Научная статья на тему 'Реконструкция окончательной редакции конституционного проекта А. Р. Воронцова 1801 г'

Реконструкция окончательной редакции конституционного проекта А. Р. Воронцова 1801 г Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
445
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ / УЧРЕЖДЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА / CONSTITUTIONAL PROJECT / ADMINISTRATIVE REFORMS / INSTITUTION / PUBLIC ADMINISTRATION / STATE SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Приходько Михаил Анатольевич

Как известно, одним из вопросов, планировавшихся к реализации в ходе реформ начала царствования императора Александра I, был вопрос о разработке проекта российской конституции. В специфических условиях Российской империи начала XIX в. данный конституционный проект принял форму Грамоты российскому народу (Всемилостивейшей грамоты, российскому народу жалуемой), которая, по мысли императора Александра I, должна была быть утверждена и обнародована в день его коронации. Основным проектом Грамоты о правах и свободах граждан, рассмотренным в Негласном комитете, стал проект А.Р. Воронцова, известного государственного деятеля эпохи императрицы Екатерины II, возвращенного на государственную службу в начале царствования императора Александра I. В своей основе проект А.В. Воронцова представлял собой феодальную хартию, составленную главным образом в интересах дворянского сословия, но подтверждение и утверждение в нем ряда прав мещан и купцов, а также и крестьян дает основание говорить о его частично универсальном характере. По различным причинам император Александр I так и не решился утвердить данный проект, который тем не менее имеет большое научное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECONSTRUCTION OF THE FINAL EDITORIAL OF THE CONSTITUTIONAL PROJECT OF ARVONTSOV 1801

As you know, one of the issues planned for the implementation of reforms during the reign of the reign of Emperor Alexander I was the question of drafting a Russian constitution. In the specific conditions of the Russian Empire of the early XIX century, this constitutional project took the form of «Letters to the Russian people», which was supposed to be approved and promulgated on the day of his coronation in the opinion of Emperor Alexander I. The main draft of the Charter, considered in the Secret Committee, was the project of A.R. Vorontsov, a famous statesman of the era of Empress Catherine II, returned to the civil service at the beginning of the reign of Emperor Alexander I. At its core, the A.R. Vorontsov project was a feudal charter composed primarily in the interests of the nobility, but affirming and affirming in it a number of rights of philistines and merchants, as well as peasants, gives grounds to speak of its partially universal character. For various reasons, Emperor Alexander I never decided to approve this project, nevertheless, this project has great scientific significance.

Текст научной работы на тему «Реконструкция окончательной редакции конституционного проекта А. Р. Воронцова 1801 г»

УНИВЕРСИТЕТА Реконструкция окончательной редакции 5Э1

имени o.e. кутафина(мгюА) конституционного проекта А. Р. Воронцова 18Q1 г.

РЕКОНСТРУКЦИЯ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ РЕДАКЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОЕКТА А. Р. ВОРОНЦОВА 1801 г.

Аннотация. Как известно, одним из вопросов, планировавшихся к реализации в ходе реформ начала царствования императора Александра I, был вопрос о разработке проекта российской конституции. В специфических условиях Российской империи начала XIX в. данный конституционный проект принял форму Гоамоты российскому народу (Всемилостивейшей грамоты, российскому народу жалуемой), которая, по мысли императора Александра I, должна была быть утверждена и обнародована в день его коронации. Основным проектом Гоамоты о правах и свободах граждан, рассмотренным в Негласном комитете, стал проект А. Р. Воронцова, известного государственного деятеля эпохи императрицы Екатерины II, возвращенного на государственную службу в начале царствования императора Александра I.

В своей основе проект А. В. Воронцова представлял собой феодальную хартию, составленную главным образом в интересах дворянского сословия, но подтверждение и утверждение в нем ряда прав мещан и купцов, а также и крестьян дает основание говорить о его частично универсальном характере.

По различным причинам император Александр I так и не решился утвердить данный проект, который тем не менее имеет большое научное значение.

Ключевые слова: конституционный проект, административные реформы, учреждение, государственное управление, государственная система.

DOI: 10.17803/2311-5998.2018.48.8.051-066

Михаил Анатольевич ПРИХОДЬКО,

кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) mprihod@list.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

M. A. PRIKHODKO, PhD, Senior Lecturer in the History State and Law of the O. Kutafin University (MSAL) mprihod@list.ru 125993, Moscow, Sadovaia-Kydrinskaia Str., 9 RECONSTRUCTION OF THE FINAL EDITORIAL OF THE CONSTITUTIONAL PROJECT OF ARVONTSOV 1801 Abstract. As you know, one of the issues planned for the implementation of reforms during the reign of the reign of Emperor Alexander I was the question of drafting a Russian constitution.

© М. А. Приходько, 2018

52

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

"Т^ЕСТНИК

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

In the specific conditions of the Russian Empire of the early XIX century. this constitutional project took the form of «Letters to the Russian people», which was supposed to be approved and promulgated on the day of his coronation in the opinion of Emperor Alexander I. The main draft of the Charter, considered in the Secret Committee, was the project of A. R. Vorontsov, a famous statesman of the era of Empress Catherine II, returned to the civil service at the beginning of the reign of Emperor Alexander I. At its core, the A. R. Vorontsov project was a feudal charter composed primarily in the interests of the nobility, but affirming and affirming in it a number of rights of philistines and merchants, as well as peasants, gives grounds to speak of its partially universal character. For various reasons, Emperor Alexander I never decided to approve this project, nevertheless, this project has great scientific significance. Keywords: constitutional project, administrative reforms, institution, public administration, state system.

Как известно, одним из вопросов, планировавшихся к реализации в ходе реформ начала царствования императора Александра I, был вопрос о разработке проекта российской конституции.

В специфических условиях Российской империи начала XIX в. данный конституционный проект принял форму Грамоты российскому народу (Всемилостивейшей грамоты, российскому народу жалуемой), которая, по мысли императора Александра I, должна была быть утверждена и обнародована в день его коронации.

