Научная статья на тему 'Реклама в социальных сетях: тендении и перспективы развития'

Реклама в социальных сетях: тендении и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4581
564
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПОЛЬЗОВАТЕЛИ / ФОРМАТЫ / ОСОБЕННОСТИ РЕКЛАМЫ В СОЦСЕТЯХ / ТЕНДЕНЦИИ / ПЕРСПЕКТИВЫ / ADVERTISING / SOCIAL NETWORKS / USERS / FORMATS / FEATURES OF ADVERTISING IN SOCIAL NETWORKS / TRENDS / PROSPECTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Оточина Мария Сергеевна

Данная публикация посвящена рассмотрению тенденций и перспектив функционирования рекламы в социальных сетях. В качестве базы выборки рекламных материалов взяты такие крупные социальные сети, как «ВКонтакте», «Одноклассники», «Instagram», «Facebook» и «TikTok». Изучение специальной литературы по теме и проблеме исследования, а также анализ отобранного контента позволили выявить актуальные тенденции в области рекламной деятельности в социальных сетях и определить вектор её дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT ADVERTISING TRENDS AND DEVELOPMENT PROSPECTS IN SOCIAL NETWORKS

This article gives a review of trends and prospects for the functioning of advertising in social networks. Such major social networks as "Vkontakte", "Odnoklassniki", "Instagram", "Facebook" and "TikTok" are taken as sample base for selecting promotional materials. The study of special literature on the topic of the research as well as the analysis of the selected content allowed the author to identify current trends in the field of advertising in social networks and determine the vector of its further development.

Текст научной работы на тему «Реклама в социальных сетях: тендении и перспективы развития»

слышать противника, быстрой реакции, способности формулировать мысли и контролировать свои эмоции.

Дискуссионная речь представляет собой воспроизведение аргументов нескольких коммуникантов и имеет многослойную и многоуровневую организацию. Количество приводимых доводов зависит от многих факторов, в том числе и от прагматической установки, цели беседы. В жизни, к сожалению, многие не

могут воспринимать разницу в точках зрения. Часто бывает так, что люди в дискуссии мстят за оскорбление, нанесённое прежде, унижают своих оппонентов. Это становится своего рода соревнованием. В ходе деструктивного диалога собеседники используют различные методы и приёмы ведения дискуссии. Важно знать эти уловки, так как полученные навыки улучшают культуру ведения интервью, дискуссии и помогают прийти к истине.

Библиографический список

1. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Изд-во Эксмо, 2006. 944 с.

2. Ожегов С. И. Словарь русского языка: около 60 000 слов и фразеологических выражений / под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. 25-е изд., испр. и доп. М.: ООО «Изд-во Оникс»: ООО «Изд-во «Мир и Образование», 2007. 976 с.

3. Мельник Г. С. Манипуляция в журналистике. URL: https://studfile.net/preview/6013873/page:5/ (дата обращения 20.10.2019).

4. Ким М. Н. Жанры современной журналистики. СПб.: ОАО Техническая книга, 2004. 335 с.

5. Аминов И. И. Психология делового общения: учебное пособие. 3-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2006. 303 с.

6. Матвеева Т. В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 562 с.

7. Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика: курс лекций; Словарь риторических приёмов / отв. ред. Е. Н. Ширяев. Ростов г/Д: Феникс. 1999. 320 с.

8. Зелинский С. А. Методы, приёмы и способы манипуляций (Современные психотехнологии манипулирования). URL: https://psyfactor.org/lib/zln8.htm (дата обращения: 27.11.2019).

9. Поварнин С. И. О теории и практике спора. М.: ФЛИНТА, 2017. 117 с.

10. Официальный сайт авторской программы «Познер». URL: https://www.1tv.ru/shows/pozner (дата обращения 20.11.2019). © Новосёлова В. М., 2020

УДК 659.12-027.1 :[316.472.4+004.738.5] РЕКЛАМА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: ТЕНДЕНИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Оточина Мария Сергеевна,

студент

Научный руководитель — В. П. Антонов, старший преподаватель кафедры стилистики русского языка и журналистики Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Данная публикация посвящена рассмотрению тенденций и перспектив функционирования рекламы в социальных сетях. В качестве базы выборки рекламных материалов взяты такие крупные социальные сети, как «ВКонтакте», «Одноклассники», «Instagram», «Facebook» и «TikTok». Изучение специальной литературы по теме и проблеме исследования, а также анализ отобранного контента позволили выявить актуальные тенденции в области рекламной деятельности в социальных сетях и определить вектор её дальнейшего развития.

