Научная статья на тему 'РЕИНЖИНИРИНГ ПРОЦЕССОВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ'

РЕИНЖИНИРИНГ ПРОЦЕССОВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
РЕИНЖИНИРИНГ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / СТРОИТЕЛЬСТВО / ЛОГИСТИКА / УПРАВЛЕНИЕ ПОТОКАМИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ / РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ / ИНЖИНИРИНГ / ПРОИЗВОДСТВЕННО-ИНЖИНИРИНГОВЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Сборщиков Сергей Борисович, Лазарева Наталья Валериевна

Введение. Цифровая и технологическая трансформации национальной экономики и инвестиционно-строительной сферы как ее неразрывной части определяют необходимость проведения качественного преобразования технических решений как управленческих, так и технологических процессов, которое в современной теории и практике принято обозначать как реинжиниринг. Подобным трансформациям подвержена и обеспечительная деятельность, в том числе материально-техническое обеспечение (МТО). Цель исследования - научное обоснование интенсификации и повышения эффективности МТО на основе логистических центров (ЛЦ) в условиях цифровой и технологической трансформации строительной отрасли. Задачи исследования - установление характера изменений схем организации управления потоками материальных и технических ресурсов в строительстве, предложение новых конфигураций указанных потоков на основе ЛЦ, определение места последних в общей структуре корпоративного уровня. В подобной постановке данная задача формулируется впервые, что свидетельствует о ее научной новизне. Материалы и методы. В качестве основного методологического подхода используется теория логистики регулирующих воздействий. Для подтверждения отдельных положений исследований применяется структурно-функциональный анализ. Исходным информационным материалом послужил сформированный авторами научный задел в данной предметной области, а также публикации отечественных и зарубежных ученых по схожей тематике. Результаты. Предложена организационная схема формирования и функционирования ЛЦ в строительстве, установлены принципиальные схемы потоков материально-технических ресурсов, на этом основании показана организация взаимодействия строительного объекта и ЛЦ, а также в его рамках МТО. Выводы. Перспективным инструментом модернизации и интенсификации МТО строительства является ЛЦ, который обнаруживает большой потенциал формирования экономического эффекта и конкурентоспособности в связи со снижением скрытых потерь и определяющийся в первую очередь сокращением времени простоев, объема внутренней и внешней бракованной строительной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Сборщиков Сергей Борисович, Лазарева Наталья Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REENGINEERING OF LOGISTICS PROCESSES AS THE BASIS FOR THE ESTABLISHMENT AND OPERATION OF LOGISTICS CENTRES IN THE CONSTRUCTION INDUSTRY

Introduction. Digital and technological transformations of the national economy and the investment and construction sector as its integral part determine the need for the qualitative transformation of technical solutions in respect of both managerial and technological processes, referred to as reengineering in the present-day theory and practice. In turn, not only the main production activity is subject to such transformations, but also supplementary activities, including logistic support. In this regard, there is a contradiction between the transformed research and technology fundamentals of construction processes and traditional forms, as well as practical implementation patterns. In the field of logistics, this problem can be solved by logistics centres that are closely related to production and engineering structures. The purpose of the study is to establish a scientific rationale for the logistics efficiency intensification and improvement using logistics centres amid digital and technological transformation of the construction industry. This mission determines the following research tasks: establishing the nature of changes in flow management patterns applied to material and technical resources in the construction industry; proposing new configurations of these flows using logistics centres, determine the their position in the overall corporate structure. It is for the first time that this problem is formulated this way, which indicates its originality. The study is focused on logistics processes and their reengineering. Logistics centres are chosen as the subject of the study. Its practical value is a combination of the reengineering theory and new corporate structures such as production, engineering and logistics centres focused on intensifying processes of construction and enhancing the quality of the output. Materials and methods. The theory of logistics of regulatory impacts is used as the main methodological approach. Structural and functional analysis is used to confirm certain assumptions. Earlier research, as well as publications of local and foreign researchers, was used by the authors as the source data. Results. An organizational chart is proposed for the establishment and operation of a logistics centre in the construction industry; principal diagrams are developed for the flows of materials and resources; they are used to demonstrate interaction between a construction facility and a logistics centre. Conclusions. A logistics centre is a promising tool for modernizing and intensifying the logistic support of construction processes; it unlocks a high potential for the economic efficiency and competitiveness, cuts hidden losses and is primarily determined by lower downtime and a smaller amount of in-house and external defective construction products.

Текст научной работы на тему «РЕИНЖИНИРИНГ ПРОЦЕССОВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / RESEARCH PAPER УДК 69.05

DOI: 10.22227/1997-0935.2023.1.102-115

Реинжиниринг процессов материально-технического обеспечения как основа формирования и функционирования логистических центров в строительстве

Сергей Борисович Сборщиков, Наталья Валериевна Лазарева

Публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства» (ППК «Единый заказчик»);

г. Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Введение. Цифровая и технологическая трансформации национальной экономики и инвестиционно-строительной сферы как ее неразрывной части определяют необходимость проведения качественного преобразования технических решений как управленческих, так и технологических процессов, которое в современной теории и практике принято обозначать как реинжиниринг. Подобным трансформациям подвержена и обеспечительная деятельность, в том числе материально-техническое обеспечение (МТО). Цель исследования — научное обоснование интенсификации и повышения эффективности МТО на основе логистических центров (ЛЦ) в условиях цифровой и технологической трансформации строительной отрасли. Задачи исследования — установление характера изменений схем организации управления потоками материальных и технических ресурсов в строительстве, предложение новых конфигураций указанных потоков на основе ЛЦ, определение места последних в общей структуре корпоративного уровня. В подобной постановке данная задача формулируется впервые, что свидетельствует о ее научной новизне. Материалы и методы. В качестве основного методологического подхода используется теория логистики регули-сч сч рующих воздействий. Для подтверждения отдельных положений исследований применяется структурно-функцио-

нальный анализ. Исходным информационным материалом послужил сформированный авторами научный задел в данной предметной области, а также публикации отечественных и зарубежных ученых по схожей тематике. ^ Ф Результаты. Предложена организационная схема формирования и функционирования ЛЦ в строительстве, уста-

О з новлены принципиальные схемы потоков материально-технических ресурсов, на этом основании показана органи-

с $ зация взаимодействия строительного объекта и ЛЦ, а также в его рамках МТО.

Выводы. Перспективным инструментом модернизации и интенсификации МТО строительства является ЛЦ, кото® ® рый обнаруживает большой потенциал формирования экономического эффекта и конкурентоспособности в связи со ф со снижением скрытых потерь и определяющийся в первую очередь сокращением времени простоев, объема вну-£ тренней и внешней бракованной строительной продукции.

