Научная статья на тему 'УЗКИЙ/ШИРОКИЙ ДИАПАЗОН ЭКВАВАЛЕНТНОСТИ И РЕГУЛЯЦИЯ АКТИВНОСТИ В ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ'

УЗКИЙ/ШИРОКИЙ ДИАПАЗОН ЭКВАВАЛЕНТНОСТИ И РЕГУЛЯЦИЯ АКТИВНОСТИ В ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
209
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНО-СТИЛЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ / УЗКИЙ/ШИРОКИЙ ДИАПАЗОН ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / COGNITIVE AND STYLE CHARACTERISTICS OF INDIVIDUAL / NARROW VS WIDE RANGE OF EQUIVALENCE / DIFFICULT LIFE SITUATION / COPING BEHAVIOUR / MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крылова Марина Александровна

В статье представлены теоретические и эмпирические исследования когнитивно-стилевых характеристик личности и их связи с регуляцией активности (совладающее поведение, механизмы психологической защиты). Поднимается проблема ментальной репрезентации трудной жизненной ситуации. Говорится о том, что связующим звеном между когнитивно-стилевыми характеристиками личности и совладанием, защитными механизмами является оценка ситуации, ее ментальная репрезентация. Описываются результаты исследования узкого/широкого диапазона эквивалентности, оценки представителями разных когнитивных полюсов трудных жизненных ситуаций, взаимосвязи с совладанием и психологическими защитами. Выявлены значимые различия в регуляции активности личности в проблемной ситуации. Так, респонденты с широким диапазоном эквивалентности (n = 32) чаще прибегают к таким стратегиям совладающего поведения, как Бегство-Избегание, Дистанцирование и Конфронтативный копинг, в защитных механизмах предпочитают Замещение, Реактивные образования, Вытеснение. В оценках ситуации они реже дают такие характеристики: Хорошая, Полная, Яркая. Также статистически доказано наличие небольшого количество взаимосвязей в данной группе между оценкой ситуации и регуляцией активности. Делается вывод о том, что респонденты с узким диапазоном эквивалентности (n = 38) дают более разнообразную оценку трудной жизненной ситуации, что не всегда способствует быстрому решению проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NARROW VS WIDE RANGE OF EQUIVALENCE AND REGULATION OF ACTIVITY IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

The article presents theoretical and empirical studies of cognitive and stylistic characteristics of a person and their connection with the regulation of activity (coping behaviour, mechanisms of psychological protection). The problem of mental representation of a difficult life situation is raised. It is said that the link between the cognitive and stylistic characteristics of the individual and coping, protective mechanisms, is the assessment of the situation, its mental representation. The paper describes the results of a study of a narrow vs wide range of equivalence, assessment by representatives of different cognitive poles of difficult life situations, the relationship with coping and psychological defences. Significant differences in the regulation of personal activity in a problem situation are revealed. Thus, respondents with a wide range of equivalence (n=32) are more likely to resort to coping strategies such as Escape-Avoidance, Distancing and Confrontational coping. In defence mechanisms, they prefer Substitution, Reactive formations, and Displacement. In assessments of the situation, they are less likely to give such characteristics: Good, Full, Bright. It is also statistically proven that there are a small number of relationships in this group between the assessment of the situation and the regulation of activity. It is concluded that respondents with a narrow range of equivalence (n=38) give a more diverse assessment of a difficult life situation, which does not always contribute to a quick solution of the problem.

Текст научной работы на тему «УЗКИЙ/ШИРОКИЙ ДИАПАЗОН ЭКВАВАЛЕНТНОСТИ И РЕГУЛЯЦИЯ АКТИВНОСТИ В ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ»

DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-141-146 УДК 159.923

Крылова Марина Александровна

Костромской государственный университет

УЗКИЙ/ШИРОКИЙ ДИАПАЗОН ЭКВАВАЛЕНТНОСТИ И РЕГУЛЯЦИЯ АКТИВНОСТИ В ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

В статье представлены теоретические и эмпирические исследования когнитивно-стилевых характеристик личности и их связи с регуляцией активности (совладающее поведение, механизмы психологической защиты). Поднимается проблема ментальной репрезентации трудной жизненной ситуации. Говорится о том, что связующим звеном между когнитивно-стилевыми характеристиками личности и совладанием, защитными механизмами является оценка ситуации, ее ментальная репрезентация. Описываются результаты исследования узкого/широкого диапазона эквивалентности, оценки представителями разных когнитивных полюсов трудных жизненных ситуаций, взаимосвязи с совладанием и психологическими защитами. Выявлены значимые различия в регуляции активности личности в проблемной ситуации. Так, респонденты с широким диапазоном эквивалентности (n = 32) чаще прибегают к таким стратегиям совладающего поведения, как Бегство-Избегание, Дистанцирование и Конфронтатив-ный копинг, в защитных механизмах предпочитают Замещение, Реактивные образования, Вытеснение. В оценках ситуации они реже дают такие характеристики: Хорошая, Полная, Яркая. Также статистически доказано наличие небольшого количество взаимосвязей в данной группе между оценкой ситуации и регуляцией активности. Делается вывод о том, что респонденты с узким диапазоном эквивалентности (n = 38) дают более разнообразную оценку трудной жизненной ситуации, что не всегда способствует быстрому решению проблемы.

Ключевые слова: когнитивно-стилевые характеристики личности, узкий/широкий диапазон эквивалентности, трудная жизненная ситуация, совладающее поведение, механизмы психологической защиты.

Информация об авторе: Крылова Марина Александровна, ORCID 0000-0000-7532-0290, Костромской государственный университет, г. Кострома, Россия.

E-mail: marinakrilova82@gmail.com

Дата поступления статьи: 28.02.2020.

Для цитирования: Крылова М.А. Узкий/широкий диапазон эквавалентности и регуляция активности в трудных жизненных ситуациях // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Со-циокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 141-146. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-141-146.

Marina A. Krylova

Kostroma State University

NARROW VS WIDE RANGE OF EQUIVALENCE AND REGULATION OF ACTIVITY IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

The article presents theoretical and empirical studies of cognitive and stylistic characteristics of a person and their connection with the regulation of activity (coping behaviour, mechanisms of psychological protection). The problem of mental representation of a difficult life situation is raised. It is said that the link between the cognitive and stylistic characteristics of the individual and coping, protective mechanisms, is the assessment of the situation, its mental representation. The paper describes the results of a study of a narrow vs wide range of equivalence, assessment by representatives of different cognitive poles of difficult life situations, the relationship with coping and psychological defences. Significant differences in the regulation ofpersonal activity in a problem situation are revealed. Thus, respondents with a wide range ofequivalence (n=32) are more likely to resort to coping strategies such as Escape-Avoidance, Distancing and Confrontational coping. In defence mechanisms, they prefer Substitution, Reactive formations, and Displacement. In assessments of the situation, they are less likely to give such characteristics: Good, Full, Bright. It is also statistically proven that there are a small number of relationships in this group between the assessment of the situation and the regulation of activity. It is concluded that respondents with a narrow range of equivalence (n=38) give a more diverse assessment of a difficult life situation, which does not always contribute to a quick solution of the problem.

Keywords: cognitive and style characteristics of individual, narrow vs wide range of equivalence, difficult life situation, coping behaviour, mechanisms of psychological protection.

Information about the author: Marina A. Krylova, ORCID 0000-0000-7532-0290, Kostroma State University, Kostroma, Russia.

E-mail: marinakrilova82@gmail.com

Article received: February 28, 2020.

For citation: Krylova M.A. Narrow vs wide range of equivalence and regulation of activity in difficult life situations // Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 2, pp. 141-146 (In Russ.). DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-141-146.

