Научная статья на тему 'РЕГУЛЯЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

РЕГУЛЯЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
80
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регуляция познавательной деятельности / образование / цифровые технологии / самоорганизация / regulation of cognitive activity / education / digital technologies / selforganization

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Труевцев Д.В., Сагалакова О.А., Жирнова О.В.

В эпоху пандемии COVID-19 произошла стремительная цифровизация образовательной среды. Существуют разные точки зрения на проблему возможностей и рисков применения цифровых технологий в процессах воспитания, развития, образования. Отмечается особая перестройка психической деятельности и личности человека в условиях нарастающей цифровизации. Происходит трансформация регуляции и самоорганизации познавательной деятельности. При использовании цифровых технологий, опосредующих образовательный процесс, затрудняется переход от интерпсихического к интрапсихическому уровню познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Труевцев Д.В., Сагалакова О.А., Жирнова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF COGNITIVE ACTIVITY: RISKS AND OPPORTUNITIES OF DIGITALIZATION IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

In the era of the COVID-19 pandemic, there was a rapid digitalization of the educational environment. There are different points of view on the problem of opportunities and risks of using digital technologies in the processes of upbringing, development, education. There is a special restructuring of mental activity and personality of a person in the conditions of increasing digitalization. There is a transformation of the regulation and self-organization of cognitive activity. When using digital technologies mediating the educational process, the transition from the interpsychic to the intrapsychic level of cognition becomes difficult.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛЯЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

РЕГУЛЯЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-191 Труевцев Д.В., Сагалакова О.А. (Томск, ТГУ), Жирнова О.В. (Барнаул, АГУ) truevtsev@gmail.com, olgasagalakova@mail.ru, olga.zhirnova.2015@mail.ru

Аннотация.В эпоху пандемии COVID-19 произошла стремительная цифровизация образовательной среды. Существуют разные точки зрения на проблему возможностей и рисков применения цифровых технологий в процессах воспитания, развития, образования. Отмечается особая перестройка психической деятельности и личности человека в условиях нарастающей цифровизации. Происходит трансформация регуляции и самоорганизации познавательной деятельности. При использовании цифровых технологий, опосредующих образовательный процесс, затрудняется переход от интерпсихического к интрапси-хическому уровню познания.

Ключевые слова:регуляция познавательной деятельности, образование, цифровые технологии, самоорганизация.

REGULATION OF COGNITIVE ACTIVITY: RISKS AND OPPORTUNITIES OF DIGITALIZATION IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

Truevtsev D.V., Sagalakova O.A. (Tomsk, TSU), Zhirnova O.V. (Barnaul, ASU) truevtsev@gmail.com, olgasagalakova@mail.ru, olga.zhirnova.2015 @mail .ru

Abstract.In the era of the COVID-19 pandemic, there was a rapid digitalization of the educational environment. There are different points of view on the problem of opportunities and risks of using digital technologies in the processes of upbringing, development, education. There is a special restructuring of mental activity and personality of a person in the conditions of increasing digitalization. There is a transformation of the regulation and self-organization of cognitive activity. When using digital technologies mediating the educational process, the transition from the interpsychic to the intrapsychic level of cognition becomes difficult.

Keywords: regulation of cognitive activity, education, digital technologies, self-organization.

Пандемия COVID-19 затронула все сферы жизни общества, высветила риски, связанные с физическим здоровьем, психологическим благополучием населения, неопределенностью и проблематичностью реализации образования в новых условиях. Стремительно изменился контекст коммуникации, распространился термин «социальное дистанцирование», несущий неблагоприятные смысловые аспекты по типу разобщенности, эмоциональной «пропасти» между людьми, вследствие чего целесообразно говорить о физическом дистанцировании, социальном взаимодействии, опосредствованном цифровыми технологиями (ЦТ). Несмотря на негативные акценты, связанные с реакцией на ситуацию неопределенности и необходимости изменяться, применение ЦТ в коммуникации, образовании и психологическом вмешательстве имеют значимый потенциал, требующий осмысления и концептуализации.

Дискуссионное, но обнадеживающее явление в русле вызовов современности -трансформация коммуникативных процессов в образовании, создающем основу не только для усвоения учащимися профессиональных знаний и навыков, но и для успешной социализации, развития познавательной активности, формирования произвольности психиче-

1 Исследование в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России, проект № 0721-20200040.

ской деятельности. Дистанционное обучение может быть сопряжено с предъявлением требований, к которым ученик / студент психологически и личностно не готов, - возникает спорный вопрос компенсации коммуникативного пространства, в котором ранее происходили более привычные процессы, через ЦТ.

