Научная статья на тему 'Рекомендации для технологического процесса ремонта и эксплуатации сельскохозяйственной техники'

Рекомендации для технологического процесса ремонта и эксплуатации сельскохозяйственной техники Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
275
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕМОНТ / ТЕХНИКА / ТЕХНОЛОГИЯ / ЭКОНОМИЯ / REPAIR / MACHINERY / TECHNOLOGY / ECONOMY

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Захаров Сергей Васильевич, Квашин Владимир Павлович

Представлены практические рекомендации для технической эксплуатации и ремонта сельскохозяйственной техники которые могут дать определенный экономический эффект и позволят увеличить срок службы техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical recommendations are presented for technical exploitation and repair of agricultural machinery which can give a certain economic effect and will allow to increase the term of service of the machinery.

Текст научной работы на тему «Рекомендации для технологического процесса ремонта и эксплуатации сельскохозяйственной техники»

Захаров С.В., Квашин В.П. Рекомендации для технологического процесса ремонта и эксплуатации сельскохозяйственной техники // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№3(6) июль - сентябрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2016-god/5/29-statya-2016-2/389-00139. - ISSN 24134066

УДК 631. 3

Захаров Сергей Васильевич

Старший преподаватель ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск sv.zakharov@omgau.org

Квашин Владимир Павлович

Кандидат технических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск vp.kvashin@omgau.org

Рекомендации для технологического процесса ремонта и эксплуатации сельскохозяйственной техники

Аннотация. Представлены практические рекомендации для технической эксплуатации и ремонта сельскохозяйственной техники которые могут дать определенный экономический эффект и позволят увеличить срок службы техники.

Ключевые слова: ремонт, техника, технология, экономия.

Одной из причин выхода из строя корпусных деталей сельскохозяйственной техники являются трещины.

Корпусные детали дорогостоящие, поэтому есть смысл в их реставрации [1]. Предлагается новая упрочняющая технология ремонта трещин в слабых элементах базовых деталей, исключающая все виды разделки и засверливания концов трещин перед их свариванием. При этом применяется не обычная сварка вдоль трещины, а сварка трещин поперечными короткими (15-20мм) сварными валиками с перекрытиями их на одну треть ширины. После сварные швы не подвергают механической обработке и дополнительным покрытиям.

Преимущества данной сварки:

- невысокая склонность к образованию околошовных трещин;

- мягкое стягивание трещины, до 0,1 мм.;

- возможность сварки короткими (15-20 мм.) валиками;

- отсутствие перекрестных швов;

- возможность сварки трещины там, где выполнить разделку невозможно;

- обеспечение необходимой герметичности и прочности швов;

- сварка стенок с двух сторон, причем в одном и том же месте 2-4 раза; -исключение проковки швов.

При внедрении новых технологий для ремонта корпусных деталей обеспечивается восстановление 100% ресурсов блоков цилиндров при стоимости 8-13% от стоимости новых, 10-15% - от стоимости новых коленчатых валов и 10-23% от стоимости новых головок

цилиндров, а также сокращение расхода базовых деталей двигателей при их ремонте в 5-10 раз.

Одним из важных показателей, влияющих на моторесурс отремонтированных двигателей, является балансировка его механизмов. По результатам исследований установлено, что балансировка механизмов двигателей обеспечивает следующие показатели:

- снижение скорости изнашивания шатунных подшипников на 30%;

- шеек коленчатых валов на 40-45%;

- увеличение межремонтного ресурса отремонтированных двигателей на 15-20%

Ремонт техники на специализированных ремонтных предприятиях позволяет повысить

качество ремонта и снизить затраты на ремонт. Если увеличивать количество техники, отремонтированной на специализированных ремонтных предприятиях с 6 - 7 до 24-27%, то ее готовность повысится на 17-22%.

Важное место в технологическом процессе ремонта машин занимает обкатка отремонтированной техники. К примеру, применение рациональной технологической обкатки двигателя дает повышение средней наработки на отказ от увеличения продолжительности обкатки с 1 до 5 часов в 1,3-2,0 раза.

Одним из резервов повышения качества ремонта машины является внедрение входного контроля. Внедрение входного контроля только топливной аппаратуры позволяет уменьшить число рекламаций по топливным насосам высокого давления на 30-35%.

