Научная статья на тему 'Нормирование труда - как главный инструмент формирования штатного расписания амбулаторно-поликлинических учреждений'

Нормирование труда - как главный инструмент формирования штатного расписания амбулаторно-поликлинических учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
502
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ / РЕСУРСЫ / RESOURCES / ДОЛЖНОСТИ / POSTS / НАСЕЛЕНИЕ / POPULATION / АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / REGULAR SPECIFICATIONS / OUT-PATIENT-POLYCLINIC ESTABLISHMENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванова Маиса Афанасьевна

Анализ основных нормативно-правовых документов по нормированию труда специалистов первичного звена свидетельствует о несоответствии нормативов нагрузки специалистов, установленных в прошлом столетии. В современных условиях оказания медицинской помощи одной из важных задач отечественного здравоохранения является повышение качества оказания медицинской помощи при рациональном использовании материально-технических и кадровых ресурсов медицинских организаций. В период внедрения в практическое здравоохранение современных технологий оказания медицинской помощи главным инструментом их рационального использования является нормирование труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванова Маиса Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK RATIONING - AS THE MAIN TOOL OF FORMATION OF THE LIST OF STAFF OF OUT-PATIENT-POLYCLINIC ESTABLISHMENTS

The analysis of the basic is standard-legal documents on rationing of work of experts of a primary link testifies to discrepancy of specifications of loading of the experts established in last century. In modern conditions of rendering of medical aid of one of important problems of domestic public health services improvement of quality of rendering of medical aid at rational use of material and personnel resources of the medical organisations is. In introduction in practical public health services of modern technologies of rendering of medical aid the main tool of their rational use is work rationing.

Текст научной работы на тему «Нормирование труда - как главный инструмент формирования штатного расписания амбулаторно-поликлинических учреждений»

УДК 614.2

НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА - КАК ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Иванова М.А.

ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Министерства здравоохранения Российской Федерации г. Москва

Анализ основных нормативно-правовых документов по нормированию труда специалистов первичного звена свидетельствует о несоответствии нормативов нагрузки специалистов, установленных в прошлом столетии. В современных условиях оказания медицинской помощи одной из важных задач отечественного здравоохранения является повышение качества оказания медицинской помощи при рациональном использовании материально-технических и кадровых ресурсов медицинских организаций. В период внедрения в практическое здравоохранение современных технологий оказания медицинской помощи главным инструментом их рационального использования является нормирование труда.

Ключевые слова:штатные нормативы, ресурсы, должности, население, амбулаторно-поликлинические учреждения.

WORK RATIONING - AS THE MAIN TOOL OF FORMATION OF THE LIST OF STAFF OF OUT-PATIENT-POLYCLINIC ESTABLISHMENTS

Ivanova M.A.

FRI "Health Organization and Informatics " Ministry of Health of the Russian Federation,Moscow

The analysis of the basic is standard-legal documents on rationing of work of experts of a primary link testifies to discrepancy of specifications of loading of the experts established in last century. In modern conditions of rendering of medical aid of one of important problems of domestic public health services improvement of quality of rendering of medical aid at rational use of material and personnel resources of the medical organisations is. In introduction in practical public health services of modern technologies of rendering of medical aid the main tool of their rational use is work rationing.

Keywords: regular specifications, resources, posts, the population, out-patient-polyclinic establishments. Актуальность.

В 70-80 ые годы много внимания уделялось вопросам нормирования труда [1-4]. Основная часть из нормативно-правовых документов, принятых с 30 и более летней давностью, продолжают действовать и по настоящее время в связи с отсутствием новых, соответствующих современным требованиям. Известно, что изменившиеся условия в организации медицинской помощи требуют не только наращивания материальных ресурсов, но и дальнейшего совершенствования стиля организации и методов оказания медицинских услуг [5-6].

Одной из глобальных задач отечественного здравоохранения является рациональность использования материально-технических и кадровых ресурсов, главным инструментом которого является нормирование труда специалистов в отрасли здравоохранения. Результаты

научных исследований свидетельствуют о существующих расхождениях в нормативно-правовых документах, как между собой, так современным требованиям [7-9].

Цель исследования: научное обоснование необходимости пересмотра нормативов нагрузки специалистов амбулаторно-поликлинических учреждений.

Материал и методы:нрмативно-правовые документы, касающиеся нормативов нагрузки и обеспечения специалистами амбулаторно-поликлинического звена медицинской помощи.