¡5

I- £ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: реинжиниринг, материально-техническое обеспечение, логистический центр, строительство,

Д . логистика, управление потоками материально-технических ресурсов, регулирующие воздействия, инжиниринг,

^ £ производственно-инжиниринговый центр

с о

О ф ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Сборщиков С.Б., Лазарева Н.В. Реинжиниринг процессов материально-технического обеспе-

о чения как основа формирования и функционирования логистических центров в строительстве // Вестник МГСУ. 2023.

Т. 18. Вып. 1. С. 102-115. DOI: 10.22227/1997-0935.2023.1.102-115

^ ■ ^

и* от Е

о о

N N

К

X

с

Автор, ответственный за переписку: Наталья Валериевна Лазарева, tous2004@mail.ru.

Reengineering of logistics processes as the basis for the establishment and operation of logistics centres in the construction industry

E o

CL ° c

LT> O

s «

o E

^ o -

cd Sergey B. Sborshikov, Natalia V. Lazareva

z 3= Public Law Company "Single Customer in the field of construction" (PPK "Single Customer");

$ o Moscow, Russian Federation

O 3 ABSTRACT

V)

O Introduction. Digital and technological transformations of the national economy and the investment and construction sector

as its integral part determine the need for the qualitative transformation of technical solutions in respect of both managerial

S £ and technological processes, referred to as reengineering in the present-day theory and practice. In turn, not only the main

_ production activity is subject to such transformations, but also supplementary activities, including logistic support. In this re-

jj jj gard, there is a contradiction between the transformed research and technology fundamentals of construction processes and

U > traditional forms, as well as practical implementation patterns. In the field of logistics, this problem can be solved by logistics

centres that are closely related to production and engineering structures. The purpose of the study is to establish a scientific

102 © С.Б. Сборщиков, Н.В. Лазарева, 2023

Распространяется на основании Creative Commons Attribution Non-Commercial (CC BY-NC)

rationale for the logistics efficiency intensification and improvement using logistics centres amid digital and technological transformation of the construction industry. This mission determines the following research tasks: establishing the nature of changes in flow management patterns applied to material and technical resources in the construction industry; proposing new configurations of these flows using logistics centres, determine the their position in the overall corporate structure. It is for the first time that this problem is formulated this way, which indicates its originality. The study is focused on logistics processes and their reengineering. Logistics centres are chosen as the subject of the study. Its practical value is a combination of the reengineering theory and new corporate structures such as production, engineering and logistics centres focused on intensifying processes of construction and enhancing the quality of the output.

Materials and methods. The theory of logistics of regulatory impacts is used as the main methodological approach. Structural and functional analysis is used to confirm certain assumptions. Earlier research, as well as publications of local and foreign researchers, was used by the authors as the source data.

Results. An organizational chart is proposed for the establishment and operation of a logistics centre in the construction industry; principal diagrams are developed for the flows of materials and resources; they are used to demonstrate interaction between a construction facility and a logistics centre.

Conclusions. A logistics centre is a promising tool for modernizing and intensifying the logistic support of construction processes; it unlocks a high potential for the economic efficiency and competitiveness, cuts hidden losses and is primarily determined by lower downtime and a smaller amount of in-house and external defective construction products.

KEYWORDS: reengineering, logistic support, logistics centre, construction, logistics, flow management of material and technical resources, regulatory impacts, engineering, centre for production and engineering

FOR CITATION: Sborshikov S.B., Lazareva N.V. Reengineering of logistics processes as the basis for the establishment and operation of logistics centres in the construction industry. Vestnik MGSU [Monthly Journal on Construction and Architecture]. 2023; 18(1):102-115. DOI: 10.22227/1997-0935.2023.1.102-115 (rus.).

Corresponding author: Natalia V. Lazareva, tous2004@mail.ru.

ВВЕДЕНИЕ

Обозначенная в настоящее время как государственный приоритет цифровая трансформация национальной экономики, по мнению авторов, должна рассматриваться как составляющая и превью нечто большего — технологической трансформации [1-6]. Данное утверждение обусловлено скачкообразным изменением в науке и технике, характеризующимся сменой технологического уклада мировой экономики, проявлением которого можно считать развитие не только цифровых технологий, но и создание материалов на основе нанотехнологий, а также дальнейшее формирование конкурентоспособной продукции при помощи аддитивных и природоподобных технологий. Таким образом, трансформации затрагивают как сферу материального производства, так и сферу услуг, и предполагают появление не только иных продуктов, но и качественное преобразование имеющихся технических решений [7-15]. Подобные преобразования существующих материальных и нематериальных объектов на новом качественном техническом уровне в современной науке и практике принято называть реинжинирингом. Приведенное выше в полной мере относится и к инвестиционно-строительной деятельности (ИСД) [16-21].

Реинжиниринг управленческих и технологических процессов в связи с технологической и цифровой трансформацией в строительстве в первую очередь обусловлен наличием противоречия между изменившейся научно-технической основой строительного производства и традиционными формами и схемами его практической реализации. В сфере материально-технического обеспечения (МТО) решить данную проблему можно на основе использования логистических центров (ЛЦ), тесно связанных с производственно-инжиниринговыми структурами [22-27].

Логистические центры широко распространены в сфере услуг, особенно в оптовой и розничной торговле. В современных условиях при развитии онлайн-форматов взаимодействия с потребителями они стали более востребованы. В строительстве ЛЦ до сих пор являются чем-то новым, хотя в качестве их предвестника можно рассматривать подразделения крупных строительных организаций типа управление производственно-технологической комплектации (УПТК). Несомненно, накопленный отечественный опыт в преломлении лучших зарубежных практик должен принести положительный эффект, особенно при расширении и развитии инжиниринговых схем управления в строительстве [28-33].

В то же время указанные выше структуры предполагают широкое применение методологии и практики логистики регулирующих воздействий. Подобные воздействия характеризуются направленностью, интенсивностью, временем, объемом и при устойчивой организации управления образуют потоки. Результативное управление потоками регулирующих воздействий может принести дополнительные преимущества и выгоды участникам ИСД [34, 35].

В этой связи в качестве гипотезы, которая положена в основу настоящего исследования, является предположение, что эффективность качественного преобразования процессов МТО напрямую связана с характером управления одноименными потоками в рамках ЛЦ.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Традиционные подходы к формированию и функционированию организационных структур, как правило, базируются на методологии системного анализа и таких методах, как графическое мо-

< п

8 8 i i

G Г

S 2

0 со

t СО

1 i y 1 J со

u-

^ I

n 0

i 3

o i

o n

со со

n ю i

r §6

i )

ii

® 8

. DO ■ £

s У с о <D Ж

10 10 о о 10 10 U W

(О (О

сч N

о о

N N

¡É ш

U 3 > (Л С И 2

U 00 . г

« (U

И

ф ф

О ё

о

о g<

о со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

™ О

о

го

о

Е О

CL ° с

ю о

S ц

о Е с5 °

СП ^ т- ^

<л ю

Г

o (ñ

делирование, группировка, сравнение, корреляция, аналогия, экспертные оценки. Утилитарно применительно к анализу состава и структуры ИСД на корпоративном уровне наиболее употребительным можно считать структурно-функциональный метод. Однако приведенные методы не учитывают динамический характер технологических и управленческих процессов и самой структуры. Подобный динамизм определяется и внутренними, и внешними факторами ИСД, что обуславливает перманентное изменение воздействий на объект управления, их направление, интенсивность. Аналогичное представление организационной структуры может быть связано с различными потоками (производственными, материально-техническими, информационными, финансовыми и т.д.).

