Научная статья на тему 'Регулятор с дискретно изменяемыми параметрами'

Регулятор с дискретно изменяемыми параметрами Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
178
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы управления
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕЛИНЕЙНАЯ НЕПРЕРЫВНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ИГРЫ / УРАВНЕНИЕ ГАМИЛЬТОНА ЯКОБИ АЙЗЕКСА / УРАВНЕНИЕ РИККАТИ / NONLINEAR UNCERTAIN DYNAMIC SYSTEMS / DIFFERENTIAL GAMES / HAMILTON - JACOBI - ISAACS EQUATION / RICCATI EQUATION

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Афанасьев Валерий Николаевич, Семион Александр Александрович

Для класса динамических неопределенных нелинейных объектов, формулируется проблема управления в ключе дифференциальной игры с квадратическим функционалом качества. Проведен синтез управлений, который приводит к необходимости решения уравнения типа Риккати с параметрами, зависящими от состояния в темпе функционирования объекта. Предложен реализуемый метод нахождения значений параметров регулятора, основанный на решении этого уравнения в отдельных точках траектории системы и определении параметров регулятора для соответствующих интервалов управления. Полученные результаты иллюстрируются математическим моделированием гипотетического объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For a class of nonlinear uncertain dynamic objects presented in the form of models with linear structure and state dependent coefficients the control problem is formulated in the key control differential game with quadratic quality functional. The synthesis of controls which leads to need of Riccati equation solution with parameters depending on states at rate of object functioning is carried out. The method for finding the realizable values of the controller parameters based on the solution of this equation in some points of the trajectory of the system and determining the parameters of the controller to control the corresponding intervals is proposed. The results are illustrated by mathematical modeling of a hypothetical object.

Текст научной работы на тему «Регулятор с дискретно изменяемыми параметрами»

УДК 517.977.8;517.977.58

РЕГУЛЯТОР С ДИСКРЕТНО ИЗМЕНЯЕМЫМИ ПАРАМЕТРАМИ1

В.Н. Афанасьев, A.A. Семион

Для класса динамических нелинейных объектов, подвергающихся неконтролируемым ограниченным возмущениям, предполагается возможность эквивалентного представления таких объектов в виде моделей с линейной структурой и параметрами, зависящими от состояния. Проблема управления формулируется в ключе дифференциальных игр, причем игра рассматривается с одним игроком, вторым же игроком является возмущение, действующее на объект. Линейность структуры преобразованной нелинейной системы и квадратичный функционал качества позволяют при синтезе оптимального управления перейти от необходимости поиска решений уравнения Гамильтона — Якоби — Айзекса к уравнению типа Риккати с параметрами, зависящими от состояния. Основной проблемой реализации полученных при синтезе управлений является невозможность (в общем случае) решения алгебраического уравнения типа Риккати с параметрами, зависящими от состояния, в темпе функционирования объекта.

Ключевые слова: нелинейная непрерывная динамическая система, дифференциальные игры, уравнение Гамильтона — Якоби — Айзекса, уравнение Риккати.

ВВЕДЕНИЕ

Сложность многих современных систем управления зачастую не позволяет получить заранее полное описание процессов, протекающих в системе, и ее взаимодействия со средой. Достаточно часто математическая модель системы управления учитывает лишь допустимые области изменения параметров управляемой системы и характеристик ее отдельных элементов без конкретизации самих этих параметров и характеристик. Указанные области могут определяться, например, интервальными ограничениями, соответствующими заданным техническим допускам на систему. В этих условиях получить аналитическое решение оптимальной задачи управления не представляется возможным.

Проблема управления при решении таких задач для получения гарантирующего результата может быть сформулирована в терминах дифференциальных игр, причем игра рассматривается с одним игроком, вторым же игроком служит возмущение, действующее на объект.

Начало развития теории дифференциальных игр относят к 1965 г., когда была опубликована работа Р. Айзекса (на русском языке — в 1967 г.) [1].

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2014/2015 гг.».

