Научная статья на тему 'Регулирование свободы слова в сети Интернет в Российской Федерации'

Регулирование свободы слова в сети Интернет в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
677
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА / ЦЕНЗУРА В ИНТЕРНЕТЕ / СВОБОДА СЛОВА / ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ / ПРАВО НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / INTERNET REGULATION / INTERNET CENSORSHIP / FREEDOM OF SPEECH / FAKE NEWS / RIGHT TO DISSEMINATE INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каштанова Полина Алексеевна

Регулирование функционирования глобальной сети сегодня представляется важнейшей задачей любого государства, в том числе актуально оно и для российского правопорядка. В данной статье исследуются ключевые правовые акты, составляющие нормативную основу регулирования сети «Интернет» в нашей стране. Особое внимание уделяется анализу недавних изменений, затрагивающих свободу массовой информации в Интернете, с опорой на судебную практику и иностранный опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Каштанова Полина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF FREEDOM OF EXPRESSION ON THE INTERNET IN THE RUSSIAN FEDERATION

A regulation of the global network today seems to be the most important task of any state, including its relevance to the rule of law in Russia. This article deals with the crucial legal acts which form the normative basis for Internet regulation in our country. Special attention is given to the analysis of the recent developments affecting freedom of the mass media on the Internet, on the basis of courts decisions and foreign experience.

Текст научной работы на тему «Регулирование свободы слова в сети Интернет в Российской Федерации»

УДК 342.92

Каштанова Полина Алексеевна Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики» Факультет права Россия, Москва kashtanovapa@gmail.com Kashtanova Polina Alekseevna National Research University «Higher School of Economics» Faculty of Law Russia, Moscow

РЕГУЛИРОВАНИЕ СВОБОДЫ СЛОВА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: регулирование функционирования глобальной сети сегодня представляется важнейшей задачей любого государства, в том числе актуально оно и для российского правопорядка. В данной статье исследуются ключевые правовые акты, составляющие нормативную основу регулирования сети «Интернет» в нашей стране. Особое внимание уделяется анализу недавних изменений, затрагивающих свободу массовой информации в Интернете, с опорой на судебную практику и иностранный опыт.

Ключевые слова: регулирование интернета, цензура в интернете, свобода слова, фейковые новости, право на распространение информации.

REGULATION OF FREEDOM OF EXPRESSION ON THE INTERNET IN

THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation: a regulation of the global network today seems to be the most important task of any state, including its relevance to the rule of law in Russia. This article deals with the crucial legal acts which form the normative basis for Internet regulation in

our country. Special attention is given to the analysis of the recent developments affecting freedom of the mass media on the Internet, on the basis of courts decisions and foreign experience.

Key words: internet regulation, internet censorship, the freedom of speech, fake news, right to disseminate information.

Большинство ученых разделяют мнение о том, что на текущий момент человечество пребывает на этапе расцвета информационного общества, которое характеризуется такими признаками как повсеместное распространение информации, новых знаний и технологий. Но, конечно же, не стоит забывать, что неотъемлемой частью современной жизни они стали в значительной степени благодаря использованию всемирной компьютерной сети, называемой также Интернет. Очевидно, что Интернет, как одно из важнейших достижений конца ХХ - начала ХХ! века, открыл перед людьми множество возможностей, но он же и породил новые вызовы, ответы на которые еще не найдены. Одной из важнейших из таких проблем стоит считать правовое регулирование данной сети.

Совершенствование законодательства в этой сфере становится важнейшей задачей многих правопорядков, в том числе актуально оно и для России. Для лучшей иллюстрации стоит обратиться к «Мониторингу развития информационного общества» Росстата. В нем, в частности, утверждается, что численность пользователей сети Интернет на сто человек населения в 2018 году составляла 81 процент. Доля организаций, использующих Интернет, составляет примерно 91 процент, а доля органов государственной власти и местного самоуправления около 95 процентов [1].

С учетом этих данных, сложно отрицать важность осуществления информационной функции государства, выделяемой некоторыми авторами наряду с иными более известными его функциями [2]. В целом, можно выделить шесть важнейших направлений государственной политики в сфере регулирования глобальной сети в России. К ним относятся запрет

распространения вредной или незаконной информации; регулирование электронного документооборота; правонарушения на просторах глобальной сети; развитие киберэкономики; обеспечение соблюдения авторских прав и вопросы информационной безопасности [3, с. 170].

Анализ действующего законодательства показывает, что текущее правовое регулирование сети «Интернет» в России, уже имеет значительную нормативную базу, которую составляют только на федеральном уровне более пятидесяти федеральных законов, а также многочисленные нормативные акты Президента и Правительства [3, с. 165].