Результаты и их обсуждение.

Приказом Минздрава СССР от 31.10.1977 №972 «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» были утверждены штатные нормативы медицинского, фармацевтического персонала центральных районных поликлиник сельских районов, городских поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа (рабочих, курортных и городских) с численностью населения до 25 тыс. человек (в ред. Приказа Минздрава СССР от 24.06.1981 № 685, действующего до настоящего времени):

Должности врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению устанавливались из расчета численности населения, аштатные нормативы уточнялись последующими приказами (таблица 1).

Таблица 1

Штатные нормативы должностей врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи (на 1000 населения)

Наименование должности врача Число должностей на 1000 населения

проживающего в населенном пункте, где расположена больница, и непосредственно обслуживаемого ею проживающего в населенном пункте, где расположена больница, но непосредствен но обслуживаемого ею (приписной участок прожив. на остальной терр. района, обслуж. больницей (для ЦРБ без учета на селения на территории деятельности РБ)

взрослого детского взрослого детского взрослого детского

1 2 3 4 5 6 7

Врач-терапевт участковый 0,59 - 0,59 - - -

(пп. "а" в ред. ПриказаМинздрава СССР от 30.05.1986 № 770)

Врач-терапевт - - - - 0,03 -

Врач-хирург, уролог (суммарно) 0,07 0,04 0,07 0,04 0,01 0,01

(пп. "в " в ред. Приказа Минздрава СССр °от 30.05.1986№ 770)

Врач-травматолог-ортопед 0,03 0,04 0,02 0,04 0,01 0,01

(в ред. Приказа Минздрава СССР от 10.11.1986 № 1470)

Продолжение таблицы 1

Врач акушер-гинеколог 0,165 - 0,165 - 0,025 -

(пп. "д" в ред. Приказа Минздрава СССР от 06.12.1985 № 1567-ДСП)

Врач - участковый-педиатр - 1,25 - 1,25 - -

(пп. "е" в ред. ПриказаМинздрава СССр ° от 11.07.1985№ 920)

Врач-педиатр - - - - - 0,02

Врач-отоларинголог 0,04 0,12 0,02 0,12 0,01 0,01

(в ред. Приказа Минздрава СССР от 10.11.1986 № 1470)

Врач-офтальмолог 0,04 0,08 0,02 0,08 0,01 0,01

(в ред. Приказа Минздрава СССР от 10.11.1986 № 1470)

Врач-невропатолог 0,05 0,06 0,03 0,06 0,01 0,01

(в ред. Приказа Минздрава СССР от 10.11.1986 № 1470)

Врач-стоматолог и врач-стоматолог-хирург (суммарно) 0,4 0,45 0,4 0,45 0,02 0,02

(пп. "л " в ред. Приказа Минздрава ССС Рот 30.05.1986№ 770)

Врач- кардиоревматолог 0,02 0,02 0,01 0,01 0,01 0,01

Врач - участковый терапевт цехового врачебного участка 1 должность на 1500 работников крупных (с числом работающих свыше 1000 человек) промышленных предприятий химической, угольной, горнорудной, нефтеперерабатывающей промышленности, или на 2000 работников крупных (с числом работающих свыше 1000 человек) промышленных предприятий других отраслей промышленности, или на 2000 работников строительных организаций, занятых на одном или нескольких рядом расположенных объектах строительства

Врач- терапевт подростковый 1 должность на 1500 подростков (15 - 17 лет включительно), вместо 0,9 должности врача-терапевта участкового

(пп. "о" в ред. Приказа Минздрава СССР от 30.05.1986 № 770)

В целях улучшения качества оказания медицинской помощи несколько позже был издан Приказ Минздрава СССР от 22.07.1982 №715 "О дополнительных мерах по улучшению нормирования труда в здравоохранении" (вместе с номенклатурами «Учреждений здравоохранения», «Врачебных должностей», извлечением из письма Министерства Финансов СССР от 13.10.1981 №190. Должности врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению устанавливаются из расчета (таблица 2).

В 70-80-х годах прошлого столетия вся работа по нормированию труда работников учреждений здравоохранения проводилась в соответствии со сводными годовыми и пятилетними планами нормативно-исследовательских работ, которые успешно выполнялись. В основу этих планов положены рекомендации Госкомтруда СССР, являющегося координатором работ по нормированию труда всех министерств и ведомств.

