Научная статья на тему 'Реконструкция незаконченной поэмы Ф. М. Достоевского «Сороковины»'

Реконструкция незаконченной поэмы Ф. М. Достоевского «Сороковины» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
108
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАКУНЫ ТЕКСТА / НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ТЕКСТЫ ОТКРЫТОЙ СТРУКТУРЫ / НЕЗАКОНЧЕННОСТЬ / НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ / ПОЭМА / LACUNA TEXT / UNFINISHED WORKS / OPEN STRUCTURE TEXTS / INCOMPLETENESS / UNFINISHED POEM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Трофимова Анастасия Владимировна

Статья посвящена одному из нереализованных художественных замыслов Ф.М.Достоевского «Сороковины». Основное внимание автор статьи концентрирует на реконструкции незаконченной поэмы Ф.М.Достоевского «Сороковины», отмечает возможные причины незаконченности текста, опираясь на лакуны замысла, намечает возможные пути его развития, отмечает близость замысла роману «Братья Карамазовы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECONSTRUCTION OF F.M DOSTOEVSKY''S UNFINISHED POEM "SOROKOVINY"

The article is devoted to one of the unrealized artistic visions by F.M. Dostoevsky "Sorokoviny". The focus of the author is concentrated on the reconstruction of F.M. Dostoevsky's unfinished poem "Sorokoviny," she notes the possible causes of the incompleteness of the text, based on the gap design, outlines possible ways of its development plan, emphasizes the proximity of the novel to "The Brothers Karamazov."

Текст научной работы на тему «Реконструкция незаконченной поэмы Ф. М. Достоевского «Сороковины»»

УДК 82.01 / 09

РЕКОНСТРУКЦИЯ НЕЗАКОНЧЕННОЙ ПОЭМЫ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «СОРОКОВИНЫ»

© 2015 А.В.Трофимова Поволжская государственная социально-гуманитарная академия Статья поступила в редакцию 30.09.2015

Статья посвящена одному из нереализованных художественных замыслов Ф.М.Достоевского «Сороковины». Основное внимание автор статьи концентрирует на реконструкции незаконченной поэмы Ф.М.Достоевского «Сороковины», отмечает возможные причины незаконченности текста, опираясь на лакуны замысла, намечает возможные пути его развития, отмечает близость замысла роману «Братья Карамазовы».

Ключевые слова: лакуны текста, незаконченные произведения, тексты открытой структуры, незаконченность, незавершенность, поэма.

Поэма «Сороковины» не была осуществлена Ф.М.Достоевским в качестве законченного произведения. Замысел помещен в рабочую тетрадь писателя 1872 - 1875 гг., записан летом 1875 г., представляет собой черновой автограф. Вновь к этому замыслу Достоевский обращается в декабре 1877 года, включая «Сороковины» в план предстоящих работ.

Замысел был впервые опубликован Л.П.Гроссманом во вступительной статье к изданию романа «Братья Карамазовы» 1935 года. «Сороковины» входят в Полное собрание сочинений Ф.М.Достоевского в 30-ти томах, том 17, стр. 6.

Сложно назвать причину, по которой поэма осталась незаконченной, возможно жизненные обстоятельства не позволили Достоевскому закончить замысел, писателя отвлекли более обширные замыслы (работа над романом «Подросток» по просьбе Некрасова). Можно ли сказать о личных причинах? Рождение и болезнь сына?

Данный замысел привлекал внимание исследователей. В Полном собрании сочинений Ф.М.Достоевского И.А.Битюгова и Г.М.Фрид-лендер дают краткий текстологический комментарий к поэме. И.А.Битюгова указывает на идейную связь поэмы с романом «Братья Кара-мазовы»1.

М.В.Загидуллина и Б.Н.Тихомиров2 в Словаре-справочнике «Достоевский» анализируют замы-

Трофимова Анастасия Владимировна, аспирантка филологического факультета. E-mail: nastya-samara@list. ru

1 Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 тт. / Ф.М.Достоевский. - Л.: Наука, 1971 - 1987. - Т.17. - С. 430.

2 Загидуллина, М.В. Сороковины / М.В.Загидуллина, Б.Н.Тихомиров // Достоевский: сочинения, письма, документы: словарь-справочник /сост. и науч. ред.

сел, отмечают его идейную связь с романом «Братья Карамазовы, рассказом «Бобок». Реконструкция поэмы в статье не представлена.

Поэма представляет собой краткий набросок диалога сатаны и молодого человека (4 реплики). Жанровое определение дается автором в плане-проспекте «Memento. На всю жизнь». Заглавие дано автором. Федор Михайлович обозначает «Сороковины» как книгу странствий. Дается подзаголовок «Мытарства 1 (2, 3, 4, 5, 6 и т.д.)» Смысл заглавия очевиден - сороковой день после смерти, а заявленные мытарства - название препятствий в Православии через которые должна пройти душа каждого христианина на пути к престолу Бога для частного суда. Известно, что по этому пути душу ведут ангелы, а каждым из мытарств (их всего 20) управляют бесы. Вероятно, представленный Достоевским диалог представляет собой первое мытарство - празднословие, которое представляет собой бессмысленную беседу с бесом (Сатаной).

Подзаголовок « Мытарства 1 (2, 3, 4, 5, 6 и т.д.)» позволяет нам считать, что Достоевский планировал провести читателя вслед за своим героем через все двадцать мытарств души. Но стоит отметить, что эти мытарства душа героя может проходить не только после смерти, но и при жизни (ср. с мытарствами Дмитрия Карамазова).

