Научная статья на тему 'Рекрутинг студентов как одно из направлений деятельности научной школы в педагогическом университете'

Рекрутинг студентов как одно из направлений деятельности научной школы в педагогическом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛА / SCIENTIFIC SCHOOL / РЕКРУТИНГ / RECRUITING / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕКРУТИНГА СТУДЕНТОВ НАУЧНОЙ ШКОЛОЙ / FORMS OF STUDENTS' RECRUITING BY THE SCIENTIFIC SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стерхова Наталья Сергеевна

В статье рассмотрен феномен рекрутинга и описан опыт рекрутирования новых членов из студенческого контингента вуза как одного из актуальных направлений деятельности научной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Students’ Recruiting as One of Scientific School Activity Directions in the Pedagogical University

The article describes the phenomenon of the students’ recruiting and the experience of new members recruiting from the university students as one of scientific school activity directions.

Текст научной работы на тему «Рекрутинг студентов как одно из направлений деятельности научной школы в педагогическом университете»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378:001.891

Н.С. Стерхова, г. Шадринск

Рекрутинг студентов как одно из направлений деятельности научной школы в педагогическом университете

В статье рассмотрен феномен рекрутинга и описан опыт рекрутирования новых членов из студенческого контингента вуза как одного из актуальных направлений деятельности научной школы.

Научная школа, рекрутинг, формы организации рекрутинга студентов научной школой.

N.S. Sterkhova, Shadrinsk

The Students' Recruiting as One of Scientific School Activity Directions

in the Pedagogical University

The article describes the phenomenon of the students' recruiting and the experience of new members recruiting from the university students as one of scientific school activity directions.

Keywords: scientific school, recruiting, forms of students ' recruiting by the scientific school.

Стратегические ориентиры системных изменений в образовании, определенные Болонской конвенцией, внедрение новых государственных образовательных стандартов высшего и среднего образования, переход на новую систему оплаты труда требуют изменений не только в содержании профессиональных знаний педагога, но и в модели его научно-педагогической деятельности. Повышение научной квалификации преподавателя в таких условиях превращается в непрерывный процесс, базирующийся на личной заинтересованности, контролируемый и осуществляемый самим педагогом в различных вариантах формального, неформального и информального образования. Стартовой точкой этого процесса являются оценка и самооценка преподавателем вуза своего вклада в деятельность и развитие образовательной организации [3].Одним из критериев данного процесса является создание и функционирование общественных научных объединений сотрудников.

Уникальным научным объединением сотрудников вуза, основанном на опыте, возникающем между крупными учеными, общности их взглядов, идей и интересов, приводящим их к тесному и близкому сотрудничеству, порождающим неформальные взаимоотношения, привлекающим новые молодые таланты и на многие годы, определяющим пути и темпы развития принципиально новых областей науки, является научная школа.

В то же время, научная школа может представлять собой небольшой научный коллектив, объединенный не столько организационными рамками и конкретной тематикой, сколько общей системой взглядов, идей, интересов, традиций сохраняющейся, передающейся и развивающейся при смене научных поколений» [2].

В современном научном мире научной школой называют научный коллектив или сообщество неформально взаимодействующих ученых, сплоченных вокруг научного лидера, разделяющих его научные идеи и реализующих единую, обычно новаторскую, исследовательскую программу. Основой научной школы является самоорганизация [7].

Разнообразие типов научных школ можно представить в типовой классификации:

- по типу связей между членами научной школы- школа как научное течение и школа как научная группировка (научное течение, научная группировка, «невидимый колледж»);

- по типу научной идеи, лежащей в основе исследовательской программы -экспериментальные и теоретические научные школы;

- по широте исследуемой предметной области- узкопрофильные и широкопрофильные научные школы;

- по функциональному назначению продуцируемых знаний- фундаментальные и прикладные (практико-ориентированные) научные школы;

- по форме организации деятельности учеников- научные школы с индивидуальными и коллективными формами работы;

- по типу связей между поколениями- одноуровневые и многоуровневые научные школы;

- по степени институализации- неформальные объединения, кружки и институальные школы (кафедры, лаборатории, институты и т.д.);

- по уровню локализации- национальные, локальные или региональные и личностные научные школы, носящие имя своего основателя [4].

