Научная статья на тему 'Реинжиниринг бизнес-процессов рекламного печатного агентства'

Реинжиниринг бизнес-процессов рекламного печатного агентства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВНИ ИЕРАРХИИ / ИЗМЕНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ РЕКЛАМНЫЕ ЗАКАЗЫ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ВРЕМЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / СНИЖЕНИЕ ТРУДОЗАТРАТ / ОRGANIZATIONAL STRUCTURE / АDVERTISING ORDERS / АUTOMATED INFORMATION SYSTEM TIME OF DECISION-MAKING DECREASE / LEVELS OF HIERARCHY CHANGE / EXPENDITURES OF LABOUR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фомичева Светлана Григорьевна, Бережной Евгений Александрович

В данной статье рассматриваются решения по автоматизации процессов регистрации рекламных заказов в печатных агентствах малого бизнеса Норильского промышленного региона, полученные в результате разработки и внедрения авторской информационной системы АСОРБ (Автоматизированной системы обработки рекламных бланков). Агентства региона, использующие данные решения не только сохранили устойчивым свой бизнес, но и стали лидерами в своем сегменте рынка, существенно изменив при этом организационную структуру агентства и стиль управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the given article decisions on automation of registration processes on advertising orders in published agencies of small business of the Norilsk industrial region, received as a result of development and introduction of author's information system ASORB (the Automated system of processing of advertising blanks) are considered. The agencies of the region using given decisions not only have kept steady business, but also became leaders in the segment of the market, essentially having changed thus organizational structure of agency and style of managemen

Текст научной работы на тему «Реинжиниринг бизнес-процессов рекламного печатного агентства»

РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ РЕКЛАМНОГО ПЕЧАТНОГО АГЕНТСТВА С.Г. Фомичева, канд. техн. наук, доцент Е.А. Бережной, аспирант

Норильский индустриальный институт, г. Норильск

В данной статье рассматриваются решения по автоматизации процессов регистрации рекламных заказов в печатных агентствах малого бизнеса Норильского промышленного региона, полученные в результате разработки и внедрения авторской информационной системы АСОРБ (Автоматизированной системы обработки рекламных бланков). Агентства региона, использующие данные решения не только сохранили устойчивым свой бизнес, но и стали лидерами в своем сегменте рынка, существенно изменив при этом организационную структуру агентства и стиль управления

Большинство организаций, строящих свой бизнес как средства массовой информации, достаточно давно используют современные информационные технологии в своей деятельности. В первую очередь на данных предприятиях, как правило, автоматизируются работы по редактированию и верстке печатных изданий. Если же рассматривать сферу деятельности средств массовой информации, относящихся к малому бизнесу, то существует целая прослойка агентств, которые получают прибыль от привлеченных финансов, получаемых от рекламных заказов как от юридических, так и физических лиц. Уверенно на финансовом рынке чувствуют себя те организации, оборот рекламных заказов которых существенно превышает оборот конкурентов. Следовательно, одной из необходимых задач становится задача существенного ускорения и упрощения процессов формирования рекламных заказов. И если для крупных печатных агентств эти процессы не являются основными, то для печатных организаций малого бизнеса они становятся жизненно необходимыми.

В данной статье рассматриваются решения по автоматизации процессов регистрации рекламных заказов в печатных агентствах малого и среднего бизнеса Норильского промышленного региона, полученные в результате разработки и внедрения авторской информационной системы АСОРБ. Агентства региона, использующие данные решения не только сохранили устойчивым свой бизнес, но и стали лидерами в своем сегменте рынка, существенно изменив при этом организационную структуру агентства и стиль управления.

