Научная статья на тему 'Рекомендации по выбору норм труда для работников различных подразделений медицинских организаций'

Рекомендации по выбору норм труда для работников различных подразделений медицинских организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
498
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА / НОРМЫ ТРУДА / ТИПОВЫЕ НОРМЫ / НОРМЫ ВРЕМЕНИ / НОРМЫ НАГРУЗКИ / НОРМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ / НОРМЫ ЧИСЛЕННОСТИ / LABOR REGULATION / LABOR STANDARDS / STANDARD NORMS / TIME NORMS / LOAD NORMS / SERVICE NORMS / QUANTITY NORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадыров Ф.Н.

Ри достаточной разработанности нормативной базы, методологические вопросы нормирования труда на уровне медицинских организаций освещаются явно недостаточно.Конечным результатом нормирования труда выступает установление норм труда. Однако в связи с многообразием существующих норм труда, со сложностью их расчета и т.д., одним из самых актуальных является вопрос о том, какие нормы труда должны быть установлены для работников конкретных подразделений, занимающих конкретные должности.Хотя нормирование труда представляет собой серьезную масштабную работу, тем не менее в арсенале медицинских организаций имеется немало методов, не являющихся такими же затратными как, например, хронометраж. Однако реализация этих методов требует правильного их оформления и применения.Этим вопросам как раз и посвящена настоящая публикация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recommendations for the selection of labor normsfor employees of different medical organizations units

With sufficient development of the regulatory framework, methodological issues of labor regulation at the level of medical organizations are clearly not covered enough.The final result of the regulation of labor is the establishment of labor standards. However, due to the variety of existing labor standards, the complexity of their calculation, etc., one of the most urgent is the question of what labor standards should be established for employees of specific departments holding specific positions.Although the regulation of labor is a serious large-scale work, in the arsenal of medical organizations, there are many methods that are not as costly as, for example, timing. However, the implementation of these methods requires their correct design and application.This publication is devoted to these issues.

Текст научной работы на тему «Рекомендации по выбору норм труда для работников различных подразделений медицинских организаций»

От редакции

Наш журнал неоднократно обращался к вопросам нормирования труда как важному инструменту повышения эффективности деятельности медицинских работников (см., например, № 9 за 2014 год, № 9 за 2017 год). Тема это крайне объемная и многогранная. Поэтому мы вновь возвращаемся к ней для того, чтобы показать основные возможные подходы к выбору применяемых норм труда для работников различных подразделений медицинских организаций.

Шеф-редактор Н.Г. Куракова Ф.Н. Кадыров

заместитель директора, Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, г. Москва, Россия; ФГБОУ ВО СЗГМУ им.И.И.Мечникова, г. Санкт-Петербург, Россия; НИУ «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ НОРМ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

УДК 614.2

Кадыров Ф.Н. Рекомендации по выбору норм труда для работников различных подразделений медицинских организаций (Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, г. Москва, Россия; ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, г. Санкт-Петербург, Россия; НИУ «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия)

Аннотация. При достаточной разработанности нормативной базы, методологические вопросы нормирования труда на уровне медицинских организаций освещаются явно недостаточно.

Конечным результатом нормирования труда выступает установление норм труда. Однако в связи с многообразием существующих норм труда, со сложностью их расчета и т.д., одним из самых актуальных является вопрос о том, какие нормы труда должны быть установлены для работников конкретных подразделений, занимающих конкретные должности.

Хотя нормирование труда представляет собой серьезную масштабную работу, тем не менее в арсенале медицинских организаций имеется немало методов, не являющихся такими же затратными как, например, хронометраж. Однако реализация этих методов требует правильного их оформления и применения. Этим вопросам как раз и посвящена настоящая публикация.

Ключевые слова: нормирование труда, нормы труда, типовые нормы, нормы времени, нормы нагрузки, нормы обслуживания, нормы численности.

