При этом проявляется следующая закономерность: по мере объединения усилий для реализации общих интересов стремление членов местного сообщества к взаимовыгодному сотрудничеству возрастает, вследствие чего одновременно развиваются местные сообщества и индивиды, объединившиеся в них. Организация устойчивых коммуникаций членов местных сообществ способствует формированию солидарности, взаимного доверия и конструктивного сотрудничества граждан России. Жители поселений, проявляющие заботу о формировании комфортной среды своего обитания, осознанно или интуитивно стремятся укреплять и развивать местное сообщество посредством расширения социальных коммуникаций.
Местные сообщества поселений Северного Кавказа, как правило, имеющие многонациональный полиэтничный состав, накопили значительный опыт ведения межкультурных диалогов в разных исторических условиях. Изучение этого опыта и широкое распространение успешных методов межкультурных коммуникаций имеет большое значение для повышения роли местных сообществ в решении актуальных проблем населения, обеспечения межэтнического согласия и межконфессионального диалога в Северо-Кавказском регионе и Российской Федерации в целом.
«Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова», М., 2011 г., № 2, с. 100-106.
Айдар Хабутдинов, доктор исторических наук (Казань) МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ В НИЖЕГОРОДСКОМ РЕГИОНЕ
Значительная часть мусульманского населения России концентрируется в двух регионах - на Северном Кавказе, относящемся к Южному федеральному округу (ЮФО), и в Волго-Уральском регионе, входящем в состав Приволжского федерального округа (ПФО). В ПФО, по преимуществу в республиках Татарстан и Башкортостан, проживают около 2 млн. мусульман, где они составляют немногим более половины населения.
Административным центром Приволжского федерального округа является Нижний Новгород. Значимость его для данного исследования состоит, помимо прочего, в том, что ситуация в нижегородском мусульманском сообществе оказывает существенное
воздействие на общественные настроения поволжских мусульман в целом.
В Приволжский федеральный округ входят республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия; Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области, а также Пермский край. Само название «Приволжский федеральный округ» свидетельствует о значимости реки Волги как географической и экономической доминанты региона. ПФО занимает важнейшее место в России по трем ключевым показателям - численности населения (включая пять нерусских народов численностью более 1 млн. человек), доле промышленного производства в экономике Российской Федерации и численности мусульман. По данным официального сайта ПФО, доля его промышленного производства в экономике России составляет 23,9%, что представляет собой наивысший показатель (на втором месте стоит Центральный федеральный округ).
В ПФО проживает 22,1% общего числа граждан России. На территории Приволжского федерального округа живут русские (более 70% населения округа), татары, башкиры, чуваши, удмурты, мордва, марийцы, коми-пермяки, а также представители других наций, национальностей и этнических групп. Большинство населения ПФО исповедуют православие (по разным данным, от 70 до 75%); более 20% - ислам. При этом граждане мусульманского вероисповедания в ПФО составляют около 40% приверженцев данной конфессии в Российской Федерации. Отличительной особенностью округа является наличие во всех его субъектах традиционных компактных ареалов проживания сельского татарского населения, а также городских мусульманских (преимущественно татарских) общин, объединенных в структуры Духовных управлений.
По данным Всероссийской переписи 2002 г., из 2 млн. татар и около 19 тыс. кряшен1 Республики Татарстан родным языком владеют 2 млн. 14 тыс. человек. При том, что в Приволжском федеральном округе проживают 4 млн. 63 тыс. этнических татар, татарским языком там владеют 4 млн. 355 тыс. человек. По результатам той же переписи, в Башкортостане, где проживают 990 тыс. татар, татарским языком владеют 1 млн. 396 тыс. человек; из 1 млн. 221 тыс. башкир 1 млн. 56 тыс. владеют башкирским
1 Кряшены (крещеные татары) - этноконфессиональная группа в составе татар Волго-Уральского региона, исповедуют православие.
языком. В целом седьмая часть населения ПФО и абсолютное большинство мусульман округа владеют татарским языком.
