Научная статья на тему 'Регулирующая функция международных договоров: договор о создании безъядерной зоны в Латинской Америке'

Регулирующая функция международных договоров: договор о создании безъядерной зоны в Латинской Америке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
196
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДОГОВОР / БЕЗЪЯДЕРНАЯ ЗОНА / ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА И КАРИБСКИЙ БАССЕЙН / ХОЛОДНАЯ ВОЙНА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / INTERNATIONAL RELATIONS / TREATY / NUCLEAR-WEAPON-FREE ZONE / LATIN AMERICA AND THE CARIBBEAN / COLD WAR / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хирьянова Анна Константиновна, Бебешко Елена Владимировна

Международное право выделяют в особую правовую систему, которая регулирует международные отношения и его субъектов посредством юридических норм, созданных путем фиксированного договора или обычая, с которыми должны считаться государства, нации (народы) и другие участники международных отношений в силу их признания мировым сообществом, несоблюдение которых вызывает его осуждение. Особенностью международного права является возможность применения принудительных мер для обеспечения соблюдения правовых норм на основе действующих международно-правовых норм и в рамках соответствующих международных договоров. Следует отметить, что регулирующая функция международных документов проявляется в установлении государствами четких правил и норм во взаимодействии в различных областях. Без таких ограничений совместное существование и мирное общение государств было бы невозможно. Одним из важнейших вопросов было создание безъядерных зон, которые способствовали установлению доверия между государствами, обеспечению безопасности и нераспространению ядерного оружия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Хирьянова Анна Константиновна, Бебешко Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REGULATING FUNCTION OF INTERNATIONAL TREATIES: CONTRACT ON CREATION OF THE DENUCLEARIZED ZONE IN LATIN AMERICA

International law is singled out as a special legal system that regulates international relations and its subjects by means of legal norms created by a fixed treaty or custom with which states, nations (peoples) and other participants in international relations should be counted, because of their recognition by the world community, non-compliance causes his condemnation. A feature of international law is the possibility of using coercive measures to ensure compliance with legal norms on the basis of existing international legal norms and in the framework of relevant international treaties. It should be noted that the regulatory function of international instruments is manifested in the establishment by states of clear rules and norms in the interaction in various fields. Without such restrictions, joint existence and peaceful communication between states would be impossible. One of the most important issues was the establishment of nuclear-weapon-free zones, which contributed to building confidence among states, ensuring security and non-proliferation of nuclear weapons

Текст научной работы на тему «Регулирующая функция международных договоров: договор о создании безъядерной зоны в Латинской Америке»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 УДК 341.238:623.454.8 (8)

Хирьянова Анна Константиновна, студентка 1 курса магистратуры исторического факультета Таврической академии Крымского федерального университета им.В.И. Вернадского.

e-mail: 2014rthxm2014@mail.ru

Бебешко Елена Владимировна, доцент кафедры новой и новейшей истории Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского.

e-mail: bebeshko_leka@muil.ru

РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ: ДОГОВОР О СОЗДАНИИ БЕЗЪЯДЕРНОЙ ЗОНЫ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ

Аннотация. Международное право выделяют в особую правовую систему, которая регулирует международные отношения и его субъектов посредством юридических норм, созданных путем фиксированного договора или обычая, с которыми должны считаться государства, нации (народы) и другие участники международных отношений в силу их признания мировым сообществом, несоблюдение которых вызывает его осуждение. Особенностью международного права является возможность применения принудительных мер для обеспечения соблюдения правовых норм на основе действующих международно-правовых норм и в рамках соответствующих международных договоров. Следует отметить, что регулирующая функция международных документов проявляется в установлении государствами четких правил и норм во взаимодействии в различных областях. Без таких ограничений совместное существование и мирное общение государств было бы невозможно. Одним из важнейших вопросов было создание безъядерных зон, которые способствовали

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 установлению доверия между государствами, обеспечению безопасности и нераспространению ядерного оружия.

Ключевые слова: международные отношения, договор, безъядерная зона, Латинская Америка и Карибский бассейн, холодная война, международные организации.