В работах Н.Н. Красовского и его учеников метод дифференциальных игр разрабатывался не только для задач преследования и наведения, но и для задач минимаксного управления [2, 3] — управления с гарантирующим результатом. В подобных работах игра рассматривается с одним игроком, вторым же игроком является возмущение, действующее на объект. Основная проблема, возникающая при реализации теоретических положений дифференциальных игр, связана с трудностями поиска решений уравнения Гамильтона — Якоби — Айзек-са — скалярного уравнения в частных производных. Поэтому в основных работах теории дифференциальных игр конфликтующие участники игры описываются линейными дифференциальными уравнениями и функционалы задаются квадрати-ческими [4]. Популярные методы синтеза управляющих воздействий для нелинейных систем связаны с приемами линеаризации нелинейных уравнений с помощью рядов Тейлора, представления нелинейных уравнений в эквивалентной форме линейных уравнений, но с параметрами, зависящими от состояния, линеаризацией нелинейных систем обратной связью по состоянию или по выходу. В настоящей статье проблема управления формулируется для класса нелинейных объектов, представимых в виде объектов с линейной структурой и параметрами, зависящими от состояния (State Dependent Coefficients — SDC). Линейность

структуры преобразованной нелинейной системы и квадратичный функционал качества позволяют при синтезе оптимального управления перейти от необходимости поиска решений уравнения Гамильтона — Якоби — Айзекса к уравнению типа Риккати с параметрами, зависящими от состояния (State Dependent Riccati Equation — SDRE). Это и составляет основу SDRE-метода синтеза субоптимальных нелинейных систем управления [5, 6].

Несмотря на имеющиеся достаточно убедительные примеры применения SDRE-метода [7—11], остается множество проблем, связанных с ограничениями, налагаемыми на систему, неоднозначностью эквивалентных преобразований исходной системы, построением эффективных алгоритмов решений матричных уравнений Риккати с параметрами, зависящими от состояния, в темпе функционирования системы управления.

В данной статье задача управления нелинейным объектом, подвергающимся воздействию неконтролируемых возмущений, будет рассматриваться в более общем виде, а именно в терминах дифференциальной игры, что позволит обобщить ряд ранее опубликованных теоретических результатов и получить достаточно конструктивные решения в ряде постановок задач управления. Реализацию полученных при синтезе управлений предложено осуществлять решением уравнения Риккати с постоянными параметрами в счетном количестве точек траектории системы. Таким образом, параметры регулятора находятся для каждого промежутка времени между текущим значением состояния и следующим за ним.

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Пусть детерминированная нелинейная система описывается уравнением

|x(t) = fx) + D(x)w(t) + B(x)u(t), x(t0) = x0,

y(t) = Cx(t), (1)

u(t) e U, w(t) e W, t e [t0, T],

где x(-) e d([t0, T], Rn), и(-) e d([t0, T], Rr), w(') e Cx([t0, T], Rk). Здесь x(t) — состояние системы, x(-) e Qx; X0 e Qx — множество возможных начальных условий системы; y e Rm, m ,, n — выход системы; u(t) — управление; w(t) — возмущение; f(x), D(x) и B(x) — непрерывные матрицы-функции. Предполагается, что для всех x система (1) управляема и наблюдаема [12, 13]. Кроме того, будем полагать, что функции f(x), D(x) и B(x) достаточно гладкие такие, что из любых точек (t0, x0) e R+ s

выходило бы одно и только одно решение уравнения (1) х(?, ?0, х0) и был бы единственным соответствующий выход системы у(?) = Сх(?, х0).

Предполагается, что неконтролируемое возмущение которое может быть как детерминированным, так и стохастическим, характеризуется отношением:

И?)| < у(х(?)), V? > 0,

где |м^.(?)| < стг(х(?)), / = 1, к, ? > 0, стг(х(?)) > 0 для всех х(?) е 0.х или в общем виде е №.

Рассматривая возмущение как действие некоторого игрока, противодействующего успешному выполнению задачи управления, сформулируем задачу управления в терминах дифференциальной игры двух игроков Си и С^. Управления и(?) е и и е № будут организовываться с помощью принципа обратной связи по состоянию.

Цель управления и(?) при противодействии процесса состоит в построении такого управляющего воздействия ^ = (х(?), и(?), ^(?)), которое обеспечит выполнение заданного условия

|У(х(Т))| < й, й > 0, У(х(Т)) е Я

Введем функционал качества дифференциальной игры

т

/(х, И, *) = 1 I {/(?)ОК?) + ит(?)Яи(?) -

2 <0

- ^т(?)Рм<?)}Л. (2)

Здесь матрица О, по крайней мере, положительно полуопределенная, матрицы Я и Р — положительно определенные. Предполагается, что ограничения, наложенные на процессы и(?) и можно учесть соответствующим назначением матриц Я и Р. Относительно верхнего предела функционала (2) будем считать, что время Т задано, но такое, что задача дифференциальной игры в период [?0, Т] выполнена.