К признакам научной школы в высшей школе можно отнести:

1) наличие создателя научной школы - крупного ученого, владеющего уникальным способом работы и сплачивающего вокруг себя членов коллектива для выполнения определенных исследовательских целей и программ; обладающего умением отбирать творческую молодежь и учить ее исследовательскому мастерству; обеспечивающего особую научную атмосферу в коллективе; поощряющего самостоятельность мышления и инициативу его членов;

2) наличие предлагаемой создателем школы исследовательской программы (научного направления), конституирующей школу как социальную целостность, соединяющей в себе перечень проблем, на решение которых ориентируется научно-педагогический коллектив;

3) наличие в работе школы взаимосвязанных педагогической и исследовательской функций, диалектического единства процессов познания и передачи знаний, навыков и умений исследовательской работы, образцов и общих традиций;

4) наличие определенного стиля научной и педагогической работы, включающего особую моральную атмосферу, благоприятный психологический климат, некоторые нравственные каноны, особые отношения между членами школы, систему коммуникаций, определяющую рабочую атмосферу в школе [2, с.14].

Применительно к педагогическому вузу целесообразно говорить о научно-педагогических школах, установление которых, по мнению Д.В. Аронова и В.Г. Садкова, должно соответствовать системе базовых критериев:

1) создание учебных материалов различного характера, получивших признание и полностью обеспечивающих учебный процесс по блоку учебных дисциплин,

составляющих содержательное ядро образовательного процесса по определенной специальности (специальностям);

2) использование оригинальной или творчески адаптированной методики преподавания с непременными элементами развивающего обучения и использованием современных средств коммуникации в научном сообществе; 3) ведение преподавательской деятельности по блоку учебных дисциплин, составляющих образовательное и содержательное ядро программы определенной специальности (специальностей) в течение срока воспроизводства специалиста;

4) рекрутирование новых членов из студенческого контингента своего вуза;

5) проведение наряду с научно-практическими и научно-теоретическими конференциями мероприятий регионального, межвузовского и более высокого ранга (в том числе постоянно действующего внутривузовского методического семинара), носящих преимущественно научно-методический характер, в ходе которых реализуется функция тиражирования педагогических новаций [1, с. 236-246].

Руководство вуза, заинтересованное в сохранении и развитии научных школ, должно быть заинтересовано в эффективности функционирования системы закрепления молодых перспективных кадров. Отсюда возникает необходимость разработки программы поддержки развития научно-исследовательской деятельности студентов, мотивации их занятий наукой.

Организация форм работы научных школ со студенческой молодежью схожа для разных типов школ. Однако модернизация системы высшего образования привела к поиску и внедрению прогрессивных направлений деятельности научных школ в вузе.

Инновационным опытом организации работы научной школы со студенческой молодежью является опыт научной школы, основателем которой является Наталья Викторовна Ипполитова, доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), академик Академии педагогических и социальных наук (АПСН), ныне профессор кафедры профессионально-технологического образования Шадринского государственного педагогического института.

Приоритетным направлением работы данной научной школы является рекрутинг.

Рекрутинг (рекрумент) - деятельность по созданию условий для заполнения (вакантных рабочих мест) у компании - заказчика (работодателя) компетентными специалистами, соответствующими по своим качествам требованиям заказчика [8] .Рекрутинг, как направление деятельности какой-либо организации, имеет свои специфические виды, способы и технологии: поиск через собственную базу данных, через объявления, прямой поиск, поиск управленческих кадров (executive search), вербовка специалистов(head hunting) и пр.

В контексте организации работы научной школы со студенческой молодежью, требования к осуществлению рекрутинга можно разделить на две группы.

Первая группа требований включает в себя требования, предъявляемые к студентам:

1) соответствие исследовательского потенциала студента требованиям научной школы (высокий уровень исследовательской активности, достаточно четко сформировавшаяся позиция исследователя, наличие определенного количества публикаций по выбранной проблеме исследования и т.д.);

2) надежность студента, заключающаяся в готовности нести ответственность и выполнять гарантии, которые берет на себя студент на определенный срок работы в научной школе;

3) способность четко решать задачи того уровня, который обозначен научной школой. При этом научная школа несет ответственность за то, что поставленный уровень посилен для освоения представленному кандидату.