Проведение исследования предполагало следующую последовательность исследовательских процедур: выявление характера изменений схем организации управления потоками материальных и технических ресурсов в строительстве, предложение новых конфигураций указанных потоков и на этой основе организационной структуры ЛЦ, разработку схемы организации взаимодействия ЛЦ и строительного объекта, а также организации МТО строительства при функционировании ЛЦ, установление составляющих экономического эффекта от использования ЛЦ.

Методика исследования базируется на теоретической основе логистики регулирующих воздействий, в контексте исследования увязывает потоки регулирующих воздействий и материально-технических ресурсов (МТР). Для определения укрупненных элементов ЛЦ применялся структурно-функциональный анализ, что позволило установить трансформации, связанные с реинжинирингом как технологических, так и управленческих процессов МТО строительства.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Ритм современной жизни диктует постоянно повышающиеся требования к качеству и производительности общественного производства, его отклику на запросы потребителей. Растет и значимость логистики как теории и практики, одним из важных

ее аспектов является формирование и функционирование соответствующих организационных структур.

Рассматривая логистику как управление потоками применительно к организации обеспечения строительного производства, можно выделить две ее составляющие (рис. 1):

• управление потоками материальных ресурсов;

• управление потоками технических ресурсов.

Данное деление в первую очередь связано

с нормативно закрепленной классификацией ресурсов в строительстве, которая отражается в процессах и документах ценообразования. Также подобное агрегирование ресурсов целесообразно не только с точки зрения экономики — представления их как предметов и орудий труда, но и дифференциации области приложения организации строительства и выделения в ней направлений, связанных с МТО и механизацией возведения зданий и сооружений, вносящих существенный вклад в формирование как результата, так и эффекта от ИСД.

В соответствии с теорией и практикой логистики поточные процессы характеризуются:

• направлением;

• интенсивностью;

• пропускной способностью.

Рассматривая эти параметры в рамках управления МТО строительства в контексте дифференциации на материальные и технические ресурсы, можно предложить следующие схемы организации управления потоками, представленные на рис. 2, 3.

Прежде всего, необходимо отметить, что в силу отраслевых особенностей строительства направление потоков материальных и технических ресурсов ориентировано на строительный объект, достигнув которого ресурсы распределяются по фронтам работ. Такая конфигурация справедлива до момента сдачи объекта в эксплуатацию, т.е. она охватывает только период инвестирования.

Применительно к управлению потоками материальных ресурсов (рис. 2) интенсивность потребления данного вида ресурсов будет определяться характером управления поставками, а пропускная способность (в строительном производстве тождественна номенклатуре и объему потребления ресурсов) верифицируется с процессами управления

Логистика Logistics

I

Управление потоками Flow management

материальных ресурсов технических ресурсов

material resources technical resources

Рис. 1. Составляющие логистики материально-технических ресурсов в строительстве Fig. 1. Breakdown of the logistics of material and technical resources in the construction industry

запасами и закупками. Интерпретируя подобную зависимость с точки зрения организации, ее можно квалифицировать как УПТК — структурное подразделение крупной строительной компании, реализующее не только функции производственно-технологической комплектации (ПТК), но и материально-технического снабжения (МТС), складирования, транспортирования и диспетчеризации, и имеющее прямые и неразрывные связи со строительным производством.

Следует отметить, что на управление поставками материальных ресурсов оказывают ощутимое влияние фактор территориального размещения объектов, а также технологическая последовательность выполнения работ, зафиксированная в календарных планах организационно-технологической документации ППР и ПОР, в которых осуществляется соответственно внутриобъектная и межобъектная увязка работ.

Согласно предложенной схеме при управлении запасами и закупками в первую очередь берутся в расчет: характер и график финансирования строительства зданий и сооружений, а также номенклатура работ, зафиксированная в проектной и сметной документации.

Приведенные факторы и параметры, влияющие на характер и особенности управления потоками, в каждом конкретном случае могут быть дополнены, детализированы и отражены в соответствующей проектной, организационно-технологической и управленческой документации.

В то же время управление потоками технических ресурсов (или технических средств (ТС)) имеет свою специфику относительно интенсивности и пропускной способности, что связано не только с экономической природой — это основные фонды, но и с характером строительного производства и условиями возведения отдельного объекта (рис. 3).

Интенсивность работы ТС как временная составляющая управления потоками обуславливается режимом их эксплуатации и характером перебазировки с одной стоянки на другую как в границах стройплощадки, так и с объекта на объект. Указанные факторы в свою очередь находятся в сильной корреляции с условиями строительства, местоположением объектов и запланированной последовательностью производства работ.

Вторая составляющая, которая определяет как количественное, так и качественное содержание управления потоками ТС, а именно состав парка, идентифицируется следующими детерминантами:

• условия технического обслуживания и ремонта;

• необходимость покупки или продажи ТС;

• целесообразность лизинга сторонних или сдачи в аренду собственных ТС.

Основной критерий, которому должен удовлетворять состав парка ТС, — это возможность производства всего комплекса работ на строительной площадке в установленные сроки, с необходимым качеством и минимальными эксплуатационными затратами.

< п i i G Г

S 2

Рис. 2. Схема организации управления потоками материальных ресурсов в строительстве Fig. 2. A management chart for flows of material resources in the construction industry

o

t со

I i

y 1

J со

u-I

n

i 3 o

n

со со

n

i § r §

i )

ii

® 8

. DO ■

s □

s у с о <D X

10 10 о о 10 10 U W

(О (О

сч N

о о

N N

¡É ш

U 3 > (Л С И 2

U 00 . г

« (U jj

ф ф

О ё

о

о g<

о со

™ О

о

го

о

Е О

CL ° ^ с

ю о

S ц

о Е с5 °

СП ^ т- ^

от от

S2 =3

г sjs

О (П

Рис. 3. Схема организации управления потоками технических ресурсов (средств) в строительстве Fig. 3. A management chart for flows of technical resources (funds) in the construction industry

Подобная минимизация затрат может быть достигнута не только эксплуатацией собственного парка машин и механизмов, но и лизингом (арендой) у владельцев, чьи ТС находятся на ближайших к строительной площадке территориях (что особенно актуально для случая рассредоточенного строительства), а также получением дополнительного дохода за счет сдачи в аренду или продажи собственных ТС, которые по тем или иным причинам не эксплуатируются или в будущем будут не востребованы на строительном производстве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо указать, что при принятии решения в рамках данной составляющей управления потоками ТС следует принимать во внимание:

• номенклатуру работ;

• объемно-планировочные и конструктивные решения объектов;

• условия строительства, особенно его осложняющие;

• характер финансирования строительства.

