Научная статья на тему 'Реинжиниринг бизнес-процессов с учетом возможных рисков на примере подразделения банка'

Реинжиниринг бизнес-процессов с учетом возможных рисков на примере подразделения банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
651
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕИНЖИНИРИНГ / РИСКИ / АНАЛИЗ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / REENGINEERING / RISKS / ANALYSIS / BUSINESS PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров Павел Александрович

Рассматриваются актуальные проблемы реинжиниринга бизнес-процессов в условиях российских предприятий, детально рассматриваются варианты проведения реинжиниринга с учетом возникновения негативных рисков в будущем. Проводится анализ негативных ситуаций на примере подразделения банка по работе с банкоматами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS PROCESS REENGINEERING SUBJECT TO POSSIBLE RISKS ON EXAMPLE OF A BANK UNIT

The author discusses topical issues of business processes reengineering in Russian enterprises. He examines in details reengineering options subject to future negative risks. He carries out the analysis of negative situations on example of a bank unit dealing with automatic cash terminals (ATMs).

Текст научной работы на тему «Реинжиниринг бизнес-процессов с учетом возможных рисков на примере подразделения банка»

По отношению к компании:

- проприетарные;

- появившиеся при помощи определенных действий со стороны компании;

- появившиеся без участия компании. По типу социальных связей:

- технологии, обеспечивающие горизонтальные связи;

- технологии, обеспечивающие вертикальные связи;

- технологии, обеспечивающие смешанные связи. По типу используемых инструментов:

- информационные технологии;

- организационные технологии. Для реализации различных видов и типов открытости применительно к сети Интернет предлагается использовать следующие существующие технологии, объединенные в том или ином виде в единую систему:

- корпоративный web-сайт;

- корпоративный интранет-сайт;

- проприетарный блог компании;

- блог компании на сторонней блоговой платформе;

- форма односторонней обратной связи;

- форма двусторонней приватной обратной связи;

- форма двусторонней открытой обратной связи:

• с модерацией со стороны компании;

• с модерацией со стороны сообщества;

• без модерации;

- страница компании в социальной сети;

- опосредованная открытость за счет блогов сотрудников,

а также следующие авторские технологии:

- специализированная открытая площадка для генерации идей и принятия решений сотрудниками и сообществом бренда;

Библиографический список

1. Katz A.W. Contractual Enforcement Institution and the 3. http://www.globalreporting.org/

Structure of Information // Journal of Institutional and Theoretical 4. Ковалев С.Г., Малькова Т.Н. Международные стандарты Economics 264 (2008), pp. 134-154 финансовой отчетности в примерах и задачах (для бухгал-

2. http://www.accountability21 .net/aa1000aps теров). М.: Финансы и статистика, 2007. С. 112.

УДК 338.12

РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ С УЧЕТОМ ВОЗМОЖНЫХ РИСКОВ НА ПРИМЕРЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ БАНКА

П.А.Петров1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматриваются актуальные проблемы реинжиниринга бизнес-процессов в условиях российских предприятий, детально рассматриваются варианты проведения реинжиниринга с учетом возникновения негативных рисков в будущем. Проводится анализ негативных ситуаций на примере подразделения банка по работе с банкоматами. Библиогр. 1 назв.

Ключевые слова: реинжиниринг; риски; анализ; бизнес-процесс.

BUSINESS PROCESS REENGINEERING SUBJECT TO POSSIBLE RISKS ON EXAMPLE OF A BANK UNIT P.A. Petrov

Irkutsk State Technical University

1Петров Павел Александрович, аспирант, тел.: 89526298785. Petrov Pavel Alexandrovich, postgraduate student, tel.: 89526298785.

- специализированная закрытая площадка для генерации идей и принятия решений;

- специализированная площадка для публикации, обсуждения и принятия целей и принципов компании, а также механизмов ее функционирования;

- специализированная площадка для взаимодействия с потребителями, обеспечивающая фокусировку именно на их вовлечении, участии в деятельности компании.

