А. В. Бирюкова
РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Работа представлена кафедрой социологии Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики. Научный руководитель - доктор социологических наук, профессор Р. А. Костин
В статье автор анализирует понятие «рекреационная деятельность» и ее ключевые характеристики. Основной целью работы является рассмотрение предпочтений подростков в сфере отдыха для создания социальной модели рекреационной деятельности. Особое внимание уделяется обоснованию выбора форм рекреации на основе трансформационного подхода. В результате социологического исследования выявлены изменения, происходящие в структуре рекреации.
Ключевые слова: рекреационная деятельность, здоровье, качество жизни, интересы подростков, ценностные ориентации.
The article analyses the concept of Recreational Activity and its basic characteristics. The main purpose of the study is to explore teenagers' preferences with regard to outdoor activities and to create a social model of recreational activity. Special emphasis is placed on the transformation approach based criteria for choosing recreation activities. The sociological study the article reviews shows what changes occur in the structure of recreational activities.
Key words: recreational activity, health, quality of life, teenagers' interests, value systems.
При составлении социального портре- социальной группы, которая в дальнейшем та современного подростка как особенной будет модернизировать общество России,
7 1
особое значение приобретает тот выбор, который подростки отдают тем или иным формам проведения свободного времени в структуре рекреационной деятельности.
Рекреация служит не только отдыху, но и развитию личности, удовлетворению потребности в общении, способствует становлению творческого инновационного потенциала молодежи, таким образом, включение подростков в рекреационную деятельность позволит ориентировать учащихся не только на развлечения, когда человек выступает в виде пассивного зрителя - «потребителя», а на активные формы проведения отдыха, при которых развиваются духовно-культурные потребности.
По нашему мнению, рекреационная деятельность характеризуется следующим: осуществляется в свободное время, ее целью не является получение материальных благ, объясняется объективными потребностями субъекта в восстановлении здоровья, является благом.
Согласно исследованиям Д. Куннингэ-ма1, изучившим связь между напряжением и удовлетворением от рекреационной деятельности, пришел к выводу, что при сравнительно высоких показателях удовлетворения рекреацией уровень напряжения (стресса) низкий.
Выделим основные принципы рекреационной работы в школе, в центрах дополнительного образования, в зонах оздоровления (туристические базы отдыха, летние лагеря):
1. Всеобщность и доступность, т. е. возможность вовлечения всех подростков в сферу деятельности рекреационных учреждений с целью удовлетворения их интересов.
2. Систематичность и целенаправленность на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных организовывать рекреацию.
3. Преемственность - взаимодействие и взаимовлияние поколений.
4. Личностный подход.
5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей подростков.
Однако существует ряд факторов, которые препятствуют проведению рекреации. Их можно свести к следующим группам:
а) материальные мотивы - недостаток денежных средств;
б) психофизические мотивы - усталость после учебы/работы, неважное состояние здоровья;
в) недостаток свободного времени, неумение планировать и организовывать свободное время;
г) уровень образования (низкий уровень которого, ведет к снижению потребления культурных элементов).
К основным задачам рекреационной деятельности можно отнести:
1) информирование о существующих возможностях проведения рекреации с помощью СМИ. Для этого необходимо наличие положительной информационной среды, в которой формируются стереотипы мышления подрастающего поколения;
2) мотивация подростков к активным видам рекреации, а не пассивному времяпрепровождению;
3) вовлечение учащихся в рекреационную практику.
Виды рекреационной деятельности подростков весьма разнообразны. Как показало социологическое исследование «Качество жизни школьников Санкт-Петербурга», проведенное автором на туристической базе отдыха «Ленинец» летом 2006 г. среди подростков 9-11-х классов, выборка составила 100 чел., основным видом отдыха у школьников является экстремальный (скалолазание, дайвинг, рафтинг-сплав по реке) - 36%; развлекательный (посещение развлекательных центров, дискотек, участие в фестивалях, карнавалах) - 32%; познавательный (посещение дворцов, музеев, выставок) - 13%; спортивный - 11%; образовательный (посещение курсов иностранных языков и других учебных программ) - 4%;
Рекреационная деятельность как социальный процесс
оздоровительный (отдых на природе) - 4%. Подобный вопрос «Какой вид отдыха ты бы предпочел(а), если бы поехал(а) отдыхать без родителей?» был задан летом 2007 г. тем же самым респондентам, место проведения социологического исследования не поменялось. Повзрослев на один год, предпочтения старшеклассников изменились и были даны следующие варианты ответов, где основным видом отдыха является оздоровительный (32,5%) и развлекательный (30%) отдых. Несколько меньшая доля респондентов предпочитает экстремальный (20%) и спортивный (14,5%) отдых. И только 2% школьников хотят провести время с использованием образовательных программ и около 1% выбирают познавательный отдых. Результаты исследования автора демонстрируют, что подростки стали серьезнее относиться к своему здоровью, осознавать его как некую ценность, связанную с перспективами успешности своего жизненного пути, что выражается в увеличении процента тех, кто выбирает оздоровительный отдых.
