Научная статья на тему 'РЕКОНФИГУРАЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ И СОТРУДНИЧЕСТВА С РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И СНГ'

РЕКОНФИГУРАЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ И СОТРУДНИЧЕСТВА С РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И СНГ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
460
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
Программа Правительства / Концепция / внешнеполитический курс / национальный интерес / «Восточное партнёрство» / Европейский Союз / СНГ / Республика Молдова / Российская Федерация

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ткач Анатолий Викторович

В статье анализируется специфика внешней политики Республики Молдова и корреляция концептуальных основ внешней политики Республики Молдова, зафиксированных в Концепции внешней политики с содержанием внешнеполитических блоков программ Правительств на протяжении двадцати лет. Автор анализирует особенности европейского вектора внешней политики Республики Молдова через призму национального интереса и общественной поддержки европейской интеграции в контексте многостороннего сотрудничества в рамках СНГ и двусторонних отношений с Российской Федерацией и изменения структуры внешней торговли Республики Молдова, обусловленные внешнеполитической турбулентностью. Отмечаются экономические преобразования и проблемные точки развития демократии, а также характер и уровень отношений Молдовы с основными внешнеполитическими партнёрами в рамках европейской и евразийской интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕКОНФИГУРАЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ И СОТРУДНИЧЕСТВА С РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И СНГ»



SCIENCE TIME

РЕКОНФИГУРАЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА В КОНТЕКСТЕ

ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ И СОТРУДНИЧЕСТВА С РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И СНГ

Ткач Анатолий Викторович, Молдавский государственный университет,

г. Кишинёв, Молдова

E-mail: tcaci_anatoli@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется специфика внешней политики Республики Молдова и корреляция концептуальных основ внешней политики Республики Молдова, зафиксированных в Концепции внешней политики с содержанием внешнеполитических блоков программ Правительств на протяжении двадцати лет. Автор анализирует особенности европейского вектора внешней политики Республики Молдова через призму национального интереса и общественной поддержки европейской интеграции в контексте многостороннего сотрудничества в рамках СНГ и двусторонних отношений с Российской Федерацией и изменения структуры внешней торговли Республики Молдова, обусловленные внешнеполитической турбулентностью. Отмечаются экономические преобразования и проблемные точки развития демократии, а также характер и уровень отношений Молдовы с основными внешнеполитическими партнёрами в рамках европейской и евразийской интеграции.

Ключевые слова: Программа Правительства, Концепция, внешнеполитический курс, национальный интерес, «Восточное партнёрство», Европейский Союз, СНГ, Республика Молдова, Российская Федерация.

Геополитические трансформации в конце XX века, частью которых стали распад СССР и прекращение существования биполярной системы международных отношений, способствовали формированию новых возможностей и перспектив, как внутриполитической, так и внешнеполитической трансформации Республики Молдова в качестве независимого и суверенного государства. На ранних этапах формирования внешнеполитических приоритетов и стратегических ориентиров, Республика Молдова руководствовалась стремлением развивать двусторонние отношения с традиционными партнёрами на постсоветском пространстве, прежде всего с Российской Федерацией, а также укреплять сотрудничество в рамках СНГ. В

I

8

1 SCIENCE TIME 1

тоже время, с целью интеграции в новую, формирующуюся систему международных отношений, политическое руководство Республики Молдова рассматривало внешнеполитические перспективы процесса интеграции в Европейский союз, как потенциал для формирования демократического, процветающего государства, основанного на рыночной экономике и интегрированного в европейское пространство по безопасности и стабильности.

В утвержденной Концепции внешней политики Республики Молдова 1995 года, определяющей приоритеты, принципы и основные направления внешней политики государства были сформулированы следующие приоритеты: укрепление независимости и суверенитета, обеспечение территориальной целостности и утверждение Молдовы в качестве фактора стабильности на региональном уровне. Среди основных направлений внешней политики Республики Молдова, в основе которой были заложены стремления проводить гибкую и взвешенную внешнюю политику, приоритетными стали: развитие двусторонних межгосударственных отношений и сотрудничество со странами -членами СНГ, зафиксированные в четвёртой части Концепции. Зафиксированный приоритет направления внешнеполитической деятельности, связанный с процессом европейской интеграции и участием в нём Республики Молдова в Концепции носит не чёткий характер. Внутриполитическая ситуация в стране, а также международная обстановка - трансформация международной системы, усиливали понимание, необходимости продвижения идеи интеграции Молдовы в европейское сообщество.

Значительным сдвигом в процессе сближения и углубления сотрудничества межу Республикой Молдовой и Европейским союз стал первый фундаментальный документ - Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между ЕС и РМ, заложивший основу процесса европейской интеграции Республики Молдова. Вступившее в силу в 1998 году Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве, спустя четыре года после его подписания в 1994 году, предоставило Молдове статус партнёра ЕС для ведения полноценного политического диалога и укрепления правового и экономического сотрудничества. В Концепции внешней политики 1995 года, СПС рассматривалось как первый шаг на пути постепенного вхождения в Европейский Союз - перспективной цели внешней политики Республики Молдова.

В тоже время, декабрьское послание 1996 года Президента П. Лучинского, адресованное Председателю Европейской Комиссии Ж. Сантеру, в котором было высказано желание о присоединении Республики Молдова к ЕС и начале подготовительных процедур, не получило необходимой поддержки среди стран членов ЕС. В марте 1998 года, перед вступлением в силу Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве, ЕС сформулировал следующую позицию по данному вопросу: во-первых, Республике Молдова необходимо внести ясность относительно геополитической ориентации; во-вторых, поступательно реализовать, подготовленное Соглашение о сотрудничестве и партнёрстве [1,

9

1 SCIENCE TIME 1

с.20].

Прорывной с точки зрения изменения внешнеполитических приоритетов стратегического развития Республики Молдова стала Программа деятельности Правительства И. Стурзы на 1999-2002 годы «Главенство законов, оживление экономики, интеграция в европейские структуры». В качестве основного направления внешней политики Республики Молдова Программа предполагала интегрирование в европейские структуры, а интеграция Республики Молдова в Европейский союз стала «стратегической целью внешней политики». Прежде всего, в целях реализации процесса интеграции Республики Молдова в Европейский союз Программа предполагала: разработку и последовательную реализацию национальной стратегии интеграции в Европейский союз; строгое выполнение положений Договора о партнёрстве и кооперации; создание департамента по европейской интеграции, наделенного функциями внутренней координации интеграционного процесса; интенсификацию политико-дипломатических демаршей относительно начала переговоров о присоединении Республики Молдова к Европейскому союзу, заключение Соглашения о свободном обмене между Республикой Молдова и Европейским союзом и получение от ЕС режима визового благоприятствования для граждан Республики Молдова [2].

После объявления вотума недоверия Правительству И. Стурзы в ноябре 1999 года, уже в декабре этого года Правительство Республики Молдова возглавил Д. Брагиш с новой Программой «Законность, Консолидация и Реформы - на Благо Нации», одобренной в январе 2000 года. Программа нового правительства, в качестве внешнеполитического приоритета, как и Программа И. Стурзы, определила «европейскую интеграцию - стратегической целью» [3] и включила в себя аналогичные задачи, поставленные предыдущим правительством для достижения этой цели. Не смотря, на стратегические внешнеполитические приоритеты, сформулированные в новой Программе, Премьер-министр Д. Брагиш заявил: «Российская Федерация находится на первом месте в списке главных экономических партнёров Республики Молдов» [4]. Обозначенная позиция продемонстрировала стремление следовать новому стратегическому курсу во внешней политике и его преемственность, в тоже время, продолжая развивать отношения с традиционными партнёрами, в том числе в рамках СНГ. Результаты деятельности Правительства Д. Брагиша по реализации внешнеполитического курса - европейской интеграции положительно отразились на восприятии в молдавском обществе новой внешнеполитической ориентации. Согласно Барометру общественного мнения, в период с 2000 [5] по 2001 [6] год, уровень поддержки населения Республики Молдова внешнеполитического курса на интеграцию в ЕС вырос с 38% до 47%, а поддержка развития сотрудничества с СНГ выросла с 20% до 35%.