В 1988 г. в распоряжении мусульман Нижнего Новгорода помимо соборной мечети были только два молельных дома. В настоящее время картина резко изменилась: в 2006 г. на 50 тыс. татар-мусульман приходится 59 мечетей. В процессе возрождения религиозного образования на Нижегородчине первоочередное внимание уделялось образованию в мектебах. С 1991 г. в воскресной школе при Нижегородской соборной мечети обучаются взрослые и дети разных национальностей. В начале 90-х годов XX в. число учеников мектеба достигало 40 человек. Так как в городах Нижегородской области полностью отсутствуют татарские школы, то открытие воскресных школ, где изучают родной язык и религию предков, происходит преимущественно при мечетях. Многие татары - уроженцы Нижегородской области - живут в крупных городах, и дети приезжают на родину только во время летних каникул. В связи с этим с 1994 г. в Рыбушкино и Сафаджае организуются летние исламские школы с максимальным числом слушателей до 700 человек.
Появление новых мечетей неизбежно потребовало подготовки имамов, так как только председатель созданного в 1993 г. Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО) Умар-хазрат Идрисов обладал на тот момент профессиональным мусульманским образованием. Поэтому с момента образования ДУМНО на повестку дня был поставлен вопрос о подготовке квалифицированных имамов. 29 октября 1994 г. в Нижнем Новгороде прошла торжественная церемония открытия медресе «Махинур», расположенного рядом с Нижегородской соборной мечетью. В ней приняли участие председатель Совета муфтиев России Равиль-хазрат Гайнутдин и председатель ДУМНО Умар-хазрат Идрисов.
Медресе «Махинур» представляет собой негосударственное учреждение среднего профессионального образования. Его учредителем является Духовное управление мусульман Нижегородской области. С момента его основания более 200 человек получили в его стенах религиозное образование по специальностям «имам-хатыб» и «преподаватель основ ислама». Около 140 выпускников медресе «Махинур» приступили к исполнению обязанностей в качестве преподавателей и имамов в мектебах и медресе или продолжили обучение в высших исламских учебных заведениях Москвы и Казани. Выпускники «Махинур» возглавили му-
сульманские приходы в Нижнем Новгороде и области, а также в Красноярске, Москве, Ярославле, Казани и в Чеченской Республике.
На этапе становления в медресе «Махинур» работали как специалисты из светских университетов города, так и преподаватели из зарубежных стран. Поскольку в конце 1920-х годов традиции мусульманского образования у татар были прерваны, то в ранний период возрождения медресе в Поволжье неизбежным было привлечение к преподаванию нероссийских граждан, что, однако, было сопряжено с определенными опасностями. Активное использование иностранных кадров могло привести к постепенному установлению над медресе контроля со стороны зарубежных фондов. Некоторые иностранные преподаватели были носителями радикальных настроений. Распространение идей радикализма в среде учащихся в конечном итоге привело к закрытию ряда мусульманских учебных заведений, в числе которых были медресе «Йолдыз» (Набережные Челны, Татарстан) и «Фуркан» (Бугуруслан, Оренбургская область). Отметим также еще одно важное обстоятельство. На рубеже 1980-1990-х годов в советских республиках Средней Азии возникли медресе, чьи учащиеся и преподаватели не смогли найти общий язык с представителями властей уже независимых государств. В эти годы вспыхнула гражданская война в Таджикистане и произошли кровопролитные столкновения в Ферганской долине. Часть их участников, потерпев поражение, переместились в Россию, где они стремились заполучить в том числе и преподавательскую работу в мусульманских учебных заведениях. В 1990-е годы в отличие от муфтиев многих других регионов председатель ДУМНО Умар-хазрат Идрисов отказался допустить к учебному процессу в медресе «Махинур» эмигрантов из ближнего зарубежья и передать контроль над ним в руки иностранных фондов.
Как упоминалось выше, в начале 90-х годов XX в. на Ниже-городчине, за исключением выпускника высшего медресе Бухары «Мир-Араб» и Ташкентского исламского института им. имама аль-Бухари Умар-хазрата Идрисова, отсутствовали кадры, имеющие высшее исламское образование. Видная роль в возрождении мусульманского образования края принадлежит Нурулле Исмаилову, окончившему в 1987 г. Ташкентский исламский институт им. имама аль-Бухари. Среди своих сокурсников Нурулла Исмаилов выделялся как один из лучших чтецов Корана и проповедников. Важный вклад в процесс восстановления мусульманского образования в мектебах и медресе внесли граждане Турции Кярим Кю-
чук, Хюсейн Орен, Ахмет-худжа Озкарабюбер, выполнявшие одновременно обязанности имамов и муэдзинов.
