Научная статья на тему 'РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКО-АРМЯНСКОГО ЦЕНТРА ГУМАНИТАРНОГО РЕАГИРОВАНИЯ'

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКО-АРМЯНСКОГО ЦЕНТРА ГУМАНИТАРНОГО РЕАГИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ / МЧС РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ / РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ ЦЕНТР ГУМАНИТАРНОГО РЕАГИРОВАНИЯ / СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ / ТЕХНОГЕННОЕ БЕДСТВИЕ / СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЕ БЕДСТВИЕ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / REPUBLIC OF ARMENIA / MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF THE REPUBLIC OF ARMENIA / RUSSIAN-ARMENIAN HUMANITARIAN RESPONSE CENTER / NATURAL DISASTER / MAN-MADE DISASTER / SOCIAL DISASTER / EMERGENCY SITUATION

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Морозова Оксана Александровна, Жукова Лилия Анатольевна

Рассмотрены стихийные, техногенные и социально-бытовые бедствия на территории Республики Армения. Приведена статистическая информация Службы спасения Армении Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Армения о бедствиях и катастрофах за период 2007-2017 гг. Проанализировано распределение бедствий по типам за 10 лет, по марзам (регионам) Республики Армения за 201-2017 гг. Даны рекомендации по совершенствованию деятельности Российско-армянского центра гуманитарного реагирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recommendations for Better Performance of Russian-Armenian Humanitarian Response Center

The paper deals with natural, man-made and social disasters in the Republic of Armenia. The statistics on disasters that occurred over the decade of 2007-2017 was provided by the Armenian Rescue Service under the Ministry of Emergency Situations of the Republic of Armenia. The authors analyze the disaster distribution by type over the decade, by marz (province) of the Republic of Armenia over the period of 2013-2017. Recommendations for improving the performance of the Russian-Armenian Humanitarian Response Center are given.

Текст научной работы на тему «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКО-АРМЯНСКОГО ЦЕНТРА ГУМАНИТАРНОГО РЕАГИРОВАНИЯ»

/66 Civil SecurityTechnology, Vol. 15, 2018, No. 4 (58) УДК 303.425, 614.8

Рекомендации по совершенствованию деятельности Российско-армянского центра гуманитарного реагирования

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2018

О.А. Морозова, Л.А. Жукова

Аннотация

Рассмотрены стихийные, техногенные и социально-бытовые бедствия на территории Республики Армения. Приведена статистическая информация Службы спасения Армении Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Армения о бедствиях и катастрофах за период 2007-2017 гг. Проанализировано распределение бедствий по типам за 10 лет, по марзам (регионам) Республики Армения за 201-2017 гг. Даны рекомендации по совершенствованию деятельности Российско-армянского центра гуманитарного реагирования.

Ключевые слова: Республика Армения; МЧС Республики Армения; Российско-армянский центр гуманитарного реагирования; стихийное бедствие; техногенное бедствие; социально-бытовое бедствие; чрезвычайная ситуация.

Recommendations for Better Performance of Russian-Armenian Humanitarian Response Center

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2018

O. Morozova, L. Zhukova

Abstract

The paper deals with natural, man-made and social disasters in the Republic of Armenia. The statistics on disasters that occurred over the decade of 2007-2017 was provided by the Armenian Rescue Service under the Ministry of Emergency Situations of the Republic of Armenia. The authors analyze the disaster distribution by type over the decade, by marz (province) of the Republic of Armenia over the period of 2013-2017. Recommendations for improving the performance of the Russian-Armenian Humanitarian Response Center are given.

Key words: Republic of Armenia; Ministry of Emergency Situations of the Republic of Armenia; Russian-Armenian Humanitarian Response center; natural disaster; man-made disaster; social disaster; emergency situation.

Статья поступила в редакцию 13.09.2018.

Технологии гражданской безопасности, том 15, 2018, № 4 (58) /67

В соответствии со Стратегией национальной безопасности (утв. Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683) «обеспечение национальной безопасности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) природного и техногенного характера, в области пожарной безопасности» осуществляется, в частности, путем «совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, ее территориальных и функциональных подсистем, а также взаимодействия с аналогичными иностранными системами».