В 2001 году Парламент Республики Молдова выразил вотум доверия новому Правительству во главе с Премьер-министров В. Тарлевым. Программа нового Правительства «Возрождение экономики - возрождение страны» стала

1 SCIENCE TIME 1

прорывной для внешнеполитического курса страны, как с точки зрения её содержания, так и с точки зрения последующих достигнутых результатов. Прежде всего, внешнеполитический блок Программы основывался на анализе современных международных процессов, в частности, «интеграционных процессов и их влияния на систему международных отношений». Выстраивание внешней политики государства обуславливалось влиянием этих процессов на суверенитет и независимость Республики Молдова. Прорывной характер Программы заключался в том, что она предусматривала «разработку и реализацию национальной стратегии по интеграции Республики Молдова в Европейское Сообщество», переводя процесс интеграции от слов к действиям. Не меньше интереса вызывает и следующий пункт Программы: «рассмотрение вопроса о присоединении Республики Молдова к Таможенному союзу, России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и впоследствии возможности интеграции в экономические структуры Союза России и Белоруссии» [7].

Таким образом, представленная Программа, стала попыткой сбалансировать внешнеполитический курс, совмещая интеграционные процессы, что в большей степени отвечало положениям Концепции внешней политики о проведении гибкой и взвешенной внешней политики, и соответствовала национальным интересам государства. В период с 2001 по 2005 годы внешнеполитический курс - интеграция в ЕС был поддержан значительной частью населения. По данным Барометра общественного мнения в декабре 2005 года поддержка европейского вектора развития среди населения составила 64,3% [8]. В тоже время поддержка внешнеполитического курса на укрепление отношений с СНГ за четыре года снизилась с 35% до 30,4% [9]. Высокий уровень поддержи со стороны граждан Молдовы, стал основным индикатором доверия к проводимому Правительством внешнеполитическому курсу.

В 2005 году была представлена новая Программа деятельности Правительства на 2005-2009 годы «Модернизация страны - благосостояние народа», в которой в ещё большей степени внешнеполитические устремления, были сконцентрированы на «европейской интеграции - приоритетной задачи внешней политики» [10]. Укрепление внешнеполитического курса на европейскую интеграцию было обусловлено, прежде всего, подписанием 22 февраля 2005 года Плана действий Европейский Союз - Республика Молдова, политического документа, определившего стратегические цели сотрудничества Республики Молдова и ЕС на следующие три года. План действий ЕС-РМ стал вспомогательным инструментом для реализации задач, предусмотренных Соглашением о сотрудничестве и партнёрстве с целью поддержать Молдову в дальнейшей интеграции в экономические и социальные структуры и гармонизации законодательства, норм и стандартов Республики Молдова с Европейским Союзом. В тоже время, документ не предусматривал никаких среднесрочных или долгосрочных перспектив для Республики Молдовы получения статуса кандидата на вступление в ЕС. Для Европейского Союза закрепление двустороннего сотрудничества с Республикой Молдова посредством

1 SCIENCE TIME 1

подписания Плана действий было последовательным продолжением реализации Европейской политики соседства, инициированной Европейским Союз в 2004 году в результате расширения ЕС 1 мая 2004 года и изменения восточных и южных границ Европейского союза. В этом контексте, Планом было предусмотрено значительное расширение трансграничного сотрудничества и увеличение совместной ответственности в предотвращении конфликтов, в частности, одной из ключевых целей Плана действий стала «поддержка жизнеспособных решений приднестровского конфликта» [11].

В отличие от программ предыдущих Правительств, во внешнеполитическом блоке Программы деятельности Правительства на 20052009 годы не рассматривалось сотрудничество с Российской Федерацией, с точки зрения развития и укрепления двусторонних отношений, а акцентировалась необходимость сотрудничества со странами-партнёрами в рамках СНГ, исходя из национальных интересов. Содержание внешнеполитических приоритетов Программы и отсутствие в ней положений о сотрудничестве с Российской Федерации, как со стратегическим партнёром Республики Молдова, что зафиксировано в заключённом в 2001 году Договоре о дружбе и сотрудничестве между Республикой Молдова и Российской Федерацией, стали следствием ухудшения двусторонних отношений.

В ноябре 2003 года, после продолжительного периода переговоров и согласований, Республика Молдова отказалась подписывать уже парафированный президентом Молдовы В. Ворониным и лидером Приднестровья И. Смирновым «Меморандум об основных принципах государственного устройства объединённого государства». В интервью национальному каналу «Молдова 1» 2 декабря 2003 года, президент В. Воронин мотивировал срыв подписания Меморандума следующими аргументами. По словам В. Воронина, в процессе разработки Меморандума, прежде всего, «учитывались интересы Республики Молдова и её народа, а то, что не подчинено этим интересам или противоречит интересам народа - является неприемлемыми» [12].

В тоже время, возник вопрос, если Меморандум не отвечал в должной степени интересам Республики Молдова, почему он был парафирован, а его подписание было отменено в последний момент. Данную позицию В. Воронин объяснил следующими аргументами: «процесс разработки Меморандума должен был реализовываться при активном дипломатическом участии европейских институтов (ОБСЕ, ЕС, НАТО, Еврокомиссии) и других европейских структур». Также В. Воронин отметил, что «обозначив приоритет европейского вектора развития Молдовы и проводя курс на европейскую интеграцию, разрешение приднестровского вопроса за спиной Европы, было бы непонятно европейским институтам и бесперспективно для Молдовы» [12].

Проявленная руководством Республики Молдова, с одной стороны, последовательность в проведении внешнеполитического вектора европейской интеграции и признание важности роли дипломатического участия европейских

1 SCIENCE TIME 1

структур в разрешении приднестровской проблемы, и с другой стороны, непоследовательная позиция в стремлении развивать конструктивный диалог с Российской Федерацией, отсутствие политической воли в решении одной из ключевых проблем Молдовы, отразились самым негативным образом на двусторонних отношениях.

Непоследовательность внешнеполитических шагов молдавской стороны выразилась в пренебрежении к достигнутым результатам в молдо-российских отношениях. Вместе с положением о приоритетном характере двусторонних отношений, закреплённом в Концепции внешней политики Республики Молдова, стороны подписали Договор между Республикой Молдова и Российской Федерацией об экономическом сотрудничестве на 1999-2008 годы, в основу которого легла Программа экономического сотрудничества между Республикой Молдова и Российской Федерацией на период с 1999 по 2008 годы [13]. В дополнение к этому, в Договоре о дружбе и сотрудничестве между Республикой Молдова и Российской Федерацией, подписанном в 2001 году, уровень двустороннего сотрудничества характеризуется «отношениями дружбы и стратегического партнёрства» [14].

В результате срыва подписания Меморандума, Молдова испытала на себе нерациональное политическое давление со стороны Российской Федерации, с февраля по март 2005 года, в период парламентских выборов в Молдове. Деструктивность шагов российской стороны: «закрытие российского рынка для молдавской винной и табачной продукции, повышение цен на энергоресурсы и ряд других недружественных мер», оказалась контрпродуктивными в отношении Республики Молдова. Предпринятые Российской Федерацией меры в отношении Молдовы противоречили правилам ВТО, и расценивались как политический и экономический шантаж [15, с.210]. В период с 2005 по 2006 годы молдавский экспорт в Россию сократился с 347,3 млн. дол. до 181,9 млн. дол., составив рекордно низкий уровень с 1997 года, в то время как импорт вырос с 267,8 млн. дол. до 417 млн. дол. [16].

Период с 2008 по 2009 годы стал весьма значимым, как для Республики Молдова, в контексте укрепления отношений и сближения с Европейским союзом, так и для Европейского союза, который после расширения 2007 года стал непосредственно граничить с Молдовой. В 2008 году истекал десятилетний срок действия Соглашения о сотрудничестве и партнёрстве и трехлетний План действия ЕС-РМ.

В этих условиях, в мае 2008 года Европейский союз поддержал инициативу Польши и Швеции, направленную на укрепление Европейской политики соседства на восточном направлении, которая в последствии легла в основу программы «Восточное партнёрство». В мае 2009 года, на саммите в Праге состоялся официальный старт программы «Восточное партнёрство» и Республика Молдова вместе с Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Грузией и Украиной, стала участником новой программы, цели и мотивы которой, были неоднозначно восприняты Российской Федерацией.

