Научная статья на тему 'Реклама по оказанию услуг по написанию научных работ: правовой аспект'

Реклама по оказанию услуг по написанию научных работ: правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
308
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок услуг / научные работы / правовой аспект / ценовой сегмент / ответственность / запрет рекламы / нормативно-правовое ограничение / service market / research papers / legal aspect / price segment / liability / advertising prohibition / regulatory restriction

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Улайкина Юлия Сергеевна

Рынок услуг по написанию научных работ, безусловно, оказывает негативное воздействие на образовательную систему России, поскольку снижает мотивацию студентов к самостоятельному обучению. Несмотря на это, спектр данных услуг остается легальным и доступным для каждого студента, школьника и даже преподавателя. Именно поэтому изучение правового аспекта анализируемой проблемы является особо актуальным. В данной статье анализируется рынок услуг по написанию научных работ, раскрывается его нормативно-правовое регулирование и выявляются законодательные пробелы в сфере противодействия рекламе оказания услуг подобного рода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Улайкина Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advertising for the Rendering of Research Papers Writing Services: Legal Aspect

The market for scientific writing services, of course, has a negative impact on the educational system of Russia, since it reduces the motivation of students to study independently. Despite this, the range of these services remains legal and accessible to every student, schoolchild and even teacher. That is why the study of its legal aspect is especially relevant. This article analyzes the market of services for the writing of research papers, reveals its legal regulation and legislative gaps in this area.

Текст научной работы на тему «Реклама по оказанию услуг по написанию научных работ: правовой аспект»

УДК 34.096

DOI: 10.24412/2713-1033-2021-1-38-43

Ю. С. Улайкина

Средне-Волжский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», Саранск, Россия,

e-mail: ul.1995@list.ru

РЕКЛАМА ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ ПО НАПИСАНИЮ НАУЧНЫХ РАБОТ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Рынок услуг по написанию научных работ, безусловно, оказывает негативное воздействие на образовательную систему России, поскольку снижает мотивацию студентов к самостоятельному обучению. Несмотря на это, спектр данных услуг остается легальным и доступным для каждого студента, школьника и даже преподавателя. Именно поэтому изучение правового аспекта анализируемой проблемы является особо актуальным. В данной статье анализируется рынок услуг по написанию научных работ, раскрывается его нормативно-правовое регулирование и выявляются законодательные пробелы в сфере противодействия рекламе оказания услуг подобного рода.

Ключевые слова: рынок услуг, научные работы, правовой аспект, ценовой сегмент, ответственность, запрет рекламы, нормативно-правовое ограничение.

Y. S. Ulaykina

The Mid-Volga Institute (branch) «The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)», Saransk, Russia,

e-mail: ul.1995@list.ru

ADVERTISING FOR THE RENDERING OF RESEARCH PAPERS WRITING SERVICES: LEGAL ASPECT

The market for scientific writing services, of course, has a negative impact on the educational system of Russia, since it reduces the motivation of students to study independently. Despite this, the range of these services remains legal and accessible to every student, schoolchild and even teacher. That is why the study of its legal aspect is especially relevant. This article analyzes the market of services for the writing of research papers, reveals its legal regulation and legislative gaps in this area.

Keywords: service market, research papers, legal aspect, price segment, liability, advertising prohibition, regulatory restriction.

Рынок услуг по написанию научных работ сформировался достаточно давно и был основан на потребности студентов колледжей и высших учебных заведений в выполнении письменных заданий, получаемых в рамах освоения образовательной программы, с помощью третьих лиц. В нашей стране наличие таких услуг на рынке оказывает негативное влияние на всю систему образования. Как отмечает А. А. Самойлов, они снижают мотивацию студентов к самостоятельному обучению [Самойлов, 2019: 34]. Несмотря на это, услуги по написанию научных работ остаются легальными и доступными для каждого студента, школьника и даже преподавателя.

Хотелось бы отметить, что рынок данных услуг в настоящее время вырос настолько, что ряд исследователей-экономистов выделяют в нем несколько ценовых сегментов: высший ценовой сегмент, который характерен для услуг высокого качества, имеющих большой процент положительных отзывов (данный сегмент на рынке представлен компанией «Кузанский.ру»); средний ценовой сегмент, который отличает баланс положительных и отрицательных отзывов (на российском рынке данный сегмент практически не представлен); низкий ценовой сегмент, который отличает преобладание негативных отзывов над положительными (данный ценовой сегмент преобладает над всеми остальными и представлен более чем 120-ю компаниями, в числе которых очень известные Интернет-платформы: «Заочник.ру», «Автор24», «Студворк», «Отличник», «Росдиплом и т.д.) [Самойлов, 2019: 35]. Такое деление свидетельствует о значительных масштабах рынка услуг по написанию научных работ. Более того, с развитием информационных технологий подавляющая часть услуг такого рода осуществляется именно в сети Интернет. Современные школьники и студенты, будучи «цифровыми аборигенами», обладают базовыми навыками поиска и компоновки информации, поэтому рынок услуг по написанию работ становится для них все более доступным.