Говоря о законодательном регулировании сети «Интернет», нельзя не упомянуть Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации». По большей части он посвящен различным СМИ и информации, затрагивающей регулирование глобальной сети в нем относительно немного. Но в нем дается понятие сетевого издания, которое, исходя из определения, обязательно должно быть зарегистрировано в качестве средства массовой информации [4]. То есть фактически если это условие не выполняется, то такой сайт не является СМИ и не регулируется данными правилами. Неурегулированный сегмент Интернета, в частности, старается охватить Постановление Правительства РФ от 26 октября 2012 № 1101, затрагивающее создание единого реестра сайтов, содержащих запрещенную к распространению информацию.

Другим важным законом, регулирующим данную сферу, является ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». За последние пять лет в него вносилось множество изменений. Например, в 2014 году закон также был дополнен статьей 10.1 определяющей обязанности организатора распространения информации в глобальной сети [5]. Уже из этого краткого описания можно сделать вывод о колоссальной работе проделанной законодателем за последние пять-семь лет в сфере правового регулирования сети «Интернет».

За один только последний год вносилось несколько новых широко обсуждаемых изменений в законодательство, напрямую затрагивающих рассматриваемую проблематику. Имеются в виду, в частности, поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и КоАП, а также так называемый закон «о суверенном интернете». Так, согласно поправкам в закон была добавлена новая статья 15.11, которая регулирует вопросы ограничения доступа к информации, выражающей явное неуважение к официальным государственным символам РФ, Конституции РФ, а также таким субъектам, как государство и органы, осуществляющие государственную власть на территории Российской Федерации [5]. Одновременно статья 20.1 КоАП была дополнена положениями, определяющими наказание за нарушение данного закона, в частности, в виде штрафов от тридцати тысяч до ста тысяч рублей, а за повторное нарушение закона от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток [6]. В рамках данной статьи уже было рассмотрено несколько дел. Так, в мае этого года Ю.Д. Картыжеву был назначен административный штраф в размере 30 000 рублей. Как указал суд, гражданин использовал «нецензурную лексику, а именно изложенные в неприличной письменной форме слова, которые оскорбляют человеческое достоинство и общественную нравственность, выражая явное неуважение к Президенту Российской Федерации Путину В.В.» [7]. Так что данная статья применяется, что вызывает заметное недовольство в СМИ.

Также в статью 13.15. КоАП в марте 2019 года были добавлены пункты 911, устанавливающие ответственность за распространение заведомо недостоверной информации, которое уже при однократном нарушении гражданами карается «административным штрафом в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой». Максимальное взыскание для физических лиц достигает 400 тысяч рублей для юридических - 1,5 миллиона [6]. Так, в октябре Селемджинский районный суд Амурской области применил данную

статью, но исходя из тяжелого материального положения виновных, штраф был сокращен до 15 тысяч рублей [8]. В целом же судебная практика по этим статьям не слишком обширная.

Что касается общественной реакции, оценка данных изменений в законодательство по большей части негативная, и они широко критикуются как на страницах СМИ, так и в научной среде. Так, партнёр «АБ Торн» Сергей Токарев, выражает мнение о том, что наказание за явное неуважение к власти предоставляет правоприменительным органам «простор для фантазий», так как формулировки, используемые в законе, в целом «общие и крайне оценочные», а значительный размер штрафов он интерпретирует как «посягательство на свободу слова» [9].

Негативная же оценка так называемого «закона о фейковых новостях» связана, по мнению некоторых исследователей, с ошибочным пониманием сути самого закона и, следовательно, соотнесением его с опытом советской цензуры. На самом же деле закон направлен на предотвращение возможного вреда в отношении «жизни и здоровья граждан, имущества, общественного порядка и общественной безопасности» [10].

Необходимо также упомянуть принятые в апреле этого года изменения в ФЗ «О связи» и ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»», также называемые законом «о суверенном Интернете». Данные изменение преподносятся законодателем как средство обеспечения прав граждан путем защиты российского сегмента Интернета в случае возникновения внешних угроз его функционирования [11]. Вводимые изменения также помогают отслеживать источник передаваемого трафика, а в случае необходимости дают государственным органам возможность запрета его пропуска. Мнение по поводу этого закона среди общественности и СМИ в целом стоит охарактеризовать как негативное. В частности, это вызвано опасениями возможного контроля интернет-контента со стороны государственных органов, манипуляции информацией в угоду собственным

целям и при наименее благоприятном исходе изоляции российского сегмента интернета [12].

После данного небольшого анализа становится очевидно, что в настоящее время одним из важнейших направлений законодательной политики становится регулирование сети Интернет. Мнения об эффективности текущей политики в данной сфере, как уже было сказано, противоречивые и зачастую негативно окрашенные. В целом же оценка вводимых изменений самих по себе в отрыве от зарубежного опыта и существующих теоретических наработок в данной области не представляется релевантной, в связи с чем необходимо обратиться к соответствующим источникам.

