УДК 27-75
Рекомендации по организации работы сестричества в православном храме
Протоиерей Сергий Иванович Рубежанский кандидат философских наук, ст.преподаватель Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород rubej31@mail.ru
Некрасов Иван Владимирович, воспитанник 4 курса Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород nekras31 rus@mail.ru
Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос организации работы сестричества в православном храме. Особый акцент в статье делается на основные требования, предъявляемые к сестрам милосердия: оперативность принятия решений по оказанию сестринской помощи, опыт и навыки, быстрота и четкость выполнения возложенных обязанностей. К основным выводам можно отнести следующее: деятельность сестер милосердия в наше время становится самостоятельной, освобожденной от медицинского аспекта, духовной деятельностью, направленной в первую очередь на спасение, исцеление души больного человека.
Ключевые слова: сестричество; сестры милосердия; социальное служение Русской Православной Церкви.
Recommendations for organization of Sisterhood'activity in the Orthodox Church
Archpriest Sergei I. Rubezhanskii
Ph.D.,
Senior lecturer of the Belgorod Theological seminary
(with missionary orientation), Russia, Belgorod rubej31@mail.ru
Nekrasov Ivan V.,
student of the 4th course of the Belgorod Theological Seminary
(with missionary orientation), Russia, Belgorod nekras31 rus@mail.ru
Abstract: In the article organization of the Sisterhood's work in the Orthodox Church is examined. Special emphasis is done on the basic requirements for sisters of mercy: promptness of making responsible decisions on provision of nursing care, experience and skills, speed and accuracy of performing assigned duties. Main conclusions are as follows: activity of sisters of mercy nowadays becomes independent, freed from a medical aspect, spiritual activities are aimed primarily at saving, healing the soul of a sick person.
Key words: sisterhood; sisters of mercy; social service of the Russian Orthodox Church.
Вопрос о необходимости оказания социальной, бытовой и медицинской помощи пожилым, одиноким, больным, вдовам и престарелым священнослужителям в приходах ставит сама жизнь. Патронажная служба создается и развивается как юридическое лицо, его часть, в нашем случае -как подразделение общины сестер милосердия - сестричества.
Положить начало работе может инициативная группа из двух-трех человек, желательно, чтобы среди них был один медицинский работник. Начинать надо с благословения настоятеля храма. Можно провести анкетирование среди прихожан и выявить желающих оказывать посильную помощь больным. Вначале необходимо установить некоторые ограничения. Например, оказывать помощь только больным прихожанам или престарелым, проживающим вблизи храма, оказывать только бытовую или только санитарную помощь.
Схема организации может быть простая, линейная: все просьбы по уходу от больных, родственников, сочувствующих и других доверенных и заинтересованных лиц поступали непосредственно к руководителю службы -старшей сестре [1, с.24]. Просьбы записывать в журнал, и начиналась работа по подбору исполнителей из числа штатных сестер, членов сестричества, добровольных помощников и прихожан храма.
Можно организовать выездную бригаду, в которую можно набирать неограниченное количество сестер, работающих по совместительству в других подразделениях, больницах, имеющих опыт практического патронажного дела и готовых выезжать в свободное от основной работы время.
Требования к сестре: оперативность принятия решений по оказанию сестринской помощи, опыт и навыки. Обязательность, быстрота и четкость выполнения, готовность сестры выехать по первому требованию в любое место независимо от территориального положения и к любому больному. Такую выездную службу можно создавать только на базе уже хорошо и планово организованной патронажной службы, имеющей опыт работы в течение ряда лет.
При большом объеме поступающих просьб, очень важно не потерять ни одну из них. Поэтому необходим строгий учет, обязательная запись, контроль выполнения, строгое архивное хранение информации, создание базы данных. Просьбы принимаются от родственников, попечителей или иных ответственных за больных лиц. На каждого принятого больного заводится документация.
Периодически бригада в полном составе с участием врача и старшей сестры собирается для того, чтобы выявить проблемы работы на своем посту, выслушать предложения и наметить решения. Такие встречи дают возможность проговорить вслух свои размышления, разрешить сомнения и недоразумения и просто быть услышанными [2, с.53].
Для больного, требующего продолжительного по времени ухода, иногда в течение пяти-семи и более лет, такая группа сможет не только обеспечить бесперебойный уход (взаимозаменяемость сестер во время отпусков, болезни, отъезда, учебы, богослужений и т.д.), но и даст больному человеку широкий круг общения с людьми разного профессионального уровня, интеллекта, образования, кругозора, душевных и духовных качеств.
Таким образом, приоритеты - это вся совокупность нужд больного, а критерии оценки работы - стабилизация или улучшение состояния больного, изменение качества его жизни, включающее и духовное возрастание.
Социальное служение всегда было главной сферой деятельности религиозных организаций, и значительное место в этом процессе занимала Русская православная церковь, в частности, ее братства и общины сестер милосердия.
Благотворительность и милосердие как социальная форма деятельности в современной России становится неотъемлемой частью духовной жизни общества и формирования общественного сознания. Но поскольку церковная форма благотворительности в послереволюционный период была прервана и традиции утрачены, сегодня встала проблема возрождения общественно-церковной благотворительности.
Православные братства и сестричества, имеющие глубокие исторические корни, являются одной из форм социальной деятельности Церкви. Возрождение в нынешний период этого института имеет большое практическое значение. Сестры милосердия, помимо основных обязанностей, не оставляют без внимания и духовную сторону общения с больными, хотя и
не имеют для этого специального времени. В этом смысле важна требная работа в больнице. Она не является совсем новым явлением. Но новизна состоит в том, что эта деятельность утвердилась в качестве самостоятельной, изменилась направленность работы сестер милосердия: с медицинского аспекта на духовный, ставший - главным. С увеличением времени на духовное общение работа требных сестёр становится более глубокой и разносторонней, позволяет поддерживать и приобщать человека к участию в церковных Таинствах. У священника же благодаря требным сестрам появляется возможность не от случая к случаю, а регулярно посещать отделения больницы, приходить к большему кругу верующих людей. Если эта деятельность получит развитие - расширится и круг людей, признательных за бесценные дары, полученные в больнице.
Библиография
1. Зубанова С.Г., Рузанова Н.П., Патюлина Н.Д. Социальное служение РПЦ: традиции и современность. - М.: Мысль, 2012. - 264 с.
2. Иванов, В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Курс лекций [Текст] / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. -190 с.
3. Ромм, М.В., Ромм Т.А. Теория социальной работы. Учебное пособие [Текст] /М.В. Ромм, Т.А. Ромм. - Новосибирск, 2009. - 250 с.
4. Карташов, A.B. Очерки по истории Русской церкви. В 2-х томах. Т. 1. [Текст] / А.В. Карташов. - М., 1993. - 345 с.
5. Кроль, В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / В.М. Кроль. - М.; Высш. шк., 2003. - 210 с.
6. Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учеб. Пособие [Текст] / В.А. Никитин. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 280 с.