Научная статья на тему 'Организация деятельности научного общества учащихся православной гимназии'

Организация деятельности научного общества учащихся православной гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ / SCIENTIFIC SOCIETY OF STUDENTS / ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ / ORTHODOX SCHOOL / НАУЧНЫЙ ПРОДУКТ / SCIENTIFIC PRODUCT / НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / SCIENTIFIC CONFERENCE / НАУЧНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ / SCIENTIFIC PUBLICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стерхов Алексей Алексеевич

Статья посвящена исследованию организации, особенностей структуры и практической деятельности научного общества учащихся в религиозном общеобразовательном учреждении. Выявляются цели и задачи научного общества, рассматриваются методический инструментарий привлечения православных учащихся к научной работе, возможности привлечения социальных партнёров к реализации программы научного общества, варианты конечного научного продукта со стороны администрации гимназии, педагогов и детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of activity of the scientific society of students Orthodox school

The article investigates the organization, structure and features of the practice of the scientific society of students in a religious educational institution. Identifies goals and objectives of the scientific community, discusses methodological tools to attract Orthodox students to scientific work, the possibility of involvement of the social partners to implement the scientific community program options for the final scientific product from the grammar school administration, teachers and children.

Текст научной работы на тему «Организация деятельности научного общества учащихся православной гимназии»

Организация деятельности научного общества учащихся православной

гимназии

Статья посвящена исследованию организации, особенностей структуры и практической деятельности научного общества учащихся в религиозном общеобразовательном учреждении. Выявляются цели и задачи научного общества, рассматриваются методический инструментарий привлечения православных учащихся к научной работе, возможности привлечения социальных партнёров к реализации программы научного общества, варианты конечного научного продукта со стороны администрации гимназии, педагогов и детей.

Научное общество учащихся, православная гимназия, научный продукт, научно-практическая конференция, научная публикация.

A.A. Sterkhov, Surgut

Organization of activity of the scientific society of students Orthodox school

The article investigates the organization, structure and features of the practice of the scientific society of students in a religious educational institution. Identifies goals and objectives of the scientific community, discusses methodological tools to attract Orthodox students to scientific work, the possibility of involvement of the social partners to implement the scientific community program options for the final scientific product from the grammar school administration, teachers and children.

Keywords: Scientific Society of students, the Orthodox school, scientific product, scientific conference, scientific publication.

В современных условиях развития образования преподавание как система репродукции накопленных знаний и трансляции их в сознание учащихся уходит в прошлое. На первое место выдвигается компетентностный подход, предполагающий развитие способности самостоятельно приобретать необходимые знания и использовать их на практике в повседневной жизнедеятельности. Таким образом, знание из дозированного набора фактов, количественно нагружающих учеников, превращается в комплекс практически полезных компетенций, призванных помочь социализации юного гражданина. Одной из наиболее эффективных методик успешной социализации нам видится включение учащихся в научно-практическую деятельность. Создавая программу научно-исследовательской работы обучающихся в гимназии во имя Святителя Николая Чудотворца г. Сургута, автор данной статьи исходил из утверждения, согласно которому на базе православного общеобразовательного учреждения, где, казалось бы, научный подход должен вытесняться религиозным, можно создать и развить активную и плодотворную научную деятельность участников образовательного процесса. Нами поставлена приоритетная задача смоделировать параллельное педагогическое сопровождение научно-практической деятельности учащихся с одной стороны, и педагогов - с другой. Следуя концепции непрерывного образования, многие учащиеся по окончании школы поступят в вузы, где залогом их успешности станет участие в студенческой науке, важность которой отмечает такой крупный специалист в области профессионального образования, как Н.В. Ипполитова [2, с.12]. Необходимость инновационной деятельности в образовании, к которой, несомненно, можно отнести и научную деятельность учащихся, подчёркивает В.И. Долгова [1]. О значимости роли педагогического исследования в образовательном процессе говорят Е.В. Яковлев и Н.О.

