Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГИСТИКИ РЕГУЛИРУЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ ПРИ РЕИНЖИНИРИНГЕ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГИСТИКИ РЕГУЛИРУЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ ПРИ РЕИНЖИНИРИНГЕ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕИНЖИНИРИНГ / ЛОГИСТИКА / РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ / ПОТОК / РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО СООБЩЕНИЯ / ТРАНСПОРТНАЯ ДОСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Сборщиков Сергей Борисович, Маслова Любовь Александровна

Введение. Развитие транспортной инфраструктуры возможно за счет реинжиниринга существующих одноименных объектов, а также в комплексе с возведением новых зданий и сооружений в преобразуемой полосе отвода. Цель исследования - научное обоснование воздействий в рамках программ реинжиниринга объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ). Мероприятиями реинжиниринга отдельных ОТИ принято считать реконструкцию, техническое перевооружение, реновацию, а относительно земельных участков в полосе отвода и смежных территорий - рекультивацию. Объект исследования - программы реинжиниринга, предмет изучения - ОТИ. Объект и предмет испытывают со стороны органа управления для достижения поставленных целей регулирующие воздействия, реципиентами которых являются участники программы реинжиниринга - собственники, подрядчики, пользователи. Материалы и методы. Использованы теория логистики регулирующих воздействий и методологические положения имитационного моделирования. Для подтверждения целесообразности и обоснования возможности распределения ресурсов в рамках работ по объектам в процессе оперативного управления в исследовании приведена схема взаимодействия субъектов, участвующих в реализации программ реинжиниринга ОТИ. Результаты. Результат исследования - формализованное описание определения выполнения программ реинжиниринга и формирования предложений по вновь начинаемым ОТИ. Выводы. Установлено, что приведенные результаты могут стать основанием системы информационно-аналитического обеспечения реинжиниринга ОТИ, которая, помимо прочего, будет способствовать оптимальному потреблению материально-технических ресурсов и эффективному плану их поставок. В конечном счете, это должно привести к сокращению стоимости и продолжительности реинжиниринга ОТИ. Данное исследование может быть продолжено по следующим перспективным направлениям: реинжиниринг технологических процессов, реинжиниринг процессов управления, реинжиниринг организационных структур, реинжиниринг территорий и застройки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Сборщиков Сергей Борисович, Маслова Любовь Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF LOGISTICS OF REGULATORY IMPACTS IN THE REENGINEERING OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE FACILITIES

Introduction. The development of transport infrastructure may be ensured through the reengineering of existing facilities of the same name, and also in conjunction with the construction of new buildings and structures in the convertible right-of-way. The objective of the research is to provide a scientific basis for the impacts within the framework of reengineering programs for transportation infrastructure facilities. In accordance with the chosen research area, reconstruction, technical re-equipment, renovation are considered to be the reengineering measures of individual transportation infrastructure facilities, and reclamation is the one of land plots in the right-of-way and adjacent territories. The management body acts on the object and subject with Regulatory Impact to achieve the set goals, recipients of the impact are the reengineering program participants, i.e. owners, contractors, clients. Materials and methods. The theory of Regulatory Impact Logistics and methodological provisions of simulation modelling are applied in the research. The research provides a diagram of the interaction of subjects, participating in the implementation of reengineering programs for transportation infrastructure facilities, to confirm the feasibility and substantiate the possibility of allocating resources between the works on facilities in the process of operational management. Results. The result of the research is a formalized description of the determining the execution of reengineering programs and formation of proposals for newly launched transportation infrastructure facilities. Conclusions. The results are established to form a possible basis for a system of information and analytical support for reengineering of transportation infrastructure facilities, this system, among other things, will contribute to the optimal consumption of material and technical resources and their effective supply schedule. Ultimately, this should lead to a reduction in the cost and duration of reengineering of transportation infrastructure facilities.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГИСТИКИ РЕГУЛИРУЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ ПРИ РЕИНЖИНИРИНГЕ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / RESEARCH PAPER УДК 69.05

DOI: 10.22227/1997-0935.2022.5.646-654

Применение логистики регулирующих воздействий при реинжиниринге объектов транспортной инфраструктуры

Сергей Борисович Сборщиков, Любовь Александровна Маслова

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

(НИУ МГСУ); г. Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Введение. Развитие транспортной инфраструктуры возможно за счет реинжиниринга существующих одноименных объектов, а также в комплексе с возведением новых зданий и сооружений в преобразуемой полосе отвода. Цель исследования — научное обоснование воздействий в рамках программ реинжиниринга объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ). Мероприятиями реинжиниринга отдельных ОТИ принято считать реконструкцию, техническое перевооружение, реновацию, а относительно земельных участков в полосе отвода и смежных территорий — рекультивацию. Объект исследования — программы реинжиниринга, предмет изучения — ОТИ. Объект и предмет испытывают со стороны органа управления для достижения поставленных целей регулирующие воздействия, реципиентами которых являются участники программы реинжиниринга — собственники, подрядчики, пользователи. Материалы и методы. Использованы теория логистики регулирующих воздействий и методологические положения имитационного моделирования. Для подтверждения целесообразности и обоснования возможности распределения ресурсов в рамках работ по объектам в процессе оперативного управления в исследовании приведена схема взаимо-(Ч (Ч действия субъектов, участвующих в реализации программ реинжиниринга ОТИ.

^ ^ Результаты. Результат исследования — формализованное описание определения выполнения программ реинжи-

^ Ф ниринга и формирования предложений по вновь начинаемым ОТИ.

