Политическая лингвистика. 2024. № 3 (105). Political Linguistics. 2024. No 3 (105).
УДК 811.161.1 '42+811.161.1 '38
ББКШ14112-51+Ш14112-55 ГРНТИ 16.21.27 Код ВАК5.9.5
Юлия Евгеньевна Русакова
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, Омск, Россия, [email protected], SPIN-код: 6824-1937, https://orcid.org/0009-0005-0693-6541
Реконструкция медиаобраза Омска на основе текстов региональных СМИ и коммуникации интернет-пользователей
АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются особенности формирования и трансформации медиаобраза Омска. Материалом исследования послужили около 1000 медиатекстов региональных СМИ, созданных в информационных жанрах и опубликованных с 1 января 2022 по 18 марта 2024 года, а также более 500 комментариев пользователей на сайтах и в Telegram-каналах омских изданий. Цель статьи — реконструкция медиаобраза Омска по материалам региональных СМИ и на основе комментариев интернет-пользователей; выявление базовых метонимических моделей, посредством которых омские медиа интерпретируют различные сферы жизни региона; их сопоставление с метонимическими моделями, выявленными в более ранних исследованиях медиаобраза Омска. При написании статьи использовались методы интерпретативного и аксиологического анализа, контент-анализ и тематический анализ информационных медиатек-стов, методы лингвокультурологического комментария и когнитивного моделирования. На первом этапе исследования был сформирован корпус текстов по тематико-аксиологическим группам («Политика и власть», «Экология», «Спорт» и др.). Второй этап работы был направлен на то, чтобы сопроводить тематический анализ кратким лингвокультуроло-гическим описанием, третий — на выявление лексико-семантической специфики репрезентации медиаобраза Омска, на изучение особенностей интерпретации структуры медиаобраза посредством метонимического моделирования. Полученные результаты позволили сделать выводы о смешанном медиаобразе Омска, его неоднородности и фрагментарности, а также о том, что в последнее время в структуре медиаобраза города наблюдается больше положительно окрашенных моделей, нежели в 2010-е годы. Несмотря на это, в интернет-комментариях фиксируется усиление негативных настроений и даже позитивные изменения городской жизни подвергаются критике.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: журналистика, медиалингвистика, средства массовой информации, медиатексты, медиадискурс, региональные СМИ, язык СМИ, языковые средства, русский язык, Интернет, интернет-пространство, интернет-технологии, интернет-коммуникация, интернет-дискурс, интернет-тексты, интернет-ресурсы, интернет-комментарии, медиаобразы, метонимическая модель, социальные сети, российские города.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Русакова Юлия Евгеньевна, аспирант кафедры журналистики и медиалингви-стики Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского; преподаватель кафедры журналистики и медиалингвистики, факультет филологии и медиакоммуникаций, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия); 644077, Россия, г. Омск, пр-т Мира, д. 55-а; email: [email protected].
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Русакова, Ю. Е. Реконструкция медиаобраза Омска на основе текстов региональных СМИ и коммуникации интернет-пользователей / Ю. Е. Русакова. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2024. — № 3 (105). — С. 108-116.
Yuliya E. Rusakova
Omsk State University named after. F.M. Dostoevsky, Omsk, Russia, [email protected], SPIN: 6824-1937, https://orcid.org/0009-0005-0693-6541
Reconstruction of the Media Image of Omsk Based on Texts From Regional Media and Communication of Internet Users
ABSTRACT. The article examines the specific features of the formation and transformation of the media image of Omsk. The practical research material includes about 1,000 media texts from regional media created in informational genres and published over the period from January 1, 2022 to March 18, 2024 and more than 500 user comments on the websites and Telegram channels of Omsk publications. The aim of this article is to reconstruct the media image of Omsk based on materials from regional media and comments from Internet users; to identify basic metonymic models through which Omsk media interpret various spheres of life in the region; to compare them with the metonymic models identified in earlier studies of the media image of Omsk. When writing the article, the author uses the methods of interpretative and axiological analysis, content analysis and thematic analysis of information media texts, the methods of linguoculturological commentary and cognitive modeling. At the first stage of the study, a corpus of texts is compiled and subdivided into several thematic-axiological groups ("Politics and power", "Ecology", "Sports", etc.). The second stage is aimed at accompanying the thematic analysis with a brief linguoculturological description, the third stage is targeted at revealing the lexico-semantic specificity of representation of the image of Omsk and at the study of the peculiarities of interpretation of the structure of the media image via metonymic modeling. The results obtained allowed the author to draw conclusions about the mixed media image of Omsk, its heterogeneity and fragmentation and about the fact that in recent times, there appeared more positively colored models than in the 2010s. Nevertheless, Internet comments demonstrate growing negative attitudes, and even positive changes in the life of the city are often subjected to criticism.
© Русакова Ю. Е., 2024
KEYWORDS: journalism, media linguistics, mass media, media texts, media discourse, Russian media, mass media language, language means, Russian language, Internet, Internet space, Internet technologies, Internet communication, Internet discourse, Internet texts, Internet resources Internet comments, media images, metonymic model, social networks, Russian cities.
AUTHOR'S INFORMATION: Rusakova Yuliya Evgenievna, Post-Graduate Student of Department of Journalism and Media Linguistics, Omsk State University named after F.M. Dostoevsky; Lecturer, Department of Journalism and Media Linguistics, Faculty of Philology and Media Communications, Omsk State University named after F.M. Dostoevsky, Omsk, Russia.
FOR CITATION: Rusakova Yu. E. (2024). Reconstruction of the Media Image of Omsk Based on Texts From Regional Media and Communication of Internet Users. In Political Linguistics. No 3 (105), pp. 108-116. (In Russ.).