Анализ возрастных характеристик и образовательного ценза преподавательского состава исламских учебных заведений, подотчетных ДУМНО (данные на 2008 г.), дает следующие результаты. Возраст 30% преподавателей - до 30 лет, 50% - от 30 до 50 лет и 20% - от 50 до 60 лет. 25% преподавателей имеют высшее религиозное образование, 25 - среднее религиозное образование и 50% -высшее специальное светское образование.
В медресе «Махинур» ведется преподавание по следующим дисциплинам: исламское воспитание, исламское вероучение, толкование Корана, основы проповеди, жизнеописание Пророка Му-хаммада, история пророков, история ислама, история халифата, русский язык, родной (татарский) язык, иностранный (английский) язык, мировая художественная литература, педагогика, психология, основы экономики, делопроизводство и бухгалтерский учет, политология, основы информатики и физическая культура. Медресе «Махинур» успешно готовит профессиональные кадры имамов и преподавателей для возрожденных мечетей и для вновь открываемых мектебов и медресе. Преподаватели медресе ведут активную просвещенческую деятельность: выезжают в села области, где проводят курсы повышения квалификации для имамов. В медресе «Махинур» учатся не только нижегородские татары, но также таджики, узбеки, чеченцы и представители других народностей. Таким образом, медресе, создававшееся изначально для решения локальных проблем нехватки кадров имамов и преподавателей основ ислама на Нижегородчине, за годы своей работы приобрело популярность и авторитет во многих российских регионах, а его выпускники пополнили когорту российских имамов.
В 2001 г. в селе Медяны на территории исламского комплекса начал функционировать филиал медресе «Махинур» - медресе «Медина». С того же года на базе этого филиала начали действовать специальные курсы повышения квалификации имамов, учителей воскресных и общеобразовательных школ. Одной из задач этих курсов стала подготовка преподавателей, ведущих в средней школе занятия по предмету «Религии России» и владеющих знаниями по истории мировых религий.
Открытию медресе в областном центре предшествовала кропотливая работа по организации строительства исламского комплекса и подготовке учебного процесса. Основные средства возведения комплекса составили частные пожертвования мусуль-
ман Нижегородчины, притом что заметная помощь была оказана городской и областной администрацией. Этот комплекс является образцом сельской махалли для российских мусульман. Помимо медресе и мечети в него входят музей, дом культуры, поликлиника и другие объекты. Таким образом, в Медянах была создана новая модель татарского мусульманского поселения, сочетающая в себе наряду с религиозно-образовательным центром объекты социальной инфраструктуры и сельхозпроизводства. В 2005 г. медресе «Медина» было преобразовано в самостоятельное учебное заведение.
Как следует из вышеизложенного, ДУМНО уделяет особое внимание качеству подготовки религиозных кадров и повышению их конкурентоспособности. Имамы ДУМНО, в том числе выпускники медресе «Махинур», продолжают обучение в светских высших учебных заведениях России - в Институте стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова; в Московском государственном лингвистическом университете (по специальности «переводчик-арабист»); в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского (ННГУ) на факультете международных отношений и в Волго-Вятской академии государственной службы.
С 1999 г. медресе «Махинур» совместно с Нижегородским государственным университетом на базе факультета международных отношений осуществляет программу «Исламские исследования», в рамках которой проходят обучение около 500 человек. Дополнительное образование со свидетельствами государственного образца в рамках программы получили уже более сотни студентов. Студенты Нижегородского государственного университета ежегодно получают стипендию от Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования.
С сентября 2005 г. в рамках «Комплексной программы содействия развитию сферы религиозного образования на 20052015 гг.» по направлению Совета муфтиев России девять нижегородцев были зачислены на факультеты лучших вузов страны: двое -в Санкт-Петербургский государственный университет, двое - в Московский государственный лингвистический университет, пятеро - в Нижегородский государственный университет. С открытием в 2005 г. на отделении регионоведения факультета международных отношений ННГУ федеральной целевой образовательной программы для студентов, направляемых духовными управлениями мусульман России, преподаватели медресе «Махинур» осуществляют в рамках этой программы факультативное преподавание религиозных дисциплин (Корана, фикха и др.).
В 2002 г. был поставлен вопрос о подготовке квалифицированных имамов и мударрисов на всероссийском уровне. Подготовка первой профильной группы осуществлялась в ИСАА МГУ. Представитель ДУМНО, выпускник медресе «Махинур» Ильдар Нуриманов, закончил курс обучения в бакалавриате, заняв по рейтингу первое место, и продолжил обучение в магистратуре.