Л*

© Ф.Н. Кадыров, 2018 г.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. № 504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях» предполагает, что в положении о нормировании должны быть установлены:

1енеджер № 9

здравоохранения 2018

- применяющиеся в учреждении нормы труда по видам работ и рабочим местам при выполнении тех или иных видов работ (функций) (далее - нормы труда), а также методы и способы их установления;

- порядок и условия введения норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту».

Однако разработка положения о нормировании является, по сути, начальным этапом разработки норм труда, «инструментом» для нормирования. Поэтому в первоначальном варианте может отсутствовать перечень применяемых норм труда (они могут быть добавлены позже - после принятия соответствующих норм труда).

Тем не менее, необходимо определиться с тем:

- нормы труда для каких работников будут установлены в первоочередном порядке;

- какие нормы труда будут приняты для конкретных должностей работников;

- на основании чего будут приняты нормы (обоснование выбора норм).

Нормы труда, устанавливаемые в первоочередном порядке

В первоочередном порядке целесообразно устанавливать нормы труда по должностям работников:

- по которым приняты типовые нормы труда, которые могут служить основой для разработки норм нагрузки, норм обслуживания и т.д.;

- с которыми возникают спорные (конфликтные) ситуации, связанные с оплатой труда за превышение объемов выполняемой работы (оказанных услуг);

- которые используют наиболее современные виды оборудования, обеспечивающие значительный рост производительности труда (обычно это касается диагностических служб);

- объемы деятельности которых целесообразно увеличить в целях сокращения сроков ожидания пациентами медицинской помощи;

- в случаях, когда расчет норм является относительно менее трудоемким.

Обоснование выбора методов и способов установления норм труда

На данном этапе нормирования необходимо определиться с тем, каким образом (на основании каких документов, с использованием каких методов нормирования и т.д.) будут установлены нормы труда для конкретных должностей работников.

Обращаем внимание на то, что нормы труда могут быть установлены не только с использованием таких методов нормирования, как хронометраж, но и расчетными методами, а также путем использования типовых норм труда, норм труда, содержащихся в приказах Минздрава (носящих рекомендательный характер) и т.д.

Поэтому необходимо провести «инвентаризацию» документации, касающуюся регламентации деятельности определенной службы, работников и т.д.: оценить наличие приказов, утверждающих типовые нормы труда, порядки оказания медицинской помощи (содержащие рекомендуемые штатные нормативы) и т.д.

Решение вопроса о том, какие документы, какие конкретные методы нормирования труда будут использованы для установления норм труда по тем или иным должностям, целесообразно поручить комиссии по нормированию, отразив порядок ее деятельности в положении о нормировании труда, принимаемом в конкретной медицинской организации и/или в положении о комиссии по нормированию, утвержденном руководителем медицинской организации.

Использование типовых норм и рекомендуемых расчетных норм труда

При использовании типовых норм труда специальные методы нормирования труда в самой медицинской организации не применяются - берутся готовые, утвержденные нормы труда, разработанные и утверждённые уполномоченными органами (Минздравом России в отношении норм труда для

медицинских работников и т.д.) Однако при этом следует учитывать следующее.

Во-первых, необходимо оценить целесообразность использования типовых норм труда в конкретной медицинской организации, для конкретных должностей в конкретных условиях труда.

Во-вторых, принимаемые в здравоохранении нормы труда не всегда могут быть непосредственно применены к конкретным работникам. Так, приказами Минздрава России № 290н [1] и 973н [2] типовые нормы труда утверждены в форме норм времени. Но для врачей не могут устанавливаться нормы времени на одно посещение - врач должен уделить каждому пациенту столько времени, сколько необходимо.

В-третьих, типовые нормы должны быть адаптированы к конкретным условиям, в том числе в порядке, установленном самими вышеуказанными приказами.

В-четвертых, типовые нормы могут вообще не устраивать медицинскую организацию, например, при существенном отклонении так называемых «организационно-технических условий» от общепринятых (особенности применяемых медицинских технологий, разбросанность участков и т.д.).