Основным проектом Грамоты о правах и свободах граждан, рассмотренным в Негласном комитете, стал проект А. Р Воронцова, известного государственного деятеля эпохи императрицы Екатерины II, возвращенного на государственную службу в начале царствования императора Александра I.

В своей основе проект А. В. Воронцова представлял собой феодальную хартию, составленную главным образом в интересах дворянского сословия, но подтверждение и утверждение в нем ряда прав мещан и купцов, а также и крестьян дает основание говорить о его частично универсальном характере.

Кроме того, само содержание проекта свидетельствовало о несомненном влиянии, оказанном на процесс его разработки известных конституционных актов Англии — Великой хартии вольностей (Magna Charta) 1215 г., Акта о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (Habeas corpus Amendment Act) 1679 г., а также французской Декларации прав человека и гражданина (La Declaration des droits de L'homme et tu du citoyen) 1789 г. в редакции 1795 г.

По различным причинам император Александр I так и не решился утвердить данный проект. Публикации текста проекта сами по себе уже имеют определенную историю.

Впервые так называемая первоначальная редакция (из 20 статей (пунктов)) Грамоты, российскому народу жалуемой, А. Р. Воронцова была опубликована на

УНИВЕРСИТЕТА Реконструкция окончательной редакции

имени o.e. кугафина(мгюА) конституционного проекта А. Р. Воронцова 1801 г.

французском языке в 1908 г. в приложении к журналу «Русский архив»1. Далее, уже на русском языке, этот проект был опубликован в 1936 г в сборнике «А. Н. Радищев. Материалы и исследования»2.

Текст так называемой окончательной редакции (в 26 ст.) проекта Грамоты, российскому народу жалуемой, был впервые опубликован в 1923 г в книге В. П. Се-менникова «Радищев: Очерки и исследования»3. В последующем этот текст был переиздан в сборниках документов, посвященных конституционным проектам в России в XVIII — начале XX в. в 20 004 и в 201 05 гг.

Полный текст (в составе 28 ст.) проекта Грамоты, российскому народу жалуемой, был опубликован в уже упомянутой нами книге В. П. Семенникова6. Недостатком данной публикации было то, что текст проекта был разбит на две части — основной текст и три дополнительные статьи, помещенные в комментариях7.

При этом до настоящего времени не опубликован сводный текст проекта Грамоты, российскому народу жалуемой. Ввиду этого мы решили осуществить современную публикацию сводного текста всех редакций конституционного проекта А. Р. Воронцова. Тем самым реконструированный текст документа становится своеобразным наглядным пособием и значительно облегчает восприятие изучаемой тематики.

Таким образом, мы представляем вниманию широкой научной общественности документ, составленный А. Р. Воронцовым8 почти 217 лет назад (в 1801 г.) в его наиболее полном виде.

Этот исчерпывающий текст проекта А. Р. Воронцова позволяет отчетливо выделить основные редакции данного документа9:

1) первоначальная редакция в составе 20 статей (№ 1—20 по тексту приложения, выделенному курсивом), представленная императору Александру I во временной отрезок с 24 июня по 10 июля 1801 г.;

2) полная редакция в составе 28 статей (№ 1—27, 29), рассмотренная в Негласном комитете 13 (точнее 12) августа 1801 г.; д

и

п

--т

1 Русский архив. 1908. Вып. 6. Приложение. Из архива Собственной Е. И. В. канцелярии. р С. 4—18. и

2 Радищев А. Н. Материалы и исследования. М. -Л., 1936. С. 77—81. р

3 Семенников В. П. Радищев: материалы и исследования. М. -Пг., 1923. С. 180—194. п

4 Конституционные проекты в России. XVIII — начало XX века / отв. ред. С. Бертолисси.

М., 2000. С. 321—333. §

5 Конституционные проекты в России XVIII — начала XX в. / сост. А. Н. Медушевский. М., д 2010. С. 199—209. □

6 Семенников В. П. Указ. соч. С. 180—194, 432—433. □

7 Недостаток, обусловленный выявлением трех первых статей проекта непосредственно о в ходе печати книги. x

второй половине XVIII — начале XIX в. М., 2002. С. 106—113.

п

При участии В. П. Кочубея, Н. Н. Новосильцева, а также М. М. Сперанского.

Сафонов М. М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже т

XVIII и XIX вв. Л., 1988. С. 171 ; Захаров В. Ю. «Всемилостивейшая жалованная грамота ц

российскому народу» 1801 г. в контексте развития конституционных идей в России во и

нализма

>

8

9

54

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

"Т^ЕСТНИК

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

3) редакция в составе 25 статей, обсуждавшаяся в Непременном совете 9 сентября 1801 г. (№ 4—27, 29);

4) окончательная редакция в составе 26 статей с изменениями, внесенными в текст проекта после 9 сентября 1801 г. (№ 4—29).

Исходя из этого, окончательной редакцией конституционного проекта А. Р Воронцова (проекта Всемилостивейшей грамоты, российскому народу жалуемой) является текст, состоящий из статей № 4—29 данной реконструкции.

Дополнительную ценность этой публикации придает тот факт, что рядом советских10 и современных11 исследователей Грамота российскому народу А. Р. Воронцова трактуется как первый проект в серии конституционных проектов александровского времени. Автор статьи присоединяется к данной точке зрения.

[Сводный текст]

ГРАМОТА РОССИЙСКОМУ НАРОДУ (ПРОЕКТ ВСЕМОЛОСТИВЕЙШЕЙ ГРАМОТЫ, РОССИЙСКОМУ НАРОДУ ЖАЛУЕМОЙ) 1801 г.12 По титуле Его Императорского Величества

При вступлении нашем по воле Всевышняго на прародительский престол, извещая о сем любезных наших верноподданных, того ж дня манифестом изъявили мы волю и намерение наше употребить все силы и старания к усчастливлению России, управляя народом, скипетру нашему от Бога вверенному, коренными законами, имея первым предметом благоденствие всех наших верноподданных. Сей приятный долг сердцу нашему потщимся мы во всем его пространстве выполнить, принося теплые молитвы пред Богом, да подкрепит и поможет в бремени сего служения, по воле Царя царей на нас возложенном.