Выводы. Установлено, что приведенные результаты могут стать основанием системы информационно-аналитического обеспечения реинжиниринга ОТИ, которая, помимо прочего, будет способствовать оптимальному потреблению материально-технических ресурсов и эффективному плану их поставок. В конечном счете, это должно привести к сокращению стоимости и продолжительности реинжиниринга ОТИ. Данное исследование может быть продолжено по следующим перспективным направлениям: реинжиниринг технологических процессов, реинжиниринг процессов ^ управления, реинжиниринг организационных структур, реинжиниринг территорий и застройки.

О тт

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: транспортная инфраструктура, реинжиниринг, логистика, регулирующие воздействия, поток, развитие транспортного сообщения, транспортная доступность

N N

<U ф

£= -{з ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Сборщиков С.Б., Маслова Л.А. Применение логистики регулирующих воздействий при

£..2 реинжиниринге объектов транспортной инфраструктуры // Вестник МГСУ 2022. Т. 17. Вып. 5. С. 646-654. DOI:

§ -р 10.22227/1997-0935.2022.5.646-654

со <f со

S =

z ■ i

от «

со E

E о

CL ° ^ с

ю о

S «

о E

со от

Автор, ответственный за переписку: Любовь Александровна Маслова, MaslovaLA@mgsu.ru.

Application of logistics of regulatory impacts in the reengineering of transport infrastructure facilities

^ = Sergey B. Sborshchikov, Lyubov A. Maslova

cd Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU); Moscow,

Russian Federation

ABSTRACT

O jj Introduction. The development of transport infrastructure may be ensured through the reengineering of existing facilities

O of the same name, and also in conjunction with the construction of new buildings and structures in the convertible right-

x S of-way. The objective of the research is to provide a scientific basis for the impacts within the framework of reengineering

s £ programs for transportation infrastructure facilities. In accordance with the chosen research area, reconstruction, technical

¡E £ re-equipment, renovation are considered to be the reengineering measures of individual transportation infrastructure

jj jj facilities, and reclamation is the one of land plots in the right-of-way and adjacent territories. The management body acts

U > on the object and subject with Regulatory Impact to achieve the set goals, recipients of the impact are the reengineering program participants, i.e. owners, contractors, clients.

© С.Б. Сборщиков, Л.А. Маслова, 2022 Распространяется на основании Creative Commons Attribution Non-Commercial (CC BY-NC)

Materials and methods. The theory of Regulatory Impact Logistics and methodological provisions of simulation modelling are applied in the research. The research provides a diagram of the interaction of subjects, participating in the implementation of reengineering programs for transportation infrastructure facilities, to confirm the feasibility and substantiate the possibility of allocating resources between the works on facilities in the process of operational management.

Results. The result of the research is a formalized description of the determining the execution of reengineering programs and formation of proposals for newly launched transportation infrastructure facilities.

Conclusions. The results are established to form a possible basis for a system of information and analytical support for reengineering of transportation infrastructure facilities, this system, among other things, will contribute to the optimal consumption of material and technical resources and their effective supply schedule. Ultimately, this should lead to a reduction in the cost and duration of reengineering of transportation infrastructure facilities.

KEYWORDS: transportation infrastructure, reengineering, logistics, regulatory impacts, flow, development of transportation system, transport accessibility

FOR CITATION: Sborshchikov S.B., Maslova L.A. Application of logistics of regulatory impacts in the reengineering of transport infrastructure facilities. Vestnik MGSU [Monthly Journal on Construction and Architecture]. 2022; 17(5):646-654. DOI: 10.22227/1997-0935.2022.5.646-654 (rus.).

Corresponding author: Lyubov A. Maslova, MaslovaLA@mgsu.ru.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие транспортного сообщения, транспортной доступности неразрывно связано с обеспечением объектами соответствующей инфраструктуры требуемого количества и качества. В этой связи предполагается создание новых объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ), а также качественного преобразования уже существующих зданий и сооружений. Последнее направление деятельности попадает в предметную область реинжиниринга. Следует отметить, что к ней можно отнести и новое строительство, в том случае, если имеет место комплексное преобразование зданий и сооружений в полосе отвода дороги. Мероприятиями реинжиниринга отдельных ОТИ принято считать реконструкцию, техническое перевооружение, реновацию, а относительно земельных участков в полосе отвода и смежных территорий — рекультивацию [1-7].

Совокупность ОТИ, в отношении которых реализуются приведенные выше мероприятия, образуют программу реинжиниринга. Она в свою очередь испытывает со стороны субъекта управления для достижения поставленных целей регулирующие воздействия, реципиентами которых являются участники программы реинжиниринга (собственники, подрядчики, пользователи) [8-13]. Регулирующие воздействия характеризуются направленностью, интенсивностью, временем, объемом и образуют одноименные потоки. Управление потоками регулирующих воздействий может быть основано на методологии логистики [14-20].

В качестве гипотезы в основу исследования положено представленное в данной статье предположение, что эффективность качественного преобразования ОТИ напрямую связана с характером регулирования воздействий на мероприятия, проекты и программы реинжиниринга, следствием которых должно стать результативное и адекватное распределение ресурсов между ними.

Цель исследования — научное обоснование воздействий в рамках программ реинжиниринга ОТИ на основе логистики.

Данная цель определила необходимость решения следующих задач:

1) идентификация выполнения программы реинжиниринговых мероприятий;

2) формирование предложений по вновь начинаемым объектам реинжиниринга транспортной инфраструктуры.

Решение указанных задач предполагает использование теории логистики регулирующих воздействий и их формализованное описание — методологии имитационного моделирования.

Объектом исследования выбраны программы реинжиниринга, в качестве предмета изучения — объекты транспортной инфраструктуры.