Яковлева [4]. В результате первичной работы с обучающимися методами опроса, анкетирования и наблюдения выяснилось, что у целого ряда православных обучающихся включение в научную деятельность вызвало живейший интерес, однако проблемными в данном вопросе стали незнание способов вхождения в науку и форм научного творчества, а также страх перед новым для них видом деятельности, особенно выражающийся в боязни публичного представления творческих наработок. Для преодоления обозначенных проблем нами была создана программа, целью которой стала консолидация обучающихся, проявляющих интерес и имеющих высокий уровень одарённости в различных областях науки и техники, развитие научного мышления, исследовательской инициативы, формирование и совершенствование компетенции научного творчества, учебно-исследовательской, изобретательской, опытно-экспериментальной деятельности гимназистов. Задачи программы: активно содействовать всестороннему развитию учащихся, выработке у учащихся творческого отношения к научному труду, социальной активности, стремления к успешному саморазвитию в обществе; формировать у учащихся интерес к углублённому изучению основ наук, к научно-исследовательской и рационализаторской работе; формировать высокий уровень компетентности в овладении методами и приёмами научного исследования, способствовать выработке универсальных учебных действий в обращении с приборами, оборудованием, в работе с экспериментальными данными, научной и справочной литературой; активно развивать гражданственно-патриотический аспект духовно-нравственного воспитания учащихся через раскрытие достижений российской и мировой науки; учить создавать научный продукт, анализировать и систематизировать исследуемый материал, выявлять и формулировать проблему исследования, определять актуальность, цели и задачи, объект и предмет, научную новизну и практическую значимость исследования, выдвигать и доказывать гипотезу; способствовать профессиональному самоопределению учащихся гимназии в рамках концепции непрерывного самообразования.

Методический инструментарий привлечения обучающихся к деятельности научного общества: 1. Выявление познавательных интересов обучающихся и учёт их при выборе темы исследования. 2. Развитие познавательной активности обучающихся путём создания ситуации успеха и сорадости каждому реализованному проекту и общественному признанию достижений обучающихся. 3. Формирование отношения к временным неудачам как к ступени достижения успеха. Отрицательного результата не бывает - есть поиск нового пути решения научной проблемы. 4. Система индивидуальных консультаций с обучающимися с учётом личностных особенностей каждого в работе над проектом. 5. Предоставление своевременной, достоверной и полной информации об актуальных и перспективных направлениях исследований в современной фундаментальной и прикладной науке. 6. Обеспечение обучающимся доступа к текстовым и электронным источникам научной информации на различных носителях. 7. Ведение портфолио индивидуальных достижений обучающихся (в виде дипломов, сертификатов, свидетельств участников конференций различного уровня, опубликованных работ). 8.Обеспечение участия в научно-практических мероприятиях различных уровней путём постоянных контактов с вузами, информационно-методическим центром, государственными, муниципальными и общественными учреждениями науки и культуры.

С точки зрения структуры созданное нами Научное общество учащихся состоит из 14 секций, объединённых в три кафедры: 1) гуманитарных и общественных наук (английский язык, вероучительные дисциплины, история, литература, обществознание, русский язык); 2) точных и естественных наук (биология, география, информатика, математика, физика, химия); 3) спортивно-технологических дисциплин (спортивная, профессионального самоопределения).

Руководит деятельностью Научного общества учащихся методист гимназии. В качестве консультативного органа в помощь методисту избирается Совет Научного общества учащихся в составе 3 человек (по одному представителю от каждой кафедры, являющемуся заведующим данной кафедрой). Совет решает организационные вопросы, оказывает помощь научным руководителям и консультантам в работе по проведению гимназической конференции, выставок, экспедиций, круглых столов, семинаров.

Занятия участников Научного общества проводятся коллективно или индивидуально под руководством научного руководителя или консультанта, на основе утверждённой программы работы на текущий учебный год.

Современные условия формирования компетентного выпускника требуют привлечения к образовательному процессу социальных партнёров. Развитию научной компетентности учащихся способствует сотрудничество с такими организациями, как: 1) ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» (заключён договор о научно-методическом сотрудничестве от 07.04.2014 г.). 2) Центр непрерывного педагогического образования под руководством доктора пед. наук, профессора, академика МАНПО Н.В. Ипполитовой (заключён договор о научно-методическом сотрудничестве от 10.02.2016 г.). 3) Научно-практический центр "Калейдоскоп" под руководством канд. биолог. наук Н.В. Шарыповой и канд. филолог. наук Л.А. Миловановой. 4) Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования Сургутского государственного педагогического университета. 5) Научно-инновационный центр г. Красноярск. 6) Научно-издательский центр «Социосфера» г. Пенза.