В 2005 г. получил лицензию Нижегородский исламский институт им. Хусаина Фаизханова. Хусаин Фаизханов (1828-1866) -выдающийся татарский ученый и просветитель, предложивший ввести обучение имамов как религиозным, так и светским дисциплинам при последующем обучении лучших выпускников в российских университетах. Это негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования призвано совместить религиозное и светское образование, что соответствует лучшим традициям джадидских медресе. Его учредителями выступили Духовное управление мусульман Нижнего Новгорода и Нижегородской области, а также Региональная национально-культурная автономия татар Нижегородской области. Нижегородский исламский институт работает в тесном контакте с Нижегородским государственным университетом. Резолюция III «Фаизхановских чтений» от 2007 г. предусматривает создание в Нижегородском исламском институте системы непрерывного мусульманского образования и инфраструктуры и его превращение в полноценный центр высшего образования для мусульман Приволжского федерального округа. На данный момент Нижегородский исламский институт им. Хусаина Фаизханова функционирует как научно-исследовательский центр. Усилиями его сотрудников были подготовлены и изданы учебные пособия, посвященные роли ислама в современном мире, татарской философской мысли, истории ислама в Волго-Уральском регионе, суфизму. В 2009 г. вышел в свет учебный словарь-справочник «Ислам в Приволжском федеральном округе», в котором освещаются исторические этапы развития и современное состояние мусульманских общин ПФО.
Обеспечение исламских учебных заведений ДУМНО религиозной и иной учебной литературой для ведения учебного процесса по лицензированной программе следует признать удовлетворительным. Существенную часть в блоке учебной литературы составляют учебники, вышедшие в свет в издательском доме «Медина». Среди них выделим следующие издания, включающие источники, учебники и вспомогательную литературу:
- Священный Коран. Пер. и коммент. Абдуллы Юсуфа Али.
- Ханафитский фикх. Каноны религиозной практики. Т. 1.
- Ханафитский фикх. Семейно-брачные отношения.
- Китаб аль-джаназа. Погребальный обряд в исламе.
- Ислам на Нижегородчине. Энциклопедический словарь.
В 1999 г. медресе, а затем НИИ им. Хусаина Фаизханова возглавил Дамир-хазрат Мухетдинов, выпускник медресе «Нур аль-Ислам» (Республика Башкортостан) и Института арабского языка университета «Умм аль-Кура» (Мекка). Одной из его первых инициатив стала активная работа по формированию библиотеки медресе, которая на сегодняшний день насчитывает около 20 тыс. книг. Собрание библиотеки включает в себя репринтные издания XIX в., книги на арабском, персидском и татарском языках, литературу по философии, истории, политологии, искусствоведению и литературоведению, учебные пособия и аудиовизуальные материалы, в том числе художественные фильмы. Эта библиотека славится представительной коллекцией исламоведче-ской литературы. Библиотека открыта для всех желающих.
За последнее десятилетие в Нижнем Новгороде сложилось «ядро» группы действующих имамов. Его составляют Дамир-хазрат Мухетдинов - председатель Совета улемов, первый заместитель председателя ДУМНО, кандидат политологических наук, ректор Нижегородского исламского института им. X. Фаизханова и доцент факультета международных отношений ННГУ им. Н.И. Лобачевского; Абдулбари-хазрат Муслимов - заместитель председателя ДУМНО по учебно-воспитательной части, директор медресе «Махинур», и Ахмет-хазрат Абдуллин - имам-хатыб Соборной мечети, преподаватель мектеба «Ихсан». Эти имамы ДУМНО каждую пятницу поочередно читают проповеди в мечетях города. Часто пятничные проповеди в соборной мечети и в мечети «Тауба» произносит председатель ДУМНО Гаяз-хазрат Закиров. В последнее десятилетие Нижегородчина являет собой пример продуманного совмещения религиозного и светского образования. По данным Министерства образования Республики Татарстан, в Нижегородской области в 30 сельских школах более 2 тыс. учащихся изучают родной язык. При этом обучение в начальных классах проводится на татарском языке, а затем он изучается в качестве самостоятельного предмета. 82% татар, проживающих в Нижегородской области, владеют татарским языком как родным.
