Научная статья на тему 'Регуляция внутренней активности как фактор совладания с трудными жизненными ситуациями'

Регуляция внутренней активности как фактор совладания с трудными жизненными ситуациями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
387
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регуляция / регуляция внутренней активности / трудная жизненная ситуация / совладающее поведение / стратегии совладающего поведения / regulation / regulation of internal activity / difficult life situation / coping behaviour / strategies of coping behaviour

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казакова Ирина Валерьевна

Введение. Одним из показателей успешности современного человека служит эффективное преодоление трудных жизненных ситуаций. Исследование посвящено рассмотрению факторов, влияющих на процесс совладающего поведения, что позволит расширить имеющиеся представления в психологии об истоках психологической адаптации к внешним обстоятельствам. Ставится проблема выявления факторов, определяющих выбор стратегий совладающего поведения. Материалы и методы. Анализ психологической литературы осуществлялся с опорой на регулятивный подход как наиболее эффективную методологическую базу для выявления и описания тенденций регуляции внутренней активности, которая в трудной ситуации выступает в качестве одного из факторов совладающего поведения. Теоретическую основу исследования составили отечественный подход к пониманию стресса (трудной жизненной ситуации) и совладанию с ним, структурно-функциональная концепция осознанной психической саморегуляции, дифференциальный подход к изучению защитного и совладающего поведения. Применялись номотетический и идиографический методы исследования. Результаты и обсуждение. Исследование проблемы позволило выявить существенные характеристики регуляции внутренней активности человека. Сформированная система регуляции внутренней активности рассматривается как рефлексивное проигрывание и переживание ситуаций, связанных с возникшей трудной ситуацией. Она направлена на образование смысла, производного от доминирующих ценностных установок личности, определяющего адекватность поведения человека в конкретных жизненных условиях. На эффективность поведения человека в трудной жизненной ситуации влияют степень выраженности регулятивных подсистем и их взаимосвязь. Выводы. Представления о том, что выбор стратегий совладающего поведения во многом зависит от специфики регуляции внутренней активности человека, могут быть использованы в разработке программ, направленных на практическую работу с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulation of Internal Activity as the Factor of Coping with Difficult Life Situations

Introduction. One of the indices of a modern man’s success is effective coping with difficult life situations. The study considers the factors which influence the process of coping behaviour, and this facilitates the expansion of psychological visions of origins of psychological adaptation to external circumstances. The author raises the problem of revealing the factors which determine the strategies of coping behaviour. Маterials and Methods. Psychological literature was analyzed basing on the regulative approach as the most effective methodological foundation to reveal and describe the tendencies of regulating internal activity which is one of the factors of coping behaviour in a difficult situation. Theoretical basis of the research included the domestic approach to understanding stress (a difficult life situation) and coping with it, the structural functional conception of the conscious mental self-regulation, differential approach to studying protective and coping behaviour. Nomothetic and idiographic research methods were employed. Results and Discussion. The research of the problem enabled the author to reveal essential characteristics of regulating human internal activity. The formed system of regulating internal activity is considered as reflexive playing and experiencing the situations connected with the arisen difficult conditions and focuses on formation of meaning derived from the dominant personal values, which determines adequacy of human behaviour in certain life conditions. The degree of intensity of regulative subsystems and their interrelation influences the effectiveness of human behaviour in a difficult life situation. Conclusions. The idea that choosing the strategies of coping behaviour is primarily determined by the specifics of regulation of human internal activity can be used in the development of programmes focused on practical work with people in a difficult life situation.

Текст научной работы на тему «Регуляция внутренней активности как фактор совладания с трудными жизненными ситуациями»

Научно-теоретическая статья

УДК 159.9 © И. В. Казакова, 2021

DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-48-52

19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии

Регуляция внутренней активности как фактор совладания с трудными жизненными ситуациями

Казакова Ирина Валерьевна \

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии. ORCID: 0000-0002-8158-5068. E-mail: [email protected] 1 Омский государственный педагогический университет, 644099, Омск, наб. Тухачевского, 14, Россия