Ключевые слова: реклама, социальные сети, пользователи, форматы, особенности рекламы в соцсетях, тенденции, перспективы.

ABOUT ADVERTISING TRENDS AND DEVELOPMENT PROSPECTS IN SOCIAL NETWORKS

Otochina Maria Sergeevna,

student,

Scientific adviser — V. P. Antonov, Senior Lecturer, the Department of the Russian Language Stylistics and Journalism

Katanov Khakass State University (Abakan)

This article gives a review of trends and prospects for the functioning of advertising in social networks. Such major social networks as "Vkontakte", "Odnoklassniki", "Instagram", "Facebook" and "TikTok" are taken as sample base for

selecting promotional materials. The study of special literature on the topic of the research as well as the analysis of the selected content allowed the author to identify current trends in the field of advertising in social networks and determine the vector of its further development.

Key words: advertising, social networks, users, formats, features of advertising in social networks, trends, prospects.

Введение. Реклама уже давно не является новинкой для современного человека. Он сталкивается с ней повсюду, и социальные сети не являются исключением. Социальные сети объединяют огромное количество людей, и сегодня они реализуют многократно возросшую потребность современного человека в коммуникации практически на том же уровне, что и реальное общение, или общение вживую.

Внедрение рекламы в социальные сети уже не кажется новаторством, так как любой владелец бизнеса, руководитель организации, директор предприятия и прочие понимают, что реклама должна быть опубликована там, где целевая аудитория её увидит. Поэтому социальные сети являются одной из самых подходящих платформ для размещения рекламы.

Актуальность темы данного исследования обусловливается тем, что реклама в социальных сетях имеет сегодня множество разновидностей и форматов. Однако, благодаря современным технологиям, социальные сети постоянно развиваются, и в связи с этим следует изменение поведенческих привычек потребителей, что в свою очередь ведёт к изменениям рекламных форматов и инструментов.

Объектом нашего исследования выступают публикации с рекламным содержанием, которые размещаются в социальных сетях. Предметом изучения служат тенденции, наблюдающиеся в использовании рекламных форматов и рекламных инструментов в социальных сетях.

Цель исследования - выявление существующих тенденций в области рекламной деятельности в социальных сетях и определение вектора её дальнейшего развития.

Материалом исследования послужили рекламные публикации, размещённые в со-

циальных сетях за период с 01.09.2019 по 12.03.2020 гг. в количестве 1 тыс. единиц.

Результаты исследования. Изучение литературы по проблемам функционирования рекламы в социальных сетях позволяет констатировать, что существует множество экспертных оценок, касающихся современных тенденций рекламной деятельности в социальных сетях. Условно их можно разделить на те, которые связаны с инструментами их продвижения, и те, которые касаются непосредственно рекламного контента. Кроме того, анализ специальной литературы по теме и проблеме исследования показал, что можно выделить следующие особенности, которые, по нашему мнению, характеризуют рекламу в социальных сетях:

1. Наличие таргетированной рекламы. Крупнейшие социальные сети, такие как «ВКонтакте», «Одноклассники», «Instagram», «Facebook» и даже «TikTok», объединяет наличие рекламного кабинета для настройки тар-гетированной рекламы.

По данным исследования «IAB Russia» за 2019 год, таргетированная реклама остаётся самым популярным инструментом продвижения среди рекламодателей: её используют 85 % брендов, размещающихся в социальных сетях. Несмотря на сложность в настройке такой рекламы, она является одним из наиболее эффективных инструментов продвижения, так как таргетированная реклама направлена именно на тот сегмент аудитории, который нужен бренду, и при этом она практически не раздражает пользователя. Это объясняется тем, что такая реклама выглядит чаще всего как часть органической ленты социальной сети. [1].

2. Изменения на рынке influence-рекламы или рекламы у лидеров мнений. Согласно ис-

следованию маркетинговой компании «Socialbakers», количество рекламы от инфлю-енсеров за 2019 год выросло на 150 % и продолжает увеличиваться в 2020 году. [2]. Рост популярности рекламы у инфлюенсеров как инструмента продвижения вызван прежде всего ориентацией брендов на получение клиентского опыта.