В теории принято выделять три модели регулирования сети Интернет: либеральную, авторитарную и авторитарно-тоталитарную. Либеральная модель заключается в отсутствии излишнего контроля контента, размещаемого в Интернете. Авторитарная модель предполагает контроль только за информацией, затрагивающей политическую сферу, в том числе, когда определенные материалы направлены на критику существующей системы государственной власти. И наконец наиболее жесткая авторитарно -тоталитарная модель заключается в такой направленности государственной политики, что целью ее становится запрет свободного доступа к Интернету в целом. Тем не менее, точно соотнести страны с той или иной моделью невозможно, т.к. по сути они выступают в качестве идеальных типов [13].

На данный момент, пожалуй, один из наиболее либеральных подходов к регулированию глобальной сети реализуется в США. По большей части оно затрагивает вопросы защиты личной информации, интеллектуальных прав и недобросовестной конкуренции. Первая поправка к Конституции США гарантирует свободу слова и печати и является основной и важнейшей гарантией защиты соответствующих прав [13]. Хотя и здесь принимаются спорные законы, например, принятый в 2016 году закон «Об обмене информацией о киберугрозах». Против него, в частности, высказывались различные правозащитные организации и крупные корпорации, указывая, что

закон открывает Агентству национальной безопасности и Федеральному Бюро Расследований доступ к конфиденциальной информации пользователей [14].

Страны ЕС в целом тоже можно отнести к представителям либерального подхода. Но если смотреть отдельно по странам, то можно также выделить множество законов, непосредственно ограничивающих свободу информации. Так, например, в Германии в 2018 году вступил в силу закон «О мерах в отношении социальных сетей». Он налагает на крупные сетевые платформы, такие как Facebook, Instagram, или YouTube, обязанность удалять «незаконный контент», который может заключаться не только в прямых призывах к насилию, но и, например, в оскорблении представителей власти [14].

Как можно увидеть из представленных примеров, опыт законодательного регулирования сети Интернет ни в одной из развитых стран не допускает свободного и бесконтрольного функционирования глобальной сети. В Российской Федерации регулирование в данной сфере представляется процессом, еще только набирающим обороты, поэтому перед законодателем стоит множество вызовов, ответы на которые еще не найдены.

В данной ситуации кажется разумным положиться на опыт стран, которые продвинулись в этом направлении гораздо дальше. Исходя из рассмотренных законов, регулирующих данную сферу в иных правопорядках, можно сделать вывод о том, что принимаемые в последние годы в России законы достаточно сложно называть излишне жесткими, так как схожее регулирование наблюдается в других странах.

Другая проблема состоит в том, что данные ограничения непонятны гражданам, в связи с чем и вызывают недовольство со стороны общественности. Поэтому стоит проводить более серьезную работу по разъяснению нововведений, возможно, с обоснованием через опыт зарубежных стран. Конечно, принимать новые нормы следует постепенно и очень осторожно, с использованием должного обоснования их необходимости. В целом же текущее законодательное регулирование в данной сфере следует признать разумным и отвечающим опыту зарубежных правопорядков.

Список литературы:

1. Федеральная служба государственной статистики — URL: https://gks.ru.

2. Лапина М.А., Николаенко Б.С. Административно-правовое регулирование отношений в области оборота вредной информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационных сетях // «Юридический мир», 2013, № 3.

3. Ковалева Н.Н. Информационное право России: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. -360 с.

4. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» // СПС «Гарант».

5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СПС «Гарант».

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (КоАП РФ) // СПС «Гарант».

7. Решение № 7-44/2019 от 23 мая 2019 г. по делу № 7-44/2019 [Электронный ресурс] - URL: https://sudact.ru/regular/doc/lk4jSxQSqcYO/.

8. Расплата за фейк: двух амурчанок оштрафовали за пересылку ложных сообщений в WhatsApp // Амурская правда [Электронный ресурс]. URL: https://www.ampravda.ru/2019/10/10/091455.html.

9. Совфед одобрил наказания за оскорбление власти и фейк-ньюс // Сайт Право.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.ru/news/209861/7desc_emb.

10. Масликов В.А. Цензура в современных СМИ в условиях информационный войны // Материалы Афанасьевских чтений, 2019, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsenzura-v-sovremennyh-smi-v-usloviyah-informatsionnoy-voyny.

11. Колобаева Н.Е. Особенности реализации права на распространение информации при использовании сети интернет // Российское право: Образование. Практика. Наука. — 2019. — Вып. 4. С. 8.

12. Прокопенко А. Закон о суверенном рунете. Как он возник и к чему приведет [Электронный ресурс]: Московский центр Карнеги. URL: https://carnegie.ru/commentary/78928.

13. Коршунов И.Л. Регулирование в интернете: защита личности или ограничение свободы // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2019. Вып. 4. С.121.

14. Малькевич А. Как регулируется интернет в разных странах мира [Электронный ресурс]: Центр прикладных исследований и программ. URL: http://www.prisp.ru/opinion/1801 -malkevich-o-regulirovanii-interneta-v-mire-1802.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.