Из проведенного анализа становится понятным, что проблема открытости сложна и многогранна. Методические подходы к анализу открытости компании и инструментальные средства для достижения требуемых показателей открытости мало изучены, при этом постоянно развиваются.

Применение инструментальных методов для обеспечения открытости носит экспериментальный характер и не позволяет ставить понятные цели в данном направлении и получать ожидаемые результаты.

Нет также общего понимания, как открытость связана с другими стратегическими целями и принципами компании, как обеспечить синергетический эффект и не допустить разбалансировки целостной идеологии компании.

Предложенные в настоящей статье классификации и инструменты такого понятия, как «открытость компании», позволили обозначить соответствующую проблематику и определить некоторые упорядоченные взаимосвязи. Это создает основу для генерирования альтернатив в рассматриваемой предметной области.

83 Lermontov St., Irkutsk, 664074

The author discusses topical issues of business processes reengineering in Russian enterprises. He examines in details reengineering options subject to future negative risks. He carries out the analysis of negative situations on example of a bank unit dealing with automatic cash terminals (ATMs). 1 source.

Key words: reengineering; risks; analysis; business process.

В краткосрочной или долгосрочной перспективе грамотно проведенный реинжиниринг дает в большинстве случаев заметное улучшение показателей эффективности работы бизнес-процесса, подразделения или отдельного сотрудника. При этом сами мероприятия по корректировке работы предприятия занимают не очень продолжительное время применительно к небольшим бизнес-процессам или 94А94рито-рии94ииям. Однако спустя некоторое время возникают новые сложности, с которыми сталкивается организация или ее отдельные элементы. Это могут быть внешние негативные воздействия или проблемы внутреннего характера. Чтобы успешно справиться с возникшими неприятностями, можно попытаться спрогнозировать их, а затем на основании этих прогнозов разработать сценарии для различных вариантов развития событий. Возможно ли при реинжиниринге заложить некоторый запас прочности на случай возникновения негативных ситуаций?

Сначала необходимо определиться с критериями оценки проводимых мероприятий по реинжинирингу. Для каждого предприятия и бизнес-процесса существуют свои показатели, которые отражают эффективность работы. В некоторых случаях возможно, что такие показатели еще не выявлены и не используются для оценки деятельности. Подобная ситуация свойственна небольшим предприятиям, в которых оценка деятельности предприятия определяется в целом. Такой подход возможно использовать, но он не отражает всех нюансов функционирования организации. Анализ работы бизнес-процессов, подразделений предприятия и отдельных сотрудников требует постоянного сбора статистической информации. Так как данная процедура занимает часть рабочего времени сотрудников, то расходы на сбор информации в обязательном порядке необходимо учитывать при анализе экономической эффективности деятельности. Существуют такие виды деятельности, где почти невозможно что-то улучшить, например, продажа товаров первой необходимости (сам процесс продажи) и другие бизнес-процессы, которые уже невозможно упростить или разделить на другие подпроцессы. В подобных случаях целесообразно проводить сбор только основных данных, так как микропоказатели не дадут никакой информации для реинжиниринга, но приведут к дополнительным неокупаемым затратам. Например, рассмотрим подразделение банка по обслуживанию банкоматов, в котором основным количественным критерием оценки деятельности системы являются денежные средства. Так как в выбранном бизнес-процессе можно выделить несколько подпроцессов, то рассмотрим все аспекты, связанные с сохранностью денежных средств и их корректным движением между элементами. Исходные параметры следующие: в рас-

поряжении подразделения имеется соответствующее количество банкоматов в одном городе; инкассация банкоматов, их административное сопровождение, текущее обслуживание, которое полностью проводятся силами банка. Перечислим в соответствии с 94А94риствующими инструкциями структурные элементы в банке, задействованные в данном бизнес-процессе в настоящий момент:

• подразделение по обслуживанию банкоматов;

• кассовый узел;

• служба инкассации;

• служба безопасности.