Услуги по написанию научных работ на заказ в России и зарубежных странах (например, в США, Китае и др.) рассматривают в качестве академического мошенничества. Так, Р. Эпштейн, изучая академическое мошенничество, отмечает, что к нему относятся «плагиат, фальсификация и фабрикация научной работы и ее результатов; воровство идей или умышленное незаконное присвоение исследовательской работы» [Эпштейн, 2015: 2237]. Чжао Хэ-Сян подчеркивает, что борьба с академическим мошенничеством должна осуществляться не только на уровне индивидуальной морали, но и с помощью государственной политики, закона и привлечения СМИ [Чжао Хэ-Сян, 2014: 778]. Е. Д. Шмелева определяет академическое мошенничество как «нечестные приёмы или запрещённые правилами университета действия, относящиеся к учебной деятельности и осуществляемые студентами» [Шмелева, 2015: 56]. Помимо использования услуг по написанию научных работ на заказ, к академическому мошенничеству данный автор относит: списывание на контрольных или экзаменах, некорректное заимствование фрагментов текстов при написании письменных работ (плагиат), несанкционированное

сотрудничество с другими студентами при выполнении индивидуального задания [Шмелева, 2015: 56].

Общий вывод, к которому приходят как отечественные, так и зарубежные исследователи академического мошенничества в целом и проблемы выполнения научных работ «на заказ» в частности, связан с осознанием необходимости выработки эффективной системы мер борьбы с практиками такого рода. К сожалению, в Российской Федерации такая система пока не выстроена.

В России рынок услуг по написанию научных работ сохраняет легальный статус и не подвергается никаким нормативно-правовым ограничениям, за исключением изменений, внесенных в Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

30 октября 2018 года был принят Федеральный закон № 383-ф3 «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с которым статья 7 Федерального закона «О рекламе» дополнена новым пунктом 10, устанавливающим запрет рекламы услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации1.

Внесение такого изменения означает, что субъекты, которые занимаются предоставлением услуг такого характера, больше не должны их рекламировать ни на улице, ни в Интернете, ни, тем более, на специализированных рекламных стендах. Анализируемый запрет носит тотальный характер. Отметим, что до нормативного установления данного запрета реклама услуг по написанию научных работ обильно фигурировала в различных общественных местах и публичных пространствах (остановки общественного транспорта, социальные сети и т.п.). В настоящее время ее стало меньше, одна это не помогло решить проблему выполнения работ «на заказ». Рынок данных услуг продолжает функционировать, число авторов и заказчиков студенческих работ не снижается.

При этом ответственность за нарушение запрета рекламы услуг распространяется не только на рекламодателей, но и на рекламораспространителей. Иными словами, если какое-либо рекламное агентство разместит, например, на рекламном щите подобного рода рекламу -оно будет также привлечено к ответственности. Более того, ответственность распространяется и на администраторов групп в социальных сетях, размещающих такую рекламу.

В Федеральном законе «О рекламе» не зафиксированы размеры штрафов для рекламодателей, не считая информации о процентах штрафов, которые поступают в бюджет, поэтому целесообразно обратиться к иному нормативно-

1 Федеральный Закон от 30.10.2018 № 383-03 «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О рекламе» // СЗ РФ. 2018. № 45. Ст. 6838.

правовому акту, а именно к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Согласно положениям статьи 14.3 КоАП РФ «нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей»1.

На первый взгляд, система норм, касающихся запрета рекламы услуг по написанию научных работ, логично выстроена и должна эффективно решать исследуемую проблему. Однако можно выделить ряд законодательных пробелов, которые не позволяют оценить существующие нормы как эффективные.

Первая проблема заключается в том, что норма статьи 10 Федерального закона «О рекламе» четко фиксирует запрет на распространение рекламы по написанию научных работ, однако рекламодатели интерпретируют нормативные формулировки таким образом, чтобы избежать ответственности, предусмотренной законом. Так, ими предлагаются не услуги по написанию научных работ, а услуги по подготовке учащегося к написанию научных работ на частных уроках (репетиторство). Если субъект является репетитором (или частным преподавателем), то рекламировать свои услуги ему не запрещено, даже если он учит писать научные работы.