© Крылова М.А., 2020

Педагогика. Психология. Социокинетика № 2

141

На современном этапе развития психологической науки интерес к исследованиям в области совладания, поведения человека в трудных, проблемных, стрессовых ситуациях возрастает. Существует потребность постоянного изучения адаптивных возможностей человека, регуляции жизнедеятельности, представлений и моделей поведения современника в трудных жизненных ситуациях. Изучаются в различных областях психологии познавательные процессы человека: как поступает информации об окружающей действительности, как эта информация представлена, как она преобразуется и хранится, как процессы переработки информации влияют на поведение, в том числе на регуляцию и саморегуляцию активности в трудных жизненных ситуациях. В данном контексте и проблематика когнитивных стилей, на наш взгляд, продолжает быть актуальной для современных исследователей.

Согласно М.А. Холодной, «когнитивные стили - индивидуально-своеобразные способы переработки информации, которые характеризуют специфику склада ума конкретного человека и отличительные особенности его интеллектуального поведения» [Холодная: 16].

Обратимся к содержанию понятия когнитивного стиля «узкий/широкий диапазон эквивалентности». М.А. Холодная отмечает, что, согласно исследованиям Р. Гарднера, индивиды с узким диапазоном эквивалентности склонны к более точной детализации происходящих событий, нежели лица с широким диапазоном эквивалентности [Холодная: 61]. В их «индивидуальном понятийном опыте» представлено больше категорий. Что же касается исследований этого когнитивного стиля, то данные о нем сводятся к тому, что существуют особенности организации понятийного опыта, что обусловливает различную оценку происходящих событий. Также широкий диапазон эквивалентности связывают с более успешной адаптацией, стрессоустойчиво-стью и «высокой чувствительностью к неудачам в общении» [Волкова, Дудникова: 394].

Исходя из проанализированных выше исследований, можно предположить, что узкий/широкий диапазон эквивалентности может быть связан с регуляцией активности (совладанием и механизмами психологической защиты) в трудных жизненных ситуациях. Эта гипотеза возникла не случайно, так как существуют подтвержденные данные взаимосвязи других когнитивных стилей с копингом и защитными механизмами. К сожалению, эти данные касаются только трех когнитивных стилей: полеза-висимость/поленезависимость, ригидный/гибкий познавательный контроль и импульсивность/рефлективность [Алексапольский; Падун, Загряжская, Гракова; Хазова; Медведева, Памфилова].

Целью данного исследования было изучение особенностей регуляции активности в трудных жиз-

ненных ситуациях у представителей когнитивного стиля «узкий/широкий диапазон эквивалентности».

Когнитивно-стилевая характеристика личности «узкий/широкий диапазон эквивалентности» изучалась с помощью методики «Свободная сортировка объектов» Р. Гарднера. Показателем выступило количество выделяемых групп (наибольшее количество групп характеризует испытуемых с узким диапазоном эквивалентности, наименьшее - с широким). Для диагностики совладающего поведения мы применяли опросник способов со-владания (ОСС) Р. Лазаруса и С. Фолкман (1988) в адаптации Т.Л. Крюковой и др. (2003) [Крюкова]. Для изучения защитных механизмов - опросник Плутчика - Келлермана - Конте «Индекс жизненного стиля» (ИЖС) в адаптации Л.И. Вассермана и Е.А. Трифоновой (2005) [Методика]. Для изучения восприятия и оценки людьми трудной жезнен-ной ситуации применялся семантический дифференциал, составленный для целей исследования.

В исследовании приняли участие 122 человека - молодые люди от 19 до 35 лет, средний возраст 26,4 года. Возрастные рамки обусловлены тем, что к этому периоду жизни когнитивно-стилевые характристики личности, совладающее поведение и механизмы психологических защит считаются сформированными. Также в работе не учитывалось соотношение респондентов по полу, так как в научных исследованиях отсутствуют данные о половой специфике проявления когнитивных стилей.

На первом этапе статистической обработки данных был применен метод крайних групп. Формирование производилось процентильным критерием. В группу испытуемых с широким диапазоном эквивалентности вошли респонденты с показателями, равными или ниже 4,33 проценти-ля (Р4 33) - 32 человека, с узким диапазоном - больше или равно 6,33 процентиля (Р6 33) - 38 человек.

Результаты исследования совладающего поведения и психологических защит находятся в средних значениях нормы опросников в обеих группах (табл. 1). В субъективном оценивании возникающих трудностей обе группы показывают приблизительно равные результаты.

