Научная статья на тему 'РЕКРЕАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ, И ЕЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ'

РЕКРЕАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ, И ЕЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / ДОСУГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / РЕКРЕАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ-СПОРТСМЕНЫ / СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саенко Людмила Александровна, Магдич Евгений Александрович, Дудаев Геназ Саид-Хусейнович

Рекреационная культура личности (РКЛ) выступает внутренним фактором формирования и развития конкурентоспособности. При этом ее содержание может варьироваться у представителей разных демографических групп. Предметом проведенного исследования является содержание РКЛ учащейся молодежи и его специфика у обучающихся, занимающихся спортом. Для достижения цели были решены следующие задачи: определены сущность и структура РКЛ, раскрыт ее физический компонент, определено общее и специфическое для спортивной молодежи содержание. Сделан вывод об интегративном содержании РКЛ (собственно-досуговое и здоровье-созидающее); его детерминированности положениями рекреалогии, валеологии, теории физической культуры; структурной представленности когнитивно-мировоззренческим, ценностно-ориентационным, мотивационно-потребностным, эмоционально-волевым, поведенческо-практическим компонентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саенко Людмила Александровна, Магдич Евгений Александрович, Дудаев Геназ Саид-Хусейнович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECREATIONAL CULTURE AS A FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF THE COMPETITIVENESS OF A MODERN PERSON AND ITS SPECIFIC CONTENT IN STUDENT YOUTH

Recreational culture of personality (RCL) acts as an internal factor in the formation and development of competitiveness. At the same time, its content may vary among representatives of different demographic groups. The subject of the study is the content of the RCL of young students and its specificity among students involved in sports. To achieve the goal, the following tasks were solved: the essence and structure of the RCL were determined, its physical component was revealed, the content general and specific for sports youth was determined. The conclusion is made about the integrative content of RKL (actually leisure and health-creative); its determination by the provisions of recreationology, valeology, the theory of physical culture; structural representation of cognitive-ideological, value-oriented, motivational-needs, emotional-volitional, behavioral-practical components.

Текст научной работы на тему «РЕКРЕАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ, И ЕЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ»

теория, методика и практика: материалы Ш междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 24 сент. 2014 г.) / ред. кол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерагсгив плюс», 2014. - С. 15-19

6. Дёмкина, Е.П. Формирование здорового образа жизни студентов: как не упустить главного? / Е.П. Дёмкина // Высшее образование в России. - 2016. - № 5. - С. 50-55

7. Кукоба, Т.Б. Дифференцированный подход при построении методики оздоровительной тренировки с женщинами 20-35 лет на основе использования упражнении изотонического характера с учётом соматотипа / Т.Б. Кукоба // Омский научный вестник. Серия Общество. Современность. - 2009. - № 6 (82). - С. 183-186

8. Оглоблин, К.А. Опережающая стратегия подготовки педагогов физической культуры на основе непрерывного здоровьеформирующего образования: автореф. дисс...докт.пед.наук: 13.00.08 / Константин Алексеевич Оглоблин. - СПб.: Институт образования взрослых Российской Академии образования, 2008. - 43 с.

9. Семиреков, В.А. Из опыта разработки и применения модульного метода организации физкультурно-оздоровительных мероприятий с использованием средств активного туризма / В.А. Семиреков, В.К. Шеманаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 1 (95). - С. 134-140

10. Стрельников, Р.В. Эффективность индивидуализации физического воспитания студентов высших учебных заведений, организованного на основе ~ альтернативного выбора форм занятий / Р.В. Стрельников // Управление функциональным состоянием организма человека. - Волгоград: ФГОУВПО «ВГАФК», 2008. - С. 102-110

11. Соболева, Е.А. Социально-педагогические факторы воспитания свободной личности / Е.А. Соболева, О.А. Николаева / Тезисы докладов УП Международной конференции по педагогике ненасилия «Воспитание свободной независимой, ответственной личности». - СПб. - 1994. - Ч. 1. - С. 140.

12. Хазова, С.А. Физкультурно-оздоровительное сопровождение развития личной конкурентоспособности студентов / С.А. Хазова, Г.Ю. Лях, Р.С. Ахметов, Е.Е. Витютнев // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 4. -С. 102-108

13. Хазова, С.А. Развитие конкурентоспособной личности в системе образования: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01, 13.00.08 / Хазова Снежана Александровна. - Майкоп, 2011. - 696 с.