Требования второй группы относятся к научной школе и включают:

1) эффективность деятельности, осуществляемой научной школой;

2) поиски и обучение собственных кадров;

3) создание и продвижение имиджа в отечественном и зарубежном научном сообществе.

В рамках научной школы профессора Н.В. Ипполитовой реализуются следующие формы рекрутинга студентов: проведение совместных со студентами научных семинаров (коллоквиумы, дискуссионные группы), организация и проведение совместных со студентами коллективных научных исследований (результатом которых могут быть монографии, сборники научных трудов, учебные издания и т.д.), создание и обеспечение функционирования на базе научной школы студенческих научных объединений (проблемные группы и пр.) и т.д.

Эффективной формой рекрутинга студентов в рамках работы научной школы профессора Н.В. Ипполитовой» является научный семинар.

Как утверждает Г.Б. Жданов, научный семинар - наиболее интенсивная форма «развития новых и совершенствования получаемых результатов, основной полигон для практического внедрения соответствующих стандартов поведения и мышления, характеризующих специфический дух школы и ее этические принципы» [5, с. 81]. Для научной школы очень важно, чтобы в работе семинара принимали активное участие аспиранты, магистранты, студенты старших курсов.

По целевой направленности научные семинары подразделяются на четыре типа:

1) осмысление исследовательской деятельности самой школы: теоретическое осмысление пройденного участка пути, обсуждение дискуссионных вопросов, разработка дальнейшего плана;

2) освоение методологии познания и норм научно-исследовательской деятельности, логики построения научного исследования на примерах работ отдельных ученых;

3) изучение и анализ современного состояния науки по разрабатываемому школой направлению;

4) знакомство с последними достижениями в своей научной области и в смежных областях научного знания [4].

Дискуссионные материалы работы семинара молодые ученые смогут использовать в своей учебно-исследовательской и научной работе (курсовые, выпускные квалификационные и дипломные проекты, магистерские и кандидатские диссертации).

В плане развития научно-исследовательской деятельности студентов научные семинары выполняют двоякую функцию: позволяют студентам развивать исследовательские компетенции, с другой - отслеживать, обобщать и внедрять результаты инновационного педагогического опыта в свою научно-исследовательскую деятельность.

Одной из приоритетных форм рекрутинга студентов в рамках работы научной школы можно считать организацию и проведение совместных со студентами коллективных научных исследований, которое предполагает взаимозависимость всех его

участников, необходимость согласования их индивидуальных самоопределений, подходов, систем, средств и методов научной деятельности, что обеспечивает, с одной стороны, целостность проводимого исследования, с другой - служит основой для формирования научной школы. Деятельность научного коллектива может быть направлена на разработку проблем в какой-либо отрасли науки, осуществление коммуникаций в науке, внедрение результатов исследования в практическую деятельность. Студенты могут принимать посильное участие в работе подобных исследований, занимаясь поиском материалов, источников, документов; помогая руководителю научного коллектива во взаимодействии с различными социальными партнерами, внедряя и пропагандируя результаты в собственной научно-исследовательской деятельности[6, с. 90-93].

Примерами результатов данной формы рекрутинга являются ежегодные сборники материалов научно-практической конференции учащейся молодежи «Наука XXIвека: взгляд в будущее». Данная конференция проводится научной школой с 2007 года. Кроме того, сотрудники научной школы ежегодно готовят и публикуют совместные со студентами, магистрантами и аспирантами учебные и учебно-методические пособия, материалы авторских программ и т.д.