ВВЕДЕНИЕ
Региональные медиа являются мощным фактором формирования мировоззрения локальной аудитории и ее ценностных ори-ентаций. Как справедливо отмечает И. В. Анненкова, современная культура утратила статус литературоцентричной культуры и демонстрирует все признаки медиацентрич-ности [Анненкова 2011: 6]. Именно СМИ, в том числе регионального уровня, предлагают адресату медийную картину мира, доминирующую на всем пространстве бытия человека и на всех уровнях социальной структуры общества.
Сегодня уже нет сомнений в том, что на мнения и настроения жителей России, и Омска в частности, влияют не только медиатек-сты региональных СМИ, но и комментарии интернет-пользователей к материалам, опубликованным как на сайтах изданий, так и в их социальных сетях. Именно поэтому возникла необходимость изучить сущность медиаобраза Омска как феномена, порожденного региональными медиа и коммуникацией читателей в соцсетях, принадлежащих омским изданиям.
В настоящей статье под медиаобразом понимается динамичная модель регионального пространства, конструируемая медиа и обладающая набором дифференциальных признаков, таких как стереотипность, утри-рованность, кратковременность, двойственность и эмоциональность [Марущак 2012: 95; Богдан 2007: 124; Сезонов 2015: 35-37].
Моделирование медиаобраза Омска проводится с помощью выявления базовых метонимических моделей, где «Омск» выступает как означаемое. В целом метонимическая модель представляет собой двухком-понентную когнитивную структуру, организованную по типу простого общеутвердительного (или частноутвердительного) атрибутивного логического суждения («Б — это Р», «Б есть (суть) Р»). При этом концепт-означаемое и концепт-означающее связаны отношениями тождества, перекрещивания или субординации [Малышева 2016: 96].
ЛИТЕРАТУРНЫМ ОБЗОР
В теории медиа и медилингвистике сформировались, на наш взгляд, отчетливые тенденции изучения медиаобраза. В научном дискурсе становятся востребованными работы, посвященные исследованию медийного образа публичных лиц (политических деятелей, священников, бизнесменов) [Зелянская 2014; Уракова 2016; Малышева 2019 и др.]. В достаточном количестве исследований предприняты успешные попытки воссоздать на основе медиатекстов СМИ, блогосферы и социальных сетей актуальный медиаобраз Российской Федерации [Богдан 2007; Громова 2016; Шумилова 2020; Кочубенко 2021], а также других государств [Цао 2019; Юйси 2021; Нагибина, Эк-зархова 2023]. С каждым годом растет количество исследований, связанных с моделированием медиаобразов отдельных регионов и городов [Терских, Маленова 2015; Малышева, Гриднев 2016; Жигунов 2019; Са-баева 2019; Ерофеева, Мельник, Зайкина 2020; Симакова 2023].
В большинстве научных работ эксплицируется мысль о том, что медиаобраз представляет собой особый образ реальности, который предъявляется массовой аудитории массмедийной индустрией (см. подробнее: [Богдан 2007; Марущак 2012; Галинская 2013] и др.)
Отметим, что методология изучения ме-диаобраза и эмпирический материал такого рода исследований сегодня находится в стадии осмысления. Круг методов исследования медиаобраза тяготеет к междисцип-линарности, обзор научных публикаций по этой теме позволил выявить некоторые тенденции: 1) медиаобраз изучается на материале медиатекстов, созданных профессиональными журналистами, посредством корпусных методов и контент-анализа [Guillaume, Peter 2008; Белоусов, Галинская и Седова 2010]; 2) помимо медиатекстов, материалом для изучения медиаобраза выступают речевые произведения интернет-пользователей, обсуждающих то или иное явление в социальных сетях, блогах, на сайтах медиаизданий [Красильникова 2008; Зелянская, Гавенко, Белоусов 2009].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
1. Реконструкция медиаобраза Омска
на основе текстов региональных СМИ
Считаем, что реконструкцию медиаобраза Омска следует начинать с исследования тематико-аксиологической группы «Политика и власть», поскольку она является одной из самых частотных в региональном медиади-скурсе. В современной политической жизни Омска принято сравнивать политику, проводимую бывшим губернатором Омской области Александром Бурковым (2018-2023 гг.) и действующим руководителем региона Виталием Хоценко (2023 г. — н. в.). Однако обратим внимание на то, что в дискурсе региональных СМИ все еще появляются тексты, содержащие сведения об экс-губернаторах Омской области Викторе Назарове (20132015 гг.) и Леониде Полежаеве (1991-2012 гг.). В рамках анализируемого нами периода наиболее интенсивно в региональных СМИ освещалась отставка Александра Буркова весной 2023 г. и назначение Виталия Хоцен-ко сначала на пост временно исполняющего обязанности руководителя региона (март 2023 г.), а затем на должность губернатора (сентябрь 2023 г.). Оба политика не являются коренными жителями Омской области: Александр Бурков — уроженец Кушвы (Россия, Свердловская область), Виталий Хо-ценко — Днепра (Днепропетровская область, Украина). Тематический и лексико-семантический анализ текстов региональных СМИ показал, что в последние годы в локальном медиадискурсе эксплицируется метонимическая модель «Омск — город „пришлых" губернаторов». Об этом свидетельствуют следующие контексты из региональных СМИ:
Имя Александра Буркова все омичи узнали 9 октября 2017 года. В тот день Виктора Назарова отправили в отставку, а Бурков стал врио губернатора. Спра-ведливороссу и депутату Госдумы от Свердловской области тогда было 50 лет. Кстати, вслед за Бурковым в регион на разные посты приехали многие его земляки (НГС55, от 29.03.2023 г.).
Виталий Хоценко рассказал журналистам, что Омская область успела стать родной. Такое чувство у врио главы появилось с момента приезда в регион (Го-род55, от 13.09.2023 г.).
Завершается процесс не самого удачного опыта по назначению «губернаторов-технократов из других парламентских партий, а, во-вторых, обществу демонстрируется новая и, как представляется, весьма перспективная в нынешних реалиях модель, когда назначенцем на высокий
государственный пост становится «выходец из ДНР» или участник СВО (БК55 от 01.05.2023 г.).