Научная новизна проведенного исследования заключается в формализованном описании управления потоками регулирующих воздействий в рамках программы реинжиниринга ОТИ, которая связана с вариативностью включения организатора строительства в структуру реализации инвестиционно-строительной деятельности корпоративного уровня.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Переход к постиндустриальному развитию общества ознаменовал смену технологического уклада, что обусловило насущность качественного преобразования имеющихся бизнес-процессов и инженерных решений. Такая трансформация получила наименование «реинжиниринг», его теоретические и методологические основы заложили М. Хам-мером и Дж. Чампи в своих трудах. В настоящем эта концепция распространена на технические решения во всех сферах деятельности. Изучение проблематики развития реинжиниринга в рассматриваемой предметной области освещено в публикациях авторов [1-8], а также находит подтверждение в трудах отечественных ученых, занимающихся исследованиями постиндустриального этапа развития

< п

8 8 ÍH

kK

G Г

S 2

0 со § СО

1 D

y 1

J со

u-

^ I

n °

D> 3 o

=s (

oi

о §

§ 2 n 0

r 6 t ( an

CD )

Í!

Ф 7 л " . DO

■ г

s □

s У с о

Ф я ««

M 2

О О

10 10

10 10

сч N

N N

о о

N N

10 10

¡г (u

U 3

> (Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с и со

1 - £

ф Ф

о £

о

о о со < со S:

8 « §

от IE

Е О

CL ° ^ с

ю о

S «

о Е

СП ^ т- ^

О (О №

общества: Ф.И. Розанова [9], В.С. Концова [10], М.С. Томских [11], Е.В. Яковлевой [12], Ю.Г. Оде-гова, В.В. Павловой, Л.С. Теленной [13].

Опираясь на упомянутые научные публикации, в своем исследовании авторы предлагают в качестве конкретного инструментария управления трансформациями ОТИ, учитывающего современные тенденции общественного развития, логистику регулирующих воздействий. Формирование теоретического и методологического задела в данном научном направлении связано с исследованиями С.Б. Сборщи-кова [14, 15] и других авторов [16-20].

Логистика регулирующих воздействий охватывает весь спектр процессов в исследуемой предметной области: производственные, обеспечительные, подготовительные и вспомогательные. По причине высокой технологической детерминации реинжиниринговых мероприятий логистическая система будет иметь определенную конфигурацию, неразрывным элементом которой будет обратная связь.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Программы реинжиниринга ОТИ характеризуются большим разнообразием решаемых управленческих и технических задач по номенклатуре, объему, важности, сложности, что обуславливает широкий диапазон и динамику проявления рисков, снижение которых возможно при обособлении организатора строительства, что в свою очередь трансформирует сферы компетенции в управлении инвестиционно-строительным циклом и ведет к формированию инжиниринговой схемы управления. Таким образом, функции организатора строительства, как правило, выполняет инжиниринговая компания.

Моделирование управления программой реинжиниринга ОТИ связано с вариативностью импле-ментации организатора строительства в структуру реализации инвестиционно-строительной деятельности корпоративного уровня. В этой связи можно выделить три варианта:

• вариант 1 — инжиниринговая компания осуществляет свою деятельность в форме проектного офиса, а на уровне отдельного ОТИ действует традиционная генподрядная схема управления;

• вариант 2 — инжиниринговая компания управляет всеми работами на определенном ОТИ, участвуя как один из исполнителей в рамках проектного офиса, которым руководит профильное подразделение заказчика;

• вариант 3 — инжиниринговая компания руководит проектным офисом, а ее подразделения ретранслируют и уточняют управленческие сигналы на ОТИ, входящих в состав инвестиционной программы.

Наибольший интерес применительно к выбранной предметной области исследования представляют

две задачи, формализованное описание которых приводится далее.

1. Идентификация выполнения программы реинжиниринговых мероприятий.

Рассматриваемый ОТИ, входящий в состав программы реинжиниринга, может быть задан организационно-технологической моделью, которая имеет следующие особенности:

• каждое мероприятие реинжиниринга принадлежит к некоторой укрупненной группе работ (или так называемому технологическому этапу);

• выполнение мероприятий в рамках одного технологического этапа характеризуется определенной последовательностью (технологическим графом этапа Г);

• укрупненные группы работ (технологические этапы) имеют установленные организационно-технологические связи (технологический граф Г);

• мероприятия данного технологического этапа не могут начаться прежде, чем окончено выполнение мероприятий предыдущих технологических этапов.

Определим в качестве объем мероприятия у-го вида, реализуемого на к-м технологическом этапе 1-го объекта. Организационно-технологическая модель реинжиниринга ОТИ задается системой параметров V = {^к} совокупности технологических графов Г, Гк, где I — номер объекта программы реинжиниринга 1 < I < N ] — номер мероприятия 1 <] < М; к — номер технологического этапа 1 < к < К.

Идентификация выполнения программы реинжиниринга осуществляется в рамках интервала времени ТН, Т°К, где Тн, Т°К — соответственно начало и окончание периода планирования; t — текущий момент времени t е (7й, 7°К). К началу рассматриваемого (текущего) периода известен фактически выполненный объем мероприятий реинжиниринга У°ук.

Рассматривая ход выполнения программы реинжиниринга относительно текущего периода, управленческие решения можно разделить на два типа:

1) решения, принятые до начала текущего периода и отраженные в календарном плане реализации реинжиниринговых мероприятий;

2) решения, принимаемые в процессе оперативного управления в ходе выполнения программы реинжиниринга.

При этом допускается, что решения первого типа достаточно обоснованы и приводят к заданным технико-экономическим показателям (ТЭП) в случае отсутствия отклонений хода реализации мероприятий реинжиниринга от установленного в календарном плане. В рамках решений второго типа целью оперативного управления является удержание выполнения программы реинжиниринга в границах минимальных отклонений от запланированных показателей.

