Научная статья на тему 'Рекомендации научной конференции «Актуальные вопросы разработки научно#методической базы проведения оценки нормативных правовых актов Российской Федерации на коррупциогенность», проведенной 5 ноября 2008 г. , в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ)'

Рекомендации научной конференции «Актуальные вопросы разработки научно#методической базы проведения оценки нормативных правовых актов Российской Федерации на коррупциогенность», проведенной 5 ноября 2008 г. , в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
114
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рекомендации научной конференции «Актуальные вопросы разработки научно#методической базы проведения оценки нормативных правовых актов Российской Федерации на коррупциогенность», проведенной 5 ноября 2008 г. , в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ)»

Меры административно-правового воздействия должны выполнять не только наказательную функцию, но, главным образом, — профилактическую, превентивную, удерживая, возможно, значительную часть служащих от совершения более тяжких деяний, в случае если оставить зарождающуюся коррупцию без должного государственного реагирования.

Министр юстиции Чувашской Республики В. П. Петров отметил, что в июне 2007 г. в Чувашской республике были приняты: Закон «О противодействии коррупции», Программа противодействия коррупции, постановление Кабинета Министров «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов».

Министерство юстиции Чувашской Республики в 2008 г. провело антикоррупционную экспертизу 38 проектов

законов, 27 проектов указов Президента Чувашской Республики, 379 проектов постановлений. В результате — 35 нормативных актов содержали коррупционные факторы, которые могли бы впоследствии реализовываться государственными служащими.

Подводя итоги обсуждению проблем, Ю. А. Тихомиров отметил, что должна быть определена четкая классификация актов и система актов. Для практики необходимо более интенсивно разрабатывать практические рекомендации, а также наладить деловой и функциональный обученческий процесс, начиная с высших учебных заведений, где преподавание теории права и отраслевых дисциплин нуждается в совершенствовании.

М. А. Хатаева,

научный сотрудник ИЗиСП при Правительстве РФ

Рекомендации Научной конференции «Актуальные вопросы разработки научно-методической базы проведения оценки нормативных правовых актов Российской Федерации

на коррупциогенность», проведенной 5 ноября 2008 г., в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ)

Преодоление коррупции является важнейшей задачей российского государства, общества и граждан. Национальный план противодействия коррупции, утвержденный 31 июля 2008 г., предусматривает комплекс мер, направленных на повышение эффективности законодательства и государственного управления. Пока не обеспечивается зависимость между эффективностью использования правовых средств и уровнем коррупции. Коррупционные проявления во многом становятся возможными из-за низкого качества нормативных правовых актов, слабой работы органов публичной власти. Поэтому особого внимания заслуживает анализ нормативных правовых актов на коррупциогенность.

Участники научной конференции рекомендуют:

1. Признать актуальной комплексной задачей всех отраслей юридической на-

уки разработку научно-методической базы проведения оценки нормативных правовых актов Российской Федерации на коррупциогенность. Эта база должна включать систему научных понятий, принципы, организацию и метод оценки нормативных правовых актов на кор-рупциогенность и охватывать стадии подготовки, принятия и реализации нормативных правовых актов. Это позволит создать систему, обеспечивающую комплексное решение проблемы коррупциогенности в различных отраслях законодательства.

2. Государственным органам, муниципальным органам городских округов и муниципальных районов, научным центрам и независимым экспертам проводить систематический анализ качества нормативных правовых актов с использованием разных методов. Целесообразно расширить использование социологи-

Журнал российского права № 12 — 2008

ческих методов, возможностей информационно-коммуникационных систем.

Требуется активизировать действия в качестве субъектов оценки нормативных правовых актов: структурных подразделений органов власти, обеспечивающих качество проектов нормативных правовых актов; структурных подразделений органов власти, осуществляющих мониторинг их правоприменения; научно-исследовательских организаций, специализирующихся на научных исследованиях в области права; исследовательских и экспертных групп, специально сформированных для оценки нормативных правовых актов на кор-рупциогенность.

3. Проводить многоаспектный анализ информации о состоянии и динамике общественных отношений, регламентируемых рассматриваемыми нормативными правовыми актами. Анализ документооборота позволяет обнаруживать неправомерные действия органов и должностных лиц. При его проведении следует изучать документацию органа, учреждения и предприятия и сопоставлять ее с установленной номенклатурой дел; рассматривать содержание документов, которые были подготовлены и представлены в связи с реализацией нормативных правовых актов на предмет отклонения от требований нормативных правовых актов; выявлять лиц, заинтересованных в использовании необязательных документов.

