Научная статья на тему 'Рекомендации эксперту на стендовой сессии конференции «Тропой открытий В. И. Вернадского»'

Рекомендации эксперту на стендовой сессии конференции «Тропой открытий В. И. Вернадского» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТИЗА / ЭКСПЕРТ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ / СТЕНДОВАЯ СЕССИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонтович Александр Владимирович

В статье представлен регламент рассмотрения исследовательских работ учащихся на очном этапе Всероссийского конкурса «Тропой открытий В.И. Вернадского» для учащихся 5-7 классов. Даны рекомендации экспертам для их работы с учащимся в рамках стендовой сессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леонтович Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рекомендации эксперту на стендовой сессии конференции «Тропой открытий В. И. Вернадского»»

Конкурсы исследовательских работ учащихся

Леонтович

Александр Владимирович,

к. психол. н., ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», председатель Межрегионального общественного Движения творческих педагогов «Исследователь», председатель оргкомитета Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского и Всероссийского конкурса «Тропой открытий В.И. Вернадского», г. Москва, [email protected]

Экспертная система разрабатывалась с участием основного состава Оргкомитета Конкурса имени В.И. Вернадского, в том числе А.С. Саввиче-ва, Н.В. Свешниковой, А.С. Обухова, Е.М. Гурвич, Г.Л. Данильцева, О.Д. Калачихиной, А.В. Штейн и др.

Ряд позиций в тексте рекомендаций эксперту конференции «Тропа открытий В.И. Вернадского» идентичны общим требованиям Конкурса имени В.И. Вернадского. Для целостности текста рекомендаций они сохранены.

Рекомендации эксперту на стендовой сессии конференции «Тропой открытий В.И. Вернадского»

1

В статье представлен регламент рассмотрения исследовательских работ учащихся на очном этапе Всероссийского конкурса «Тропой открытий В.И. Вернадского» для учащихся 5-7 классов. Даны рекомендации экспертам для их работы с учащимся в рамках стендовой сессии.

Ключевые слова: экспертиза, эксперт, исследовательские работы, стендовая сессия.

Порядок проведения конкурса регулируется соответствующим Положением (http://vernadsky.info/info/trail_terms). Для того чтобы эксперт мог профессионально подойти к беседе с автором работы, которому 11-14 лет, ему необходимо представлять себе специфику психического развития в этом возрасте. «В этом возрасте происходит переход от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых совместно с классом под руководством учителя к новой внутренней позиции обучающегося - направленности на проектность, на самостоятельный познавательный поиск и образовательный выбор, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества. У ребят формируются абстрактные формы мышления, проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, возрастает значение коллектива, общественного мнения. Подростковая любознательность отражает увеличивающийся интерес школьника к миру за пределами школы, ощущение своих возросших возможностей и имеет существенное значение для «подпитки» чувства взрослости. При этом может проявляться склонность к смелым аналогиям, поспешным обобщениям, умозаключениям, основанным на неполной индукции» (М.Р. Битянова).

Если для ребят в начальной школе эксперт является безусловным авторитетом, его слова не ставятся под сомнение, то учащиеся 5-7-х классов уже начинают анализировать,

Рекомендации эксперту на стендовой сессии конференции «Тропой открытий В.И. Вернадского»

Леонтович Александр Владимирович

относиться к личностным качествам взрослых. У них формируются новые критерии оценки деятельности и личности взрослого, свой круг понятий и представлений, которые нередко не совпадают с понятийной системой взрослых, поэтому очень важно соотнести свой «язык» с «языком» подростка при обсуждении работы. При этом предметное содержание работы, углубление в фактические данные и методы, как правило, не являются ведущим фокусом интереса автора работы. Главное - как он выполнил работу, как она оценивается референтными для него сверстниками и взрослыми. Поэтому на «Тропе...» для эксперта особенно важен объективный анализ работ, мотивирующая экспертиза и владение «языком», понятным автору. Главные задачи эксперта:

- завоевать доверие и установить контакт с автором работы со значимым специалистом, но не с предметной, а с личностной позиции;

- понять собственный мотив автора при выполнении работы, его направленность и способ реализации при выполнении работы;

- понять, насколько автор последовательно придерживается норм, установленных в рамках «Чтений.» и «Тропы.», и принимает их как свои;

- понять, насколько автор овладел методом исследования на материале того предмета, который он выбрал.