Кроме того, в соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2018 г. № 12) одним из приоритетных направлений государственной политики является «развитие международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», предусматривающее, в том числе:

«совершенствование международной договорно-правовой базы в области чрезвычайного гуманитарного реагирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

развитие взаимодействия с иностранными центрами управления в кризисных ситуациях;

реализацию Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы, принятой на III Всемирной конференции ООН по снижению риска бедствий».

Первым из четырех приоритетных направлений реализации Сендайской рамочной программы является «Понимание риска бедствий, включающее анализ, оценку и управление риском бедствий, а также смягчение их последствий».

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2014 года № 2695-р «О подписании Соглашения между Правительством России и Правительством Армении о создании

Российско-армянского центра гуманитарного реагирования» и приказом МЧС России от 22.10.2018 № 466 «О назначении членов Правления Российско-армянского центра гуманитарного реагирования» создан и функционирует Российско-армянский центр гуманитарного реагирования (далее — Центр).

Поскольку на Центр возлагаются задачи по поддержке поисково-спасательных операций по ликвидации последствий наиболее характерных для горных регионов чрезвычайных ситуаций, обусловленных землетрясениями, оползнями, лавинами, а также по тушению пожаров, доставке гуманитарной помощи, повышению квалификации персонала национальных чрезвычайных служб и реализация других востребованных в регионе направлений защиты населения и территорий, возникает необходимость, в первую очередь, анализа бедствий на территории Республики Армения.

Учитывая вышеизложенное и тот факт, что Армения является членом СНГ, Евразийского Союза, Организации договора о коллективной безопасности, актуальность темы статьи не вызывает сомнения.

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Армения (далее — МЧС РА) было создано в 2008 году по решению президента Республики Армения. Ежемесячно Служба спасения Армении МЧС РА передает сводную информацию о ЧС, произошедших на территории республики, в Национальную статистическую службу Республики Армения.

Предметом исследования в данной работе являются бедствия на территории Республики Армения, цель работы — проведение анализа динамики и вариативности бедствий (за 10 лет), а также распределение бедствий по марзам (регионам) Республики Армения за среднесрочный период наблюдений (5 лет). При анализе использовался графический метод обработки исходных данных.

Общее количество ЧС, зарегистрированных на территории Республики Армения за период 2007-2017 гг., количество погибших и пострадавших приведено в табл. 1.

Сводная информация Службы спасения Армении МЧС РА

Таблица 1

Год Количество Численность Количество Число пострадавших Количество Число постра-

стихийных пострадавших техногенных (погибло/ранено), чел. социально-бытовых давших (погиб./

бедствий (погибло/ранено), чел. бедствий бедствий ранен), чел.

2007 396 3 (1/2) 4334 3231 (399/2832) 2848 3161 (129/3032)

2008 280 10 (3/7) 4747 3669 (449/3220) 2761 3562 (103/3459)

2009 399 2 (0/2) 3675 3147 (349/2798) 2963 3104 (113/2991)

2010 383 4(3/1) 6418 3052 (324/2728) 3015 3179 (140/3039)

2011 445 16 (7/9) 6756 3810 (377/3433) 3886 4147 (138/4009)

2012 426 6 (5/1) 6009 4379 (349/4030) 4131 4295 (210/4085)

2013 305 9 (1/8) 6394 4407 (333/4074) 4392 4846 (281/4565)

2014 499 7 (3/4) 7075 4904 (335/4569) 4502 4614 (253/4361)

2015 420 13 (1/12) 10234 5189 (386/4803) 4182 4466 (55/4411)

2016 389 6 (2/4) 7988 4820 (293/4527) 4394 4748 (59/4689)

2017 289 7 (3/4) 9287 5565 (299/5266) 4797 5471 (54/5417)

В Республике Армения приняты следующие наименования ЧС:

стихийные бедствия (российский термин — природные ЧС),

техногенные бедствия (российский термин — техногенные ЧС),

социально-бытовые бедствия (российский термин — биолого-социальные ЧС).

Количество стихийных бедствий за период 20072017 гг. приведено в табл. 2.

Количество техногенных бедствий за период 20072017 гг. приведено в табл. 3.

Количество социально-бытовых бедствий за период 2007-2017 годов приведено в табл. 4.

На основании приведенных данных проанализировано распределение бедствий по типам за 10 лет. Основной вклад в стихийные бедствия вносят: землетрясения (с силой в 1 и более баллов по шкале Рихтера) — 32%;

сильный ветер, ураган, буря, смерч, пылевая буря — 14%;

Количество стихийных бедствий за период 2007-2017 гг.