Использование ЦТ в системе образования обсуждалось на протяжении десятилетий (Бабаева и др., 2009), обозначены проблемы при осмыслении особых условий развития психики и личности, трансформации и реорганизации психической деятельности в новой образовательной ситуации, особенностей развития и строения высших психических функций (ВПФ) в контексте цифровизации обучения и повседневной жизни, а также в ракурсе анализа рисков и отрицательных последствий технологизации и цифровизации коммуникации, процесса освоения культурного опыта, в том числе сопряженных с формированием особых психических патологий (Емелин, Рассказова, Тхостов, 2012).

Цифровизация взаимодействия привела к бурной эволюции взглядов на способы психологического вмешательства, включая новейшие представления о работе при симптомах тяжелой психопатологии (Сагалакова, Жирнова, Труевцев, 2021). Попытки осмыслить происходящее носят либо характер обращения к ранним идеям классиков, «предсказавших» задолго до цифровой революции ту специфику новых условий «цифрового онтогенеза», способов опосредствования и регуляции психики, с которыми столкнулось современное поколение, либо характер попыток систематизации и построения новых моделей «успешных», «безопасных», «эффективных» цифровых образовательных сред, в которых риски будут минимизированы, а потенциал максимизирован. Обе стратегии находят свое воплощение в современных научных статьях, грантовых проектах, докладах. Однако методологическое осмысление, привлекаемое из глубин научной психологии, не всегда учитывает все нюансы трансформации психики и личности в новой ситуации развития в эпоху COVID-19, особенно при том, что одни авторы фокусируются на недостатках циф-ровизации, а другие пытаются определить потенциал развития психики в данную эпоху -часто высказываются взаимоисключающие точки зрения.

Теоретические рассуждения о перестройках ВПФ в цифровую эпоху полны намеков на явные и скрытые угрозы, подспудно разрушающие интеллектуальные и волевые качества человека, часто обозначаются представителями поколения, для которого цифровой гаджет наполнен радикально иным, часто противоположным, смысловым наполнением, нежели для современного ребенка или подростка. Становится популярным неаргументированный тренд на «запрещения», «ограничения», внешние рычаги блокировки потребностей в цифровой среде современного поколения. Доступность информации и скорость ее распространения в цифровых средах вызывает серьезные опасения на разных уровнях общественной жизни. Привычные конвенциональные рычаги управления взрослением ребенка становятся менее востребованными и действенными, происходит трансформация зоны ближайшего развития, специфики опосредствования психики.

Эти вопросы лишь отчасти отличаются новизной, т.к. имеют длительную историю рассмотрения в науке. Вследствие пандемии COVID-19 тема цифровизации образования и коммуникации в разных сферах - объект пристального общественно-политического внимания. В настоящий момент произошел условно временный переход к дистанционному преподаванию и обучению, что привело к появлению новых форматов обучения, модификации существующих моделей образования, разных взглядов на процессы регуляции и саморегуляции познавательной деятельности в условиях цифровизации.

В период пандемии COVID-19 высшие учебные заведения столкнулись с испытанием в отношении готовности к преподаванию и обучению с использованием ЦТ: преподаватели должны успешно планировать и внедрять цифровое обучение, а студенты - эффективно использовать его возможности; и преподавателям, и учащимся нужна инфраструктурная, институциональная и организационная среда, способствующая цифровому обучению и профильному образованию (Liu, Geertshuis, Grainger, 2020). Появляются модели, систематизирующие факторы успешности цифрового образования (Sailer, Schultz-

Pernice, Fischer, 2021), ведется рефлексия над возможностями улучшения цифровых сред для обучения и сопровождения студента.

Речь идет о технологиях разработки и внедрения центрированного на студенте и его образовательной траектории образовательного цифрового пространства с целью развития, стимуляции саморазвития, самоорганизации мыслительной деятельности. Процессы самоорганизации включают реорганизацию ВПФ и смыслового строения деятельности с использованием ЦТ, трансформацию средств и способов достижения профессионально-учебных и коммуникативных целей и задач, корректировку мотивационно-регуляционного блока учебной деятельности. Однако при использовании ЦТ в самоорганизацию деятельности инкрустирован цифровой помощник, переход на уровень «присвоенного», интериоризированного знания осложняется.

Интерес к перестройкам в структуре ВПФ, сопряженных с активным использованием ЦТ, актуализировал новую волну интереса к методологии культурно-исторической психологии, психологии деятельности. Деятельность человека опосредствована «искусственными приспособлениями», «психологическими орудиями»; цифровые орудия как новая форма психологических знаков многофункциональны, имеют свойства объектов как материальной, так и нематериальной сред, могут целенаправленно произвольно применяться в обучении и социализации. Использование компьютера не способствует переходу мыслительной деятельности во внутренний план опосредствования, но создаются интерпсихические функции, которые не сформировались бы традиционной социализацией в условиях коммуникации с другими, однако переход на интрапсихический уровень осложняется. Необходим пересмотр роли взрослого, преподавателя или учителя, в процессе воспитания и обучения «нового человека» цифровой эпохи, а также роли взрослого как профессионала в выстраивании зоны ближайшего развития (Асмолов, Асмолов, 2019; Солдатова, Войскунский, 2021; Фаликман, 2020).