Реферат

Введение. Одним из показателей успешности современного человека служит эффективное преодоление трудных жизненных ситуаций. Исследование посвящено рассмотрению факторов, влияющих на процесс совладающего поведения, что позволит расширить имеющиеся представления в психологии об истоках психологической адаптации к внешним обстоятельствам. Ставится проблема выявления факторов, определяющих выбор стратегий совладающего поведения. Материалы и методы. Анализ психологической литературы осуществлялся с опорой на регулятивный подход как наиболее эффективную методологическую базу для выявления и описания тенденций регуляции внутренней активности, которая в трудной ситуации выступает в качестве одного из факторов совладающего поведения. Теоретическую основу исследования составили отечественный подход к пониманию стресса (трудной жизненной ситуации) и совладанию с ним, структурно-функциональная концепция осознанной психической саморегуляции, дифференциальный подход к изучению защитного и совладающего поведения. Применялись номотетический и идиографический методы исследования. Результаты и обсуждение. Исследование проблемы позволило выявить существенные характеристики регуляции внутренней активности человека. Сформированная система регуляции внутренней активности рассматривается как рефлексивное проигрывание и переживание ситуаций, связанных с возникшей трудной ситуацией. Она направлена на образование смысла, производного от доминирующих ценностных установок личности, определяющего адекватность поведения человека в конкретных жизненных условиях. На эффективность поведения человека в трудной жизненной ситуации влияют степень выраженности регулятивных подсистем и их взаимосвязь. Выводы. Представления о том, что выбор стратегий совладающего поведения во многом зависит от специфики регуляции внутренней активности человека, могут быть использованы в разработке программ, направленных на практическую работу с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Ключевые слова: регуляция; регуляция внутренней активности; трудная жизненная ситуация; совладающее поведение;

стратегии совладающего поведения.

Для цитирования: Казакова И. В. Регуляция внутренней активности как фактор совладания с трудными жизненными ситуациями // Психопедагогака в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 1(84). С. 48-52. DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-48-52

Основные положения

1. В настоящее время актуальной научно-практической проблемой является изучение факторов, влияющих на эффективность поведения человека в сложных жизненных обстоятельствах. Результаты исследований в данной области знаний необходимы для понимания причин, побуждающих человека действовать определенным образом в трудной ситуации, формирования новых и коррекции имеющихся способов поведения человека в сложных жизненных обстоятельствах.

2. К числу факторов, задающих выбор стратегий совладания, относится регуляция внутренней активности, специфика которой зависит от степени выраженности регулятивных подсистем и их взаимосвязи.

Введение

Актуальность, значимость и постановка проблемы. Для эффективной самореализации в личностном и профессиональном планах современный человек, живущий в условиях неопределенности, сталкивается с необходимостью постоянно преодолевать трудные ситуации. В этом контексте важно рассмотрение факторов, влияющих на процесс и результат совладающего поведения, так как это позволит расширить имеющиеся представления в психологии об истоках психологической адаптации к внешним обстоятельствам. В связи с этим целью работы

явилось изучение сущности саморегуляции внутренней активности как фактора, способствующего эффективному преодолению трудных жизненных ситуаций.

Теоретические предпосылки и обзор проблемы. На основе имеющихся в психологической науке данных к трудным жизненным ситуациям можно отнести как экстремальные, так и житейские бытовые ситуации. Ситуация становится трудной, если ее возникновение препятствует реализации значимых целей, провоцирует неуверенность, неустойчивость представлений о себе и сопровождается размышлениями, переживаниями и действиями [1-3].

Для преодоления возникшего диссонанса между желаемым и реальным человек прибегает к совладающему поведению, которое позволяет субъекту осознанно действовать в трудных условиях жизнедеятельности способами, адекватными личностным особенностям и ситуации [4, с. 4]. Это сознательное поведение, которое направлено на преобразование ситуации, если она поддается контролю, или на приспособление к ситуации, если она контролю не поддается. Не существует копинг-стратегий, эффективных во всех трудных жизненных ситуациях. Тем не менее в психологии имеются классификации способов поведения человека в трудной ситуации, построенные на основе потенциальной адаптивности, продуктивности [5-8 и др.]. И если к числу адаптивных, продуктивных авторы относят

такие стратегии совладающего поведения, как «решение проблемы», «достижения», «проблемный анализ», «сотрудничество», «оптимизм» и др., то к числу относительно адаптивных, неадаптивных, непродуктивных — «растерянность», «покорность», «разрядку», «несовладание», «самообвинение» и др., включая суицид [9].