При таком назначении верхнего предела функционала (2) (интервала управления, в котором может быть завершена дифференциальная игра) задача построения управляющего процесса ^ = (х(?), и(?), ^(?)) может рассматриваться как задача синтеза оптимального управления с бесконечным интервалом управления (Т ^ да) [12].

Допустимыми элементами ^ = (х(?), и(?), ^(?)) в поставленной задаче будем считать функции

класса х(-) е Сх([?0, Т], Я"), и(-) е С([?0, Т], Яг),

*<•) е С([?0, Т], Як).

Определение. Будем называть управляющий процесс = (хг(?), иг(?), ^г(?)), ? е [?0, Тг], Тг < Т, гарантирующим выполнение задачи дифференци-

альнои игры, заключающейся в достижении цели |^(хг(Рг))| < С, С > 0, если доставляет локальный минимум функционалу (2) на решениях системы (1) при любых возмущениях удовлетворяющих ограничению |^(?)| < ст(х(?)), Уt > 0. ♦

Отметим что, /(^г) > /(^) для любых управляющих процессов ^ = (х(?), и(?), ^(?)), I е [?, Тг], для которых |У(хг(Рг))| - |У(х(Рг))| > 0.

В основе необходимого для дальнейших исследований преобразования математической модели объекта (1) лежит методология «расширенной линеаризации», называемой также как «параметризация системы коэффициентами, зависящими от состояния» (SDC-линеаризация) [10].

Предположение 1. Функции /(?) и д/(х)/дхр / = 1, ..., п, непрерывны по х е Ох и /(0) = 0.

Предположение 2. Матрицы П(х), В(х) и дП(х)/дхр дР(х)/дхг, / = 1, ..., п, непрерывны по х е Пх и Дх) ф 0, В(х) ф 0, х е 0.%. ♦

При выполнении предположений 1 и 2 с помощью SDC-линеаризации исходную нелинейную систему (1) можно представить в виде

с

dt

x(t) = A(x)x(t) + D(x)w(t) + B(x)u(t), x(t0) = x0, y(t) = Cx(t),

(3)

где А(х)х(?) = /(х), А(х), Дх), В(х): х е Пх ^ Яп.

2. УРАВНЕНИЕ РИККАТИ С ПАРАМЕТРАМИ, ЗАВИСЯЩИМИ ОТ СОСТОЯНИЯ

Предположение 3. Пусть /х), П(х) и В(х) достаточно гладкие функции такие, что функция Г(х), определенная как

V(x) = inf sup J(x, u, w),

и e Uwe W

(4)

дифференцируемая функция при любых допустимых стратегиях игроков <7^, < е Р2(0, да).

Предположение 4. Функция Г(х), определенная выражением (4), локально липшицева в Ох. ♦

Оптимальные стратегии с обратной связью в дифференциальной игре для игроков < и в задаче, в которой время окончания переходного процесса большое по сравнению с динамикой системы, определяются выражениями [12]

u(t) = -R-1BT(x) ^

w(t) = P-1DT(x) w WJ ax( t)

(5)

где вектор дГ(х)/дх определяется решением уравнения Гамильтона — Якоби — Айзекса

Ц/(х) + 2 ^«О*« - 1 ЦМ X

S [BT(x)R 1B(x) - DT(x)P 1D(x)] J ^ ^ =

0

с граничным условием V(0) = 0 при управлениях (5), обеспечивающих устойчивость системе,

lim x(t) = 0.

t

Исходная система с управлениями (5) определяется выражением

dtx(i) = fx) - [BT(x)R- 1B(x) -

- DT(x)P- 1D(x)]j|X(|j , x(t0) = x0, (6)

T

Если определить (dV(x)/dx(t)) как S(x)x(t), т. е.