Важно сказать, что после появления новостных заметок об отставке Александра Буркова региональные журналисты стали оперативно публиковать заметки и статьи о личности практически никому не известного в регионе Виталия Хоценко. Омские СМИ попытались осветить разные аспекты жизни нового управленца (До сегодняшнего дня, вероятно, не слишком много омичей знали, кто такой Виталий Хоценко. Но теперь он временно исполняет обязанности губернатора Омской области. Что о нем известно? (Омск-Информ, от 29.03.2023 г.)).
Виталий Хоценко предстает перед оми-чами как примерный семьянин: У 37-летнего Виталия Хоценко большая семья — жена и четверо несовершеннолетних детей (данные из декларации за 2021 год). Еще в 2020 году детей было трое. У Александра Буркова, напомним, один ребенок — младшеклассник Володя (НГС55, от 30.03.2023 г.).
При этом в региональное медиаполе проникают и другие подробности из жизни Виталия Хоценко, например, о том, что в декабре 2022 г., будучи главой правительства ДНР, он оказался в числе пострадавших от удара по гостинице «Шеш-Беш»: В конце декабря Хоценко получил ранение при обстреле гостиницы в Донецке, но отказался от госпитализации (НГС55, от 29.03.2023 г.).
Наряду с этим СМИ интересует еще одна значимая деталь биографии Виталия Хо-ценко. Становится известно, что еще до назначения на пост руководителя правительства ДНР он занимал высокую должность в правительстве Ставропольского края: 16 декабря 2013 года Хоценко был назначен министром энергетики, промышленности и связи Ставропольского края. На Ставрополье его позвал губернатор Владимир Владимиров, с которым Виталий Хоценко работал на Ямале (Омск-Информ, от 29.03.2023 г.). Это подтверждает актуальность метонимической модели о «пришлом» управленце.
Позже в региональных СМИ появляются и материалы с элементами аналитики, где дается первичная оценка деятельности Виталия Хоценко как губернатора Омской области. При этом работа действующего главы региона часто сравнивается с «бурковским» периодом:
Бурков, по словам собеседника агентства, был более самостоятельным в своих решениях, а Хоценко ориентируется на опыт старших товарищей из
Ставрополья. Эксперт отмечает, что омские губернаторы — не главные в регионе (Омск-Информ, от 21.10.2023 г.).
Другой эксперт, анонимный собеседник в правительстве Омской области, обратил внимание, что Хоценко, как и Бурков, делает ставку на соратников (Омск-Информ, от 21.10.2023 г.).
Тематический анализ регионального политического медиадискурса позволил выделить главные направления, в рамках которых положительно оценивается работа нового губернатора: а) образовательная сфера (В. Хоценко попросил президента поддержать строительство флагманской школы в Омске. Губернатор Омской области заявил, что хочет сделать регион притягательным для одарённых школьников всей Сибири, а также Казахстана (Коммерческие вести, от 12.03.2024 г.)); б) развитие регионального бизнеса (Виталий Хоценко дал старт новой производственной площадке омского завода колбасных изделий (СуперОмск, от 16.03.2024 г.)); в) поддержка семей участников специальной военной операции (Глава региона проведал военнослужащего Романа Юдина, который получил ранение на поле боя. Он лечился в госпитале и приехал в отпуске домой. У жителя Омской области есть жена и дети (Город55, от 15.03.2024 г.)).
При этом следует подчеркнуть, что в структуре медийного образа действующего главы Омской области нет таких концептуальных признаков, как 'безусловный победитель' и 'хозяин региона', присущих экс-губернатору региона Леониду Полежаеву, который был одним из «политических долгожителей» России и руководил областью более двадцати лет [Малышева 2009: 77]. Следовательно, сегодня во фрагменте региональной политической картины мира не объективировано представление о губернаторе Омской области как о единоличном хозяине региона, средоточии власти, как о человеке, объектом деятельности которого становятся все сферы региональной жизни. В представлении современных омских СМИ губернатор — это не столько хозяин, сколько 'хороший управленец', 'региональный менеджер', принимающий решения с помощью большой и тщательно укомплектованной команды.
Перейдем к другим аспектам реконструкции медиаобраза Омска. Еще одной частотной темой в региональных СМИ в последнее время стал хоккей. Это связано в первую очередь с открытием и активным развитием современного спортивного комплекса «^-йпуе Арена». В омских интернет-изданиях все чаще
появляются сообщения о том, что жизнь в городе немыслима без хоккея.
Ровно год назад в наш регион вернулся хоккей, открылась наша прекрасная «G-Drive Арена». Мы ждали этого почти четыре года и дождались! Омск получил самую современную арену и такую долгожданную (БК55, от 08.10.2023 г.).
Омскую «О-йг'мв Арену» сравнили с «Колизеем» (Те1едгат-канал «Омск-Информ», от 20.04.2023 г.).
В интернет-пространстве формируется метонимическая модель «Омск — хоккейная столица». В более ранних работах речь шла о сформированности модели «Омск — спортивная столица» [Малышева 2016: 97], однако на данном этапе интерес региональных СМИ к хоккею преобладает.
В ходе тематического анализа удалось выявить множество сообщений, повествующих о проблемах городской жизни: коммунальных катастрофах, недостроенном метрополитене, плохих дорогах.
Начало этой зимы запомнится омичам перебоями с отоплением. Город, в котором работает три крупных ТЭЦ, внезапно оказался не готов к морозам (НГС55, от 29.01.2024 г.).
Долгострой высасывает деньги. Ликвидацию двух станций омского метро оценили в 7 миллионов (Город55, от 22.10. 2023 г.).
Огромная яма. В центре Омска асфальт провалился под землю (Город55, от 01.06.2023 г.).
Разваливается по частям. В Омске на набережной Альберта Каримова образовалась дыра (Город55, от 29.08.2023 г.).