14. Хазова, С.А. Профессиональная компетентность специалистов по физической культуре и спорту как показатель их конкурентоспособности / С.А. Хазова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 1. -С. 50-53

15. Хазова, С.А. Актуальные проблемы и современное состояние научных исследований в сфере физической культуры и спорта / С.А. Хазова, А.Б. Бгуашев // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 12-3. - С. 637-641

Педагогика

УДК 372.879.6

доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей педагогики и образовательных технологий Саенко Людмила Александровна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); соискатель Магдич Евгений Александрович

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет спорта и туризма» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента Дудаев Геназ Саид-Хусейнович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

РЕКРЕАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ, И ЕЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Рекреационная культура личности (РКЛ) выступает внутренним фактором формирования и развития конкурентоспособности. При этом ее содержание может варьироваться у представителей разных демографических групп. Предметом проведенного исследования является содержание РКЛ учащейся молодежи и его специфика у обучающихся, занимающихся спортом. Для достижения цели были решены следующие задачи: определены сущность и структура РКЛ, раскрыт ее физический компонент, определено общее и специфическое для спортивной молодежи содержание. Сделан вывод об интегративном содержании РКЛ (собственно-досуговое и здоровье-созидающее); его детерминированности положениями рекреалогии, валеологии, теории физической культуры; структурной представленности когнитивно-мировоззренческим, ценностно-ориентационным, мотивационно-потребностным, эмоционально-волевым, поведенческо-практическим компонентами.

Ключевые слова: учащаяся молодежь, досуг, конкурентоспособность, фактор конкурентоспособности, образ жизни, рекреационная культура личности, физическая рекреация, здоровьесбережение, обучающиеся-спортсмены, структура и содержание.

Annotation. Recreational culture of personality (RCL) acts as an internal factor in the formation and development of competitiveness. At the same time, its content may vary among representatives of different demographic groups. The subject of the study is the content of the RCL of young students and its specificity among students involved in sports. To achieve the goal, the following tasks were solved: the essence and structure of the RCL were determined, its physical component was revealed, the content general and specific for sports youth was determined. The conclusion is made about the integrative content of RKL (actually leisure and health-creative); its determination by the provisions of recreationology, valeology, the theory of physical culture; structural representation of cognitive-ideological, value-oriented, motivational-needs, emotional-volitional, behavioral-practical components.

Key words: student youth, leisure, competitiveness, factor of competitiveness, lifestyle, recreational culture of the individual, physical recreation, health protection, student-athletes, structure and content.

Введение. Одним из мощных факторов оптимизации образа жизни человека, (особенно обучающихся, занимающихся спортом), и, как следствие, улучшения их физического состояния и социально-психологического самочувствия, является организация рекреативной активности указанного контингента [3; 4; 10]. Данный фактор обладает ресурсным потенциалом для развития конкурентоспособности личности, поскольку создает возможности для достижения человеком значимых конкурентных преимуществ в виде устойчивой работоспособности, эмоциональной позитивности, коммуникативной активности и др. [2; 5; 7-9]. Однако этот потенциал не используется в полной мере, в том числе, по причине неоднозначности специфических целевых ориентиров организации данной деятельности для обучающихся, занимающихся спортом. Комплекс задач и проблем, связанных с образом жизни, физическим состоянием и состоянием здоровья

указанного контингента [4], с одной стороны, и сложившиеся научные (педагогические, культурологические, спортивные, валеологические, рекреалогические) представления о сущности, значении, личностно-развивающем потенциале индифивидуальной культуры человека и ее отдельных содержательных компонентов, с другой стороны, позволяют заключить, что целевым ориентиром специальной организации досуговой активности обучающихся, занимающихся спортом, является формирование у них рекреационной культуры личности (РКЛ). Проверка указанного предположения составило цель исследования. Ее достижение потребовало постановки и решения следующих задач:

1. Уточнение сущности феномена «рекреационная культура личности».

2. Теоретическое обоснование наличия физкультурной и здоровьесберегающих доминант в его содержании.

3. Структурно-содержательное проектирование данного личностного качества.

Изложение основного материала статьи. На основе теоретического анализа научной литературы определено следующее. Рекреационная культура или культура досуга - это часть общей культуры, проявляющаяся в способности «самостоятельно и ответственно наполнять определенным содержанием свое свободное время» в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями. Кроме личностной ориентированности, как реализации гуманистических принципов, содержание досуга должно быть культуросообразным и развивающим [1].