Установим, как V Пк — планируемый на начало текущего периода объем у-го мероприятия реинжиниринга к-го технологического этапа на -м объекте;

С. 646-654

через Уу^О — объем мероприятия, фактически выполненного к моменту времени t е (ТН, 7°К). Согласно установленному в календарном плане порядку, все мероприятия к-го технологического этапа на 1-м здании должны начаться не ранее момента

т^Н тЮК

времени и окончиться не позднее Цк , при этом должны быть осуществлены мероприятия у-го вида в объеме VПк. Фактические сроки начала и окончания соответствующего мероприятия обозначим через тН и а через Rijk и р(]к — соответственно планируемое и фактически используемое количество трудовых ресурсов нау-м мероприятии к-го технологического этапа на 1-м ОТИ.

При описании управляющих решений второго типа стоит исходить из того, что принимаемые в отношении регулирования выполнения мероприятий реинжиниринга не могут быть полностью оптимальными из-за наличия следующих факторов:

1) отсутствие точных данных об условиях реализации мероприятий в будущем;

2) основанием решений является текущая информация;

3) ограниченность времени принятия оперативных решений.

Также необходимо отметить, что отсутствие обратной связи или задержки в ее функционировании приводят к тому, что при выработке решения используются косвенные методы оценки их эффективности. В подобной ситуации применяют метод минимизации отклонений фактического хода реализации мероприятий от запланированного на основе установления приоритетов ОТИ и обеспечения их необходимыми ресурсами в порядке их важности, срочности.

В связи с этим описание указанного принципа предпочтения заключается в ранжировании ОТИ программы реинжиниринга в определенный момент времени:

П(0 = (що,...,П(0),

(1)

ОК ОК

У 1 ¡к _ тук .

(2)

зующих программу реинжиниринга с опережением, равна:

^ рук (Т(кК Ту

ОК

1]к

(3)

В другом случае, сумма трудозатрат, необходимых для реализации в плановый срок мероприятий по объектам, возводящимся с отставанием, будет:

а«

(4)

где vijk(tp) — объем мероприятий, фактически выполненный к моменту

Vi}k(tp) = ОуРук^р - У (5)

где ау — фактическая выработка ресурса на мероприятии у-го вида на ¡-м ОТИ.

Следует отметить два ограничения на планируемые и фактические объемы мероприятий реинжиниринга (формулы (6) и (7) соответственно)):

V'

ук

ук

^ т-»ОК грн - Т1к - Т1к ,

(6)

(7)

где П^) — перестановка элементов множества (1, 2, ..., Щ; N — число ОТИ.

Определим через у, t2 ... моменты принятия решений (месяцы, декады, недели), в момент у вычисляются приоритеты объектов, в соответствии с которыми перераспределяются материально-технические и трудовые ресурсы.

Далее (формула (2)) рассматривается совокупность мероприятий, срок окончания которых — фактический тОкк или плановый ТкК — попадает в интервал Ор, tp+1).

^¿/к а)Рук(т°кК тг)к), где Ау — планируемая (нормативная) выработка у-го вида ресурса.

Таким образом, потребность в трудозатратах для отстающих объектов будет равна:

£рукук - (8)

Цк <0

Распределение освободившихся ресурсов производится в соответствии с приоритетами П(^ _ 2) объектов, для которых имеет место отставание от установленных календарным планом сроков, с учетом возможности использования соответствующего вида ресурса и ограничений на общее количество:

Ъ>ук = КУ

ук

(9)

Если 2ук > 0, то соответствующее мероприятие выполняется с опережением установленных сроков, если 2ук < 0, то они отстают от плана. При этом сумма освободившихся трудоемкостей по ОТИ, реали-

Затем вычисляются новые с] гр :и (с учетом дополнительных ресурсов) окончания мероприятий реинжиниринга, при этом в случае полного удовлетворения потребностей какого-либо объекта новые сроки будут совпадать с установленными в календарном плане.

Для расчета приоритетов объектов в момент времени tp все объекты упорядочиваются (формула (10)) по значению величины

= тах

(', Л

_ОК ТОК

ТЛ 1 1к

'р+1- 'р

(10)

< п

I*

кк

О Г М 3

О СО § СО

У 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о со

и-

^ I § °

О

з (

о;?

о §

Е м

и ^

§ 2

§ 0

2 6

> 6

$ 8

РТ §

ф ) и

® 7 л '

. п ■ г

(Л □

(Л У

С О

® Ж

О О 10 10 10 10

%к >0

сч N

N N

о о

N N

10 10

¡г <»

и 3

> (Л

с «

и I»

I

<и <и

о ё

о

<Л (Л

«г?

О (О №

Процедура расчета П(/р) следующая:

• сравниваются значения Si и Sг■+1 для всех 1 от 1 до N = 1;

• полагается, что

Ц<'р+1) = П+1(^р), если > S1■;

(11)

• сравнения и перестановки производятся до тех пор, пока не пересмотрены все пары индексов объектов из интервала (1,

Выделение ресурсов на мероприятия реинжиниринга технологического этапа, начало которого находится в интервале времени (/р, /р+1) производится в соответствии с приоритетами и установленной в календарном плане продолжительностью технологического этапа:

Рдк

кП ъ п (д)

Т°К- Тк )а й

N

. (12)

Ограничения временного характера определяются тем, что для начала мероприятий каждого этапа должны быть в наличии соответствующие ресурсы (материальные, технологические, трудовые), а их отсутствие приводит к задержкам и простоям. В соответствии с этим обозначим через ^ — отклонение от графика поставки материально-технических ресурсов; ц1]к—отклонение от графика прихода трудовых ресурсов для выполнения ]-го вида мероприятий, входящего в состав к-го технологического этапа на 1-м ОТИ. Тогда срок начала ]-го мероприятия реинжиниринга:

т* = тах(Т£ + ] ТН + ] (13)

Окончание к-го технологического этапа должно удовлетворять ограничению:

гП

т°к = тах

Т н +

тук +

V

ук

аурук

(14)

о о со < со

8 « ™ §

(Л " (Л Е

Е о

£ °

^ с

ю о

£ Ц

о Е

СП ^

Т- ^

начинаемые стройки. Вне зависимости от принадлежности к первой или второй группе в текущем периоде по каждой стройке планируется освоить инвестиций в размере:

С = Щ + Dl , (15)

где Щ1 — стоимость выполнения работ или реализации мероприятий реинжиниринга; Di — стоимость монтируемого технологического оборудования; 1 — номер ОТИ.

Очевидно, что в предыдущем периоде в рамках программ реинжиниринга осуществлены затраты на производство работ, а также покупку и монтаж технологического оборудования соответственно Щ0 и D1■0. Следовательно, в текущем периоде должны быть проведены мероприятия и работы по реинжинирингу ОТИ в объеме

V = Щ - Щ0 (16)

и смонтировано технологического оборудования на сумму

М = Dl - Df. (17)

Как было определено выше в задаче 1, структура мероприятий по каждому объекту реинжиниринга задается ¥1к]- 1 < ] < М (формула (18)), где ¥1к]- — объем ]-го мероприятия к-го технологического этапа -го ОТИ, при этом

V = V к1 + - + Vкм.

(18)

Установим удельные веса мероприятий реинжиниринга г1к]- в общем объеме программы:

Еук =

V

(19)

где ] п ук — случайные величины, однако функции их распределения предполагаются известными.

На основании приведенного выше решение задачи установления состояния выполнения программы реинжиниринга на начало текущего периода заключается в идентификации функции распределения величин vijk(TOK) мероприятий каждого технологического этапа на ОТИ программы реинжиниринга на момент Ток с учетом ресурсных и временных ограничений. Следует отметить, что вероятностный характер величин У1]к(Т°к) связан не только с наличием случайных величин ц1]к в ограничениях данной задачи, но и стохастичностью рассчитываемых в моменты времени /р приоритетов объектов реинжиниринга П(/р).

2. Формирование предложений по вновь начинаемым объектам реинжиниринга.

Программа реинжиниринга, помимо переходящих ОТИ (по которым мероприятия уже начаты в предыдущие периоды), вероятно, будет содержать и вновь

Далее необходимо сформулировать организационно-технологические ограничения по каждому ОТИ, их сущность состоит в установлении соотношений между объемами разных видов работ программы реинжиниринга, которые должны быть выполнены на к-м технологическом этапе. Если стоимость работ, реализованных к некоторому моменту времени, обозначить через оУ1к, где 0 < с < 1, то организационно-технологические ограничения можно выразить так:

С Vk = в Йк1(с)^к1 + - + в1км(с) Vkм. (20)

Функция в1к](с) определяет ход осуществления реинжиниринговых мероприятий и потребления ресурсов, которые монотонно возрастают и соответствуют условиям:

Рк<0) = 0, ] = 1. (21)

Таким образом, организационно-технологическую модель реинжиниринга нескольких ОТИ можно задать системой параметров V, %/, в1к](с), удовлетворяющих принятым в задаче ограничениям.

Аналогично задаче 1 последовательность (/р) Т* < /р < Т°К устанавливает моменты времени, в ко-

, С. 646-654

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

транспортной инфраструктуры

торые принимаются решения о выделении ресурсов на объекты реинжиниринга.

Примем через Сш(() стоимость работ, выполненных на ¡-м объекте реинжиниринга. В силу организационно-технологических ограничений объем выполненных мероприятий у-го вида равен:

где

су) = уУу

._ СЛ

С '

(22)

(23)

Под единицей трудовых ресурсов будем рассматривать как отдельного исполнителя, так и профессиональные команды определенного квалификационного состава, обеспеченные необходимыми техническими средствами как звено и бригада. Трудовые ресурсы задаются вектором Ь = (Ь1, ... Ьм) и характеризуются некоторой выработкой нау-м мероприятии к-го технологического этапа на ¡-й стройке Ву

Назначение трудовых ресурсов на объекты реинжиниринга транспортной инфраструктуры в каждый момент времени «р происходит в следующем порядке: в первую очередь обеспечиваются наиболее приоритетные стройки, затем менее приоритетные в порядке проведенного в задаче 1 ранжирования.

Следуя логике задачи, обозначим через ¡¡ку(«р) выделенное нау-е мероприятие к-го технологического этапа ¡-го ОТИ в период времени («р, определенное количество трудовых ресурсов. Переменные /¡у^) должны удовлетворять ограничениям, так как: 1) общее количество трудовых ресурсов на у-м мероприятии ограничено величиной Ьу

и*,«*) *

¡к

(24)

Т ) < Т тах

(25)

ит в следующем: назначается максимально возможное количество людей /¡к;(«р) с учетом приоритета объекта, допустимого насыщения фронта работ ресурсами и ограничений на общий объем трудовых ресурсов.

Затем осуществляется процедура корректировки и окончательно выбирается количество трудовых ресурсов, равное ¡ур). Ниже следует описание процедуры корректировки.