Недостроенная омская «подземка» регулярно становится поводом для шуток и появления новых мемов в информационном пространстве. Несмотря на это, омские СМИ преимущественно положительно оценивают идею трансформации недостроенного метрополитена в метротрам.
Судьба Омского метрополитена, похоже, все-таки решена. Подземку хотят интегрировать в существующую трамвайную сеть города и по примеру Волгограда запустить метротрам («Омск-Информ», от 16.02.2024 г.).
Таким образом, в результате тематического анализа проблемных материалов считаем возможным выделить следующие метонимические модели, актуализированные в медиатекстах региональных СМИ: «Омск — город коммунальных аварий», «Омск — город без метро» и метонимическая модель с метафорической «прокладкой» «Омск — город-яма».
В более ранних работах, посвященных медиаобразу Омска и отдельным регионально маркированным концептам, выделены концептуальные признаки, связанные с потерей Омском статуса города-сада. Так, в 2015 г. выделялась метафоризованная метонимическая модель «Омск — город-пень» [Малышева 2016: 98]. Сегодня ситуация во многом изменилась. В региональных СМИ, безусловно, все еще появляются сообщения о вырубке деревьев, но контекстов о «зеленом» развитии города становится больше. В связи с этим считаем, что в данное время формируется новая метонимическая модель «Омск — город, стремящийся вернуть статус города-сада».
Омск — приоритетный город для проекта «Зеленая среда». Поэтому в него вовлечены все предприятия «Газпром нефти» в регионе, наши волонтеры и неравнодушные омичи («Новым Омск», от 05.12.2023 г.).
В Омске приступают к осенним высадкам зелёных насаждений. До наступления устойчивых холодов, планируется высадить почти пять тысяч деревьев и 21 тысячу кустарников («ОмскЗдесь», от 12.09.
2023 г.).
Каждое дерево на счету. В Омске «Эталону» не разрешили вырубить на стройке 392 березы («Город55», от 21.02.
2024 г.).
Еще одна метонимическая модель, которую удалось выявить на основе тематического анализа частотных контекстов, связана с развитием кофейного бизнеса в городе. Условно назовем эту метонимическую модель «Омск — город-кофейня». Множество сообщений СМИ свидетельствуют о популярности кофепития среди омичей, а также о том, что достаточно большое количество локальных заведений готовы предложить данный напиток горожанам.
Омск вошёл в топ-3 городов по индексу кофе и стал лидером Сибири («ОмскЗдесь», от 06.02.2024 г.).
За 2023 год количество специализированных кофейных заведений в городах-миллионниках выросло на 10% — сейчас их более 15 тысяч. В Омске расширился выбор классических кофеен: их стало больше на 11% за год («Коммерческие вести», от 05.02.2024 г.).
По сравнению с более ранней реконструкцией медиаобраза Омска, можно констатировать, что в структуре актуального ме-диаобраза города выделяется больше метонимических моделей с положительным аксиологическим модусом, что говорит об изменении отношения омичей к месту прожи-
вания. Анализ медиаобраза Омска (по данным региональных СМИ) показал, что он сочетает в себе как позитивные, так и негативные элементы, то есть является смешанным.
2. Реконструкция медиаобраза Омска на основе коммуникации интернет-пользователей
Медиаобраз Омска, создаваемый региональными СМИ, отличается от медиаобраза, формируемого в интернет-коммуникации пользователей Сети. Следует подчеркнуть, что в комментариях к публикациям региональных СМИ усиливаются негативные характеристики города. При этом интернет-пользователи нередко формируют обширную негативную повестку, сравнивая текущую жизнь региона с более ранними историческими периодами, поддерживая некую за-цикленность на прошлом по принципу «Раньше было лучше».
Так, после появления первых сообщений в Сети об отставке Александра Буркова и новом «назначенце» Виталии Хоценко большая часть омичей выразила негативную оценку последнего. Причем во многих комментариях прослеживается мысль о том, что Александр Бурков был сильным управленцем, а «пришлый» политик не вызывает доверия. Нашлись и такие комментаторы, которые вспомнили личность экс-главы Омской области Леонида Полежаева в контексте политических перемен в регионе.
Бурков — лучший губернатор Омской области за последние 25 лет! Аплодисменты ему и его команде! Омск еще никогда так не преображался в лучшую сторону (Алексей, комментарий в Те1едгат-канале От1, от 30.03.2023 г.).
Чем Бурков не угодил? По-моему, лучше предыдущих клоунов был. Местные козлы съели... (Вячеслав, комментарий в Те1едгат-канале От1, от 30.03.2023 г.).
Буркова в президенты! (Сергей, комментарий в Те1едгат-канале От1, от 14.04. 2023 г.).
Золотые горы нам обещает Хоценко! А нашему новому уже рассказали, что ему еще и метро у нас достраивать придется? (Юлия Б., комментарий в Те1едгат-канале От1, от 26.04.2023 г.).
Полежаев уже возглавлял, потом в интервью говорил, как ненавидит Омск и власть! (Надежда, комментарий в Те1едгат-канале От1, от 26.04.2023 г.). (Реплика в ответ на высказывание В. Хоценко о том, что ему уже нравится Омская область и он видит мощный потенциал в этом регионе. — Ю. Р).
Бурков подтянул Омск до одного из лучших городов, а новый хорошо бы пле-
сень бюрократическую почистил (Виктория, комментарий в Telegram-канале Om1, от 29.03.2023 г.).
Спасибо Буркову за то, что разгребал полежаевское наследие (Николай, комментарий в Telegram-канале Om1).
Метонимическая модель «Омск — город „пришлых" губернаторов» особенно ярко проявляется в интернет-коммуникации пользователей. Эксплицируется мысль о том, что управленцы, прибывшие из других регионов России, не слишком серьезно относятся к проблемам Омской области, а пост губернатора им необходим лишь для карьерного роста и реализации собственных амбиций.
Что Бурков сюда своих с Урала притащил, что этот притащит (Ыку Ы, комментарий в Telegram-канале Om1, от 29.03.2023 г.).