Очевидно, что в совладании с трудными жизненными обстоятельствами далеко не все люди успешны. Некоторые находят в себе силы, для того чтобы преодолевать и/или сопротивляться неблагоприятным воздействиям окружающей среды, другие, наоборот, затрудняются с выбором оптимальной модели поведения. В связи с этим проблема изучения факторов, способствующих эффективному преодолению трудных жизненных ситуаций, становится актуальной.

Анализ научной литературы по заявленной проблеме позволил определить некоторые аспекты ее рассмотрения. Так, успешность преодоления трудных жизненных ситуаций ученые связывают, во-первых, с наличием, степенью доступности и выраженностью ресурсов совладающего поведения, о чем свидетельствуют многочисленные исследования [10-14 и др.]; во-вторых, со спецификой механизмов смыслообразования [15-18 и др.], благодаря которым становится возможной саморегуляция при постановке и реализации целей. Если ресурсы совладания активно изучаются в современной науке, выделяются внешние и внутренние ресурсы, специфические и универсальные метаресурсы, то вопрос о механизмах смыслообразования, так или иначе задающих выбор способов поведения, во многом остается открытым. Аспекты смысловой динамики анализировались Ф. Е. Василюком со стороны деятельности переживания [16], Д. А. Леонтьевым с процессуально-динамической стороны [17]. Предложенные авторами «схематизмы» и «малая» динамика ценностно-смысловой сферы являются несколько общими. Вместе с тем свидетельства о переоформлении ценностных образований в рефлексивных процессах задает особый контекст рассмотрения поставленной проблемы.

Материалы и методы

Решение поднятой проблемы осуществлялось на основе теоретического анализа психологической литературы с опорой на регулятивный подход как наиболее эффективную методологическую базу для выявления и описания тенденций регуляции внутренней активности, которая в трудной ситуации выступает в качестве одного из факторов совладающего поведения.

Методологическую основу исследования составили отечественный подход к стрессу (трудным жизненным ситуациям) и совладанию с ним (Л. И. Анцыферо-ва, Л. А. Китаев-Смык, Р. М. Грановская, Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский и др.), структурно-функциональная концепция осознанной психической саморегуляции (О. А. Конопкин, В. И. Моросанова, А. К. Осницкий и др.), дифференциальный подход к изучению защитного и совладающего поведения (Е. В. Либина, А. В. Либин и др.), регулятивный подход (А. С. Шаров).

Применялись номотетический и идиографический методы исследования.

Результаты и обсуждение

Опираясь на регулятивный подход А. С. Шарова, под регуляцией будем понимать направленную на развитие целостности субъектную активность, осуществляемую посредством системы выборов и состоящую из таких регулятивных подсистем, как ценностно-смысловая сфера, активность (внешняя и внутренняя) и рефлексия. Регуляция внутренней активности проявляется в рефлексивной работе с собственными ценностно-смысловыми образованиями преимущественно в когнитивно-аффективной активности и направлена на построение, поддержание и реализацию произвольной активности [3].

Так, при столкновении с трудной ситуацией человек обращается к работе во внутреннем плане, где при взаимодействии регулятивных подсистем происходит многократный возврат к трудной ситуации для ее осмысления. Благодаря рефлексии осуществляются выстраивание смысловых связей между возникшей проблемой с другими жизненными событиями из прошлого, настоящего или будущего и поиск ответа на вопрос «зачем это со мной произошло?», а также выход на основания жизнедеятельности, что позволяет человеку оценить важность происходящего для себя и жизни в целом.