Финишная антифрикционная обработка гильз цилиндров (ФАО) позволяет увеличить срок службы двигателей. Применение ФАО исключает задиры во время обкатки и эксплуатации гильз цилиндров, повышает ресурс сопряжения на 30-50% в сравнении с сопряжением без покрытия, вследствие уменьшения сил трения.

Одним из доступных направлений повышения эффективности эксплуатации сельскохозяйственной является ресурсосбережение [2]. Основные затраты при выполнении механизированных работ приходится на топливо смазочные материалы (ТСМ).

Среди факторов, влияющих на экономию ТСМ можно выделить следующие:

-качество регулирования топливных насосов высокого давления (ТНВД), форсунок, механизма газораспределения, систем питания и освещения, давления в шинах рабочих органов, муфта сцепления, тормозов, подшипников;

- способ заправки ТСМ;

- состояния средств заправки, радиатора, деталей цилиндропоршневой группы, воздухоочистителя;

- температурный режим двигателя;

- повышенная вязкость масла;

- квалификация механизатора;

- работа двигателя на холостом режиме;

- течи ТСМ;

- использование переднего ведущего моста на транспортных работах и хороших дорожных условиях;

- переход на более дешевое альтернативное топливо.

В таблице 1 приведены основные причины потерь топлива.

Таблица 1.

Основные причины потерь топлива в двигателях

Причины потерь топлива Объем потерь, %

1. Неправильная установка топливного насоса до 5

2. Понижение температуры охлаждающей жидкости (до 40-50%) 8-10

3. Неисправность одной форсунки 30-35

4. Засорение воздухоочистителя 4-5

5. Работа трактора вхолостую (1-2 часа в смену) 2-3

6.Использование переднего ведущего моста на транспортных работах в хороших условиях до 10

7. Неправильная регулировка зазоров ГРМ 5-7

8. Недогрузка мощности двигателя на 40, 50 ,60, 70% 7,10,15,27

Как видно из таблицы при недогрузке двигателя потери топлива составляют 7-27%. Для уменьшения этих потерь можно использовать указатель загрузки двигателя, который показывает трактористу-машинисту какую передачу необходимо включить.

Немаловажное значение в экономии ТСМ играет расход масел. Связанно это с тем, что стоимость масел примерно в 2 раза выше, чем стоимость топлива. В таблице 2 приведены нормы расхода моторных и трансмиссионных масел для некоторых тракторов по отношению к израсходованному топливу, %.

Таблица 2.

Нормы расхода масел

Трактор Моторные Трансмисс ионное Индустриальные и другого назначения

общий расход в том числе расход двигателей

Всего на угар

МТЗ-80,82 3,5 2,3 0,7 1,0 0,1

ВТ -100 4,4 3,3 0,8 0,9 -

К-744 4,1 2,8 0,8 0,4 0,2

Результаты исследований показывают, что основной причиной недостаточной топливной экономичности двигателей является нарушение стабильности регулировочных параметров ТНВД и форсунок.

Каждые 3% неравномерности подачи вызывают увеличение расхода топлива на 2%, отклонение угла начала подачи на 3-5 градусов приводит к увеличению расхода топлива на 5%, одна неисправная форсунка вызывает повышение расхода топлива на 15-20%.

Таким образом, перечисленные практические рекомендации для технической эксплуатации и ремонта сельскохозяйственной техники могут дать определенный экономический эффект и позволят увеличить срок службы техники.

Ссылки на источники

1. Усков В.П. Ремонт Чугунных деталей / В.П. Усков, В.И. Косинов, В. А. Шапетько // Механизация и электрификация сельского хозяйства.- 1995. - №2. - С. 25.

2. Захаров С.В. Обоснование способа повышения эффективности использования тракторов при выполнении сельскохозяйственных работ // Научное и техническое обеспечение АПК, состояние и перспективы развития: Сборник материалов Региональной научно-практической конференции, посвященной 65-летию образования факультета ТС в

АПК (Мехфак) ФГБОУ ВО Омский ГАУ [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Омск: ФГБОУ ВО Омский ГАУ. 1 электрон. опт. диск. - С. 19-21.

Sergey Zakharov

Senior Instructor

FSBEI HE Omsk SAU, Omsk

Vladimir Kvashin

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SAU, Omsk

Recommendations for the Technological Process of Repair and Exploitation of

Agricultural Machinery

Abstract. Practical recommendations are presented for technical exploitation and repair of agricultural machinery which can give a certain economic effect and will allow to increase the term of service of the machinery.

Keywords: repair, machinery, technology, economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.