По случаю коронования и миропомазания нашего за долг себе поставляем пред сердцевидцем Богом и пред сим славным и многочисленным народом, скипетру нашему подвластным, изъявить, что всегда первый и единый наш предмет будет благополучие, спокойствие и сохранение целости Российского государства и народа. Не менее правилом себе поставляем признать сию истину, что не народы сделаны для государей, а сами государи промыслом Божиим установлены для пользы и благополучия народов, под державою их живущих, а посему уза-коняем и обещаем императорским нашим словом за нас и преемников наших, яко коренным законом, следующие статьи:

10 См.: Минаева Н. В. Правительственный конституционализм и передовое общественное мнение России в начале XIX в. Саратов, 1982. С. 41—51 ; Грацианский П. С. Политическая и правовая мысль России второй половины XVIII в. М., 1984. С. 83—86.

11 Крыжанюк О. В. Негласный комитет и его проекты // Международный исторический журнал. 2000. № 11. С. 12 ; Захаров В. Ю. Указ. соч. С. 114—115 ; Кодан С. В. «Все лица, равно законам суть подвластны» // Чиновник. 2003. № 6 (28). С. 4.

12 Российский государственный исторический архив. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 149. Л. 1—27 ; Санкт-Петербургский институт истории РАН. Ф. 36. Оп. 1. Д. 400. Л. 210—215 ; Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 637. Оп. 1. Д. 922. Л. 1—18.

УНИВЕРСИТЕТА Реконструкция окончательной редакции

имени o.e. кутафина(мгюА) конституционного проекта А. Р. Воронцова 18Q1 г.

1.

Нельзя не признать, конечно, по обширности России и разных народов, в ней обитающих, что не токмо польза, но и самое сохранение империи требует управления государя, со властию, сану его свойственною: власть сия да не употребится как на пользу и благо наших верных подданных.

2.

Не менее нужным полагаем, чтоб престол российский не мог быть подвержен переменам и пребыл наследственным. Не нужно распространяться, сколь противное тому сопряжено не только с неудобностями, но и с падением самого государства. В истории Отечества нашего довольно тому примеров, воспоминание коих всякому россиянину не может быть не чувствительно. Упреждая такие худые последствия, императорскою нашею властию подтверждаем узаконение о наследстве российского престола, сделанное блаженной памяти государем императором, родителем нашим, и читанное самим Его Величеством в Успенском соборе в день его коронации, пятого апреля 1797 года.

3.

Первые подвиги при вступлении нашем на прародительский императорский всероссийский престол ознаменовали желание обратить все внимание наше, дабы утвердить прочным образом Правительствующий Сенат яко место, признанное удобнейшим и в виде том прапрадедом нашим государем императором Петром Великим установленное, чтоб облегчить бремя правления, для лучшего исполнения воли нашей и бдения, дабы законы государственные не нарушались и польза общая при всяком случае предохраняема была. В сем намерении собственноручным указом возложили мы Правительствующему Сенату представить нам все то, что в такой цели послужить может к лучшему основанию сего верховного Правительства. Сенат исполнил волю нашу, представя на усмотрение д наше положение, которое, признавая для настоящего времени сходственным и с желанием нашим утвердить сколько возможно благо общественное, мы все то т

утвердили, уповая, что Правительствующий Сенат первым предметом навсегда

р

иметь будет пользу и благоденствие России. Сие положение сенатское мы здесь и

паки торжественно подтверждаем. р

п

4. и

Признавая, сколь существующие законы, о поправлении коих и предшеству- ^

ющие нас государи помышляли, недостаточны суть, мы долгом почитаем осо- К

бое внимание к важному предмету сему обратить и для того учредили уже осо- □

бую комиссию, ничего так не желая, как видеть успехи сего нашего намерения, □

клонящегося к тому, дабы Россия достаточными и ясными законами на всякую □

часть и на каждое состояние людей, пространную империю нашу составляющих, i

обрела новую твердость и блаженство, дабы безопасность личная и собствен- т

ность каждого ограждены были, дабы наказания, если они место иметь должны, т

извлекаемы были не инако, как из натуры самого преступления, и не отягощали ц

судьбу каждого выше им содеянного. Не прежде ощутим мы некоторое внутрен- и ное удовольствие, как когда увидим Отечество наше снабженным всеми нужными

нализма

>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

56 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / /_J ) УНИВЕРСИТЕТА

/-и мени O.E. Кугафина (МПОА)

узаконениями для основания вообще блага оного, и дабы каждый под охранением их мог жить спокойно и безопасно при нас и преемниках наших.

5.

Подтверждаем и возобновляем все права и преимущества, данные дворянству прежними российскими государями, а наипаче указом императора Петра III, именуемым: «О вольностях дворянства», и Грамоту дворянскую императрицы Екатерины II.

[I. Подтвердить и возобновить права и преимущества, данные дворянству предыдущими государями, и именной указ государя Петра III по сей материи, и учреждение покойной императрицы Екатерины II, называемое дворянская грамота]13.

6.

Подтверждаем и даем дворянству полную свободу жительства иметь в той части Российской империи, где кто пожелает, переменять свое пребывание, выезжать из государства и возвращаться в оное по своему благоусмотрению, не опасаясь нимало, чтобы по отбытии за пределы России остающиеся имения или права могли подвергнуться опасности или нарушению, ибо пребывают они под защитою законов, собственность ограждающих. — Свобода выезжать за пределы государства да будет навсегда ненарушимым правом российского дворянина, и да не будет обязан он испрашивать на сие каждый раз монаршего соизволения, исключая только чрезвычайные случаи, как, например: пресечение сообщения с какою-либо державою или тому подобное, о чем, однако ж, всегда будет обнародовано.