13

1 SCIENCE TIME 1

Основными целями программы «Восточное партнёрство», заявленными в Совместной декларации на саммите в Праге, стали: «стремления в формировании условий для процесса политической ассоциации и укрепления политической интеграции между странами-партнёрами Республикой Молдова и ЕС» [17, с. 5]. В основу этих стремлений закладывался механизм укрепления восточного направления Европейской политики соседства с применением политической составляющей кондициональности [18, с. 69] в процессе интеграции. Применение кондициональности, как инструмента сближения ЕС со странами-участниками «Восточного партнёрства» стало недостаточно эффективной мерой. Продемонстрировав положительные результаты в процессе расширения ЕС 2004 и 2007 годов, в качестве инструмента Европейской политики соседства, кондициональность в отношении стран-участников «Восточного партнёрства» не была сбалансирована чёткими перспективами вступления в среднесрочной или долгосрочной перспективе в ЕС.

19 ноября 2009 года, на заседании Экспертного совета Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств, члены Экспертного совета акцентировали своё внимание на том, что программа «Восточное партнёрство» в перспективе предусматривает: формирование зоны свободной торговли, облегчение визового режима, обеспечение энергетической безопасности, помощь в проведении экономических реформ и другие меры. Таким образом, «Восточное партнёрство» выступает альтернативой СНГ, подкрепленной значительной финансовой поддержкой. В этих условиях, нормативно-правовая база необходимая для реализации целей «Восточного партнёрства» вступит в противоречия с нормативно-правовой базой, сформированной участниками программы в рамках СНГ, тем самым, ставя под сомнения перспективы взаимодействия стран участников «Восточного партнёрства» с Россией в прежнем формате. По мнению Экспертного совета, в геополитическом плане целью «Восточного партнёрства», является «стремление вывести стран-партнёров по СНГ из сферы влияния России и включение их в зону влияния ЕС» [19, с. 33-34]. Геополитическая составляющая программы подразумевала укрепление позиции и распространение интересов ЕС в Восточной Европе. Перспективы доступа к европейскому рынку, снятия визового режима и создания зоны свободной торговли «предоставляли Европейскому союзу внешнеполитическую лояльность Республики Молдова» [20, с. 89] в геополитическом пространстве пересекающихся интересов России и ЕС.

«В геостратегическом плане Европейский союз ставил задачу выиграть Молдову на длительный период у России». Стратегия ЕС заключалась в демонстрации привлекательности функциональной системы ЕС, в отличие от российской системы взаимодействия, «основанной на стратегических ставках» [21, с. 225-226]. В этих целях, ЕС планировал усилить финансовую помощь Молдове посредством реализации многочисленных программ и тематических платформ, включённых в программу «Восточное партнёрство».

1 SCIENCE TIME 1

Основными направлениями сотрудничества Республики Молдова в рамках «Восточного партнёрства» на двустороннем и многостороннем уровнях, сформулированными в тематических платформах стали:

- «продвижение демократии, надлежащего управления и консолидации административного потенциала для принятия и имплементации европейского законодательства»;

- «экономическое развитие и интеграция в общий рынок Европейского союза»;

- «развитие и содействие мобильности граждан Республики Молдова в рамках ЕС»;

- «развитие региональных рынков энергоресурсов в контексте укрепления энергетической безопасности» [22, с.76].

В 2009 году в Молдове произошли события, прежде всего внутриполитического характера, изменившие расклад политических сил внутри страны, и оказавшие непосредственное влияние на укрепления внешнеполитических приоритетов - европейской интеграции. «Проводником» новой внутренней и внешней политики, получившим поддержку со стороны западных партнёров по развитию Республики Молдова, стал, сформированный в сентябре 2009 года «Альянс за европейскую интеграцию», включавший в себя представителей четырёх политических сил (Либерал - демократической партии Молдовы, Демократической партии Молдовы, Либеральной партии и Альянса «Наша Молдова»).

Программа деятельности нового Правительства Республики Молдова «Европейская интеграция: Свобода, Демократия, Благосостояние» на 2009-2013 годы, в отличие от программ предыдущих Правительств, стала революционной по содержанию и масштабу заявленных приоритетных целей и задач. Прежде всего, новое Правительство В. Филата определило в качестве главного приоритета своей деятельности - «европейскую интеграцию, как основное требование внутренней и внешней политики Молдовы». В этом контексте, задачи внешней политики были подчинены основному приоритету Правительства, главной из которых стала задача по «проведению содержательной, динамичной и последовательной внешней политики с целью обеспечения национальных интересов Республики Молдова» [23].

Стоит отметить, что в ноябре 2009 года, по данным Барометра общественного мнения, среди населения Молдовы сохранилась высокая поддержка европейского вектора внешнеполитического развития и составила 62,9%. В тоже время, основным стратегическим партнёром по данным опроса стала Российская Федерация с поддержкой в 50,4%, а стратегическое партнёрство с ЕС поддержали 25% опрошенных [24].

В этом контексте программа Правительства В. Филата ставила задачу «продвижения отношений с Российской Федерацией», основываясь на принципах базового двустороннего Договора с целью установления «стратегического партнёрства». Отдельно стоит отметить, заявленное в

1 SCIENCE TIME 1

Программе стремление «развивать сотрудничество с Российской Федерацией на двустороннем уровне и в формате «5+2» в поисках всеобъемлющего и жизнеспособного решения приднестровской проблемы» [23]. Программа деятельности нового Правительства, в отличие от предыдущих программ, включала решение приднестровской проблемы в свои задачи и подчеркивала особую роль Российской Федерации в решении данной проблемы, как на двустороннем уровне, так и в формате «5+2». Приоритетами в рамках регионального и международного сотрудничества стали стремление продвигать политический диалог и сотрудничество в рамках СНГ. Основной целью данного направления сотрудничества стало стремление использовать преимущества СНГ в следующих областях: развитие торговли, свободное передвижение лиц, развитие социальной сферы и культурно-гуманитарного обмена.

Внешнеполитический блок программы Правительства В. Филата в содержательном плане заявленных приоритетных целей, представлял сбалансированный подход, предполагающий реализацию основной цели -европейской интеграции и полноценное развитие двусторонних отношений с Российской Федерацией и СНГ, что в значительной степени отвечало на тот момент национальным интересам Республики Молдова и соответствовало настроениям населения. В период с 2009 по 2013 годы произошли значительные позитивные изменения в сфере торгово-экономического сотрудничества между Молдовой и Россией. За данный период объём экспорта в Россию вырос с 286,4 млн. дол. до 631,9 млн. дол., а объём импорта увеличился с 374,5 млн. дол. до 788 млн. дол. [25].

В рамках продвижения двусторонних отношений Республики Молдова с Российской Федерацией, в ноябре 2011 года был продлён на десять лет Договор о дружбе и сотрудничестве, в котором сохранялась роль Российской Федерации, как стратегического партнёра. Высокая степень, прежде всего, экономического интереса Республики Молдова и заинтересованности в развитии сотрудничества в рамках СНГ, а также активизация политико-дипломатического сотрудничества между Молдовой и Россией способствовали подписанию 18 октября 2011 года Договора о зоне свободной торговли СНГ, который был ратифицирован молдавским парламентом 27 сентября 2012 года.