Аналогичный подход может применяться и при использовании рекомендуемых расчетных норм труда, штатных нормативов и т.д.

Так, в Приложении 22 к действующему в настоящее время приказу Министерства здравоохранения РСФСР от 2 августа 1991 года № 132 «О совершенствовании службы лучевой диагностики» содержатся «Примерные расчетные нормы времени на проведение рентгенологических и ультразвуковых исследований», на основе которых могут быть установлены нормы нагрузки на работников этих служб.

Другой пример: пункт 4.1 Приказа Минздрава России от 30 ноября 1993 года № 283 «О совершенствовании службы функциональной диагностики в учреждениях здравоохранения в Российской Федерации» устанавливает: «Рекомендовать устанавливать численность

персонала отделов, отделений, кабинетов функциональной диагностики в соответствии с объемом работы на основе расчетных норм времени на функциональные исследования (Приложение 7)». Пунктом 3 данного приказа определено, что при внедрении новой аппаратуры или новых видов функциональных исследований нормы времени устанавливаются руководителем учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом на основании объективных данных о затратах рабочего времени.

Виды норм труда

Нормирование труда устанавливает меру труда на выполнение определенного объема работы. Выражением меры труда служат следующие основные нормы труда:

- Нормы времени.

- Нормы выработки.

- Нормы нагрузки.

- Нормы обслуживания.

- Нормы численности.

Нормы времени - базовое понятие в нормировании. Это затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги одним или группой работников соответствующей квалификации (регламентированная продолжительность выполнения единицы работы в определенных организационно-технических условиях). Нормы времени выражаются в единицах времени (секунды, минуты и т.д.).

Но нормы времени непосредственно для медицинских работников обычно не устанавливаются - работник должен уделить каждому пациенту ровно столько времени, сколько требуется для качественного оказания медицинской помощи с учетом повода обращения, диагноза, особенности протекания заболевания и т.д.

Нормы времени являются основой для расчета норм нагрузки, нормативов численности и иных норм. [1]

Норма выработки - это количество продукции, произведенной в единицу рабочего

времени при определенных организационно-технических условиях.

Нормы нагрузки - количество оказанных услуг, выполненной работы в единицу времени при определенных организационно-технических условиях.

Как видим, нормы выработки и нормы нагрузки близки по значению. Различия между ними заключаются в том, что норма выработки характеризует производство продукции в натурально-вещественной форме (производство вещей), а норма нагрузки - производство (оказание) услуг, выполнение работ, не приобретающих натурально-вещественную форму. Это как раз характерно для здравоохранения.

Показатели выработки в чистом виде в здравоохранении не имеют большого распространения (исключение - зубопротезирование).

Показателями нагрузки в здравоохранении являются такие, как число посещений в час, пролеченных больных в день, число исследований, процедур и т.д. в день, месяц, год (функция врачебной должности) и т.д.

Нормы нагрузки и нормы выработки в здравоохранении часто используются как синонимы (что, в целом, допустимо, если все же иметь представление об их различиях), либо нормы нагрузки рассматривают в качестве норм выработки применительно к здравоохранению (как сфере нематериального производства).

Нормы выработки и нормы нагрузки могут выражаться в трех основных формах:

1. в объемных натуральных показателях: изделиях («штуках»), услугах (посещениях, исследованиях и т.д.), работах;

2. в сопоставимых условных единицах (как правило, трудовых), которые используются в случаях, когда изделия, услуги, работы различаются между собой по трудоемкости и недопустимо их прямое суммирование (УЕТы, посещения, переведенные для сопоставимости в первичное посещение в связи с заболеванием и т.д.). Таким образом, УЕТы - это показатели нагрузки (выработки), а не нормы времени, хотя и выражаются через единицы времени (как правило, 10 минут рабочего времени);

3. в стоимостных показателях. Деньги -универсальный переводной (измерительный) инструмент. Поэтому сопоставить произведенную продукцию, выполненную работу, оказанные услуги во многих случаях удобнее в денежном измерении. В качестве стоимостных показателей могут выступать такие показатели, как стоимость оказанных услуг, прибыль, условная прибыть и т.д.