[II. Дать дворянству полную свободу жительствовать во всех частях государства, где пожелают; переменять жительство, когда заблагорассудят, выезжать из государства, возвращаться в оное без малейшей опасности для имения или по делам всякого рода, кои остаются в государстве; словом, чтобы раз навсегда дворянство пользовалось сим правом отныне впредь, не имев уже обязанность на каждой раз выпрашивать монаршее соизволение, кроме только в экстренных и особых случаях, о коих за время будет оглашено, как то, например, в случае пресечения сообщения с какой-нибудь державой или тому подобное и прочее].

7.

Российскому дворянству да будет свободно вступать или не вступать в службу нашу, но те, кои не будут отправлять никакого рода служения, не могут пользоваться выгодами и преимуществами, службою приобретаемыми. Воля наша, однако ж, есть, чтоб и те из дворян, кои по разным обстоятельствам сего долга пред Отечеством выполнить не могут, лишаяся выгод и преимуществ, службою приобретаемых, пользовались правом, естественно каждому дворянину, недви-

13 Вследствие существенного текстуального различия, статьи первоначальной редакции публикуются в квадратных скобках, выделены курсивом и римской нумерацией и помещены в составе статей последующих редакций, близких по смыслу и текстуально.

УНИВЕРСИТЕТА Реконструкция окончательной редакции 5/

имени o.e. кугафина(мгюА) конституционного проекта А. Р. Воронцова 1801 г.

жимую собственность имеющему, принадлежащим, участвовать в выборах и быть избираемыми на места, от выбора дворянского зависящие.

Российскому дворянству да будет свободно вступать на службу дружественных или союзных держав, не испрашивая на то особого дозволения.

[III. Чтоб было в воле дворянства вступать в службу или не вступать, разумев, однако же, при том, что те, кои служить не будут, не возмогут пользоваться выгодами и преимуществами, кои приобретаются единственно службою].

8.

Порядок наследства и право в приобретении оного да будут впредь непоколебимы и ненарушаемо постановлены законами Российской империи, и сей законами утвержденный порядок наследства да не будет никогда и ни под каким предлогом отменен или нарушен какою-либо властию, и все особые постановления, порядок сей испровергающие, как то: конфирмованная духовная, или прошение, утвержденное императорским Величеством, или другая каковая перемена в узаконенном правиле да будет без действия [разумея сие на будущее время, если бы таковые распоряжения, несходные с законами, после настоящего постановления могли быть учинены; что же касается до прежних, на которые последовали императорские конфирмации, оные остаются в своей силе без нарушения]14 отныне и впредь.

Общее и законным исстари признанное правило о наследствах недвижимого имения состоит в том, что всякой российский подданный, собственность имеющий, располагает родовым или наследственным имением на основании, российским законом определенном, благоприобретенное же отдает или завещает по воле и благоусмотрению своему.

[IV. Чтобы порядок наследствия или форма приглашения к наследствию имения были бы непоколебимо и ненарушимо восстановлены и ограничены по д

законам государства о сей материи; и чтоб ни в какое время, ни под каким ви- и

дом не мог бы сей законной порядок быть нарушен или отменен под особым т

предлогом или экстренным случаем, как то духовная конформованная, проше- р

ние утвержденное или другое какое нарушение подобного рода. и

Общее и давно признанное правило по сей материи состоя в следующих р

двух пунктах: с

1) каждый помещик располагает имением своим родовым по закону, то есть п родовое родом и благоприобретенным по воле своей; й

2) каждое имение благоприобретенное, о коем завещатель именно не упо- к мянет, будет законами почитаемо родовым и уже под сим видом и име- о нем к наследникам войдет в расчет и раздел]. □

к

9. с

Торговля Российской империи, внешняя и внутренняя, да пользуется всегда т

и во всякое время особым покровительством правительства, и да обратит оно т

неослабное попечение о размножении естественных и искусственных произ- ц

Слова, внесенные в текст проекта М. М. Сперанским после 9 сентября 1801 г

о

нализма

>

14

58 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / /_J ) УНИВЕРСИТЕТА

L-—^ и мени O.E. Кугафина (МПОА)

ведений в государстве, да поощряет отыскание всяких вещей полезных, как то: металлических руд, минералов, солей и других земных произведений.

Владелец, обретший и отыскавший в пределах земель, ему принадлежащих, вышеуказанные земные произведения, толико государству полезные и распространению торговли толико способствующие, да имеет к оным всегдашнее и неоспоримое право, и где бы таковые произведения ни были, на поверхности земли или в ее недрах, в лесах, водах и где бы то ни было, но во владениях его, да имеет право обрабатывать их для собственной своей пользы; казна же, исключая установленной законами подати, никакого другого права тут да не предъявит.

Долг правительства есть пещися, чтобы внутри государства существовала везде всевозможная удобность для перевоза и пересылки всяких естественных и искусственных произведений; да покровительствует и да чинит оно всякое вспоможение в обращении произведений и товаров, и никто да не опасается, чтоб когда и под каким-либо предлогом положена была сему внутреннему обращению преграда, или оное стесняемо было впредь каковым постановлением или узаконением, могущим сделать помешательство в сем столь важном предмете общей пользы, — и существуемое или впредь последовать могущее какое-либо установление, затрудняющее достижение сей полезной для блага народного цели, да почтется недействительным.

[V. Чтобы дано было правлением самое вящее покровительство торговли, размножению природных государства продуктов, равно и изобретению новых предметов полезных, как то руды, полуметаллы, соли, селитры и другие земляные произведения.