Анализ различий позволяет нам сделать вывод о том, что респонденты, принадлежащие к широкому диапазону эквивалентности, значимо чаще в трудных жизненных ситуациях используют следующие стратегии совладания - бегство-избегание (и = 425,5; р < 0,031), дистанцирование (и = 412,5; р < 0,021), конфронтативный копинг (и = 437; р < 0,044) и механизмы психологической защиты - замещение (и = 386,5; р < 0,009), реактивные образования (и = 399; р < 0,013), вытеснение (и = 389,5; р < 0,010). В субъективной оценке трудных жизненных ситуаций они реже отмечают характеристик хорошая (и = 395,5; р < 0,012), полная (и = 419,5; р < 0,026), яркая (и = 394; р < 0,011).

Таблица 1

Средние показатели и выраженность механизмов регуляции активности и оценки ситуации

Узкий диапазон эквивалентности Широкий диапазон эквивалентности

М М

Стратегии совладающего поведения

Конфронтативный копинг* 37,26 16,88 45,82 18,18

Дистанцирование* 37,56 19,6 47,21 17,39

Самоконтроль 60,14 21,33 55,94 21,08

Поиск соц. поддержки 59,2 20,71 59,71 27,39

Принятие ответственности 56,35 30,96 56,5 23,25

Бегство-избегание* 38,92 24,96 51,68 21,71

Планирование решения проблемы 67,1 20,35 62,66 21,73

Положительная переоценка 53,37 23,67 51,33 20,87

Механизмы психологической защиты

Отрицание 41,94 28,28 51,68 27,02

Вытеснение** 34,76 27,55 52,4 26,7

Регрессия 34,89 31,42 50,06 32,77

Компенсация 45,68 29,22 56,65 29,0

Проекция 31,97 25,38 36,75 31,42

Замещение** 41,1 26,38 58,25 27,68

Интеллектуализация 39,84 28,84 27,78 30,81

Реактивные образования** 37,68 28,55 55,96 29,6

Оценка ситуации

Легкая 2,63 1,61 2,03 1,35

Радостная 2,18 1,72 1,71 1,19

Разрешимая 5,05 1,22 4,68 1,61

Обнадеживающая 3,28 2,22 2,84 2,2

Определенная 3,76 2,28 3,43 2,09

Простая 2,42 1,58 1,78 1,23

Интересная 2,78 2,44 2,34 2,02

Личная 4,15 2,23 4,62 2,02

Оптимистиче ская 2,97 2,24 2,21 2,02

Безопасная 4,05 2,22 3,31 2,32

Хорошая** 2,63 1,89 1,62 1,77

Значимая 4,84 1,76 4,96 1,71

Меняющаяся 4,1 1,92 3,87 1,93

Уникальная 2,71 1,78 2,43 1,99

Отпускающая 2,0 2,04 2,12 1,91

Маленькая 1,92 1,53 1,75 1,13

Громкая 3,15 2,09 2,21 1,99

Полная* 3,23 2,25 1,93 2,21

Слабая 1,47 1,44 1,71 1,34

Уравновешенная 2,76 2,04 2,06 1,5

Безобидная 2,86 1,87 2,12 1,66

Яркая** 3,28 2,09 2,0 1,77

Жизненная 4,84 1,71 4,4 2,06

Гибкая 3,13 2,29 2,56 1,96

Спокойная 2,21 1,57 1,75 1,07

Примечание: * - уровень значимости 0,05; ** - уровень значимости 0,01.

Педагогика. Психология. Социокинетика № 2

143

Таблица 2

Связь узкого/широкого диапазона эквивалентности с оценками ситуации

Узкий диапазон эквивалентности Широкий диапазон эквивалентности

Оценка ситуации Оценка ситуации

Стратегии совладающего поведения

Конфронтативный копинг Тяжелая (г=0,323), неразрешимая (г=0,348), жесткая (г=0,376), неопределенная (г=0,385), обидная (г=0,487), мертвая (г=0,422), тревожная (г=0,403). Скучная (г=0,369), тяжелая (г=0,379), опасная (г=0,391), неразрешимая (г=0,439), сложная (г=0,484), мертвая (г=0,402), жесткая (г=0,591).

