Научная статья на тему 'Реклама, прямо запрещенная законом, как вид ненадлежащей рекламы'

Реклама, прямо запрещенная законом, как вид ненадлежащей рекламы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1795
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН / РЕКЛАМА / ПРЯМОЙ ЗАПРЕТ РЕКЛАМИРОВАНИЯ / ОХРАНА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / НЕНАДЛЕЖАЩАЯ РЕКЛАМА / MINORS' SECURITY / LAW / ADVERTISING / OUTRIGHT BAN OF ADVERTISING / IMPROPER ADVERTISING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Великоклад Михаил Юрьевич

В статье анализируются нормы федеральных законов, содержащие прямой запрет на рекламу определенных объектов, и выявляются факторы, обусловившие такой запрет. В частности, установлено, что прямой запрет рекламы некоторых товаров может быть в связи необходимостью защиты определенной группы потенциальных потребителей, несовместимостью конкретных видов рекламируемой деятельности, а также опасными свойствами товара, способного причинить вред или даже смерть гражданам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advertise expressly prohibited by law, as a form of improper advertising

The article analyzes the rules of federal laws that contain a direct prohibition on the advertising of certain objects, and identifies factors responsible for such a ban. In particular, it was found that the outright ban of advertising of certain products may be due the need to protect certain groups of potential consumers, the incompatibility of certain advertised activities, and hazardous properties of the goods that could harm or even death to citizens.

Текст научной работы на тему «Реклама, прямо запрещенная законом, как вид ненадлежащей рекламы»

4.17. РЕКЛАМА, ПРЯМО ЗАПРЕЩЕННАЯ ЗАКОНОМ, КАК ВИД НЕНАДЛЕЖАЩЕЙ РЕКЛАМЫ

Великоклад Михаил Юрьевич, аспирант Российской государственной академии интеллектуальной собственности.

valents 1@rambler. ru

Аннотация: В статье анализируются нормы федеральных законов, содержащие прямой запрет на рекламу определенных объектов, и выявляются факторы, обусловившие такой запрет. В частности, установлено, что прямой запрет рекламы некоторых товаров может быть в связи необходимостью защиты определенной группы потенциальных потребителей, несовместимостью конкретных видов рекламируемой деятельности, а также опасными свойствами товара, способного причинить вред или даже смерть гражданам.

Ключевые слова: закон, реклама, прямой запрет рекламирования, охрана несовершеннолетних, ненадлежащая реклама.

ADVERTISE EXPRESSLY PROHIBITED BY LAW, AS A FORM OF IMPROPER ADVERTISING

Velikoklad Michael Yurievich, postgraduate student, Russian state academy of intellectual property.

valents 1@rambler. ru

Annotation: The article analyzes the rules of federal laws that contain a direct prohibition on the advertising of certain objects, and identifies factors responsible for such a ban. In particular, it was found that the outright ban of advertising of certain products may be due the need to protect certain groups of potential consumers, the incompatibility of certain advertised activities, and hazardous properties of the goods that could harm or even death to citizens.

Keywords: law, advertising, outright ban of advertising, minors’ security, improper advertising.

Рыночные отношения предполагают широкое привлечение и использование рекламы, которая как любое социально-экономическое и правовое явление, оказывает на человека, сочетая информативность с убедительностью и внушаемостью, эмоционально-психическое воздействие. Именно поэтому ФЗ «О рекламе» устанавливает довольно четкие ограничения распространения информации о поименованных товарах, конкретных субъектах или видах деятельности, выполнении работ, оказании услуг и т.п. Нарушение предусмотренных законом требований к содержанию рекламы, способам, времени и месту ее распространения квалифицируется как ненадлежащая реклама, которая в соответствии со ст. 5 ФЗ «О рекламе» имеет несколько видов. К примеру, признание рекламы недобросовестной осуществляется по наличию одного из четырех признаков, указанных в п.2 ст. 5 ФЗ «О рекламе». Недостоверная реклама содержит сведения, которые не соответствуют действительности и могут касаться конкретного товара, его свойств, качества, способов доставки, физических или юридических лиц, являющихся изготовителями или продавцами рекламируемого товара и т.д. Пункт 3 статьи 5 данного ФЗ содержит закрытый перечень, включающий двадцать оснований признания рекламы недостоверной. Пункты 4-10 предусматривают особые требования, которые должны соблюдать рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители. Нарушение хотя бы одного из указанных в ФЗ условий является основанием для признания рекламы ненадлежащей.