Элементы бизнес-процесса, не являющиеся подразделениями банка: ремонтная организация и клиенты банка. На этапе представления схемы бизнес-процесса важно определить не только те элементы, которые работают в данный момент с банкоматами, но и те, которые могут вмешаться в эту схему. Оценив бизнес-процесс, можно классифицировать возможные риски, опираясь на общепринятые группы рисков:

1) организационные риски;

2) технико-производственные риски;

3) обстоятельства непреодолимой силы.

Подобная градация рисков используется во многих сферах деятельности и является наиболее простой для описания рисков. Поэтому необходимо провести более детальный анализ рисков и выявить их дополнительные группы.

Ученый экономист Джон Мейнард Кейнс определял риск как неопределенность получения ожидаемого дохода от вложения средств. Кейнс считал, что причиной неопределенности является ориентированный на будущее характер самого экономического процесса [1]. Данное определение применимо не только к экономической сфере деятельности.

Прежде всего, определим те ситуации, которые могут произойти, но мы не можем предугадать, в какое именно время и какие последствия они за собой повлекут. На случай каких-либо чрезвычайных ситуаций (природные катаклизмы, войны, массовые волнения в обществе и т.п.) в банке должны быть определенные регламенты (emergency planning), в которых четко прописывается последовательность действий определенных сотрудников при возникновении подобного рода ситуаций. Кроме этого, в регламентах должны быть проранжированы последствия от стихийных бедствий. В зависимости от того, что произошло: маленький пожар в урне или сильный пожар во всем здании -должны приводиться в действие различные сценарии для минимизации и полного устранения последствий рисков. В большинстве организаций подобные регламенты есть. Основной превентивной задачей реинжиниринга для минимизации убытков от ЧС является внедрение плановых проверок всех сотрудников на

знание инструкций по этому направлению. Постоянные проверки персонала с введением системы крайне жестких дисциплинарных взысканий позволят уменьшить потери в случае ЧС.

По первому и второму пунктам в списке 95А95ри-торальных рисков возможно предсказать последствия, но невозможно выявить все схемы, которые могут привести к убыткам. «Хорошо», если на банкомате другого банка преступники применили новую методику для считывания информации с карты клиента. В подобном случае производитель банкомата оперативно выпускает рекомендации по устранению уязвимости. А если преступники первый раз опробовали свои новые приспособления на банкомате рассматриваемого нами банка? Технические сбои, хотя и не вызваны преступным умыслом, но приводят к одинаковым для банка последствиям и к одинаковым действиям со стороны подразделений банка. Отсюда следует вывод, что риски можно классифицировать по-разному и для разных бизнес-процессов применимы только определенные классификации. В примере с банком, конкретно в отношении минимизации убытков от уже случившихся действий, нам неважно, что привело к негативным последствиям. В данном случае необходимо максимально оперативно найти защиту от такого воздействия на бизнес-процесс.

Существуют разные классификации рисков в банковской сфере. Организационные риски подразделения по работе с банкоматами мы предлагаем разделить на внутренние и внешние. Внутренние риски -это риски, спровоцированные бизнес-процессами или какими-либо системами самого банка, а также его сотрудниками. Внешние риски - это риски, вызванные воздействием на банк со стороны лиц, непричастных напрямую к бизнес-процессам банка. Основанием для подобного деления может служить тот факт, что на долю технических сбоев банкоматов приходится очень незначительный объем финансовых потерь, которым, в принципе, можно пренебречь. В выбранной системе потенциальные риски могут создавать работники банка и люди, использующие банкоматы в своих целях (клиенты банка, мошенники). Опираясь на предложенную классификацию организационных рисков, возможно выявить взаимосвязи между всеми группами лиц, участвующих в бизнес-процессах. Это упрощает разработку и внедрение процессов, направленных на предотвращение рисков, и процессов, связанных с их минимизацией.