Норма обслуживания - это, с точки зрения нормирования, количество так называемых производственных объектов, единиц (рабочих мест, оборудования, площадей и т.п.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить (обеспечить их нормальное функционирование) в течение единицы рабочего времени.

В качестве производственных единиц, выступающих объектами обслуживания в здравоохранении, обычно являются койка или человек. Но могут быть и другие варианты.

Различия между нормами нагрузки и нормами обслуживания заключаются в том, что норма обслуживания - это количество производственных объектов, которые работник или группа работников соответствующей квалификации должны обслужить в течение единицы рабочего времени в определенных организационно-технических условиях. Проще говоря - количество объектов, нормальное «функционирование» которых должен обеспечить работник или коллектив. То есть, например, врач-терапевт участковый должен обеспечить профилактику, лечение и т.д. тех из закрепленных жителей, которые в этом нуждаются. Но если благодаря хорошо поставленной профилактической работе количество заболевших стало меньше, реальный объем лечебной работы (посещений в связи с заболеваниями) уменьшится. И это не должно рассматриваться как негативный фактор при установлении нормы обслуживания, в отличие от того, как это было бы при установлении работнику нормы нагрузки.

Таким образом, при установлении нормы обслуживания объем работы на каждый отдельный объект (пациента и т.д.) не регламентирован ни по времени, ни по установленным единицам (в отличие от норм выработки) - он рассчитан усреднено и зависит от конкретных условий, поэтому в некоторых случаях на практике в принципе он может равняться нулю. Например, если часть из закрепленных коек по определенным причинам пустует, если часть жителей не болеет и т.д.

Итак, нормы обслуживания - это, например, количество коек или человек, обслуживаемых данным врачом, тогда как нормы нагрузки отражают именно объемы работы: количество посещений, выписанных больных и т.д. на одного врача. Задача установления норм обслуживания - добиться нормального функционирования объекта, задача же установления норм нагрузки - определение значения показателя, характеризующего объем работы без привязки к конкретному объекту.

Норма численности - установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ.

Методы нормирования

Методы нормирования труда в здравоохранении, как и в других отраслях экономики, делятся на две основные группы: аналитический и суммарный, которые в свою очередь подразделяются на подгруппы:

1. Аналитический:

- аналитически-исследовательский;

- аналитически-расчетный.

2. Суммарный:

- опытный;

- статистический;

- сравнительный.

Аналитический, или поэлементный, метод предусматривает расчленение трудового процесса на отдельные составляющие, установление норм затрат рабочего времени на

каждый элемент и формирование норм труда с учетом организации процесса труда в целом, качества выполняемой работы.

В зависимости от способов разработки норм труда аналитический метод подразделяется на аналитически-исследовательский и аналитически-расчетный.

Аналитически-исследовательский - основной метод при разработке норм труда на федеральном уровне. Он состоит в измерении затрат времени на все составляющие элементы трудового процесса в оптимальных организационно-технических условиях, соответствующих современной технологии лечебно-диагностического процесса.

В учреждениях здравоохранения, а в ряде случаев и для проектирования нормативов по труду на федеральном уровне, широкое применение находит аналитически-расчетный метод нормирования труда.

Так, при этом методе на основе использования отраслевых показателей затрат труда на тот или иной вид работы и объема деятельности в конкретном случае определяется численность персонала.

При аналитически-расчетном методе нормы времени на некоторые или большинство элементов работы разрабатываются не самим исследователем, а используются уже готовые, официально утвержденные.

В настоящее время аналитически-расчетный метод нормирования труда находит широкое распространение в учреждениях здравоохранения.