С учетом времени работы Тщ и количества первоначально назначенных трудовых ресурсов ¡¡уу) к концу периода времени («р, можно выполнить объем программы реинжиниринга (в стоимостном выражении)

= СщСУ + (27)

Решая уравнение относительно с,

С^+ц) = вг^у, (28)

найдем множество решений с ¡у. Примем:

с = ^у-кЛу (29)

В силу существующих организационно-технологических ограничений объем реализованных мероприятий не будет превосходить ¿^(у+у, где

Сгк(*р+1) = V (30)

По видам работ можно выполнить объем работ (в силу организационно-технологических ограничений), не превосходящий величины:

у+1) = Pikу<с)Vik,- (31)

При этом оказывается, что количество трудовых ресурсов ¡ур) отличается от потребного:

с1к] (*р+1) - с1к] ^р+0

ЩкА)=-

В1к}Т1к}

(32)

2) по характеру реализуемых мероприятий (например, наличие стесненности) количество трудовых ресурсов, которое можно использовать в период времени («р, tp+1) на у-м мероприятии к-го технологического этапа ¡-го объекта, ограничено технологически допустимым насыщением фронта работ ресурсами

Отсюда следует, что на работу должно быть назначено количество трудовых ресурсов в размере

Ь1к](«р) = ¡гк^р) _ Щу«р). (33)

К концу текущего периода Т°К будет реализован по к-му технологическому этапу ¡-го объекта объем строительно-монтажных работ, равный с^ТГ^), а в целом по ¡-му объекту реинжиниринга объем работ равен

На работу трудовых ресурсов однозначно влияют поставки материалов, изделий, конструкций. Возможные срывы поставок материальных ресурсов, необходимых для выполнения у-го мероприятия к-го технологического этапа на ¡-м ОТИ, обозначим через Фук. Следовательно, время потребления ресурса нау-м мероприятии в период времени («р, равно

Ту = тах(«р+1 _ «р _ ФгкР 0). (26)

Итак, процедура назначения трудовых ресурсов для реализации мероприятий и проведения работ реинжиниринга в интервале времени («р, «р+1) состо-

/-тОК ч V1 /тОК ч

(34)

В силу использования предложений величина сi(ГОК) — случайная с функцией распределения

Fi(x) = Р^ТК < х}, (35)

а совместная функция распределения случайного вектора

с(т) = (с1(г°к), ..., с^г°к)) (36)

равна выражению

< п

I*

кк

о Г

М з

О

§ СО

1 2

У 1

О со

Е

^ I § °

2 3 О

=! (

оИ §

Е со

и ^

§ 2

§ 0

2 6

> 6

^ (

ТТ §

2 ) Ц

® 7 л '

. п ■

¡л □

(Л У С О ® Ж

22 о о 10 10 10 10

к

сч N

N N

о о

N N

10 10

¡г <»

и 3

> (Л

с «

и I»

I

<и <и

F(x1, -, XN) = P{c1(TOК) < x1, -, CN(TOК) < XN}. (37)

На основании вышеизложенного можно констатировать, что решение задачи формирования предложений по вновь начинаемым объектам реинжиниринга транспортной инфраструктуры заключается в нахождении функции распределения F(x1, —, xN), причем переменные задачи должны удовлетворять существующим ограничениям.

Задавшись параметром у, 0 < у < 1 можно найти из уравнения

^(Т™) > с[, -, CN(TOК) > cNN} = У (38)

некоторую совокупность объектов программы реинжиниринга транспортной инфраструктуры с заданной вероятностью реализации у

Су = (с?, -, сЦ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ

(39)

Переход к постиндустриальному развитию общества ознаменовал смену технологического уклада, что обусловило необходимость качественного преобразования существующих бизнес-процессов и инженерных решений. Такая трансформация получила название «реинжиниринг», его теоретические и методологические основы заложили в своих трудах М. Хаммер и Дж. Чампи. В настоящем данная концепция распространена на технические решения во всех сферах деятельности. Исследования проблематики развития реинжиниринга в рассматриваемой предметной области освещены в публикациях многих авторов, а также находят подтверждение в трудах

отечественных ученых, занимающихся исследованиями постиндустриального этапа развития общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опираясь на научные публикации, в своем исследовании авторы предлагают в качестве конкретного инструментария управления трансформациями ОТИ, учитывающего современные тенденции общественного развития, логистику регулирующих воздействий. Формирование теоретического и методологического задела в данном научном направлении связано с исследованиями С.Б. Сборщикова и рядом зарубежных авторов научных работ.

Таким образом, результатом решения указанных задач будет не только установление объема выполненных работ по переходящим ОТИ и формирование рекомендаций по вновь начинаемым объектам реинжиниринга, а также распределение материально-технических и трудовых ресурсов по объектам, мероприятиям инвестиционной программы и этапам жизненного цикла зданий, сооружений. В этой связи можно утверждать, что формализованное представление управления реинжиниринговыми мероприятиями должно стать генезисом системы информационно-аналитического обеспечения, которая, помимо прочего, будет способствовать оптимальному потреблению материально-технических ресурсов и эффективному плану их поставок. В конечном счете, это должно привести к сокращению стоимости и продолжительности реинжиниринга ОТИ.

Данное исследование может быть продолжено по следующим перспективным направлениям: реинжиниринг технологических процессов, реинжиниринг процессов управления, реинжиниринг организационных структур, реинжиниринг территорий и застройки.