Важнейшим фактором развития образовательной среды гимназии в работе данного общества является итоговый научный продукт, который нами подразделяется на 3 уровня: от методиста, от педагогов и от самих учащихся.

От методиста: 1. Издание учебно-методического пособия по включению учащихся в научно-исследовательскую работу и их методическому сопровождению. 2. Обобщение накопленного опыта организации научного общества в виде научной статьи в журнале из перечня ВАК МОиН РФ. 3. Обеспечение издания очередного номера ежегодного научного рецензированного сборника гимназии «Образование и наука». 4. Организация и проведение на базе гимназии Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание на уроках и во внеурочной деятельности». 5. Организация и проведение ежегодной гимназической конференции Научного общества учащихся.

От педагогов: 1. Подготовка победителей и призёров конференции Научного общества гимназии. 2. Подготовка победителей, призёров, лауреатов и участников научно-практических конференций, как предназначенных исключительно для школьников, так и конференций вузовского уровня. 3. Работа над повышением публикационной активности обучающихся в периодических и непериодических научных изданиях. 4. Обеспечение

участия обучающихся в научно-исследовательских конкурсах, нацеленного на максимально эффективный результат. 5. Публикация накопленного опыта педагогического сопровождения исследовательской деятельности обучающихся в журналах, входящих в Российский индекс научного цитирования.

От обучающихся: 1. Выступления на конференции научного общества гимназии. 2. Выступления на научно-практических конференциях различного уровня для школьников. 3. Выступления на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях с публикациями работ в сборниках тезисов (на базе вузов). 4. Участие в школьных конференциях Малой Академии наук в Обнинске в рамках проектов: «Шаги в науку» и «Юность, наука, культура». 5. Публикация лучших работ в рецензированном сборнике гимназии «Образование и наука». 6. Публикация в журнале «Юный учёный».7. Участие во всероссийских конкурсах научных исследований.

В процессе работы над научным исследованием обучающиеся осваивают ряд полезных интернет-ресурсов, которые пригодятся им в дальнейшем при написании курсовых и выпускных квалификационных работ на базе вузов. Среди них можно, в первую очередь, назвать: 1) https://search.rsl.ru/ru /catalog #l=570&ltr=A&st=author -алфавитный каталог Российской государственной библиотеки; 2) http://elibrary.ru/ -Научная электронная библиотека; 3) https://cyberleninka.ru/ - библиотека открытого доступа Киберленинка; 4) https://mapofscience.ru/ - Карта российской науки Министерства образования и науки РФ; 5) http://yun.moluch.ru/ - журнал «Юный учёный»; 6) http:// nkras.ru/doc/conf/2016/achievements/achievements.pdf - Научно-инновационный центр г. Красноярск, конкурс научных разработок для обучающихся и студентов; 7) http://future4you.ru/ index.php?option=com content &view=article&id=115&Itemid=27 -конкурс проектных и исследовательских работ «Интеллектуально-творческий потенциал России»; 8) http: //historydoc. edu.ru - Российский общеобразовательный портал (Коллекция: исторические документы).

Сама Программа работы Научного общества учащихся православной гимназии, разработанная нами в рамках авторской модели педагогического сопровождения духовно-нравственного развития школьников [3], представлена ниже в виде таблицы.

Таблица 1

Программа работы Научного общества учащихся православной гимназии_

№ Тема Форма занятия Содержание занятия Результат занятия

1 Организационно е занятие Собрание Ознакомление с годовым планом работы Научного общества, представление научных руководителей Распределение участников по секциям и кафедрам, выбор научных руководителей

2 Вводное занятие Семинар Ознакомление с понятием актуальности научного исследования, перспективных направлений научного Определение темы исследований для каждого участника научного общества

поиска

3-4 Структура научного исследования Консульта ция Изучение базовых структурных элементов исследования: введение и его содержание, основная часть, заключение. Определение объёма компонентов научного исследования, построение структурной схемы исследования