На основе применения этого метода с использованием отраслевых показателей затрат труда на посещение, на больного, на исследование, на операцию и т.д. возможно, например, определение в конкретном учреждении здравоохранения численности персонала на основе фактически проведенного объема работы. Так, при проектировании штатного норматива должности терапевта в учреждении могут использоваться типовые нормы времени, утвержденные на 1 посещение [1].

Суммарный метод предусматривает установление норм затрат труда без непосредственного изучения и анализа трудового процесса на основе данных статистического и оперативного учета о выработке, затратах времени и др. данных, характеризующих уровень соответствующих показателей и их динамику за предшествующий период, или исходя из экспертных оценок. Суммарный метод только фиксирует сложившийся уровень трудовых затрат и поэтому не дает той точности расчетов, которая обеспечивается при использовании аналитического метода.

Суммарный метод подразделяют на статистический, опытный, сравнительный.

При статистическом методе нормы труда устанавливают на основе статистических данных (по первичной документации, отчетам) о средних фактических затратах труда на эту же работу (услугу) в прошлые периоды и сведений о выполнении норм выработки работниками в тот же период.

Сравнительный метод заключается в установлении нормы времени на новую операцию (работу, услугу) путем сравнения данной операции (работы, услуги) с аналогичной, сходной по технологии выполнения операции (работы, услуги), на которую норма уже определена.

Опытный метод нормирования труда характеризуется тем, что нормы определяются на основе прошлого личного опыта лиц, занимающихся организацией и нормированием труда. [4] По сути дела - это экспертный метод. Несмотря на наличие субъективного фактора, этот метод может быть вполне применим, например, в случаях, когда необходимо выбрать определенное значение из имеющегося диапазона. Так, Приказ Минздрава № 290н [1] предусматривает: «4. Нормы времени на повторное посещение врача-специалиста одним пациентом в связи с заболеванием устанавливаются в размере 70-80% от норм времени, связанных с первичным посещением врача-специалиста одним пациентом в связи с заболеванием». Мнение эксперта, предложившего конкретное значение в рамках данного

диапазона, сколь субъективным бы оно ни было, все равно будет находиться в диапазоне, предложенном Минздравом России. При этом дополнительным фактором, снижающим субъективизм мнения эксперта, может стать обсуждение выработанных им предложений, на комиссии по нормированию.

Основные подходы к выбору норм труда

То, какого рода показатели должны быть установлены работнику, определяется особенностями выполняемых функций. Другими словами, то, какие будут установлены нормы труда, определяется прежде всего спецификой работы на конкретном рабочем месте, целями и задачами соответствующего специалиста.

Возможны следующие основные подходы:

1 Вариант: определяются показатели, на которые работник может повлиять и которые устанавливаются в качестве норм труда (норм нагрузки). Например, количество посещений, исследований, УЕТ, условных массажных единиц и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Вариант: объем поручаемой работы, который определяется нормой обслуживания: количеством прикрепленных пациентов, обслуживаемых коек и т.д. При этом хотя реальный объем работы может колебаться в зависимости от тяжести заболеваний и т.д., он все же тесно коррелирует с числом прикрепленных лиц, количеством коек и т.д.

Нормы труда для работников лечебно-диагностических служб

Для многих лечебно-диагностических служб (ультразвуковая диагностика, функциональная диагностика, физиотерапия и т.д.) обычно характерна работа на оборудовании, производительность которого ограничена в силу того, что исследования на каждом аппарате проводятся только для одного пациента (исключение составляет, например, лабораторная диагностика). Объемы деятельности этих служб лимитируются и числом

аппаратов, которые произвольно увеличить крайне сложно и из-за финансовых проблем, и из-за ограниченности помещений.

С учетом все возрастающего спроса на диагностику (в том числе в целях соблюдения стандартов медицинской помощи), обычно стоит задача увеличения числа диагностических исследований, процедур и т.д. Достижению этих целей больше всего соответствуют нормы выработки (нагрузки).