Исследования, проведённые специалистами в области рекламы, показывают, что пользователи перед совершением покупки стали больше ориентироваться на рекомендации лидеров мнений и отзывы других людей в Интернете. Сегодня рекламодатели отдают предпочтение не блогерам-«милионникам», а инфлюенсерам с количеством аудитории от 10 тыс. подписчиков. Данный факт объясняется тем, что пользователи в большей мере доверяют людям, которые похожи на них самих. Например, маме, находящейся в декретном отпуске, проще купить что-то по совету такой же мамы, а не по совету известной певицы или не менее знаменитой актрисы. Кроме того, реклама у блогеров чаще всего имеет нативный формат, так что пользователь не всегда расценивает это как рекламу, скорее, просто как дружеский совет того, кому он доверяет. [3].

3. Видео-контент. Согласно ежегодному отчёту компаний «We Are Social and Hootsuite», специализирующихся на маркетинговых исследованиях, две трети потребляемого в Интернете контента приходится именно на видео. Объясняется этот факт тем, что с помощью видео гораздо проще удерживать внимание целевой аудитории. Статичный контент в наше время почти не привлекает пользователей. В большинстве социальных сетей пользователям, листающим ленту, не нужно нажимать на кнопку воспроизведения видео, так как оно воспроизводится автоматически. В сочетании с хорошим визуальным оформлением формат видео позволяет брендам создавать эффективный рекламный контент [4].

4. «TikTok». Эта социальная сеть на сегодняшний день является самой быстрорастущей в мире. Её специфика заключается в возможностях съёмки и просмотра коротких видео - до 60 секунд. По прогнозам специалистов, по состоянию на конец 2020 года общее число российских пользователей этой сети достигает восьми миллионов человек. Установлено также, что в среднем пользователь «TikTok» проводит в социальной сети 36 минут в день [5].

В эту социальную сеть уже пришли многие крупные бренды, такие как «Сбербанк», «Ozon» и др. По прогнозам экспертов, как было уже сказано, количество пользователей «TikTok» в 2020 году будет только увеличиваться, поэтому для рекламодателей, ориентирующихся на молодую аудиторию, «TikTok» станет отличной рекламной площадкой с широким спектром возможностей и рекламных инструментов [5].

5. Stories. Этот формат появился в «Snapchat» в 2013 году, однако популярность он начал набирать только в 2016 году, когда «Facebook» скопировал этот формат в подконтрольный «Instagram». Исчезающий через 24 часа фото- и видеоконтент стал свежей альтернативой обычным публикациям. Сегодня «Stories» применяют даже в приложениях по доставке еды. Этот формат только в «Instagram» ежедневно используют более 500 млн. аккаунтов. К тому же исследовательская организация «Agora Plus» отмечает, что большинству пользователей нравятся истории от брендов. 69 % пользователей, принимавших участие в исследовании, считают этот формат самым подходящим для демонстрации новых продуктов и услуг[6].

6. Интерактивы и геймификация. Публикации различных брендов стараются как можно больше заинтересовать пользовательскую аудиторию. Динамичный интерактивный контент становится всё более креативным. Основными трендами развития интерактивного кон-

тента являются внедрение технологии альтернативной реальности, геймификация, опросы и викторины. Большинство брендов используют в рекламе механику «tap», предлагая пользователю «поймать» какой-либо момент в публикации и далее выполнить целевое действие (опубликовать в своём профиле, перейти в профиль бренда, купить тот или иной продукт и т. д.) [3].

7. AR-технологии. Эти технологии реализуются в виде интерактивных масок в основном в Stories. Маски - это визуальные эффекты, которые автоматически накладываются на лицо человеку при наведении камеры. В августе 2019 года в социальных сетях «Instagram» и «Facebook» появилась возможность создания брендированных масок, и сегодня множество компаний уже имеет положительный опыт в использовании данного формата в рекламных целях. Главной причиной популярности масок у пользователей является возможность получения клиентского опыта. Например, сети ювелирных магазинов предлагают примерить серёжки, бренды одежды и обуви - туфли, кроссовки, платья, костюмы и пр., а магазины косметики «примерить» даже макияж, не выходя из дома: для этого достаточно просто навести на себя камеру [7].

С целью определения истинности или неточности утверждений некоторых исследователей мы провели анализ 500 постов и 500 stories, размещённых в различных социальных сетях, и представили результаты проведённого анализа в виде двух диаграмм (рис. 1 и 2). В частности, группа исследователей из Уральской ассоциации агентств и маркетологов крупных компаний (АКАР Урал) [3] заявляет, что большинство брендов использует технологии альтернативной реальности, гей-мификации, опросы и викторины. Однако применять эти технологии можно не во всех соцсетях, так как не все они используют механику «tap» в основной ленте постов (см. рис. 1).