Положения Договора о зоне свободной торговли СНГ, регламентирующие торгово-экономические отношения со странами СНГ, во многом аналогичны положениям Центрально-европейского соглашения о свободной торговле (CEFTA), к которому Молдова присоединилась ещё в 2006 году, оказавшись в составе группы стран Западных Балкан: (Албания, Босния и Герцеговина, Хорватия, Республика Македония, Черногория, Сербия и Косово), независимость последней частично признана. Задачи Центрально-европейского соглашения о свободной торговле, как инструмента регионального сотрудничества, способствовали продвижению региональной торговли Республики Молдова, посредством снижения тарифов и ликвидации нетарифных барьеров; привлечению прямых иностранных инвестиции и торговли [26, с. 19]. С одной

1 SCIENCE TIME 1

стороны, Договор о зоне свободной торговли СНГ заменил многочисленные двусторонние соглашения между странами-членами СНГ, облегчив сотрудничество между участниками, способствуя интеграции Молдовы в пространство СНГ и открывая новые возможности торгово-экономического сотрудничества. С другой стороны, в Договоре предусматривались чёткие механизмы разрешения торговых споров в рамках ВТО, которые накладывали дополнительную ответственность на участников. В этой связи, начальник Главного управления торговой политики Министерства экономики Республики Молдова И. Ионесий отметила: «Договор не противоречит внутренней и внешней политики Республики Молдова, направленной на европейскую интеграцию» [27]. В этом контексте, важно отметить, что активное сотрудничество в рамках СНГ в целом и с Россией в частности, положительно отразились на торгово-экономической кооперации. С 2009 по 2013 товарооборот Республики Молдова со странами СНГ вырос с 1 млрд. 632 млн. дол. до 2 млрд. 595 млн. дол. [28].

Интенсивное сотрудничество на политико-дипломатическом уровне и продолжительные переговоры между Республикой Молдова и Европейским союзом в период с 2009 по 2013 годы завершились парафированием 29 ноября 2013 года Соглашения об Ассоциации (СА) между Европейским Союзом и Республикой Молдова, включающим Соглашение Углубленной и Всеобъемлющей Зоне Свободной Торговли (СУВЗСТ). Соглашение стало гармоничным продолжением процесса европейской интеграции Молдовы, предоставляя новые возможности и накладывая серьёзные обязательства на молдавскую сторону. В тоже время СА открыло для Молдовы перспективу стать ассоциированным членом, что, во-первых, не тождественно полноправному членству, а во-вторых, не гарантирует перспектив членства. В этой связи, А. Буриан полагает, что «ассоциированное членство - это максимум для Молдовы», и обусловлено это, прежде всего, внутрисистемным кризисом в ЕС [29, с.47].

В период с 2009 по 2013 год товарооборот между Республикой Молдова и ЕС вырос с 2 млрд. 88 млн. дол. до 3 млрд. 609 млн. дол. [30]. Подписание Соглашения состоялось 27 июня 2014 года в Брюсселе, а уже 2 июля 2014 в Парламенте Молдовы Соглашение было ратифицировано. Соглашение об Ассоциации стало юридическим отражением стратегического характера отношений Молдовы с ЕС, цель которого политическая ассоциация и экономическая интеграция. Стоит отметить, что в Концепции внешней политики Республики Молдова данный характер стратегических отношений так и не нашел своё отражение и не был закреплён, не смотря на предпринимаемые попытки, в частности Указ Президента Республики Молдова 2006 года об образовании Национальной комиссии по разработке Концепции внешней политики Республики Молдова [31].

Важной составляющей политической ассоциации Соглашения, непосредственно связанной не только с процессами внутриполитического реформирования, но и с внешнеполитической интеграцией Молдовы в ЕС стал

1 SCIENCE TIME 1

Раздел II Соглашения «Политический диалог и реформа, сотрудничество в области внешней политики и политики безопасности». В соответствии с Разделом II Статьей 5 Внешняя политика и политика в сфере безопасности -«стороны должны усилить свой диалог и сотрудничество и способствовать постепенному сближению в области внешней политики и политики безопасности, включая Общую политику безопасности и обороны, а сотрудничество должно основываться на общих ценностях и взаимных интересах» [32].

Акцентируя внимание на взаимных национальных интересах, в контексте сближения Молдовы с ЕС в области общей внешней политики и безопасности, стоит отметить, что на момент парафирования Соглашения в 2013 году уровень поддержки внешнеполитического курса европейской интеграции среди населения значительно снизился, составив 47,7% [33]. В тоже время, опросы показали растущий уровень поддержки внешнеполитического курса на интеграцию в Таможенный союз, составив 46,2% [33]. В 2013 году произошло фактическое разделение населения Республики Молдова на одну половину, ассоциирующую реализацию национальных интересов посредством европейской интеграции и другую, ассоциирующую национальные интересы с Таможенным союзом.

В данном контексте В. Сака отмечает «неорганичность феноменов внешней политики и национального интереса Республики Молдова». Долгое время национальный интерес, находясь под влиянием внешнеполитической конъюнктуры, не обладал стабильной политической и экономической базой. В тоже время, неорганичность национального интереса и внешней политики Молдовы детерминированы поляризацией общества, политических сил и недостаточным уровнем взаимодействия политической власти с гражданским обществом [34, с. 149].

Важно отметить, что на момент парафирования Соглашения об Ассоциации 29 ноября 2013 года Правительство Республики Молдовы возглавлял Премьер-министр Ю. Лянкэ. Парламент Молдовы в мае 2013 года выразил вотум доверия новому Правительству Ю. Лянкэ и Программе деятельности правительства «Европейская интеграция: Свобода, Демократия, Благосостояние» 2013-2014. В ноябре 2013 года опросы БОМ показали, что всего 3,9% оценили деятельность Правительства «очень хорошо» и 20,4% «хорошо» [33]. Преемственность процесса европейской интеграции во внутренней и внешней политике в качестве основного приоритет отразилась в Программе деятельности правительства Ю. Лянкэ на период 2013-2014 годы.

Новое Правительство рассматривало европейскую интеграцию не только «как основополагающий принцип внутренней и внешней политики Республики Молдова, но и как основную движущую силу политической и социальной сплоченности» [35]. Анализируя в этом контексте основной приоритет Программы правительства Ю. Лянкэ - «европейскую интеграцию, как движущую силу политической и социальной сплоченности» важно отметить, что

1 SCIENCE TIME 1

уже в ноябре 2014 года только 39% населения поддержали внешнеполитический вектор европейской интеграции, а 43% [36] поддержали интеграцию в Таможенный союз.

Внешнеполитическая повестка Программы Правительства Ю. Лянкэ также включала в себя «непрерывное развитие политического диалога с Российской Федерацией и продвижение политического диалога и сотрудничества в рамках СНГ». Отметим, что формулировка задачи «полноценного развития двусторонних отношений с Российской Федерацией», поставленная предыдущим Правительством В. Филата, в Правительстве Ю. Лянкэ изменилась на необходимость «непрерывного развития политического диалога с Российской Федерацией». Изменения были обусловлены очередным витком напряженности между странами, негативно отразившемся на двусторонних отношениях в 2014 году. В тоже время новая Программа деятельности Правительства Ю. Лянкэ исключала приоритет двустороннего сотрудничество с Россией в вопросе приднестровского урегулирования [35].

В послании «Реализация Европейской политики соседства в Республике Молдова», посвященном достигнутому прогрессу в 2014 году и выполнению взятых на себя обязательств в рамках Соглашения об Ассоциации, была дана оценка прогресса сотрудничества Молдовы с ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности. В 2014 году, в рамках Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ), Республика Молдова была «приглашена поддержать» 49 декларации ЕС, из которых к 31 декларации Молдова присоединилась. В 2013 году Молдова присоединилась к 15 из 32 деклараций ЕС [37, с.11].

В Постановлении Правительства «об утверждении Национального плана действий по внедрению Соглашения об ассоциации Республики Молдова -Европейский Союз» было зафиксировано стремление Республики Молдова укреплять политический диалог в сфере Общей внешней политики и политики безопасности ЕС в областях представляющих взаимный интерес [38]. Важно отметить, что исходя из национальных интересов, в рамках сотрудничества в сфере ОВПБ и взятых на себя обязательств, Республика Молдова воздержалась от присоединения к экономическим санкциям ЕС против России, коснувшихся предприятий финансового, энергетического и оборонного секторов. Молдова также воздержалась поддержать визовые санкции против российских чиновников, связанных с аннексией Крыма и дестабилизацией ситуации на востоке Украины [39, с.35].