5-6 Методология научного исследования Лекция, семинар Понятие метода научного исследования, классификация методов: общенаучные, теоретические, эмпирические Выбор обучающимися индивидуально оптимальных методов для проведения собственного исследования

7-9 Требования к оформлению научной работы Консульта ция, семинар Изучение базовых структурных элементов исследования: цель и задачи, предмет и объект, список использованных источников Овладение компетенцией постановки цели, задач, предмета и объекта исследований участников научного общества, работы с ГОСТ-2003 и ГОСТ-2008 при оформлении списка литературы

1012 Работа с источниками Лекция практикум консультац ия Знакомство с электронными научными ресурсными центрами: РГБ, НЭБ, Киберленинка Овладение поисковыми компетенциями отбора необходимой информации среди множества оцифрованных научных трудов из различных источников

1316 Апробация научных наработок Консульта ция Подготовка и оформление предварительных наработок по исследованию в виде научных статей на конференции Участие в вузовских конференциях Международного и Всероссийского уровня, публикации в журнале "Юный

учёный"

1726 Основная работа над проектом Инд. работа, консультац ии с руководите лем Написание основной части исследовательской работы, редактирование Получение предварительного научного продукта

2728 Подготовка к предзащите проекта Консульта ция Совместная с научным руководителем работа по оформлению окончательного варианта представляемого к защите проекта Оформление каждым участником научного общества своей исследовательской работы к дню предзащиты

29 Предзащита проекта на кафедре Заседание кафедры Представление обучающимися результатов исследований на заседании кафедры по секциям Отбор лучших исследовательских проектов для выступления на гимназической конференции

3032 Работа с научным руководителем Консульта ция Индивидуальнаяработа каждого участника общества с научным руководителем Создание научного продукта для выступления на гимназической конференции

3334 Гимназическая конференция Научного общества обучающихся Научно- практическ ая конференц ия Презентация научных достижений обучающихся Награждение лучших исследовательских работ дипломами 1, 2 и 3 степени

35 Итоговое занятие Круглый стол Подведение итогов работы Научного общества за минувший учебный год Разработка плана работы на следующий учебный год

Таким образом, достигается максимальный эффект в приобщении учащихся православного общеобразовательного учреждения к научно-исследовательской деятельности, которая, по нашему мнению, является частью интеллектуально-творческого компонента духовно-нравственного развития обучающихся, что выражается в растущем

количестве и качестве работ, подготовленных учащимися для презентации на ежегодной конференции Научного общества. Сама конференция в 2015-2016 учебном году перенесена с апреля на декабрь с целью возможности отбора наиболее качественных работ и подготовки их в течение последующего полугодия для участия в городской конференции «Шаг в будущее». Данная инновация оказалась результативной: 15 октября 2016 года победитель гимназической конференции занял 1 место на городском этапе «Шаг в будущее», 9 ноября - на региональном этапе с правом поездки на Всероссийский этап в Москву, и разработка данного учащегося официально внедрена в работу Департамента образования Администрации г. Сургута.

ЛИТЕРАТУРА

1. Долгова, В.И. Готовность к инновационной деятельности в образовании : монография / В.И. Долгова. - М. : КДУ, 2009. - 227 с.

2. Ипполитова, Н.В. Инновационное развитие системы непрерывного образования педагогического вуза / Н.В. Ипполитова // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 12. - С. 11-14.

3. Стерхов, А.А. Моделирование педагогического сопровождения научно-практической деятельности участников образовательного процесса / А.А. Стерхов // Дискуссия. - 2016. - №1. - С. 142-147.

4. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов : монография / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск : Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.

УДК 37.016:81

Е.П. Турбина, г. Шадринск

Информационно-коммуникативные технологии на занятиях по

иностранному языку

В статье автором рассмотрены информационно-коммуникативные технологии, их роль и возможности при обучении иностранному языку. Приведены примеры использования информационно -коммуникативных технологий на занятиях по английскому языку.

Информационно-коммуникативные технологии, проектная деятельность.

E.P. Turbina, Shadrinsk

Information and communication technology in the foreign language

classroom

The author viewed the informational communicative technologies, their role and opportunities in teaching the foreign language. The examples of usage of informational communicative technologies on the lessons of English are given.

Keywords: informational communicative technologies, project activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.