Культура здоровья (здоровьесбережения) определяет РКЛ, прежде всего, в целе-ориентационном аспекте. подавляющее большинство исследователей рассматривают данный вид культуры личности, основы его формирования во взаимосвязи с физической культурой и физическим воспитанием [6]. Личностная физическая культура, как личностное качество, характеризуется сформированностью специальных знаний, оптимальностью физического состояния, наличием мотивационно-ценностных ориентаций, приобретенных в процессе воспитания и реализуемых в деятельности, культурным образом жизни, духовностью и здоровьем [3]. Физкультурная активность и ее результаты (суть физической культуры личности) неотделимы от аспектов укрепления и поддержания здоровья человека, формирования установок и навыков здорового образа жизни [2; 3; 6].

Таким образом, подчеркивается:

• во-первых, представленность в данном типе личностной культуры структурных компонентов, свойственных общей культуре личности (когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностно-практический);

• во-вторых, наличие специфического компонента, характеризующего телесную сущность данного вида культуры (условно - физический компонент), который учеными нередко встраивается в деятельностный ее компонент;

• в третьих, содержательную автономность и ценностно-целевую значимость здоровьесозидающего содержания данного качества.

Традиционно выделяемыми структурными компонентами, интеграция которых создает системный феномен -«личностную культуру», а в контексте нашего исследования - рекреационную культуру личности, выступают: когнитивно-мировоззренческий, мотивационно-потребностный, ценностно-ориентационный, эмоционально-волевой, поведенческо-практический.

Базовые семантические категории (физическая культура, здоровьесбережение, досуг) определяют следующие содержательные аспекты в наполнении структурных компонентов РКЛ:

• двигательное (физкультурное) - средства и методы физической культуры, используемые в процессе рекреационной деятельности;

• досуговое - виды и формы активности, реализуемые в свободное время с целю отдыха, восстановления сил, получения удовольствия;

• здоровьесберегающее - использование двигательных средств, рекреационных форм и видов активности с целью сохранения и укрепления здоровья [7-9].

Таким образом, рекреационная культура личности - это качество, интегрирующее ценностные ориентации и установки, знания и представления, интересы и потребности, нормы и способы организации жизнедеятельности, обеспечивающие эффективное использование средств физической культуры в свободное или специально отведенное время с целью здоровьесозидания и личностного развития.

Данный компонент личностной культуры, базируясь на системе физкультурных, рекреационных, валеологических знаний, умений и методологических принципов, опираясь на индивидуальные интересы и потребности личности в области двигательной активности, обеспечивает укрепление, поддержание и улучшение здоровья, а также предотвращает проявление рисков нарушения физического и психоэмоционального состояния обучающихся, занимающихся спортом.

Проведенное теоретическое исследование позволило определить структурно-содержательный состав и выделить компоненты РКЛ. Содержание РКЛ «распределено» по ее структурным компонентам, совокупность которых определена на основе раскрытых теоретических данных (таблица 1).

Таблица 1

Структура и содержание РКЛ

предметное содержание структурные компонента^ физическая культура и спорт

физическая рекреация

собственно-досуговое предметное содержание здоровье-созидающее предметное содержание

Когнитивно- мировоззренческий - знания, представления, убеждения относительно феноменов предметного содержания, с акцентом на специфичность для подростков, занимающихся спортом. цели и потенциальные положительные эффекты (развлекательные, восстановительные, оздоровительные, профилактические и пр.) использования средств физической культуры;

средства физической культуры, формы организации физкультурно-спортивной (ф.-рекреационной, ф.-оздоровительной) активности, содержание технологий физической культуры (ф.-рекреационных, ф.-оздоровительных);

символика - внешняя атрибутика, традиции, церемонии, правила;

нормы поведения и общения в сфере досуга, понимание причин необходимости их соблюдения в контексте достижения оздоровительных и рекреационных эффектов, в

контексте достижения высоких спортивных результатов;

Ценностно-ориентационный -ценностные ориентации, нормы, установки относительно феноменов предметного содержания, с акцентом на специфичность для подростков, занимающихся спортом. личностная значимость досуговых и оздоровительных целей (результатов); физкультурно-рекреационной активности (здоровье, культурный досуг), наряду с целями и результатами занятий спортом (спортивный результат, победы), по крайней мере, как средство их достижения; признание важности физкультурно-рекреационных ценностей как ресурса освоения и обогащения ценностей спорта;

установка на физкультурно-рекреационную организацию досуга;

сознательное уважительное отношение к нормам и правилам поведения, атрибутике, традициям, связанным с физкультурно-рекреационной активностью,

Мотивационно-потребностный - мотивы, интересы, потребности относительно феноменов предметного содержания, с акцентом на специфичность для подростков, занимающихся спортом. стремление к достижению досуговых и оздоровительных целей (результатов) физкультурно-рекреационной активности, стремление к обогащению физкультурно-рекреационных знаний и умений;