Так же как и в случае управления потоками материальных ресурсов, приведенный выше перечень является набором групп основных показателей, которые могут быть дополнены, детализированы в каждом конкретном случае.

Учитывая вышеприведенное, можно предположить, что интеграция управления потоковыми процессами в рамках МТО и механизации позволит сформировать новую организационную структуру, которая качественно преобразует не только управленческие и производственные процессы, но и связи между ними, т.е. будет реализована методология реинжиниринга организационной структуры и бизнес-процессов (рис. 4).

Логистический центр Logistics centre

Интеграция Integration

Рис. 4. Организационная схема формирования и функционирования логистического центра в строительстве Fig. 4. An organizational chart for the establishment and operation of a logistics centre in the construction industry

Таким образом, в контексте исследования ЛЦ осуществляет управление двумя предметными областями ИСД:

• материально-техническим обеспечением;

• механизацией.

Каждая из них имеет свою декомпозицию. Так, управление МТО включает следующие компоненты: МТС, ПТК, складирование, транспортирование и диспетчеризация. Управление механизацией составляют: эксплуатация, перебазировка, техническое облуживание и ремонт, аренда (лизинг), покупка (продажа) ТС.

В результате объединения указанных предметных областей в одной структуре произойдет наложение (частичное или полное) их функциональных элементов, что делает необходимым корректировку связей между элементами и распределение решаемых задач.

Поэтому считаем целесообразным централизацию блока диспетчеризации, так как фактор времени в решаемых логистическим центром задачах становится определяющим, например: поставка

конструкций и материалов «точно в срок» способствует не только сокращению скрытых потерь, но и уменьшению площади приобъектных складов, в итоге снижению затратной части строительства зданий и сооружений. Будет разумным элементы, связанные с транспортировкой материальных ресурсов и перебазировкой ТС, объединить в один блок и подчинить подразделению механизации. С другой стороны, элементы, верифицируемые с материально-техническим снабжением, покупкой, арендой, в том числе ТС, сводятся в один блок подразделения МТО.

Данные трансформации организационной структуры могут усилить чисто технические мероприятия, связанные с компьютеризацией процессов управления в рамках ЛЦ, широким использованием средств телекоммуникации и BIM-технологий. Из-за этого произойдет не только перераспределение функций между элементами структуры, но и сильно трансформируются связи между ними, а также изменятся штатная численность и квалификационный состав в сторону увеличения инженерно-техниче-

< п

8 8 i H

G Г

S 2

0 сл

t СО

1 » y 1

J со

u-

^ I

n 0

» 3

о »

о n

со со

n ю

a g

» §

r §6

t °

g о

» )

il

® 8

. DO ■ £

s □

s У с о <D *

10 10 о о 10 10 u w

(О (О

сч N

о о

N N

к ш

U 3 > (Л С И 2

U 00 . г

« (U

ÎJ ф ф

О ё

о

о g<

о со

™ о

о

го

о

Е О

ÔL ° ^ с

ю о

S ц

о Е с5 °

СП ^ т- ^

от от

S2 =3

г sjs

О (П

ских работников по отношению к административно-управленческому персоналу.

Как отмечалось ранее, в исследованиях авторов в зарубежной и отечественной практике строительства в настоящее время наблюдается широкое применение инжиниринговой схемы управления, в основе которой лежит функционирование организатора строительства. Его деятельность как субъекта ИСД направлена на решение комплекса как технических, так и управленческих задач, возникающих при возведении зданий и сооружений.

Увеличение сложности строительства, а также количества решаемых в его рамках задач, в том числе связанных с перераспределением и централизацией функций, которые раньше делегировались подрядчикам и нередко становились причинами срывов и удорожания строительства, указывают на необходимость формирования действенного организационно-экономического механизма. И таким механизмом может стать логистический центр.

Также следует констатировать, что ЛЦ может быть частью более крупного образования — производственно-инжинирингового центра (рис. 5), в рамках которого, помимо подразделений МТО и механизации, интегрированных между собой, функционируют подразделения управления строительным производством и информацией.

Основные функциональные блоки «Управление строительным производством» — это планирование, подготовка строительства и собственно возведение объекта, а «Управление информацией»: сбор, обработка, хранение и передача информации, достаточной для принятия решений.

Так же как и в случае «Логистического центра», наложение функциональных блоков в рамках производственно-инжинирингового центра станет побудительным мотивом проведения реинжиниринговых мероприятий. Более подробно особенности функционирования производственно-инжинирингового центра будут освещены в следующих публикациях.

Вне зависимости от функционирования ЛЦ самостоятельно или в составе другой структуры можно выделить три принципиальные схемы потоков

МТР (рис. 6): децентрализованная; централизованная; комбинированная.

В первом случае МТО объектов осуществляется напрямую от поставщиков, и подрядчики самостоятельно регулируют поставки, запасы, а также закупки МТР для собственных нужд. Здесь наиболее часто возникают сбои в МТО и, как следствие, срывы в графике производства работ, превышение стоимости строительства.

Вторая схема описывает ситуацию МТО, при которой все потоки МТР проходят через ЛЦ, в том числе и тогда, когда требуется перераспределить материальные ресурсы или перебазировать ТС с объекта на объект, даже если они располагаются в непосредственной близости. Таким образом, можно установить основной недостаток данной схемы — это увеличение времени на поставку МТР.

Третья схема — комбинация предыдущих двух. Основные потоки МТР идут через ЛЦ. Однако поставки местных ресурсов могут выполняться, минуя его, непосредственно на строительный объект, также возможно перераспределение ресурсов и перебазировка ТС с объекта на объект, если они находятся в непосредственной близости. Но в любом случае потоки МТР регулируются ЛЦ, который отслеживает ситуацию на объектах и является источником побудительных (регулирующих) воздействий. Комбинированная схема потоков МТР позволяет устранить недостатки двух первых конфигураций.

Все указанные схемы имеют свои сферы приложения. Например, децентрализованная схема оправдана в случае производства работ на небольших объектах, выполнения ремонтных работ. Централизованная схема целесообразна при сосредоточении объектов на небольшой территории или одной строительной площадке и характеризуется значительными объемами, а также интенсивностью потоков МТР.