На практике было определено, что очень хорошую оценку построения бизнес-процесса любого уровня можно составить, исходя из произошедших или возможных внутренних угроз в системе. Как можно защититься от преступных действий со стороны сотрудников, работающих с банкоматами? В структуре предприятия должно быть выделено подразделение, занимающееся контролем всех действий, совершаемых сотрудниками а также проводить аудит всех процессов. Данное подразделение должно быть независимым от других подразделений и подчиняться только высшему руководству предприятия. В банковской сфере контролем занимается служба безопасности

или группа аудита. В организационной структуре банка роль подобного отдела чаще всего выполняет служба безопасности, но это не совсем корректно, так как служба безопасности сама участвует в некоторых других бизнес-процессах банка (проверка информации о клиентах, взыскание задолженности и т.п.). Поэтому для некоторых бизнес-процессов аудит невозможно провести с необходимой долей объективности.

Служба безопасности может:

• вести жесткую кадровую политику;

• подготовить регламенты и инструкции, максимально четко описать все операции с банкоматами и денежными средствами, ввести систему взысканий за нарушение этих инструкций и, что гораздо важнее, заранее описать все то, за что несет ответственность каждый конкретный сотрудник;

• прогнозировать возможные угрозы для системы.

Но в любом случае все эти действия не дают 100% защиты от угроз. Допустим, в случае грамотной работы службы безопасности банк получает защиту от 90% всех внутренних угроз, но осталось еще 10% неизвестных. Против них поможет только совместная работа всех подразделений. В случае нарушений в действиях одного из сотрудников или какого-либо элемента бизнес-процесса другие элементы должны оперативно информировать о произошедшем, т.е. в каждом подразделении должны осознавать, что служба безопасности не может предугадать все возможные сценарии развития событий, поэтому каждый сотрудник должен нести личную ответственность за функционирование всей системы.

Формально все организационные процессы должны быть представлены в виде набора документов. Вносить изменения в инструкции и регламенты непосредственно во время деятельности бизнес-процесса, особенно функционирующего уже продолжительное время, почти нет смысла. Рутинность операций, сложившаяся схема работы, а главное - психология человека («авось нас обойдет стороной») сильнее возможных угроз. Но во время проведения реинжиниринга, когда осуществляется кардинальное изменение схемы работы, возможна оптимизация взаимодействий внутри подразделения, которые, в свою очередь, формально выражаются в виде регламентов и должностных инструкций. Именно в это время возможно внедрить некий запас прочности на случай возникновения внештатных ситуаций. Прежде всего необходимо разработать регламенты для всех процессов, определить должностные инструкции для каждой штатной единицы с учетом требований безопасности, алгоритмизировать максимальное количество действий в бизнес-процессе. Подобная формализация позволит, во-первых, снизить риск возникновения ошибок как технического плана, так и вызванных человеческим фактором. Во-вторых, существенно уменьшить вероятность технических сбоев, так как использование различного оборудования в соответствии с инструкциями позволяет увеличить ресурс и качественные характеристики технических устройств. В-третьих, 95Али будут описаны возможные сценарии внештат-

ных ситуаций, то это поможет сократить ущерб от подобных ситуаций. Кроме того, при наличии подобных сценариев появляется возможность снизить дополнительный возможный ущерб, вызванный некомпетентными и неадекватными действиями руководящего персонала.

Последний момент особенно важен, так как в современном российском бизнесе все еще довольно велик процент руководителей, которые не умеют принимать грамотные решения в стрессовых ситуациях. На практике бывают случаи, когда при негативных внутренних или внешних воздействиях на организацию или ее отдельные бизнес-процессы возникает хаос в руководстве предприятием. Ошибки со стороны руководства приводят к увеличению времени на восстановление работоспособности бизнес-процессов и восстановление пораженных элементов системы. А это вместе с «лишними» решениями руководителей приводит к дополнительным убыткам. С финансовой точки зрения формализация бизнес-процессов 96А96риется наименее затратным способом для решения проблем в сфере банкоматов и прочего банковского оборудования. Невозможно поставить контроллера рядом с каждым банкоматом и каждым человеком, который занимается техническим обслуживанием. Операционные расходы банки всегда стремятся сократить до минимума.

