Научная статья на тему 'РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
264
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Ключевые слова
ДЕПУТАТЫ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / СТАТУС ДЕПУТАТА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ногайлиева Марина Халитовна, Чомаев Шамиль Хыйсаевич

В статье представлено нормативно-правовое регулирование выборов и правовой статус депутатов представительных органов местного самоуправления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

• депутат представительного органа муниципального образования не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата (за исключением публичных оскорблений, клеветы или иных нарушений, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом).

В остальном депутат представительного органа муниципального образования несет сегодня юридическую ответственность наравне со своими избирателями, т. е. в общем порядке, установленном федеральным законодательством.

Поэтому хочется надеяться, что со временем институт депутатской неприкосновенности на уровне местного самоуправления получит более широкое развитие, что позволит муниципальным народным избранникам (кстати, наиболее близким к народу) чувствовать себя более защищенно и уверенно хотя бы в период исполнения депутатских полномочий.

Справедливым будет и установление для депутатов представительных органов муниципальных образований более серьезной ответственности за разного рода злоупотребления своей депутатской неприкосновенностью. И лишение статуса депутата в определенных случаях здесь будет нелишним. Ведь за дополнительными правами всегда должны следовать дополнительные обязанности и, как следствие, ответственность [6].

Литература:

1.Конституция Российской Федерации [Текст]. - М : Юрид. лит., 1993. - 64 с.

2.Российская Федерация. Законы Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. - Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/19a00e10f96925380ae57f1e59de5932b269c6bb

3. КонсультантПлюс

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/db4a692e271482b79cdb093584a70a909aadff5c/

4. КонсультантПлюс

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/90ef01bf205c3d114790e35fb301e249d707b775/

5. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/

6.Практика муниципального управления https://e.munuprav.ru/?mid=23074

РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ

ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Ногайлиева Марина Халитовна

(к.ф.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления и политологии Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, Россия) Чомаев Шамиль Хыйсаевич (магистрант 3 курс ГМУ ОЗО, Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, Россия

Аннотация. В статье представлено нормативно-правовое регулирование выборов и правовой статус депутатов представительных органов местного самоуправления

Ключевые слова: депутаты, представительные органы, статус депутата.

Представительство на уровне местного самоуправления признанно на законодательном и практическом уровне как наиболее эффективная форма организации публичной власти. Реформа местного самоуправления расширила полномочия представительных органов, тем самым актуализировав проблемы их формирования и функционирования. Согласно нормативным документам, представительный орган местного самоуправления — это выборный коллегиальный орган местного самоуправления, обладающий правами юридического лица, состоящий из представителей населения (депутатов), количество и срок полномочий которых определяется в уставе муниципального образования в соответствии с федеральным законом [1].

Согласно действующего законодательства, депутату создаются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Местные депутаты занимаются представительской деятельностью на непостоянной основе, что рождает с одной стороны множество проблем, а с другой освобождает местных депутатов для осуществления иной деятельности в рамках законодательства. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек - один депутат. Данное правило с одной стороны, освобождает

депутата для ведения иной деятельности, с другой негативно сказывается на мотивации их профессионально развиваться, приобретать компетенции, необходимые для качественного выполнения своих обязанностей [2].

Депутаты представительных органов местного самоуправления избираются всеобщим и тайным голосованием с соблюдением всех демократических принципов выборов. Местные депутаты выполняют различные функции - от участия в разработке бюджета, до участия в разработке программ развития муниципального образования, от взаимодействия с населением, до отстаивания интересов муниципального образования, при необходимости, на уровне региона и государства.

Депутаты, члены выборных органов при реализации своих функции должны соблюдать принципы законности, ответственности прозрачности сове деятельности. При реализации своих полномочий местные представители взаимодействуют с различными органами власти, организациями и общественными институтами. Срок полномочий местных депутатов определяется сроком полномочий представительного органа местного самоуправления, а срок полномочий представительного органа местное самоуправления определяется Уставом муниципального образования, но законодательно ограничен рамками - не менее двух лет и не более пяти лет. Согласно установленным законодательным рамкам, относительно срока полномочий местных депутатов, можно отметить следующие принципы:

- день избрания депутата - день голосования;

- прекращение полномочий депутат муниципального представительного органа прекращается в день формирования нового состава представительного органа местного самоуправления;

- установленный срок полномочий депутата остается неизменным весь срок, если иное не предусмотрено Федеральным законом исключительные случаи - досрочное освобождение в рамках закона оговорено) [3].

Особым элементом системы депутатской деятельности на муниципальном уровне выступает досрочное прекращение полномочий. Так, согласно, законодательству досрочное прекращение полномочий связано со следующими событиями:

- смерть гражданина, осуществляющего депутатскую деятельность;

- добровольное прекращение полномочий;

- решение суда о недееспособности депутата в силу определенных причин, например тяжелой болезни;

- решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим;

- обвинительный приговор в суде в отношении депутата;

- выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

-прекращения российского гражданства, прекращения гражданства иностранного государства -участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

- отзыв избирателями депутатского мандата у гражданина;

- досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

- в иных случаях, установленных законом.