Эффективной формой рекрутинга в рамках деятельности научной школы является создание и обеспечение функционирования на ее базе студенческих научных объединений. Научные сообщества (в том числе, сообщества молодых ученых, возглавляемых ученым-профессионалом), действующие в рамках научной школы -совокупность ученых-профессионалов, организация которой отражает специфику научной профессии, формирование сообщества молодых ученых, продвигает и реализует научные исследования и разработки в конкретной области научного знания. Например, участие студентов в деятельности проблемных групп, функционирующих в рамках индивидуальных научных исследований членов научной школы, выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ и т.д. В рамках студенческих проблемных групп, действующих при научной школе, студенты привлекаются к взаимодействию с другими организациями и сообществами, к распространению ключевых идей научной школы, к участию в организации и проведении конференций, круглых столов, фестивалей, выставок, конкурсов в рамках, к масштабированию социальной сети, к планированию и реализации мероприятий, осуществляемых научным сообществом и т.д. [6, с. 90-93].

Актуальными для научной школы являются такие формы организации рекрутинга студентов, как:

- привлечение студентов группами, в индивидуальном порядке, совместно с преподавателями-членами научной школы к работе по индивидуальным планам преподавателей, выполняемых на кафедрах;

- привлечение студентов к участию в научных организационно-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня (вузовские, региональные, всероссийские, международные и т.д.); к ним могут быть отнесены конференции, симпозиумы, смотры-конкурсы научных и учебно-исследовательских работ студентов, олимпиады по реализуемым преподавателями дисциплинам и направлениям подготовки;

- привлечение и подготовка студентов сотрудниками научной школы к публикационной деятельности (написание и оформление статей, тезисов, материалов учебных пособий) и т.д.

Таким образом, рекрутирование новых членов из студенческого контингента своего вуза является одним из актуальных направлений деятельности научной школы предполагает привлечение молодых кадров к исследовательской деятельности для повышения эффективности функционирования и развития научной школы.

В рамках деятельности научной школы реализуются следующие формы рекрутинга студентов: проведение совместных со студентами научных семинаров (коллоквиумы, дискуссионные группы); организация и проведение совместных со студентами коллективных научных исследований, результатом которых могут быть сборники научных трудов, учебные издания и т.д.; создание и обеспечение функционирования на базе научной школы студенческих научных объединений и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аронов, Д.В. «Научная (научно-педагогическая, творческая) школа» в системе российского высшего образования [Текст] / Д.В. Аронов, В.Г. Садков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион.

- 2014. - № 2 (30). - С. 236-246.

2. Владимиров, А.И. О научных и научно-педагогических школах [Текст] / А.И. Владимиров. - М. : Недра, 2013. - 61 с.

3. Глебова, Г.Ф. Классический университет и общеобразовательная школа в открытой региональной системе непрерывного образования: актуальные проблемы взаимодействия [Электронный ресурс] / Г.Ф. Глебова // Непрерывное образование: XXI век : науч. электрон. журн. - 2014. - Вып. 1 (5). - Режим доступа: http://Ш2Lpetrsu.ш/joumal/artide.php?id=2267.

4. Грездева, О.Ю. Научные школы (педагогический аспект) [Текст] / О.Ю. Грездева. - М. : Институт теории образования и педагогики РАО, 2003. - 69 с.

5. Жданов, Г.Б. Стандарты, развитие и научные школы [Текст] / Г.Б. Жданов // Природа. - 1989. - № 10.

- С. 81.

6. Ипполитова, Н.В. Система подготовки студентов ВУЗа к исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС нового поколения [Текст] : монография / Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова ; Междунар. акад. наук пед. образования. - Ставрополь : Логос, 2016. - 142 с.

7. Мирская, Е.З. Научные школы как форма организации науки: социологический анализ проблемы [Текст] / Е.З. Мирская // Науковедение. - 2002. - № 3. - С. 8-24.

8. Рожкова, Л.В. Организация работы кадрового агентства [Текст] : метод. рекомендации / Л.В. Рожкова.

- Пенза, 2009. - 82 с.

УДК 378

Е.П. Турбина, г. Шадринск

Реализация индивидуальных творческих способностей в педагогической деятельности у будущих учителей

Автором статьи рассмотрена педагогическая деятельность и особенности реализации творческих способностей будущих учителей. Дано определение понятию педагогическое творчество, рассмотрены его особенности и виды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.