После парламентских выборов в ноябре 2014 года Парламент Республики Молдова 18 февраля 2015 года утвердил новую Программу деятельности Правительства на 2015-2018 годы, выразив вотум доверия Правительству во главе с Премьер-министром К. Габуричем. Внешнеполитическая повестка новой Программы, сохранив основные приоритеты и задачи, претерпела значительные изменения в содержательной части. В первую очередь, это коснулось Раздела II «Внешняя политика, безопасность и оборона», в котором заявлено о

19

1 SCIENCE TIME 1

«продвижении последовательной и сбалансированной внешней политики в целях обеспечения европейского курса и укрепления отношений с международными партнёрами». С целью нормализации двусторонних отношений с Российской Федерацией Программа предусматривала «активизацию политического диалога» с использованием потенциала двустороннего договора. В программе появилась новая формулировка старой задачи: «поддержание отношений с государствами - членами СНГ, особенно по линии торгово-экономических отношений с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан». Особенного внимания в контексте конституционного нейтралитета Республики Молдова и стремления, согласно заявленным целям Программы, продвигать сбалансированную внешнюю политику, заслуживает задача Программы «укреплять сотрудничество с ЕС в области внешней политики, безопасности и обороны». В целях повышения эффективности переговорного процесса в формате «5+2», программа предусматривала «повышение роли ЕС и США в процессе урегулирования приднестровской проблемы» [40].

Заявленное в Программе правительства 2015-2018, стремление продвигать «последовательную и сбалансированную внешнюю политику в целях обеспечения европейского курса», в условиях практически нулевого политико-дипломатического диалога с Российской Федерацией, в ноябре 2015 года привело к сокращению количества сторонников европейской интеграции среди населения Молдовы до 39%, составив крайне низкий уровень поддержки. В тоже время, интеграцию в Таможенный союз поддержали 42% [41, с.67]. Реализация внешнеполитического курса, с точки зрения отражения в нём национальных интересов: во-первых, не учитывала интересы населения в целом; во-вторых, не обладала народной поддержкой. Это следовало из результатов опроса БОМ в ноябре 2015 года, в котором 91% опрошенных ответили негативно на вопрос: «Республика Молдова управляется волей народа?» [41, с.48].

В условиях снижающейся поддержки населения внешнеполитического вектора европейской интеграции и преобладающего интереса к евразийской интеграции, с одной стороны, и рекордно низким уровнем доверия населения к деятельности Правительства с другой, Правительство Республики Молдова продолжило укреплять сотрудничество с ЕС в рамках Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ) ЕС. Из 47 декларации и решений Совета ЕС, которые было предложено поддержать в 2015 году, Республика Молдова присоединилась к 33, что составило 75% общей поддержки [42, с.5].

На фоне успешных шагов по сближению во внешней политике Республики Молдова с ЕС, прогресс в реализации Национального плана действий по внедрению Соглашения об ассоциации РМ - ЕС (НПДВСА) оказался менее результативным. В отчёте о мониторинге выполнения Соглашения об Ассоциации РМ - ЕС, подготовленном институтом европейских политик и реформ (ИЕПР), степень реализации НПДВСА к концу марта 2016 года составила 23,9%, в то время как целевой показатель на 31 марта 2016 года был

1 SCIENCE TIME 1

установлен на уровне 46%. В целом, достигнутые показатели стали возможными благодаря давлению ЕС, целью которого была - активизация процесса реализации Соглашения об Ассоциации, стабилизация политической ситуации, ускорение реформ и выполнение взятых на себя обязательств [43, с.140].

20 января 2016 года Парламент Республики Молдова Постановлением № 1 выразил вотум доверия Правительству П. Филипа и утвердил Программу деятельности нового Правительства 2016-2018. Основное содержание, приоритетные цели и задачи Программы остались прежними, а процесс «европейской интеграции - надежный путь» [44] для достижения поставленных в Программе целей. Внешнеполитический блок программы также не претерпел изменений, а заявленное стремление развивать «последовательную и сбалансированную внешнюю политику в целях обеспечения европейского курса», в значительной степени фокусировалось на европейском векторе, нарушив «баланс» в пользу западного направления сотрудничества. Нарушение баланса отразилось, в первую очередь, на двусторонних политико-дипломатических и торгово-экономических отношениях Молдовы с Россией, а также на торгово-экономическом сотрудничестве со странами-членами СНГ. При этом, новое Правительство в своей Программе проигнорировало: снижение поддержки населения европейского вектора развития, крайне высокий уровень недоверия граждан к предыдущему Правительству и растущую поддержку евразийской интеграции, как форму проявления национального интереса. В октябре 2016 года, по результатам опроса БОМ поддержка европейской интеграции снизилась до рекордно низкого уровня, составив 38%. Внешнеполитический вектор интеграции в Евразийский экономический союз (Россия, Беларусь, Казахстан) поддержали 52,8% граждан. В тоже время, 86,2% граждан полагали, что Правительство Молдовы не руководствуется волей народа в своей деятельности и лишь 6,1% высказались противоположно [45].

Заявленные «последовательность и сбалансированность внешней политики» Правительством П. Филипа и стремление активизировать двусторонние отношения с Российской Федерацией проявились в беспрецедентном снижении политико-дипломатических отношений между двумя странами. В мае 2017 года пять российских дипломатов были объявлены в Республике Молдова персонами нон грата и были обязаны покинуть страну в течение 72 часов, на что российская сторона ответила зеркальными мерами. Премьер-министр П. Филип мотивировал данную меру соображениями «национального интереса и государственной безопасности» [46].

В условиях провальной внутренней и внешней политики, проводимой Правительством П. Филипа и критическими оценками деятельности молдавского руководства со стороны европейских институтов, спекуляция фактором российской угрозы, в контексте возросшей геополитической напряженности в 2014 году, стала одним из основных инструментов отвлечения общественного внимания от реальных экономических и социальных проблем. Таким образом, уровень политико-дипломатических отношений Молдовы с Россией в период с

1 SCIENCE TIME 1

2017 по 2018 год определялся высокой степенью напряженности.

В августе 2017 года Министерство Иностранных Дел и Европейской Интеграции Молдовы проинформировало посла Российской Федерации Ф. Мухаметшина, об объявлении сопредседателя молдо-российской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и спецпредставителя президента России по Приднестровью вице-премьера Российской Федерации Д. Рогозина «нежелательной персоной на территории Республики Молдова». Внешнеполитическое ведомство мотивировало своё решение «жестким вмешательством российского вице-премьера во внутренние дела Молдовы посредством публичных заявлений» [47]. В декабре того же года, внешнеполитическое ведомство Республики Молдова отозвало своего посла в Российской Федерации А. Негуцу «для консультации на неопределенный срок». В своём пресс-релизе ведомство мотивировало отзыв посла: «отсутствием реакции на запросы официальных властей в связи с интенсификацией случаев преследования и запугивания российскими властями официальных лиц и политических деятелей Республики Молдова» [48]. В марте 2018 года А. Негуца вернулся к исполнению своих обязанностей посла Республики Молдова в России. В знак солидарности с Великобританией и Северной Ирландией и, следуя выводам Европейского Совета от 23-24 марта 2018, «квалифицировавшего нападение в Солсбери, как угрозу коллективной безопасности», в марте 2018 года Республика Молдова объявила ещё трёх российских дипломатов персонами нон грата [49]. Российская сторона ответила зеркально, объявив трёх молдавских дипломатов персонами нон грата.

Принимая во внимание Постановление правительства № 182 от 16 марта 2010 года «о структуре и штатной численности дипломатической службы Республики Молдова за рубежом», дипломатический персонал Посольства Республики Молдова в Российской Федерации составляет двенадцать дипломатов [50]. В этих условиях, объявление восьмерых российских дипломатов персонами нон грата, повлекшее за собой зеркальные меры с российской стороны, а также отзыв молдавского посла и запрет на въезд вице-премьеру Российской Федерации, не отражало намерения правительства Молдовы проводить сбалансированную внешнюю политику и не способствовало активизации двусторонних отношений на политико-дипломатическом и торгово-экономическом уровнях. С 2013 по 2018 год молдавский экспорт в Россию снизился с 631,9 млн. дол. до 218,6 млн. дол., сократившись почти втрое и составив 15% от общего экспорта в 2018 году, а импорт из Российской Федерации снизился с 788 млн. дол. до 720,8 млн. дол. [51].