В рефлексивных процессах дифференциации и интеграции совершается переоформление ценностно-смысловой сферы человека, меняется иерархия ценностей, смыслов, мотивов. Для преодоления трудной ситуации человек стремится образовать смысл совладания с проблемой в контексте доминирующих ценностных образований. Поскольку именно «личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов» [18, с. 93]. Это становится возможным во внутренней активности, представляющей собой «поле», на котором проигрываются, обдумываются действия и просматриваются результаты собственных поступков, переживаются последствия или отказ от совершаемых действий. В процессах переживания, проигрывания человек пробует себя за счет выстраивания смысловых связей с другими жизненными контекстами, постоянного сопоставления возможных вариантов поведения с личными взглядами, ценностными образованиями. В ходе такой работы он определяет значимое для себя и принимает ответственность за решение в ситуации выбора.

Таким образом, сталкиваясь с трудной ситуацией, человек стремится устранить фрустрационную напряженность за счет повышения осмысленности жизни в регуляции активности [19], которая а) направлена на образование смысла в контексте доминирующих ценностных образований человека, определяющего адекватность, эффективность поведения человека в конкретных жизненных условиях, и б) проявляется в проигрывании и переживании ситуаций из прошлого, настоящего или возможного будущего, связанных с возникшей ситуацией, в процессе чего происходит выстраивание субъективной временной перспективы.

Итогом регуляции внутренней активности является следующее: в первом случае происходит образование

личностного смысла, производного от доминирующих ценностных образований, согласующегося с собственным представлением о самом себе и задающим предел активности человека в трудной ситуации. Именно смысл, по мнению Б. С. Братуся, выражает свойства пристрастности отношения человека к действительности, получает связь с ценностью и наделяется нравственными характеристиками [20]. Человек, осознавая то, для чего, зачем и почему необходимо именно ему действовать в возникшей ситуации, прибегает преимущественно к конструктивным, продуктивным стратегиям совладающего поведения, направленным на активное взаимодействие и преодоление трудной ситуации (рис.).

Во втором случае смыслообразование затруднено в связи с тем, что человек проигрывает, обдумывает возможные варианты поведения, но ни один из них его не устраивает, поскольку остается рассогласование между собственными ценностями, взглядами на жизнь, представлением о самом себе и реальностью. Трудности смыслообразования проявляются в том, что личность вербализует не смысл совладания с трудной ситуацией, производный от доминирующих ценностных образований, а значение. Иными словами, приводит множество доводов, аргументов того, почему и для чего следует преодолеть трудную ситуацию. Доводы, как правило, звучат социально приемлемо, но они не проживаются как личностно значимые, как нечто необходимое и правильное для себя в складывающихся обстоятельствах. Получается, что субъект не может встроиться в реальную, привычную для него жизнь со своей неразрешенной проблемой. Ему сложно образовать, найти необходимое «звено», которое соединило бы мысли, переживания, связанные с препятствием в реализации значимых целей, со складывающимися жизненными обстоятельствами. Как следствие, череда действий, не приводящих к нужному результату, либо вообще отсутствие необходимых действий по совладанию.

Считаем, что некоторые причины сложности или невозможности смыслообразования скрываются в степени выраженности и взаимосвязи компонентов регуляции внутренней активности.

Так, возникающие в трудной ситуации интенсивные отрицательные переживания блокируют рефлексию, в результате чего человек чаще всего делит свою жизнь

на «до» и «после». Появляется туннельное сознание, поэтому субъекту сложно встать над проблемой, посмотреть на нее в контексте всей жизни, увидеть, принять иные варианты выхода из сложившихся обстоятельств.

Сложности осмысления прошлого, простаивания настоящего, организации будущего во многом связаны с недостаточным уровнем развития личностной рефлексии. Если выход на более широкие основания жизнедеятельности затруднен, то человеку проблематично посмотреть на возникшую ситуацию из будущего (представить себя в других жизненных обстоятельствах), обосновать причины для совершения необходимых действий в настоящем и, как следствие, интегрироваться в окружающую действительность за счет адекватных действий. Это может проявляться в фиксации на событиях прошлого или возможного будущего, в результате чего человек полноценно не проживает настоящее. Например, «когнитивная жвачка», «эмоциональная зацикленность», что проявляется в постоянном обдумывании, проигрывании, переживании проблемы и невозможности ее разрешения. «В крайних случаях человек может стать „социальным идиотом" или самоубийцей» [21, с. 61].