T

(dV(x)/dx(i))J = S(x)x(t), то, как показано в работе [10], субоптимальные законы управления w(t) и u(t) с обратной связью в рассматриваемой задаче определяются выражениями

1

u(t) = -R 1B(x)S(x)x(t),

w(t) = P 1D(x)S(x)x(t),

(7)

где положительно определенная матрица ^(х) является поточечным решением матричного уравнения типа Риккати с параметрами, зависящими от состояния

адДх) + Ат(х)^(х) - ^(х)[Рг(х)Я- хР(х) -- Пт(х)Р- хП(х)]^(х) + Ст0С = 0. (8)

Тогда уравнение системы (6) можно переписать в виде

с|х(?) = /х) - П(х)^(х)х(?), х(?0) = х0,

где

y(t) = Cx(t),

n(x) = BT(x)R 1B(x) - DT(x)P 1D(x).

(9)

Отметим, что система (9) устойчива, если матрица П(х), по крайней мере, положительно полуопределена для Ух е Ох. Это нетрудно показать, применяя вторую теорему Ляпунова. Введем функцию Ляпунова VI(х) такую, что

ю^х|} < VI(х) < ю2{|х|>, С^(х)/С? < -ю3{|х|},

Vx е Q

X

где юг{|х |}, / = 1, 2, 3, ю;(0) = 0, ю;{|х |} > 0, скалярные неубывающие функции. Как следует из второй теоремы Ляпунова, что если выполняется условие

^ = ^ ¿т < -Юз{|х|}, (10)

й? дх й? 3

то система устойчива. Принимая во внимание выражение (9), перепишем условие (10):

dVi ( x)

3x

{fx) - n(x)S(x)x(t)} < -ю,{Х|}. (11)

Назначим функцию ^(х) в виде VI (х) = = хт(?)^(х)х(?) и Ю3{|х |} в виде ю3{|х |} = хт(?)СтОСх(?).

После ряда трансформаций неравенство (11) будем иметь вид

£ ^(х) = -хт^(х)[Вт(х)Я-1В(х) - £т(х)Р-1Дх)] х

X £(х)х(?) = -хт£(х)П(х)£(х)х(?)} < 0, Vx,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

—1 т

что означает, что матрица П(х) = [#2(х)Я (х) —

—1 т

— ^1(х)Р (х)] должна быть для всех х е Ох, по крайней мере, положительно полуопределенной.

Таким образом, обеспечение положительной определенности матрицы П(х) благодаря соответствующему назначению в функционале качества (2) матриц штрафа Р и Я является ключевым для выполнения задачи управления в постановке дифференциальной игры, что гарантирует [2] успешное выполнение исходной задачи управления неопределенным нелинейным объектом.

Рассмотрим вопрос об использовании доступной информации о неконтролируемом возмущении. Эту информацию уместно использовать при назначении в функционале качества (2) матрицы штрафа Р. Если имеется такое ст*, что ст* > стг(х(?)),

/ = 1, к, то диагональные элементы матрицы Р для наименее благоприятного случая можно назначить в виде рй = 1/ст*, т. е. Р = Р(ст*) = Р*. Тогда, с учетом последнего, матрица Я должна назначаться так, чтобы выполнялось условие положительной полуопределенности матрицы П(х), Vx ^ 0.

Начальные условия системы х(0) следует принять во внимание при назначении матрицы О, т. е., с учетом того, что эта матрица должна быть, по крайней мере, положительно полуопределенной, то О = О(|х(0)|).

3. РЕГУЛЯТОР С ДИСКРЕТНО ИЗМЕНЯЮЩИМИСЯ ПАРАМЕТРАМИ

3.1. Стратегии дифференциальной игры

Как видно, реализация субоптимальных управлений вида (7) в задачах дифференциальных игр в нелинейной постановке задачи требует решения уравнения (8) в темпе функционирования объекта. Для задач достаточно большой размерности решение этого уравнения, матрицы которого являются функциями состояния объекта, представляется сложной проблемой.

Сделаем предположение о построении регулятора с дискретно изменяющимися параметрами. Разобьем интервал [?0, Т] на N отрезков. Начало каждого отрезка имеет номер /0, ..., _ 1, которому соответствует состояние системы х0, х1, ..., х^ _ 1. Значения состояния системы хг, соответствующие началу каждого из отрезков, определяют значения параметров матриц А(хг), -0(хг), Р(хг). Эти матрицы используются для вычисления положительно определенной матрицы £(х;):

^(хг)А(хг) + Ат(хг)£(хг) - ^(хг)[Вт(хг)Я-1Р(хг) -- ^т(хг)Р-1^(хг)]^(хг) + СтОС = 0. (12)

Таким образом, матрица £(х;) вычисляется в интервале [?0, Т] в счетном количестве значений траектории хр / = 0, 1, 2, ..., N - 1. Вычисленное значение матрицы в /-й момент используется в регуляторе на всем интервале у{ - у{ + 1, / = 0, 1, ..., N.