Стабильное развитие внешнеполитического сотрудничества Республики Молдова с ЕС по международным вопросам в рамках ОВПБ (CFSP) в 2017 году способствовало присоединению Молдовы к 34 из 49 декларациям ЕС и решениям Совета, присоединиться к которым, Республика Молдова была приглашена. В процентном отношении показатель составил 69% поддержки, уступив 2% показателю 2016 года [52].

1 SCIENCE TIME 1

В этом контексте, отражением результатов реализации Правительством национального интереса Молдовы во внешней политике являются данные БОМ за апрель 2017 года, согласно которым, позитивную оценку отношениям с Российской Федерацией дали 59% граждан, уступив 2% отношениям с ЕС. За интеграцию в Европейский Союз поддержку выразили 45%, а за интеграцию в Евразийский экономический союз 49%. В тоже время 69% граждан оставались убежденными, что Правительство Молдовы в своей деятельности не руководствуется волей народа [53]. В условиях взаимозависимости и взаимообусловленности внутренней и внешней политики, основой при идентификации и формулировании национальных интересов Республики Молдова выступают чаяния граждан, а задача государства заключается в их реализации при помощи существующих механизмов [54, с.22].

Анализируя развитие торгово-экономического сотрудничества, Республики Молдова с ЕС в контексте процесса европейской интеграции, особого внимания заслуживает положительная динамика роста и укрепления позиций ЕС в структуре внешней торговли на протяжении периода с 1998 по 2018 год. В 1998 году товарооборот Молдовы с ЕС составлял 651,3 млн. дол., занимая 39,3% в структуре внешней торговли. К 2018 году товарооборот вырос в семь раз до 4 млрд. 713,8 млн. дол., составив 55,6% [55] от общей структуры внешней торговли Республики Молдова. За аналогичный период позиции СНГ в структуре внешней торговли Республики Молдова значительно снизились. С 1998 года, когда общий товарооборот со странами-членами СНГ составлял 868,9 млн. дол., или 52,4% от общей структуры, товарооборот вырос до 1 млрд. 865,2 млн. дол. в 2018 году, при этом составив только 22% в структуре внешней торговли Республики Молдова. Товарооборот с Российской Федерацией в структуре внешней торговли Молдовы в рамках СНГ на 2018 год составил 50,3% [56]. На полях прошедшего в Кишинёве 21 сентября 2018 года «молдо-российского экономического форума», ведущий сотрудник Национального института экономических исследований М. Пойсик отметил: «что в условиях потребления Европейским союзом одних молдавских товаров, а Российской Федерацией и СНГ других товаров - рынки не противоречат друг другу» [57].

В рамках поддержания ключевых приоритетных действий по реформам, посредствам многолетнего программирования на 2017-2020 годы, а так же ежегодного программирования, 13 сентября 2017 года Европейский парламент и Совет приняли решение о предоставлении Республике Молдова макрофинансовой помощи ЕС в размере 100 млн. евро (40 млн. евро грантов и 60 млн. евро кредитов). Предоставление макрофинансовой помощи Молдове в 2018 году предусматривало выполнение ряда условий, среди которых: выполнение политических условий; устранение замечаний, отмеченных в докладе Комиссии; удовлетворительный послужной список в рамках программы МВФ. В представленном в марте 2018 году Европейской Комиссией «Докладе о реализации Ассоциации по Республике Молдова» отмечается, что обширная поддержка со стороны ЕС в проведении реформ, способствовала улучшению

23

1 SCIENCE TIME 1

экономического положения в Республике Молдова, в частности, посредством усиления реализации положений (СУВЗСТ). Особое внимание в докладе было обращено на «реформу в сфере юстиции и борьбы с коррупцией»: за четыре года действия Соглашения, реформы в этой сфере «либо еще не завершились или ещё не осуществлены». Озабоченность была проявлена и в связи с затянувшимся и не завершенным в течение четырёх лет расследованием крупного «мошенничества в банковской системе» Республики Молдова. В своём докладе, Комиссия акцентировала внимание на факте игнорирования молдавской стороной «ключевых рекомендации по внесению изменений в избирательную систему со стороны международных партнёров». [52, с.17]. Озабоченность европейских партнёров проблемой коррупции в Молдове, как одной из основных, абсолютна оправдана. Обусловлено это, в том числе и показателями рейтинга «Индекс восприятия коррупции», согласно которому с 2009 по 2018 годы Республика Молдова отступила в нём с 89 на 117 место [58].

В ноябре 2018 года представители Европейской Комиссии прибыли в Кишинёв с целью «подтвердить приверженность ЕС приносить ощутимые выгоды гражданам Молдовы» и сообщить о «приостановлении выплат из программ макрофинансовой помощи и бюджетной поддержки ЕС». Возобновление макрофинансовой помощи было обусловлено «реализацией конкретного прогресса в областях, отмеченных в докладе Комиссии». В тоже время, Европейская Комиссия приняла решение «перенаправить финансовую поддержку на проекты, оказывающие прямое и положительное влияние на граждан Республики Молдова» [59].

За период сотрудничества Республики Молдова с Европейским союзом и поступательного процесса европейской интеграции с 1998 по 2018 год Молдова воспользовалась меньшим объёмом предоставленных возможностей, чем это сотрудничество потенциально ей предоставляло. Демонстрационный эффект социально-экономического развития Молдовы в рамках процесса европейской интеграции, отражённый во внушительном росте товарооборота между Республикой Молдова и ЕС не способен нивелировать незначительный прогресс в политической и правовой сферах, которые наряду с социально-экономической сферой является не менее важными составляющими интеграционного процесса. В этих условиях, озабоченность ЕС отсутствием значительного прогресса в политической и правовой сферах Республики Молдова абсолютно обоснована, а дальнейший процесс интеграции и сближения с ЕС в большей степени зависят от политической воли молдавского руководства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этом контексте, как отмечает Гр. Василеску, учитывая слабый уровень реализации положений Соглашения об Ассоциации в многочисленных областях, необходимы меры для системных изменений. В частности, речь идёт о разработке и реализации Программы действий европейской интеграции Республики Молдова в новых условиях, возникших в последнее время в результате упущений, связанных с Восточным партнёрством, реализацией Соглашения об Ассоциации и потерей доверия со стороны европейских

1 SCIENCE TIME 1

институтов [60, с.205]. Директор (ИЕПР) Ю. Гроза обращает внимание на то, что получив либерализацию визового режима, подписав СА и заручившись мощной политической и финансовой поддержкой со стороны ЕС, к концу 2018 ситуация в Молдове значительно ухудшилась. Европейский Парламент, Совет и Комиссия едины в своей позиции и критической оценки в отношении Республики Молдова. Если до 2014 года дискуссии доходили до уровня ускоренного развития и приближения перспектив получения статуса государства-кандидата, то в 2018 году речь идёт о реализации минимальных стандартов правового государства и соблюдении прав человека [61, с.7]. Согласно ежегодному докладу {{Economist Intelligence Unit», анализирующему уровень развития демократии, за десять лет Молдова опустилась в рейтинге с 62 места (несовершенной демократии) в 2008, на 79 место (гибридный режим, между несовершенной демократией и авторитарным режимом) в 2018 [62].

Находясь на начальном этапе интеграционного процесса и являясь только участником зоны свободной торговли ЕС, политические обязательства, которые взяла на себя Республика Молдова, подписав Соглашение об ассоциации, в частности, в сфере сотрудничества с ЕС по международным вопросам в рамках ОВПБ являются преждевременными с точки зрения этапов интеграции. С одной стороны, сотрудничество в данной сфере демонстрирует высокий уровень консолидации, с другой стороны, в нынешних геополитических реалиях не отвечает внешнеполитическим национальным интересам Молдовы. В тоже время, имплементация наиболее принципиальных положений СА, касающихся правового государства и соблюдения демократических стандартов, получает критические оценки со стороны европейских партнёров.

