Научная статья на тему 'Регулирование занятости в Республике Узбекистан при переходе к инновационной экономике'

Регулирование занятости в Республике Узбекистан при переходе к инновационной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATIVE ECONOMY / СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОЙ ПРИНЦИП ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ / PROFESSIONAL BRANCH PRINCIPLE OF PUBLIC EMPLOYMENT SERVICE / ИНТЕНСИВНЫЕ МЕТОДЫ ВЫБОРА РАБОТЫ / INTENSIVE METHODS OF JOB SELECTION / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ / ORGANIZATIONAL METHODS / COMPOSITION OF EMPLOYMENT ON DATA / ECONOMIC METHODS OF EMPLOYMENT REGULATION / ADMINISTRATIVE AND LEGAL METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исмаилов А. Р.

В статье исследуются перспективные направления регулирования занятости при переходе к инновационной экономике. Отмечено, что задачами бизнеса, регионов, правительства Республики Узбекистан являются создание высокотехнологичных современных рабочих мест и плановое движение к современной структуре занятости. Государственная политика в сфере занятости должна быть гибкой, а мероприятия по поддержке безработных адресными. Их эффективность можно повысить за счет мер, направленных на поощрение предпринимательских инициатив граждан, например, поддержки малого бизнеса, создания малых предприятий. Предлагаются три группы механизмов государственного регулирования занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of Increasing Employment Regulation Efficiency in Condition of Transition to Innovation Economy

In the article is studied perspective directions employment regulation during period of transition to innovative development. In this respect, the task of the government, business, and regions is to create such high-tech jobs and modern job places and planned act to modern composition of the employment. The state policy in the field of employment should be flexible, measures supporting the unemployed should be targeted. Today, to stimulate the branch of science, including universities for entrepreneurial initiatives of citizens for example, small business support, in account of integration with other programs aimed at the creation of small enterprises to increase their efficiency and targeting is very important. Three group of methods will be offered of state regulation mechanism of labour market and employment for market economy countries.

Текст научной работы на тему «Регулирование занятости в Республике Узбекистан при переходе к инновационной экономике»

Регулирование занятости в Республике Узбекистан при переходе к инновационной экономике

А.Р. ИСМАИЛОВ, Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека, Ташкент. E-mail: [email protected]

В статье исследуются перспективные направления регулирования занятости при переходе к инновационной экономике. Отмечено, что задачами бизнеса, регионов, правительства Республики Узбекистан являются создание высокотехнологичных современных рабочих мест и плановое движение к современной структуре занятости. Государственная политика в сфере занятости должна быть гибкой, а мероприятия по поддержке безработных - адресными. Их эффективность можно повысить за счет мер, направленных на поощрение предпринимательских инициатив граждан, например, поддержки малого бизнеса, создания малых предприятий. Предлагаются три группы механизмов государственного регулирования занятости.

Ключевые слова: инновационная экономика, структура занятости, образование, профессионально-отраслевой принцип государственной службы занятости, интенсивные методы выбора работы, экономические, организационные и административно-правовые методы регулирования занятости

В Республике Узбекистан поставлена цель формирования инновационной экономики и повышения ее конкурентоспособности на международном уровне. Переход к инновационной экономике должен привести и к преобразованию рынка труда. Неэффективные и малооплачиваемые рабочие места будут заменены отвечающими современным требованиям. Задача бизнеса, государственной власти регионов и республики - создание именно таких высокотехнологичных современных рабочих мест и плановые действия по формированию современной структуры занятости. В этом заинтересованы все: бизнес, которому надо повышать эффективность своей деятельности, государство, которое планирует уровень занятости и распределение трудовых ресурсов, и люди, которые желают работать на нормальных рабочих местах и получать достойную зарплату.

Государственная политика в сфере занятости должна быть гибкой, а мероприятия по поддержке безработных - адресными. Поэтому на рынке труда уделяется особое внимание гражданам, находящимся в крайне тяжелом положении (женщины с малолетними детьми, многодетные родители, пожилые люди, инвалиды и граждане, ухаживающие за инвалидами). И наконец, это молодежь,

ЭКО. - 2016. - №8 ИСМАИЛОВ А.Р.