Комбинированная схема организации потоков МТР наиболее эффективна в случае рассредоточенного строительства, когда объекты распределены по значительной территории, а также при возведении линейных объектов, предполагающем пере-

Рис. 5. Составляющие производственно-инжинирингового центра Fig. 5. Constituents of the production and engineering centre

Потоки материально-технических ресурсов / Flows of material and technical resources

Объекты Facilities

Объекты Facilities

Объекты Facilities

Рис. 6. Принципиальные схемы потоков МТР: a — децентрализованная; b — централизованная; c — комбинированная Fig. 6. Principal diagrams showing flows of materials and resources: a — decentralized diagram; b — centralized diagram; c — mixed diagram

мещение больших объемов строительных грузов и перебазировку машин и механизмов.

Рассматривая функционирование ЛЦ в пределах комбинированной схемы потоков МТР как идеальный случай, который наделен всем спектром взаимодействий МТО со строительным производством, далее будем анализировать именно его (рис. 7).

В приведенной схеме можно выделить такие взаимодействия, как:

1) ЛЦ — строительный объект;

2) сторонний поставщик — строительный объект;

3) строительный объект 1 — строительный объект 2;

4) ЛЦ — сторонние потребители;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) строительный объект — ЛЦ.

Взаимодействие 1 рассматривается в виде потока централизованных МТР и предполагает в качестве обратной связи информацию об неиспользованных МТР, а также их возврат и вывоз с объекта отходов строительного производства и неликвидов для утилизации, переработки и хранения. Последние материальные потоки, имеющие обратное направление (от строительного объекта к ЛЦ), образуют взаимодействие 5.

Поставки местных материальных ресурсов, аренда МТС формируют взаимодействие 2, оно предполагает регулирующие воздействия ЛЦ и наличие обратной связи — информацию об использовании местных ресурсов.

< п

8 8 is

G Г

S 2

О сл

t CO У 1

J to

u-

^ I

n °

С 3

о СЛ

О? о n

CO CO

n ю

с 6

r §6

t °

СС )

ii

® 8

. DO

■ T

s □

s У с о Ф Ж

10 10 о о 10 10 U W

a

b

c

(О (О

сч N

о о

N N

¡г ш

U 3 > (Л С И 2

U оо

. г

« (U jj

ф ф

О ё

о

о g<

о со

™ о

о

го

о

Е о

CL ° ^ с

ю о

S ц

о Е

СП ^ т- ^

<л ю

=3

■8 г

Cдача в аренду

Рис. 7. Схема организации взаимодействия логистического центра и строительного объекта Fig. 7. Diagram of interaction between the logistics centre and the construction facility

Как отмечалось, в некоторых случаях, например, когда объекты находятся в непосредственной близости друг от друга, возможны перераспределение материальных ресурсов и перебазировка ТС. Это взаимодействие 3, которое регулируется логистическим центром, и его результат подтверждается информацией о выполнении.

Для получения дополнительного дохода ЛЦ может реализовывать излишки материальных ресурсов или сдавать в аренду незадействованные в данном периоде строительства ТС сторонним организациям, что позволит, кроме всего, высвободить дополнительные складские площади. Данные отношения составляют взаимодействие 4.

Осуществление указанных выше взаимодействий предполагает некоторую вариативность в подчиненности логистического центра. Возможные варианты его функционирования:

• в составе строительной (или инжиниринговой) организации;

• самостоятельная организация.

Вариативность функционирования ЛЦ, его

взаимодействий с потребителями и поставщиками МТР определяют наличие различных схем организации МТО (рис. 8).

Логистический центр является реципиентом технологического комплекта, транспортируемого либо в форме монтажных комплектов (вариант 1) на приобъектные склады, которые затем по мере надобности перемещаются на рабочие места, либо

в форме рейсовых комплектов (вариант 2), непосредственно доставляемых на рабочие места в том случае, если монтаж осуществляется «с колес». Вариант 3 подразумевает потоки МТР от сторонних поставщиков, минуя ЛЦ, в форме поставочных комплектов на приобъектный склад, которые преобразуются в монтажные комплекты и передвигаются к рабочим местам.

Организация МТО при наличии ЛЦ не обязательно должна строго следовать описанным схемам, а может быть их компиляцией, в том числе и в разные периоды и этапы строительства.

Однако главным критерием принятия как частных решений, так и в общем использования ЛЦ при строительстве зданий и сооружений служит получение экономического эффекта (рис. 9), который составляют:

• снижение скрытых потерь;

• экономия прямых затрат;

• экономия накладных расходов;

• получение дополнительного дохода от сдачи в аренду и продажи МТР.

Следует отметить, что большой потенциал формирования экономического эффекта и конкурентоспособности связан со снижением скрытых потерь и определяется в первую очередь сокращением времени простоев, объема внутренней и внешней бракованной строительной продукции.

Экономия прямых затрат обуславливается заинтересованностью ЛЦ в поиске наиболее дешевых

Технологический комплект Tooling kit

Рис. 8. Схема организации МТО при функционировании логистического центра: МК — монтажный комплект Fig. 8. Arrangement of delivery of materials and supplies amid the operation of the logistics centre: AK — assembly kit

Рис. 9. Составляющие экономического эффекта от использования логистического центра при строительстве зданий и сооружений

Fig. 9. Economic benefits from using the logistics centre in the process of construction of buildings and structures

материальных ресурсов, но необходимого качества, а также вариантов механизации с минимальными эксплуатационными затратами и соответствующей производительностью.

Экономия накладных расходов связана со снижением постоянных затрат, которое может быть достигнуто в результате сокращения продолжительности.

Получение дополнительного дохода логистическим центром было подробно освещено выше по тексту.

Наличие указанных составляющих экономического эффекта указывает на еще одно перспективное направление в деятельности ЛЦ — управление стоимостью инвестиционного проекта и дает возможность дальнейшего повышения конкуренто-

способности компаний, реализующих методологии и практики логистики и реинжиниринга.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ

Логистический центр, являясь частью производственно-инжиниринговой структуры, осуществляет управление двумя видами деятельности — материально-техническим обеспечением и механизацией строительства. Управление потоками МТР может быть реализовано централизованно, децентрализовано или комбинировано, как сочетание преимуществ первых двух схем. Указанные схемы имеют свои сферы приложения.

Вариативность функционирования ЛЦ, его взаимодействий с потребителями и поставщиками

< п

8 8 iH

G Г

S 2

0 со

t СО

1 » y 1

J со

u-

^ I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

n °

» 3

о »

о n

со со

n ю » §

r §6

» )

il

® 8

Ю DO ■ т

s У с о <D X

10 10 о о 10 10 U W

МТР определяют наличие различных схем организации МТО.

Основным критерием принятия решений использования логистического центра при строительстве зданий и сооружений служит получение экономического эффекта, который составляют: снижение скрытых потерь, экономия прямых затрат, экономия накладных расходов, получение дополнительного дохода от сдачи в аренду и продажи МТР.