Дистанцирование Неразрешимая (г=0,408), мертвая (г=0,435), тяжелая (г=0,438), обидная (г=0,457), безнадежная (г=0,528). Опасная (г=0,367).

Самоконтроль Разрешимая (г=0,350), простая (г=0,377), жизненная (г=0,440), легкая (г=0,454), определенная (г=0,456), гибкая (г=0,505), безопасная (г=0,507). Корреляции не выявлены.

Поиск соц. поддержки Устойчивая (г=0,325), жесткая (г=0,326). Тревожная (г=0,386).

Принятие ответственности Жизненная (г=0,323), разрешимая (г=0,353), радостная (г=0,366), простая (г=0,559), легкая (г=0,572), безопасная (г=0,583). Хорошая (г=0,379).

Бегство-избегание Жесткая (г=0,370), скучная (г=0,381), безнадежная (г=0,462), неразрешимая (г=0,463), обидная (г=0,463), мертвая (г=0,488), неопределенная (г=0,489). Громкая (г=0,362), значимая (г=0,364), тревожная (г=0,394), неопределенная (г=0,446), сложная (г=0,523), неразрешимая (г=0,534), жесткая (г=0,660).

Планирование решения проблемы Гибкая (г=0,332), радостная (г=0,333), уравновешенная (г=0,370), безопасная (г=0,373), оптимистическая (г=0,405), обнадеживающая (г=0,465), простая (г=0,469), жизненная (г=0,496), интересная (г=0,531), разрешимая (г=0,535), легкая (г=0,541). Уравновешенная (г=0,472).

Положительная переоценка Оптимистическая (г=0,330), простая (г=0,352), гибкая (г=0,361), безобидная (г=0,402), хорошая (г=0,411), безопасная (г=0,413), яркая (г=0,453), жизненная (г=0,459), легкая (г=0,483), интересная (г=0,507), разрешимая (г=0,525), обнадеживающая (г=0,533), радостная (г=0,587). Корреляции не выявлены.

Механизмы психологической защиты

Отрицание Тревожная (г=0,380). Корреляции не выявлены.

Вытеснение Мертвая (г=0,418), неразрешимая (г=0,321). Опасная (г=0,362), жесткая (г=0,413), сильная (г=0,420).

Регрессия Скучная (г=0,426), мертвая (г=0,443), пессимистическая (г=0,471), безнадежная (г=0,474), опасная (г=0,529), неразрешимая (г=0,627). Значимая (г=0,400), большая (г=0,444).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Компенсация Легкая (г=0,358), слабая (г=0,377). Тихая (г=0,361).

Проекция Полная (г=0,352). Уравновешенная (г=0,441).

Замещение Значимая (г=0,345). Опасная (г=0,360), тревожная (г=0,416).

Интеллектуализация Хорошая (г=0,326), отпускающая (г=0,353), безопасная (г=0,380), оптимистическая (г=0,388), простая (г=0,395), легкая (г=0,502), гибкая (г=0,520), разрешимая (г=0,561), обнадеживающая (г=0,602), определенная (г=0,608), жизненная (г=0,676). Разрешимая (г=0,394), гибкая (г=0,524).

Реактивные образования Тяжелая (г=0,340), сложная (г=0,364), опасная (г=0,396), тревожная (г=0,421), обидная (г=0,452). Корреляции не выявлены.

Далее был сделан корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) в каждой из групп с целью установления взаимосвязей между совладающим поведением, защитными механизмами и субъективной оценкой трудной жизненной ситуации (табл. 2).

Из таблицы 2 видно, что в обеих группах существуют общие моменты - это равное количество связей между регуляцией активности (конфронта-тивный копинг, бегство-избегание, компенсация, проекция, замещение) и спецификой оценки ситуации. Но интерес здесь представляют различия. Группа с узким диапазоном эквивалентности дает более детализированную оценку событий, выделяя в трудной жизненной ситуации множество различных, характеризующих ее смысловых единиц. В группе с широким диапазоном эквивалентности связей существенно меньше, а самоконтроль, положительная переоценка, отрицание и реактивные образования корреляций с описаниями ситуации не имеют. Возможно, респонденты данной группы делают акцент на более общие, значимые критерии оценки ситуации. Это было показано, в частности, в исследовании Е.В. Волковой, Т.А. Дуднико-вой [Волкова, Дудникова: 386].