Чтобы каждый помещик, которой в своем имении отыщет или изобретет таковые полезные предметы для размножения торговли, где б оные не оказа-лися, на поверхности или в недрах земли, в лесах или в водах, мог бы оных об-работывать и обратить в пользу свою, не лишая, однако ж, казну следующих по закону ей пошлин с таковых заведений.

Чтобы внутри государства для перевоза и пересылки всяких продуктов или рукоделий из места в место для удобнейшего их течения было б сделано всякое вспоможение и не опасались бы нового какого узаконения, могущего нанести затруднение, или помешательства для сего столь желаемого предмета всеобщей народной пользе].

10.

Утверждаем и постановляем впредь навсегда и ненарушимо, что безопасность личная есть право, российскому подданному существенно принадлежащее; почему каждый да пользуется оною сообразно с званием и чиносостоянием своим. Право сие да пребудет всегда под священною стражею закона.

Возобновляем, утверждаем и постановляем, что право собственности движимого и недвижимого имения есть право российского подданного, поколику оно свойственно в силу законов каждому чиносостоянию в государстве.

[VI. Чтобы всякого роду собственность, как то самоличная, движимая и недвижимая, как родовая так и благоприобретенная, была бы каждому утверждена и предохранена законом].

УНИВЕРСИТЕТА Реконструкция окончательной редакции

имени o.e. кутафина(мгюА) конституционного проекта А. Р. Воронцова 1801 г.

11.

Каждый российский подданный да пользуется невозбранно свободою мысли, веры или исповедания, богослужения, слова или речи, письма и деяния, поколику они законам государственным не противны и никому не оскорбительны.

12.

Подтверждаем, по силе Указа 1787 года, право гражданской давности, касающееся до собственности или владения движимым и недвижимым имением так, что если кто владеет каким-либо имением или если пользовался кто чрез десять лет каким-либо правом бесспорно и спокойно, и если в течение сих десяти лет никто не оспаривал такого владения или права и о том не производил иска, то по окончании сего узаконенного десятилетнего срока всякой владелец да почтется законным того имения владельцем, и да не приемлется на оное спора, и иска о нем да не произведется ни от кого, ни от частных людей, ни со стороны казенной.

Сие, мирное и бесспорное десяти лет владение, правом давности или просрочки утвержденное, обращается для пользовавшегося оным в право владения действительное и неоспоримое, и да послужит впредь вместо всяких законных документов на имение, если бы оных кто не имел.

[VII. Подтвердить и возобновить еще силу Указа 1787 года, коим воста-новляется и утверждается срок 10-летного права давности для всякого преступления как по гражданской, так и по уголовной части; итак отныне впредь всякое преступление, какого бы роду ни было, о коем не оглашено было в течение 10 лет, не подлежит уже никакому розыску, ни справке, но будет почитаться по законам яко не существующее.

Равно прилагается сие правило к владению собственностей. Итак, каждый помещик, когда владел покойно и бесспорно имением каким 10 лет и в течение сего времени буде не оказалося никакого спору, таковой помещик по истечении вышесказанного срока почитается уже законным владетелем того имения д

и не приемлется уже никакого спорного прошения или документа не только и

от партикулярных лиц, но даже и от казенного места. т

Сие покойное и бесспорное занимание 10-летнее утверждает владение,

р

и сие право давности обращается для пользующего оным в настоящее и не- и

спорное впредь право владения и заменяет всякий другой законный документ, р

п

п и

й

п

к

буде помещик другого не имеет].

13.

Подтверждаем и возобновляем все права и преимущества, данные городам, купечеству и мещанству российскими государями, а наипаче Грамотою Ее Величества императрицы Екатерины Второй, названною Городовым положением. □

к

14. п

Подтверждаем и жалуем всем, записавшимся в купечество и мещанство, т

свободу избирать и переменять жительство во всех городах по своему желанию. т

Равным образом да имеют они свободу выезжать за границу, давая надежное ц

поручительство, если кто имеет каковые обязательства, как и в исправном пла- и

теже следуемых с них податей. нализма

>

60 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / /_J ) УНИВЕРСИТЕТА

L-—^ и мени O.E. Кугафина (МПОА)

[VIII. Чтоб свободно было мещанину и купцу избирать жительство и оное переменять по воле во всех городах государства, равно и выезжать из государства, оставляя достаточное и законное поручительство по обязанностям своим, буде он их имеет, и без всякого поручительства, буде он очищен от всяких обязанностей.

Сия очистка обязанностей доставляется ему от магистрата или другого подлежащего присутственного места того города, в коем проситель пребывание свое имел].

15.

Буде случится, что за какой-либо иск, или как бы то ни было, имение поселянина подлежать будет описи, конфискованию или отъятию, то все земледелатель-ные орудия и все, к ремеслу его принадлежащее, как то: соха или плуг, борона, коса, телега и тому подобное, лошади, волы, житницы с семянным хлебом, овин или рига и другие земледельческие строения, к званию земледельца относящиеся, не долженствуют у него быть отъяты ни под каким видом и ни в какое время.

Сия собственность, основывая существенно состояние земледельца, не имеет быть ни под каким видом и предлогом нарушаема, ни за казенный каковой долг, взыскание, недоимку или подать, ниже за какое-либо требование владельца, и да пребудет она свята и ненарушима навсегда. Земледелец, лишаяся ее, лишается совсем своего звания.

[IX. В случае конфискации за долг или иначе над крестьянином орудия па-хатные и все то, что принадлежит до его ремесла, как то соха, плуга, борона, лошади, волы и прочее тому подобное, ни под каким видом и ни в какое время не долженствует отнято у него быть.

Сия собственность движимая, будучи единая только по нашим законам, предоставленная крестьянину (ибо самоличная и недвижимая не суть подлежащими его сану), должна тем паче ему так утверждена быть, чтобы никаким образом он не мог оной лишится, ни казною за долг податей/, ни господином своим].

16.