С начала 90-х годов в Норильском промышленном регионе существовало несколько десятков рекламных газет, строящих свой бизнес на платной публикации рекламных объявлений. Среди них в 1994 году начало свою деятельность ООО «Редакция газеты «О’Кей!», выпуская рекламную газету с одноименным названием. На текущий момент газета распространяется бесплатно, содержит от 8 до 16 полос, тираж газеты составляет 85000 экземпляров. До 2005 года процесс регистрации рекламных объявлений, принимаемых как от юридических, так и от физических лиц, осуществлялся практически вручную, что не позволяло данному агентству быть конкурентоспособным на рынке СМИ в Норильском промышленном

регионе в силу следующих причин:

- наличие очередей в офисах приема рекламных заказов приводило к оттоку клиентов;

- сравнительно долгая процедура регистрации заказов приводила к снижению количества принимаемых заказов, и, следовательно, к снижению прибыли;

- попытка увеличить количество офисов приема рекламных заказов приводила к увеличению штатного состава агентства, причем дополнительный штат формировался для выполнения рутинных работ, что приводило к росту себестоимости продукции;

- при ручной регистрации рекламных заказов допускался ввод некорректных и противоречивых данных, что в дальнейшем приводило к поступлению рекламаций от клиентов и повторной публикации заказов за счет агентства;

- процесс регистрации заказов не был связан с информационной системой верстки изданий и системой финансовой деятельности компании;

- отсутствовала автоматизированная система поддержки оперативного управления и контроля рекламных заказов.

Рассмотрим организационную структуру рекламного агентства «О’Кей!», существовавшую до внедрения АСОРБ (рис. 1), и опишем основные бизнес-процессы поддержки рекламных заказов при данной оргструктуре. Как видно из рис. 1, оргструктура печатного агентства «О’Кей!» имела иерархическую топологию с 5 уровнями иерархии. Известно [1], что жесткая иерархическая структура уместна для предприятий, ведущих свою деятельность при стабильных внешних условиях. При этом, чем больше уровней иерархии, тем медленнее предприятие реагирует на изменения внешней среды. В данном случае 5 уровней иерархии, присутствующих в рекламном отделе, совершенно неоправданно, что подтвердилось результатами системного анализа при проектировании АСОРБ (Автоматизированной системы обработки рекламных бланков) [2]. На рис. 2. диаграмма БГБ А8-18 показывает, что ранее затраты рабочего времени менеджеров и специалистов при подготовке недельного выпуска, состоящего из двух номеров разного объема, занимала более 380 чел./час

Оператор по приему строчных объявлений (4 - 7 чел.)

У

Рис. 1. Организационная структура печатного агентства ООО «Редакция газеты «О’Кей!» до внедрения автоматизированной информационной системы

Рис. 2. БГБ-диаграмма ЛБ-ІБ процесса «Подготовка номера к выпуску»

На диаграмме выделены те бизнес-процессы, которые не были автоматизированы (занесение оплаты оператором - 16 чел./час, подготовка заказов к выходу в печать - 80,8 чел./час, составление финансовой отчетной документации по рекламным заказам - 42 чел./час).

В частности, для выполнения процесса «Подготовка заказов к выходу в печать» в организации существовала должность «Специалист по допечатный подготовке», в область задач которого входила подготовка очереди заказов для отгрузки в верстку. Каждый из представленных бизнес-процессов формировался специалистом вручную, отдельно перепечатывался каждый заказ, составлялась общая очередь с учетом позиционирования, далее неоплаченные заказы удалялись. В рекламном отделе существовал целый штат операторов по приему объявлений, принимавших рукописные бланки рекламных объявлений и формирующих их печатный экземпляр в формате MS Word.

Среди недостатков существующей модели (рис. 2) следует отметить следующие:

- полное отсутствие возможности принятия оперативных управленческих решений в процессах формирования рекламных заказов;

- невозможность введения гибкой системы скидок/надбавок ввиду отсутствия структурированной базы данных сформированных заказов;

- ошибки в выгрузке и невозможность контроля вышедших заказов приводили к возникновению ситуаций, когда объявление публикуется либо не вовремя, либо вообще не выходит;

- отсутствие четкого контроля над объемом выпуска приводило к недобору/переполнению полос и номеров в целом [3], а также приводило к возможности несанкционированных продаж площади газеты

[4];

- отсутствие удобного интерфейса приводило к увеличению времени принятия заказов;

- отсутствие репликации данных с финансовой системой предприятия и отсутствие бухгалтерской отчетной документации в самой системе учета объявлений приводило к необходимости держать в штате дополнительный персонал для формирования отчетов и нормативных актов;

- процесс подготовки заказов к выпуску занимал значительное количество времени (380 чел./час);

- отсутствие автоматических выгрузок также приводило к неоправданному увеличению численности персонала.