Респонденты с широким диапазоном эквивалентности в трудной жизненной ситуации стараются отказаться от решения возникших проблем, предпочитая когнитивный либо поведенческий уход от ситуации, в некоторых случаях прибегая к риску и враждебности, отторжению от себя случившегося, что подтверждает и использование защитного механизма «замещение», когда человек переносит свою агрессию и неприязнь на более доступный объект, что стабилизирует эмоциональное состояние в трудной жизненной ситуации. Также они бессознательно стараются избежать новой информации, которая представляет опасность для дальнейшего «комфортного» существования, поэтому истинные мотивы поведения до сознания человека не доходят, что подтверждает и Р.М. Грановская, которая отмечает: «.. .Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее.» [Грановская: 291].

Группа с узким диапазоном эквивалентности отличается множеством взаимосвязей оценки ситуации как со стратегиями совладания, так и с защитными механизмами. Это связано с тем, что, согласно исследованиям, данный полюс характеризуется излишней детализацией происходящих событий [Холодная: 61]. Ориентация на множество «мелких» деталей не позволяет выстраивать последовательную стратегию поведения в трудной жизненной ситуации, что может рассматриваться как неявное подтверждение слабо сформированной системы саморегуляции. Вероятно, поэтому респонденты с узким диапазоном эквивалентности считаются менее адаптивными и более подвержен-

ными стрессу, они плохо воспринимают противоречивую информацию, более тревожны, нежели люди с широким диапазоном эквивалентности.

Обобщая, мы можем сделать вывод, что у респондентов с широким диапазоном эквивалентности более гибкая регуляция активности в трудных жизненных ситуациях.

Список литературы

Алексапольский А.А. Стилевые и уровневые свойства интеллекта как факторы совладающего поведения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.,

2008. 26 с.

Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б. и др. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: пособие для психологов и врачей. СПб.: Изд-во: СПбНИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2005. 54 с.

Волкова Е.В., Дудникова Т.А. Особенности проявления узкого/широкого диапазона эквивалентности в структуре индивидуальности в период ранней взрослости // Личность, интеллект, мета-когниции: исследовательские подходы и образовательные практики: материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. Изд-во «Эйдос», 2016. С. 384-396.

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 3-е изд., с изм. и доп. СПб.: Изд-во «Свет», 1997. 608 с.

Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. 2-е изд., испр., доп. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова: Авантитул, 2010.

Медведева И.А., Памфилова С.А. Изучение связи когнитивного стиля подростков с характеристиками их личности // Фундаментальные аспекты психологического здоровья. 2018. № 3. С. 37-39.

Падун М.А., Загряжская Е.А., Гракова Г.С. Взаимосвязь когнитивного стиля «полезависи-мость - поленезависимость» и предпочитаемой копинг-стратегии // Психология способностей. Современное состояние и перспективы исследований: материалы науч. конф., посв. памяти В.Н. Дружинина, ИПРАН, 19-20 сент. 2005 г. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С. 216-219.

Хазова С.А. Исследование влияния когнитивно-стилевых характеристик познавательной сферы на выбор стратегий совладания // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика.

2009. Т. 15, № 1. С. 199-204.

Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 384 с. (Сер. «Мастера психологии»).

Холодная М.А., Хазова С.А. Феномен концептуализации как основа продуктивности интеллекту-

Педагогика. Психология. Социокинетика № 2

145

альной деятельности и совладающего поведения // Психологический журнал. 2017. № 5. С. 5-17.

References

Aleksapol'skii A.A. Stilevye i urovnevye svoistva intellekta kak faktory sovladaiushchego povedeniia: avtoref.dis. ... kand. psikhol. nauk [Style and level properties of intelligence as factors of coping behavior: PhD thesis, summary]. Moscow, 2008, 26 p. (In Russ.)