Вместе с тем следует отметить, что численность татарского населения области продолжает сокращаться, что является исключением среди других регионов ПФО. В целом Нижегородская область переживает демографический кризис. В 1989-2002 гг. ее население сократилось с 3 млн. 719 тыс. до 3 млн. 524 тыс. человек, что в целом характерно для большинства областей с русским населением. По данным Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, на Нижегородчине в январе-июне 2006 г. уровень смертности превысил показатель рождаемости в 2,3 раза, в том числе в городских поселениях - в 2,1 раза и в сельской местности - в 3 раза. За первое полугодие в области зарегистрированы 14 тыс. 835 родившихся и 33 тыс. 495 умерших. Естественная убыль составила 18 тыс. 660 человек. Положительное сальдо миграции составило 1 тыс. 530 человек, в том числе за счет обмена населением с другими регионами России -581 человек и со странами СНГ и Прибалтики - 1 тыс. 35 человек. Абсолютные потери в численности населения области за январь-июнь 2006 г. составили 17 тыс. 130 человек. В тоже время численность населения в мусульманских республиках РФ постоянно увеличивается. Даже в давшей наименьший процентный прирост населения Республике Татарстан оно увеличилось в 1989-2002 гг. с 3 млн. 641 тыс. до 3 млн. 779 тыс. при росте татарской общины на 250 тыс. человек.
Этнический состав мусульманского населения Нижнего Новгорода и области за последние годы сильно изменился. Например, в области в настоящее время находятся официально 15 тыс., а по экспертным подсчетам, - от 30 до 40 тыс. азербайджанцев. По данным миграционной службы, за первое полугодие 2005 г. в область приехали 25 тыс. мигрантов, из которых около 70% - азербайджанцы. Согласно экспертным оценкам, в ближайшее время число мусульман области (татар, узбеков, азербайджанцев, таджиков и др.) достигнет 300-500 тыс. Что касается численности русского и татарского населения области, то она стабильно сокращается.
В 2005 г. при Региональной национально-культурной автономии татар Нижегородской области (РНКАТНО) и ДУМНО был создан миграционный центр, в задачи которого входят помощь мусульманам, прибывающим на Нижегородчину из других стран, и защита местных мусульман от нежелательных влияний из-за рубежа. В связи с обострением ситуации на Северном Кавказе и в ряде государств Средней Азии, а также ростом влияния радикаль-
ных мусульманских группировок приобрела актуальность профилактическая работа с прибывающими в Нижегородскую область мигрантами.
Развертывающиеся на нижегородской земле проекты, связанные со сферой образования, заложили фундамент для реализации научных проектов. С 90-х годов XX в. началось превращение Нижнего Новгорода в центр российского исламоведения. В энциклопедическом словаре «Ислам на европейском Востоке» отмечается, что в 1980-1990 гг. «в России наряду с Москвой и Санкт-Петербургом развиваются исламоведческие исследования в академических и университетских центрах Казани, Уфы, Махачкалы, Нижнего Новгорода и т. д.». Здесь следует особо подчеркнуть то, что ранее в Нижнем Новгороде масштабные исламоведческие и востоковедные исследования не проводились.
С 1995 г. в стенах медресе «Махинур» начал работу постоянно действующий методологический семинар по истории исламской цивилизации. Видную роль в превращении Нижнего Новгорода в один из центров российского исламоведения сыграл Сергей Борисович Сенюткин. Он занимался углубленным изучением проблем межцивилизационного диалога, историей татар Нижего-родчины как сословия служилых татар-мишарей и историей сельских поселений области. После ухода из жизни С.Б. Сенюткина исследования его коллег успешно продолжились и расширились на весь Волго-Уральский регион, а затем фактически на всю Европейскую Россию, Урал и Западную Сибирь.