В рамках конференции «Тропой открытий В.И. Вернадского» проходит стендовая сессия (выставка представленных работ). Стенд (постер) - один из способов представления результатов исследовательской работы, который, наряду с другими принятыми способами (устный доклад, компьютерная презентация и др.), широко используется при проведении конференций и конкурсов. Рекомендации по оформлению стенда отражены в Приложении. Разделы стенда: 1) Название работы. 2) Введение (обзор проблемы). 3) Цель и задачи. 4) Методы исследования или проектирования. 5). Результаты. 6) Выводы. 7) Литература. 8) Благодарности.

Экспертиза - процесс исследования (в противоположность формальной оценке) экспертом соответствия представленного стендового сообщения нормам исследования, требованиям Положения и качества выполнения работы, включенности автора в тематику работы, основанного на личном опыте и знаниях эксперта.

Как было сказано выше, главным предметом экспертизы на конференции для учащихся 5-7-х классов не является качество выполненной работы с точки зрения науки. Предмет - освоенность учащимся норм исследовательской работы, понимание особенностей ее планирования, мотивация и включенность в процесс, наличие конструктивных планов на продолжение работы. Именно поэтому критерии оценки отличаются от критериев, принятых для оценки работ учащихся 8-11-х классов (для которых уровень

Конкурсы исследовательских работ учащихся

собственно исследовательской части и качество полученных предметных результатов выходят на первый план). И секции организованы не по предметно-тематическому принципу: все гуманитарные и все естественнонаучные работы рассматриваются вместе. Главным является психологический план рассмотрения работы, предметно-тематический аспект уходит на второй план.

Работу секции организует руководитель секции из числа специалистов в области методологии исследовательской работы со школьниками и возрастной психологии.

Главным Вашим рабочим документом является экспертный лист, в котором содержатся параметры и критерии оценки работы, а также перечень работ. Проставляя баллы по каждому параметру, Вы фиксируете Ваше экспертное отношение к работе, это является первым этапом экспертизы. На втором этапе экспертизы проходит обсуждение работ секции всеми экспертами в закрытом режиме, соотнесение оценок и их аргументации у разных экспертов. Обращаем внимание, что экспертный лист носит рекомендательный характер, в процессе обсуждения эксперты могут по-своему интерпретировать критерии, но в соответствии с концепцией конференции «Тропой открытий В.И. Вернадского». Недопустимо выявление лауреатов и победителей номинаций простым подсчетом баллов, без обсуждения. На основании обсуждения составляется итоговый протокол работы секции.

Порядок работы у стенда

Комиссия (эксперт) подходит к стенду, знакомится с автором.

Время работы одной комиссии у стенда - не более 10 минут.

Далее комиссия берет интервью у автора. Главное - вызвать автора на живую беседу, «оторвать» его от напечатанного текста, обсудить реально интересующие его аспекты выполненной работы. Руководитель комиссии может предложить автору два варианта:

1) «Расскажите, пожалуйста, о Вашей работе в целом»;

2) «Расскажите, пожалуйста, об определенном аспекте Вашей работы».

В каждом случае сообщение автора не должно превышать 4 мин., обозначаются основные блоки выполненной работы.

Очень важно не заслушивать заученный текст, а сразу попытаться наладить беседу. Для этого возможно использовать приемы: «Я предварительно ознакомился с текстом работы, меня заинтересовали следующие конкретные вопросы».

Каждый член комиссии может задать вопрос.