Нормы труда для специалистов, оказывающих первичную специализированную медико-санитарную помощь

Ситуация с выбором норм труда для специалистов (врачей и медсестер), оказывающих первичную специализированную медико-санитарную помощь (так называемых «узких специалистов»), во многом аналогична с той, что была рассмотрена выше применительно к работникам лечебно-диагностических служб. Потребность в их услугах традиционно высока, укомплектованность зачастую -низкая. Поэтому для этих специалистов также целесообразно установить показатели и критерии оценки деятельности на основе норм выработки (нагрузки), дополняя их критериями качества.

Нормы труда для врачей и медсестер, оказывающих первичную медико-санитарную помощь

Зачастую для специалистов, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (фельдшер, врач-терапевт участковый, врач-педиатр участковый, врач общей практики, семейный врач), устанавливают в качестве норм труда нормы нагрузки - количество посещений в смену, месяц и т.д. Однако это не правильный подход.

Какова цель деятельности врача-терапевта участкового? Сохранение, а в идеале - улучшение здоровья прикрепленного населения, снижение заболеваемости, смертности и т.д. Является ли, в связи с этим, положительной

характеристикой работы этого врача увеличение числа посещений? Конечно, нет. Большое число посещений - обычно признак высокой заболеваемости, возможно, как результат плохой работы врача. Нужно ли стимулировать увеличение посещаемости путем установления норм нагрузки? Конечно, нет.

С точки зрения целей и задач деятельности медицинских работников, установление для врачей-терапевтов участковых и т.д. норм нагрузки противопоказано. Для них должны быть установлены нормы обслуживания - численность прикрепленного населения с учетом ряда особенностей (территориальная разбросанность, удельный вес (доля) лиц старше трудоспособного возраста среди прикрепленного населения и т.д.). При этом нужно контролировать доступность медицинской помощи (сроки ожидания и т.д.) и показатели, характеризующие состояние здоровья прикрепленного населения.

Основанием для установления норм нагрузки для рассматриваемых медицинских работников может стать «Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» (Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» (далее - Положение).

В соответствии с п. 18. Положения рекомендуемая численность прикрепленного населения на врачебных участках в соответствии с нормативной штатной численностью медицинского персонала составляет:

- на фельдшерском участке - 1300 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше;

- на терапевтическом участке - 1700 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше (для терапевтического участка, расположенного в сельской местности - 1300 человек взрослого населения);

- на участке врача общей практики -1200 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше;

- на участке семейного врача - 1500 человек взрослого и детского населения;

- на комплексном участке - 2000 и более человек взрослого и детского населения.

Эта численность может быть закреплена в виде норм труда для соответствующих специалистов и может лечь в основу установления показателей и критериев оценки их деятельности.

При этом нормы труда могут быть скорректированы с учетом половозрастного состава прикрепленного населения, территориальной удаленности и/или разбросанности и т.д. Отклонение численности прикрепленного населения (участка) в ту или иную сторону от утвержденных норм труда может стать основанием для дифференциации размера выплат стимулирующего характера. Это могут быть те же самые коэффициенты, которые предложены в приказе Минздрава № 290н [1].

Нормы труда для работников стационаров

Наиболее подходящая норма труда для работников стационара - это норма обслуживания. В данном случае - это количество закрепленных за работником (врачом или медсестрой) коек. Работник должен уделить каждой койке ровно столько внимания, сколько требуется с учетом того, каков диагноз, тяжесть состояния пациента, лежит ли вообще на этой койке пациент, или она временно пустует.

Норма обслуживания - обратный показатель от штатных нормативов. Если, например, должность врача стационара вводится из расчета 1 ставка на 30 коек, то нормой обслуживания будет 30 коек на 1 врача.