Кроме перечисленных выше видов ненадлежащей рекламы, которые выявляются путем сравнительного анализа требований ФЗ «О рекламе», предъявляемых к информации, направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, с реальным результатом интеллектуальной деятельности, созданным в целях получения преимущественного положения на рынке конкретного лица или его товара перед другими аналогичными товарами, к ненадлежащей рекламе относятся объекты, использование которых в рекламных целях прямо запрещено законодательными актами.

Исследование имеющейся законодательной базы свидетельствует, что такой запрет может быть обусловлен необходимостью защиты определенной группы субъектов гражданского оборота. К примеру, статья 6 «Защита несовершеннолетних в рекламе» ФЗ «О рекламе» содержит императивное требование: «В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются:

1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;

2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;

3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;

4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;

5)формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;

6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях;

7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;

8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью».

Аналогичную по своей сути норму предусматривала и статья 20 ФЗ «О рекламе» 1995г.1. Обратим внимание, в указанных нормах законодатель индифферентно относится к рекламируемому товару, поскольку цель этого запрета

- защита несовершеннолетних от негативного воздействия на формирование их воли и/или интереса. Так, во время трансляции матча сборных команд России и Японии с Чемпионата Мира по футболу в 2002 году на огромном мониторе Манежной площади Москвы до начала матча и в перерыве между таймами через каждые четыре-пять минут показывался рекламный ролик, содержащий погром автомобиля. После окончания матча, который закончился победой японской команды, тысячи подростков учинили массовые беспорядки, в которых элемент рекламы повторялся многократно.

В ходе следствия Прокуратура пришла к выводу, что провоцирующую роль в возникновении беспорядков сыграла неоднократная демонстрация рекламного ролика, по ходу которого мужчина разбивал бейсбольной битой автомашину. О данном воздействии на зрителей свидетельствовали как показания сотрудников мили-

1 Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. N 30. Ст. 2864 (Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ настоящий ФЗ признан утратившим силу с 1 июля 2006 г)

11G

ции, так и показания обвиняемых, в основном несовершеннолетних, о том, что демонстрация данного рекламного ролика оказывала «возбуждающее» действие, вызывала «чувство агрессии».

В итоге, Антимонопольный орган признал рекламу со сценой погрома автомобиля ненадлежащей. Рекламодатель получил предписание о прекращении нарушения и был привлечен к административной ответственности в виде штрафа2. Этот пример свидетельствует, что в данном случае Антимонопольный орган, признавая рекламу ненадлежащей, исходил из тех последствий, которые наступили после просмотра рекламы именно несовершеннолетними. Хотя сюжет указанного рекламного ролика сводился к тому, что рекламируемый автомобиль обладает повышенной прочностью и выдерживает любые удары.

Еще одним примером, подтверждающим факт ограждения от рекламы определенной группы субъектов гражданского оборота, может служить статья 30 «Реклама услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением» ФЗ «О рекламе», которая устанавливает, что реклама услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением, не должна содержать:

1) выражение благодарности физическими лицами, заключившими такие договоры;

2) утверждение о том, что заключение таких договоров имеет преимущества перед завещанием жилого помещения или иного имущества;

3) осуждение членов семьи и близких родственников потенциального потребителя таких услуг, якобы не заботящихся о нем;

4) упоминание о подарках для физических лиц, принявших решение о заключении договоров ренты с рекламодателем или другим лицом3.

Диспозиция указанной статьи позволяет сделать вполне конкретный вывод: законодатель учел права и законные интересы «слабой» стороны рентных договоров -одиноких престарелых граждан и инвалидов, которых легко обмануть, склонить к совершению явно невыгодных, а иногда и опасных для них сделок. Более того, запрет на осуждение членов семьи и близких родственников потенциального потребителя рентных услуг, якобы не заботящихся о нем, направлен на охрану прав и законных интересов будущих наследников.

Вместе с тем, следует отметить, что от ненадлежащей рекламы защищены не только несовершеннолетние и пенсионеры (как по старости, так и по инвалидности), автору удалось найти нормы, которые охраняют имущественные интересы субъектов в сфере предпринимательства, а также лиц, осуществляющих приносящую доход деятельность. Так, статья 3 Федерального закона от 28 ноября 2011 г. №335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» устанавливает, что стороны договора инвестиционного товарищества и другие лица не вправе размещать рекламу, приглашающую к совместной инвестиционной деятельности, осуществляемой по договору инвестиционного товарищества, а также привлекать новых

2 Более подробно см.: ФАС России «Разъяснения» Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" // www.fas.gov.ru/

3 Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 марта 2006 г. N 12.