интерес к средствам ФК, Ф-Озд и Ф-Рек технологиям, стремление их систематически использовать; мотивационная готовность к самостоятельной физической активности в свободное время; потребность в систематической оздоровительной и рекреационной физической активности;

стремление приобщиться к физкультурно-рекреационным традициям, использовать символику, соблюдать правила, обогащать семиотику физической рекреации спортивной семиотикой;

Эмоционально-волевой -отношения, чувства, устремления относительно феноменов предметного содержания, с акцентом на специфичность для подростков, занимающихся спортом. удовольствие, положительные эмоции от участия в физкультурно-рекреационной деятельности, от предвкушения этого участия, от общения в процессе активности, стремление к обогащению впечатлений средствами физической рекреации, позитивное эмоциональное самочувствие;

удовлетворенность физкультурно-рекреационным характером своего досуга: его структурой и содержанием, формами и средствами, ведущими характеристиками (развлекательность, активность, насыщенность, разнообразие, познавательность и пр.);

стремление к оптимальному физическому развитию, подготовленности с учетом предупреждения рисков здоровью, физическому и психоэмоциональному состоянию;

Поведенческо-практический -умения и навыки, поступки и действия в рамках предметного содержания, с акцентом на специфичность для подростков, занимающихся спортом. умения отбирать и комплектовать средства ФК для решения собственных рекреационных (досуговых, оздоровительных) задач, умения планировать и организовать собственную рекреационную деятельность и привлекать друзей к рекреационной оздоровительной активности;

включенность в систематическую организованную физкультурно-рекреационную деятельность (оздоровительную, досуговую), посещение и участие физкультурно-рекреационных мероприятий, самоорганизация личной физкультурно-рекреационной активности;

практическое соблюдение рекреационных норм поведения и общения в процессе личностной досуговой / оздоровительной физкультурной активности; соблюдение правил безопасного поведения во время активного отдыха; соблюдение биологически-заданных норм регулирования режимов труда и отдыха, объемов и интенсивности физических нагрузок;

поддержание оптимальных параметров физического и функционального состояния, профилактика и преодоление возможных негативных эффектов от избыточных физических нагрузок в тренировочном процессе.

Выводы:

1. Рекреационная культура личности характеризует мотивационную, когнитивную, практическую готовность человека организовывать свою жизнедеятельность на основе принципов культуросообразности и здоровьесбережения, используя при этом средства физической культуры для рациональной организации досуга. Личностная физическая культура раскрывается в структурных и содержательных компонентах. С этой позиции термин «рекреационная» характеризует содержательный, предметный пласт физической культуры, соответствующий одному из ее компонентов - рекреационной (рекреативной) физической культуре, а значит, относится к физкультурно-рекреационной деятельности, физической активности личности в период досуга.

2. Сущность физической рекреации, ее функции и задачи, средства и методы - основа содержания РКЛ, поэтому предметно она включает взаимосвязанные здоровье-созидающий (связанный с использованием средств физической культуры для поддержки и улучшения здоровья, профилактики его нарушения, включая профилактику травм и т.п.) и досуговый (связанный с использованием средств физической культуры для организации активного отдыха, для развлечения) содержательные блоки.

3. Формирование рекреационной культуры личности обучающихся, занимающихся спортом, выступает фактором их конкурентоспособности, поскольку обеспечивает оптимизацию образа жизни, укрепление соматического здоровья, гармонизацию физического развития, улучшение социально-психологического самочувствия.

Литература:

1. Гарипов, Л.Ф. Педагогические условия организации культуры досуга младших школьников / Л.Ф. Гарипов // Социально-экономическая ситуация в России: состояние и перспективы: сб. науч. тр. - Киров: ВСЭИ, 2011. - С. 71-79.

2. Лях, Г.Ю. Организация физкультурно-оздоровительной активности студентов в процессе развития их конкурентоспособности / Г.Ю. Лях // Кант. - №3(40). - 2021. - С. 244-248

3. Османов, Р.З. Модель формирования физической культуры личности учащихся на основе соуправления физическим воспитанием / Р.З. Османов, М.Х. Коджешау // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. «Педагогика и психология». - 2013. - Вып. 4. - С. 130-137

4. Сайфитова, А.Т. Отрицательные стороны занятий физической культурой у детей и подростков / А.Т. Сайфитова, С.А. Высотин // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 1. - URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18072 (дата обращения: 03.12.2022).