Таблица 2

Тип бедствий (ЧС) Сильный ветер, ураган, буря, смерч, пылевая буря 2007 24 2008 44 2009 55 2010 45 2011 29 2012 38 2013 48 2014 114 2015 95 2016 44 2017 50

Гроза, молния 2 1 2 3 4 9 4 3 9 4 3

Град 43 34 58 32 53 41 33 44 24 19 36

Проливной дождь 19 7 30 19 17 15 7 12 6 8 3

Оползень 7 5 9 19 12 6 6 7 3 14 4

Ливень 38 5 19 13 10 4 2 0 1 7 1

Обильный снегопад, буря, метель 15 27 7 19 41 81 77 64 39 43 17

Гололед 0 0 0 0 0 0 0 96 76 53 40

Сход снежных лавин 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 1

Лесной пожар 4 21 2 21 5 26 4 17 15 32 22

Сильная жара, засуха, суховей 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2

Отморожение в вегетационном периоде 0 2 2 0 0 0 3 0 0 1 4

Половодье рек и наводнение 86 15 37 29 39 4 8 7 10 22 10

Разрушения 3 8 3 15 8 2 9 11 8 9 19

Обвалы 3 2 5 11 5 19 32 48 52 61 27

Землетрясение (с силой в 1 и более баллов по шкале Рихтера) 152 109 170 150 222 179 72 76 82 72 49

Поднятие уровня подземных вод 0 0 0 7 0 1 0 0 0 0 1

Количество техногенных бедствий за период 2007-2017 гг.

Таблица 3

Тип бедствий (ЧС) 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Аварии товарных поездов 6 4 7 2 5 8 7 10 0 7 8

Аварии пассажирских поездов и поездов метрополитена 0 0 0 0 0 0 0 0 3 2 3

Авиакатастрофы 1 1 0 0 0 0 0 2 1 0 0

Аварии (катастрофы) на автодорогах 1943 2202 2002 1974 2319 2603 2824 3156 3399 3203 3535

Аварии водных путей сообщения 0 0 0 0 7 10 5 9 16 5 8

Пожар (взрыв) на промышленных объектах 22 44 35 35 45 44 39 29 53 58 50

Пожар (взрыв) на легковоспламеняющихся, сгорающих, производящих взрывчатые материалы, перерабатывающих и хранящих объектах 0 10 21 0 11 3 0 0 0 0 0

Пожар (взрыв) в транспорте 145 221 131 149 202 205 256 241 238 252 329

Пожар (взрыв) в жилых домах и постройках 491 539 393 447 438 539 523 540 549 1018 1114

Пожар на сельхоз-объектах, территориях 34 31 19 91 109 81 66 62 139 58 92

Пожар в местах постоянного и временного накопления мусора 428 525 270 423 432 503 570 722 851 545 759

Пожар в местах (территориях) складированного корма для скота, растительного покрова 801 727 459 2773 2710 1467 1479 1631 4258 2060 2510

Пожар (взрыв) в организациях 18 33 25 25 35 36 35 46 21 51 46

Пожар (взрыв) на социально-бытовых объектах 373 382 276 438 387 426 500 543 581 556 632

Технологии гражданской безопасности, том 15, 2018, № 4 (58) /69

Окончание табл. 3

Тип бедствий (ЧС) 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Разрушение элементов транспортных путей 32 0 4 14 14 6 2 10 11 8 6

Разрушение зданий и построек производственного значения 2 3 1 0 4 4 2 0 0 1 4

Разрушение жилых домов, зданий и построек социально-бытового значения 38 25 32 47 38 74 85 64 100 109 138

Аварии в системе канализации с массовым вытеканием опасных загрязняющих веществ 0 0 0 0 0 0 0 0 1 9 18

Аварии в тепловой системе в холодное время года 0 0 0 0 0 0 0 0 8 0 1

Аварии в системах снабжения населения питьевой водой 0 0 0 0 0 0 0 10 1 27 24

Аварии в коммунальных газопроводах 0 0 0 0 0 0 0 0 1 4 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аварии в системах электроэнергетики, сопровождающиеся отключением от электропотребления основных потребителей и обширных территорий более чем на 6 часов 0 0 0 0 0 0 1 0 3 11 8