Vasserman L.I., Eryshev O.F., Klubova E.B. i dr. Psihologicheskaya diagnostika indeksa zhiznennogo stilya: posobie dlya psihologov i vrachej [Psychological diagnostics of the lifestyle index (Manual for psychologists and doctors)]. SPb., SPbNIPNI im. V.M. Bekhtereva Publ., 2005, 54 p. (In Russ.)

Volkova E.V, Dudnikova T.A. Osobennosti proiavleniia uzkogo/shirokogo diapazona ekvivalentnosti v strukture individual'nosti v period rannei vzroslosti [Features of the manifestation of a narrow/wide range of equivalence in the structure of personality in early adulthood]. Lichnost', intellekt, metakognitsii.Issledovatel'skie podkhody i obrazovatel'nye praktiki:materialy I-i Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Kaluzhskii gosudarstvennyi universitet im. K.E. Tsiolkovskogo [Personality, intelligence, metacognition: research approaches and educational practices.Materials of the I-th all-Russian scientific and practical conference with international participation. Kaluga state University. K.E. Tsiolkovsky]. Eidos Publ., 2016, pp. 384-396. (In Russ.)

Granovskaia R.M. Elementy prakticheskoi psikhologii. 3-e izd., s izm. i dop [Elements of practical psychology]. SPb., "Svet" Publ., 1997, 608 p. (In Russ.)

Kryukova T.L. Metody izucheniya sovladayushchego povedeniya: tri koping-shkaly [Methods for studying coping behavior: three coping scales]. Kostroma, KGU im. N.A. Nekrasova, Avantitul Publ., 2010. (In Russ.)

Medvedeva I.A., Pamfilova S.A. Izuchenie sviazi kognitivnogo stilia podrostkov s kharakteristikami ikh

lichnosti [Study of the relationship between teenagers' cognitive style and their personality characteristics]. Fundamental'nye aspekty psikhologicheskogo zdorov'ia [Fundamental aspects of psychological health], 2018, № 3, pp. 37-39. (In Russ.)

Padun M.A., Zagriazhskaia E.A., Grakova G.S. Vzaimosviaz' kognitivnogo stilia "polezavisimost'-polenezavisimost'" i predpochitaemoi koping-strategii [The relationship of cognitive style "field dependence-field independence" and preferred coping strategies]. Psikhologiia sposobnostei. Sovremennoe sostoianie i perspektivy issledovanii: materialy nauchnoi konferentsii, posviashchennoipamiati V.N. Druzhinina [Psychology of abilities. Current state and prospects of research: materials of the scientific conference dedicated to the memory Of V. N. Druzhinin]. IPRAN, 19-20 sent., 2005. Moscow, Institut psikhologii RAN Publ., 2005, pp. 216-219. (In Russ.)

Khazova S.A. Issledovanie vliianiia kognitivno-stilevykh kharakteristik poznavatel'noi sfery na vybor strategii sovladaniia [Study of the influence of cognitive-style characteristics of the cognitive sphere on the choice of coping strategies]. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. Seriia «Pedagogika. Psikhologiia. Sotsial'naia rabota. Iuvenologiia. Sotsiokinetika» [Bulletin of the KSU. N.A. Nekrasova. Series "Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sotsiogenetiki"], 2009, T. 15, № 1, pp. 199-204. (In Russ.)

Kholodnaia M.A. Kognitivnye stili. O prirode individual'nogo uma. 2-e izd [Cognitive style. On the nature of the individual mind]. SPb, Piter Publ., 2004, 384 p. (Seriia "Mastera psikhologii"). (In Russ.)

Kholodnaia M.A., Khazova S.A. Fenomen kontseptualizatsii kak osnova produktivnosti intellektual'noi deiatel'nosti i sovladaiushchego povedeniia [The phenomenon of conceptualization as the basis for productivity of intellectual activity and coping behavior]. Psikhologicheskii zhurnal [Psychological journal], 2017, № 5, pp. 5-17. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.