В ряде случаев за работником закрепляются именно пациенты, а не койки. Чаще всего это характерно для врачей. Если на одном и том же отделении лежат пациенты с достаточно отличающимися патологиями, то закрепление за врачами пациентов происходит с учетом

опыта, навыком, узкой специализацией врачей. Это тоже будет норма обслуживания.

Но в стационаре может быть установлен и такой показатель, как норма нагрузки. Это, например, количество пациентов, которых медицинский работник должен пролечить в течение месяца. Установление подобной нормы стимулирует ускорение выписки пациента за счет более оперативного назначения исследований, постановки диагноза и т.д.

Нормы труда для работников экстренных служб: скорой помощи, приемного отделения, оперблока и т.д.

Идеальным вариантом для нормирования труда является ситуация, когда для работника характерна ритмичная работа, которую можно выразить в сопоставимых между собой единицах: посещениях, одноименных исследованиях, УЕТах и т.д. Однако это не означает, что нормирование невозможно для работников тех служб, объем деятельности которых непредсказуем и может колебаться в большом диапазоне - для работников скорой помощи, приёмного отделения, операционного блока и т.д.

Во-первых, на всех на них распространяется такая форма нормирования, как установление норм численности. Действительно, каждая должность, введенная в штатное расписание, характеризует штатную численность - показатель нормы численности.

Во-вторых, могут устанавливаться нормы обслуживания: территория (численность населения), обслуживаемая скорой помощью, больницей (и, соответственно, приемным отделением, дежурным врачом) и т.д.

Нормы труда для уборщиц и санитарок

В целом ряде случаев нормы нагрузки или нормы обслуживания могут быть получены из норм численности, например, исходя из штатных нормативов. Так, в приказе Минздрава России от 9 июня 2003 г. № 230 «Штатные

нормативы служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» приведены нормы численности. В соответствии с пунктом 2.2.36 приказа, должность уборщика производственных и служебных помещений (ныне эти должности именуются по-другому: «уборщик служебных помещений», либо «уборщик производственных помещений») устанавливается из расчета 1 на:

- 250 кв. м деревянных полов;

- 350 кв.м полов, покрытых керамической плиткой;

- 425 кв.м полов, покрытых линолеумом;

- 550 кв.м переходов и туннелей, соединяющих здания.

В силу взаимосвязи различных норм труда, из нормы численности легко можно получить норму обслуживания. Для этого норму численности нужно «перевернуть». Вместо «должность уборщика ... устанавливается из расчета 1 на», нужно записать: «На 1 должность уборщика. устанавливается норма обслуживания в виде ... кв.м полов.».

В ряде случаев подобным образом можно получить норму обслуживания и для санитарок, если их основные функции схожи с функциями уборщиц и заключаются, в основном, в уборке полов. При этом может вводиться корректировка с учетом удельного веса уборки в общем объеме деятельности санитарки, выраженном во времени.

Нормы труда для прочего персонала

Покажем возможные варианты установление норм труда для прочего персонала на примере бухгалтеров. Для них может быть установлена не норма нагрузки, а норма труда в виде нормы обслуживания (количество работников, чью зарплату рассчитывает бухгалтер-расчетчик; количество карточек учета основных средств, закрепленных за бухгалтером материального отдела и т.д.).

Кроме того, могут использовать и нормы численности. Например, число бухгалтеров,

необходимых для выполнения определенных функций (для расчета заработной платы и т.д.).

Нормы труда, выраженные в финансовых показателях

Для работников подразделений, оказывающих платные медицинские услуги, а также работающих в системе обязательного медицинского страхования, в качестве норм труда могут быть установлены финансовые показатели.

Действующее законодательство не запрещает устанавливать в качестве норм труда финансовые показатели. Статья 160 Трудового кодекса устанавливает: «Нормы труда _ нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы».

Это может быть сумма полученного дохода (сумма сданных нарядов зубопротезным отделением), чистая продукция, маржинальный доход, условная прибыль и т.д.