Hiryanova Anna Konstantinovna, student of 1 course of a magistracy of department of history of the Taurian academy of the Crimean federal university of V.I. Vernadsky.

e-mail: 2014rthxm2014@mail.ru

Bebeshko Elena Vladimirovna, associate professor of modern and contemporary history of the Taurian academy of the Crimean federal university of V.I. Vernadsky.

e-mail: bebeshko_leka@muil.ru

THE REGULATING FUNCTION OF INTERNATIONAL TREATIES: CONTRACT ON CREATION OF THE DENUCLEARIZED ZONE

IN LATIN AMERICA

Annotation. International law is singled out as a special legal system that regulates international relations and its subjects by means of legal norms created by a fixed treaty or custom with which states, nations (peoples) and other participants in international relations should be counted, because of their recognition by the world community, non-compliance causes his condemnation. A feature of international law is the possibility of using coercive measures to ensure compliance with legal norms on the basis of existing international legal norms and in the framework of relevant international treaties. It should be noted that the regulatory function of international instruments is manifested in the establishment by states of clear rules and norms in the interaction in various fields. Without such restrictions, joint existence and peaceful communication

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 between states would be impossible. One of the most important issues was the establishment of nuclear-weapon-free zones, which contributed to building confidence among states, ensuring security and non-proliferation of nuclear weapons.

Keywords: international relations, treaty, nuclear-weapon-free zone, Latin America and the Caribbean, cold war, international organizations.

Международное право влияет на выполнение внешнеполитических задач любого государства, основываясь на принципах и нормах, исключающих насилие со стороны государства либо группы государств, признающих лишь дипломатические методы для разрешения международных конфликтов. Внешняя политика влияет на позицию государства при разработке текста договора и признание обязательности договорных либо обычных норм. А формирование внешней политики государства происходит под влиянием международного права, особенно наглядно проявляется в вопросах национальной безопасности.

Период глобального геополитического, идеологического, военно-кономического противостояния начавшегося после окончания Второй мировой войны между СССР и США поднял на международную арену острый вопрос, касающийся безопасности многих стран третьего мира. Так идея безъядерной зоны, т.е. территории, на которой в договорном порядке запрещено размещать, проводить испытания, создавать и хранить ядерное оружие, стала одной из центральных проблем. Таким образом, в период холодной войны район Антарктики (Договор 1959 года), Латинская Америка и Карибский бассейн (Договор Тлателолко 1967 года), южная часть Тихого океана (Договор Раротонга 1985 года) получили статус зон, свободных от ядерного оружия. После окончания Холодной войны, вопрос о создании безъядерной зоны оставался актуальным. Дальнейшее заключение международных договоров позволило добавить в список безъядерных территорий еще Юго-Восточную и Среднюю Азию, Африку.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 Если говорить о Латинской Америке, то угроза использования ядерного оружия нависала весь период противостояния двух мировых держав. Одна из первых попыток ограничить использование ядерного оружия была со стороны правительства Коста-Рики, которое в 1958 г. предложило отказаться от производства и покупки ядерного оружия всем латиноамериканским государствам, что было положительно воспринято со стороны ООН. В 1958-1960 гг. сходные предложения поднимались и в Организации американских государств (ОАГ), однако эти идеи не получили дальнейшего развития и не были отражены в документах.

В 1961 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию, по которой Африку призывают рассматривать как зону, свободную от ядерного оружия. Такие меры были предприняты после испытания Францией ядерного оружия в Сахаре в 1960 году. Данная резолюция в 1961 г. была поддержана со стороны стран Латинской Америки, в частности Бразилией.

Следующим этапом по созданию безъядерной зоны стала работа пяти латиноамериканских Президентов в марте 1963 г.: Мексики - Адольфо Лопес Матеос, Боливии - Виктор Пас Эстенссоро, Бразилии - Жоао Гоуларт, Чили - Хорхе Алессандри и Эквадора - Карлос Хулио Аросемена. Итогом их усилий стала допустимость реализовать идею создания документа, который давал бы возможность странам Латинской Америки отстоять свои интересы в период конфронтации сверхдержав.