Часто герой Достоевского находится на грани (болезнь (физическая и духовная), греховность, мечтательство- как бред и забытье), в такой переломный момент он и начинает свое хождение по мукам. Из этого пограничного состояния есть два выхода: духовное исцеление (Раскольников,

Г.К.Щенников, Б.Н.Тихомиров. - СПб.: Пушкинский Дом, 2008. - С. 340.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 17, №1(5), 2015

Соня Мармеладова, Дмитрий Карамазов, герой «Драмы. В Тобольске» и др.) или духовная гибель (Мармеладов, Свидригайлов), за которой, как правило, наступает и гибель физическая.

Так или иначе, проявляющийся мотив страшного суда у Достоевского можно найти во многих произведениях - это прохождение Девушкина через комнаты в «Бедных людях», путь Расколь-никова и его сон на каторге, страшный суд в рассказе Мармеладова, сцена суда в «Братьях Кара-

мазовых», притча о злой бабе, рассказанная Грушенькой и др.

Обратимся к тексту поэмы. Стоит справедливо отметить, что записанная автором часть поэмы была полностью поглощена его финальным романом. Данный диалог в несколько трансформированном виде представляется нам в главе «Черт. Кошмар Ивана Федоровича». Представим данное положение в виде таб.1.

Таб. 1. Поглотимость поэмы «Сороковины» романом «Братья Карамазовы»

«Сороковины» «Братья Карамазовы»

(Сатана. Вы все были обмануты). Иван Карамазов. Ни одной минуты не принимаю тебя за реальную правду... Ты ложь, ты болезнь моя, призрак

М<олодой> человек. Меня всего более бесит, что ко мне приставлен ты. Черт. Воистину ты злишься на меня за то, что я не явился тебе как-нибудь в красном сиянии, «гремя и блистая», с опаленными крыльями, а предстал в таком скромном виде.

(Я дезорганизацион...) Ты ложь, ты болезнь моя, ты призрак

Такая пустая и глупая шутка. — Как ты глуп. Ты воплощение меня самого, только одной, впрочем, моей стороны... моих мыслей и чувств, только самых гадких и глупых. Только всё скверные мои мысли берешь, а главное — глупые. Ты глуп и пошл. Ты ужасно глуп. Ты глуп, ты ужасно глуп! — строптиво сказал Иван, — ври умнее, а то я не буду слушать.

— Да ведь вы и бога принимали в виде чего-то разлитого (пролитого). И наконец, если доказан черт, то еще неизвестно, доказан ли бог? Я хочу в идеалистическое общество записаться, оппозицию у них буду делать: «дескать реалист, а не материалист, хе-хе!»

Бес (Сатана) представляется порождением всего самого глупого, греховного, ничтожного в человеке. Отмечается дезорганизация сознания: «я дезорганизацион...» в «Сороковинах» и болезнь, бред, призрак в «Братьях Карамазовых». А реплика «Вы и бога принимали в виде чего-то разлитого...», вероятно, с философией пантеизма. Говоря о пантеизме Достоевского, необходимо вспомнить роман «Бесы» и реплику: «Так, - говорит, - богородица - великая мать сыра-земля есть, и великая в том для человека заключается радость».

Образ черта сближает поэму с целым рядом произведений русской и зарубежной литературы: И.Гете «Фауст», М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита», М.Ю.Лермонтов «Штосс», Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», А.П.Чехов «Черный монах» и др.

Сниженный образ «пошлого черта» сближает поэму Достоевского с героями «Беседа пьяного с трезвым чертом» А.П.Чехова. Традиция подобной трансформация будет развиваться и писателями 19-20 вв.: «Дневник Сатаны» Л.Андреева, «Мелкий бес» Ф. Сологуба.

Тема религии и духовного поиска сближает поэму с другими произведениями творческой

лаборатории писателя: «Драма. В Тобольске.», «Житие Великого Грешника», «Атеизм» «Роман о христианине», «Русский Кандид», «Идея. Юродивый (присяжный поверенный)», «Мечтатель», «Роман о князе и ростовщике», «Слесарек», «Смерть поэта».

А сюжетное построение поэмы в виде посмертных мытарств героя сближает ее с «Божественной комедией» Данте, что отмечается Б.Н.Тихомировым и М.В.Загидуллиной.

Строка М.Ю.Лермонтова «Такая пустая и глупая шутка» иллюстрирует душевное состояние главного героя, разочарованность в жизни, полная индифферентность, ощущение бессмысленности человеческого бытия, что также сближает героя с Иваном Карамазовым, не принимающим гармонию мира, построенную на слезах и крови.

Реконструкция поэмы «Сороковины» позволяет сделать вывод о том, что положения, идеи и образы, заявленные в незаконченных произведениях Достоевского, как правило, активно развиваются в законченном наследии писателя.

RECONSTRUCTION OF F.M DOSTOEVSKY'S UNFINISHED POEM "SOROKOVINY"

© 2015 A.V.Trofimova° Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The article is devoted to one of the unrealized artistic visions by F.M. Dostoevsky "Sorokoviny". The focus of the author is concentrated on the reconstruction of F.M. Dostoevsky's unfinished poem "Sorokoviny," she notes the possible causes of the incompleteness of the text, based on the gap design, outlines possible ways of its development plan, emphasizes the proximity of the novel to "The Brothers Karamazov." Key words: lacuna text, unfinished works, open structure texts, incompleteness, unfinished poem.

Anastasiya Vladimirovna Trofimova, Postgraduate of Faculty of philology. E-mail: nastya-samara@list ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.