Ст. 1232 (с изм. Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ, которые вступают в силу с 1 января 2013 г.)

лиц к совместной инвестиционной деятельности посредством публичной оферты4.

В силу того, что этот вид товарищества является новеллой отечественного законодательства, дадим ему краткую характеристику: инвестиционное товарищество - разновидность простого товарищества, при котором двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и вести совместную инвестиционную деятельность для извлечения прибыли посредством приобретения и (или) отчуждения не обращающихся на организованном рынке акций (долей), облигаций хозяйственных обществ, товариществ, финансовых инструментов срочных сделок, а также долей в складочном капитале хозяйственных партнерств. Срок договора не должен превышать 15 лет.

Сторонами договора могут быть предприниматели, коммерческие, а в случаях, предусмотренных законом, и некоммерческие организации. Товарищам разрешается участвовать в нескольких договорах инвестиционного товарищества, характерно, что это право нельзя ограничивать. Максимальное число участников договора - 50, который должен быть удостоверен у нотариуса.

С нашей точки зрения, принятие такого ФЗ обусловлено необходимостью расширения сфер не только предпринимательской, но и приносящей доход деятельности, поскольку приобретение и (или) отчуждение не обращающихся на организованном рынке акций (долей), облигаций хозяйственных обществ, товариществ, финансовых инструментов срочных сделок, а также долей в складочном капитале хозяйственных партнерств, предполагает введение в гражданский оборот новых объектов, которое позволит правообладателям получать регулярный доход.

Однако, как в предпринимательской, так и в приносящей доход деятельности присутствует элемент риска и лицо, желающее осуществлять такую деятельность, должно быть готово к возможным убыткам вместо ожидаемой прибыли. Поэтому решение о вступлении в инвестиционное товарищество необходимо принимать самостоятельно, без внешних побуждающих факторов.

Аналогичная ситуация складывается и с принятием Федерального закона от 3 декабря 2011 г. №380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» (вступает в силу с 1 июля 2012 г.), который регламентирует основные условия создания и деятельности новой организационно-правовой формы коммерческого юридического лица, предназначенной для инновационной (в т. ч. венчурной) деятельности - хозяйственном партнерстве.

При учреждении такой организации заключается соглашение об управлении партнерством, которое удостоверяется и хранится у нотариуса. Сторонами соглашения могут быть все участники партнерства, а также лица, не являющиеся таковыми. В хозяйственном партнерстве создается складочный капитал, который разделяется на доли. При этом каждый участник должен сделать вклад, который может включать не только деньги, ценные бумаги и другие вещи, но и имущественные или иные имеющие денежную оценку права. Новеллой законодательства следует признать субсидиарную ответственность участников по долгам такого партнерства.

По нашему мнению, именно этот факт обусловил императивную норму пункта 5 статьи 2 указанного ФЗ:

4 Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N ЭЭ5-ФЗ "Об инвестиционном товариществе" // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 49 (часть I). Ст. 7013 (вступил в силу 1 января 2012 г.)

«Партнерство не вправе размещать рекламу своей деятельности»5.

Следующим основанием прямого запрещения рекламы в законе является несовместимость определенных видов рекламируемой деятельности, скажем политической и предпринимательской. В частности, ст. 56 Федерального закона от 10 января 2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»6, ст. 62 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»7, ст. 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"8, устанавливают, что агитационные материалы, касающиеся выборов Президента или депутатов, а также об участии граждан в референдуме, не могут содержать коммерческую рекламу. Аналогичный запрет содержится и в законах субъектов РФ. Так, ст. 55 Закона г. Москвы от 6 июля 2005 г. №38 «Избирательный кодекс города Москвы»9 устанавливает, что в процессе информирования избирателей агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.

Ненадлежащей признается реклама, которая размещена на объектах стратегического назначения. К примеру, Статья 20 ФЗ «О рекламе» запрещает размещение рекламы на транспортных средствах специальных и оперативных служб, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов; предназначенных для перевозки опасных грузов и т.п.

Статья 11.1. Федерального закона от 8 мая 2009 г. №93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» наделяет местную администрацию Владивостокского городского округа в период организации проведения саммита правом определять объекты, на которых не допускается распространение наружной рекламы определенной конструкции10.