5. Степанова, Е.Н. Некоторые подходы к совершенствованию внеклассной и внешкольной физкультурно-рекреационной деятельности среди школьников / Е.Н. Степанова // Актуальные проблемы формирования высоких профессиональных и нравственных качеств у курсантов в процессе обучения / Сборник научных статен межвузовской региональной научно-практической конференции, 24 декабря 2004 года. Ч II. - СПб: СПб ВИ ВВ МВД РФ. 2004. -С. 92-94

6. Степкина, С.Л. Модель формирования личностной физической культуры подростков в общеобразовательной школе / С.Л. Степкина // Культура физическая и здоровье. - 2012. - №2. - С. 65-68

7. Хазова, С.А. Развитие конкурентоспособности студентов в условиях здоровьесберегающей образовательной среды вуза как исследовательская проблема теории физической культуры / С.А. Хазова, Ф.К. Тугуз, Н.В. Корягина // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 11. - С. 46-48

8. Хазова, С.А. Развитие конкурентоопределяющих личностных качеств специалистов по физической культуре и спорту: коллективная монография / С.А. Хазова. - Майкоп, 2021. - 204 с.

9. Хазова, С.А. Педагогические риски процесса формирования личностной конкурентоспособности студентов и профилактика их возникновения / С.А. Хазова, Г.Ю. Лях // Заметки ученого. - 2021. - № 4-1. - С. 333-337

10. Шарафеева, А.Б. Формирование физкультурно-рекреационной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту / А.Б. Шарафеева // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 375. -С. 165-168

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения Саутиева Фатима Белановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

СПЕЦИФИКА ВЛИЯНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ

ИНТЕЛЛЕКТ ДЕТЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается специфика влияния художественно-эстетической деятельности на эмоциональный интеллект детей. Процесс формирования эмоционального интеллекта и развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста требует определенного подхода к удовлетворению их интересов относительно содержания образования. Одним из самых эффективных видов деятельности для развития эмоционального интеллекта является полихудожественная деятельность. С помощью синтеза искусств ребенок учится глубже мыслить и чувствовать. Автором отмечено, что дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта успешнее адаптируются в обществе, легче добиваются поставленных целей при взаимодействии с окружающими, более спокойные и уравновешенные, имеют способность к быстрому эмоциональному восстановлению, а далее могут перейти к эффективной продуктивной деятельности. Для развития эмоционального интеллекта автор рассмотрел эффективные технологии и методы как: сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность, изобразительная деятельность и художественно-эстетическая деятельность. Автор приходит к выводу, что художественно-эстетическая деятельность способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций. С помощью данной деятельности у ребенка развиваются мышление, аналитические и сравнительные способности, воображение.

Ключевые слова: специфика, влияние, художественно-эстетическая деятельность, эмоциональный интеллект, дети, педагог.

Annotation. The paper deals with the specificity of the impact of art and aesthetic activities on the emotional intelligence of children. The process of forming the emotional intelligence and development of creative abilities of children of preschool and primary school age requires a certain approach to the satisfaction of their interests in relation to the content of education. One of the most effective activities for the development of emotional intelligence is polyartistic activity. With the help of arts synthesis the child learns to think and feel more deeply. The author notes that children with a high level of emotional intelligence adapt successfully in society, more easily achieve their goals in interaction with others, are more calm and balanced, have the ability to recover quickly emotionally, and then can switch to effective productive activities. For the development of emotional intelligence the author considered effective technologies and methods as: story-role games, productive activity, graphic activity and artistic and aesthetic activity. The author concludes that art and aesthetic activities contribute to the optimal and intensive development of all mental processes and functions. With the help of this activity a child develops thinking, analytical and comparative abilities, imagination.

Key words: specificity, influence, art and aesthetic activity, emotional intelligence, children, teacher.

Введение. На формирование и развитие личности ребенка, оказывает воздействие множество факторов. Культура и искусство, та среда, в которой растет и развивается ребёнок, также оказывают воздействие. Когда ребёнок приобщается к культурным ценностям, знакомится с наследием человечества, обогащается жизненный опыт ребёнка, проявляются предпосылки для творческой деятельности. Развивается воображение, образное мышление, навыки социальной коммуникации.

Процесс формирования эмоционального интеллекта и развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста требует определенного подхода к удовлетворению их интересов относительно содержания образования.

Изложение основного материала статьи. Эмоциональный интеллект - это та часть человеческой психики, которую можно развивать и совершенствовать, изучая и применяя новые навыки. Эмоциональный интеллект не может развиваться вне деятельности.

Эмоциональный интеллект - это способность понимания и принятия окружающих людей, умение выражать свои эмоций и управлять эмоциями. Взрослые люди, как правило, умеют контролировать свои эмоции, но и они подчас

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.