О ё

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

о

о о со < со

8 « ™ §

ОТ "

от Е

Е О

£ ° ^ с

ю о

£ « о Е

СП ^ т- ^

от от

О (О

и £

1. Сборщиков С.Б., МасловаЛ.А., ЖуравлевП.А. Реинжиниринг в строительстве // Промышленное и гражданское строительство. 2019. № 7. С. 71-76. DOI: 10.33622/0869-7019.2019.07.71-76

2. Сборщиков С.Б., Маслова Л.А. Элементы информационно-аналитического обеспечения реинжиниринга объектов капитального строительства // Вестник МГСУ. 2019. Т. 14. № 7. С. 912-921. DOI: 10.22227/1997-0935.2019.7.912-921

3. Сборщиков С.Б., Маслова Л.А. Реинжиниринг объектов капитального строительства и реинжиниринг технологических процессов // Вестник МГСУ. 2019. Т. 14. № 10. С. 1321-1330. DOI: 10.22227/19970935.2019.10.1321-1330

4. Сборщиков С.Б., Лазарева Н.В., МасловаЛ.А. Ресурсообеспечение реинжиниринга объектов капитального строительства // Промышленное и гражданское строительство. 2019. № 12. С. 66-71. DOI: 10.33622/0869-7019.2019.12.66-71

5. Сборщиков С.Б., Лазарева Н.В., МасловаЛ.А. Параметры реинжиниринга технологических процессов // Промышленное и гражданское строительство. 2020. № 4. С. 28-33. DOI: 10.33622/08697019.2020.04.28-33

6. Сборщиков С.Б., Лазарева Н.В. Формирование дополнительного эффекта при управлении стоимостью инвестиционного проекта за счет мероприятий реинжиниринга // Вестник гражданских инженеров. 2020. № 2 (79). С. 252-263. DOI: 10.23968/19995571-2020-17-2-252-263

7. Сборщиков С.Б., Журавлев П.А. Жизненный цикл градостроительных решений: организационный аспект их реинжиниринга // Промышленное и гражданское строительство. 2021. № 4. С. 33-39.

8. Сборщиков С.Б., Лейбман Д.М. Формализованное описание функционирования системы стратегического контроллинга // Вестник МГСУ. 2016.

С. 646-654

№ 10. С. 151-159. DOI: 10.22227/1997-0935.2016. 10.151-159

9. Розанов Ф.И. Управляемое общество как новый уровень эволюции социальных систем // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. № 5 (25). DOI: 10.12731/2218-7405-2013-5-36

10. КонновВ.С. Возникновение информационного общества как результат мировой глобализации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 3 (27). C. 36-38.

11. ТомскихМ.С. Концепция качества жизни в трудах представителей постиндустриализма // Гуманитарный вектор. 2015. № 2 (42). С. 167-172.

12. Яковлева Е.В. Трудовая деятельность в условиях инновационной экономики: специфика, организация, управление // Гуманитарный научный журнал. 2017. № 1. С. 100-106.

13. Одегов Ю.Г., Павлова В.В., Теленная Л.С. Технологические предпосылки трансформации сферы труда // Уровень жизни населения регионов России. 2018. № 4 (210). С. 69-75. DOI: 10.24411/19999836-2018-10041

14. Сборщиков С.Б. Логистика регулирующих воздействий в инвестиционно-строительной сфере: теория, методология и практика : дис. ... д-ра экон. наук. М., 2012. 308 с.

Поступила в редакцию 11 марта 2022 г. Принята в доработанном виде 24 мая 2022 г. Одобрена для публикации 24 мая 2022 г

Об авторах: Сергей Борисович Сборщиков — доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой технологии, организации и управления в строительстве; Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ); 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26; РИНЦ ГО: 431022, ResearcherID: Q-6433-2017, ORCID: 0000-0001-5888-3019; sbs@mgsu.ru;

Любовь Александровна Маслова — аспирант корпоративной кафедры строительства объектов тепловой и атомной энергетики; Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ); 129337, г Москва, Ярославское шоссе, д. 26; SPIN-код: 2762-2711, ORCID: 00000002-0561-6571; MaslovaLA@mgsu.ru.

Вклад авторов:

Сборщиков С.Б. — научное руководство, концепция исследования, развитие методологии, участие в разработке учебных программ и их реализации, написание исходного текста, итоговые выводы.

Маслова Л.А. — разработка концепции, проведение исследования, описание результатов и формирование выводов исследования.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

15. Sborshikov S., Bobin A. Formal description model management of cluster structures in construction // MATEC Web of Conferences. 2018. Vol. 251. P. 05032. DOI: 10.1051/matecconf/201825105032

16. Shibeika A., Harty C. Diffusion of digital innovation in construction: a case study of a UK engineering firm // Construction Management and Economics.

2015. Vol. 33. Issue 5-6. Pp. 453-466. DOI: 10. 1080/01446193.2015.1077982

17. Wao J., Ries R., Flood I., Kibert C. Refocusing value engineering for sustainable construction // 52nd ASC Annual International Conference Proceedings.

2016. DOI: 10.13140/RG.2.1.1323.6723

18. Eskerod P., Huemann M., Savage G. Project stakeholder management — past and present // Project Management Journal. 2015. Vol. 46. Issue 6. Pp. 6-14. DOI: 10.1002/pmj.21555

19. Rad K.M., Yamini O.A. The methodology of using value engineering in construction projects management // Civil Engineering Journal. 2016. Vol. 2. Issue 6. P. 262. DOI: 10.28991/cej-030986

20. Ilayaraja K., Eqyaabal Z. Value engineering in construction // Indian Journal of Science and Technology. 2015. Vol. 8. Issue 32. DOI: 10.17485/ ijst/2015/v8i32/87285

REFERENCES

1. Sborshikov S.B., Maslova L.A., Zhurav-lev P.A. Reengineering in construction. Industrial and Civil Engineering. 2019; 7:71-76. DOI: 10.33622/08697019.2019.07.71-76 (rus.).