Так 14 февраля 1967 г. в здании мексиканского министерства иностранных дел в районе Тлателолко столицы Мексики на Конференции стран западного полушария состоялось подписание первого, как говориться в самом документе, договора, «в котором мы объявили о готовности подписать многостороннее соглашение с другими странами Латинской Америки, в котором устанавливалась бы договоренность не производить, получать, складировать, ни пробовать ядерное оружие или устройств ядерных пусковых установок» [2], то есть была установлена свободная от ядерного оружия зона, распространявшаяся на территории подписавших

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 его стран. Официально этот договор вступил в силу 25 апреля 1969 г. для 11 государств и носил название «Treaty of Tlatelolco», полное название «Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке» (Treaty for the Prohibition of Nuclear Weapons in Latin America). Срок действия данного документа был не ограничен.

К 80-м гг. Договор уже подписали 26 суверенных государств Латинской Америки: Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамские Острова, Барбадос, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор и Ямайка [5]. Аргентина хоть и подписала соглашение, но его не ратифицировала, Бразилия и Чили не стали официальными участниками Договора, так как отказались выполнять некоторые статьи соглашения, а Куба, Доминика, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадина вовсе его не подписали. Только осенью 2002 года Договор вступил в полную силу, когда Куба передала на хранение свой документ о ратификации.

Основной целью договора стало запретить, предотвратить испытание, использование, производство или приобретение, хранение, установку, размещение или владение ядерным оружием, прямо или косвенно, от имени какого-либо государства или в любой другой форме на территории стран, подписавших данный договор и взявших на себя обязанность выполнения данных обязательств. В договоре также не было прописано о запрещении использования ядерной энергии на благо экономического и социального прогресса. Небольшие противоречия можно найти в Статье 18, в которой допускается осуществление взрывов ядерных устройств в мирных целях -включая взрывы, предполагающие использование устройств, аналогичных тем, которые применяются в ядерном оружии, - или сотрудничать в этих целях с третьими Сторонами при условии, что при этом будут соблюдены положения других статей Договора, особенно Статьи 1 и 5. Однако данная

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 Статья полностью противоречит Статье 1, где говорится, что «Договаривающиеся Стороны обязуются использовать исключительно в мирных целях материальные и ядерные объекты», при этом «Договаривающиеся Стороны также обязуются воздерживаться от прямого или косвенного проведения, поощрения или разрешения испытаний или от какого-либо иного участия в испытаниях, использовании, изготовлении, производстве любого ядерного оружия, а также во владении или контроле над любым ядерным оружием» [1]. В статье 5 дается определение ядерному оружию. Согласно договору ядерное оружие - это «всякое устройство, способное беспрепятственно высвобождать ядерную энергию и имеющее такую группу характеристик, которые подходят для использования его в военных целях. Инструмент, который может использоваться для транспортировки или приведения в движение устройства, не охватывается этим определением, если он отделяется от устройства и не является его неотъемлемой частью» [1].

К Договору Тлателолко прилагались так же два Дополнительных протокола, которые были направлены на ядерные державы и державы, контролирующие территории в регионе. Так по Дополнительному Протоколу I нелатиноамериканские государства, имеющие де-юре или де-факто международные обязательства в отношении территорий, расположенных в зоне действия Договора, принимают на себя те же обязательства, что и страны-участницы Договора. Согласно Дополнительному Протоколу II страны, обладающие (на тот момент) ядерным оружием, должны были не угрожать применением и не применять его по отношению к странам-участникам Договора. Однако отсутствуют ясные положения о запрещении транзита (транспортировки) ядерного оружия через территории государств-участников данного договора.

Что касается европейских стран то, только Великобритания и Нидерланды подписали и ратифицировали Дополнительный Протокол I, Соединенные Штаты Америки, Великобритания и Франция подписали и

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 ратифицировали Дополнительный Протокол II, сделав при этом ряд изменений. Так, например, США и Франция не отказались от транзита ядерного оружия через территории стран-участниц и не подписывали протокол пока не были внесены ряд оговорок. Советский Союз в свою очередь неоднократно заявлял о готовности оказать помощь в вопросе создания безъядерной зоны в Латинской Америки, что он не ставит под сомнения, и не будет противодействовать деятельности латиноамериканских президентов, при условии, если другие ядерные державы возьмут на себя аналогичные обязательства. Так СССР подписал Дополнительный Протокол II в мае 1978 года, а ратифицировал позднее, в декабре.