Обвиняемый в каком-либо преступлении или под судом находящийся да не почитается преступником, и да не лишается тем доброго в обществе о нем мнения, и да пользуется всеми личными преимуществами (буде какие имеет), доколе действительно не будет доказано, что он преступление учинил и доколе не будет оно объявлено решительным приговором законных судей.

[X. Каждый обвиненный или преступник да не будет почтен преступником и не лишится благомыслия общего, ни употребления личных преимуществ (буде он какие-то имеет), доколе преступление его не будет утверждено и оглашено решительным приговором].

17.

Обещаем императорским нашим словом обратить все внимание наше к усовершенствованию права, отчасти в российской юриспруденции уже существу-емого, дабы всякий подданный российский судим был судиями равного с ним

УНИВЕРСИТЕТА Реконструкция окончательной редакции Q|

имени o.e. кугафина(мгюА) конституционного проекта А. Р. Воронцова 1801 г.

состояния. Ничего сердцу нашему не будет приятнее, как основать на твердых и единых для всех званий правилах правосудие в империи нашей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18.

Обвиняемому в преступлении, или под судом находящемуся, да будет дозволено во всех случаях, не токмо если того пожелает, но да будет ему предложено избрать себе для суда защитника; сие предложение об избрании защитника долженствует быть существенно к обряду судопроизводства принадлежащим.

[XI. Каждому обвиненному и во всех возможных случаях да будет не токмо позволено, ежели пожелает, но предложено даже избрать себе защитника; и сие предложение да будет обстоятельство формальное и непременное при каждом тяжебном производстве].

19.

Обвиняемый в преступлении или под судом находящийся да имеет непременное право отвергнуть судей, постановленных для суждения о его преступлении, объявляя законную причину, для чего он их отвергает.

Отвержение судей равным образом распространиться должно и на дела тяжебные или гражданские.

[XII. Каждый обвиненный или преступник да имеет право опровергнуть судей своих, изъясняя причины, кои он для сего имеет].

20.

Да никто, не имеющий на то власти, законами данной, не дерзает российского подданного (к такому бы чиносостоянию он ни принадлежал) оскорблять в личной его безопасности, лишая его свободы, заточая, сажая в темницу, налагая оковы или просто имая под стражу.

К

21. П

Если кто взят будет под стражу, или посажен в тюрьму, или задержан где насильственным образом, и если в течение трех дней не будет ему объявлено

ему допросов и для произведения над ним суда, то по единственному его тре-

ствовать в суде в произведенном на него иске.

п

о причине, для которой он взят стражу, посажен в тюрьму или задержан, и если и

в сей тридневный срок он не будет представлен пред законный суд, для учинения

□п

бованию свободы от ближайшего начальства да освободится непременно в тот п

час, ибо преступление его не известно, а потому в законе еще не существует. й

Освобожденный таким образом может произвесть иск на взявшего его под к

стражу, или посадившего его в тюрьму, или задержавшего, или давшего на то □

повеление, в оскорблении личной безопасности и убытках, и сей повинен ответ- □

[XIII. Каждый заточенный, коему в течение 3 дней не будет объявлено о при- н

чине его заключения, и который в сей срок не будет представлен судиям под- Т

лежащим для допросу, может требовать освобождения и освободится непре- Т

менно по незнанию преступления]. Ц

о

нализма

>

62 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / /_J ) УНИВЕРСИТЕТА

L-—^ и мени O.E. Кугафина (МПОА)

22.

Если кто, будучи взят под стражу и представлен суду, пожелает, узнав причину для коей взят, быть освобожден, предъявляя законами определенное поручительство в том, что являться будет на: суд каждый раз, когда то востребуется, пусть да имеет на то право и да получит личное освобождение, исключая нижеписан-ных случаев: когда обвиняем кто в умышленном оскорблении Величества в измене, в умышленном смертоубийстве, в разбое; в делании фальшивой монеты, ассигнаций или векселей, в заговоре, клонящемся к нарушению общего покоя или личной безопасности, и когда ясно в суде будет постановлено, что содержимый под стражею точно таковое преступление соделал умышленно; в сих только случаях поручительство не приемлется, и личное освобождение возбраняется.

Но и тут, желая оградить личную безопасность законом непременным, поставляем и учреждаем навсегда:

1. Когда обвиняемый в умышленном оскорблении Величества, в измене, в умышленном смертоубийстве, в разбое, в делании фальшивой монеты, ассигнаций или векселей, в заговоре, клонящемся к нарушению общего покоя или личной безопасности, будет требовать освобождения за поручительством, то долг суда да будет постановить предварительно и ясно: 1) что преступление есть точно умышленно и таково, как показывает обвинение, 2) что взятый под стражу, или обвиняемый, точно и умышленно сие преступление соделал. Утвердив все сии статьи приговором, суд может отвергнуть поручительство, а не иначе; ибо простое подозрение не есть доказательство.

2. Дабы именование преступления в оскорблении Величества не было подвергнуто неопределенному толкованию и дабы оградить всех от злоупотребления самопроизвольного власти, установляем на точном смысле Наказа о сочинении нового уложения блаженной памяти императрицы Екатерины второй, глава XX, чтобы слова и сочинения не почитать никогда преступлением, ибо они суть предлоги только градского чиноправления, а преступлением оскорбления Величества почитать следующие деяния: если кто сделает и производить будет самим действием заговор на испровержение высшей власти в государстве, заговор есть условие нескольких людей, или кто произведет явной и умышленной бунт и возмущение в народе, от чего нарушится спокойствие государства, или кто предатель будет самым действием своего Отечества, умышляя с врагом его ему вред, если кто сделает заговор и произведет оный, или производить будет самым действием против жизни и безопасности особы Императорской, тот только да судим будет яко преступник в оскорблении Величества.