Руководитель комиссии следит за:

1) конструктивностью вопросов и ответов;

2) соблюдением регламента (вопрос с ответом не должен занимать больше 2 минут);

3) соответствием вопросов критериям оценки.

Рекомендации эксперту на стендовой сессии

конференции «Тропой открытий В.И. Вернадского» _

Леонтович Александр Владимирович

По окончании интервью члены комиссии заполняют экспертный лист по каждому из критериев.

Комиссия имеет право ознакомиться с полным текстом работы.

Оргкомитет рассматривает стендовую сессию прежде всего как форму образовательной работы с учащимися и их руководителями, а не как форму оценки представленных результатов. Это означает, что эксперт выполняет функцию обучения учащегося и методической консультации его руководителя. Он должен найти правильный тон разговора с учащимся в соответствии с его возрастом и эмоциональным состоянием, на равных, но соблюдая дистанцию; без высокомерия или фамильярности. В процессе интервью эксперт должен:

- дать ответы на вопросы, на которые учащийся не смог ответить;

- порекомендовать путь дальнейшего развития работы;

- зафиксировать неверные положения;

- для руководителя (при необходимости вне присутствия автора) - охарактеризовать качество руководства работой, обратить внимание на методические успехи и недочеты. Руководитель работы имеет право присутствовать при защите, но не имеет права что-либо пояснять в работе, отвечать на вопросы. Возможны вопросы к эксперту. Если руководитель начинает вмешиваться в рассказ автора, это наказывается в критерии «балл предпочтения экспертной комиссии».

Характерные ошибки в работах:

- сильное превышение установленного объема;

- отсутствие структуры работы (неопределенность целей и задач, методов, результатов и выводов);

- чрезмерная широта темы, что ведет к невозможности ее раскрытия школьником;

- реферативный характер работы;

- необоснованное или некорректное использование социологических опросов.

Характерные ошибки экспертов:

- прослушивание всего монолога учащегося без учета регламента;

- вопросы на фактическое знание материала без привязки к задачам работы, или отсутствие вопросов

- отсутствие позитивного обсуждения результатов работы и советов автору на будущее.

Конкурсы исследовательских работ учащихся

Результаты работы экспертной комиссии

После окончания работы секции эксперты обсуждают результаты и подводят следующие итоги:

- определяют лауреатов (не более 1/4 от общего количеств работ) - по структуре и типу нет серьезных замечаний; автор мотивирован и разбирается в теме.

- номинации (работы, которые хочется отметить за какой-то особый аспект).

- индивидуальные формулировки каждому автору с личным отношением экспертов к результатам его труда и пожеланиями на будущее.СТ

Приложение.

Рекомендации по оформлению стендового доклада на конференции «Тропой открытий В.И. Вернадского»

Стендовая форма представления является основной в рамках конференции «Тропой открытий В.И. Вернадского». Эта форма принята в современной международной практике как наиболее отвечающая легкости и концентрированности восприятия содержания конференции ее участниками. Стенд должен удовлетворять следующим условиям:

Наглядность. При беглом взгляде на стенд у зрителя должно возникать представление о тематике и характере работы.

Соотношение иллюстративного и текстового материала устанавливается примерно 1:1. Иллюстративный материал (фотографии, диаграммы, графики, блок-схемы и т. д.). Текстовая информация должна быть выполнена шрифтом, свободно читающимся с расстояния 50 см.

Оптимальность количества информации. Она должна позволять зрителю за 1-2 минуты полностью изучить стенд.

Популярность. Сложность изложения информации должна быть такой, чтобы участники чтений, учащиеся 9-11 классов понимали, о чем идет речь. Более сложную и терминологически корректную информацию докладчик может дать в беседе у стенда. Структура стенда должна содержать следующие основные элементы:

• Цели и задачи работы.

• Что было сделано в процессе выполнения работы. Методы, с помощью которых выполнялась работа.

• Основные результаты.

• Выводы.

Методы и результаты рекомендуется представлять, по возможности, в графическом или иллюстративном (фото объекта, хода работы) виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.