаимоотношений православия, иудейства, язычества и ислама. Но народы в исторических испы-