Управления на каждом интервале у,. - 1 - у,, у = = 1, ..., N определяются выражениями

w,.(t) = P 1DT(x)S(xi)x(i), u.(t) = -R-1BT(x)S(x.)x(t).

(13)

Траектория движения объекта с управлениями (16) определяется решением уравнения

dx(t) = fx) - [B(x)R-1BT(x) - D(x)P-1DT(x)] s s S(x;)x(t), x(t0) = x0, i = 0, ..., N - 1.

Отметим, что интервал [t0, T ] зависит от возможностей устройства, реализующего вычисление матрицы S(x;) по формуле (12).

Очевидно, что при т = t. + 1 - t. ^ 0, i = 0, 1, 2, ..., N - 1, т. е. при уменьшении интервалов разбиения, lim S(x(t;)) ^ S(x(t; + 1)), i = 0, 1, ..., N - 1.

т ^ 0

3.2. Задача управления с разомкнутым контуром по возмущениям

Рассмотрим влияние возмущений на результат управления объектом, используя его модель (3). Пусть в качестве возмущений, действующих на входе объекта, будет белый шум w(t) с характеристиками

M[w(t)] = 0, M[w(i)wT(x)j = W5(t - т), M[x(i0)wT(i)j = 0

и пусть решение уравнения, описывающее исходную систему с изменяющимися от интервала к интервалу значениями параметров регулятора, описывается выражением

(t) = f( x) - B(jc )R-1BT( x )S( xc,) x (t) +

+ D(x)w(t), x(t0) = x0, y(t) = Cxx(t) , i = 0, ..., N - 1,

где матрица S( хг-) вычисляется в каждый момент i в соответствии с уравнением

S( x )A( x) + AT( x, )S( x,) -

- S( x, )V( x, )R-1BT( x,- )S( x,) + CTQC = 0 и сохраняет свое значение в регуляторе u(t) =

_1 T Л /V /V

= -R B (x)S(хг-)x (t) до следующего момента i + 1. Уравнение для ковариационной матрицы

X(t) = M[x(t0)x(t0)] состояния объекта будет описываться соотношением [3]:

4. ПРИМЕР

JtX (t) = x) - B( x )R 1BT( x)

+ X (t) xc) - B( xx )R 1BT( xc)

1

N - 1

N -

Z S

i = 0

N - 1 -|

iZS'

1 i = 0

N - 1; 1

+

+

+ Д х )№£7( х),

ХГ (?0) = м[х(?0)хг(?0)]. Отметим, что при т = ti + 1 — ti ^ 0, / = 0, 1,

2, ..., N — 1 значения параметров матрицы X(0 будут стремиться к значениям матрицы Х(0, т. е.

X (0 ^ Х(0, которая определяется решением уравнения

X (о = {А(х) - я(х)я-1яг(х)ад}Х(о + + Х(!){А(х) - В(х)Р-1Вг(х)^(х)}г + Дх) №£г(х),

Рассмотрим пример из работы [14] (координатное управление спутником), усложнив его введением параметрических возмущений. Исследуемый нелинейный объект описывается дифференциальным уравнением

d

dt

С xi(

x2( t) V x3(t)

a i ( t) 3

X2 (t) x3( t)

-a2( t) x1( t) x3( t) a3( t) xi( t) X2( t)

+

( ¿i(t)«i(ол ' di( t)N

+ ¿2 (t) «2( t) + d2( t)

V b3(t)м3( t) у V d3( t) у

w(t),

х1(0) = 40, х2(0) = 30, х,(0) = 20.

Номинальные значения параметров объекта: а1 = 3, а2 = 1, а3 = 1, Ь1 = 25, Ь2 = 5, Ь3 = 20, = ^2(?) = = ^,(0 = 1.

Возмущение: м>(0 = 15ш(г), где ш(?) — белый шум. Функционал

1 Г

/(х, И, ®) = 1 I{||X(ОН2 + |и(ОН| - N(011р№ 2 0

О = ^[^(0)1, |Х2(0)|, |х,(0)|], Я = 1, Р = 1. 8БС-представление исходной системы:

d

dt

/ Л Xi( t) с 0 0 X2( t)N / л Xi( t)

x2( t) = -x3( t) 0 0 x2( t) +

V x3( t) у V 0 xi (t) 0 V x3( t)y

^ 25Mi(t)A f л 1

+ 5 м2( t) + 1 w(t)

V 20м3(t) у V 1 у

X(t0) = M[x(t0)xT(t0)].