Перспективное направление в деятельности ЛЦ — управление стоимостью инвестиционного проекта, которое дает возможность дальнейшего повышения конкурентоспособности компаний, реализующих методологии и практики логистики и реинжиниринга. Это можно выделить и в качестве темы следующих исследований в выбранной авторами предметной области.

Следует констатировать, что практическая значимость связана с соединением теории реинжиниринга и новых организационных структур, таких как производственно-инжиниринговые и логистические центры для интенсификации строительства, достижения новых качественных показателей.

Подтверждением обоснованности представленных положений можно считать обособленную реализацию некоторых элементов, представленных в статье, например, такое организационное построение, как ЛЦ, эффективно использовалось при реконструкции Potsdamer Platz в Берлине, а реинжиниринг широко применяется и в зарубежной, и в отечественной практике трансформации управленческих процессов. Однако в приведенном в статье изложении данные элементы употребляются впервые.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

(О (О

N N

о о

N N

¡É ш

U 3

> (Л

с и

U 00 . г

« (U

ÍJ

Ф ф

О í¿

о

о g<

о со

™ О

о

го

о

Е о

CL ° ^ с

ю о

S «

о Е

СП ^ т- ^

<л ю

г

О (0 №

1. Алексанин А.В., Жаров Я.В. Потенциал использования цифровых информационных моделей в рамках управления строительством // Промышленное и гражданское строительство. 2022. № 1. С. 52-55. DOI: 10.33622/0869-7019.2022.01.52-55

2. Киевский И.Л., Алексанин А.В., Жаров Я.В. Организационная обеспеченность строительных проектов на основе технологии информационного моделирования // Промышленное и гражданское строительство. 2021. № 12. С. 55-60. DOI: 10.33622/0869-7019.2021.12.55-60

3. Киевский И.Л., Жаров Я.В. Формирование центров компетенций применения технологий информационного моделирования в строительстве // Промышленное и гражданское строительство. 2021. № 11. С. 4-10. DOI: 10.33622/0869-7019.2021.11.04-10

4. Жаров Я.В. Организационно-технологическое проектирование при реализации инвестиционно-строительных проектов // Вестник МГСУ 2013. № 5. С. 176-184.

5. Aleksanin A. Secondary building materials planning system // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019. Vol. 661. Issue 1. P. 012103. DOI: 10.1088/1757-899X/661/1/012103

6. Маслова Л.А., Сборщиков С.Б. Элементы информационно-аналитического обеспечения реинжиниринга объектов капитального строительства // Вестник МГСУ 2019. Т. 14. № 7. С. 912-921. DOI: 10.22227/1997-0935.2019.7.912-921

7. Shibeika A., Harty C. Diffusion of digital innovation in construction: a case study of a UK engineering firm // Construction Management and Economics. 2015. Vol. 33. Issue 5-6. Pp. 453-466. DOI: 10.1080/0144619 3.2015.1077982

8. Wao J., Ries R., Flood I., Kibert C. Refocusing value engineering for sustainable construction // 52nd

ASC Annual International Conference Proceedings. 2016. DOI: 10.13140/RG.2.1.1323.6723

9. Eskerod P., Huemann M., Savage G. Project Stakeholder Management — Past and Present // Project Management Journal. 2015. Vol. 46. Issue 6. Pp. 6-14. DOI: 10.1002/pmj.21555

10. Rad K.M., Yamini O.A. The methodology of using value engineering in construction projects management // Civil Engineering Journal. 2016. Vol. 2. Issue 6. P. 262. DOI: 10.28991/cej-030986

11. Ермолаев Е.Е. Зарубежный и отечественный опыт использования элементов инжиниринга, аутсорсинга и аутстаффинга в строительном производстве // Нормирование и оплата труда в строительстве. 2019. № 4. С. 49-67.

12. Афанасьев А.М., Гилева О.Я., Ермолаев Е.Е. Устойчивое развитие малых городов на основе строительного комплекса // Инновации и инвестиции. 2018. № 3. С. 139-141.

13. Ермолаев Е.Е. Особенности инвестиционной активности в строительной сфере на современном этапе // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 4. С. 11-17.

14. Монастырев П.В., Евдокимцев О.В., Стру-лев С.А. Реализация цифровой трансформации образовательных программ в области информационного моделирования зданий, сооружений и линейных объектов // Современная наука: теория, методология, практика : мат. IV Всерос. национальной науч.-практ. конф. 2022. С. 318-323.

15. Yazhlev I., Spitsov D., Popkov A. The issues of legal and regulatory support for the implementation of resource-saving, energy-saving and best available technologies in urban development // E3S Web of Conferences. 2020. Vol. 210. P. 13023. DOI: 10.1051/e3s-conf/202021013023

16. Сборщиков С.Б., Лейбман Д.М. Формализованное описание функционирования системы стратегического контроллинга // Вестник МГСУ 2016. № 10. С. 151-159. DOI: 10.22227/1997-0935.2016.10.151-159

17. Leybman D., Khripko T. Quality assurance program of a nuclear facility // E3S Web of Conferences. 2019. Vol. 97. P. 03015. DOI: 10.1051/e3s-conf/20199703015

18. Лейбман Д.М. Организация строительства технически сложных объектов // Нормирование и оплата труда в строительстве. 2018. № 5. С. 64-73.

19. Шинкарева Г.Н., Маслова Л.А. Инжиниринг как основа модернизации строительной отрасли // Интеграция, партнерство и инновации в строительной науке и образовании : сб. мат. VI Междунар. науч. конф. 2018. С. 162-166.

20. Шинкарева Г.Н., Маслова Л.А. Комплексный инжиниринг как способ интенсификации строительного производства // Нормирование и оплата труда в строительстве. 2018. № 3. С. 37-41.

21. Шинкарева Г.Н. Модель инжиниринговой схемы организации строительства для контрактов жизненного цикла : дис. ... канд. техн. наук. М., 2018.

22. Маслова Л.А., Сборщиков С.Б., Журавлев П.А. Реинжиниринг в строительстве // Промышленное и гражданское строительство. 2019. № 7. С. 71-76. DOI: 10.33622/0869-7019.2019.07.71-76

23. Сборщиков С.Б., Маслова Л.А. Реинжиниринг объектов капитального строительства и реинжиниринг технологических процессов // Вестник МГСУ 2019. Т. 14. № 10. С. 1321-1330. DOI: 10.22227/19970935.2019.10.1321-1330

24. Лазарева Н.В., Сборщиков С.Б., Масло-ва Л.А. Ресурсообеспечение реинжиниринга объектов капитального строительства // Промышленное и гражданское строительство. 2019. № 12. С. 66-71. DOI: 10.33622/0869-7019.2019.12.66-71

25. Сборщиков С.Б., Лазарева Н.В., Масло-ва Л.А. Параметры реинжиниринга технологических процессов // Промышленное и гражданское строительство. 2020. № 4. С. 28-33. DOI: 10.33622/08697019.2020.04.28-33

26. Сборщиков С.Б., Лазарева Н.В. Формирование дополнительного эффекта при управлении стоимостью инвестиционного проекта за счет мероприятий реинжиниринга // Вестник гражданских ин-

Поступила в редакцию 30 мая 2022 г. Принята в доработанном виде 23 ноября 2022 г. Одобрена для публикации 24 декабря 2022 г.