Трещины плотин (ограждений, водных барьеров, преград), которые приводят к покрытию водой и катастрофическим волнам 0 0 0 0 0 0 0 0 1 4 0

Аварии в очистительных станциях производственных сточных вод промышленных организаций с массовым вытеканием опасных загрязняющих веществ 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2

Количество социально-бытовых бедствий за период 2007- -2017 гг. Таблица 4

Тип бедствий (ЧС) 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Отравления 2739 2664 2866 2866 3739 3925 3937 4080 3908 4253 4695

Утонули в природных и искусственных водоемах 19 21 23 41 27 25 28 24 22 22 18

Обнаружение трупа 62 55 60 68 79 140 220 198 0 0 0

Предостережение об установке взрывчатых устройств 10 3 3 13 17 11 6 22 13 8 8

Обнаружение оружия, боеприпасов 7 7 7 13 13 28 186 172 234 103 66

Эпидемии 11 11 4 14 11 2 15 6 5 8 10

обильный снегопад, буря, метель — 10%; град — 10%.

Основной вклад в техногенные бедствия вносят: аварии (катастрофы) на автодорогах — 40%; пожары в местах (территориях) складированного корма для скота, растительного покрова — 29%;

пожары (взрывы) в жилых домах и постройках — 9%;

пожары в местах постоянного и временного накопления мусора — 8%;

пожары (взрывы) на социально-бытовых объектах — 7%.

Основной вклад в социально-бытовые бедствия вносят отравления (95%).

Динамика стихийных, техногенных и социально-бытовых бедствий по годам приведена на рис. 1.

Рис. 1. Динамика стихийных, техногенных и социально-бытовых бедствий на территории Республики Армения за период

2007-2017 гг.

С 2017 года был введен тип ЧС — «сильная жара, засуха, суховей».

Для техногенных бедствий зарегистрирован устойчивый рост: аварий (катастроф) на автодорогах—в 1,8 раза, разрушений жилых домов, зданий и построек социально-бытового значения — в 3,6 раза. Наблюдается увеличение всех видов пожаров:

в 1,7 раза — на социально-бытовых объектах; в 1,8 раза — в местах постоянного и временного накопления мусора;

в 2,3 раза — на промышленных объектах, транспорте, в жилых домах и постройках; в 2,6 раза — в организациях; в 2,7 раза — на сельскохозяйственных объектах и территориях;

в 3,1 раза—в местах складированного корма для скота. Число техногенных бедствий не уменьшается. Число пострадавших (к ним относятся погибшие и раненые) устойчиво растет, за 10 лет их количество увеличилось в 1,7 раза.

С 2015 года в статистике социально-бытовых бедствий не учитывается обнаружение трупов.

Учет эвакуированных людей осуществляется для стихийных бедствий с 2013 года, для техногенных бедствий — с 2016 года.

Согласно закону «Об административно-территориальном делении Республики Армении» территория страны делится на 10 марзов (регионов): Арагацотн, Арарат, Армавир, Геагаркуник, Лори, Котайк, Ширак, Сюник, Вайоц Дзор, Тавуш. Столица РА — город Ереван.

При анализе распределения бедствий и катастроф по марзам РА и г. Еревану за 5 лет не учитываются землетрясения, дорожно-транспортные происшествия и аварии в системах электроэнергетики.

51% всех зарегистрированных бедствий приходится на г. Ереван, 10% — на регион Котайк, 7% — на регион Армавир, 6% — на регион Арарат, 5% — на регион Лори. На каждый из оставшихся регионов приходится менее 5% от общего количества бедствий.

Распределение количества ЧС по марзам (без г. Еревана) приведено в табл. 5, 6, 7 и на рис. 2.

Количество стихийных бедствий за период 20132017 гг. приведено в табл. 5.

Количество техногенных бедствий за период 20132017 гг. приведено в табл. 6.

Количество социально-бытовых бедствий за период 2013-2017 гг. приведено в табл. 7.

Количество стихийных бедствий за период 2013-2017 гг.

Таблица 5

Марзы и г. Ереван 2013 2014 2015 2016 2017 ВСЕГО

г. Ереван 18 47 35 49 45 194

Арагацотн 47 53 40 34 20 194

Арарат 4 15 11 3 6 39

Армавир 6 12 11 7 10 46

Гегаркуник 23 67 47 39 26 202

Лори 24 52 51 57 35 219

Котайк 20 32 25 18 17 112

Ширак 19 23 20 9 10 81

Сюник 33 62 48 37 25 205

Вайотц Дзор 32 30 34 43 32 171

Тавуш 7 30 16 21 14 88

Количество техногенных бедствий за период 2013-2017 гг.