На диаграмме, представленной в рис. 1, мы видим, что в противовес заявлениям исследователей из АКАР Урал интерактивный и динамичный контент чаще применяется в формате stories, нежели в формате постов. Такое радикальное различие в количестве публикуемого контента вызвано в первую очередь отличием механик этих форматов. Не во всех социальных сетях, как было уже сказано, функционал позволяет использовать в постах «tap»-механику и технологию AR, поэтому бренды предпочитают проводить интерактивы в stories.

Рис. 1. Использование рекламных технологий в социальных сетях

Э. Гесенхус, автор материалов о рекламе в социальных сетях, утверждает, что число ин-флюенсеров за 2019 год выросло на 150 %. И это утверждение можно подвергнуть сомнению, так как, несмотря на то, что количество инфлюенсеров за указанный период хотя и выросло, данный рекламный инструмент не является ведущим на рекламном рынке. Это основание позволяет нам сомневаться в том, что инфлюенц-рекламу нельзя отнести к одной из тенденций развития рекламы в социальных сетях, что подтверждается проведённым нами анализом (см. диаграмму, представленную на рис. 2).

Данные диаграммы (рис. 2) позволяют говорить о том, что за проанализированный период (примерно 6,5 месяцев) более 50 % рекламных публикаций и в ленте, и в stories явля-

ются таргетированной рекламой и лишь 30 % рекламы размещается с помощью инфлюенсе-ров. Это даёт нам основание полагать, что, несмотря на то, что размещение блогерами рекламы и является эффективным рекламным инструментом, бренды всё же отдают предпочтение таргетированному формату.

Заключение. Обобщая всё сказанное, можно отметить следующее: социальные сети активно развиваются, внедряя в свою среду новые механики, технологии и форматы. Такое развитие неизбежно ведёт к изменению рекламных форматов и инструментов. На основании вышеперечисленных тенденций можно сделать прогноз, что рекламный рынок в социальных сетях будет только расти, а сама реклама будет становиться более персонализированной, креативной и интерактивной.

т

Рис. 2. Рост количества инфлюенсеров за период с 01.09.2019 по 12.03.2020 гг.

Библиографический список

1. IAB Russia. Перспективы интерактивной рекламы в России // Сайт «Iabrus.ru». URL: https://iabrus.ru/www/doc/research/IAB_Russia_Digital_Advertisers_Barometer_2019ru.pdf (дата обращения: 27.02.2020).

2. Гесенхус Э. Количество рекламы от инфлюенсеров в Instagram выросло на 150 % за год // Сайт «MarketingLand». URL: https://marketingland.com/instagram-influencers-posting-150-more-sponsored-content-than-a-year-ago-260445 (дата обращения: 27.02.2020).

3. РБК. Реклама 2020. Как меняется мировой рынок рекламы и чем это грозит бизнесу // Сайт «Plus.Rbk.ru». URL: https://plus.rbc.ru/news/5db96d287a8aa9b7f54096bd (дата обращения: 22.02.2020).

4. Кузьменкова Г. Исследование социальных сетей в России // Сайт «Vc.ru». URL: https://vc.ru/marketing/67906-issledovanie-socialnyh-setey-v-rossii-kakuyu-socialnuyu-set-vybrat-dlya-prodvizheniya-produkta (дата обращения: 27.02.2020).

5. Мурашева К. Сколько россиян пользуются TikTok // Сайт «Ferra.ru». URL: https://www.ferra.ru/news/apps/cifra-dnya-skolko-rossiyan-polzuyutsya-tiktok-26-05-2019.htm (дата обращения: 27.02.2020).

6. Пфанштиль И. 5 важных фактов о формате Сторис. Исследование // Сайт «Rusabilyty.ru». URL: https://rusability.ru/news/5-vazhnyh-faktov-o-formate-storis-issledovanie/ (дата обращения: 27.03.2020).

7. Халилов Д. Важнейшие тренды SMM-продвижения // Сайт «YouTube.com». URL: https://www.youtube.com/watch?v=iR9WzyX37Vw&t=24s (дата обращения: 27.02.2020).

© Оточина М. С., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.