4. Уделять особое внимание при проведении оценки нормативных правовых актов на коррупциогенность анализу служебного поведения должностных лиц, участвующих в их подготовке, принятии и реализации. Поведение должностных лиц, отклоняющееся от их правового статуса, может быть выявлено путем проверки соответствия фактически совершенных действий нормативно установленной компетенции должностного лица; оценки полученных материально-финансовых благ и их соответствия нормативным основаниям; определения фактического круга «клиентов».

5. Подготовить субъектам права законодательной инициативы изменения в законодательство, направленные на со-

вершенствование механизма правоприменения и устранение коррупции в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции. При подготовке указанных изменений исходить из необходимости четкого определения оснований и видов юридической ответственности должностных лиц, государственных служащих за коррупционные правонарушения.

6. Органам государственной власти, осуществляющим контроль качества проектов нормативных правовых актов, разработать антикоррупционные требования к нормативным правовым актам и обеспечить их соблюдение на всех стадиях нормотворческого и правоприменительного процессов. Эти требования должны учитывать специфику реализации подзаконных нормативных правовых актов, способствовать выявлению и устранению из текстов нормативных правовых актов и их проектов корруп-циогенных норм.

7. Разработать и утвердить в государственных и муниципальных органах порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов на коррупциоген-ность; образовать специальную структуру для проведения экспертизы (комиссию по антикоррупционной экспертизе правовых актов в составе руководителей аппарата, правовой службы, специалистов отраслевых и функциональных подразделений; комиссию или группу ad hoc применительно к отдельным актам и т. п.) и определить порядок ее работы.

8. Рекомендовать судебным органам при рассмотрении уголовных и гражданских дел, связанных с проявлениями коррупционного характера, а также при осуществлении нормоконтроля выявлять в нормативных правовых актах и локальных актах нормы и предписания, способствующие коррупции, и добиваться их устранения путем вынесения частных определений в адрес государственных органов и должностных лиц, принявших соответствующие акты. При проведении обобщений судебной практики по делам о взяточничестве, коммерческом подкупе и иных проявлениях коррупции обращать внимание на наличие в соответствующих нормативных правовых

актах коррупциогенных факторов и принимать меры к их устранению.

9. С целью проведения системной антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, обеспечить доработку и принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, направленных на регламентацию правил и методики проведения экспертизы нормативных правовых актов на коррупциогенность. Разработать соответствующие изменения в регламенты Правительства РФ и палат Федерального Собрания РФ, а также в регламентирующие акты органов государственной власти субъектов Федерации.

10. Разработать согласованные подходы к подготовке и использованию методик оценки нормативных правовых актов на коррупциогенность. Это позволит при подготовке ведомственных и региональных методик оценки специфических нормативных правовых актов на коррупциогенность руководствоваться общими подходами.

11. Расширить обучение в высших учебных заведениях, институтах и центрах повышения квалификации основам антикоррупционной деятельности, включая изучение механизма анализа и оценки нормативных правовых актов на коррупциогенность.

■•к

-0Я"

15-летию Конституции Российской Федерации посвящается

(Обзор научно-практической конференции «<Конституция, закон и социальная сфера общества)

В рамках празднования пятнадцатилетия Конституции Российской Федерации 1 декабря 2008 г. в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (далее — ИЗиСП) состоялась научно-практическая конференция «Конституция, закон и социальная сфера общества».

Конференция получила широкий резонанс: в ее работе приняли участие представители Совета Федерации и Государственной Думы ФС РФ, Администрации Президента РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Конституционного Суда РФ и ведущих научных организаций (как отечественных, так и зарубежных) и образовательных учреждений.

В конференции приняли участие представители юридической обществен-

ности и органов государственной власти из Беларусси, Украины, Казахстана, а также участники из Архангельска, Брянска, Белгорода, Воронежа, Екатеринбурга, Омска, Пензы, Южно-Сахалинска, Саратова, Санкт-Петербурга, Тамбова, Челябинска, Москвы и Московской области, других городов Российской Федерации.

Конференцию открыла член-корреспондент РАН, доктор юридических наук, профессор, директор ИЗиСП Т. Я. Хабри-ева Она выступила с докладом на тему: «Российская модель социального государства». Социальное государство в докладе рассматривается в тесной связи с идеей социальных прав, которые в современных условиях получили широкое конституционное закрепление и являются результатом борьбы народов за улучшение своего экономического поло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.