Приказом Минздрава СССР от 24.06.81 № 685 «О штатных нормативах и типовых штатах персонала центральных районных поликлиник сельских районов» были утверждены до-

4

полнения к штатным нормативам, утвержденным приказом Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 года N 900, а также дополнения и изменения типовых штатов учреждений здравоохранения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения СССР от 28 декабря 1979 года №1320.

Таблица 2

Число должностей врачей на 1000 населения

Наименование должности Число должностей на 1000 населения

взрослого детского

Врач-терапевт 0,5 -

(пп. "а" в ред. Приказа Минздрава СССР от 30.05.1986 № 770)

Врач-педиатр - 1,25

(пп. "б" в ред. Приказа Минздрава СССР от 11.07.1985 № 920)

Врач акушер-гинеколог 0,1 -

(пп. "в" в ред. Приказа Минздрава СССР от 23.12.1986 № 1263)

Врач-хирург 0,04 0,03

Врач-стоматолог 0,25 0,25

Врач-стоматолог-протезист (содержится на хозрасчете или за счет специальных средств) 0,07 -

Приказ Минздрава СССР от 23 сентября 1981 г. №1000 "О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений" утвердил в числе прочего расчетные нормы обслуживания для врачей амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений). Указанные в данном Приказе ряд нормативов рабочего времени врачей-специалистов по амбулаторно-поликлиническому обслуживанию населения просуществовали до 1990 года и действуют по настоящее время.

В 1990г. был издан приказ Минздрава СССР от 04.05.90г. №188 "Об утверждении Положения о лечебно-профилактическом учреждении, работающем в условиях нового хозяйственного механизма, и инструкции по составлению устава лечебно-профилактического учреждения (объединения)", который частично определял прекращение действия приказа Минздрава СССР от 23 сентября 1981 г. №1000 на лечебно-профилактическое учреждение с момента утверждения устава данного учреждения в новой редакции.

Данный приказ вводил новое определение лечебно-профилактического учреждения, как самостоятельного учреждения здравоохранения, предназначенного для оказания различных видов медицинской помощи населению. К учреждениям такого типа стали относиться диспансеры (лечебницы), все амбулаторно-поликлинические и санаторно-курортные учре-

ждения. На новые формы хозяйствования переводились учреждения, задействованные на всех этапах оказания медицинской помощи населению. Приказ №188 позволял главным врачам лечебно-профилактических учреждений самостоятельно формировать и утверждать штатное расписание подведомственных учреждений.

Поскольку приказ действует и по настоящее время, нормирование труда относится к компетенции ЛПУ, большинство из которых продолжают работать по Приказу Минздрава СССР от 23 сентября 1981 г. № 1000 "О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений".

Приказом МЗ РФ от 16 октября 2001 г. № 371 "О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала детских городских поликлиник (поликлинических отделений) в городах с население свыше 25 000 человек (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 28.04.2006 № 320 "О внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения РФ от 16.10. 2001 №371". Приказ МЗ РФ от 16. 10. 2001 №371 (в ред. От 28.04.2006) "О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала детских городских поликлиник (поликлинических отделений) в городах с населением свыше 25 000 человек" (вместе с "Штатными нормативами медицинского и педагогического персонала детских городских поликлиник (поликлинических отделений) в городах свыше 25 000 человек)" установлены штатные нормативы медицинского и педагогического персонала детских поликлиник, входящих в состав городских и детских городских больниц, медико-санитарных частей со стационарами:

1. Должности врачей для обеспечения приема детей и подростков в поликлинике, оказания медицинской помощи в учреждениях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, специального образования, начального и среднего профессионального образования, на дому и другой амбулаторно-поликлинической работы устанавливаются из расчета (таблица 3) (п. 1 в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 28.04.2006 № 320 «О внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения РФ от 16.10.2001 №721»).

2. Должности врачей-стоматологов всех наименований и врачей амбулаторного приема населения приписных участков устанавливаются по штатным нормативам детских стоматологических поликлиник и приписных участков поликлиник (амбулаторий) в составе центральных районных и районных больниц сельских районов.