Наиболее приемлемой формой досрочного сложения полномочий депутата на муниципальном уровне является добровольное прекращение полномочий вследствие тяжелой болезни, длительной поездки, семейных обстоятельств и иных причин личного характера. В данном случае депутат предоставляет личное заявление в представительный орган местного самоуправления.

Что касается отзыва мандата у местных депутатов, то данная процедура регламентирована в Уставах муниципальных образований. Данная процедура может проводиться с привлечением населения или на основании решения представительного органа, который на установленных законом основаниях лишает депутата мандата.

К основным формам депутатской деятельности на муниципальном уровне можно отнести:

- нормотворческая деятельность;

- организационная деятельность (участие в сессиях и слушаниях, исполнение поручений и т.д.);

- депутатские запросы;

- работа с избирателями.

В основном, полномочия местных и муниципальных представителей осуществляются в двух направлениях: работа в рамках представительного органа и работа с избирателями и населением.

Организационная и нормотворческая деятельность депутатов на муниципальном уровне предполагает право участия во всех сферах полномочий представительных органов местного самоуправления. Депутаты имеют право работать в комитетах и комиссиях, разрабатывать проекты нормативных и плановых документов, высказывать свое мнение по важным вопросам. Каждый депутата на уровне местного самоуправления наделен полномочиями выступать с инициативой назначения кандидатур на должностные лица местного самоуправления, на рассмотрение вопросов на сессиях, инициировать запросы и проверки.

Согласно Регламенту представительных органов местного самоуправления, депутат может быть выведен из числа членов комитетов и комиссий за систематические пропуски заседаний последних. Чаще всего депутатов обязывают присутствовать на сессиях представительных органов местного

самоуправления, особенно при обсуждении важнейших вопросов- бюджета, голосования по кандидатуре главы муниципального образования и т.д.

Нормотворческая деятельность депутатов является ключевой формой их работы и на минимальном уровне. Любой проект нормативного документа, подготовленный одним депутатом муниципального образования или инициативной группой, обязательно должен быть рассмотрен на очередном заседании и обсужден. Каждый депутат имеет право высказаться и в случае несогласия с большинством, имеет право его мнение письменно отразить в решении.

Все органы власти, организации и предприятия, расположенные на территории муниципального образования обязаны содействовать в депутатской деятельности местных депутатов, должны оказывать им поддержку и принимать их без отлагательства.

Второе направление работы депутатов муниципальных образований - работа с населением, приобретает особую актуальность в современной России. Работа с избирателями представляет собой сложную деятельность, требующую от депутата определенного уровня компетентности, культуры общения, коммуникабельности. Ключевой фактор успеха взаимодействия депутата с населением-желание как депутата, так и жителей вступать в активный диалог. В большинстве уставов муниципальных образований современной России депутата обязывают поддерживать постоянную связь с населением, проводить периодические отчетные мероприятия [4]. Однако, взаимодействие депутатов и населения сталкивается с проблемой легитимности муниципальной власти, вопросами доверия, аполитичности населения.

Деятельность депутатов представительного органа местного самоуправления может быть эффективной в том случае если избиратели будут более требовательны и активны, а сам депутат будет более компетентен и коммуникабелен. Обратную связь между представителями и народом на всех уровнях власти, в том числе и муниципальном уровне, необходимо подкреплять информационной поддержкой. Информационная поддержка может быть представлена как освещением проблем местного самоуправления в СМИ, так и посредством использования персональных интернет - сайтов депутатов. Одним из эффективных каналов обратной связи депутата с избирателями может стать персональный сайт каждого депутата, либо страничка на официальном сайте представительного органа, либо страничка в соцсетях. На сайте обязательно должна быть горячая линия или интернет приемная. Данная форма информирования и обратной связи особенно активизирует на наш взгляд молодое и среднее поколение, которые предпочитают электронные ресурсы другим видам информационных ресурсов [5].

Вообще информация является в современном мире мощным орудием политики и самым действенным ресурсом власти.

Литература:

1.Ногайлиева, М. Х. Механизмы формирование деятельности представительного органа местного самоуправления в системе местного муниципальной власти / М. Х. Ногайлиева // Chronos. - 2021. - Т. 6. - № 11(61). - С. 15-17.

2.Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/

3.Российская Федерация. Законы Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. - Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/19a00e10f96925380ae57f1e59de5932b269c6bb

4.Волков, А. М. Административное право: учебник / А. М. Волков, А. С. Дугенец. - Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2017. - 288 с.

5.Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Электронный ресурс] федеральный закон от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.