МЕХАНИЗМЫ ОРГАНИЗАЦИИ АФФЕКТА ОЦЕНИВАНИЯ И ОВЛАДЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ В СИТУАЦИИ ЭКСПЕРТИЗЫ ЗНАНИЙ
Сагалакова Ольга Анатольевна,
канд. псих. наук, доцент кафедры клинической психологии, Алтайский
государственный университет, РФ, Барнаул E-mail: olgasagalakova @mail.ru Труевцев Дмитрий Владимирович канд. псих. наук, доцент, зав. кафедрой клинической психологии Алтайский
государственный университет, РФ, Барнаул E-mail: truevtsev@gmail. com
MECHANISMS OF THE ORGANIZATION OF EVALUATION'S AFFECT AND COPE BEHAVIOUR IN THE SITUATION OF KNOWLEDGE'S
EXAMINATION
Olga Sagalakova,
candidate of psychological sciences, associate professor of clinical psychology
department, Altay State University, Russia Barnaul
Dmitry Truevtsev,
candidate of psychological sciences, associate professor, head of the clinical psychology department, Altay State University, Russia Barnaul
АННОТАЦИЯ
Представлена патопсихологическая модель социальной тревоги, в рамках которой определены механизмы аффекта оценивания и овладения поведением в ситуациях экспертизы знаний. Определено синдромообразующее нарушение при социальной тревоге, исследованы патопсихологические механизмы дисрегуляции, потери контроля и дезорганизации психической деятельности.
ABSTRACT
It is presented pathopsychological model of social anxiety in which frameworks mechanisms of affect of evaluation and cope behaviour in situations of knowledge's examination are defined. It is defined syndrome's main symptom infringement at social anxiety, losses of control and disorganisation of mental activity are investigated pathopsychological mechanisms disregulation.
Ключевые слова: аффект оценивания; овладение поведением; патопсихология; социальная тревога; ситуация экспертизы знаний.
Keywords: affect of evaluation; cope behavior; pathopsychological model; social anxiety; situations of knowledge's examination.
Патопсихологическая модель психических расстройств разработана Б.В. Зейгарник в рамках культурно-деятельностного подхода Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, а также теории поля К. Левина. Данная модель позволяет исследовать механизмы организации и дезорганизации аффекта оценивания и овладения поведением в ситуации экспертизы знаний как варианта социальной ситуации. Базовые положения этих подходов легли в основу разработки и систематизации патопсихологической модели диагностики, психологической коррекции и прогнозирования динамики психических расстройств. В основном ученики Б.В. Зейгарник анализировали в рамках патопсихологической модели механизмы нарушений перцептивно-познавательной деятельности и мотивации, личности при шизофрении, эпилепсии, алкоголизме, умственной отсталости, аномалиях личности, расстройствах пищевого поведения, органических поражениях головного мозга разного генеза и др. (С.Я. Рубинштейн, Б.С. Братусь, В.В. Николаева, Е.Т. Соколова, А.С. Спиваковская, Ю.Ф. Поляков, др.) [1—2]. При этом тревожные расстройства, социальная тревога не были детально проанализированы в рамках данного подхода (Сагалакова О.А., Труевцев Д.В.) [1—2]. Уникальность и высокая эффективность патопсихологии в экспериментальной диагностике и прогнозировании, четкость и последовательность в анализе системных механизмов нарушения психической деятельности, научная обоснованность и многолетняя апробация базовых методических средств и частных методик обследования пациентов, — все это делает необходимым актуализацию и применение данной модели и для исследования клиники тревожных расстройств и связанных с ними состояний, искажения психики, поведения, адаптации. Патопсихологический анализ позволит строить эффективные программы психологической помощи и психокоррекции психической деятельности при социальной тревоге,
социальном тревожном расстройстве. В традиции культурно-деятельностного подхода Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева, психические процессы не рассматриваются как отдельные функции, но как система познавательных, перцептивных психических деятельностей в единстве с личностно-мотивационной направленностью субъекта. По мысли авторов, психика формируется в практической деятельности и опосредуется в общении с помощью усвоения знаковых систем, в первую очередь, — речи. Деятельность внешняя, интериоризируясь, становится «присвоенным», «прозрачным» системным явлением — свернутой и автоматизированной психической деятельностью, актуализируемой в решении повседневных задач, отвечающей всем тем компонентам ее реализации, которые характерны и для внешней предметно-практической деятельности («врастание извне вовнутрь», по Л.