Иногда проблема смыслообразования может скрываться в отсутствии четких жизненных ориентиров [22]. Непростроенная система ценностных ориентаций затрудняет самостоятельную внутреннюю работу. Субъекту сложно определиться с тем, что для него важно или второстепенно, в большей степени он руководствуется мнением других при принятии решения о возможных действиях.

Думаем, что не только степень выраженности регулятивных подсистем, но и степень их взаимосвязи между собой могут сказываться на результатах совладания. Очень слабые взаимосвязи или их отсутствие между ценностными образованиями, рефлексией и активностью могут говорить о несформированной системе регуляции внутренней активности.

Выводы

1. Регуляция внутренней активности человека осуществляется при участии трех регулятивных подсистем (ценностно-смысловая, активность и рефлексия) и проявляется в переживании, проигрывании обстоятельств, непосредственно связанных с возникшей трудной ситуацией. В результате такой работы происходит образование личностного смысла, производного от ведущих ценностных образований, определяющего адекватность поведения человека.

2. Сформированная система регуляции внутренней активности имеет особенности в каждом отдельном случае в зависимости от доминирующих ценностных образований, качественных характеристик рефлексии, преобладающей активности и определяет выбор преимущественно продуктивных способов поведения в трудной ситуации. Реализация непродуктивных стратегий совладания возможна в случае недостаточного развития регулятивных подсистем и слабой связи между ними, что затрудняет образование личного смысла, задающего предел активности человека.

Рис. Система регуляции внутренней активности человека (Fig. The System of Regulating Human Internal Activity)

3. Представления о функционировании системы Перспективы. Следует отметить, что дальней-

регуляции внутренней активности могут быть вос- шее исследование функционирования регуляции вну-

требованы в психологическом консультировании для тренней активности, во-первых, перспективно, в связи

выявления причин неконструктивного совладания с особенностями современной нестабильной социально-

с трудной ситуацией и выстраивания профилакти- экономической ситуации; во-вторых, актуально для

ческой работы, направленной на развитие регуля- различных профессиональных и этнических выборок;

торных подсистем и осмысление внутренней работы в-третьих, позволит расширить и углубить программы

человеком. тренингов по преодолению трудных ситуаций.

Список литературы

1. Овчинникова Ю. Г. К проблеме идентичности // Вестник Московского университета. Серия : Психология. 2000. № 2. С. 22-29.

2. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. М., 2008. 322 с.

3. Шаров А. С. О-граниченный человек: значимость, активность, рефлексия. Омск, 2000. 358 с.

4. Крюкова Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. Кострома, 2010. 64 с.

5. Heim E. Coping and psychosocial adaptation. Journal of Mental Health Counseling. 1988. Vol. 10. Pp. 136-144.

6. Carver C. S., Scheier M. F., Weintrab J. К. Assessing coping strategies: A theoretically based approach. Journal of personality and social psychology. 1989. 56. No 2. Pp. 267-283.

7. Frydenberg E. Teaching coping to adolescents: Whenand to whom? / E. Frydenberg & R. Lewis. American Educational Research Journal. 2000. Vol. 37. Pp. 727-745.

8. Garnefski N., Kraaij V. The Cognitive Emotion Regulation Questionnaire: Psychometric features and prospective relationships with depression and anxiety in adults. European Journal of Psychological Assessment. 2007. No 23. Pp. 141-149.

9. Сапоровская М. В., Крюкова Т. Л., Хазова С. А., Самохвалова А. Г., Тихомирова Е. В. Диагностика суицидального риска и психопрофилактика суицида у детей и подростков : учеб.-метод. пособие. Кострома, 2016. 140 с.

10. Хазова С. А. Юмор как ресурс совладающего поведения // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 3. С. 177-182.

11. Биденко Р. А., Жаббаров В. А. Критическое мышление военнослужащих как ресурс совладающего со стрессом поведения // Современные научные исследования и разработки : сб. ст. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е. Ю. Кок-шарова. Иркутск, 2017. С. 78-82.

12. Блинова О. А. Персональная идентичность как ресурс совладающего поведения // Личность в трудных жизненных ситуациях: ресурсы и преодоление : мат-лы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 25-летию факультета психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского / отв. ред. А. Ю. Маленова. Омск, 2018. С. 15-17.