Такое ощущение, что в Омской области нет достойных людей. Этим пришлым глубоко плевать на омичей. Они не родились тут и ничего им здесь недорого (Александр, комментарий в Telegram-канале Om1, от 29.03.2023 г.).
При этом личность Виталия Хоценко оценивается пользователями Сети преимущественно негативно. В комментариях доминируют такие концептуальные признаки, как 'молодой', 'неопытный', 'непонятный'. Однако все-таки встречаются и положительные оценки, хоть и в меньшем объеме.
Слишком молод для губернаторства, кто бы что ни говорил (Юлия, комментарий в Telegram-канале НГС55, от 29.03.2023 г.)
Молодой, хорошенький, новой кровью разбавит наше бытие (Виктория, комментарий в Telegram-канале Om1, от 30.03. 2023 г.).
Негативные настроения комментаторов прослеживаются и в тематическом блоке «Спорт». Так, если региональные СМИ позитивно оценивают появление «G-Drive Арены» и возвращение хоккея в Омскую область, то интернет-пользователи неоднозначно относятся к открытию спортивного комплекса:
Лучше бы на эти миллиарды в деревни газ провели, а то Европа замерзает, а мы? («Замерзающий россиянин», комментарий на сайте «Омск-Информ», от 02.10.2022 г.)
На кой вы этот Авангард обратно тащите? Нормально ведь было. Только избавились, вот опять (Пользователь «как же так», комментарий на сайте БК55, от 28.07. 2022 г.).
Интересно, что даже в этом контексте упоминается личность экс-губернатора Лео-
нида Полежаева, причем автор комментария использует языковую игру посредством отсылки к прецедентному тексту — реплике из фильма «Джентльмены удачи».
Полежаев — строитель, но и то со старой Ареной не рассчитал ее устойчивость на бывшем болоте. А сейчас как будет? Но Полежаева уже не посадят. Кто его посадит — он же памятник (аноним, комментарий на сайте сайта «Омск-Информ», от 05.10.2022 г.).
В интернет-коммуникации пользователей Сети также усиливается негативизация общегородских проблем, связанных с плохими дорогами, недостроенным метрополитеном и чрезвычайными происшествиями в коммунальной сфере. Во многих пользовательских комментариях используется речевая конструкция «Лучше бы...», свидетельствующая о недовольстве местных жителей текущей ситуацией в регионе.
И ходят туда Хоценко и его свита, и ходят... Прям не ТЭЦ-5, а место паломничества. Греться туда что ли ходят? (Марина, Telegram-канал «НГС55», от 11.12. 2023 г.).
Весь Омск мерзнет! (пользователь «Иезуит Игнатий», сайт БК55, от 10.12.2023 г.).
Лучше бы Хоценко весной-летом делом с ТЭЦ занимался, а не показухой с субботниками (Андрей Д., сайт «НГС55», от 10.12. 2023 г.)
Какой еще метротрам? Новых мемов про омское метро хотят напридумывать?
Telegram-канал Om1, от 16.02.2023)
Метротрам! Очередные чинуши в очередной раз бабки отмоют, нескончаемые источник доходов. Горшочек, вари (Елена К., Telegram-канал Om1, от 16.02.2023)
Лучше бы дороги по городу сделали нормальные, разметку (Rustam, Telegram-канал Om1, от 30.03.2023).
Что касается тематического блока, связанного с «зеленым» развитием Омска, можно с уверенностью сказать, что метонимическая модель «Омск — город, стремящийся вернуть статус „города-сада"», неактуальна в интернет-коммуникации пользователей Сети. Здесь актуальна прежняя модель «Омск — город-пень», который раньше являлся городом-садом, а также модель «Омск — город-помойка».
Был город-сад. Стал город-помойка! (Гость, комментарий на сайте «НГС55», от 02.03.2024 г.).
В пень город в первую очередь превращают бездумной застройкой, где расти деревьям, если все что можно застроено (Гость, комментарий на сайте «НГС55», от 02.03.2024 г.).
Раньше озеленением города занимались профильные специалисты! Не было в СССР «эффективных менеджеров» и выпускников школ губернаторов (Луна, комментарий на сайте БК55, от 01.08.2023 г.).
Сложившийся уровень тотальной деградации работает только на уничтожение последних остатков бывшего сада (омчанец, комментарий на сайте БК55, от 28.01.2022 г.).
Таким образом, в интернет-коммуникации пользователей, подписанных на сайты и сообщества омских СМИ, сегодня наблюдается усиление негативизации медиаобраза Омска. Оставляя комментарии под материалами региональных журналистов, омичи в большей степени концентрируются на проблемах и практически полностью игнорируют положительные тенденции региональной жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги исследования, следует сказать, что в данной работе медиаобраз Омска выстраивается на основе анализа частотных тематико-аксиологических групп «Политика и власть», «Спорт», «Экология», «Социальная сфера» и «Бизнес». Изучение медиатекстов региональных СМИ и интернет-комментариев пользователей Сети, входящих в данные тематико-аксиологические группы, позволяет сделать вывод о том, что медийный образ Омска характеризуется неоднородностью и фрагментарностью.
В целом медиаобраз Омска можно охарактеризовать как смешанный. Положительные черты проявляются при описании развития бизнеса, спорта и экологических инициатив в регионе, негативными чертами наделяются отдельные аспекты политического управления в Омской области, ситуация с некачественными дорогами, недостроенным метрополитеном и регулярно повторяющимися коммунальными ЧП.
В интернет-коммуникации пользователей Сети наблюдается большее количество негативных оценок, нежели в медиатекстах региональных СМИ. Метонимические модели с положительным аксиологическим модусом, такие как «Омск — хоккейная столица» и «Омск — город, стремящийся вернуть статус города-сада», перестают быть актуальными. Помимо этого, в комментариях оми-чей к публикациям региональных интернет-изданий на сайтах и в социальных сетях актуализирован довольно стереотипный взгляд массового адресата на городскую жизнь, в том числе на политическую и социальную ситуацию в городе.