Прямой запрет рекламы может быть обусловлен опасными свойствами объектов, способных причинить вред или даже смерть гражданам. К таким объектам относятся

5 Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах" // Собрание законодательства Российской Федерации от

5 декабря 2011 г. N 49 (часть V) ст. 7058.

6 Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 2 ст. 171 (с изм. Федеральным законом от 20 октября 2011 г. N 287-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2013 г.).

7 Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 мая 2005 г. N 21 ст. 1919 (с изм. Федеральным законом от 20 октября 2011 г. N 287-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2013 г.).

8 Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 2002 г. N 24 ст. 2253 (с изм. Федеральным законом от 20 октября 2011 г. N 287-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2013 г.).

9 Закон г. Москвы от 6 июля 2005 г. N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" // "Ведомости Московской городской Думы". 2005. N 8 (с изм. Законом г. Москвы от 2 ноября 2011 г. N 50).

10 Федеральный закон от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в

2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 мая 2009 г. N 19 ст. 2283 (с изм. Федеральным законом от 12 декабря 2011 г. N 426-ФЗ).

вещи, изъятые из гражданского оборота, например, боевое оружие, наркотики и т.п. К рекламе товаров, ограниченных в гражданском обороте, предъявляются особые требования, нарушение которых позволяет квалифицировать рекламу как ненадлежащую. Скажем, ст. 23 ФЗ «О рекламе» устанавливает, что реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна:

1) содержать утверждение о том, что курение имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

2) осуждать воздержание от курения;

3) обращаться к несовершеннолетним;

4) использовать образы несовершеннолетних.

Кроме того реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, не должна размещаться:

1) в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;

2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;

3) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

4) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

5) на всех видах транспортных средств общего пользования;

6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений.

Наконец, реклама указанного товара в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

При проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в их раздаче, а также предлагать им такие образцы.

Эти же требования распространяются и на рекламу медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности (ст. 24 ФЗ «О рекламе»).

Подводя итог исследованию рекламы, которая прямо запрещена законом, сделаем вывод: Имеющаяся законодательная база РФ свидетельствует, что прямой запрет в законе рекламирования определенных объектов может быть обусловлен такими факторами, как:

- защита определенной группы потенциальных потребителей.

Обратим внимание, устанавливая такие запреты, законодатель индифферентно относится к рекламируемому товару, поскольку цель этого запрета - защита субъектов (скажем, несовершеннолетних, пенсионеров и т.п.) от негативного воздействия на формирование их воли и/или интереса;

- несовместимость определенных видов рекламируемой деятельности, скажем политической и предпринимательской;

- опасные свойства объектов, способных причинить вред или даже смерть гражданам (к примеру, вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченные в гражданском обороте).

Список литературы:

1. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. N 30. Ст. 2864 (Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ настоящий ФЗ признан утратившим силу с 1 июля 2006 г.)

2. Более подробно см.: ФАС России «Разъяснения» Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" // www.fas.gov.ru/

3. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ "О рекламе" // Собрание законодательства Российской Федерации от 20.03.2006 г. №12. Ст. 1232 (с изм. Федеральным законом от 21.11.2011 г. №327-ФЗ, кот. вступают в силу с 1.01.2013 г.)

4. Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе" // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 49 (часть I). Ст. 7013 (вступил в силу 1 января 2012 г.)

5. Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. №380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах" // Собрание законод-ва Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. №49 (часть V) ст. 7058.

6. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 2 ст. 171 (с изм. Федеральным законом от 20 октября 2011 г. N 287-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2013 г.).

7. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 мая 2005 г. N 21 ст. 1919 (с изм. Федеральным законом от 20 октября 2011 г. N 287-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2013 г.).

8. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 2002 г. N 24 ст. 2253 (с изм. Федеральным законом от 20 октября 2011 г. N 287-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2013 г.).

9. Закон г. Москвы от 6 июля 2005 г. №38 "Избирательный кодекс города Москвы" // "Ведомости Московской городской Думы". 2005. №8 (с изм. Зак. г. Москвы от 2.11.2011 г. №50).

10. Федеральный закон от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 мая 2009 г. N 19 ст. 2283 (с изм. Федеральным законом от 12 декабря 2011 г. N 426-ФЗ).