Для оценки рисков в выбранной сфере деятельности мы предлагаем обратиться к разделу 96А96рито-риионной безопасности, в котором риск определяется как функция трех переменных:

1) вероятность существования угрозы;

2) вероятность существования незащищённости;

3) потенциальное воздействие.

По сути своей сеть банкоматов - это закрытая информационная система, и любая утечка данных из нее может привести к угрозе и возможным убыткам. Человек, знающий принципы функционирования, даже сложившиеся привычки кассиров и инкассаторов, сможет найти незащищенное место в бизнес-процессах и использовать его в преступных целях.

Контролирующий орган должен определить вероятность самого факта существования угрозы, т.е. определить круг угроз, которые могут произойти. Для этого необходимо провести полный анализ деятельности выбранного подразделения. В первую очередь необходимо собрать максимальный объем данных. Способ сбора информации зависит от анализируемого подразделения. В качестве информационных объектов могут рассматриваться: статистическая информация, регламенты, инструкции, интервью с персоналом и др. На первом этапе анализируется структура имеющихся данных, отбираются наиболее важные показатели, проводится поиск взаимосвязей внутри бизнес-процесса. На основании этого уже можно делать предварительные выводы и определить те элементы процесса, которые вызывают сомнения в плане надежности. В дальнейшем проводится исследование ненадежных частей бизнес-процесса на возможные незащищенности. Эта процедура позволит выявить недостатки в схемах существующих бизнес-процессов.

Возможно, что некоторым угрозам бизнес-процессы могут противостоять, а для некоторых требуются корректировки. Контролирующий орган находит лучшие варианты минимизации рисков, используя для этого такие критерии, как эффективность, стоимость, срок внедрения, операционные убытки во время внедрения и т.п. Для подразделения по работе с банкоматами вариантами минимизации рисков могут выступать:

• максимально возможное протоколирование всех действий техники и операций, проводимых с техникой, а именно:

- ведение электронных и бумажных журналов в банкомате и в процессинг-центре;

- ведение видео - и аудиозаписей банкомата и территории вокруг него;

- ведение журнала проводимых работ с банкоматом с обязательным указанием времени выполнения работ, ответственного лица и подробным описанием работ. Журнал должен вестись в обязательном порядке ответственным сотрудником службы безопасности банка. Обязательным является составление полного перечня возможных работ с указанием необходимых предварительных действий (разгрузка, отключение, открытие сейфа банкомата, вызов вооруженной охраны и т.п.), исполнителей и требований к контролирующим органам;

• периодические и внеплановые проверки бан-коматной сети и отдельных банкоматов на предмет:

- целостности оборудования;

- выполнения всех требований безопасности;

- технического состояния всех устройств;

- правильного количества наличности внутри банкомата. Это подразумевает следующие действия: разгрузка банкомата, пересчет наличности из этого банкомата в кассе банка, сверка с предыдущими загрузками;

• разработка рекомендаций по улучшению защиты от внешних и внутренних воздействий на подразделение по работе с банкоматами.

После выбора методик снижения рисков определяются последствия от вероятных угроз. В итоге получается показатель, определяющий риск возникновения негативных последствий для отдела банкоматов.

Мы считаем, что методику, используемую для определения рисков в сфере информационной безопасности, возможно применять ко всем системам, в которых существенную роль играют алгоритмизация деятельности каждого сотрудника, регламенты работ и формализация бизнес-процессов. Другими словами, это такие системы, знание принципов функционирования которых ненадежными сотрудниками дает им возможность нанести умышленный ущерб организации. На примере подразделения банка по обслуживанию сети банкоматов были выявлены возможные варианты минимизации рисков, наиболее эффективным из которых является максимальная алгоритмизация всех процедур с выделением независимого контролирующего отдела. В России применение подобной схемы работы ведется по упрощенной схеме, при которой контролирующий орган сам является участником многих бизнес-процессов в организации. Это влечет за

собой значительное снижение эффективности данного подхода. При проведении реинжиниринга одной из основных задач является определение круга функций каждого отдела с последующим перераспределением

обязанностей внутри предприятия. Это позволит минимизировать существующие риски и повысить готовность организации к устранению последствий прогнозируемых рисков.