3. Должности врачей в дополнение к пунктам 1 и 2 настоящих штатных нормативов устанавливаются для обеспечения работы в учреждениях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, специального образования, начального и

среднего профессионального образования (за исключением указанных учреждений, в штате которых сохранены врачебные должности) из расчета 1 должность на:

Таблица 3

Число должностей специалистов для приема детского населения (на 10000 детей)

№ Наименование должностей Число должностей на 10 тысяч детей

п/п до 17 лет 11 месяцев 29 дней, прикрепленных к ней

1 Врач-педиатр участковый 12,5

2 Врач - детский хирург 0,5

3 Врач-травматолог-ортопед 0,75

4 Врач - детский уролог-андролог 0,5

5 Врач-акушер-гинеколог 1,25

6 Врач-отоларинголог 1,25

7 Врач-офтальмолог 1,5

8 Врач-невролог 1,5

9 Врач-кардиолог (ревматолог) 0,3

10 Врач - детский эндокринолог 0,5

11 Врач - детский онколог (гематолог) 0,1

12 Врач-аллерголог-иммунолог 0,2

13 Врач-нефролог 0,2

14 Врач-гастроэнтеролог 0,2

3.1. Врача-педиатра:

- 180 - 200 детей в детских яслях (ясельных группах детских яслей - садов);

- 600 детей детских садов (соответствующих групп в детских яслях - садах);

- 1200 учащихся образовательных учреждений.

3.2. Врача-фтизиатра - на 200 детей в санаторных яслях, яслях - садах и детских садах, а также лесных школах и других санаторных учреждениях с круглосуточным пребыванием детей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.3. Врача-психиатра детского (психиатра подросткового) на 200 учащихся для вспомогательных специальных коррекционных школ для умственно отсталых детей.

3.4. Врача-офтальмолога - в одной из поликлиник города (городского административного района) с численностью населения не менее 300 тыс. человек.

4. Должности медицинских сестер врачебных кабинетов устанавливаются из расчета:

- 2 должности на каждую должность врача-травматолога-ортопеда;

- 1 должность медицинской сестры на каждую должность врача: детского хирурга, офтальмолога, отоларинголога, уролога, аллерголога-иммунолога, акушера-гинеколога, детского онколога, гематолога;

- 1 должность на каждые две должности врачей: невролога, кардиолога, ревматолога, детского эндокринолога.

5. Должности медицинских сестер или фельдшеров для непосредственного обслуживания детей в учреждениях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, специального образования, начального и среднего профессионального образования (за исключением указанных учреждений, в штате которых сохранены должности среднего медицинского персонала) из расчета 1 должность на:

- 600 учащихся образовательных учреждений;

- 100 детей детских садов;

- 50 детей санаторных детских садов;

- 300 учащихся вспомогательных школ для умственно отсталых детей.

6. Должности санитарок врачебных кабинетов, лаборатории, регистратуры и т.д. устанавливаются из расчета 1 должность на: каждую должность врача: детского хирурга, травматолога-ортопеда, уролога, акушера-гинеколога, детского онколога, гематолога.

Последним Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. № 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" утверждены рекомендуемые штатные нормативы поликлиники (таблица 4) и признаны утратившими силу:

- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июля 2005 г. № 487 «Об утверждении порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 августа 2005 г. № 6954);

- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2006 г. № 584 «О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2006 г. № 8200).

Таблица 4.

Рекомендуемые штатные нормативы поликлиники

№ п/п Наименование должностей Количество должностей

1. Главный врач 1 должность

2. Заведующий терапевтическим отделением при числе должностей врачей-терапевтов всех наименований (включая врачей-терапевтов подростковых при отсутствии соответствующего отделения) 6,5 - 9 - вместо 0,5 должности врача; при числе указанных должностей более 9 - сверх этих должностей.

Продолжение таблицы 4

3. Заведующий хирургическим отделением 1 должность: при числе должностей врачей-хирургов и врачей травматологов-ортопедов (при отсутствии в учреждении должности заведующего травматолого-ортопедическим отделением) 5 - 8 - вместо 0,5 должности врача; при числе указанных должностей более 8 - сверх этих должностей

4. Заведующий травмато- лого-ортопедическим отделением*(2) 1 должность на 8 и более врачебных должностей

5. Заведующий отделением медицинской профилактики 1 должность в штате поликлиники, обслуживающей не менее 25 тыс. взрослого населения, вместо 0,5 должности врача кабинета медицинской профилактики

6. Заведующий отделением оториноларинголо-гическим, офтальмологическим, неврологическим 1 должность по каждому из отделений указанного профиля при числе должностей врачей соответствующих наименований не менее 3,5 - вместо 0,5 должности врача