Внедрение информационной системы АСОРБ значительно изменило организационную структуру предприятия (рис. 3). Во-первых, в процессе внедрения сократились штатные единицы, работа которых была рутинной и стала полностью автоматизирована (сокращение должностей специалиста по допечатной подготовке и менеджеров по работе с данными дало агентству значительный выигрыш порядка 15% от общей численности персонала), во-вторых, оргструктура стала более плоской [3] - сократилось количество уровней иерархической вложенности до 3, что привело к существенному сокращению времени принятия решения (~ 2,5 раза).

Г енеральный директор

Главный

редактор

РЕДАКІ ІИЯ

Выпускающий редактор (1 чел.)

Корректор (1 чел.)

Верстальщик (2 чел.)

Дизайнер (2 чел.)

Старший

менеджер

АГЕНТСТВО

\ /

Оператор по приему Оператор по приему

строчной рекламы модульной рекламы

(З чел.) (2 чел.)

Начальник финансовой службы

ФИНАНСОВАЯ СЛУЖБА

Финансист Бухгалтер

(2 чел.) (1 чел.)

у

Рис. 3. Организационная структура печатного агентства ООО «Редакция газеты «О’Кей!» после внедрения

АСОРБ

За 2 года своего существования новая оргструктура доказала свою предпочтительность по следующим аспектам:

- значительно сократилось время принятия решений как оперативных, так и стратегических - решения стали приниматься более оперативно и эффек-

тивно (рис. 4). На отдельных этапах работы время принятия оперативного решения сократилось в 10 раз, время принятия стратегических решений также уменьшилось за счет сокращения количества уровней организационной структуры;

бо

50

ЗО

20

10

У

_

_

/

А bJ

о

д

н

л

о

с

о

d

ь о ыл во J п.

е

л

е

т

го

д

о

о

л

LQ

ГО

* S

ви

О и

& S3 і-

О т 1_

о ^ m ^ о ГО

0

□ До внедрения системы

□ После внедрения

Рис. 4. Изменения параметра «Время принятия решений»

- сократился штат малоквалифицированного персонала - помимо сокращения должностей, занимавшихся рутинной работой, внедрение системы позволило сократить часть работников по приему объ-

явлений (порядка 25 % от общего количества работников агентства) за счет проработанного интерфейса и расширенных возможностей самой системы (рис. 5);

сотрудники специалисты сотрудники специалисты

Агентств о Редакция

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ До внедрения системы

□ После внедрения

Рис.5. Диаграмма изменения численности персонала ООО «Редакция газеты «О’Кей!»

- появилась возможность повышения оплаты труда высококвалифицированным сотрудникам за счет снижения трудозатрат на производство рекламных заказов и снижения общей себестоимости продукции (как социальный фактор стоит отметить, что средний оклад специалистов в агентстве стал примерно 1,5 - 2 раза выше).

Внедрение новой системы привело к существенному повышению качества предоставляемых услуг. Оптимизация рутинных работ позволила внедрить новые бизнес-процессы по контролю выполнения выхода номеров и планированию новых выпусков. Вследствие этого на диаграмме появилась возможность проследить циклы Деминга, что говорит о при-

сутствии в рекламном агентстве системы контроля качества.

DFD-диаграмма TO-BE реорганизованных бизнес-процессов приведена на рис. 6. Отметим, что в данной модели полностью автоматическими стали следующие процессы:

- формирование очереди объявлений - система сама готовит выгрузку сформированной очереди объявлений с учетом данных об оплате и позиционирования в нужном формате представления данных;

- формирование отчетной документации - система АСОРБ обладает большой информативностью: более двух десятков типов отчетов могут быть сформированы в любой момент, что дает полную инфор-

мацию о текущем состоянии выпуска, статусе рекламодателя, сведений о текущей и итоговой работе менеджеров и оплате их работ;

- автоматическая репликация финансовых данных об оплате заказов - система АСОРБ работает с

Применение в рамках АСОРБ системы штрих-кодирования (фискальные регистры «Штрих 950К», pos-клавиатуры, И8Б сканеры штрих-кода Мйго^ю 1950, СОМ сканеры штрих-кода, программное обеспечение «Штрих:М-Кассир» версия 1.8) в 7 раз ускорило контроль вышедших заказов, в то же время повысив его эффективность.