В процессе формирования медиаобраза Омска возникают коллизии, приводящие к
асимметрии информационных картин мира и неравномерному конструированию тех или иных элементов реальности. На наш взгляд, это происходит из-за разной интерпретации одних и тех же информационных поводов, а также в силу индивидуальной для каждого регионального интернет-издания специфики отбора тем с учетом оценки их значимости и актуальности для территориально ограниченной аудитории.
Сопоставление актуальных базовых метонимических моделей, связанных с городской жизнью, с метонимическими моделями, которые были выявлены в более ранних исследованиях медиаобраза Омска, показало, что региональный массово-информационный дискурс динамичен и подвержен изменениям с точки зрения репрезентации концептуальных признаков. Причем такие трансформации происходят под влиянием экстралингвистических факторов, например, на фоне смены власти в регионе.
Перспективой данного исследования является включение в научную работу дополнительных тематико-аксиологических групп («Образование», «Общественный транспорт», «Здравоохранение», «Культура», «Экономика» и др.) и их лингвокогнитивный анализ для последующего многоуровневого изучения концепта «Омск», объективированного в советском, постсоветском и современном дискурсе массмедиа.
ИСТОЧНИКИ
1. Сайт «БК55». — URL: https://bk55.ru/ (дата обращения: 18.03.2024). — Текст : электронный.
2. Сайт «Город55». — URL: https://gorod55.ru/ (дата обращения: 18.03.2024). — Текст : электронный.
3. Сайт «Коммерческие вести». — URL: https://kvnews.ru/ (дата обращения: 17.03.2024). — Текст : электронный.
4. Сайт «НГС55». — URL: https://ngs55.ru/ (дата обращения: 16.03.2024). — Текст : электронный.
5. Сайт «Новый Омск». — URL: https://newsomsk.ru/ (дата обращения: 17.03.2024). — Текст : электронный.
6. Сайт «ОмскЗдесь». — URL: https://omskzdes.ru/ (дата обращения: 17.03.2024). — Текст : электронный.
7. Сайт «Омск-Информ». — URL: https://omskinform.ru/ (дата обращения: 18.03.2024). — Текст : электронный.
8. Сайт «СуперОмск». — URL: https://superomsk.ru/ (дата обращения: 18.03.2024). — Текст : электронный.
9. Сайт Om1. — URL: https://www.om1.ru/ (дата обращения: 18.03.2024). — Текст : электронный.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анненкова, И. В. Медиадискурс XXI века: лингвофило-софский аспект языка СМИ / И. В. Анненкова. — Москва : Издательство Московского университета, 2011. — 391 с. — Текст : непосредственный.
2. Белоусов, К. И. Россия в медиапространстве англоамериканских СМИ: квантитативный анализ / К. И. Белоусов, Т. Н. Галинская, Е. Н. Седова. — Текст : непосредственный // Образ России в зарубежном политическом дискурсе: стереотипы, мифы и метафоры : материалы междунар. науч. конф. 13-17 сент. 2010 г. ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2010. — C. 27-29.
3. Богдан, Е. Н. Медиаобраз России как понятие журналистики / Е. Н. Богдан. — Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. — 2007. — № 4. — С. 122-127.
4. Галинская, Т. Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике / Т. Н. Галинская. — Текст : непосредственный // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2013. — №11 (160). — С. 91-94.
5. Громова, Т. Н. Структура медиаобраза России: внешнеполитический аспект / Т. Н. Громова. — Текст : непосредственный // Знак: проблемное поле медиаобразования. — 2016. — С. 62-67.
6. Ерофеева, И. В. Медиаобраз Республики Крым: модель мира российского студента / И. В. Ерофеева, Г. С. Мельник, Н. М. Зайкина. — Текст : непосредственный // Регионология. — 2020. — Т. 28. — № 3. — С. 516-542. — DOI: 10.15507/24131407.112.028.202003.
7. Жигунов, А. Ю. Концепт-идеологема «Арктика»: формирование и динамика развития в русской медийной картине мира : 23.00.01 : дис. ... канд. филол. наук / Жигунова А. Ю. — Омск, 2022. — Текст : непосредственный.
8. Зелянская, Н. Л. Медиаобраз политика: интернет-сообщество как агенс политической реальности / Н. Л. Зелян-ская. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2014. — № 4 (50). — С. 120-126.
9. Зелянская, Н. Л. Медиаобраз Иосифа Сталина как гипертекст / Н. Л. Зелянская, А. С. Гавенко, К. И. Белоусов. — Текст : непосредственный // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2009. — № 11. — С. 73-79.
10. Красильникова, Н. А. Грузия: жертва или злодей? Метафорический образ Грузии в дискурсе общественности на сайтах СМИ Великобритании / Н. А. Красильникова. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2009. — № 4. — С. 128-132.
11. Малышева, Е. Г. Концепт 'Губернатор' в региональном массово-информационном дискурсе (на материале текстов радийных и телевизионных СМИ Омской области) / Е. Г. Малышева. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2009. — № 2 (28). — С. 76-86.
12. Малышева, Е. Г. Моделирование медиаобраза Омска по данным современной блогосферы / Е. Г. Малышева. — Текст : непосредственный // Коммуникативные исследования. — 2016. — № 4 (10). — С. 92-106.
13. Малышева, Е. Г. Формирование медиаобраза региона в федеральных телевизионных СМИ (на материале текстов об Омске) / Е. Г. Малышева, Н. А. Гриднев. — Текст : непосредственный // Научный диалог. — 2016. — № 12 (60). — С. 134-144.
14. Малышева, Е. Г. Трансформация медиаобраза «Губернатор» в массово-информационном региональном дискурсе Омской области (2003-2019 гг.) / Е. Г. Малышева, О. С. Ро-галева. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2019. — № 4. — С. 45-53.