Об авторах: Сергей Борисович Сборщиков — доктор экономических наук, профессор, начальник управления департамента проектирования; Публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства» (ППК «Единый заказчик»); 127051, г. Москва, ул. Садовая-Самотечная, д. 10, стр. 1; РИНЦ ID: 431022, ORCID: 0000-0001-6802-2888; tous2004@mail.ru;

Наталья Валериевна Лазарева — кандидат технических наук, доцент, начальник управления департамента проектирования; Публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства» (ППК «Единый заказчик»); 127051, г. Москва, ул. Садовая-Самотечная, д. 10, стр. 1; РИНЦ ID: 808973, ORCID: 0000-0001-6802-2888; nata_0986@mail.ru.

женеров. 2020. № 2 (79). С. 252-263. DOI: 10.23968/1 999-5571-2020-17-2-252-263

27. Сборщиков С.Б., Журавлев П.А. Жизненный цикл градостроительных решений: организационный аспект их реинжиниринга // Промышленное и гражданское строительство. 2021. № 4. С. 33-39. DOI: 10.33622/0869-7019.2021.04.33-39

28. Zhuravlev P., Marukyan A., Markova I., Khidi-rov S., Nazarov B. The rationale for taking into account the organizational features of work in the winter when designing // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020. Vol. 883. Issue 1. P. 012212. DOI: 10.1088/1757-899X/883/1/012212

29. Журавлев П.А., Марукян А.М. Ресурсо-обеспечение инвестиционно-строительной деятельности как основа обоснования эффективности инвестиционных программ // Промышленное и гражданское строительство. 2021. № 1. С. 59-66. DOI: 10.33622/0869-7019.2021.01.59-66

30. Журавлев П.А., Марукян А.М. Особенности предпроектных проработок в инвестиционно-строительной деятельности (часть 1) // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. 2021. № 3 (37). С. 10-16. DOI: 10.52684/2312-3702-2021-37-3-10-16

31. Клюев В.Д., Журавлев П.А., Зайцев Д.А. Оценка затрат на реализацию региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов // Нормирование и оплата труда в строительстве. 2019. № 1. С. 58-63.

32. Клюев В.Д., Журавлев П.А., Евсеев В.Г. Использование квалиметрического подхода для оценки конкурентоспособности инвестиционных строительных проектов // Нормирование и оплата труда в строительстве. 2017. № 11. С. 56-62.

33. Сборщиков С.Б. Логистика регулирующих воздействий в инвестиционно-строительной сфере (теория, методология, практика) : дис. ... д-ра экон. наук. М., 2012. 361 с.

34. Попков А.Г., Игонин Д.С. Логистические комплексные решения процессов в строительстве инфраструктуры города // БСТ: Бюллетень строительной техники. 2018. № 9 (1009). С. 44-45.

35. Sborshikov S., Bobin A. Formal description model management of cluster structures in construction // MATEC Web of Conferences. 2018. Vol. 251. P. 05032. DOI: 10.1051/matecconf/201825105032

< П iiï G Г

S 2

0 œ

t СО

1 с

y 1

J со

u-

^ I

n 0

С 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о СЛ

о n

со со

n

a g

С §

Г §6

СС )

[i

® 8

Ю DO

■ Т

s У с о (D X

10 10 о о 10 10 U W

Вклад авторов:

Сборщиков С.Б. — научное руководство, концепция исследования, развитие методологии, написание исходного текста, научное редактирование, итоговые выводы.

Лазарева Н.В. — обработка материала, проведение исследования, доработка текста, описание результатов

и формирование выводов исследования.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

REFERENCES

(О (О

N N

О О

N N

¡É Ш U 3

> (Л

с и

m оо

. г

« (U jj

ф ф

О ё

о

о g<

о со

™ О

о

го

о

Е о

CL ° ^ с

ю о

S ц

о Е с5 °

СП ^ т- ^

<л ю

Sí sS Г

О (0

1. Aleksanin A.V., Zharov Ya.V. The potential of using digital information models in the framework of construction management. Industrial and Civil Construction. 2022; 1:52-55. DOI: 10.33622/08697019.2022.01.52-55 (rus.).

2. Kievskiy I.L., Aleksanin A.V., Zharov Y.V. Organizational provision of construction projects based on information modeling technology. Industrial and Civil Construction. 2021; 12:55-60. DOI: 10.33622/0869-7019.2021.12.55-60 (rus.).

3. Kievskiy I.L., Zharov Y.V. Formation of competence centers for the application of BIM technologies in construction. Industrial and Civil Construction. 2021; 11:4-10. DOI: 10.33622/0869-7019.2021.11.0410 (rus.).

4. Zharov Ya.V. Process Organization Design within the Framework of Construction Projects. Vest-nik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2013; 5:176-184. (rus.).

5. Aleksanin A. Secondary building materials planning system. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019; 661(1):012103. DOI: 10.1088/1757-899X/661/1/012103

6. Sborshikov S.B., Maslova L.A. Elements of information and analytical support for the reengineering of capital construction objects. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2019; 14:7:912921. DOI: 10.22227/19970935.2019.7.912-921 (rus.).

7. Shibeika A., Harty C. Diffusion of digital innovation in construction: a case study of a UK engineering firm. Construction Management and Economics. 2015; 33(5-6):453-466. DOI: 10.1080/01446193.2015.1077982

8. Wao J., Ries R., Flood I., Kibert C. Refocusing value engineering for sustainable construction. 52nd ASC Annual International Conference Proceedings. 2016. DOI: 10.13140/RG.2.1.1323.6723

9. Eskerod P., Huemann M., Savage G. Project stakeholder management — past and present. Project Management Journal. 2015; 46(6):6-14. DOI: 10.1002/ pmj.21555

10. Rad K.M., Yamini O.A. The methodology of using value engineering in construction projects management. Civil Engineering Journal. 2016; 2(6):262. DOI: 10.28991/cej-030986

11. Ermolayev E.E. Foreign and domestic experience in the use of elements of engineering, outsourcing and outstaffing in the construction industry. Rationing and Remuneration of Labor in Construction. 2019; 4:49-67. (rus.).