2. Sborshikov S.B., Maslova L.A. Elements of information and analytical support for the reengineering of capital construction objects. Vestnik MGSU [Proceedings

of Moscow State University of Civil Engineering]. 2019; 14:7:912-921. DOI: 10.22227/1997-0935.2019.7.912921 (rus.).

3. Sborshikov S.B., Maslova L.A. Reengineering of capital construction objects and reengineering of technological processes. VestnikMGSU [Monthly Journal on

< П

i H

kK

G Г

S 2

0 со

n С/3

1 D

y 1

J со

u-

^ I

n °

D> 3 o

zs ( O?

о n

CO CO

n 2 n g

A CD

Г 6 t ( an

CD )

ii

® 7 л ' . DO

■ T

s □

s У с о

<D X ««

M 2 О О 10 10 10 10

tv N tv N o o

N

ut»" ura ¡É (V U 3 > in E M

ta N

i - $

<D <u

O g

o

o o co < CD

8 « SÍ §

en E

E O

CL ° c

LT> O

s H

o E

CD ^

T- ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£3

iE 35

O (ñ №

Construction and Architecture]. 2019; 14(10):1321-1330. DOI: 10.22227/1997-0935.2019.10.1321-1330 (rus.).

4. Sborshikov S.B., Lazareva N.V., Maslova L.A. Resource support of re-engineering of objects of capital construction. Industrial and Civil Engineering. 2019; 12:66-71. DOI: 10.33622/0869-7019.2019.12.66-71 (rus.).

5. Lazareva N.V., Sborshchikov S.B., Maslova L.A. Parameters of technological processes reengineering. Industrial and Civil Engineering. 2020; 4:28-33. DOI: 10.33622/0869-7019.2020.04.28-33 (rus.).

6. Sborschikov S.B., Lazareva N.V. Formation of additional effect at management of the investment project cost at the expense of reengineering measures. Bulletin of Civil Engineers. 2020; 2(79):252-263. DOI: 10.23968/1999-5571-2020-17-2-252-263 (rus.).

7. Sborshchikov S.B., Zhuravlev P.A. He life cycle of urban planning solutions: the organizational aspect of their reengineering. Industrial and Civil Engineering. 2021; 4:33-39. DOI: 10.33622/0869-7019.2021.04.3339 (rus.).

8. Sborshchikov S.B., Leybman D.M. Formalized description of strategic control system functioning. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2016; 10:151-159. DOI: 10.22227/1997-0935.2016.10.151-159 (rus.).

9. Rozanov F.I. Managed society as the new evolution level of social systems. Russian Journal of Education and Psychology. 2013; 5(25). DOI: 10.12731/2218-74052013-5-36 (rus.).

10. Konnov V.S. Emergence of the information society as a result of globalized world. Bulletin of the Saratov State Social and Economic University. 2009; 3:36-38. (rus.).

11. Tomskih M.S. The concept of life quality in the works of post-industrialism representatives. Humanities Vector. 2015; 2(42):167-172. (rus.).

Received March 11, 2022.

Adopted in revised form on May 24, 2022.

Approved for publication on May 24, 2022.

Bionotes: Sergey B. Sborshchikov—Doctor of Economics Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Technology, Organization and Management in Construction; Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU); 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; ID RISC: 431022, ResearcherID: Q-6433-2017; ORCID: 0000-0001-5888-3019; sbs@mgsu.ru; sbs@mgsu.ru;

Lyubov A. Maslova — postgraduate student of the corporate Department of Construction of Thermal and Nuclear Power Facilities; Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU); 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; SPIN-code: 2762-2711, ORCID: 0000-0002-0561-6571; MaslovaLA@mgsu.ru.

Contribution of the authors:

Sergey B. Sborshchikov — scientific guidance, research concept, development of methodology, participation in the development of training programs and their implementation, writing the source text, final conclusions. Lyubov A. Maslova — development of the concept, conduct of the study, description of the results and formation of conclusions of the study.

The authors declare that there is no conflict of interest.

12. Yakovleva E.V. Labor activity in an innovative economy: specifics, organization, management. Humanitarian Scientific Journal. 2017; 1:100-106. (rus.).

13. Odegov Yu.G., Pavlova V.V., Telennaya L.S. Technological prerequisites for the transformation of the sphere of labor. The Standard of Living of the Population of the Regions of Russia. 2018; 4(210):69-75. DOI: 10.24411/1999-9836-2018-10041 (rus.).

14. Sborshchikov S.B. Logistics regulatory impacts in the investment and construction sector (theory, methodology, practice) : thesis of candidate of technical sciences. Moscow, 2012; 308. (rus.).

15. Sborshikov S., Bobin A. Formal description model management of cluster structures in construction. MATEC Web of Conferences. 2018; 251:05032. DOI: 10.1051/matecconf/201825105032

16. Shibeika A., Harty C. Diffusion of digital innovation in construction: a case study of a UK engineering firm. Construction Management and Economics. 2015; 33:5-6:453-466. DOI: 10.1080/01446193.2015.1077982

17. Wao J., Ries R., Flood I., Kibert C. Refocusing value engineering for sustainable construction. 52nd ASC Annual International Conference Proceedings. 2016. DOI: 10.13140/RG.2.1.1323.6723

18. Eskerod P., Huemann M., Savage G. Project stakeholder management — past and present. Project Management Journal. 2015; 46(6):6-14. DOI: 10.1002/ pmj.21555

19. Rad K.M., Yamini O.A. The methodology of using value engineering in construction projects management. Civil Engineering Journal. 2016; 2(6):262. DOI: 10.28991/cej-030986

20. Ilayaraja K., Eqyaabal Z. Value engineering in construction. Indian Journal of Science and Technology. 2015; 8(32). DOI: 10.17485/ijst/2015/v8i32/87285

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.