15. Марущак, А. В. Политико-социальный образ России в американском медиапространстве / А. В. Марущак. — Текст : непосредственный // Журналистский ежегодник. — 2012. — № 1. — С. 93-96.
16. Нагибина, И. Г. Медиаобраз США в китайских СМИ: стратегия дискредитации политического противника / И. Г. Нагибина, А. С. Экзархова. — Текст : непосредственный // Terra Linguistica. — 2023. — Т. 14. — № 4. — С. 109-118. — DOI: 10.18721/JHSS.14408.
17. Сабаева, Ю. С. Медиаобраз Сибири в социальных сетях (на материале официальных страниц радиостанций «Радио Сибирь. Омск» и «Радио Сибирь. Томск» в социальной сети «ВКонтакте») / Ю. С. Сабаева. — Текст : непосредственный // Коммуникативные исследования. — 2019. — Т. 6. — № 2. — С. 498-516. — DOI: 10.25513/2413-6182.2019.6(2).
18. Сезонов, Т. В. Концептуализация медиаобраза it-girl в российском медиапространстве глянцевых журналов : 10.01.10 : дис. ... канд. филол. наук / Сезонов Т. В. — Москва, 2015. — Текст : непосредственный.
19. Симакова, С. И. Медиаобраз как одна из составляющих формирования медиаэстетического кода региона / С. И. Симакова, Д. И. Кваша. — Текст : непосредственный // Известия Уральского федерального университета. — 2023. — Т. 29. — № 1. — С. 28-38. — DOI: 10.15826/izv1.2023.29.1.003.
20. Терских, М. В. Медиаобраз Сибирского региона: лин-гвокогнитивное моделирование / М. В. Маленова, Е. Д Тер-
ских. — Омск : ЛИТЕРА, 2015. — 160 с. — Текст : непосредственный.
21. Уракова, В. А. К проблеме исследования медиаобраза политического лидера / В. А. Уракова. — Текст : непосредственный // Вестник экономики, права и социологии. — 2016. — № 3. — С. 181-184.
22. Цао, Цин. Особенности формирования медиаобраза Китая в массовых и деловых СМИ Евразийского экономического союза / Цин Цао. — Текст : непосредственный // СМИ в развитии коммуникативного пространства города. — 2019. — С. 375-380.
23. Шумилова, Л. А. Медиаобраз России и ее туристическая привлекательность / Л. А. Шумилова, О. Л. Панченко. — Текст : непосредственный // Казанский вестник молодых ученых. — 2020. — № 4 (5). — С. 153-161.
24. Юйси, Му. Языковые средства формирования медиаоб-раза Китая в русскоязычных интернет-текстах (на примере блогов о китайской опере) / Му Юйси. — Текст : непосредственный // Филология и человек. — 2021. — № 1. — С. 169177.
25. Guillaume, B. Content analysis of mass media sources in relation to the MMR vaccine scare / B. Guillaume, A. Peter. — Text : unmediated // Health Informatics Journal. — 2008. — Vol. 14 (4). — P. 323-334.
MATERIALS
1. Site «BK55». Retrieved Mar. 18, 2024, from https://bk55.ru/
2. Site «Gorod55». Retrieved Mar. 18, 2024, from https://gorod55.ru/
3. Site « Kommercheskie vesti». Retrieved Mar. 17, 2024, from https://kvnews.ru/
4. Site «NGS55». Retrieved Mar. 16, 2024, from https:// ngs55.ru/
5. Site « Novyj Omsk». Retrieved Mar. 17, 2024, from https:// newsomsk.ru/
6. Site «OmskZdes». Retrieved Mar. 17, 2024, from https:// omskzdes.ru/
7. Site «Omsk-Inform». Retrieved Mar. 18, 2024, from https:// omskinform.ru/
8. Site «SuperOmsk». Retrieved Mar. 18, 2024, from https:// superomsk.ru/
9. Site «Om1». Retrieved Mar. 18, 2024, from https:// www.om1.ru/
REFERENCES
1. Annenkova, I.V. (2011). Mediadiskurs XXI veka: lingvo-filosofskij aspekt yazyka SMI [Media discourse of the XXI century: linguo-philosophical aspect of the language of the media]. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 391 p. (In Russ.)
2. Belousov, K.I., Galinskaya, T.N., & Sedova, E.N. (2010). Rossiya v media-prostranstve anglo-amerikanskih SMI: kvantita-tivnyj analiz [Russia in the media space of the Anglo-American media: quantitative analysis]. In Obraz Rossii v zarubezhnom politicheskom diskurse: stereotipy, mify i metafory (Materials of the International scientific conf. 13-17 Sep. 2010, Ural State Ped. Univ., pp. 27-29). Ekaterinburg: Ural St. Ped. Univ. (In Russ.)
3. Bogdan, E.N. (2007). Mediaobraz Rossii kak ponyatie zhurnalistiki [Media image of Russia as a concept of journalism]. VestnikMoskovskogo universiteta, 4, 122-127. (In Russ.)
4. Galinskaya, T.N. (2013). Ponyatie mediaobraza i problema ego rekonstrukcii v sovremennoj lingvistike [The concept of media image and the problem of its reconstruction in modern linguistics]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 11(160), 91-94. (In Russ.)
5. Gromova, T.N. (2016). Struktura mediaobraza Rossii: vneshnepoliticheskij aspekt [The structure of the media image of Russia: foreign policy aspect]. In Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya (pp. 62-67).
6. Erofeeva, I.V., Mel'nik, G.S., & Zajkina, N.M. (2020). Mediaobraz Respubliki Krym: model' mira rossijskogo studenta [Media image of the Republic of Crimea: a model of the world of a Russian student]. Regionologiya, 28(3), 516-542. DOI: 10. 15507/2413-1407.112.028.202003 (In Russ.)