Вторая проблема заключается в том, что запрет на рекламу не распространяется на вывески и таблички с режимом работы, даже если они яркие и большие. Согласно законодательству о рекламе, вывески и указатели рекламой не считаются (п. 5 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О рекламе»)2. Также не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой. Таким образом, пробел в законодательстве позволяет компаниям распространять, так называемую, «скрытую» рекламу. Иначе говоря, можно открыть компанию, назвать ее «Курсовые на заказ», разместить вывеску на здании офиса компании и работать, не боясь быть привлеченным к ответственности за нарушение законодательства о рекламе.

Следующая проблема заключается в функционировании сайтов, оказывающих услуги по написанию научных работ. Красивые и яркие сайты с подробной информацией о том, как пишутся работы, в какой срок, какие

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1. Ч. I. Ст. 1.

2 Федеральный Закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст.

гарантии предоставляются заказчикам, не являются рекламой. Как поясняет Федеральная антимонопольная служба, «информация о товарах или услугах, которую производители и продавцы размещают на своих сайтах, рекламой не является, поскольку сайт выступает в качестве информационно-справочного ресурса, и сведения, размещенные на нем, предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров и услуг и о самом продавце или производителе. Он создается с целью ознакомления посетителей с деятельностью компании, ее товарами и услугами. А посещение сайта - это возможность для потребителя получить необходимый объем сведений о компании, о реализуемых товарах, об акциях, чтобы сделать правильный выбор» (п. 2, 3)1.

Наконец, еще один пробел связан с тем, что закон о рекламе не распространяется на физических лиц, которые дают объявления о своих услугах, если это не является предпринимательской деятельностью. Так, например, если студент разместит информацию о том, что готов написать работу «на заказ» в социальных сетях или мессенджерах, где осуществляется коммуникация его учебной группы, его нельзя будет привлечь к ответственности. Впрочем, если удастся доказать, что студент занимается предпринимательской деятельностью, его можно привлечь к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ.

Данные пробелы фиксировалась еще на этапе обсуждения законопроекта о запрете рекламы услуг по написанию научных работ. Предлагались различные варианты решения проблемы, но ни один из них не нашел отражения в действующей редакции Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, существует ряд пробелов в законодательстве, регулирующем запрет рекламы услуг по написанию научных работ. Массовое приобретение курсовых, дипломных и даже диссертационных работ «на заказ» влечет за собой крайне негативные последствия: неподготовленные студенты успешно проходят аттестацию; уровень подготовки специалистов падает; нарушаются процессы воспроизводства кадров в системе науки и образования и др. Существующий механизм запрета рекламы услуг по написанию научных работ не решает обозначенную проблему, поскольку услуги такого рода в условиях цифровизации становятся все более доступными.

В связи с этим, полагаем, что законодателю необходимо пересмотреть свой взгляд на рынок услуг по написанию научных работ и принять нормы, полностью запрещающие деятельность такого рода. Написание научных работ «на заказ» должно интерпретироваться не только как неэтичная практика в форме академического мошенничества, но и как нарушение закона.

1 Письмо Федеральной антимонопольной службы от 25 сентября 2019 г. № АК/83509/19 «О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

Список литературы (References)

1. Самойлов А. А. Исследование рынка услуг по написанию студенческих работ: анализ сегментов рынка // Universum: психология и образование. 2019. № 2 (56). С. 34-35.

Samoilov A. A. (2019) Issledovanie rynka uslug po napisaniyu studencheskikh rabot: analiz segmentov rynka (Research of the market of services for writing student papers: analysis of market segments). Universum: psychology and education. No. 2(56). P. 34-35. (In Russ.)

2. Шмелева Е. Д. Академическое мошенничество в современных университетах: обзор теоретических подходов и результатов эмпирических исследований // Экономическая социология. 2015. № 2. С. 55-79.

Shmeleva E. D. (2015) Akademicheskoe moshennichestvo v sovremennykh universitetakh: obzor teoreticheskikh podkhodov i rezul'tatov empiricheskikh issledovaniy (Academic Fraud in Modern Universities: A Review of Theoretical Approaches and Results of Empirical Research). Economic Sociology. No. 2. Р. 55-79. (In Russ.)

3. Epstein R. (2010) Academic Fraud Today: Its Social Causes and Institutional Responses / 21 Stanford Law and Policy Review. P. 135-154.

4. Zhao He-Xiang. (2014) Governance on Academic Research Frauds in Universities / International Conference on Management Science and Management Innovation. P. 778-782.

Сведения об авторе

Улайкина Юлия Сергеевна - студентка Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) в г. Саранске. E-mail: ul.1995@list.ru.

About the author

Ulaykina Yulia Sergeevna - student of the Mid-Volga Institute (branch) of Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia) in Saransk. E-mail: ul.1995@list.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.