7. Заместитель главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности 1 должность - при числе должностей врачей амбулаторного приема не менее 25

8. Главная медицинская сестра 1 должность

9. Заведующий кабинетом медицинской статистики Устанавливается в поликлинике с числом должностей врачей амбулаторного приема не менее 40

10. Заместитель главного врача по медицинской части Устанавливается при числе врачебных должностей (включая должность главного врача) не менее 40

11. Врач-терапевт участковый 1 должность на 1700 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше

12. Врач-хирург 0,65 должности на 10 000 человек взрослого населения прикрепленного к поликлинике

13. Врач-травматолог-ортопед 1 должность для ведения приема взрослых больных с травмами и заболеваниями костно-мышечной системы на 20 500 взрослого населения; 1 должность на 20 коек в смену травма-толого-ортопедического отделения; 1 круглосуточный пост на 100 000 прикрепленного населения для оказания круглосуточной амбулаторной травматологической помощи

14. Врач-уролог 1 должность на 20 000 человек прикрепленного населения

15. Врач- оториноларинголог 1 должность на 20 000 человек прикрепленного населения

16. Врач-офтальмолог 0,6 должности 10 000 человек прикрепленного населения

17. Врач-невролог 1 должность на 20 000 человек прикрепленного населения

18. Врач-кардиолог 1 должность на 20 000 человек прикрепленного населения

19. Врач-эндокринолог (врач-диабетолог) 1 должность на 20 000 человек прикрепленного населения

20. Врач-инфекционист 1 должность на 50 000 человек прикрепленного населения

Продолжение таблицы 4

21. Врач-аллерголог-иммунолог 1 должность на 100 000 взрослого населения

22. Врач-ревматолог 1 должность на 30 000 человек прикрепленного населения

23. Врач (фельдшер) кабинета медицинской профилактики 0,5 должности на 5 тыс. взрослого населения*(3)

24. Заведующий кабинетом медицинской помощи при отказе от курения 1 должность вместо 0,5 должности заведующего кабинетом медицинской профилактики*(4)

25. Врач клинической лабораторной диагностики 1 должность на 25 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием, и дополнительно 0,25 должности при наличии аллергологического кабинета

26. Врач-рентгенолог 1 должность на 25 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием

27. Врач-физиотерапевт в зависимости от числа должностей врачей амбулаторного приема поликлиники: от 15 до 30 - 0,5 должности; свыше 30 до 50 - 1 должность; свыше 50 - 1 должность и дополнительно 0,5 должности на каждые последующие 25 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием (сверх 50)

28. Врач по лечебной физкультуре 1 должность на 40 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием, но не менее 1 должности на поликлинику

29. Врач-методист 1 должность в штате одной из поликлиник города с населением 200 и более тыс. человек

30. Врач функциональной диагностики В зависимости от числа должностей врачей амбулаторного приема: от 20 до 50 - 0,5 должности; свыше 50 - 1 должность

31. Врач-психотерапевт 1 должность на 25 000 прикрепленного населения

32. Врач-онколог или врач-специалист, прошедший подготовку по онкологии 1 должность на 500 человек контингента диспансерных онкологических больных

33. Врач-психиатр-нарколог 1 должность на 30 000 прикрепленного населения

34. Врач-гастроэнтеролог 1 должность на 50 000 взрослого населения

35. Врач-колопроктолог 1 должность на 100 000 населения

36. Врач-эпидемиолог 1 должность в поликлиниках свыше 300 посещений

37. Медицинская сестра участковая 1,5 должности на каждую должность участкового врача-терапевта

38. Медицинская сестра 2 должности на каждую должность врача-хирурга, травматолога-ортопеда, врача-эндокринолога (врача-диабетолога); 1 должность на каждую должность врача, ведущего амбулаторный прием; 1 должность в смену на круглосуточный травмпункт при наличии объема работы по наложению гипсовых повязок 1 должность на каждую должность врача функциональной диагностики

Продолжение таблицы 4

39. Медицинская сестра отделения (кабинета) медицинской профилактики (для обеспечения доврачебного приема, сбора анамнеза и обеспечения организации динамического наблюдения за лицами с высоким риском хронического неинфекционного заболевания) 0,5 должности на 5 тыс. взрослого населения

40. Медицинская сестра по физиотерапии 1 должность на 15 тыс. условных физиотерапевтических единиц в год