С ДУМНО и НИИ им. Хусаина Фаизханова активно сотрудничают ученые-исламоведы из Москвы (в первую очередь из Института востоковедения РАН, МГУ и РГГУ), Санкт-Петербурга, Казани, Уфы, Махачкалы, Екатеринбурга, Оренбурга, Ульяновска и других центров научной деятельности. С 2005 г. ДУМНО совместно с Нижегородским государственным университетом начал издавать ежеквартальный альманах «Ислам в современном мире: Внутригосударственный и международно-политический аспекты». Наряду с местными проблемами в альманахе находит отражение проблематика, связанная с современным исламом и политико-культурными процессами в мусульманских регионах постсоветского пространства. Особое внимание это периодическое издание уделяет ситуации в Поволжье, Северном Кавказе, Центральной Азии, на Ближнем Востоке, т.е. в тех регионах, где осуществляется активное межэтническое и межконфессиональное взаимодействие. В настоящее время журнал представляет собой совместное изда-
ние ДУМНО, Нижегородского государственного университета, Нижегородского исламского института им. Хусаина Фаизханова и Института стратегических исследований ННГУ. Сопредседателями его редколлегии являются председатель ДУМНО Умар-хазрат Идрисов и декан факультета международных отношений ННГУ, доктор исторических наук, профессор О. А. Колобов. В редколлегию журнала входят такие известные московские исламоведы, как В.В. Наумкин, Т.К. Ибрагим и Г.Г. Косач. В настоящее время редколлегия ставит перед собой задачу трансформации журнала в издание, входящее в список Высшей аттестационной комиссии РФ.
Важным издательским центром Нижнего Новгорода является издательский дом «Медина», который в последние годы превратился в первый всероссийский мусульманский медиахолдинг. Для того чтобы проиллюстрировать широту охвата публикаций этого холдинга, приведем список 11 его изданий, главным образом периодических: 1) «Медина аль-Ислам» - ежемесячная газета российских мусульман; 2) «Минарет» - ежеквартальный журнал по исламской проблематике; 3) «Мавлид ан-Набий» - ежегодный культурологический альманах; 4) «Рамазановские чтения» - ежегодный научно-богословский сборник; 5) «Ислам на Нижегород-чине» - ежегодный научно-просветительский журнал, посвященный истории мусульман нижегородского края; 6) «Ислам в современном мире: Внутригосударственный и международно-политический аспекты» - ежеквартальный научно-публицистический альманах; 7) «Форумы российских мусульман» - ежегодный научно-аналитический бюллетень; 8) «Хадж российских мусульман» - ежеквартальный научный альманах; 9) «Фаизхановские чтения» - сборник материалов ежегодной научно-практической конференции; 10) «Современные проблемы и перспективы развития исламоведения и тюркологии» - сборник материалов ежегодной научно-практической конференции молодых исследователей исламоведов и востоковедов; 11) «Ислам в Российской Федерации» - энциклопедический словарь; из планируемой 12-томной серии вышли в свет три тома, посвященные Нижегородчине, Москве и Санкт-Петербургу. Готовится к изданию том «Ислам на Урале».
В заключение следует отметить, что мусульманская образовательная традиция в Нижегородском регионе на протяжении ХУШ - начала XXI столетия демонстрирует как преемственность, так и стабильность. В последнее десятилетие Нижний Новгород силами Духовного управления мусульман Нижегородской облас-
ти, Нижегородского исламского института им. Хусаина Фаизхано-ва и издательского дома «Медина» превратился в один из наиболее динамично развивающихся центров российского мусульманского сообщества в сферах книгоиздательства, науки и образования.
Краткие биографии современных деятелей мусульманского образования в Нижегородском регионе
1. Идрисов Умар Юсипович - председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области (1993-2008), заместитель председателя Духовного управления мусульман европейской части России (ДУМЕР), сопредседатель Совета муфтиев России (СМР), полномочный представитель СМР в Приволжском федеральном округе, главный имам-хатыб Нижегородской соборной мечети. Родился 01.01.1954 г. в г. Горьком. Окончил среднюю школу, работал на промышленных предприятиях города, служил в рядах Советской армии. В 1980 г. поступил в высшее исламское медресе «Мир-Араб» в Бухаре, где экстерном с отличием окончил семилетний курс обучения. В 1987 г. окончил Ташкентский исламский институт им. имама аль-Бухари. В 1988 г. активно участвовал в восстановлении Соборной мечети Нижнего Новгорода. С 1991 г. -имам-хатыб Нижегородской соборной мечети.
Под руководством Умара Идрисова в 1994 г. завершилось строительство Нижегородского исламского медресе «Махинур» и приступили к занятиям первые студенты. Идрисов инициировал строительство мечети «Тауба» в Автозаводском районе Нижнего Новгорода (1999) и Исламского культурного центра (2006), а также учреждение Нижегородского исламского института им. Хусаина Фаизханова (2005). Генеральный директор благотворительного пансиона «Волга» (с 2001).