Reference list:

1. The Federal Law of 18 July 1995 N 108-FZ "On Advertising" / / Compilation of statues of the Russian Federation of 24 July 1995 N 30. Art. 2864 (Federal Law of March 13, 2006 N 38-FZ Federal Law now recognized as null and void on July 1, 2006)

2. For more information see: FAS Russia's "explanation" Commentaries to the Federal Law of 13.03.2006 № 38-FZ "On Advertising" / / www.fas.gov.ru/

3. Federal Law of March 13, 2006 №38-FZ "On Advertising" / / Compilation of statues of the Russian Federation on March 20, 2006 №12. Art. 1232 (with amendments. Federal Law of Nov.r 21, 2011 N 327-FZ, which come into force on January 1, 2013)

4. Federal Law of November 28, 2011 N 335-FZ "On the investment partnership" / / Compilation of statues of the Russian Fed-

eration December 5, 2011 N 49 (Part I). Art. 7013 (entered into force on January 1, 2012)

5. Federal law on December 3, 2011 N 380-FZ "On Economic Partnerships" / / Compilation of statues of the Russian Federation December 5, 2011 N 49 (Part V) Art. 7058.

6. Federal Law of January 10, 2003 N 19-FZ "On elections of President of the Russian Federation" / / Compilation of statues of the Russian Federation of January 13, 2003 N 2 tbsp. 171 (as amended. Federal Law of October 20, 2011 N 287-fZ, shall enter into force on January 1, 2013).

7. Federal Law of May 18, 2005 N 51 -FZ "On the Election of Deputies of the State Duma of the Russian Federation" / / Compilation of statues of the Russian Federation of May 23, 2005 N 21 Art. 1919 (with amendments. Federal Law of October 20, 2011 N 287-FZ, shall enter into force on January 1, 2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Federal Law of June 12, 2002 N 67-FZ "On Basic Guarantees of Electoral Rights and the right to participate in the referendum of the citizens of the Russian Federation" / / Compilation of statues of the Russian Federation on June 17, 2002 N 24 Art. 2253 (with amendments. Federal Law of October 20, 2011 N 287-FZ, shall enter into force on January 1, 2013).

9. Law of Moscow on July 6, 2005 N 38 "Electoral Code of the City of Moscow" / / "Bulletin of the Moscow City Duma." 2005. N 8 (as amended according to Moscow law on November 2, 2011 N 50).

10. Federal Law of May 8, 2009 N 93-FZ "On the organization of the meeting of Heads of State and Government of the countries - participants of the forum," Asia-Pacific Economic Cooperation" 2012, the development of Vladivostok as a center for international cooperation in the Asia-Pacific region and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation "/ / Compilation of statues of the Russian Federation on May 11, 2009 N 19 Art. 2283 (as amended. Federal Law of Dec. 12, 2011 N 426-FZ).

РЕЦЕНЗИЯ

В статье Великоклада М.Ю. рассмотрены актуальные основания и условия прямого запрета рекламы в федеральных законах.

Автору удалось провести комплексный анализ причин ограничения распространения рекламы, распределить их по группам, а также выявить основания установления запрета на уровне закона. Великоклад М.Ю. убедительно показывает, что иногда законодатель индифферентно относится к объекту рекламирования, но устанавливает запрет распространения информацию о нем, исходя из интересов потенциальных потребителей.

Кроме того причиной запрета рекламы может быть несовместимость определенных видов рекламируемой деятельности, скажем политической и предпринимательской. Наконец, запрещены к рекламе объекты, способные причинить вред или даже смерть гражданам (к примеру, вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченные в гражданском обороте).

Содержание статьи характеризуется достаточно высоким уровнем теоретической базы исследования, автор провел анализ норм действующего законодательства, которые устанавливают прямой запрет на рекламу отдельных объектов, на их основе выявил квалификационные основания для таких санкций.

Статья содержит ряд новых интересных идей, помогающих раскрыть сущность и социальную значимость запретительных норм. Научная достоверность и актуальность выводов, не вызывает сомнения, поскольку, они имеют достаточно серьезное законодательное обоснование.

В дальнейшем положения, содержащиеся в статье, могут быть использованы при разработке мер, направленных на повышение эффективности правового регулирования рекламной деятельности.

Настоящая статья является актуальной и может быть использована в процессе преподавания курса гражданского права, а также спецкурса предпринимательского права, полностью соответствует предъявляемым требованиям и может быть опубликована.

Доктор юридических наук, профессор кафедры

Гражданского и предпринимательского права

ГОУ ВПО «Российская государственная

академия интеллектуальной собственности»

Синельникова В. Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.