За весь период существования Договора в него были внесены три поправки. Согласно первой поправки от 1990 г. в название договора было добавлены слова «и Карибском регионе» («and the Carribean»), вторая поправка от 1991 г. внесла дополнения во 2-й параграф Статьи 25: «...часть или вся территория которого была еще до даты открытия настоящего Договора для подписания предметом спора или тяжбы между внеконтинентальным государством и одним или более латиноамериканскими государствами, до тех пор, пока этот спор не будет решен мирными средствами» [1]. Третья поправка 1992 г. вносила изменения в Статьи 14-16 и 19-20 об усилении роли МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии - международная организация, в функции которой входят расширение сотрудничества по использованию ядерной энергии в мирных целях) в регионе.

В соответствии с положениями Договора о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне в 1969 году также было создано Агентство по запрещению ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне (ОПАНАЛ), целью которого стал контроль над выполнением обязательств. Основными ее задачами остаются контроль за соблюдением безъядерного статуса Латинской Америки, международных

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 документов, относящихся к компетенции Договора, содействие странам-участницам в осуществлении совместных проектов с МАГАТЭ и другими международными организациями в области использования атомной энергии в мирных целях, контроль за реализуемыми в этих странах ядерными программами и исследованиями, а также охрана окружающей среды [7]. Все государства, подписавшие и ратифицировавшие Договор, автоматически становятся членами ОПАНАЛ. В рамках специального Агентства действует три органа, обеспечивающих строгое соблюдение условий Договора: Генеральная конференция, в которой представлены все участники и которая созывается раз в два года; Совет в составе представителей пяти государств-членов, который собирается в Мехико регулярно каждые 2 месяца; Секретариат, который координирует работу двух вышеуказанных органов и осуществляет функции связи, а также распространение и обмен информацией между государствами-членами [5].

Все же результатом работы стран Латинской Америки в вопросах выхода из политической изоляции, сохранения своих интересов и гарантов так же можно считать и договор Тлателолко. В нем были изложены основные идеологические принципы безъядерной зоны, вошедшие впоследствии в формулировки ООН, касающиеся ядерного оружие и его использования мирных и военных целях. Латинская Америка, становится первой в мире территорией с безъядерной зоной, а представитель Мексики в ООН Альфонсо Гарсия Роблес за активное участие в разработке договора Тлателолко получил Нобелевскую премию мира в 1982 году. Однако хоть огромные усилия дипломатов в области ядерного разоружения и были проведены, но в конечном результате оказались практически бесплодными. В современном мире существует громадная концентрация боеприпасов, причем не только в развитых странах, но и в отсталых и экономически слабых государств.

Список источников:

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018

1. № 9068. Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америки. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/pdf/tlatelolko.pdf

2. La proscripción de las armas nucleares en la América Latina [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.opanal.org/la-proscripcion-de-las-armas-nucleares-en-la-america-latina/

3. Preparatory Commission for the Denuclearization of Latin America (COPREDAL). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.opanal.org/en/copredal-2/

4. Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doc.mil.ru/documents/quick_search/more.htm?id=11968334@egNPA

5. Д-р Хосе Р.Мартинес Кобо. Договор Тлателолко и его перспективы/ Д-р Хосе Р.Мартинес Кобо // БЮЛЛЕТЕНЬ МАГАТЭ. - Т. 26. - № 3. - С. 27-32. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.iaea.org/sites/default/files/26303592530_ru.pdf

6. Сизоненко А.И. Отношения СССР со странами Латинской Америкой в 1941 - 1945 годах/ А.И. Сизоненко// Политические изменения в Латинской Америке: история и современность. - 2007. - №2. - С. 28-40. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sites.google.com/site/latinoamerikanistika/arhiv-nomerov/2007-2/a-i-sizonenko-otnosenia-sssr-so-stranami-latinskoj-ameriki-v-1941—1945-godah

7. Агентство по запрещению ядерного оружия в Латинской Америке (ОПАНАЛ) (справочная информация) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.mid.ru/organizacii-latinoamerikanskogo-regiona/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/400594

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.