Также в системе АСОРБ существует возможность реализации гибкой системы скидок и надбавок; расширен набор операций, связанных с процессами поддержки рекламодателей (возможность блокировки, кредита, занесения дополнительных скидок); оперативный контроль эффективности работы менеджеров позволяет ввести программы стимулирования персонала.

Реализованные структура базы данных и проце-

автоматическими выгрузками данных из программного обеспечения кассовых аппаратов и системы «1 С: Бухгалтерия».

дуры расчетно-кассовых операций представлены на рис. 7. В качестве сервера базы данных использовался МБ SQL 2000, что было обусловлено двумя факторами. Во-первых, наличием лицензии на данное программное обеспечение, и, во-вторых, унификацией обмена данными в реальном масштабе времени с финансовой системой предприятия, реализованной на базе 1С: Бухгалтерия.

В заключение следует отметить, что в результате внедрения автоматизированной информационной системы АСОРБ за 2 года агентство «О’Кей!» стало крупнейшим в Норильском промышленном регионе печатным рекламным агентством по охвату аудитории и количеству публикуемой рекламы, практически полностью вытеснив конкурентов в данной сфере.

AUTHOR: Evgeniy Beiezhncy PROJECT: OK_DFD (TO-BE)

NOTES: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

DATE: 01.03.2008 REV: 28.11.2008

WORKING READER DATE CONTEXT:

DRAFT

RECOMMENDED

■ PUBLICATION A-0

A0

Подготовка номера к вып уску

Рис. б. DFD-диаграмма TO-BE процесса «Подготовка номера к выпуску»

Рубрики I -

ЧшшшшшшшяяяяяяЛ

I Подрубрики I

Содержит I Содержит I I

^)Виды информации I

^Агенства I

^Виды собственности I

Стоимость квадратного сантиметра

Содержат

Содержит

Документы 1

Содержат

^Надбавки за позиционирование ■

Рассчитываются

Реклама ІЬ

^ Скидки за объе^ -----------

3Скидки за многократность §>-----------

^ Площадь по полосам |

Суммируется

Л Рекламодатели I

^Оплата через АСОРБ |

^Данные 111 С: Бухгалтерия" |кВыгружаются— ^Справочник: Транзакции I

шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшт Цишшшшшшшшшшшшшшшшштшшшшшшшшшшт

| Данные "Штрих-М: Кассир" |кВыгружаются -^документы: ВыпискаБанка ||

Рассчитывается

Производственный календарь |

Содержится

Проверяются

р

асположение модулей в газете I

Рис. 7. Логическая схема базы данных системы АСОРБ

Литература

1. Новиков Д. Типология задач управления организационными структурами / Д. Новиков // Современные сложные системы управления: материалы Междунар. науч. конф. Старый Оскол: СТИ, 2002. С. 110-115.

2. Е. Бережной. Инфологическое моделирование бизнес-процессов печатных агентств / Бережной Е. // Информационные технологии в социальноэкономических и правовых процессах. Секция «Технология моделирования информационных систем»: материалы Всерос. науч.-практ. интернет-конф. -Ставрополь: Северо-Кавказский социальный институт, 2007. С. 95-98.

3. Бедулин Ю.Н. Технологии эффективных продаж рекламы в газеты / Ю.Н. Бедулин. — СПб: Питер, 2001 - 400 с.

4. Назайкин А.Н. Рекламная деятельность газет и журналов: практ. пособие / А.Н. Назайкин. - М.: «РИП-холдинг», 2002.- 205 с.

5. Качалов И. Компьютерные технологии в управлении бизнесом /И. Качалов / Научнопрактический журнал. М.: Гелла-принт. № 5 (74), 2006, с.18-24.

© 8 (3919)42-17-39

E-mail:levikha@rambler.ru

E-mail: S.Sonic@mail.ru

Ключевые слова: Иерархическая организационная структур, Уровни иерархии, Изменение организационной структуры, Рекламные заказы, Автоматизированная информационная система, Время принятия решений, Снижение трудозатрат

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.