которая ищет "свою" работу после окончания учебного заведения. Возможности их трудоустройства должны быть расширены, в том числе за счет обучения профессии и повышения квалификации.

Среди инструментов государственной политики особое место занимают региональные программы по уменьшению напряженности на рынке труда, поскольку разница в числе нуждающихся в работе по районам республики очень велика: от 17,0 на 1000 чел. в Сырдарьинской области до 82,9 чел. - в Ферганской [1. С. 50]. В целом по Республике Узбекистан число нуждающихся в обеспечении работой выросло на 21% к уровню 2008 г [2. С. 139; 3].

Для совершенствования системы организации трудоустройства граждан, занятых поиском работы, рекомендуется внедрение в практику крупных центров занятости профессионально-отраслевого принципа, который даст возможность работникам, занимающимся вопросами трудоустройства, специализироваться на обслуживании безработных по отдельным сферам экономики и профессиям и позволит расширить связи с работодателями при поиске дополнительных вакансий для трудоустройства безработных, особенно женщин. Целесообразно также применение интенсивных методов выбора мест трудоустройства (с использованием списка предприятий, планов поиска работ, групповой перерегистрации отдельных категорий безработных).

Важную роль играют превентивные меры по отношению к группам граждан, находящихся под воздействием риска длительной безработицы (работники предприятий, приблизившихся к банкротству, низкоквалифицированные работники, женщины с несовершеннолетними детьми и др.). Чтобы трудоустроить безработных из группы риска, которые длительное время не могут найти работу, можно использовать технологии профилирования, которые включают интенсивные программы содействия занятости уже на первом этапе безработицы, а не после того, как это состояние стало застойным [4. С. 224; 5]. Служба занятости осуществляет в этом случае индивидуальную оценку безработных и составляет индивидуальные планы их действий.

Для разумного использования имеющихся трудовых ресурсов необходимы изменение подходов к подготовке кадров, усиление взаимосвязи между рынком труда и системой профессионального образования, обучения и переподготовкой занятых и безработных.

Основное направление диверсификации предложения рабочей силы и адаптации профессионального образования к спросу рынка

труда - это система обучения и переподготовки граждан по многопрофильным образовательным программам, интегрированным профессиям (штукатур-укладчик, кафельщик-маляр, тракторист-машинист-ремонтник, секретарь-офис-менеджер-инспектор отдела кадров, бухгалтер-кассир, пользователь ЭВМ и др.).

В политике занятости требуется переход к активным мероприятиям по сохранению рабочих мест в перспективных сферах и отраслях экономики (субсидирование занятости в передовых отраслях и на региональных предприятиях, поощрение развития малого предпринимательства).

Очень важно повысить эффективность и адресность государственной политики за счет программ, направленных на поощрение предпринимательства, например, поддержку малого бизнеса, создание малых предприятий. Такие мероприятия принимают в Узбекистане массовый характер.

Для оказания помощи предпринимательским инициативам безработных в местных структурах должны быть организованы общественные органы из ведущих предпринимателей. В рамках их деятельности для населения могут быть реализованы психологические тренинг-программы по развитию качеств, содействующих предпринимательской активности, создаваться бизнес-инкубаторы.

С учетом эффективности малого бизнеса в стране представляются целесообразными усиление его государственной поддержки, улучшение правового регулирования и социальной защиты, налоговые льготы. По оценкам специалистов, развитие в Узбекистане малого бизнеса и частного предпринимательства даст возможность трудоустроить большую часть работников, увольняющихся в процессе структурных реформ.

Можно использовать и опыт стран Западной Европы, где при органах службы занятости учреждены коммерческие центры по поддержке инициативных форм предпринимательства и занятости безработных. Эти центры выполняют функции посредника между гражданами, решившими начать свое дело, и местными органами исполнительной власти по вопросам аренды зданий и помещений, транспорта, связи; консультируют по вопросам создания малых предприятий, их лицензирования и регистрации, маркетинга, бухгалтерского учета, менеджмента, правовым и кадровым вопросам, льготному кредитованию начинающих [6. С. 83].

Важную роль должно играть поощрение работодателей, создающих и сохраняющих новые, эффективные рабочие места,

176

ИСМАИЛОВ А.Р.