С. Выготскому). Искажения в системе регуляции и опосредствования психических деятельностей лежит в основе целого класса психических нарушений, в том числе тревожных, социально-тревожных расстройств. Определяя патопсихологический синдром, психолог определяет ведущее, центральное нарушение, первичное по отношению к производным искажениям психики как попыткам скомпенсировать первичный дефект. Оно лежит в основе системного дефекта психики, а вторичные и третичные патопсихологические симптомы — это нарушения компонент деятельности в результате опосредованного влияния стержневого искажения. Синдромный подход к патопсихологическому исследованию психической деятельности предполагает качественный структурный анализ системного единства сохранных, нарушенных и скомпенсированных сторон психической деятельности, а также первичных и вторичных, третичных ее нарушений. Определение ведущего центрального компонента искажения психической деятельности в контексте производных системных дефектов позволяет грамотно и эффективно выстраивать психологическую коррекцию и восстановление психики. Рассматривая патопсихологическую модель социальной тревоги, необходимо проанализировать механизмы формирования
и поддержания данного нарушения. Страх оценивания, социальная тревога как тревога в социальных ситуациях потенциального критического оценивания — это вышедшее из-под произвольного контроля и управления переживание, ставший непроизвольным и неопосредованным аффект, провоцирующий дисрегуляцию и структурный распад последовательного исполнения целенаправленной деятельности в социальной ситуации экспертизы знаний (при ответе на экзамене, семинаре, зачете, ответе или выступлении с докладом, аттестации). Это проявляется в том, что поведение человека в ситуации экспертизы знаний дезорганизуется, рассогласуется внутреннее единство компонент психической деятельности и внутрикомпонентных элементов (мотивационная, организационно-целевая, операционально-техническая, динамическая составляющие). С точки зрения анализа социальной тревоги деятельности «организационно-целевой» (регуляционный) компонент диагностически наиболее значим. Высокий уровень социальной тревоги делает неэффективной или невозможной целенаправленность деятельности в ситуациях экспертизы знаний (аттестация, экзамен, проверка навыков) из-за редукции опосредствования аффекта тревоги и невозможности коррекции уровня притязаний, соотношения реальных и идеальных целей деятельности. Целеполагание напрямую взаимосвязано с мотивацией, личностным смыслом деятельности, регулирующим ее, задающим направление активности и «образ результата». Мотивационное противоречие при социальной тревоге вызывает рассогласование гармоничного исполнения деятельности, заключающееся в одновременной актуальности мотивов избегания и достижения (Сагалакова О.А., Труевцев Д.В.) [1—2]. Моделирование эксперимента с использованием методики Ф. Хоппе «Уровень притязаний» позволяет оценить степень влияния на процесс целеполагания ситуации оценочного стресса, уровень организации / компенсации / дезорганизации поведения при моделировании ситуации «неуспеха» и «успеха», критики или похвалы, наличия и отсутствия помощи, ограничения времени выполнения «умственного» задания (регламентация деятельности). Феномен «сдвига мотива
на цель» проявляется в том, что изначально социальный и адекватный мотив деятельности постепенно становится целью, отодвигая первичную смысловую основу деятельности на второй план. При СТР первоначальные мотивы адекватны (мотивация достижения успеха), однако с течением расстройства происходит «сдвиг мотива на цель», и уже не стремление к достижению побуждает и придает смысл деятельности человека, а — желание не испытывать тревогу и напряжение в социальных ситуациях, максимально скрывать признаки собственной тревоги. Данная позиция искажает внимание по типу самоконцентрации — это сосредоточенность на собственных проявлениях в этих ситуациях («экзаменатор» что-то помечает, лицу стало жарко).
Патопсихологический анализ социальной тревоги как аффекта оценивания позволяет определить пути психологической коррекции и компенсации, связанные с необходимостью в процессе психологической помощи формирования системы средств (знаков, символических орудий), опосредствующих аффект оценивания в ситуациях экспертизы знаний, способов овладения тревогой оценивания, динамических регулятивных систем и гибкого уровня притязаний, вариантов стабилизации самооценки.
Список литературы:
1. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Опросник социальной тревоги и социофобии // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. — 2012. — № 4 (15). — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://medpsy.ru
2. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Экспериментально-патопсихологическая модель и диагностика социального тревожного расстройства // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. — 2012. — № 6 (17). — [Электронный ресурс] — режим доступа. — URL: http://medpsy.ru