41. Инструктор по лечебной физкультуре 1 должность на 25 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием, и дополнительно 0,5 должности при наличии в составе поликлиники травматолого-ортопедического отделения

42. Лаборант 1 должность на 8 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием

43. Рентгенолаборант Соответственно должностям врачей-рентгенологов и дополнительно 1 должность при наличии в составе поликлиники травматолого-ортопедического отделения

44. Медицинская сестра по массажу 1 должность на 10 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием, и дополнительно 0,5 должности при наличии в поликлинике травматолого-ортопедического отделения

45. Медицинская сестра процедурной 1 должность на 10 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием

46. Старшая операционная медицинская сестра Устанавливается в штате поликлиники с числом должностей врачей-хирургов и врачей травматологов-ортопедов не менее 4 - вместо одной должности медицинской сестры

47. Старшая медицинская сестра регистратуры Устанавливается в поликлинике с числом должностей медицинских регистраторов не менее 8

48. Старшая медицинская сестра отделения Соответственно должностям заведующих отделениями*(5)

49. Медицинский регистратор 1,1 должности на 5 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием; 1 должность на архив рентгенкабинета (отделения) поликлиники с числом должностей врачей амбулаторного приема не менее 100; для ведения карт учета диспансеризации - из расчета 1 должность на 20 тыс. указанных карт

50. Медицинский статистик Устанавливаются в поликлиниках с числом врачебных должностей (всех): до 20 - 0,5 должности; свыше 20 до 40 - 1 должность; свыше 40 до 60 - 1,5 должности; свыше 60 - 2 должности*(6)

51. Помощник эпидемиолога 1 должность в поликлиниках с числом посещений до 300; 1 должность (вместе с врачом-эпидемиологом) в поликлиниках с числом посещений свыше 700

Продолжение таблицы 4

52. Сестра-хозяйка 1 должность

53. Санитар 1 должность: на каждую должность врача-специалиста (хирурга, травматолога-ортопеда, инфекциониста, колопрокто-лога); на каждые две должности других врачей, ведущих амбулаторный прием; на каждые 4 должности врачей-лаборантов и лаборантов; на каждые 2 должности медицинских сестер по физиотерапии, а при наличии водо-грязе-торфо-озокерито-парафинолечения - на каждую должность медицинской сестры, занятой отпуском указанных процедур; на каждую должность операционной медицинской сестры; на каждую должность медицинской сестры процедурного кабинета, но не более 1 должности на кабинет в смену; на рентгеновский кабинет в смену; на регистратуру в смену

54. Медицинский психолог Соответственно должностям врачей-психотерапевтов

55. Социальный работник Соответственно должностям врачей-психотерапевтов

Таким образом, в настоящее время деятельность амбулаторно-поликлинических учреждений регламентируется следующими основными приказами:

■ приказ Минздрава СССР от 11.10.82 № 999, утвердивший «Штатные нормативы медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тыс. человек», с последующими изменениями и дополнениями;

■ приказ Минздрава России от 16.10.01 № 371, утвердивший «Штатные нормативы медицинского и педагогического персонала детских поликлиник, входящих в состав городских и детских городских больниц, медико-санитарных частей со стационарами»;

■ приказ от 15 мая 2012 г. N 543н "Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению;

■ приказ Минздрава России от 21.03.03 № 112, утвердивший «Штатные нормативы медицинского и другого персонала Центра общей врачебной (семейной) практики»;

■ приказ Минздрава СССР от 01.10.76 № 950, утвердивший «Штатные нормативы медицинского персонала стоматологических поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тыс. человек»;

■ приказ Минздравсоцразвития России от 14.04.06 № 289 «О мерах по дальнейшему совершенствованию стоматологической помощи детям в Российской Федерации».

А также приказы о порядках оказания специализированной медицинской помощи при различных заболеваниях, в которых определяются штатные нормативы.

Выводы

1.Анализ основных нормативно-правовых документов по нормированию труда специалистов первичного звена свидетельствует о несоответствии нормативов нагрузки специалистов, установленных в прошлом столетии.

2. В период внедрения в практическое здравоохранение современных технологий оказания медицинской помощи главным инструментом рационального использования материально-технических ресурсов и кадрового потенциала для повышения качества оказания медицинской помощи является пересмотр нормативов нагрузки и штатного расписания в амбу-латорно-поликлинических учреждениях здравоохранения.