С точки зрения реализации национальных интересов Республики Молдова посредством внешней политики, можно констатировать, что ни Концепция внешней политики Молдовы, ни заявленные цели и намерения в программах деятельности правительств, отражающие конъюнктурный характер в сфере внешней политики, ни их реализация, не отражают в полной мере национальные интересы. Несовершенство тактических внешнеполитических действий (взвешенность, прагматичность и сбалансированность), не способствуют формированию полноценной стратегии внешней политики. Консолидированная внешнеполитическая стратегия способна обеспечить внутриполитическую стабильность и сплотить общество, посредством реализации общих национальных интересов, а ни одной части общества, обеспечив социально-экономическое развития и реинтеграцию страны.

Внешнеполитическая «турбулентность» Республики Молдова оказывает негативное влияние на внутриполитическое, социально-экономическое состояние и развитие государства, ограничивая полноценное освоение преимуществ, процесса политической ассоциации и экономической интеграции Молдовы в ЕС и потенциала сотрудничества с Российской Федерацией, а также в рамках зоны свободной торговли СНГ.

25

1 SCIENCE TIME 1

Конъюнктурный характер внешней политики Республики Молдова в современных геополитических условиях, обусловленный высоким уровнем напряженности отношений Европейского союза с Россией не способствует в полной мере выполнять взятые на себя обязательства и осваивать существующий потенциал соглашений с ЕС и СНГ, а также развивать стратегическое партнёрство с Россией. Такого рода внешнеполитическое поведение государства формирует репутацию Республики Молдова как нестабильного и непредсказуемого партнёра. В рамках трансформации международной системы, геополитических факторов и географического расположения, влияние внешней среды (ЕС - процесс европейской интеграции и России - евразийская интеграция) и внутренней среды (разделение общества на сторонников европейской и евразийской интеграции) на внешнюю политику Республики Молдова является константой. Консолидированная внешнеполитическая стратегия, тактические шаги и политическая воля, подкреплённые нейтралитетом обеспечат полноценную реализацию национальных интересов и статус надёжного партнёра, как на Западе, так и на Востоке.

Литература:

1. Гудым А. Республика Молдова и Европейский Союз как партнёры // Центр стратегических исследований и реформ, Tacis. Кишинёв, 2002. - 63 с.

2. Постановление Правительства Республики Молдова № 270 от 8 апреля 1999 г. об утверждении Программы деятельности Правительства Республики Молдова на 1999-2002 годы «Главенство закона, оживление экономики интеграция в европейские структуры» // Monitirul Oficial al Republicii Moldova. 1999. - № 39 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lex.justice.md/viewdoc.php? action=view&view=doc&id=292643&lang=2

3. Hotârîrea cu privire la programul de activitate a Guvernului Republicii Moldova «Legalitate, Consolidare si Reforme - întru Bunästarea Natiunii». № 20 din 11 ianuarie 2000 // Monitorul Oficial al Republicii Moldova, № 5-7, 13 ianuarie 2000. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lex.justice.md/viewdoc.php? action=view&view=doc&id=300061&lang=1

4. Бондаренко А. Думитру Брагиш: Молдавия ждет прихода российских компаний // Независимая Газета. 29 февраля 2000, № 37 (2099) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ng.ru/cis/2000-02-29/1_bragish.html

5. Barometrul de Opinie Publica - august 2000 // Institutul de Politici Publice [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ipp.md/old/libview.php? l=ro&idc=156&id=738

6. Barometrul de Opinie Publica - noembrie 2001 // Institutul de Politici Publice [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ipp.md/old/libview.php? l=ro&idc=156&id=470

26

1 SCIENCE TIME 1

7. Hotârîrea Parlamentului pentru acordarea votului de încredere asupra Programului de activitate al Guvernului «Renaçterea economiei - renaçterea {ärii». № 77 din 19 aprilie 2001 // Monitorul Oficial al Republicii Moldova, № 46, 20 aprilie 2001. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lex.justice.md/viewdoc.php? action=view&view=doc&id=309575&lang=1

8. Barometrul de Opinie Publica - decembrie 2005 // Institutul de Politici Publice. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ipp.md/old/libview.php? l=ro&idc=156&id=461

9. Бушканяну С. Динамика про-европейских настроений в Молдове (20002007) // Asociaba pentru Democra^ie Participativä «ADEPT». 31 мая 2007 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-democracy.md/ru/ monitoring/politics/comments/200705311/#chart1

10. Программа деятельности правительства на 2005-2009 годы «Модернизация страны - благосостояние народа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.e-democracy.md/files/parties/program-activitate-guvern-moldova-2005-2009-ru.pdf

11. EU/Moldova Action Plan // European External Action Service [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/ moldova_enp_ap_final_en.pdf.

12. Российский план урегулирования, отвергнут по согласованию с Путиным? // Информационное агентство REGNUM. 2 декабря 2003 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://regnum.ru/news/188193.html

13. Договор между Республикой Молдова и Российской Федерацией об экономическом сотрудничестве на 1999-2008 годы // Бюллетень международных договоров. - 2006. - № 2. - С. 51-71.

14. Tratat de prietenie si cooperare între Republica Moldova si Federatia Rusä: Nr. 2001 din 19.11.2001 // Tratate Internationale. - 2002. - № 29 (335).

15. Назария С. Характер внешней политики Республики Молдова: дилемма «East -West» или многовекторность? // Moldoscopie: (probleme de analizä politicä). -2014. - № 1 (LXIV) - С. 207-213.

16. Biroul National de Statisticä al Republicii Moldova. Exporturile // Importurile pe ^äri (2005-2006) Federatia Rusä [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.statistica.md/category.php?l=ro&idc=336

17. Совместная декларация Пражского саммита по вопросам Восточного партнерства. Прага, 7 мая 2009 г. Брюссель, 7 мая 2009 г. 8435/09 (Presse 78). 11 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oide.sejm.gov.pl/oide/images/ leksykon/deklaracja_praska_ros.pdf

18. Стрежнева М.А., Руденкова Д.Э. Европейский союз: архитектура внешней политики. - Москва: ИМЭМО РАН, 2016. - 135 c.

19. «Восточное партнерство»: проблемы реализации и возможные последствия // Материалы заседания Экспертного совета Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств. 19 ноября 2009 года. Москва: Издание Совета Федерации, 2009, 62 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http:// council.gov.ru/media/files/41d44f243fdc22b87385.pdf

27

1 SCIENCE TIME 1

20. Ежова К., Ежов А. «Восточное партнерство» - механизм сотрудничества ЕС на постсоветском пространстве. В книге: Восточное партнерство. Цели-опыт-вызовы / Науч. ред.: П. Байор. Краков. - Изд.: Ksiegarnia Akademicka, 2013. - С. 87-92.

21. Гиня К., Панаинте С. Отношения Молдовы с Европейским союзом и роль Румынии // Молдова. На распутье / Руков. издания: С. Панаинте. Фонд Сорос, Румыния, октябрь 2009. - С. 223-229 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://crjm.org/wp-content/uploads/2014/03/FSR.Mold_.Rascruc.2009.ru_.pdf

22. Evolu^ia politicii externe a Republicii Moldova (1998-2008). Chisinäu: Cartdidact, 2009, 192 p.

23. Программа деятельности Правительства Республики Молдова «Европейская интеграция: Свобода, Демократия, Благосостояние» 2009-2013 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cehia.mfa.md/img/docs/Program-Guvern-2009-2013_ru.pdf

24. Barometrul de Opinie Publica - noembrie 2009 // Institutul de Politici Publice. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ipp.md/old/libview.php? l=ro&idc=156&id=450

25. Biroul National de Statisticä al Republicii Moldova // Exporturile / Importurile pe ^äri (2009-2013) Federatia Rusä [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.statistica.md/category.php?l=ro&idc=336

26. Кристалл О. Молдова и «группа Западных Балкан» // Правление и Демократия. - 2009. - № 2 (3). - С. 19-24 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-democracy.md/files/guvernare-democratie-04-ru.pdf

27. Интернет портал СНГ. Для Молдовы вступил в силу Договор о свободной торговле с пятью странами СНГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.e-cis.info/news.php?id=5001.