Рис. 1. График изменения коэффициентов регулятора

ческим объектом с помощью решения уравнения Риккати с квазипостоянными значениями параметров на отдельных этапах переходного процесса. С увеличением вычислительной мощности процессоров интервалы, для которых вычисляются параметры регулятора, могут уменьшаться, приближая решение задачи управления нелинейным объектом к оптимальному.

ЛИТЕРАТУРА

Рис. 2. График изменения управления

Рис. 3. График изменения состояний системы

Без учета нахождения значения матрицы S(x0) регулятор описывается уравнением

и((1 + ^ + 2) = -Л-1^)^.^),

где матрица £( х;) отыскивается на отдельных интервалах переходного процесса решением уравнения

S(x)A(x) + ЛГ(х;№,.) - ад ,2Г (х,.)Л-1,2(х;) -- £ (х,.)Р-1,1(х,.)]^(х,.) + СтОС = 0,

в котором

' 0 0 Х2(. С \ 2 0 0

A(x) = -Хз( ti) 0 0 , в = 0 5 0

V 0 xi( ti) 0 у V 0 0 20 ,

Графики переходных процессов в системе представлены на рис. 1—3.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложен метод реализации алгоритма управления нелинейным неопределенным динами-

1. Айзекс Р. Дифференциальные игры. — М.: Мир, 1967. — 479 с.

2. Красовский Н.Н., Третьяков В.Е. Задачи управления с гарантированным результатом. — Свердловск, 1986. — 64 с.

3. Субботин А.И. Минимаксные неравенства и уравнения Гамильтона — Якоби. — М.: Наука, 1991. — 216 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Понтрягин Л.С., Мишенко Е.Ф. Задача об уклонении от встречи в линейных дифференциальных играх // Дифференциальные уравнения. — 1971. — Т. 7, № 3. — С. 436—445.

5. Афанасьев В.Н. Концепция гарантированного управления в задачах управления неопределенным объектом // Изв. РАН: Теория и системы управления. — 2010. — № 1. — С. 16—23.

6. Afanasiev V.N. Guaranteed control of feedback linearizable nonlinear object // American Institute of Physics. Conference Proc. of 9-th Intern. Conf. on Mathematical Problems in Engineering, Aerospace and Science. — 2012. — Vol. 1493/1. — P. 13—19.

7. Mrasek C.P. SDRE autopilot for dual controlled missiles // Proc. 17th IFAC Sympos. ' on Automatic Control in Aerospace. Toulouse, France, 2007.

8. Friedland B. Quasi Optimal Control and the SDRE method // Ibid.

9. Salnci M.U., Gokbilen B. SDRE missile autopilot design using sliding mode control with sliding surfaces // Ibid.

10. Qimen Tayfun. On the Existence of Solutions Characterized by Riccati Equations to Infinite-Time Horizon Nonlinear Optimal Control Problems // Proc. 18th World Conf. IFAC, Milano (Italy) 28.08. — 2.09. 2011. — Р. 9620—9626.

11. Ruderman M., Weigel D., HoffmannF., Bertram T. Extended SDRE control of 1-DOF robotic manipulator with nonlineari-ties // Ibid. — Р. 10940—10945.

12. Афанасьев В.Н., Колмановский В.Б., Носов В.Р. Математическая теория конструирования систем управления. — М.: Высшая школа, 2003. — 615 с.

13. Афанасьев В.Н. Управление нелинейными объектами с параметрами, зависящими от состояния // Автоматика и телемеханика. — 2011. — № 4. — C. 43—56.

14. Федоренко Р.П. Приближенное решение задач оптимального управления. — М.: Наука,1978. — 487 с.

Статья представлена к публикации членом редколлегии

В.Ю. Рутковским.

Афанасьев Валерий Николаевич — д-р техн. наук, зав. кафедрой,

И afanval@mail.ru,

Семион Александр Александрович — студент 5-го курса,

И spin7ion@gmail.com,

Московский институт электроники и математики

Национального исследовательского университета —

Высшей школы экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.