Таблица 6

Марзы и г. Ереван 2013 2014 2015 2016 2017 ВСЕГО

г. Ереван 1545 1524 3035 1906 2070 10080

Арагацотн 170 205 340 223 263 1201

Арарат 201 250 478 354 318 1601

Армавир 194 201 336 249 224 1204

Гегаркуник 195 183 178 144 260 960

Лори 199 265 285 284 451 1484

Котайк 424 458 1136 754 885 3657

Ширак 202 232 248 333 338 1353

Сюник 231 276 378 231 432 1548

Вайотц Дзор 102 147 152 151 171 723

Тавуш 106 178 269 156 340 1049

Технологии гражданской безопасности, том 15, 2018, № 4 (58) /71

Количество социально-бытовых бедствий за период 2013-2017 гг.

Таблица 7

Марзы и г. Ереван 2013 2014 2015 2016 2017 ВСЕГО

г. Ереван 2716 2896 2688 2821 3250 14371

Арагацотн 88 127 130 101 98 544

Арарат 319 269 297 236 260 1381

Армавир 387 393 326 464 451 2021

Гегаркуник 168 199 190 224 150 931

Лори 129 143 128 136 115 651

Котайк 296 252 226 238 243 1255

Ширак 213 142 129 108 110 702

Сюник 27 23 32 29 49 160

Вайотц Дзор 25 44 24 23 17 133

Тавуш 24 14 12 14 54 118

Выводы

Проведенный анализ статистической информации Службы спасения Армении МЧС Республики Армения о бедствиях и катастрофах за период 2007-2017 гг., установленное распределение бедствий по типам бедствий за 10 лет, по марзам (регионам) Республики Армения — за 5 лет (2013-2017 гг.) могут быть полезными для Центра:

1. В качестве понимания риска бедствий и использоваться Центром для прогнозирования риска бедствий с целью адекватного и эффективного реагирования на бедствия.

2. Для проведения на его основе оценки риска бедствий Республики Армения.

3. Разработки рекомендаций на основе профиля риска бедствий Республики Армения с целью совершенствования деятельности Центра для предупреждения бедствий.

Литература

Сайт Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Армения http://www.mes.am

Ежегодный отчет Национальной статистической службы Республики Армения «Социально-экономическое положение Республики Армения» http://www.armstat.am В Армении пожарные расчеты Южного военного округа и МЧС Армении провели тактико-специальные учения. https://ru. armeшasputшk.am/armeшa/20180807/13728148/pozl^amye-raschety-rossijskoj-voennoj-bazy-i-mchs-armemi-proveli-sovmestnye-ucheniya.html

МЧС Армении подписало план сотрудничества с российской

военной базой https://ria.ru/world/20171226/1511767047.html

Ил-76 МЧС России летит в Армению на помощь http://hayk.

media/il-76-mchs-rossii-letit-v-armeniyu-na-pomoshh/

ВБ продолжает сотрудничество с МЧС Армении http://

analitikaua.net/2018/vb-prodolzhaet-sotrudnichestvo-s-mchs-

armenii/

Россия направила в МЧС Армении современную технику https://ru-bezh.ru/gossektor/rossiya-napravila-v-mchs-armenii-sovremennuyu-texniku

РФ помогает МЧС Армении — Цолакян https://polit.info/428614-rf-pomogaet-mchs-armenii-colakyan

6

2

7

Сведения об авторах

Морозова Оксана Александровна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС

(ФЦ), зам. нач. отдела.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

oxana_morozova@list.ru SPIN-код — 2004-3929.

Жукова Лилия Анатольевна: к. н. гос. упр., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-mail: lili.zhuk@yandex.ru SPIN-код — 3622-7692.

Information about authors

Morozova Oxana A.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Deputy Head of Departament. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: oxana_morozova@list.ru SPIN-scientific — 2004-3929.

Zhukova Lily A.: PhD Public Administration, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Researcher of the Research Center. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: lili.zhuk@yandex.ru SPIN-scientific — 3622-7692.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.