особенно в сферах с высокой мультипликативной эффективностью (трудоёмкие производства сферы обслуживания, строительство жилья, туризм), за счет таких рычагов, как льготное налогообложение и кредитование, государственные заказы и т. д.

Стратегию борьбы с безработицей в Узбекистане необходимо тесно увязать с состоянием рынка труда и уровнем занятости в том или ином регионе и отрасли. В регионах с невысоким уровнем скрытой безработицы и развитыми отраслями эффективна политика защиты от безработицы. А в регионах с высоким уровнем безработицы в промышленности, строительстве, науке целесообразны программы ускорения институционально-структурной перестройки на основе восстановления инвестиционного процесса, развития малого бизнеса и частного предпринимательства, обучения уволенных работников новым профессиям и специальностям.

Содействовать борьбе с безработицей, особенно хронической, в регионах с депрессивной экономикой, где существуют убыточные, бесперспективные производства, лишний труд, могли бы развитие общереспубликанского рынка труда, формирование единой экономической среды, развитие конкуренции, науки и техники, рост эффективности производства и повышение реальных доходов населения, стабилизация цен на жильё и тарифов на транспорт. В этих условиях рабочая сила из региона с высокой безработицей будет двигаться туда, где спрос на неё будет выше.

Зарубежные исследователи предлагают пособие по безработице превратить в «ваучеры занятости», то есть безработные смогут, по их усмотрению, использовать часть пособия по безработице в качестве ваучера, выдаваемого предпринимателям [6]. Но для республики сейчас важно учесть собственные приоритеты в политике занятости, а не прямо применять опыт развитых стран. Прежде всего, следует определить общегосударственные и региональные сферы регулирования рынка труда и оптимально распределять финансовые средства, направляемые на реализацию политики занятости. Каждый сум выделенных средств должен быть направлен в те регионы, в которых рост занятости принесет наибольшую отдачу.

Решение проблем безработицы тесно связано с государственной инвестиционной политикой. Сегодня в центре внимания - перерабатывающие отрасли промышленности, прежде всего машиностроение, от которого зависит использование современного оборудования и новых технологий. Достижению

долгосрочных целей регулирования занятости будут способствовать следующие меры:

- общее оздоровление экономической среды в стране, поощрение инвестиционной активности и достижение экономического роста;

- создание в негосударственном секторе экономики условий для расширения занятости, в том числе поддержка малого бизнеса и занятости как таковой;

- профессиональное обучение и переподготовка граждан.

Основные направления государственного регулирования занятости и рынка труда включают также законодательное регулирование рынка труда и трудовых отношений, определение размера минимальной оплаты труда; создание для групп социально уязвимого населения рабочих мест и содействие в обеспечении их занятости; выплата государственных пособий по безработице; государственное участие в предварительной подготовке, переподготовке, повышении квалификации, подготовке кадров, формирование государственной службы занятости. Этот механизм предполагает три группы методов:

- экономические: льготное кредитование и налогообложение в целях поощрения сохранения и создания рабочих мест предпринимателей, обучения кадров востребованным профессиям, бюджетная политика и т. д.;

- организационные: создание служб занятости и трудоустройства, информационной системы, государственной системы профилирования, подготовки и переподготовки кадров;

- административно-правовые: нормативное определение порядка заключения трудовых договоров, продолжительности рабочего времени, обязательных отчислений предпринимателей в Национальный фонд обеспечения занятости, установление квот на трудоустройство и минимальной ставки заработной платы и др.

Литература

1. Социальное развитие и уровень жизни в Узбекистане. -Т., 2013. - С. 50.

2. Труд и занятость в Узбекистане. - Т, - 2015.

3. Учебное пособие по изучению доклада Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на заседании Кабинета министров Республики Узбекистан, посвященного итогам социально-экономического развития страны в 2012 г. и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2013 г. «Наша главная цель - решительно следовать по пути широкомасштабных реформ и модернизации страны». - Т.: «О^1ШусЫ» НМИУ, 2013.

4. Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007.

5. Бочарова И. Ю. Снижение длительной безработицы и программы профилирования //Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 25.

6. Фешенко Н. В. Занятость и её регулирование: Учеб. пособие. - Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.