[XIV. Каждый заточенный после допросу своего и узнав уже о причине, кои лишили его свободы, может просить об освобождении под поручительством другого, явится всякой раз, что потребно сие будет, и получает просимое личное освобождение, исключая только два случая, то есть оскорбление его Величества и смертоубийство утвержденное; в сих двух случаях только поручительство не приемлется и возбраняется личное освобождение].

23.

Если взятому под стражу, обвиненному в преступлении или под судом находящемуся дана будет свобода или по неизвестности преступления, или по

УНИВЕРСИТЕТА Реконструкция окончательной редакции

имени o.e. кугафина(мгюА) конституционного проекта А. Р. Воронцова 1801 г.

учиненному о невинности его в суде решению, то да не будет он паки требован к суду, взят под стражу или обеспокоен другой раз по тому же делу; но дело сие да почитается яко решительно оконченное, и да не приемлется о нем вторично нигде никакого прошения, да не дается никакое повеление о его возобновлении или продолжении, и апелляция, какая бы ни была, да не имеет тут места.

[XV. Каждый заточенный, обвиненный или ответчик, когда уже раз освободился, хотя по незнанию преступления или по формальному суду, тогда не может уже быть утвержден и беспокоен по тому уже делу, но будет оное дело почитаемо яко решительно кончено и не приемлется уже по ону никакого дальнейшего поворота или апелляцию].

24.

В случаях какого-либо тяжебного или законного разбирательства между казною или частным лицом казна не иначе в законе должна быть почитаема, как обыкновенный истец или ответчик. Поверенный, обязанный защищать право казенное, не должен иметь никакого преимущества или предпочитания против своего соперника, и в отношении его надлежит наблюдать те самые в судопроизводстве формы, обряды и порядок постановленные, которые положены для частных лиц, ибо достоинства или преимущества истца или ответчика не долженствуют иметь ни малейшего влияния на существо дела, ни на обряд в собрании справок, ни на судопроизводство, а всего паче на решение и приговор. Все лица равно законам суть подвластны.

[XVI. В случае какого-нибудь тяжебного или законного разбирательства между казною и партикулярным лицом, казна не будет законом иначе взирае-ма как только обыкновенный истец или ответчик, поверенный по ее делам, обязанный защищать ее право не будет иметь никакого преимущества, никакой выгоды противу его соперника и долженствует самими теми же формами и обрядами пользоваться и наблюдать тот же самый законный порядок, коим д

он бы поступал для партикулярного лица. Качество или почести какого-либо И

истца или ответчика, не долженствуя иметь ни малейшего влияния ни в существе дела, ни над обрядом справок, суда производства и приговора решения].

25.

Да не существует отныне впредь никакая подать, налог, сбор денежный или

п

р

и □

р □

другого какого-либо рода, ниже требование какое без именного на то указа, □

в коем подать, налог, сбор или требование изображены будут ясно, и который ^

всенародно объявлен будет по воле нашей от Правительствующего Сената, и в К

сем обнародовании ясно, внятно и недвусмысленно изобразится, что от кого о

требуется и сколько. □

Сим предохранительным средством уничтожатся всякие частные требования о

или налоги, постановляемые какими-либо начальствами, как-то: городовыми i

правлениями, магистратами, ратушами, цеховыми управами, собранием дворян- т

ских предводителей или кем иным; власть же и право объявлять налоги по воле т

императорского Величества, предоставляется единому Правительствующему ц

Сенату. Под сим исключением не разумеются, однако ж, добровольные складки и или сборы, кои дворянами, купечеством, мещанами, цеховыми управами или

нализма

>

64

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

"Т^ЕСТНИК

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

казенными поселянами, каждыми для надобностей собственно того состояния, к которому они принадлежат, чинимы будут. Всякая такая добровольная складка или добровольный сбор, не долженствует иначе принять своего начала, как по предварительном советовании всех участвующих.

[XVII. Да не будет отныне впредь никакой подати денежной или другого налога или требование какого б то роду ни было без именного на сие государева соизволения изображенное ясно и всенародно объявлена указом Правительствующего Сената, коим бесспорно и внятно поставлено будет, от кого что и сколько требуется.

Сей предохранительной способ уничтожает всякое частное требование или налагательства, происходящие от какого другого нижнего присутственного места, как то городское правление, магистрат, цеховые управы, и предоставляет единому в государстве Правительствующему Сенату право и власть утверждать налоги].

[XVIII. Квитанции для очистки по налогам или другим требованиям надлежит платящим выдавать без отлагательства и претеснения и должны оные именно показывать то, что уже уплачено, и то, что остается доплачивать]15.

26.

Поелику наказание, законом определяемое, может иметь две только цели: или исправление преступающих, или воздержание примером, казни от всякого к преступлениям покушения, то не свойственно правительству находить тут какую-либо корысть, ибо пеня или штраф в разных случаях гражданского производства, законами полагаемые, должны всегда иметь целью исправление преступающих, лишая их предлога к преступлению; в делах же уголовных, смерть гражданскую за собою влекущих, пеня или отъятие имения существовать не долженствуют, ибо следствия наказания сего падут на наследников; а потому и постановляем, чтобы конфискация имения в пользу казенную по делам уголовным отныне впредь не существовала; того ради, буде по уголовному преступлению виновный по закону должен наказан быть смертию гражданскою, то имение его да отдастся обыкновенным порядком наследства законным наследникам, и да обращается потомственно по обыкновенному законоположенному порядку. Исключаются из правила сего те из преступников, осужденных на смерть гражданскую (которая разрушает все права без изъятия), кои сделали какое-либо похищение казенного или частного имущества, кои, имев в управлении доходы или расходы государственные, состоят в начете, кои имеют долговые казенные или частные обязательства. Имение таковых да не прежде утвердится за наследниками их, как по удовлетворении законном по всем выше писанным пунктам.

[XIX. Государство, не желая воспользоватся заблуждением или погрешением части своих верноподданных насчет другой части оных, ибо все равно суть его дети и поелику пеня или штраф должны пасть на единого преступника, того ради отныне конфискация имения в пользу государства да не будет уже существовать и безвозвратно уничтожается.

