Научная статья на тему 'РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. МЯЧ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА'

РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. МЯЧ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
грамотная речь / коррекционно-развивающая деятельность / мяч / игровые упражнения.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швыдкая Татьяна Ивановна

в статье анализируются проблемы формирования грамотной речи у детей с речевыми нарушениями с использованием на логопедических занятиях мяча. Для родителей даются игровые упражнения с мячом и мячиками Су-Джок. Рекомендация направлена на работу с семьей воспитанников, чтобы в домашних условиях родители формировали грамотную речь детей при помощи любимой с детства игрушки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. МЯЧ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА»

РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. МЯЧ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА

Швыдкая Т.И.

Швыдкая Татьяна Ивановна - учитель-логопед высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида станицы Крыловской, ст. Крыловская, Краснодарский край

Аннотация: в статье анализируются проблемы формирования грамотной речи у детей с речевыми нарушениями с использованием на логопедических занятиях мяча. Для родителей даются игровые упражнения с мячом и мячиками Су-Джок. Рекомендация направлена на работу с семьей воспитанников, чтобы в домашних условиях родители формировали грамотную речь детей при помощи любимой с детства игрушки.

Ключевые слова: грамотная речь, коррекционно-развивающая деятельность, мяч, игровые упражнения.

Для формирования грамотной речи у детей дошкольного возраста учитель-логопед в коррекционно-развивающей деятельности использует игровые упражнения с различными предметами.

Больше всего на логопедических занятиях ребятам нравится взаимодействовать с мячом: перебрасывать друг другу, катить мяч, передавать по кругу. Взрослые, в основном, используют мяч в спортивных играх с детьми. Но попробуйте использовать мяч в коррекции речи ребенка, проводя различные игры и упражнения. Использование данного пособия решает много задач: отвлекает внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, например, когда дети не хотят выполнять артикуляционные упражнения для развития органов артикуляции, помогает разнообразить виды деятельности при коррекции речи, развивает общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, регулирует силу и точность движений. Движение мяча развивает познавательные психические процессы, активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное, ведь мяч может быть брошен любому ребенку. Игры с мячом нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей, развивают силу, ловкость, быстроту реакции.

Кроме того, игровые упражнения с мячом формируют лексико-грамматическую сторону речи, пополняют, обогащают, активизируют словарь детей, навык согласования существительных и прилагательных, числительных и существительных, правильное употребление предлогов. Пример игры «Один-много». Вы бросаете мяч ребенку, называете одно насекомое, игрушку, животное, птицу, посуду, мебель, ребенок называет много насекомых, предметов, птиц и бросает вам мяч обратно: одна муха-много мух, один-комар-много комаров, одна лиса-много лис, один волк-много волков, одна тарелка-много тарелок.

Пример игры «Сосчитай». Вы считаете насекомых, животных, рыб: одна кукла, две куклы, пять кукол. Одна лиса, две лисы, пять лис, один заяц, два зайца, пять зайцев, одна бабочка, две бабочки, пять бабочек. Одна щука, две щуки, пять щук.

Игровое упражнение «Назови ласково» формирует у детей навык произносить слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: кукла-куколка, тарелка-тарелочка, стол-столик, мяч-мячик, машина-машинка, птица-птичка, синица-синичка, соловей-соловушка, комар-комарик, лисичка, лисенок.

Игра с мячом «Поймай и назови». Формирование, обогащение словаря по теме «Осень. Осенние признаки».

Взрослый бросает мяч ребенку и просит назвать приметы осени, осенние месяцы. Ребенок ловит мяч, называет примету, осенний месяц и бросает его обратно родителю.

Игра с мячом «Лето или осень?». Закрепление знания детьми признаков осени, дифференциация их с признаками лета. Формирование ловкости. Работа над произношением двусложных слов.

Взрослый бросает мяч. Если листья желтеют - это ...

Ребенок ловит мяч и бросает его обратно. Осень.

Родители продолжают. Если птицы улетают - это.

Ребенок. Осень.

Взрослый снова бросает мяч. Если идет дождь - это. И так далее.

Пример игры «Скажи наоборот». Стол - низкий, шкаф высокий, стол новый - диван старый, снег холодный - чай горячий. Данная игра направлена на развитие у детей словаря антонимов.

Пример игры «Скажи, какой, какая?» Стол какой? Стол большой, круглый, новый, старый, удобный, красивый. Бабочка какая? Маленькая, красивая, разноцветная, полезная.

Хочется отметить применение на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях с детьми мячей Су-Джок. С помощью них ребята выполняют пальчиковую гимнастику на развитие мелкой моторики. Пример игр с мячиками Су-Джок. Пальчиковая игра «Шарик».

Этот шарик непростой, весь колючий вот такой!

Между ладошками кладем

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем, свои ручки развиваем. Можно шар катать по кругу, перекидывать друг другу. Раз, два, три, четыре, пять-Нам пора опять играть!

Движения с мячом выполняем в соответствии с текстом.

Список литературы

1. Нищева Н.В. Игры на формирование грамматической стороны речи, 2015.

2. Крупенчук О.И. Мяч и речь, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.