Для подразделений (коллективов) могут быть установлены нормированные задания, выраженные в стоимостном выражении.

Какие конкретные нормы труда будут приняты в медицинской организации -определяется администрацией медицинской организации с учетом мнения представительного органа работников. Разработка внутреннего положения о системе труда позволяет «легализовать» любые показатели, характеризующие деятельность работников (подразделений), в том числе - финансовые.

Заключение

Как видим, медицинские организации в рамках действующей нормативной базы имеют достаточно большие возможности для выбора норм труда применительно к работникам, занимающим те или иные должности. При этом далеко не всегда необходимо прибегать к сложным и затратным видам нормирования. Во многих случаях можно воспользоваться достаточно простыми методами.

Литература

1. Приказ Минздрава России от 2 июня 2015 г. № 290н «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога».

2. Приказ Минздрава России от 19 декабря 2016 г. № 973н «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-кардиолога, врача-эндокринолога, врача-стоматолога-терапевта».

3. Кадыров Ф.Н. Порядок разработки положения о системе нормирования труда в государственном (муниципальном) учреждении здравоохранения // Менеджер здравоохранения. 2014. -№ 9. - С. 55-72.

4. Основы нормирования труда в медицинских организациях: учебник / И.М. Сон, М.А. Иванова, Ф.Н. Кадыров, О.В. Обухова и др.; под общ. ред. В.И. Стародубова. - М., 2017. - 796 с.

5. Методические рекомендации по формированию и организации деятельности комиссий по нормированию труда в медицинских организациях / В.И. Стародубов, Ф.Н. Кадыров, И.М. Сон и др.; под ред. В.И. Стародубова. - М., 2017. - 16 с.

6. Методические рекомендации по организации службы (отдела) нормирования труда в медицинской организации / В.И. Стародубов, Ф.Н. Кадыров, И.Н. Сон и др.; под ред. В.И. Старо-дубова. - М., 2017. - 16 с.

7. Методические рекомендации по организации системы управления нормированием труда в медицинской организации / В.И. Стародубов, Ф.Н. Кадыров, И.М. Сон; под ред. В.И. Старо-дубова. - М., 2017. - 44 с.

8. Шипова В.М., Белостоцкий А.В., Киндаров З.Б., Ермолова М.В. Современное состояние нормативной базы по труду в здравоохранении // Заместитель главного врача: лечебная работа и медицинская экспертиза. - 2010. - № 6. - С. 22-28.

9. Южалин А. Нормирование труда: практические сложности // Кадровая служба и управление персоналом предприятия, 2016. - № 7.

10. https://www.rosmmzdrav.ru/news/2017/09/06/6069-kommentariy-press-sluzhby-mmzdrava-rossii.

11. 2530-vstupil-v-silu-prikaz-minzdrava-rossii-utverzhdayuschiy-tipovye-otraslevye-normy-vremeni-posescheniya-patsientom-ryada-vrachey-spetsialistov.

UDC 614.2

Kadyrov F.N. Recommendations for the selection of labor norms for employees of different medical organizations units (Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia; North-western State Medical University named after 1.1. Mechnikov, Saint-Petersburg, Russia; Higher School of Economics National Research University, Moscow, Russia)

Abstract. With sufficient development of the regulatory framework, methodological issues of labor regulation at the level of medical organizations are clearly not covered enough.

The final result of the regulation of labor is the establishment of labor standards. However, due to the variety of

existing labor standards, the complexity of their calculation, etc., one of the most urgent is the question of what labor

standards should be established for employees of specific departments holding specific positions.

Although the regulation of labor is a serious large-scale work, in the arsenal of medical organizations, there are

many methods that are not as costly as, for example, timing. However, the implementation of these methods requires

their correct design and application.

This publication is devoted to these issues.

Keywords: labor regulation, labor standards, standard norms, time norms, load norms, service norms, quantity norms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.