Список литературы

1. Приказ Минздрава СССР №730 от 14.09.1973 г. «Штатные нормативы медицинского персонала и работников кухонь, городских и областных (краевых, республиканских) кожно-венерологических диспансеров, отделений, кабинетов».

2. Приказ Минздрава СССР №560 от 31 мая 1979 г. «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического, педагогического персонала и работников кухонь областных,краевых и республиканских больниц взрослых и детей».

3. Приказ Минздрава СССР от 23.09.81 №1000 «О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений»

4. Приказ Минздрава СССР №1096 от 16.08. 1985 г. «О мерах по улучшению нормирования труда в системе Министерства здравоохранения СССР».

5. Стародубов В.И. Предисловие/В.И.Стародубов// Стратегия реформирования регионального здравоохранения. Матер. ежег. Росс. науч.-практ.конф. 25-26 мая 2000. - С. 3-5.

6. Стародубов В.И. Управление здравоохранением на современном этапе. Проблемы, их причины и возможные пути решения/В.И. Стародубов, Д.В. Пливень//М.: Менеджер здравоохранения. 2007. 128 с.

7. Шипова В.М.Экономические механизмы оптимизации деятельности специализированной медицинской помощи/В.М. Шипова, А.В.Левин//Под редакцией академика РАМН О.П. Ще-пина. М. Гранть. 2002. 230 с.

8. Шипова В.М. Организация нормирования труда в амбулаторно-поликлиническом учрежде-нии/В.М.Шипова, Л.Г. Попова, Л.И.Ляпунова//Здравоохранение. 2005.№12. - С. 33-38

9. Шипова В.М. Правовое регулирование нормирования труда в сфере здравоохране-ния/В.М. Шипова, Г.М. Гайдаров// Под редакцией академика РАМН Р.У. Хабриева. Иркутск: Иркутское мед. издат. 2013.

The list of references

1. Prikaz Minzdrava SSSR №730 ot 14.09.1973 g. «Shtatnye normativy medicinskogo personala i rabotnikov kuhon', gorodskih i oblastnyh (kraevyh, respublikanskih) kozhno-venerologicheskih dispanserov, otdelenij, kabinetov».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Prikaz Minzdrava SSSR №560 ot 31 maja 1979 g. «O shtatnyh normativah medicinskogo, farmacevticheskogo, pedagogicheskogo personala i rabotnikov kuhon' oblastnyh, kraevyh i respublikanskih bol'nic vzroslyh i detej».

3. Prikaz Minzdrava SSSR ot 23.09.81 №1000 «O merah po sovershenstvovaniju organizacii raboty ambulatorno-poliklinicheskih uchrezhdenij»

4.Prikaz Minzdrava SSSR №1096 ot 16.08. 1985 g. «O merah po uluchsheniju normirovanija truda v sisteme Ministerstva zdravoohranenija SSSR».

5. Starodubov V.I. Predislovie/V.I.Starodubov// Strategija reformirovanija regional'nogo zdravoohranenija. Mater. ezheg. Ross. nauch.-prakt.konf. 25-26 maja 2000. - S. 3-5.

6. Starodubov V.I. Upravlenie zdravoohraneniem na sovremennom jetape. Problemy, ih prichiny i vozmozhnye puti reshenija/V.I. Starodubov, D.V. Pliven'// M.: Menedzher zdravoohranenija. 2007. 128 s.

7. Shipova V.M.Jekonomicheskie mehanizmy optimizacii dejatel'nosti specializirovannoj medicinskoj pomoshhi/V.M. Shipova, A.V.Levin//Pod redakciej akademika RAMN O.P. Shhepina. M. Grant'. 2002. 230 s.

8. Shipova V.M. Organizacija normirovanija truda v ambulatorno-poliklinicheskom uchrezhde-nii/V.M.Shipova, L.G. Popova, L.I.Ljapunova//Zdravoohranenie. 2005.№12. - S. 33-38

9. Shipova V.M. Pravovoe regulirovanie normirovanija truda v sfere zdravoohranenija/V.M. Shipova, G.M. Gajdarov// Pod redakciej akademika RAMN R.U. Habrieva. Irkutsk: Irkutskoemed. izdat. 2013.

Информация об авторе ИвановаМаисаАфанасьевна - доктор медицинскихнаук, профессор, заведующаяотделени-емнормированиятрудамедицинскихработников ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава РФ, г. Москва, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.