С 1997 г. - профессор Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры. В мае 2003 г. награжден высшей наградой Совета муфтиев России (СМР) - орденом «ал-Фахр» II степени; в июле 2004 г. - орденом Дружбы. Один из соавторов книг «История исламских общин Нижегородской области» и «Совет улемов»; автор многочисленных публикаций в периодических изданиях, статей в сборниках материалов международных конференций. В 2006 г. Идрисов выступил с инициативой создания Совета улемов России. В том же году Идрисов выступил инициатором создания Региональной национально-культурной
автономии азербайджанцев Нижегородской области. В 20082009 гг. ушел с организационных постов в ДУМНО и сосредоточился на деятельности в фонде им. имама Абу-Ханифы и создании Совета улемов России.
2. Муслимов Абдулбари Маратович (р. в 1977 г.) - уроженец Башкирской АССР, заместитель председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области по учебно-воспитательной части, имам-хатыб Нижегородской соборной мечети (с 2004 г.), директор Нижегородского исламского медресе «Махи-нур» (с 2007 г.), преподаватель медресе «Медина» и мектеба «Их-сан». Среднее исламское образование получил в исламском медресе «Hyp аль-Ислам» (Республика Башкортостан), высшее - в высшем медресе «Дар уль-Хадис» в Мекке (Саудовская Аравия). Высшее светское образование по специальности «филолог» получил в Башкирском государственном педагогическом университете. Владеет арабским и татарским языками. Член редколлегии серии книг «Ханафитское наследие».
3. Мухетдинов Дамир Ваисович - первый заместитель председателя ДУМНО, председатель Совета улемов ДУМНО, руководитель аппарата ДУМНО, член президиума ДУМНО, ректор Нижегородского исламского института им. Хусаина Фаизханова, имам-хатыб Нижегородской соборной мечети, заместитель председателя Совета региональной национально-культурной автономии татар Нижегородской области, член Общественной палаты Нижегородской области, исполнительный директор фонда им. имама Абу Ханифы, кандидат политических наук, доцент кафедры международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, заместитель директора Института стратегических исследований ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Родился в 1977 г. в г. Горьком. Среднее исламское образование получил в медресе «Hyp аль-Ислам» (Республика Башкортостан) (1995), высшее образование - в Институте арабского языка университета «Умм аль-Кура» в Мекке, Саудовская Аравия (1999). Окончил факультет международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (2005). В 2006 г. защитил кандидатскую диссертацию с присвоением степени кандидата политических наук на тему «Мусульманское сообщество Нижегородского Поволжья: Закономерности развития в условиях модернизации общественно-политических процессов современной России». Автор и соавтор ряда книг, в том числе «Из прошлого религиозного мусульманского образования», «Всерос-
сийские мусульманские съезды 1905-1906 гг.», «Хусаин Фаизха-нов: У истоков общественного движения мусульман-татар», «Азан над Волгой», «Общественное движение мусульман-татар: Итоги и перспективы». Ответственный редактор книг серии «Ханафитское наследие», энциклопедического словаря «Ислам в Российской Федерации» и других книг, выпускаемых издательским домом «Медина». Главный редактор газеты «Медина аль-Ислам» и общероссийского мусульманского сайта «Ислам в Российской Федерации»; генеральный директор издательского дома «Медина» с момента его учреждения, с 2008 г. - главный редактор.
«Изучение преподавания ислама в Евразии», М., 2010 г., с. 124-161.
Ф. Кулиев,
кандидат исторических наук (Северо-Кавказская академия государственной службы, г. Пятигорск) О РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Современная геополитическая ситуация мира актуализировала проблему формирования идентичности, которая претерпевает значительные изменения и приобретает множественные оттенки. В зависимости от того, какой объект является основанием идентификации, можно обозначить различные типы идентичностей: этническая; региональная; конфессиональная; национальная (государственная).
В Российской Федерации проблема формирования идентичности стоит особенно остро, так как российская идентичность чрезвычайно дифференцирована и неустойчива. Осознавая и переживая свою принадлежность к пересекающимся множествам, индивиды, социальные группы и общества становятся носителями сложной, множественной идентичности. Поэтому все чаще обсуждается проблема кризиса или «утраты» идентичности.
Круг современных противоречий и проблем, связанных с Северным Кавказом, непосредственно коренится в результатах социально-культурных трансформаций, которые регион претерпел на протяжении XX в.