Перестал быть приоритетным и экстремальный отдых 36% - 2006 г. и 20% - 2007 г. В ходе интервью с подростками выяснилось , что они стали осознавать опасность экстремального отдыха, появился страх, неуверенность в физической подготовке. При этом ребята 14-16 лет, которые занимаются в спортивных секциях, по-прежнему выбирают экстремальный и спортивный отдых.
Также изменились ориентации подростков относительно познавательного и образовательного отдыха (13 и 4% - 2006 г. и 2 и 1% - 2007 г.), это объясняется увеличивающейся нагрузкой в школе, особенно в старших классах, подготовкой к поступлению в вуз, посещением платных образовательных программ.
Интересы подростков сосредоточились в сфере развлекательного отдыха 32% - 2006 г. и 30% - 2007 г. Большинство школьников хотело бы посещать концерты, развлека-
тельные центры, дискотеки, участвовать в фестивалях, карнавалах. Это подчеркивает ориентацию на развлечения при отсутствии стремления к посещению учреждений культуры (музеи, выставки), посещение которых требует интеллектуальной и духовной работы. Подобные ориентации молодых людей формирует у них убеждение, что жизненные смыслы лежат главным образом в сфере развлечений. Индустрия развлечений становится отраслью, которая предлагает им новые образы качества и стиля жизни.
Необходимо также отметить положительную динамику в сфере спортивного отдыха: 11% - 2006 г. и 14,5% - 2007 г. На контрольный вопрос об основных причинах занятий физкультурой и спортом подрост -ки в 2006 г. назвали следующие причины:
1) получение удовольствия от занятий -33%;
2) хорошая физическая форма - 27%;
3) снятие стресса или напряжения - 20%;
4) сохранение и укрепление здоровья -14%;
5) соревновательные мотивы - 3%;
6) достижение результата (стать мастером спорта) - 3%.
На такой же вопрос в 2007 г. школьники указали другие причины:
1) укрепление здоровья - 32%;
2) для развлечения - 20%;
3) чтобы побеждать - 16%;
4) чтобы встречаться с друзьями - 12%;
5) снять напряжение, стресс - 10%;
6) соревновательный мотив - 10%.
По сравнению с 2006 г. увеличилось количество ответов об укреплении здоровья с 14 до 32%.
Для современных подростков характерен выбор в пользу получения удовольствия (33%) - 2006 г.); развлечения (20%) и для встреч с друзьями (12%) - 2007 г. Итак, выражена развлекательная составляющая. Подросткам свойственна ориентация на гедонистические ценности.
Результатом анализа предпочтений подростков в сфере отдыха стала социальная
модель рекреационной деятельности, построенная на соотношении данных за 2006 и 2007 гг. Данная модель включает: данные о востребованных видах отдыха и основных причинах занятий физкультурой и спортом.
Социальные модели рекреации могут быть различными, зависящими от условий, целей, возможностей, субъективных характеристик социума и субъектов. Формы и функции рекреации могут меняться. Сегодняшний подход к такому феномену, как рекреация, требует не сводить этот процесс к одностороннему воздействию социальной среды на человека.
Можно предложить некоторые критерии успешной рекреации молодежи, к которым следует стремиться: социальная адаптивность, хорошее здоровье, активность, экономическая автономность.
В результате проведения социологического исследования получился социальный портрет школьника-подростка, ориентированного на потребление развлекательных форм отдыха. Тем не менее в связи с ухудшением здоровья учащихся приоритет начинает отдаваться и оздоровительному отдыху как некой ценности, связанной с перспективами успешности своего жизненного пути.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Michalos A. M. Global report on student well-being. Vol. IV. Springer,1993. P. 5-7.