Недостаток невербальной информации, дистиллированность цифровой среды от непосредственной коммуникации могут как облегчать, так и осложнять процесс усвоения знаний, что зависит от индивидуально-типологических свойств человека, личностных и ценностных особенностей субъекта деятельности, качества овладения ЦТ. В психологии развития коммуникативных способностей, ментализации, психических процессов отмечена важная роль этапа совместного / разделенного с другим внимания, размышления и др. Способность к пониманию других и самопониманию, целеполаганию формируется в живом опыте коммуникации, в том числе путем подражания, однако пока остается под вопросом, насколько эти особенности компенсируются в цифровой среде.

Современное общество смирилось с глобальной цифровизацией коммуникации и образования, - осмысляются механизмы и последствия внешнего опосредствования как цифровые знаки, цифровая среда, специфика получаемых знаний и особенности трансформации личности и когнитивных функций, но участники образовательного процесса не спешат уступать цифровым средам основную смысловую позицию, предупреждая о рисках. Новые технологии должны решать свои образовательные, психологические, психотерапевтические и др. задачи, не выходя за рамки роли «цифрового помощника», выступать внешним регулирующим средством, позволяющим при разворачивании психической деятельности во внешнем плане обеспечить условия развития навыков, чтобы далее организованная деятельность смогла перейти во внутренний план психики и стать целенаправленной, опосредованной задачами самоорганизации и саморазвития.

При вторичном опосредствовании ЦТ уровень освоения знаний остается на интерсубъектном уровне, не становясь полноценным внутренним присвоенным свойством, а распределяясь между субъектом и ЦТ, что может затруднять профессиональное развитие, автономное функционирование в профессиональной ситуации вне ЦТ. Однако часть профессиональных навыков, знаний вообще не могла бы быть получена с помощью традиционной ситуации развития и образования, моделирования зоны ближайшего развития и непосредственного взаимодействия между людьми. ЦТ в образовании косвенно могут

усиливать или ослаблять ряд психопатологических симптомов у обучающихся, чья ведущая активность тесно сопряжена с общением. Часть симптомов может быть выведена из круга патологических, т.е. вероятно влияние на понимание границ психической нормы и патологии. Таким образом, ЦТ, с одной стороны, могут способствовать развитию произвольности и саморегуляции познавательной деятельности, участвовать в опосредствован-ности мыслительной активности, с другой стороны, не имеют возможности всецело заменить личность специалиста, его знания и навыки.

Литература

1. Асмолов, Г.А., Асмолов, А.Г. Интернет как генеративное пространство: историко-эволюционная перспектива // Вопросы психологии. 2019. № 4. C.3-28.

2. Бабаева Ю.Д., Березанская Н.Б., Васильев И.А., Войскунский А.Е., Корнилова Т.В. О вкладе О.К. Тихомирова в методологию, теорию и экспериментальную практику психологической науки // Методология и история психологии. Т. 4. 2009. Вып. 4. С. 9-27.

3. Емелин В.А., Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Психологические последствия развития информационных технологий // Национальный психологический журнал. 2012. № 1. С. 81-87.

4. Сагалакова О.А., Жирнова О.В., Труевцев Д.В. AVATAR-терапия: патопсихология трансформации отношений с «голосом» при слуховых галлюцинациях // Консультативная психология и психотерапия. Т. 29. 2021. № 2. С. 62-99. DOI: https://doi.org/10.17759/ cpp.2021290204.

5. Солдатов Г.У., Войскунский А.Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Журнал Высшей школы экономики. Т. 18. 2021. № 3. С. 431-450. DOI: 10.17323/1813-8918-2021-3431-450.

6. Фаликман М.В. Цифровое опосредствование: новые рубежи культурно-исторического подхода // Вопросы психологии. Т. 66. 2020. № 2. С. 3-14.

7. Liu, Q., Geertshuis, S., Grainger, R. Understanding academics' adoption of learning technologies: A systematic review // Computers & Education. 2020. Article 103857. D0I:10.1016/j.compedu.2020.103857.

8. Sailer, M., Schultz-Pernice, F., Fischer, F. Contextual facilitators for learning activities involving technology in higher education: The Cb-model// Computers in Human Behavior. 2021. Ко. 121. D0I:10.1016/j.chb.2021.106794.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.