15 Статья XVIII присутствует только в тексте первоначальной редакции проекта.

УНИВЕРСИТЕТА Реконструкция окончательной редакции

имени o.e. кугафина(мгюА) конституционного проекта А. Р. Воронцова 1801 г.

Итак буде по следствию его преступления преступник должен лишен быть имения своего, тогда сие имение по обыкновенному течению достается природным и законным наследникам оного, для коих сей случай есть род гражданской смерти, в коей образ наследствия следует те же правила и из рук в руки переходит тем же самым порядком, как в случае общей и обыкновенной смерти.

Но прежде утверждения сего имения наследникам надлежит из оного исключить то, что следует для исправления ущерба или урона, происходящего от преступления и для достодолжного удовлетворения закона].

27.

Во всяком законном разбирательстве, или судопроизводстве, да чинится различие и разделение между лицом и вещью или между имением и особою. В делах тяжебных и исковых, какого бы роду ни было лицо или особа, тогда только подлежать может ответу, взысканию или требованию, когда вещь или имение не достаточны на удовлетворение произведенного иска.

Вследствие правила сего закон полагает, что всякого рода сделка, как то: продажа, наем, условие, подряд, заем, расчет, контракт и обязательство, какого бы рода ни было, как между частными людьми, так и между казной и лицом частным, суть постановления, не на обязующееся лицо относимые, но на вещь, на кою делается обязательство, не до особы касающееся, но до имения; следовательно, имение или вещь долженствуют прежде ответствовать об устойке и об исполнении обязательств, но в случаях недостатка имения на удовлетворение сделанных обязательств закон тогда обращает требование к особе или лицу, дабы недостающее в имении на удовлетворение иску пополнено было.

[XX. В каждом законном разбирательстве надлежит делать различие и отделение между вещью и лицом, или между имением и особою. Сей последний предмет обязан отвечать тогда только, когда первых, то есть вещи или имения, недостаточно будет для ответа.

Вследствие сего правила закон будет всегда в виду иметь и полагать, что и

всякого роду сделка, как то продажа, наем, условие, подряд, заем, расчет, контракт и всякое обязательство так между партикулярного с другим партикулярным лицом, как и между партикулярным лицом с казною, все сие будет и почитаемо яко сделанное не для лица контрактующего, но для вещи контракту-

Статья, внесенная в проект после 9 сентября 1801 г

Л

п

т □

р

емой, не с особою, но с имением, и, следовательно, имение долженствует отве- □

чать предварительно об устойке и о соблюдении положенного обязательства. п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Но в случае недостатка имения тогда закон приступает к лицу для дополнения недостатка от имения в иске своем].

Но в случае недостатка имения тогда закон приступает уже к особе или ^

К

2816. □

Желая утвердить право частной собственности во всех его видах и отноше- О

ниях, мы отступаем от права, казне присвоенного, на имения последних в роде, I

постановляя, да отныне впредь все таковые пользуются имениями их на общем Т

праве владельцев, да будут они властны заложить их и продать или иным обра- Т

зом законно распорядить, предоставляя обращать в казну и почитать вымороч- Ц

нализма

>

16

66

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

"Т^ЕСТНИК

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

ными те только имения, о коих владельцы их, быв без наследников, при жизни их никакого не сделали распоряжения и умерли без законного завещания. А посему в письме всяких крепостей самое название последних в роде отныне впредь да уничтожится.

29.

Обеспечив колико возможно безопасность наших верных подданных, мы почитаем, что блаженство их много от того зависеть может, если всякое судопроизводство, в каких делах бы то ни было, которое столь существенную с законом всегда связь имеет, было постановлено законоположением ясным и непременным; того ради, доколе с помощию Божиею достигнем мы цели нашей в утверждении блаженства России совершением и изданием общего уложения, мы обещаем нашим императорским словом, что мы все узаконенные доселе судопроизводства, обряды, или постановления наблюдать будем ненарушимо, не делая ничего в отмену оных ни общими, ни частными положениями; но если бы случится могло, что прежние постановления, обряд или судопроизводство требовали какие-либо отмены, то каждый раз в таком новом деле Правительствующий Сенат обязан взойти в подробное рассмотрение нужных в существующем положении отмен, и для того да устроит о сем общее советование, приглашая тому коллегии и равные им присутственные места, и рассмотрев да учинит положение и внесет нам на утверждение; тогда только таковое новое постановление да имеет силу закона, а все, иначе учреждаемое, законом да не почитается.

Дана в престольном нашем граде Москве сентября ... дня 1801 г.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Гоацианский П. С. Политическая и правовая мысль России второй половины XVIII в. — М., 1984.

2. Захаров В. Ю. «Всемилостивейшая жалованная грамота российскому народу» 1801 г. в контексте развития конституционных идей в России во второй половине XVIII — начале XIX в. — М., 2002.

3. Кодан С. В. «Все лица, равно законам суть подвластны» // Чиновник. — 2003. — № 6 (28).

4. Конституционные проекты в России XVIII — начала XX в. / сост. А. Н. Меду-шевский. — М., 2010.

5. Конституционные проекты в России. XVIII — начало XX века / отв. ред. С. Бер-толисси. — М., 2000.

6. Крыжанюк О. В. Негласный комитет и его проекты // Международный исторический журнал. — 2000. — № 11.

7. Минаева Н. В. Правительственный конституционализм и передовое общественное мнение России в начале XIX в. — Саратов, 1982.

8. Радищев А. Н. Материалы и исследования. — М.-Л., 1936.

9. Русский архив. — 1908. — Вып. 6. — Приложение. Из архива Собственной Е. И. В. канцелярии. — С. 4—18.

10. Сафонов М. М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. — Л., 1988.

11. Семенников В. П. Радищев: материалы и исследования. — М.-Пг., 1923.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.