7. Zhigunov, A.Yu. (2022). Koncept-ideologema «Arktika»: formirovanie i dinamika razvitiya v russkoj medijnoj kartine mira [Concept-ideologeme "Arctic": formation and dynamics of development in the Russian media picture of the world] [Dis. of Cand. of Philology]. Omsk. (In Russ.)
8. Zelyanskaya, N.L. (2014). Mediaobraz politika: internet-soobshchestvo kak agens politicheskoj real'nosti [Media image of politics: the Internet community as an agent of political reality]. Political Linguistics, 4(50), 120-126. (In Russ.)
9. Zelyanskaya, N.L., Gavenko, A.S., & Belousov, K.I. (2009). Mediaobraz Iosifa Stalina kak gipertekst [Media image of Joseph Stalin as hypertext]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 11, 73-79. (In Russ.)
10. Krasil'nikova, N.A. (2009). Gruziya: zhertva ili zlodej? Metaforicheskij obraz Gruzii v diskurse obshchestvennosti na sajtah SMI Velikobritanii [Georgia: victim or villain? Metaphorical image of Georgia in public discourse on UK media sites]. Political Linguistics, 4, 128-132. (In Russ.)
11. Malysheva, E.G. (2009). Koncept 'Gubernator' v regional'-nom massovo-informacionnom diskurse (na materiale tekstov radijnyh i televizionnyh SMI Omskoj oblasti) [Concept 'Governor' in regional mass information discourse (based on the texts of radio and television media in the Omsk region)]. Political Linguistics, 2(28), 76-86. (In Russ.)
12. Malysheva, E.G. (2016). Modelirovanie mediaobraza Om-ska po dannym sovremennoj blogosfery [Modeling the media image of Omsk according to the data of the modern blogosphere]. Kommunikativnye issledovaniya, 4(10), 92-106. (In Russ.)
13. Malysheva, E.G., Gridnev, N.A. (2016). Formirovanie media-obraza regiona v federal'nyh televizionnyh SMI (na materiale tekstov ob Omske) [Formation of the media image of the region in federal television media (based on texts about Omsk)]. Nauchnyj dialog, 12(60), 134-144. (In Russ.)
14. Malysheva, E.G., & Rogaleva, O.S. (2019). Transformaciya mediaobraza "Gubernator" v massovo-informacionnom regional'-nom diskurse Omskoj oblasti (2003-2019 gg.) [Transformation of the media image "Governor" in the mass information regional discourse of the Omsk region (2003-2019)]. Political Linguistics, 4, 45-53. (In Russ.)
15. Marushchak, A.V. (2012). Politiko-social'nyj obraz Rossii v amerikanskom mediaprostranstve [Political and social image of Russia in the American media space]. Zhurnalistskij ezhegodnik, 1, 93-96. (In Russ.)
16. Nagibina, I.G., & Ekzarhova, A.S. (2023). Mediaobraz SSHA v kitajskih SMI: strategiya diskreditacii politicheskogo protivnika [Media image of the USA in the Chinese media: a strategy to discredit a political opponent]. Terra Linguistica, 14(4), 109-118. DOI: 10.18721/JHSS.14408 (In Russ.)
17. Sabaeva, Yu.S. (2019). Mediaobraz Sibiri v social'nyh setyah (na materiale oficial'nyh stranic radiostancij «Radio Sibir'.
Omsk» i «Radio Sibir'. Tomsk» v social'noj seti «VKontakte») [Media image of Siberia in social networks (based on the official pages of the radio stations "Radio Siberia. Omsk" and "Radio Siberia. Tomsk" on the social network "VKontakte")]. Kommunikativnye issledovaniya, 6(2), 498-516. DOI: 10.25513/2413-6182.2019.6(2) (In Russ.)
18. Sezonov, T.V. (2015). Konceptualizaciya mediaobraza it-girl v rossijskom mediaprostranstve glyancevyh zhurnalov [Conceptualization of the media image of it-girl in the Russian media space of glossy magazines] [Dis. of Cand. of Philology]. Moscow, 2015. (In Russ.)
19. Simakova, S.I., & Kvasha, D.I. (2023). Mediaobraz kak odna iz sostavlyayushchih formirovaniya mediaesteticheskogo koda regiona [Media image as one of the components of the formation of the media aesthetic code of the region]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta, 29(1), 28-38. DOI: 10. 15826/izv 1.2023.29.1.003 (In Russ.)
20. Terskih, M.V., & Malenova, E.D. (2015). Mediaobraz Sibir-skogo regiona: lingvokognitivnoe modelirovanie [Media image of the Siberian region: linguocognitive modeling]. Omsk: LITERA, 160 p. (In Russ.)
21. Urakova, V.A. (2016). K probleme issledovaniya media-obraza politicheskogo lidera [On the problem of studying the media image of a political leader]. Vestnik ekonomiki, prava i sociologii, 3, 181-184. (In Russ.)
22. Cao, Cin (2019). Osobennosti formirovaniya mediaobraza Kitaya v massovyh i delovyh SMI Evrazijskogo ekonomiche-skogo soyuza [Features of the formation of the media image of China in the mass and business media of the Eurasian Economic Union]. In SMI v razvitii kommunikativnogo prostranstva goroda (pp. 375-380). (In Russ.)
23. Shumilova, L.A., & Panchenko, O.L. (2020). Mediaobraz Rossii i ee turisticheskaya privlekatel'nost' [Mediaimage of Russia and its tourist attractiveness]. Kazanskij vestnik molodyh uchenyh, 4(5), 153-161. (In Russ.)
24. Yujsi, Mu. (2021). Yazykovye sredstva formirovaniya mediaobraza Kitaya v russkoyazychnyh internet-tekstah (na primere blogov o kitajskoj opere) [Linguistic means of forming the media image of China in Russian-language Internet texts (using the example of blogs about Chinese opera)]. Filologiya i chelovek, 1, 169-177. (In Russ.)
25. Guillaume, B., & Peter, A. (2008). A content analysis of mass media sources in relation to the MMR vaccine scare. Health Informatics Journal, 14(4), 323-334.