13. Овчинникова М. Б., Соценко Т. М. Ценности как ресурс совладающего поведения руководителей среднего звена // Весшк Магшеускага дзяржаунага ушверсиэта iмя А. А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагаичныя навую: педагоика, пихалоия, методыка. 2019. № 1(53). С. 85-91.

14. Bonanno G. A. Coping Flexibility and Trauma The Perceived Ability to Cope With Trauma (PACT) Scale. Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy. 2011. Vol. 3, No 2. Pp. 117-129.

15. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. 104 с.

16. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984. 200 с.

17. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 1999. 511 с.

18. Деева Н. А. Рефлексивные механизмы переживания кризиса и изменение ценностно-смысловой сферы : дис. ... канд. психол. наук. Омск, 2005. 175 с.

19. Кочкарева И. В. Рефлексивный механизм мобилизации ресурсов совладающего поведения : дис. ... канд. психол. наук. Омск, 2013. 213 с.

20. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988. 301 с.

21. Серый А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. Кемерово, 2002. 235 с.

22. Заславская Е. А., Калекина А. В., Калекин В. В., Черкевич Е. А. Self-Actualization and Life Purpose Orientations of An Individual at A Mature Age in The Context of a New Reality. Amazonia Investiga. 2019. Vol. 8, No 20. Pp. 655-667.

Поступила 06.04.2020; одобрена после рецензирования 06.05.2020; принята к публикации 10.06.2020.

Theoretical Science Article

UDC 159.9 © I. V. Kazakova, 2021

DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-48-52

19.00.01 General Psychology, Personality Psychology, History of Psychology

Regulation of Internal Activity as the Factor of Coping with Difficult Life Situations

Irina V. Kazakova \

Candidate of Sciences (in Psychology), associate-professor at the chair of Psychology. ORCID: 0000-0002-8158-5068.

E-mail: [email protected] 1 Omsk State Pedagogical University, 14, Tukhachevsky embankment, Omsk, 644099, Russia

Abstract

Introduction. One of the indices of a modern man's success is effective coping with difficult life situations. The study considers the factors which influence the process of coping behaviour, and this facilitates the expansion of psychological visions of origins of psychologi-

cal adaptation to external circumstances. The author raises the problem of revealing the factors which determine the strategies of coping behaviour. Materials and Methods. Psychological literature was analyzed basing on the regulative approach as the most effective methodological foundation to reveal and describe the tendencies of regulating internal activity which is one of the factors of coping behaviour in a difficult situation. Theoretical basis of the research included the domestic approach to understanding stress (a difficult life situation) and coping with it, the structural functional conception of the conscious mental self-regulation, differential approach to studying protective and coping behaviour. Nomothetic and idiographic research methods were employed. Results and Discussion. The research of the problem enabled the author to reveal essential characteristics of regulating human internal activity. The formed system of regulating internal activity is considered as reflexive playing and experiencing the situations connected with the arisen difficult conditions and focuses on formation of meaning derived from the dominant personal values, which determines adequacy of human behaviour in certain life conditions. The degree of intensity of regulative subsystems and their interrelation influences the effectiveness of human behaviour in a difficult life situation. Conclusions. The idea that choosing the strategies of coping behaviour is primarily determined by the specifics of regulation of human internal activity can be used in the development of programmes focused on practical work with people in a difficult life situation.

Keywords: regulation; regulation of internal activity; difficult life situation; coping behaviour; strategies of coping behaviour.

Citation: Kazakova I. V. Regulation of Internal Activity as the Factor of Coping with Difficult Life Situations. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2021. Vol. 26, No 1(84). Pp. 48-52 (In Russ.). DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-48-52

References

1. Ovchinnikova Yu. G. To the Problem of Identity. Bulletin of Moscow University. Series: Psychology. 2000. No 2. Pp. 22-29. (In Russ.)