Библиографический список

1. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., Прогресс, 1978. С. 54-65, 136-142.

УДК 631.1

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОЛЕНЕВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Ю.В.Рогожин1, В.В.Рогожин2

Якутская государственная сельскохозяйственная академия, 677002, г. Якутск, ул. Красильникова, 15.

Рассмотрены особенности развития оленеводства в Республике Саха (Якутия). Показано, что биотехнологическая ценность различных органов и тканей северного оленя позволяет получать целый спектр лекарственных препаратов. Условием для создания такой технологической продукции является формирование малых производств, прежде всего в научно-исследовательской сфере. Ил. 3. Табл. 1. Библиогр. 3 назв.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: оленеводство; инновационная модель хозяйствования; Республика Саха (Якутия); панты.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC FOUNDATIONS OF DEER FARMING DEVELOPMENT IN THE SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA) Y.V.Rogozhin, V.V.Rogozhin

The author considers the features of reindeer farming development in the Republic of Sakha (Yakutia). He demonstrates that the biotechnological value of different organs and tissues of the reindeers enables to obtain a range of medicines urgent for people. The Condition for creation of such technological product is a shaping small production, in research sphere first of all. 3 figures. 1 table. 3 sources.

Key words: deer-raising; innovation model of management; Sakha Republic (Yakutia); antlers.

Оленеводство относится к ведущим отраслям животноводства в большинстве районов Крайнего Севера Российской Федерации. На территории России обитают 6 видов оленей: косуля, или дикая коза, европейская лань, пятнистый олень, благородный олень, лось, или сохатый, и северный олень. Последний имеет средние размеры в холке от 70 до 140 см, с короткими и тонкими, но сильными ногами. Рога у северных оленей отрастают как у самцов, так и самок [1]. Северные олени распространены на территории Скандинавских стран (Норвегия, Швеция и Финляндия), в Соединенных Штатах Америки (Аляска), в Канаде, В Гренландии, а также в тундровой и лесотундровой части Российской Федерации [2].

Республика Саха (Якутия) относится к регионам Российской Федерации с богатыми природными ресурсами. Основными направлениями в развитии республики определены оленеводство и коневодство. Оленеводство является традиционным промыслом коренных народов Севера [3].

Республику Саха (Якутия) по особенностям природно-климатических условий можно условно разде-

лить на четыре оленеводческих зоны: приморская тундровая, западная лесотундровая, северовосточная горнотаежная и южная горнотаежная [4].

В состав первой зоны входят: Аллаиховский, Ана-барский, Булунский и Нижнеколымский улусы, а также часть Усть - Янского улуса, которые расположены по берегам моря Лаптевых и Восточно - Сибирского моря. В этой зоне содержится 35 % оленей.

Во вторую зону входят два улуса: Жиганский и Оленекский, территория которых почти равна территории первой зоны и имеет почти 7% оленей от общей численности по республике.

Третья зона самая большая. В состав этой зоны входят Абыйский, Верхоянский, Верхнеколымский, Кобяйский, Момский, Оймяконский, Среднеколымский, Томпонский и Звено-Бытантайский улусы республики, а также части Усть - Янского улуса. Здесь содержится 47% оленей.

Алданский улус и территория, подчиненная администрации г. Нерюнгри, образуют четвертую зону с 11% оленей от общей численности.

По количеству оленей Республика Саха (Якутия)

1 Рогожин Юрий Васильевич, аспирант, e-mail: uvrogozhin@mail.ru Rogozhin Yuriy Vasiljevich, a postgraduate, e-mail: uvrogozhin@mail.ru

2Рогожин Василий Васильевич,доктор биологических наук, профессор, тел.: 89142209962, e-mail: vrogozhin@mail.ru Rogozhin Vasiliy Vasiljevich, a doctor of biological sciences, a professor, тel.: 89142209962, e-mail: vrogozhin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.