12. Afanasyev A.M., Gileva O.Ya., Ermolaev E.E. Sustainable development of small towns based on the construction complex. Innovations and Investments. 2018; 3:139-141. (rus.).

13. Ermolaev E.E. Features of investment activity in the construction sector at the present stage. Humanities and Social Sciences. 2013; 4:11-17. (rus.).

14. Monastyrev P.V., Evdokimtsev O.V., Stru-lev S.A. Implementation of digital transformation of educational programs in the field of information modeling of buildings, structures and linear objects. Modern science: theory, methodology, practice : materials of the IV All-Russian National Scientific and Practical Conference. 2022; 318-323. (rus.).

15. Yazhlev I., Spitsov D., Popkov A. The issues of legal and regulatory support for the implementation of resource-saving, energy-saving and best available technologies in urban development. E3S Web of Conferences. 2020; 210:13023. DOI: 10.1051/e3s-conf/202021013023

16. Sborshchikov S.B., Leybman D.M. Formalized description of strategic control system functioning. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2016; 10:151-159. DOI: 10.22227/1997-0935.2016.10.151-159 (rus.).

17. Leybman D., Khripko T. Quality assurance program of a nuclear facility. E3S Web of Conferences. 2019; 97:03015. DOI: 10.1051/e3sconf/20199703015

18. Leibman D.M. Organization of construction of technically complex objects. Rationing and Remuneration of Labor in Construction. 2018; 5:64-73. (rus.).

19. Shinkareva G.N., Maslova L.A. Engineering as a basis for modernization of the construction industry. Integration, partnership and innovation in construction science and education : collection of materials of the VI International Scientific Conference. 2018; 162-166. (rus.).

20. Shinkareva G.N., Maslova L.A. Integrated engineering as a way of intensification of construction production. Rationing and Remuneration of Labor in Construction. 2018; 3:37-41. (rus.).

21. Shinkareva G.N. Model of engineering scheme of construction organization for life cycle contracts : diss. ... candidate of technical sciences. Moscow, 2018. (rus.).

22. Maslova L.A., Sborshikov S.B., Zhurav-lev P.A. Reengineering in construction. Industrial and Civil Construction. 2019; 7:71-76. DOI: 10.33622/0869-7019.2019.07.71-76 (rus.).

23. Sborshikov S.B., Maslova L.A. Reengineering of capital construction objects and reengineering of technological processes. Vestnik MGSU [Monthly Journal on Construction and Architecture]. 2019; 14(10):1321-1330. DOI: 10.22227/19970935.2019.10.1321-1330 (rus.).

24. Lazareva N.V., Sborshikov S.B., Maslo-va L.A. Resource support of re-engineering of objects of capital construction. Industrial and Civil Construction. 2019; 12:66-71. DOI: 10.33622/08697019.2019.12.66-71 (rus.).

25. Sborshikov S.B., Lazareva N.V., Maslova L.A. Parameters of technological processes reengineering. Industrial and Civil Construction. 2020; 4: 28-33. DOI: 10.33622/0869-7019.2020.04.28-33 (rus.).

26. Sborschikov S.B., Lazareva N.V. Formation of additional effect at management of the investment project cost at the expense of reengineering measures. Bulletin of Civil Engineers. 2020; 2(79):252-263. DOI: 10.23968/1999-5571-2020-17-2-252-263 (rus.).

27. Sborshikov S.B., Zhuravlev P.A. The life cycle of urban planning solutions: the organizational aspect of their reengineering. Industrial and Civil Construction. 2021; 4:33-39. DOI: 10.33622/08697019.2021.04.33-39 (rus.).

28. Zhuravlev P., Marukyan A., Markova I., Khi-dirov S., Nazarov B. The rationale for taking into account the organizational features of work in the win-

ReceivedMay 30, 2022.

Adopted in revised form on November 23, 2022.

Approved for publication on December 24, 2022.

Bionotes: Sergey B. Sborshikov — Doctor of Economics Sciences, Professor, Head of the Department of Design; Public Law Company "Single Customer in the field of construction" (PPK "Single Customer"); build. 1, 10 Sadovaya-Samotechnaya st., 127051, Moscow, Russian Federation; ID RISC: 431022, ORCID: 0000-0001-6802-2888; tous2004@mail.ru;

Natalia V. Lazareva — Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Design; Public Law Company "Single Customer in the field of construction" (PPK "Single Customer"); build. 1, 10 Sadovaya-Samotechnaya st., 127051, Moscow, Russian Federation; ID RISC: 808973, ORCID: 0000-0001-6802-2888; nata_0986@mail.ru.

Contribution of the authors:

Sergey B. Sborshikov — scientific guidance, research concept, methodology development, writing the source text, scientific editing, final conclusions.

Natalia V. Lazareva — processing of the material, conducting the study, revision of the text description of the results

and formation of conclusions of the study.

The authors declare that there is no conflict of interest.

ter when designing. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020; 883(1):012212. DOI: 10.1088/1757-899X/883/1/012212

29. Zhuravlev P.A., Marukyan A.M. Resource provision of investment and construction activities as the basis of the mechanism for justifying the effectiveness of investment programs. Industrial and Civil Construction. 2021; 1:59-66. DOI: 10.33622/08697019.2021.01.59-66 (rus.).

30. Zhuravlev P.A., Marukyan A.M. Features of pre-project studies in investment and construction activities (part 1). Engineering and Construction Bulletin of the Caspian Sea. 2021; 3(37):10-16. DOI: 10.5 2684/2312-3702-2021-37-3-10-16 (rus.).

31. Klyuev V.D., Zhuravlev P.A., Zaitsev D.A. Cost estimation for the implementation of regional programs of capital repairs of apartment buildings. Rationing and Remuneration of Labor in Construction. 2019; 1:58-63. (rus.).

32. Klyuev V.D., Zhuravlev P.A., Evseev V.G. Using a qualimetric approach to assess the competitiveness of investment construction projects. Rationing and Remuneration of Labor in Construction. 2017; 11: 56-62. (rus.).

33. Sborshikov S.B. Logistics of regulatory impacts in the investment and construction sector (theory, methodology, practice) : diss. ... doctor of economics sciences. Moscow, 2012; 361. (rus.).

34. Popkov A.G., Igonin D.S. Logistic complex solutions of processes in the construction of city infrastructure. BST: Bulletin of Construction Equipment. 2018; 9(1009):44-45. (rus.).

35. Sborshikov S., Bobin A. Formal description model management of cluster structures in construction. MATEC Web of Conferences. 2018; 251:05032. DOI: 10.1051/matecconf/201825105032

< П

8 8 i н

g Г

S 2

0 со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

t СО

1 i

y 1

J CD

u-

^ I

n °

i 3

о il

o n

со со

n

a g

i §

Г §6

t °

i )

[i

® 8

. DO ■ £

s □

s У с о <D X

10 10 о о 10 10 U W

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.