2. Osukhova N. G. Psychological Assistance in Difficult and Extreme Situations. Moscow, 2008. 322 p. (In Russ.)

3. Sharov A. S. A Limited Man: Significance, Activity, Reflection. Omsk, 2000. 358 p. (In Russ.)

4. Kryukova T. L. Methods of studying Coping Behaviour: three Coping Scales. Kostroma, 2010. 64 p. (In Russ.)

5. Heim E. Coping and psychosocial adaptation. Journal of Mental Health Counseling. 1988. Vol. 10. Pp. 136-144.

6. Carver C. S., Scheier M. F., Weintrab J. K. Assessing coping strategies: A theoretically based approach. Journal of Personality and Social Psychology. 1989. 56. No 2. Pp. 267-283.

7. Frydenberg E. Teaching Coping to Adolescents: When and to whom? / E. Frydenberg & R. Lewis. American Educational Research Journal. 2000. Vol. 37. Pp. 727-745.

8. Garnefski N., Kraaij V. The Cognitive Emotion Regulation Questionnaire: Psychometric features and prospective Relationships with Depression and Anxiety in Adults. European Journal of Psychological Assessment. 2007. No 23. Pp. 141-149.

9. Saporovskaya M. V., Kryukova T. L., Khazova S. A., Samokhvalova A. G., Tikhomirova E. V. Diagnostics of Suicidal Risk and Psy-choprophylaxis of Child and Juvenile Suicide. Methodical guidelines. Kostroma, 2016. 140 p. (In Russ.)

10. Khazova S. A. Humour as the Resource of Coping Behaviour. Siberian Pedagogical Journal. 2012. No 3. Pp. 177-182. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Bidenko R. A., Zhabbarov V A. Military Servicemen's Critical Thinking as the Resource of Stress-Coping Behaviour. Modern Scientific Researches and Developments. Collected articles of international science-to-practice conference. Ed. by E. Yu. Koksharova. Irkutsk, 2017. Pp. 78-82. (In Russ.)

12. Blinova O. A. Personal Identity as the Resource of Coping Behaviour. Personality in Difficult Life Situations: Resources and Overcoming. Materials of international science-to-practice conference devoted to the 25th anniversary of the faculty of Psychology of F. M. Dos-toevsky Omsk State University. Ed. by A. Yu. Malenova. Omsk, 2018. Pp. 15-17. (In Russ.)

13. Ovchinnikova M. B., Sotsenko T. M. Values as the Resource of Coping Behaviour of Mid-Level Managers. Bulletin of А. А. Ku-lyashov State University of Mogilev. Series S. Psychological Pedagogical Sciences: Pedagogy, Psychology, Methodics. 2019. No 1(53). Pp. 85-91. (In Russ.)

14. Bonanno G. A. Coping Flexibility and Trauma the Perceived Ability to Cope With Trauma (PACT) Scale. Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy. 2011. Vol. 3, No 2. Pp. 117-129.

15. Asmolov A. G. Personality as the Subject of Psychological Study. Moscow, 1984. 104 p. (In Russ.)

16. Vasilyuk F. E. Psychology of Experiences. Moscow, 1984. 200 p. (In Russ.)

17. Leontiev D. A. Psychology of Meaning: Nature, Structure and Dynamics of Meaningful Reality. Moscow, 1999. 511 p. (In Russ.)

18. Deeva N. A. Reflexive Mechanisms of Experiencing Crisis and Changing of Value and Meaning Sphere. Candidate of Sciences dissertation (in Psychology). Omsk, 2005. 175 p. (In Russ.)

19. Kochkareva I. V. Reflexive Mechanism of Mobilization of Resources of Coping Behaviour. Candidate of Sciences dissertation (in Psychology). Omsk, 2013. 213 p. (In Russ.)

20. Bratus' B. S. Personality Anomalies. Moscow, 1988. 301 p. (In Russ.)

21. Sery A. V. Psychological Mechanisms of Functioning of the System of Personal Meanings. Kemerovo, 2002. 235 p. (In Russ.)

22. Zaslavskaya E. A., Kalekina A. V., Kalekin V. V., Cherkevich E. A. Self-Actualization and Life Purpose Orientations of an Individual at a Mature Age in the Context of a New Reality. Amazonia Investiga. 2019. Vol. 8, No 20. Pp. 655-667. (In Russ.)

Submitted: 06.04.2020, approved after reviewing: 06.05.2020, accepted for publication: 10.06.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.