28. Biroul National de Statisticä al Republicii Moldova. Exporturile / Importurile pe {äri (2009-2013) Tärile CSI. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.statistica.md/category.php?l=ro&idc=336

29. Буриан А. Молдавия между Востоком и Западом в контексте современных геополитических трансформаций // Молдавский журнал международного права и международных отношений. - 2013. - Issue 3. - Volume 29. - С. 44-50

30. Biroul National de Statisticä al Republicii Moldova. Exporturile / Importurile pe {äri (2009-2013) Tärile Uniunii Europene [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.statistica.md/category.php?l=ro&idc=336

31. Указ Президента Республики Молдова № 414 от 16 января 2006 об образовании Национальной комиссии по разработке Концепции внешней политики Республики Молдова // Monitirul Oficial al Republicii Moldova. - 2006. -№ 9-12 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lex.justice.md/ viewdoc.php?action=view&view=doc&id=314781&lang=2

32. Соглашение об ассоциации между Европейским Союзом и Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Молдова, с другой стороны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gov.md/europa/sites/default/files/.pdf

28

1 SCIENCE TIME 1

33. Barometrul de Opinie Publica - noembrie 2013 // Institutul de Politici Publice [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ipp.md/old/public/files/Barometru/ BOP_11.2013_prima_parte_finale.pdf

34. Сака В. Национальный интерес Республики Молдова в контексте политических процессов Восточного Партнерства. В книге: Восточное партнерство. Цели-опыт-вызовы / Науч. ред.: П. Байор. Краков. - Изд.: Ksiegarnia Akademicka, 2013. - С. 143-149.

35. Программа деятельности Правительства на 2013-2014 год «Европейская Интеграция: Свобода, Демократия, Благосостояние» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://gov.md/sites/default/files/document/attachments/ program_guvern-ru.pdf

36. Barometrul de Opinie Publica - noembrie 2014 // Institutul de Politici Publice [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ipp.md/old/public/files/Barometru/ BOP_11.2013_prima_parte_finale.pdf

37. Совместное послание Европейскому Парламенту, Совету, Европейскому Экономическому и Социальному Комитету и Комитету Регионов. «Реализация Европейской политики соседства в Республике Молдова в 2014 году». Брюссель, 25 марта 2015 года, SWD (2015 г.) 69. 21 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://eeas.europa.eu/archives/delegations/moldova/documents/press_corner/ repulic-of-moldova-enp-report-2015_ru.pdf

38. Постановление Правительства Республики Молдова № 808 от 07 октября 2014 г. об утверждении Национального плана действий по внедрению Соглашения об ассоциации Республика Молдова - Европейский Союз на период 2014-2016 годы // Monitirul Oficial al Republicii Moldova. - 2014. - № 297-309 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lex.justice.md/ viewdoc.php?action=view&view=doc&id=354939&lang=2

39. Emerson M., Cenusa D. Deepening EU-Moldovan Relations What, why and how? Brussel: Centre for European Policy Studies (CEPS), 2018. 256 p. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://library.euneighbours.eu/country/Moldova?page=2

40. Программа деятельности Правительства Республики Молдова на 2015-2018 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gov.md/sites/default/files/ document/attachments/prog_guvern_2015_2018_rus.pdf

41. Barometrul de Opinie Publica - noembrie 2015 // Institutul de Politici Publice. 95 c. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ipp.md/old/public/files/ Barometru/Brosura_BOP_11.2015_prima_parte_final.pdf

42. Association Implementation Report on the Republic of Moldova. Brussels, 10 March 2017, SWD (2017). 13 p. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// library.euneighbours.eu/content/association-implementation-report-republic-moldova

43. Cäldare Gh., Morari C. Colaborarea Republicii Moldova cu Uniunea Europeanä: probleme si prioritäti // Moldoscopie: (probleme de analizä politicä). - 2017. - № 2 (LXXVII).' - pp. 136-144.

44. Программа деятельности Правительства Республики Молдова на 2016-2018 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gov.md/ru/content/ programma-deyatelnosti-pravitelstva-respubliki-moldova-2016-2018-0

29

1 SCIENCE TIME 1

45. Barometrul de Opinie Publica - octombrie 2016 // Institutul de Politici Publice [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ipp.md/old/public/files/Barometru/ BOP_10.2016.pdf

46. Premierul Filip anuntä motivele pentru care cei cinci diplomati rusi au fost declarati persona NON GRATA în R. Moldova: «Elemente foarte clare» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ziarulnational.md/ premierul-filip-anunta-motivele-pentru-care-cei-cinci-diplomati-rusi-au-fost-declarati-persona-non-grata-in-r-moldova-elemente-foarte-clare

47. Ministerul Afacerilor Externe si Integrärii Europene. Comunicate de presä: Cu privire la convocarea la Ministerul de Externe a ambasadorului Federatiei Ruse Farit Muhametçin. 2 august 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.mfa.gov.md/comunicate-presa-md/508549

48. Ministerul Afacerilor Externe si Integrärii Europene. Comunicate de presä: Cu privire la decizia MAEIE de a chema la Chi§inäu pentru consultäri Ambasadorul Republicii Moldova la Moscova. 18 decembrie 2017 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.mfa.gov.md/comunicate-presa-md/510311

49. Ministerul Afacerilor Externe si Integrärii Europene. Comunicate de presä: Trei diplomati din cadrul Ambasadei Federatiei Ruse în Republica Moldova au fost declarati persona non-grata. 27 martie 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mfa.gov.md/comunicate-presa-md/511547

50. Постановление Правительства Республики Молдова № 182 от 16 марта 2010 г. об утверждении структур, штатной численности и должностных пособий в иностранной валюте, учреждений дипломатической службы Республики Молдова за рубежом. // Monitirul Oficial al Republicii Moldova. - 2010. - № 37-38 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lex.justice.md/viewdoc.php? action=view&view=doc&id=341618&lang=2

51. Biroul National de Statisticä al Republicii Moldova // Exporturile / Importurile pe ^äri (2013-2018) Federatia Rusä [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.statistica.md/category.php?l=ro&idc=336

52. Association Implementation Report on the Republic of Moldova. Brussels, 3 April 2018, SWD (2018). 17 p. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// library.euneighbours.eu/content/association-implementation-report-moldova

53. Barometrul de Opinie Publica - aprilie 2017 // Institutul de Politici Publice [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ipp.md/old/libview.php? l=ro&idc=156&id=820

54. Juc V., Dodu-Savca C. L'interet national - facteur determinant des priorites strategiques de la Republique de Moldova // Revista de Filozofie, Sociologie §i §tiin^e Politice. - 2014. - № 2 (165). - pp. 7-26

55. Biroul National de Statisticä al Republicii Moldova // Exporturile / Importurile pe {äri (1998-2018) Tärile Uniunii Europene [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.statistica.md/category.php?l=ro&idc=336

56. Biroul National de Statisticä al Republicii Moldova // Exporturile / Importurile pe {äri (1998-2018) Tärile CSI [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.statistica.md/category.php?l=ro&idc=336

30

1 SCIENCE TIME 1

57. Секрет Полишинеля молдавской экономики - не сенсация, но стоит напомнить // Sputnik. 21 сентября 2018 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.sputnik.md/economics/20180921/22012198/moldova-russia-export -evropa.html

58. Transparency International. Corruption Perception Index Moldova 2009-2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.transparency.org/cpi2018

59. Uniunea Europeana confirma reducerea sprijinului financiar din cauza deteriorarii statului de drept si a democratiei in Moldova. Press release. Chisinau, 27 Noiembrie 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eeas.europa.eu/delegations/ moldova/54512/uniunea-european%C4%83-confirm%C4%83-reducerea-sprijinului-financiar-din-cauza-deterior%C4%83rii-statului-de_ro

60. Vasilescu Gr. Aspecte cultural-civilizationale ale relatiilor Republica Mildova-Romania: context regional din perspectiva integrarii europene // Moldoscopie: (probleme de analiza politica). - 2014. - №3 (LXVI). - pp. 187-208.

61. Groza I. Parcursul european nu este ireversibil nici macar pentru tari care sunt membre ale UE // Sinteze si Dezbateri de Politica Externa. Octombrie 2018. - №8

5

(150). - 11 p. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ape.md/2018/11/buletin-lunar-octombrie-2018/

62. The Economist Intelligence Unit's Democracy Index [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.economist.com/graphic-detail/2019/01/08/the-retreat-of -global-democracy-stopped-in-2018

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.